Управление образования администрации МО г. Березники
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества»
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
Педагогическим советом
Директор МАУ ДО ДДЮТ
Протокол № 2
________ О.А. Шарипова
«29» сентября 2025 г.
«29» сентября 2025 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Ступени к творчеству»
Школы раннего развития «Дарование»
Направленность: социально-гуманитарная
Возраст учащихся: 5-7 лет
Срок реализации: 2 года
Составители:
Руководитель школы раннего развития дарование,
методист Мошева Елена Юрьевна
педагоги дополнительного образования:
Бугрина Анастасия Александровна,
Пашихина Татьяна Борисовна
Семенова Елена Анатольевна,
Тимофеева Лариса Алексеевна
Тарасенкова Лариса Алексеевна,
Березники, 2025 г.
1
СОДЕРЖАНИЕ
1
1.1
1.2
РАЗДЕЛ № 1
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовая база
Направленность программы
Уровень освоения
Актуальность
Отличительная особенность.
Целевая группа, особенности состава учащихся
Срок обучения:
Формы организации образовательного процесса:
Особенности организации образовательного процесса.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
Предмет ИЗО,
УТП, содержание, планируемые результаты, литература
Предмет Бумагопластика
УТП, содержание, планируемые результаты, литература
Предмет Ритмика и танец
УТП, содержание, планируемые результаты, литература
Предмет Вокал
УТП, содержание, планируемые результаты, литература
Предмет Основы цирковой акробатики
УТП, содержание, планируемые результаты, литература
РАЗДЕЛ № 2
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
2.3
2.4
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ОБУЧАЮЩИМИСЯ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Принципы построения и реализации программы
Методы обучения
Особенности организации образовательного процесса в период
карантина и дистанционного режима.
2
стр.
3
5
6
6
11
16
19
22
28
29
29
30
РАЗДЕЛ № 1
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Введение
Дошкольный возраст один из наиболее ответственных периодов в жизни
каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья,
гармоничного умственного, эстетического, художественного, нравственного и
физического развития. Дошкольное детство – период познания мира и человеческих
отношений. Дошкольное детство – период первоначального становления личности.
Дошкольное детство – период творчества.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ступени
к творчеству» создана для организации образовательного процесса в МАУ ДО
«Дворец детского (юношеского) творчества» в Школе раннего развития
«Дарование». Программа была разработана в 1999 году и дорабатывается ежегодно.
Нормативно-правовая база
В процессе создания программы учтены положения следующих нормативных
документов:
Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012 г.;
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);
Приказ Министерства Просвещения России от 09.11.2018 N 196 "Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 093242);
Устав МАУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества».
Направленность программы: социально-педагогическая
Уровень освоения: общекультурный, ознакомительный
Актуальность этой программы подтверждается запросом родителей их
желанием обучать детей в учреждениях дополнительного образования уже с
дошкольного возраста, обучать видам деятельности недоступным им в детском саду.
Разработки такой Программы обусловлена желанием педагогов и родителей на
более раннем возрасте выявлять и развивать склонности и способности детей.
3
Многолетний опыт работы подтверждает педагогическую целесообразность
раннего обучения искусству танца, музыки, рисованию, спорту, так как
дошкольный возраст – период, когда ребенок интенсивно растет, успешно
развивается и еще не отягощен школьными нагрузками.
Отличительная особенность программы «Ступени к творчеству» ШРР
«Дарование» заключается во внедрении комплексного поливариантного подхода к
организации образовательного процесса. Особенностью данной программы
является одновременность процесса развития творческих способностей, образного
нестандартного мышления и формирования технических навыков, необходимых
для воплощения творческих замыслов. Большую роль в будущей жизни ребенкадошкольника играют творческие способности. Дети с высоким уровнем интеллекта
и креативности уверенны в себе, имеют адекватный уровень самооценки, обладают
внутренней свободой, демонстрируют большую инициативу,
и быстрее
адаптируются к требованиям социального окружения.
Целевая группа: дети с 5 - 7 лет
Особенности состава учащихся. Программа предназначена для обучения всех
желающих (и девочек и мальчиков) и не требует специального допуска врача.
Данная программа педагогически целесообразна, т.к. ее реализация органично
вписывается в единое образовательное пространство образовательной организации
и позволяет применять ее в инклюзивных группах. Занятия помогают ребенку
социализироваться, благоприятно влияют на становление личности ребенка с ОВЗ в
целом.
Срок обучения: 2 года
Форма обучения: очная, групповая
Особенности организации образовательного процесса
Наличие большого выбора направлений развития ребенка делает программу
поливариантной,
более
привлекательной
и
позволяет
осуществлять
дифференцированный подход в обучении, в соответствии с желанием родителей и
склонностями ребенка. Также введен предмет шахматы для
развитие
интеллектуальных способностей детей.
Занятия проводятся 1 - 2 раза в неделю по 1 - 3 занятия в день (в зависимости
от услуги (услуг) выбранных родителем). Продолжительность занятий – 25 - 30
минут (в зависимости от возраста учащихся), что соответствует требованиям
СанПиН. Обучение проходит с сентября по май месяц.
Программа не предполагает ведение образовательного процесса с
использованием электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий. В условиях карантина профилактики и предотвращения
распространения
новой
коронавирусной
инфекции,
профилактики
и
предотвращения распространения гриппа и ОРВИ, в условиях карантина или
4
режима самоизоляции программа приостанавливает свою реализацию. В такие
периоды в интернет выкладываются информационные материалы для родителей, и
материалы для совместных занятий детей и родителей.
1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цели программы Школы раннего развития «Дарование»:
Всестороннее развитие детей дошкольного возраста, оказание помощи детям и
родителям в определении направления дальнейшего творческого развития.
Реализация программы предполагает решение следующих задач:
Образовательные:
ознакомление
детей
с
основами
танцевального,
музыкального,
изобразительного искусства;
развитие физических способностей детей;
определение и развитие способностей ребенка к тому или иному виду
творчества.
В области воспитания:
воспитание культуры поведения детей,
воспитание отзывчивости на проявление прекрасного в жизни
мотивация детей к занятиям в творческих коллективах, психологическая
подготовка к последующему обучению в коллективах Дворца;
социализация учащихся, подготовка к школьной жизни.
В области развития личности:
развитие интеллектуальных способностей и познавательных
процессов детей (мышления, воображения, фантази, образного мышления,
творческой активности, познавательной активности детей).
развитие коммуникативных способностей и социальных навыков детей.
В области здоровьесбережения:
обучение правильному дыханию,
развитие опорно-двигательного аппарата,
формирование правильной осанки,
оптимизация роста,
содействие профилактике плоскостопия,
содействие развитию и функциональному совершенствованию органов
дыхания, кровообращения, сердечно - сосудистой систем организма
ребёнка.
