Управление образования администрации МО г. Березники
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества»
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
Протокол № 2
________ О.А. Шарипова
Педагогическим советом
Директор МАУ ДО ДДЮТ
«29» сентября 2025 г.
«29» сентября 2025 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
по декоративно-прикладному искусству
«Очумелые ручки»
Направленность: техническая
Уровень освоения: общекультурный (базовый)
Возраст учащихся: 7-12 лет
Срок реализации: 4 года
Составитель:
педагог дополнительного образования
Лелина Ольга Владимировна
Березники, 2025 г.
1
СОДЕРЖАНИЕ
1
1.1
1.2
Раздел
РАЗДЕЛ № 1
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
Нормативно-правовая база
Направленность программы
Уровень освоения
Актуальность
Отличительная особенность.
Целевая группа, особенности состава учащихся
Срок обучения:
Формы организации образовательного процесса:
Особенности организации образовательного процесса.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.3.1 Учебный план
1.3.2 Содержание
1 год
2 год
3 год
4 год
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
2
РАЗДЕЛ № 2
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
2.3
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ОБУЧАЮЩИМИСЯ
2.4
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Принципы построения и реализации программы
Методы обучения
Перечень методических материалов
Особенности организации образовательного процесса в период
карантина и дистанционного режима.
2.5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
3
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОГРАММЫ
2
стр.
2
4
5
7
8
8
9
9
10
11
11
15
21
22
РАЗДЕЛ № 1
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовая база
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Очумелые ручки» создана для организации образовательного процесса в МАУ ДО
«Дворец детского (юношеского) творчества» для обучения начальному творческому
развитию, через ознакомление с видами декоративно – прикладного искусства.
В процессе создания программы учтены положения следующих нормативных
документов:
Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273 от 29.12.2012 г.;
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р);
Приказ Министерства Просвещения России от 09.11.2018 №196 "Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242);
Устав МАУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества».
Направленность программы: техническая
Уровень освоения: общекультурный (базовый)
Актуальность программы связано с изменениями в социально экономической
сфере общества и модернизацией образования в России, что обуславливает
подготовку обучающихся к самостоятельной трудовой и творческой деятельности,
сохранение и приумножение народных традиций. Программа «Очумелые ручки»
предоставляет ребенку широкое разнообразие видов деятельности в области
декоративно - прикладного искусства, позволяет ребенку ознакомиться с видами
декоративно - прикладного искусства и в дальнейшем выбрать путь освоения того
вида деятельности, который будет наиболее интересен ребенку.
Отличительная особенность
Программа ставит в основу образовательного процесса практика –
ориентированную направленность. В рамках
программы предусмотрено
ознакомление обучающихся с разными видами декоративно-прикладного искусства,
получение ребенком знаний, умений и навыков, и воплощение этих знаний в
реальном декоративно – прикладном изделии (игрушки, сувенира, украшения,
3
панно), c
применением народных промыслов, традиций
и регионального
компонента.
Младший школьный возраст – это время закладывания основы
духовности личности ребенка, формирования художественного вкуса, на основе
традиций и понимания принципов прикладного искусства. Это время, когда
благодаря непосредственности, эмоциональности происходит активное восприятие
ребенком окружающего мира, раскрываются
и формируются когнитивные,
творческие способности.
Целевая группа: дети 7-12 лет.
Особенности состава учащихся. Программа предназначена для обучения всех
желающих (и девочек и мальчиков) и не требует специального допуска врача.
Данная программа педагогически целесообразна, т.к. ее реализация органично
вписывается в единое образовательное пространство образовательной организации
и позволяет применять ее в инклюзивных группах. Занятия помогают ребенку
социализироваться, благоприятно влияют на становление личности ребенка с ОВЗ в
целом.
Срок обучения: 4 год
Программа «Очумелые ручки» может быть реализована в течение четырёх лет
обучения, этой подготовки учащимся будет достаточно для начала освоения
образовательных программ по разным направлениям декоративно – прикладного
творчества. Программа явится средством общего развития ребенка, развития сферы
чувств, эстетического вкуса, интеллектуальных и творческих способностей,
навыков работы с инструментами и материалами для художественного труда.
Форма обучения: очная, групповая
Особенности организации образовательного процесса
Учреждение дополнительного образования, как приемник дошкольной
ступени, не строит свою работу с «нуля», а «подхватывает» достижения ребенка –
дошкольного возраста и развивает накопленный им потенциал. Такое понимание
преемственности позволяет реализовать непрерывность в развитии и образовании
детей. Данная программа
является промежуточной, помогает выбрать
направленность для дальнейшего обучения детей среднего и старшего школьного
возраста в коллективах декоративно – прикладного творчества.
Для профилактики и предотвращения распространения гриппа, ОРВИ, новой
коронавирусной инфекции в условиях карантина или режима самоизоляции
реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
проводится в дистанционном режиме с использованием электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий.
1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
4
Цель программы: Создание условий для разностороннего развития личности и
последующего самоопределения ребенка в выборе направлений деятельности.
Получение начальных навыков творческого труда.
Задачи, которые ставит программа:
Обучающие:
познакомить учащихся с направлениями декоративно-прикладного искусства;
познакомить учащихся с основными принципами и правилами декоративноприкладного искусства;
научить применять правила и законы декоративно-прикладного искусства в
творческих работах;
научить практическим навыком работы с разными материалами;
Развивающие:
развитие логического и креативного мышления при обучении технологии
создания изделия, формирование навыков самостоятельного творчества;
развитие мелкой моторики рук;
формирование творческой активности;
Воспитывающие:
формирование художественного вкуса;
формирование бережного отношения к народным традициям в искусстве
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.3.1 УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1 год обучения
всего
часо
в
1 Введение 2
в
образоват
ельную
программ
у
2 Работа с
8
природны
м
материало
м
3 Работа с
8
бумагой
теор
ия
прак
тика
2
-
2
2
2 год обучения
всего
часо
в
теор
ия
прак
тика
2
2
-
6
8
2
6
8
2
5
3 год обучения
всего
часо
в
теор
ия
прак
тика
2
2
-
6
8
2
6
8
2
4 год обучения
всего
часо
в
теор
ия
прак
тика
2
2
-
6
8
2
6
6
8
2
6
4 Работа с
8
текстилем
(Печворк)
5 Плетение 12
2
6
8
2
6
8
2
6
8
2
6
4
8
12
4
8
12
4
8
12
4
8
6 Вышивка
12
4
8
12
4
8
12
4
8
12
4
8
7 Вязание
12
4
8
12
4
8
12
4
8
12
4
8
8 Одежда
для
кукол(юн
ый
дизайнер)
9 ИТОГО
8
2
6
8
2
6
8
2
6
8
2
6
22
48
22
48
22
48
22
48
70
70
70
70
Всего на курс обучения в расчете на одного ребенка по программе необходимо теория- 88, практика –192, итого - 280 часов.
1.3.2 СОДЕРЖАНИЕ
Содержание программы распределено по всем видам художественной обработки
материала и выстроено в определенной последовательности с нарастанием
сложности выполнения технологического процесса по мере развития моторных
способностей ребенка и сложности обработки материала.
Занятия проводятся один раза в неделю - 45 минут, 15 минут перерыв, 45 минут.
Программа позволяет создать условия на занятиях в группах для игр с
изготовленными поделками, конструирования и моделирования, что снижает
возникающее напряжение глаз, позвоночника при работе.
В программе не предусмотрено жесткое разделение учебного времени по видам
обрабатываемого материала, что позволяет педагогам варьировать задания в
зависимости от особенностей и условий образовательного учреждения,
способствует более активному творческому поиску, самостоятельности в действиях,
самовыражению. Это помогает педагогу осуществлять развивающий характер
обучения.
Программа строится по определенному плану, состоящему из семи видов
деятельности:
работа с природным материалом
работа с бумагой;
6
работа с текстилем (печворк)
плетение;
вышивка;
вязание;
одежда для куклы (юный дизайнер)
Педагоги могут вводить темы по своему виду творчества, тем самым готовя детей к
занятиям в своих коллективах.
К программе прилагаются тематические планы.
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ
Тематическое планирование.
Первый год обучения.
Количество часов: в год - 70 ч., в неделю - 2 ч.
№
Разделы программы
Количество часов
п/
Теория
Практика
п
1 Введение в образовательную
2
программу.
2 Работа с природным материалом.
2
6
Аппликация (листья, цветы) Коллаж.
3 Работа с бумагой.
2
6
Аппликация.
4 Работа с текстилем.
2
6
Аппликация.
5 Плетение из бумаги.
4
8
6
7
8
Вышивка. Изонить (заполнение
окружности, углов).
Вязание крючком (воздушные петли,
столбики без накида, столбики с
накидом).
Одежда для кукол (юный дизайнер).
Аксессуары (шарф, шапка, гольфы).
ИТОГО
22
Тематическое планирование.
Второй год обучения.
Количество часов: в год - 70 ч., в неделю - 2 ч.
7
4
8
4
8
2
6
70
48
№
Разделы программы
п/
п
1 Введение в образовательную
программу.
2 Работа с природным материалом
Аппликация (семена растений),
коллаж.
3 Работа с бумагой
Бумагопластика.
4 Работа с текстилем
(Печворк)
5 Плетение из шнура.
6
7
8
Количество часов
Теория
Практика
2
6
2
6
2
6
4
8
4
8
2
6
2
Вышивка. Изонить (выполнение
композиций).
Вязание Крючком (выполнение круга).
Одежда для кукол (юный дизайнер)
Повседневная одежда (Платье или
джемпер, юбка).
ИТОГО
4
22
8
70
48
Тематическое планирование.
Третий год обучения.
Количество часов: в год - 70 ч., в неделю - 2 ч.
№
Разделы программы
Количество часов
п/
Теория
Практика
п
1 Введение в образовательную
2
программу.
2 Работа с природным материалом
2
6
Аппликация (семена растений),
объёмные композиции, коллаж.