5
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.3.1 УЧЕБНЫЙ ПЛАН по программе "Ступени к творчеству"
От 5-7 лет
Наименование услуги
Школа раннего развития "Дарование" 2 ступень
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ (ИЗО,)
Школа раннего развития "Дарование" 2 ступень
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
(БУМАГОПЛАСТИКА)
Школа раннего развития "Дарование" 2 ступень
ВОКАЛ
Школа раннего развития "Дарование" 2 ступень
"РИТМИКА И ТАНЕЦ"
Школа раннего развития "Дарование"
"ОСНОВЫ ЦИРКОВОЙ АКРОБАТИКИ"
Режим занятий
(количество
занятий в
неделю)
Количество
Учебных часов в
год
1
30
1
30
1
30
2
60
2
60
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Школа раннего развития «Дарование» 2 ступень
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
составитель:
педагог дополнительного
образования Бугрина А.А.
Цель -
содействие всестороннему
изобразительного искусства.
развитию
личности
дошкольника,
средствами
Задачи:
В области изобразительного искусства:
- обучение основным изобразительного искусства
В области развития личности:
- развитие фантази, образного мышления, творческой активности.
- развивать мышление, воображение, познавательную активность детей.
В области воспитания:
- мотивация учащихся к занятиям рисования и лепки,
- воспитание культуры поведения детей,
- воспитание отзывчивости на проявление прекрасного в жизни.
Продолжительность занятия: 30 минут
Режим занятий : 1 раз в неделю
В основу положена программа Б.Н. Неменского «Изобразительное искусство и
художественный труд» Данная программа составлена с учетом дальнейшей преемственности с
программой изостудии «Эскиз» «Золотое сечение»
6
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
ТЕМА
теория
практика
итого
1.
Мы наблюдаем и изображаем осень
1
6
7
2.
В чем красота зимы
1
8
9
3.
Мы и наши друзья
1
6
7
4.
Какого цвета зима и лето
1
6
7
4
26
30
ИТОГО:
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Для шестилеток
Тема №1 Мы наблюдаем и изображаем осень.
Занятие №1 рисование.
Тема: Осенние кисточки и яркие краски.
Этапы занятия:
пробуем краски на палитре;
смотрим иллюстрации осенних пейзажей;
сочиняем и рисуем сказку.
Занятие №2 рисование.
Тема:
Как живут деревья.
Этапы занятия:
рассматриваем сухие ветки, фотографии, изображения силуэтов деревьев;
рисование восковыми мелками деревьев разных пород, возрастов;
обсуждение работ.
Занятие №3 рисование.
Тема: Какого цвета осенняя листва.
Этапы занятия:
рассматриваем осенние листья, фотографии, иллюстрации;
рисуем деревья с яркими осенними листьями;
обсуждение работ.
Занятие №4 рисование.
Тема:
Собираем красивые листья.
Этапы занятия:
рассматриваем гербарий;
смотрим иллюстрации;
вырезаем из цветной бумаги осенние листья и клеим на лист бумаги, дорисовываем
мелками;
обсуждение работ.
Занятие №5 рисование.
Тема:
Добрые руки бабушки.
Этапы занятия:
обсуждаем праздник День пожилого человека с опорой на знания детей и их впечатления;
7
рисуем портрет бабушки или дедушки
обсуждение работ.
Занятие №6 рисование.
Тема:
Осень пора плодородия.
Этапы занятия:
читаем стихи, сказки и рассказы об урожае;
просматриваем фотографии и муляжи овощей и фруктов;
рисуем ожившие овощи и фрукты;
обсуждаем работы.
Занятие №7
лепка.
Тема:
Животные уральского леса.
Этапы занятия:
рассматриваем фотографии, скульптурные изображения животных;
лепим животных;
обсуждение работ.
Тема № 2 В чем красота зимы.
Занятие №1 рисование.
Тема: Морозные узоры на стекле.
Этапы занятия:
смотрим иллюстрации зимних снежинок, изделия декоративно-прикладного искусства –
круговые кружева, салфетки;
знакомимся с правилами построения орнамента в круге;
рисуем зимние снежинки белой краской на темном фоне;
обсуждение работ. .
Занятие №2 лепка.
Тема: Фигура человека в движении.
Этапы занятия:
смотрим фото скульптурных композиций людей в движении, фото спортсменов;
лепим фигурки людей в движении;
обсуждение работ. .
Занятие №3 рисование.
Тема: Наши зимние забавы.
Этапы занятия:
читаем стихи о зимних играх;
смотрим иллюстрации, фотографии;
рисуем зимние игры детей;
обсуждение работ.
Занятие №4 рисование.
Тема: Путешествие в зимний лес.
Этапы занятия:
просмотр иллюстраций зимнего леса;
рисование елок разного размера, возраста;
обсуждение работ.
Занятие №5 бумажная пластика.
Тема: Ажурные снежинки.
Этапы занятия:
читаем стихи о снежинках;
смотрим фотографии, пособия;
8
знакомимся с приемами работы с бумагой (складывание, прорезание);
вырезаем снежинки
обсуждение работ.
Занятие №6 рисование.
Тема: Волшебница зима.
Этапы занятия:
читаем отрывки сказок о Деде Морозе и девочке - Снегурочке;
смотрим иллюстрации;
рисуем сказочный мужской и женский образы;
обсуждение работ.
Занятие №7 рисование.
Тема: Новогодний сюрприз.
Этапы занятия:
беседа о работе художника оформителя;
смотрим различные варианты поздравительных открыток;
изготовление открытки с применением различных материалов и техник;
обсуждение работ.
Занятие №8 рисование.
Тема: Итоговое занятие за 1 полугодие.
Этапы занятия:
игровые задания на проверку теоретических знаний;
практическое задание на работу разными техниками;
командное задание с элементом соревнования;
подведение итогов.
Тема №3 Мы и наши друзья.
Занятие №1 рисование.
Тема:
Птичий двор.
Этапы занятия:
беседа о домашних птицах;
просмотр иллюстраций, обсуждение внешних особенностей петуха, курочки, цыплят;
рисование всех героев;
обсуждение работ.
Занятие №2 рисование.
Тема:
Жар - птица.
Этапы занятия:
беседа о сказочном образе птицы;
чтение отрывков из сказок, просмотр иллюстраций;
рисование сказочной птицы;
обсуждение работ.
Занятие №3
конструирование из бумаги.
Тема:
Птица.
Этапы занятия:
знакомство с народным промыслом изготовления птиц из деревянной щепы;
разбор последовательности изготовления птицы из бумаги;
изготовление в материале;
обсуждение работ.
Занятие №4 рисование.
Тема:
Мир нашего аквариума.
Этапы занятия:
9
беседа о впечатлениях детей;
просмотр рисунков и фотографий аквариумных рыбок, обсуждение среды аквариума;
выполнение рисунка в заданной последовательности в технике по - сырому;
обсуждение работ.
Занятие №5 аппликация.
Тема:
Рыбка.
Этапы занятия:
беседа о впечатлениях детей;
просмотр подобных работ, обсуждение технологии выполнения;
выполнение в заданной последовательности в технике рваная бумага;
обсуждение работ.
Занятие №6 рисование.
Тема:
Мы рисуем своих друзей.
Этапы занятия:
беседа о впечатлениях детей;
просмотр рисунков и фотографий с портретами детей;
выполнение рисунка в заданной последовательности;
обсуждение работ.
Занятие №7 рисование.
Тема:
Клоун.
Этапы занятия:
беседа о впечатлениях детей;
просмотр рисунков и фотографий клоунов;
выполнение рисунка с отображением характерных деталей ;
обсуждение работ.
Тема №4 Какого цвета весна и лето.
Занятие №1 рисование.
Тема:
Какого цвета небо.
Этапы занятия:
беседа о состоянии неба при разных природных явлениях;
читаем отрывки с описанием неба;
просмотр иллюстраций художников;
выполнение рисунка в характерной цветовой гамме;
обсуждение работ.
Занятие №2 рисование.
Тема:
8 марта – праздник улыбок и цветов.
Этапы занятия:
беседа и чтение стихов;
просмотр подобных работ;
выполнение коллажа их детских рисунков портретов мам и вырезок из журналов и
открыток;
обсуждение работ.
Занятие №3 рисование.
Тема:
Народное искусство. Декоративные росписи.
Этапы занятия:
обзорная беседа и просмотр образцов в изделиях народных промыслов;
выполнение элементов росписи по образцу педагога (травка, листок, цветок);
обсуждение работ.
Занятие №4 рисование.
Тема:
Весна - красна.
10
Этапы занятия:
обсуждение женского образа в русских сказках, разбор деталей и украшений женского
национального костюма;
просмотр рисунков и иллюстраций;
выполнение рисунка;
обсуждение работ.
Занятие №5
бумажная пластика.
Тема: Декоративные цветы.
Этапы занятия:
обсуждение технологии выполнения полуобъемных декоративных цветов из цветной
бумаги;
выполнение цветов и расположение их на плоскости;
обсуждение работ.
Занятие №6 рисование.
Тема:
Бабочки.
Этапы занятия:
просмотр фотографий и рисунков бабочек, обсуждение их особенностей;
выполнение рисунка с использованием шаблона;
обсуждение работ.
Занятие №7 рисование.
Тема:
Итоговое занятие.
Этапы занятия:
викторина и конкурсы по пройденному материалу;
коллективная работа;
игра с художественными материалами;
поздравление с окончанием учебного года.
Ожидаемые результаты по итогам второго года обучения детей
в области изобразительного искусства:
Знание основных приемов работы различными художественными материалами;
Умения смешивать цвета и использовать их эмоциональную окраску;
Навыки самостоятельной работы по заданной теме.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Школа раннего развития «Дарование» 2 ступень
«ЛЕПКА И БУМАГОПЛАСТИКА»
составитель:
педагог дополнительного образования Бугрина А.А.
Цель -
содействие всестороннему развитию личности дошкольника, средствами
изобразительного искусства подготовка учащихся к обучению в изостудии «Эскиз»
Задачи:
В области изобразительного и декоративно-прикладного искусства:
обучение основным приемам лепки и различным техникам работы с бумагой
В области воспитания:
мотивация учащихся к занятиям лепки и декоративно прикладного искусства,
воспитание культуры поведения детей,
воспитание отзывчивости на проявление прекрасного в жизни.
В области развития личности:
11
развивать фантазию, образное мышление, творческую активность.
развивать мышление, воображение, познавательную активность детей.
В основу положена программа Б.Н. Неменского «Изобразительное искусство и
художественный труд»
Предполагаемые результаты по итогам обучения
в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства:
•
Знание пластических возможностей бумаги, глины, ткани, вторсырья;
•
Умение пользоваться ножницами, клеем, скотчем, клеящей пленкой и другими
скрепляющими материалами;
•
Навыки творческой работы по воображению и представлению, самостоятельной
проекционной работы на заданную тему.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
ТЕМА
теория
практика
итого
1.
Конструируем из бумаги
1
7
8
2.
Самодельная игрушка
1
6
7
3.
Сказка из глины
1
6
7
4.
Я – дизайнер
1
7
8
4
26
30
ИТОГО:
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема №1 Конструируем из бумаги.
Занятие №1-2 объемное конструирование.
Тема:
Избушка.
Этапы занятия:
просмотр образцов выполненных ранее;
обсуждение технологии выполнения;
изготовление деталей будущего изделия;
сборка готовой конструкции, оформление окна и двери
Занятие №3-4-5 объемное конструирование.
Тема:
Древний замок.
Этапы занятия:
просмотр иллюстраций, макета, выполненной ранее работы;
обсуждение технологии выполнения;
изготовление элементов конструкции из готовых коробок, оформленных цветной бумагой;
сборка готовой конструкции;
обсуждение работы.
12
Занятие №6-7 черчение.
Тема: Инструменты - помощники.
Этапы занятия:
Знакомство с чертежными инструментами (линейка, циркуль);
отработка навыков черчение я по линейке (расчерчивание полосок одинаковой ширины,
черчение кругов;
вырезание полосок и кругов;
сборка формы гусеницы из готовых полосок и кругов;
обсуждение работ.
Занятие №8 конструирование.
Тема:
Зоопарк.
Этапы занятия:
работа с готовыми заготовками животных;
вырезание, сборка;
обсуждение работ.
Тема №2 Самодельная игрушка.
Занятие №1 работа с текстилем.
Тема:
Обереговая кукла «День – Ночь».
Этапы занятия:
беседа с детьми о традициях изготовления обереговых кукол, их значении в историческом
прошлом народов.
просмотр образца выполненного педагогом;
обсуждение технологии выполнения;
изготовление изделия по показу педагога из ткани, синтепона и шнура;
обсуждение работ.
Занятие №2 работа с текстилем.
Тема:
Тряпичная кукла - скрутка.
Этапы занятия:
просмотр образца выполненного педагогом;
обсуждение технологии выполнения;
изготовление изделия по показу педагога из ткани, и шнура;
обсуждение работ.
Занятие №3-4 работа с текстилем.
Тема:
Тряпичная кукла - барышня.
Этапы занятия:
беседа о истории самодельных игрушек не обрядового назначения;
просмотр образца выполненного педагогом и иллюстраций;
обсуждение технологии выполнения;
изготовление изделия по показу педагога из текстильных материалов;
обсуждение работ.
Занятие №5-6 работа с текстилем.
Тема:
Елочная игрушка - Фея.
Этапы занятия:
просмотр образца выполненного педагогом;
обсуждение технологии выполнения;
изготовление изделия по показу педагога из ткани, картона, тесьмы;
обсуждение работ.
Занятие №7 работа с текстилем.
Тема:
Новогодний сувенир.
13
Этапы занятия:
просмотр образца выполненного педагогом;
обсуждение технологии выполнения;
изготовление изделия по показу педагога из ткани, синтепона и шнура;
обсуждение работ.
Тема №3 Сказка из глины.
Занятие №1 лепка.
Тема:
Чудо – юдо –рыба -кит.
Этапы занятия:
просмотр иллюстраций и образца выполненного педагогом;
обсуждение технологии выполнения;
изготовление изделия и нанесение фактуры методом теснения;
обсуждение работ.
Занятие № 2 лепка.
Тема:
Чудо – юдо –рыба -кит.
Этапы занятия:
просмотр иллюстраций и образца выполненного педагогом;
обсуждение технологии выполнения;
изготовление изделия и нанесение фактуры методом теснения;
обсуждение работ.
Занятие № 3 лепка.
Тема:
Домик для мышонка.