3 Работа с бумагой
2
6
Оригами
4 Работа с текстилем и фурнитурой.
2
6
Аппликация. Изготовление
декоративных композиций.
5 Плетение из ниток.
4
8
6
Вышивка. Декоративные швы
(тамбурный, стебельчатый).
4
8
8
7
8
Выполнение салфетки.
Вязание Крючком (выполнение
квадрата).
Одежда для кукол (юный дизайнер)
Костюм (джемпер, брюки-шорты).
ИТОГО
4
8
2
6
22
70
48
Тематическое планирование.
Четвёртый год обучения.
Количество часов: в год - 70 ч., в неделю - 2 ч.
№
Разделы программы
Количество часов
п/
Теория
Практика
п
1 Введение в образовательную
2
программу.
2 Работа с природным материалом,
2
6
объёмные композиции (шишки.
жёлуди).
3 Работа с бумагой.
2
6
Квиллинг.
4 Работа с текстилем и фурнитурой.
2
6
Изготовление декоративных
украшений, изделий из фетра.
5 Плетение из лыка.
4
8
6
7
8
Вышивка пайетками и бисером.
Выполнение панно.
Вязание крючком (многоцветное
вязание).
Одежда для кукол (юный дизайнер)
Костюм.
ИТОГО
22
4
8
4
8
2
6
70
48
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В процессе обучения обучающиеся приобретают ключевые компетенции,
которые включают в себя
совокупность взаимосвязанных качеств личности
(знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к
определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной
продуктивной деятельности по отношению к ним.
9
Предметные компетенции:
уверенное владение инструментами и материалами, применяемыми в
декоративно – прикладном творчестве;
самостоятельное использование выкроек и технологических карт;
самоконтроль за качеством выполняемой работы.
Метапредметные компетенции:
умение формулировать понятия, определять категории, сравнивать, обобщать,
классифицировать;
строить логические рассуждения, делать умозаключения и выводы;
работать индивидуально и в группе.
Личностные компетенции:
освоение социальных и нравственных норм, правил поведения;
формирование осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам.
Предполагается использование следующих форм организации занятий с детьми.
коллективная
групповая
индивидуальная.
2.
РАЗДЕЛ № 2
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год
обуч
ения
Целевая
группа
Возраст
Количес
тво
часов по
програм
ме в год
Недельн
ая
нагрузка
Режим
занятий
1 -й
7-8 лет
70 ч.
2-й
9-10
70 ч.
9-10
70 ч.
9-10
144
2 часа
в
неделю
2 часа
в
неделю
2 часа
в
неделю
4 часа
в
неделю
1 раз в
неделю
по 2 часа
1 раз в
неделю
по 2 часа
1 раз в
неделю
по 2 часа
2 раз в
неделю
по 2 часа
10-11
70 ч.
3-й
Количество
групп и ФИО
педагога,
реализующего
программу
с
данной группой
2 группы
Петрова Е.Ю
1 группы
Лелина О.В.
1 группа
Мухутдинова
Н.В.
2 часа 1 раз в 1 группы
Лелина О.В.
в
неделю
неделю по 2 часа
10
Сроки
реализации
(кол-во недель в год,
каникулы, сроки)
Сроки
проведения
аттестации
36 уч. недель
начало уч/г
01.09. 2025
каникулы
с 28 .12.2025
по 10.01.2026 окончание уч/г
25.05.2026
С
01.04.2026
по
25.05.2026
4 -й
11-12лет
70 ч.
2 часа 1 раз в 2 группы
Лелина О.В.
в
неделю
неделю по 2 часа
11-12лет
70 ч.
2 часа 1 раз в 2 группы
Петрова Е.Ю
в
неделю
неделю по 2 часа
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Кадровое обеспечение: Педагоги дополнительного образования
Лелина Ольга Владимировна (высшая квалификационная категория)
Мухутдинова Наталья Валентиновна (высшая квалификационная категория)
Петрова Елена Юрьевна (первая квалификационная категория)
Лобач Наталья Львовна (первая квалификационная категория)
Адрес реализации ДООП: МАУ ДО ДДЮТ – г. Березники, Ломоносова 89а
Материально-техническое обеспечение
Помещение: учебный класс оборудован партами, имеется шкаф для хранения
изделий, стеллажи для хранения оборудования и раздаточного материала для
работы, демонстрационная доска, ПК.
Оборудование: гладильная доска, утюг, наборы принадлежностей и инструментов
для работы.
2.3 ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
Формы аттестации:
практическая работа;
творческие задания;
выездные выступления;
участие в фестивалях-конкурсах, выставках, выступлениях разного уровня (в
учреждении, городе и за его пределами).
Формы фиксации образовательных результатов: диагностическая карта
Форма предъявления и демонстрации образовательных результатов: выставки
ДПИ, конкурсы ДПИ
ДИАГНОСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
С целью отслеживания эффективности образовательного процесса,
11
и её влияния на формирование личности ребёнка используются разные формы и
методы диагностики.