Этапы занятия:
просмотр иллюстраций и образца выполненного педагогом;
обсуждение технологии выполнения пласта;
изготовление изделия из пласта с прорезанием;
обсуждение работ.
Занятие №4 лепка.
Тема:
Дракончик.
Этапы занятия:
просмотр иллюстраций и образца выполненного педагогом;
обсуждение технологии выполнения жгута;
изготовление изделия и соединение деталей;
обсуждение работ.
Занятие №5 лепка.
Тема:
Украшение для мамы.
Этапы занятия:
просмотр образца выполненного педагогом;
обсуждение технологии выполнения;
изготовление изделия и нанесение фактуры методом теснения;
обсуждение работ.
Занятие №6 лепка.
Тема:
Улитка.
Этапы занятия:
просмотр иллюстраций и образца выполненного педагогом;
обсуждение технологии выполнения;
изготовление изделия;
обсуждение работ.
14
Занятие №7 лепка.
Тема:
Черепаха.
Этапы занятия:
просмотр иллюстраций и образца выполненного педагогом;
обсуждение технологии выполнения;
изготовление изделия и нанесение фактуры методом накладки;
обсуждение работ.
Занятие №8 лепка.
Тема:
Декоративная тарелочка.
Этапы занятия:
просмотр иллюстраций и образца выполненного педагогом;
обсуждение технологии выполнения;
изготовление изделия и нанесение фактуры разными методами;
обсуждение работ.
Тема № 4 Я - дизайнер.
Занятие № 1-2 конструирование
Тема:
Игрушка из пластиковой бутылки.
Этапы занятия:
просмотр образца выполненного педагогом;
обсуждение технологии выполнения;
изготовление изделия;
обсуждение работ.
Занятие № 3 - 4 мозаика на плоскости.
Тема:
Превращения пробки.
Этапы занятия:
просмотр образца выполненного педагогом;
обсуждение технологии выполнения мозаики из пробок;
предварительный рисунок, изготовление изделия;
обсуждение работ.
Занятие № 5 - 6 моделирование.
Тема:
Новое платье для Золушки.
Этапы занятия:
просмотр образца выполненного педагогом;
обсуждение технологии выполнения нарядного платья из фальги;
изготовление изделия;
обсуждение работ.
Занятие № 7-8 конструирование
Тема:
Коллаж их полуобъемных деталей и вырезок.
Этапы занятия:
просмотр образца выполненного педагогом;
обсуждение технологии выполнения коллажа;
изготовление изделия;
обсуждение работ.
Занятие №9 итоговое занятие
Тема:
Я - дизайнер.
Этапы занятия:
игровые конкурсы и задания;
мини – задания на повторение материала;
выполнение подарочной открытки.
15
Предполагаемые результаты по итогам обучения
в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства:
Знание пластических возможностей бумаги, глины, ткани, вторсырья;
Умение пользоваться ножницами, клеем, скотчем, клеящей пленкой и другими скрепляющими
материалами;
Навыки творческой работы по воображению и представлению, самостоятельной
проекционной работы на заданную тему.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Школа раннего развития «Дарование» 2 ступень
«РИТМИКА И ТАНЕЦ »
составитель:
педагог дополнительного образования Семенова Е.А.
Цель - содействие всестороннему развитию личности дошкольника,
средствами хореографического искусства, подготовка
учащихся к обучению в хореографическом ансамбле «Антре».
Задачи:
В области хореографии:
- обучение основам хореографии
В области воспитания
- мотивация учащихся к занятиям танцами,
- воспитание культуры поведения детей,
- воспитание умения эмоционального выражения средствами движения,
В области развития личности:
- развивать координацию движения, устойчивость, равновесие,
- развивать музыкальность, выразительность,
- развивать мышление, воображение, познавательную активность детей.
В области здоровьесбережения
- обучение правильному дыханию,
- развитие опорно-двигательного аппарата,
- формирование правильной осанки,
- оптимизация роста,
- содействие профилактике плоскостопия,
- содействие развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания,
кровообращения, сердечно-сосудистой систем организма ребёнка.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 час в неделю.
№
Разделы программы
Часов
1
2
3
4
5
Ритмические упражнения
Танцевальные элементы
Партерная гимнастика
Танцевально-музыкальные игры
Детские образные танцы и танцевальные этюды.
ИТОГО
16
6
6
18
8
12
60
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Ритмические упражнения
Хлопки в различных ритмических рисунках
Притопы в различных ритмических рисунках
Хлопки в парах
Хлопки с шагами
Танцевальные элементы
1. Постановка корпуса , ног, рук и головы:
позиции ног –
I свободная, II свободная, VI;
положения рук – подготовительная, I, II, III, переводы рук из позиции в позицию;
различные упражнения для развития выразительности рук .
2. Разминочные упражнения:
наклоны головы;
поднимание и опускание плеч;
полуприседание по VI позиции;
поднимание на полупальцы по VI позиции;
прыжки по VI позиции.
3. Упражнения на различные виды танцевального шага и бега:
бытовые шаги;
танцевальный шаг с вытянутого носка;
шаги на полупальцах;
шаги на пятках;
основное положение танца полонез (шаги),
легкий бег;
бег с высоко поднятыми коленями;
бег с отбрасыванием ног назад, сгибая колено;
бег на полупальцах музыкальный размер 2/4 ;
шаг с подскоком;
галоп.
шаг польки музыкальный размер 2/4 ;
шаг с притопом музыкальный размер 2/4 ;
шаг с выносом ноги на каблук музыкальный размер 2/4 ;
прыжки по VI позиции музыкальный размер 2/4 ;
4. Упражнения на ориентировку в пространстве:
повороты вправо, влево;
движения по диагонали, по кругу,
перестроение в круг, сужения и расширения круга;
перестроения в пары, колонны, шеренги.
5. Пальчиковая гимнастика
Партерная гимнастика
1. Упражнения для стоп:
натяжение и сокращение стоп в невыворотном положении;
натяжение и сокращение стоп в выворотном положении;
круговые движения стоп по точкам;
попеременное натяжение и сокращение стоп в невыворотном положении;
движение отдельно подъемом и пальцев ног;
17
2.
3.
4.
5.
6.
натяжение и сокращение стоп в выворотном положении в положении лежа на животе;
Упражнение для мышц спины:
наклоны корпуса к ногам в положении сидя руки за головой 2 такта 4/4 ;
наклоны корпуса к ногам в положении лежа руки за головой 2 такта 4/4 ;
Упражнения для выворотности в тазобедренном суставе:
«лягушка» 2 такта 4/4
Упражнения для мышц брюшного пресса
Упражнения для развития силы мышц и гибкости спины
перегибы корпуса назад из положения лежа на животе 2 такта 4/4;
подъем рук и корпуса из положения лежа на животе 2 такта 4/4;
подъем ног из положения лежа на животе 2 такта 4/4;
подъем рук и ног из положения лежа на животе 2 такта 4/4;
наклоны корпуса вперед и в сторону в положении сидя, ноги развернуты в стороны, 2 такта
4/4;
Растяжка и шпагаты.
Детские образные танцы и игры
Различные музыкально-подвижные и творческие игры, историко-бытовые, народные,
бальные, ритмические танцы на основе выученных движений и элементов, которые способствуют
развитию координации и эмоциональности движений.
Постановка и отработка танцевальных номеров.
Предполагаемые результаты по итогам обучения
в области хореографии :
Знание строения музыкального произведения, музыкальный размет 4/4, позиций ног I, III,
(свободные) VI, позиции рук подготовительная, I, II, III. Терминологии движений за 2 год
обучения
Умение правильно держать корпус, ориентироваться в пространстве, координировать более
сложные движения, более сложный ритмический «рисунок», менять движения в
зависимости от характера музыки.
Навыки исполнения простейших танцевальных движений, исполнения на их основе
импровизаций.
Исполнять разученные танцевальные отрывки и танцы в целом.
Литература
1. Пинаева Е.А. Ритмика. – Пермь.: 1997
2. Фирилеева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Са-Фи-Дансе. Танцевально-игровая гимнастика для детей.СПб.: Детство-пресс, 2001
3. Вайнфельд. Музыка. Движение, фантазия! - М.: Внешсигма, 1997
4. Михайлова М.А., Воронина И.В.. Танцы, игры, упражнения для красивого движения.Ярославль.: Академия развития, 2000г.
5. Яновская В. Ритмика.- М.: 1993.
6. Гиппенрейтер Ю.- Общаться с ребенком. Как? – М.: 2003
7. Пасютинская В. Волшебный мир танца.- М.: Просвещение, 1985
8. Литературно-музыкальный альманах. Танцуем, играем и поем. - М.: Рифма, 2002
18
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Школа раннего развития «Дарование» 2 ступень
«ВОКАЛ »
составитель
педагог дополнительного образования Каскеева Я.В.
Цель приобщение детей к основам музыкальной культуры, развитие их музыкальноэстетического вкуса, формирование у них исполнительских вокальных умений и навыков,
подготовка детей обучению в шоу-группе «ДоМиНика».
Задача:
В области вокала:
- развитие музыкального и ритмического слуха;
- овладение навыками сольного исполнения с наиболее эффективным и
правильным использованием приобретенных вокальных и слуховых
навыков;
- овладение уменим детей работать в ансамбле;
В области развития личности:
- развитие ассоциативных возможностей мышления, развитие
творческих способностей;
- умение анализировать музыкальное произведение;
В области воспитания:
- мотивация учащихся к музыкальным занятиям
- приобщении детей к искусству;
- развитие музыкального вкуса, способности слышать и чувстврвать
красоту музыкальных произведений;
- развитие коммуникативных навыков и отношений.
Всем известно, что вокальное искусство является частью мировой музыкальной культуры,
отражая общий культурный уровень каждого народа. Певческий аппарат - необыкновенный
инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Используя
эти краски, выдающиеся представители русской вокальной школы достигали небывалых высот,
«звучание любого музыкального инструмента не может соперничать с красотой и теплотой
человеческого голоса» (Ю. Якушенко).
Детский голос – тончайший хрупкий инструмент, еще не завершенный в своем
формировании. Роль педагога в этой области аналогична роли врача: « Помогая – не навредить».
Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии,
погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.
Программа по предмету «Вокал» рассчитана на два года обучения детей 5-6-летнего
возраста. Исходя из физиологических особенностей детей дошкольного возраста (быстрая
утомляемость, непроизвольное внимание) и специфики занятий, наполняемость группы должна
быть 12-15 человек.
Для желающих заниматься вокалом необходимо наличие удовлетворительных вокальных
музыкальных данных, здоровый голосовой аппарат, артистические задатки
Примерная структура учебного занятия:
1. Разогрев вокального аппарата:
-несколько дыхательных упражнений;
19
-устранение мышечных зажимов;
-небольшие попевки в пределах квинты с закрытым ртом или на гласный «о», «а».
2. Работа над правильным формированием звука:
3. -пение на одной ноте различных слогов: ми, ме, ма, мо, му для сглаживания разницы в
произношении гласных звуков;
4. -небольшие попевки с использованием различных слогов с перенесением (транспонированием)
их на различную высоту.
5. Исполнение вокального произведения.
Предполагаемые результаты по окончании обучения в области вокала
знания о жанрах вокальной музыки; о динамические оттенках; понятия: гамма, мажор и
минор, трезвучие, опевание;
умения: исполнять упражнения, способствующие одновременному звучанию грудного и
головного резонаторов; петь гаммы, трезвучия, опевания; исполнять произведения в
сопровождении фортепиано и с фонограммой «минус», с мелодией и без мелодии
произведения; выполнять упражнения дыхательной гимнастики Стрельниковой А.Н. с
одновременным пением вокальных упражнений; Пользоваться при пении «цепным» дыханием.
навыки: управления певческим дыханием (спокойный без напряжения вдох, задержание вдоха
перед началом пения (люфт-пауза), выработка равномерного выдоха)
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п\п
Разделы программы
Часы
1.
Дыхание. Певческая опора
3
2.
Унисон
3
3.
Вокальная позиция
3
4.
Звуковедение
3
5.
Работа над диапазоном
3
6.
Артикуляция, дикция
3
7.
Работа в ансамбле
3
8.
Работа с солистами
3
9.
Работа с техническими средствами
3
10.
Выразительное исполнение музыкальных произведений
3
30
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Дыхание. Певческая опора
●плавное без толчков;
●сохранение постоянного чувства опоры.
Унисон
●Развитие умения сливаться в одноголосие по высоте и по тембру;
20
●Формирование правильной вокальной позиции.
Вокальная позиция
Работа над формированием правильной «высокой» вокальной позиции
Звуковедение
Работа над правильным звукоизвлечением (мягкая атака) и звуковедением (staccato, non legato,
legato).
Работа над диапазоном
Совершенствование техники дыхания, артикуляции. Поиск оптимального импеданса. Формы рта,
смешанное звучание на всем диапазоне.
Артикуляция, дикция.
Артикуляция внутренняя-мышцы глотки, мягкое небо, корень языка. Формирование вокальных
гласных, высокая и низкая певческие форманты.
Артикуляция внешняя-губы, нижняя челюсть, кончик языка. Формирование согласных и их
воздействие на дыхание. Формирование речевых гласных.
Упражнения для развития гласных.
Работа в ансамбле
Работать над мелодическим строем (лад, интервалы,взятые в мелодическом движении).
Работа с солистами
Работа с техническими средствами
Научить детей свободному ориентированию в работе с техникой (микрофонами, фонограммами с
дублированием мелодии и без нее).
Выразительное исполнение музыкальных произведений
Привитие детям навыков актерского исполнения.
Предполагаемые результаты по окончании обучения в области вокала
знания о жанрах вокальной музыки; о динамические оттенках; понятия: гамма, мажор и
минор, трезвучие, опевание;
умения: исполнять упражнения, способствующие одновременному звучанию грудного и
головного резонаторов; петь гаммы, трезвучия, опевания; исполнять произведения в
сопровождении фортепиано и с фонограммой «минус», с мелодией и без мелодии
произведения; выполнять упражнения дыхательной гимнастики Стрельниковой А.Н. с
одновременным пением вокальных упражнений; Пользоваться при пении «цепным» дыханием.