Формы, методы.
1 Наблюдение.
2 Беседа (с учащимися и их родителями)
3 Изучение личностных качеств учащихся (карта индивидуального
развития ребёнка) по методике отслеживания и стимулирования
саморазвития ребёнка в досуговой деятельности Кленова Н. В.,
Ломова В. Ф., Меренков А. В..
4 Изучение комфортности учащихся в творческом коллективе
(анкетирование учащихся).
1 Наблюдение.
2 Беседа (с учащимися и их родителями)
3 Контроль
за
учебно-познавательной
деятельностью
(тестирование).
4 Мониторинг творческой, учебно-познавательной деятельности
учащихся
(сбор и накопление первичной информации, её
обработка и
обобщение)
5 Коррекция
личностных
качеств
учащихся
(карта
индивидуального развития ребёнка) по методике отслеживания и
стимулирования саморазвития ребёнка в досуговой деятельности
Кленова Н. В., Ломова В. Ф., Меренков А. В.
Расчёт балльной оценки индивидуальных качеств.
Качество.
Степень выраженности.
Активность
Терпение
Воля
Самоконтроль
Внешне побуждаемая
Стихийная
Самоуправляемая
Меньше, чем на ползанятия
Больше, чем на ползанятия
На всё занятие
Постоянно побуждается извне
Иногда внутренними усилиями
Всегда внутренними усилиями
Контроль постоянно извне
12
Ответственные
психолог
психолог
психолог
психолог
педагог
педагог
педагог
педагог
педагог
Количество
баллов.
3
4
5
3
4
5
3
4
5
3
Тип установки
Тип самолюбия
Интерес к знаниям
Уровень
конфликтности
Тип сотрудничества
Периодический сам
Постоянно сам
На процесс
На результат
Завышенный
Заниженный
Нормальный
Навязан извне
Иногда поддерживает сам ребёнок
Поддерживается самостоятельно
Провоцирует конфликт
Не участвует сам ребёнок
Старается улаживать конфликт
Избегает участия в общем деле
Участвует при побуждении извне
Инициативен в общих делах
4
5
+ или 0
+ или 0
3
4
5
3
4
5
3
4
5
3
4
5
Опираясь на методики отслеживания и стимулирования саморазвития ребенка
(авторы – Кленова Н.В, Ломова В.Ф., Меренков А.В.) были разработаны карты
индивидуального развития ребенка и карты личностного роста.
Карты индивидуального развития ведутся психологом, где в количестве
баллов выражаются качества учащегося и их степень выраженности. Данные карты
помогают педагогу увидеть развитие таких качеств как терпение, активность,
интерес к знаниям и правильно строить и дифференцировать образовательный
процесс (приложение № 1)
Карта личностного роста – показатель освоения учащимся программы за
каждые полгода (приложение № 2)
Педагог заполняет карту по итогам проведения диагностических заданий в
соответствии с предложенными формами.
Карточка индивидуального развития ребенка в коллективе
Приложение № 1
Название коллектива «Очумелые ручки»________________________________
Руководитель: Лелина Ольга Владимировна
Год обучения______________________________ учебный год._______________________________
N
Ф.И. ребенка
Возраст
I полугодие
П
Орг.Ф
волевые
ка качества
ч.
А
Т В С
Ориент
ационн
ые кач.
Поведенч
ес-кие
качества
Т.
у
И
13
Т.
с
К
Т
с
II полугодие
П
Орг.Ф
волевые
ка качества
ч.
А
Т В С
образец
Ориент
ационн
ые кач.
Поведен
чес-кие
качества
Т.
у
И
Т.
с
К
Т
с
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
15
Карта личностного роста обучающихся
у/год.
Название коллектива: «Очумелые ручки»
Год обучения: ___________, группа №______________
Результаты года: (теория) В - % С – % Н – %
№
Ф.И.
1 полугодие
Практика
Теория (количество работ)
В С Н По ВыНа
Отме
пр полвыс ог
нено чены
ра
тав
дипл
м
ку
оме
мами
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Руководитель Лелина О.В.
Приложение № 2
(практика) В – % С – % Н – %
2 полугодие
Теория
Практика
(количество работ)
Урове В С Н По
Вы На От
нь
прог
вы меподгорам
пол счен
товле
ме
та ы
ннен вк дип
ности
о
у
ломам
и
Критерии оценивания уровня подготовленности (теория)
подготовленности (практика)
Высокий - дается полный ответ на поставленный вопрос.
выполнение работы.
Средний – допускаются незначительные ошибки.
небольшой помощью педагога
14
Уров
ень
подг
отовл
енност
и
Критерии оценивания уровня
Высокий – самостоятельное
Средний – выполнение работы с
Низкий – ответы на вопросы не даются
контролем педагога
Низкий – выполнение работы под
2.4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Принципы построения и реализации программы
Принцип комплексности – реализуется посредством поэтапного обучения по
всем разделам программы. Материал каждого года обучения взаимопересекается
и опирается на базовые знания предыдущих годов обучения;
Принцип непрерывности. Означает преемственность между всеми ступенями и
этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учётом
возрастных психологических особенностей развития детей.
Принцип концентричности содержания – учебный материал изучается и
реализуется методом «послойного наложения» т. е. углубления и усложнения
предыдущего материала технически, темпо-ритмически, координационно;
Принцип интеграции содержания – взаимное дополнение и обогащение блоков
программы и учебных предметов между собой;
Принцип целостности. Предполагает формирование учащимися обобщённого
системного представления о мире.
Принцип гибкости и вариативности - позволяет мобильно и оперативно
обновлять содержание программы, обновлять опыт и знания обучающихся в
связи с быстрым развитием современного искусства.
Принцип активности и осознанности детей в обучении – использование
преимущественно активных форм и методов обучения.
Принцип деятельности. Включение обучающихся активную и разностороннюю,
в максимальной степени самостоятельную деятельности.
Принцип дифференцированности - допускает изменения состава групп
обучающихся в зависимости от уровня развития детей и подбор содержания для
групп с разной подготовкой. Индивидуализация обучения – предельный случай
дифференциации (работа с одарёнными детьми).
здоровьесбережение
предусматривает
учёт
психологических
и
физиологических возможностей обучающихся, построение учебного процесса
через постепенное усложнение материала, создание ситуации успеха;
Принцип психологической комфортности. Предполагает снятие всех
стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на занятиях
доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики
сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
Принцип творчества. Означает максимальную ориентацию на творческое начало
в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта
творческой деятельности.
15
Методы обучения
1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
словесные: рассказ, лекция, беседа, дискуссия;
наглядно-иллюстративные: демонстрация, показ, объяснения;
репродуктивные: активное восприятие, запоминание и воспроизведение;
проблемно-поисковые: исследовательская деятельность, задания на развитие
творческого мышления и воображения;
практические: различные по уровню сложности задания и упражнения.
2. Методы самостоятельной работы:
по заданию педагога,
по собственной инициативе обучающихся.
3. Методы стимулирования и мотивации обучения:
ситуация новизны, неожиданности;
театрализация и драматургия;
ситуация успеха;
значимость обучения и результат.
4. Методы контроля и самоконтроля:
анализ результатов деятельности обучающихся;
создание контролирующих ситуаций (открытые занятия, сценические
выступления, мастер – классы, семинары);
самонаблюдение;
самоанализ и самоотчёт.
Педагогические технологии, используемые в работе
Полихудожественный подход (Б. П. Юсов) – подбор учебного материала и
построение образовательного процесса на основе взаимосвязи, взаимодействия,
интеграции, синтеза искусств. Одним из основоположников синтетического
слияния разных направлений искусства является Э. Жак Далькроз. Б. П. Юсов и
Г. П. Шевченко подчеркивали, что усвоение ребенком искусства идет по трем
основным направлениям:
музыка (аудиальное развитие или развитие аудиальной культуры);
изобразительное искусство (визуальное развитие или развитие визуальной
культуры);
литература (вербальное развитие или развитие вербальной культуры).
В коллективах ИЗО и ДПИ эти искусства соединяются при создании детьми
концептуальных и театральных костюмов или целых коллекций одежды. При
создании и демонстрации которых в концертном номере соединяются эти 3
искусства. Это триединство с успехом воплощается в художественных и
концертных программах коллектива.
16
Поликультурный подход
- знакомство с культурным наследием разных
народов мира, подбор учебного материала и построение образовательного
процесса на основе взаимосвязи, взаимодействия, разных культур. Изучение
различных технологий, принадлежащих различным странам и национальностям
(скетчинг- Америка, батик и роспись по ткани- Япония, Китай). Он помогает
получить
опыт
межкультурного взаимодействия, и, при этом обогащает
собственный культурный багаж, развивая и сохраняя
собственную
идентичность, опираясь на идеи сосуществования, взаимопроникновения и,
одновременно, сохранения своеобразия индивидуальных культур.
Педагогические технологии личностно-ориентированного типа
Технология личностно-ориентированного обучения (автор: И.С. Якиманская)
сочетает обучение (нормативно-сообразная деятельность общества) и учение
(индивидуальная деятельность ребенка).
- максимальное развитие
индивидуальных познавательных способностей ребенка, использование уже
имеющегося у ребенка опыта жизнедеятельности. Помощь в становлении
личности путем организации познавательной деятельности. Методологической
основой технологии является дифференциация и индивидуализация обучения,
которая осуществляется на занятиях, по отношению к каждому члену коллектива,
отдельно.
Технология индивидуализации обучения - составление индивидуальной
образовательной программы для каждого ученика, опираясь на его
характеристики и возможности.
Технология группового обучения (автор: Б.Л. Ливер) - организация совместных
действий, коммуникации, общения, взаимопонимания, взаимопомощи,
взаимокоррекции. Работа в парах, распределение материала по подгруппам.
Групповые технологии эффективно способствует развитию коммуникабельности,
самостоятельности, а также выявлению лидерского состава в группе.