навыки: управления певческим дыханием (спокойный без напряжения вдох, задержание вдоха
перед началом пения (люфт-пауза), выработка равномерного выдоха)
Литература по предмету вокал
1. Котляревская-Кафт М. Сольфеджио - С-Пб.: 1986 .
2. Бырченко П. С песенкой по лесенке - М.: 1984 .
3. Франио Г. Хрестоматия по сольфеджио и ритмике - М.:1991.
4. Яновская В. Ритмика - М.: 1979 год.
5. Андреева М. От примы до октавы» часть вторая. – М.: 1978
6. Андреева М. От примы до октавы» часть третья. –М.: 1992.
7. Бевзенко А. Сольфеджио. учебник для 1 класса ДМШ, - Тверь.: 1997.
8. Лифшиц И., Франио Г. Методическое пособие по ритмике»- М.: 1987 .
9. Кончаловская Н. Нотная азбука - Киев.: 1987 год.
10. Барабошкина Музыкальная грамота. - С-Пб.: 1978 год.
11. Алексеева Л. Игровое сольфеджио для малышей - М.: 1998
21
12. Королева Е. Музыка в сказках, стихах и картинках. - М.: 1994
13. Абелян Л. Забавное сольфеджио - М.:1985 .
14. Абелян Л. Учебное пособие для детей. - М.: 1987 .
15. Луговская А. Ритмические упражнения, игры и пляски. - М.: 1991
16. Сиротина Т. Ритмическая азбука.- выпуск 1
17. Смирнова Т. Ритмическая азбука. вып.1
18. Тютюнникова Т. Музыка. 6-7 лет. Альбом - М.: 1997 .
19. Юдина Е. Первые уроки музыки и творчества. - М.:1999.
20. Королева Е. Азбука музыки в сказках, стихах и картинках. -М.: 2001.
21. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей - Ярославль.: 1997
Школа раннего развития «Дарование»
«ОСНОВЫ ЦИРКОВАЯ АКРОБАТИКА»
составитель
педагог дополнительного образования Тарасенкова Л.А.
Цель Укрепление опорно-двигательного аппарата и мышечной системы организма детей,
содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами цирковой акробатики,
подготовка учащихся к обучению в цирковой студии «Непоседы».
Задачи:
В области цирковой акробатики:
- обучение основным элементам цирковой акробатике.
В области воспитания
- мотивация учащихся к занятиям физической культурой,
- воспитание культуры поведения детей,
- воспитание умения эмоционального выражения средствами движения.
В области развития личности:
- развивать координацию движения, устойчивость, равновесие,
- развивать мышление, воображение, познавательную активность детей.
В области здоровьесбережения:
- обучение правильному дыханию,
- развитие опорно-двигательного аппарата,
- формирование правильной осанки,
- оптимизация роста,
- содействие профилактике плоскостопия,
- содействие развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания,
кровообращения, сердечно-сосудистой систем организма ребёнка.
В основу положена программа по акробатике. Данная программа составлена с учетом
дальнейшей преемственности с программой цирковой студии «Непоседы»
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Для пятилеток
2 раза в неделю
№
Тема
Всего
22
Теория
Практика
1
1
-
2
Вводное занятие. Что такое цирк? Техника
безопасности на занятиях.
Строевые упражнения
4
1
3
3
Общеразвивающие упражнения.
6
1
5
4
Упражнения на гибкость и растяжку.
12
2
10
5
Акробатические упражнения.
12
2
10
6
Упражнения на снарядах.
6
2
4
7
Силовые упражнения.
6
1
5
8
Игроритмика.
4
1
3
9
Упражнения с предметами.
6
2
4
3
1
2
60
14
46
1
10 Упражнения на расслабление мышц,
дыхательные и укрепление осанки.
ИТОГО:
СОДАРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Для пятилеток
Строевые упражнения.
«смирно»
«вольно»
Повороты направо, налево, кругом
Построение в круг
Передвижения по кругу
Построение в колонну по команде
Перестроение в колонну по два
Построение в рассыпную (в шахматном порядке).
Общеразвивающие упражнения.
Ходьба на носках (пятках с высоким подниманием колена, в полуприсяде, в присяде, на
внешнем и внутреннем своде стопы)
Прыжки на одной ноге (на двух, с поворотами, из присяда)
Упор присев (лёжа, на согнутых руках, стоя на коленях)
Сочетание упоров с движениями ног (поднимание ноги вверх, в сторону, подгиб ноги
вперёд, назад)
Упражнения на гибкость и растяжку.
23
«морская звезда», «улитка», «морской лев», «медуза», «уж», «морской червяк», «кальмар»,
«лодочка», «лягушка», «мостик»
Шпагаты (левый, правый, поперечный)
Складка ноги вместе (врозь)
Перекат вперёд с колен прогнувшись.
Акробатические упражнения.
«каталочка», «бревно», «Буратино», «Ванька-встанька»
Кувырок вперёд (назад)
Стойка на лопатках
Колесо
Равновесие на одной ноге
Переход из равновесия на одной ноге в кувырок вперёд (ноги вместе, врозь)
Равновесие на голове с опорой на руки с согнутыми ногами.
Упражнения на снарядах.
Гимнастическая стенка (подъём и спуск, поднимание согнутых и прямых ног, переход на
руках без помощи ног)
Перекладина (вис на руках, передвижение вправо, влево, вис на согнутых руках, вис стоя,
вис лёжа, вис лёжа ноги назад, вис лёжа сзади, вис на подколенях.
Ремни (вис на руках, сгибание и разгибание рук с помощью, вис на согнутых руках,
повороты телом вправо, влево – ноги вместе, ноги врозь
Канат (подъём по канату с помощью ног)
Силовые упражнения.
Отжимания
Упор присев, упор лёжа под счёт
«книжка»
Поднимание ног в висе на гимнастической стенке
Подтягивание с помощью
Лазанье по канату с помощью ног
Прыжки под счёт (из приседа, под скакалку).
Игроритмика.
Хлопки в такт музыке
Ходьба под музыку
Движения руками в различном темпе
Различие динамики звука «громко» - «тихо»
Выполнение упражнений под музыку
Хлопки и удары ногой под каждый счёт (через счёт, только на первый)
Подвижные игры («нитка-иголка», «найди своё место», попрыгунчики-воробьишки,
«совушка», «поезд», «автомобили»)
Упражнения с предметами.
Броски и ловля мяча двумя руками
Броски об пол мяча и ловля его руками
Переброска мяча из одной руки в другую
Переброска мяча в паре
Повороты обруча вправо, влево;
24
Пролезание в обруч не обронив его;
Перекаты обруча на полу слева направо и обратно;
Прыжки через обруч вращая его вперёд;
Прыжки через скакалку ноги вместе, врозь, вперёд, назад.
Упражнения на расслабление мышц, дыхательные и укрепление осанки.
Свободное опускание рук вниз;
Напряжённое и расслабленное положение рук и ног;
Потряхивание руками;
Лёжа на спине при напряжении мышц – выдох, при расслаблении – вдох.
Предполагаемые результаты по итогам 1 года обучения
в области цирковой акробатики:
Знание понятий: группировка; упор присев; упор лёжа, кувырки.