Технология коллективно-творческой деятельности (автор И.П. Иванов)
способствует воспитанию общественно-активной творческой личности,
организации социального творчества. Предполагает организацию совместной
деятельности, где каждый участник коллектива, включая педагога, участвует в
планировании, подготовке и реализации задуманного. Участники коллектива
сообща работают над созданием единой композиции, изделия, работы,
мероприятия, события. Кроме того, данная технология может применяться как в
урочное, так и не в урочное время.
Игровые технологии (о значении игры писали - Я.А. Коменский, Песталоцци.
вклад в теорию игры внесли К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, П.И. Пидкасистый,
Д.Б. Эльконин, В.К. Дьяченко, Н.А. Щукрова) - активизация и интенсификация
деятельности учеников на основе игровой деятельности, которая способствует
17
формированию мотивации, активному включению ребенка в образовательный
процесс, создает благоприятные условия для формирования доверительных
отношений между участниками. Это игры на развитие образного мышления и
воображения, на развитие навыков работы в команде и коммуникативных
навыков. Применение сюжетных занятий и занимательного материала, а так же
элементов соревновательности. Применение игровых технологий позволяет
развить творческий потенциал детей, и побудить их к активной творческой
деятельности. Активно применяется с детьми младшего школьного возраста.
Педагогические технологии деятельностного типа
Системно-деятельностный подход в образовании - организация учебного
процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в
максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности учащихся
и построение учебной деятельности, как слаженной системы, составные чсти
которой работают во взаимодействии.
Технология проектной деятельности (автор: Джон Дьюи) находит свое
применение и в подготовке педагога к осуществлению образовательного
процесса и в организации работы учеников. Любую работу педагога от
составления рабочих программ до проведения конкретного мероприятия, требует
от педагога мыследеятельности (продумывания того, что должно быть в итоге) и
жизнедеятельности (развертывания процесса реализации). В частности:
проблематизации,
концептуальности,
программирования,
планирования,
конструирования практики, рефлексии и экспертизы последствий реализации
проекта. Применение проектной технологии в работе с обучающимися
заключается в воплощении конкретного творческого продукта (индивидуального
или коллективного) – танца, песни, костюма, коллекции костюмов, мероприятия
и др.
Технологии открытого образования (Т. И. Боровкова)
Образовательное путешествие. Образовательное путешествие в полной мере
реализуется учащимися во время выездов на фестивали и конкурсы: дети
знакомятся с городами России, смотрят конкурсные номера коллективовсоперников, посещают мастер-классы, организованные в рамках фестивалей и
конкурсов.
Технология портфолио - каждый учащийся за время обучения в коллективе
накапливает портфолио в виде личных и коллективных достижений: дипломы.
сертификаты и проч.
Музейная педагогика - передача культурного (художественного) опыта через
педагогический процесс в условиях музейной среды, позволяет формировать
эстетический вкус, расширять кругозор. Реализуется через посещение музеев,
создание собственных выставок изобразительного искусства
18
Здоровьесберегающие технологии (автор Н.К. Смирнов).
- защитно-профилактические технологии (соответствие Сан-Пин условиям,
соблюдение техники безопасности, грамотное распределение физической нагрузки
на уроках в соответствии с возрастными особенностями и анатомическими, точное
разъяснение методики исполнения упражнений и движений, контроль методически
правильного исполнения);
- компенсаторно-нейтрализующие технологии (включение в учебный процесс,
либо во время перерывов, упражнений на расслабление и напряжение, релаксупражнения, упражнения на восстановление дыхания, беседы «пятиминутки» на
отвлеченные темы, упражнения-игры на снятие психоэмоционального напряжения,
упражнения на растяжение мышечного аппарата непосредственно после силовой
нагрузки, и прочее);
- информационно-обучающие технологии (беседы консультационного
характера на темы: «грамотное развития физических способностей самостоятельно,
во внеурочное время», «о негативном влиянии курения и употребления алкогольных
напитков на организм», «о полезности здорового питания» и т.д.);
Особенности организации образовательного процесса в период самоизоляции и
дистанционного режима.
В условиях карантина профилактики и предотвращения распространения
новой
коронавирусной
инфекции,
профилактики
и
предотвращения
распространения гриппа и ОРВИ, в условиях карантина или режима самоизоляции
реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
проводится с использованием электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий.
Специфика дополнительного образования художественной направленности
требует организации творческого взаимодействия педагогов и обучающихся, их
сотворчества в освоении форм художественного творчества. В связи с этим
основной сложностью реализации образовательной программы художественной
направленности является сохранение содержания с учетом ограниченных
возможностей дистанционного обучения.