Умение выполнять упражнение каждого из разделов программы.
Навыки выполнения основных упражнений в перекатах с группировкой; прогнувшись; владеть
предметами (мяч, обруч, скакалка).
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Для шестилеток
2 раза в неделю
№
Всего
Теория
Практика
1
1
-
2
Вводное занятие. Что такое цирк? Техника
безопасности на занятиях.
Строевые упражнения
4
1
3
3
Общеразвивающие упражнения.
6
1
5
4
Упражнения на гибкость и растяжку.
12
2
10
5
Акробатические упражнения.
12
2
10
6
Упражнения на снарядах.
6
2
4
7
Силовые упражнения.
6
1
5
8
Игроритмика.
4
1
3
9
Упражнения с предметами.
6
2
4
3
1
2
60
14
46
1
Тема
10 Упражнения на расслабление мышц,
дыхательные и укрепление осанки.
ИТОГО:
25
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Для шестилеток
Строевые упражнения
Построение в колонну по одному, по два, по три;
Менять направление движения колонны;
Перестроение из колонны по одному в круг и обратно по команде под счёт;
Маршировка под музыку;
Построение в шахматном порядке;
Повороты на месте;
Маршировка на месте, маршировка и повороты под счёт.
Общеразвивающие упражнения.
Бег по кругу;
Упражнения с применением гимнастических скамеек (прыжки через скамейку ноги вместе
с упором на руки, прыжок на скамейку ноги вместе с упором на руки, со скамейки ноги
врозь);
Прыжки на одной ноге (на двух, вместе, из присяда, приставным шагом вправо, влево);
Основные упражнения для различных частей тела (рук, плечевого пояса, спины, брюшного
пояса, ног);
Комбинированные упражнения в седах и положениях лёжа; сочетание упоров с
движениями ног.
Упражнения на гибкость и растяжку.
Шпагаты (левый, правый, поперечный)
Складка ноги вместе (врозь)
Маховые или пружинные упражнения в положении стоя, лёжа на спине;
Шпагаты с высоты;
«щучка»;
Мостик на прямых руках (на предплечьях, стоя на коленях);
Узкий мост;
Перекат прогнувшись с согнутыми ногами;
Переход с мота в перекат вперёд прогнувшись..
Акробатические упражнения.
Кувырок вперёд (назад с группировкой);
Кувырок вперёд согнувшись – складка ноги вместе (назад – ноги врозь);
Кувырок вперёд, назад – ноги врозь;
Кувырок назад через плечо в полушпагат;
Стойка на лопатках без помощи рук;
Стойка на голове с упором на руки с прямыми ногами вместе, врозь;
Стойка на руках махом одной, толчком другой;
Колесо.
Упражнения на снарядах.
Гимнастическая стенка (удержание ног в уголке, вис на согнутых руках, переход на руках
без помощи ног);
Перекладина (сгибание и поднимание ног до касания перекладины, разведение и взмахи
ногами в стороны, подтягивание в висе, размахивание в висе на низкой перекладине, вис на
подколенях, вис сзади);
26
Ремни (вис на руках, сгибание и разгибание рук с помощью, вис на согнутых руках,
повороты телом вправо, влево – ноги вместе, ноги врозь
Канат (подъём по канату с помощью ног)
Силовые упражнения.
Отжимания
Упор присев, упор лёжа;
«книжка», «крокодил»;
Поднимание ног в уголок;
Лёжа на спине поднимание и опускание ног под счёт;
Лёжа на спине – наклон вперёд в складку под счёт;
Прыжки;
Лазанье по канату.
Игроритмика.
Ходьба на каждый счёт и через счёт;
Хлопки и удары ногой на сильные и слабые доли такта;
Выполнение упражнений в различном темпе;
Специальные упражнения для согласования движений с музыкой;
Выполнение упражнений под музыку;
Подвижные игры («пятнашки», «к своим флажкам», «музыкальные змейки», «день и ночь»,
«горелки»)
Упражнения с предметами.
Переброски мяча из одной руки в другие;
Перекат мяча по полу справа-налево, вперёд сопровождая рукой;
Перекат мяча на двух руках от плеч к кистям и обратно;
Перекат мяча поруке и поймать другой рукой на груди;
Отбив мяч об пол одной рукой;
Круги кистями вокруг мяча в различных плоскостях;
Бросок обруча вверх, ловля двумя руками;
Вращение обруча на правой, левой руке в боковой плоскости;
Вращение обруча на талии;
Вращение обруча над головой в горизонтальной плоскости;
Восьмёрка одним обручем;
Прыжки через скакалку на одной ноге.
Упражнения на расслабление мышц, дыхательные и укрепление осанки.
Посегментное расслабление на различное количество счетов;
Свободное раскачивание руками при поворотах туловища;
Расслабление рук, шеи, туловища в положении сидя;
Расслабление всего тела, лёжа на спине;
Дыхательные упражнения на имитационных и образных движениях (с проговариванием,
задержкой дыхания, подниманием и опусканием рук);
Упражнения на осанку в седее и седее «по-турецки»;
Упражнения на осанку в образных и двигательных действиях («лодочка», «палочка» и др.)
лёжа на спине и на животе.
27
Предполагаемые результаты по итогам 2 года обучения
в области цирковой акробатики:
Знание понятий «группировка»; упор присев; упор лёжа, кувырки, стойка на лопатках, на
голове, на руках; выполнять колесо.
Умение выполнять упражнение каждого из разделов программы,
Навыки выполнять основные упражнения в перекатах с группировкой; прогнувшись
выполнять основные упражнения связанные со стойкой на лопатках, раках, голове,
выполнят колесо; уметь владеть предметами (мяч, обруч, скакалка).
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
Литература
Акробатика. Программа для секций и коллективов физической культуры. М.: ФиС, 1974.
Гуревич З.Б. Эквилибристика. М.: Искусство, 1982.
Деркач А.А., Исаев А.А.. Творчество тренера. М.: ФиС, 1982.
Журавин М.Л., Загрядская О.В., Н.В. Казакевич и др. Гимнастика: Учебник для
студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр
«Академия», 2002.
Коркин В.П. Групповая акробатика. М.: ФиС . 1970.
Коркин В.П. Парные и групповые упражнении для женщин. М.: ФиС, 1976.
Коркин В.П., Акрачев В.И. Каноны терминологии. М.: ФиС, 1989.
Лисицкая Т.С. Хореография в гимнастике. М.: ФиС, 1984.
Мартин патрисия. Уроки спорта. Спортивная гимнастика. М.: Астрель, 2004.
Менхин Ю.В. Физическая подготовка в гимнастике. М.: ФиС, 1989.
Спортивная акробатика. Классическая программа по спортивно акробатике для ДЮСШ.
М. 202.
Спортивна акробатика. Учебник дл институтов физической культуры. М.: ФиС, 1981.
Тагор Р. Избранное: Искусство жонглирования. М.: Просвещение, 1987.
Филанан В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. М.: ФиС, 1980.
Фирилева Ж.Е., Сайкина Н.Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ». Танцевально-игровая гимнастика дл
детей Учебно-методические пособие для педагогов школьных и дошкольных
учреждений. СПб,: Детство-пресс, 2001.