При переходе к дистанционной форме обучения педагогу рекомендуется:
акцентировать внимание на самостоятельную творческую работу детей;
определить новые временные рамки освоения новых компетенций;
использовать презентационную форму подачи материала, используя фото и
видео мастер-классов;
определить варианты контактов с детьми с целью предоставления им
возможности получения помощи и обратной связи;
19
определить вместе с обучающимися запрос новой информации для освоения тех
или иных способов овладения новыми художественными умениями и навыками;
определить четкую последовательность необходимых действий для выполнения
заданий, добавить фото примеров работ в используемых техниках, что позволит
доступно донести информацию и получить хорошие результаты работы;
использовать видео- и аудиозанятия, лекции, мастер-классы; открытые
электронные библиотеки, виртуальные краеведческие музеи, концерты,
выступления; тесты, викторины по изученным теоретическим темам; адресные
дистанционные консультации;
при обучении детей и подростков необходимо обеспечить непосредственный
контакт с педагогом. Ребенок должен понимать, что от него требуется, видеть
примеры работ, то, как педагог сам выполняет то или иное действие;
организовать регулярную обратную связь с обучающимися;
расширять представление детей о народном творчестве, традициях и
культурном наследии регионов через содержание проводимых дистанционных
занятий.
Образовательный процесс организуется в офлайн и онлайн форматах.
Сетевые технологии (офлайн-обучение) – средства коммуникации, позволяющие
передавать и получать данные в удобное время для каждого участника
образовательного процесса, независимо друг от друга. К данному типу
коммуникаций относятся:
электронная почта;
форумы;
система дистанционного обучения (СДО);
медиатеки, видеохостинги: YouTube, BigBlueButton, Jitsi, TrueConf;
группы в социальных сетях (твиттер, в контакте, фейсбук);
месенджеры (вайбер, вацап и др.).
Сетевые технологии (онлайн-обучение) – средства коммуникации, позволяющие
обмениваться информацией в режиме реального времени:
видеоконференции (Skype, Zoom, Microsoft Teams и др. онлайн-платформы для
видеосвязи с возможностью организации командной работы, в том числе
распределения задач);
чаты (обмен мгновенными сообщениями, аудио-, видеоинформацией в
мессенджерах);
виртуальные учебные классы (к примеру Google Classroom).
20
Для реализации перечисленных задач возможно использование компьютерных
программ:
программы для создания анимации: Cartoon Animator 4, Anime Studio Pro
(Moho), Adobe Animate, Toon Boom Harmony, Blender, Cinema 4D;
программы для рисования: Infinite Painter, ArtRage, Autodesk Sketchbook, Ibis
Paint X, MediBang Paint, Procreate, Affinity Designer, Adobe Fresco;
программы для дизайна интерьера: дизайн Интерьера 3D, PRO100, Planner 5D,
Floorplan 3D, Planoplan;
программы звукозаписи: Audacity, Free Audio Recorder, Аудио Мастер, Free
Audio Editor;
программы для вокала: Erol Singer's Studio, Sing Sharp, SwiftScales, Vox Tools;
программы для сведения музыки и голоса: Audacity, Virtual DJ, Traktor Pro,
Cubase, Ableton Live, Reason, Reaper;
программы для танца: Just Dance Now, Dance Hip-Hopspan, Coco Party, Gangnam
Dance School, Finger Dance Evolution;
программы для основ журналистики и писателей: Scrivener, Letterspace, Writing
Challenge;
программы для модельеров и дизайнеров: ZWTextile, Grafis;
программы для рукоделия: Craftybase, INKSCAPE, RedCafe, PatternsCAD;
программы
для
фотографов:
Camera51,
Pixelmator,
Enlight.
Обратную связь удобно осуществлять через социальные группы в VK:
Официальная группа Дворца творчества в контакте https://vk.com/club157184428
2.5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Буровик К.А. Родословная вещей. – Москва.: Знание, 1991
2. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. – Москва.: Просвещение, 1992
3. Грачева Т. Если взять иголку с ниткой. - Москва.: Малыш, 1988
4. Грачева Т. Собираем друзей. - Москва.: Малыш, 1988
5. Гуляева В., Додонова Е. – Синяя птица. – Москва.: СТФ-ЮС,1991
6. Гульянц К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала. –
Москва.: Прсвещение, 1991
7. Гомозова Ю.Б. Калейдоскоп чудесных ремесел. – Ярославль.: Академия
развития, 1998
8. Дорожкина Т.Н. Техника рукоделия -1. – Минск.: Полымя, 1985
9. Дорожкина Т.Н. Техника рукоделия -2. – Минск.: Полымя, 1986
10.Карагаева Г. Игрушки. – Москва.: Малыш, 1987
11.Кочетова С. Игрушки для всех. – Москва.: Олма – пресс, 1999
12.Литвинець Елла. Голки, нитки, намистинки. – Киев.: Веселка, 1989
13.Нидхем Кеит, О”Брайн Эйлион. Оригам. Конструирование из бумаги. –
Москва.: Олма – пресс, 1998
21
14.Нагибина М.И., Городкова Т.В. Мягкие игрушки – мультяшки и зверюшки. Ярославль.: Академия развития, 1997
15.Нагибина М.И.Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры. – Ярославль.:
Академия развития, 1997
16.Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. - Ярославль.: Академия
развития, 1997
17.Неботова З., Кононович Т. Мягкая игрушка. – Москва.: ЭКСМО, 2003
18.Петухова В.И., Ширшикова Е.Н. Занимательный календарь для детей. –
Москва. Легкая промышленность, 1995
19.Самулявичене Стасе. Озорники. – Вильнюс.: Вага, 1979
20.100 игрушек из бумаги. – Санкт – Петербург.: Кристалл, 1997
3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОГРАММЫ
Воспитательная деятельность осуществляется в соответствии с РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ МАУ ДО ДДЮТ «ТВОРЧЕСТВО НАМ ДАРИТ
СЧАСТЬЕ». Программа содержит целевые установки, модель воспитательной
системы дворца
Описание уровней реализации программы:
Уровень «ИНДИВИДУАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»
Уровень «УЧЕБНАЯ ГРУППА» (проведение мероприятий внутри учебной
группы, взаимодействие педагога и учащихся одной учебной группы),
Уровень «ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ» (Участие, организация и проведение
мероприятий, дел, объединяющих творческий коллектив, взаимодействие с
другими педагогами, общение с детьми из других учебных групп, детей разных
возрастов и разных уровней обучения.),
Уровень «ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА» (Участие, организация и проведение
мероприятий, дел, объединяющих всё учреждение, взаимодействие с другими
педагогами Дворца, общение с
детьми из других коллективов, разных
направлений);
Уровень «ГОРОД, КРАЙ, РОССИЯ» (Участие, организация и проведение
мероприятий, дел, проектов городского, краевого масштаба, взаимодействие с
представителями других учреждений города, края.).
Описание содержательных (тематических) модулей:
Модуль «ВОСПИТАНИЕ НА УЧЕБНОМ ЗАНЯТИИ»;
Модуль «ВОСПИТАНИЕ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ»;
Модуль «НАСТАВНИЧЕСТВО И ТЬЮТОРСТВО»;
Модуль «МЫ ВМЕСТЕ» - взаимодействие с родителями;
Модуль «КЛЮЧЕВЫЕ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ»;
Модуль «ВЕКТОР РАЗВИТИЯ» - личностное творческое развитие,
профессиональное самоопределение;
22
Модуль «СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ» - гражданско-патриотическое,
экологическое воспитание и деятельность в рамках РДДМ, реализация
социальных проектов;
Модуль
«ПРЕДМЕТНО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ
И
ЦИФРОВАЯ
СРЕДА
УЧРЕЖДЕНИЯ»;
На уровне «ИНДИВИДУАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ» и уровне «УЧЕБНАЯ
ГРУППА» на каждом учебном занятии реализуется модуль «ВОСПИТАНИЕ НА
УЧЕБНОМ ЗАНЯТИИ»;
Модуль «ВОСПИТАНИЕ НА УЧЕБНОМ ЗАНЯТИ»
Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по
декоративно-прикладному искусству «Очумелые ручки».
Учебное занятие в системе дополнительного образования направлено на
развитие личностно-смысловой сферы ребенка (отношение к действительности,
переживание, осознание ценностных ориентиров и т.п.). Главное в
образовательном процессе дополнительного образования – успешность ребенка
как результат педагогической деятельности, а мера этой успешности
определяется только относительно личностного роста каждого ребенка. При
описании преимущественных форм и видов деятельности обучающихся на
учебном занятии, обязательным требованием является учет
направленности
программ.
Некоторые качества, которые развивает в человеке изобразительное искусство:
Наблюдательность. В процессе создания изображения у человека формируются
представления о свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в
пространстве.
Эстетическое восприятие. Знакомство с произведениями изобразительного и
декоративно-прикладного искусства помогает глубже и полнее воспринимать
явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунках,
лепке, аппликации.
Художественный вкус. Приобщение к миру искусства позволяет человеку
разбираться в художественных стилях, течениях и направлениях, проявлять
интерес к другим видам искусства.
Творческие
способности.
Изобразительная
и
декоративно-прикладная
деятельность позволяет доступными средствами выразить эмоциональное
состояние человека, его отношение к окружающему миру.
Нравственно-волевые качества. Это потребность и умение доводить начатое дело
до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу,
преодолевать трудности.
23
Умение работать и достигать желаемого результата. Для создания рисунка,
скульптуры, аппликации необходимо приложить усилия, выполнить те или иные
действия, овладеть определёнными умениями.
Инициативность,
любознательность,
умственная
активность
и
самостоятельность. Во время занятий возникают благоприятные условия для
формирования этих качеств.
Коммуникативность. На каждом занятии проводится работа по сплочению
группы по формированию навыков общения детей между собою,
Навыки работы в команде.
Все модули программы воспитания реализуются параллельно, содержание
деятельности модулей взаимосвязано и дополняет друг друга, каждый коллектив
использует свои соответствующие профилю коллектива формы, приемы, события,
мероприятия. Обучающиеся принимают активное участие в мероприятиях согласно
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ МАУ ДО ДДЮТ «ТВОРЧЕСТВО
НАМ ДАРИТ СЧАСТЬЕ» и ежегодного ПЛАНА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
УЧРЕЖДЕНИЯ.
24