Шипилина И.А. Хореография в спорте./ Серия «Образовательные технологии в массовом
и олимпийском спорте» . Ростов н/Д: Феникс, 2004.
Шипилина И.А., Самхин И.В. Фитнес-спорт/ Сери «Образовательные технологии в
массовом и олимпийском спорте» . Ростов н/Д: Феникс, 2004.
Шойхет К.О. О тренировке акробатов // Гимнастика, 1980, №1.
Шохин М.П. Круговая тренировка. М.: ФиС, 1986.
РАЗДЕЛ № 2
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год
обучен
ия
Целева
я
группа
Возрас
т
Количес
тво
часов по
програм
ме в год
Недел Режим
ьная
занятий
нагру
зка
Количество
групп и ФИО
педагога,
реализующего
программу с
данной
28
Сроки реализации
(кол-во недель в
год,
каникулы,
сроки)
Сроки
проведени
я
аттестации
5-7 лет
70
2
Ритми
ка
и
танец
ИЗО
5-7 лет
35
1
вокал
5-7 лет
35
1
ИЗО,
5-7 лет
Лепка,
бумаго
пласти
ка
цирков 5-7 лет
ая
акроба
тика
70
2
70
2
группой
2 раза в 1 группа
неделю
Семенова
по 1 часу Е.А.
Тимофеева
Л.Б.
(концертмейс
тер).
1 раза в Лобач Н.Л. .
неделю
по 1 часу
1 раза в 1 группа
неделю
Тимофеева
по 1 часу Л.Б.
2 раза в 1
группа
неделю
Бугрина А.А.
по 1 часу
36 уч. недель
начало уч/г
01.09. 2025
каникулы
с 28 .12.2025
по 10.01.2026 -
С
01.04.2026
по
25.05.2026
окончание уч/г
25.05.2026
2 раза в 1 группа
неделю
Тарасенкова
по 1 часу Л.А.
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Кадровое обеспечение: педагоги дополнительного образования:
ИЗО:
Лобач Наталья Львовна,
Бугрина Анастасия Александровна
Вокал:
Тимофеева Лариса Борисовна
Ритмика и танец :
Семенова Елена Анатольевна
Цирковая акробатика:
Тарасенкова Лариса Алексеевна
2.3 ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
Отслеживается несколько показателей:
овладение детьми базовыми умениями и навыками по предметам;
комфортность пребывания дошкольников на занятиях;
удовлетворенность родителей образовательным процессом, результатами и
достижениями детей;
участие детей в фестивалях, конкурсах, соревнованиях разных уровней;
поступление обучающихся, завершивших обучение по программе, в коллективы
Дворца творчества.
29
Формы подведения результатов
Выставки детских работ (проводятся ежемесячно).
Открытые занятия (проходят три раза в год, с целью подведения итогов и
демонстрации родителям достижений детей).
Октябрь – демонстрация начального уровня.
Декабрь – итоговые занятия за полугодие.
Май – итоговые занятия за год.
Итоговые занятия проходят по всем предметам в красочной, неформальной,
торжественной обстановке. Формы проведения итоговых занятий разнообразны –
фестиваль, конкурс, спартакиада, игра и др.
Участие детей в фестивалях, конкурсах, соревнованиях. (Участие может
быть очным и дистанционным в течении всего периода обучения)
Выпускной праздник (проводится в мае месяце и представляет концертную
программу с участием всех выпускников прошедших обучение по программе в
творческих выступлениях).
Комфортность пребывания обучающихся на занятиях и удовлетворенность
родителей результатами и достижениями детей выявляется при помощи
тестирования и анкетирования, которые проводятся в декабре - январе и в мае.
По окончании обучения по программе школы раннего развития «Дарование»
выпускникам вручается сертификат об обучении по данной программе.
Данная программа составлена с учетом дальнейшей преемственности с
программами коллективов Дворца творчества
Желающие продолжить свое образование во Дворце творчества могут
поступить в детские творческие коллективы занятия в которых начинается со
школьного возраста.
2.4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Принципы построения и реализации программы
Комплексность в обучении: данный принцип реализуется через преподавание
предметов разных направлений. Обучение детей по разным предметам
обеспечивает с одной стороны - смену деятельности, с другой стороны –
расширение кругозора детей, всестороннее развитие и возможность реализовать
себя в разных видах творчества и спорта.
Профильность в обучении: данный принцип реализуется через введение
профильных предметов на изучение которых отводится большее количество
часов, такое распределение дает возможность ребенку более глубоко заниматься
избранным видам деятельности и определиться с направлением дальнейшего
творческого развития.
30
Концентричность: содержание программы построено методом «послойного
наложения» - изучение нового материала построено на материале изученном
ранее и раскрывает его на новом уровне сложности.
Преемственность: каждый предмет в документе составлен с учетом
преемственности с образовательными программами творческих коллективов
Дворца творчества, в которые дети поступают по окончании обучения в школе
раннего развития.
Учет возрастных особенностей обучающихся реализуется через подбор
содержания доступного и интересного дошкольнику, осуществление
образовательного процесса на основе игровой деятельности (использование
игровых методик и приемов)
Дифференцированный подход. Занятия по данной программе могут посещать
дети с ограниченными возможностями здоровья (в составе учебной группы)
обучение такой категории детей обеспечивается за счет дифференцированных
заданий и особому психологическому подходу к детям с особенностями
развития.
Принципы работы педагога
учет возрастных особенностей
доступность;
наглядность.
практическая значимость;
использование игровых методов, приемов, технологий обучения;
занимательность;
доброжелательность;
положительная оценка любого достижения ребенка;
использование методов мотивации обучающихся;
учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
Формы проведения занятий
игра;
соревнование;
эстафеты;
конкурсы,
турниры,
сюжетные линии, занимательные, сюрпризные моменты;
театрализация;
экскурсии.
31
Методы обучения
1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
словесные: рассказ, лекция, беседа, дискуссия;
наглядно-иллюстративные : демонстрация, показ, объяснения;
репродуктивные: активное восприятие, запоминание и воспроизведение;
проблемно-поисковые: исследовательская деятельность, задания на развитие
творческого мышления и воображения;
практические: различные по уровню сложности задания и упражнения.
2. Методы самостоятельной работы:
по заданию педагога,
по собственной инициативе обучающихся.
3. Методы стимулирования и мотивации обучения:
ситуация новизны, неожиданности;
театрализация и драматургия;
ситуация успеха;
значимость обучения и результат.
4. Методы контроля и самоконтроля:
анализ результатов деятельности обучающихся;
создание контролирующих ситуаций (открытые занятия, сценические
выступления, мастер – классы, семинары);
самонаблюдение;
самоанализ и самоотчёт.
Педагогические технологии, используемые в работе
Полихудожественный подход (Б. П. Юсов) – подбор учебного материала и
построение образовательного процесса на основе взаимосвязи, взаимодействия,
интеграции, синтеза искусств. Одним из основоположников синтетического
слияния танца, музыки, слова является Э. Жак Далькроз. Идеи свободного танца
воплотились в педагогическом творчестве Рудольфа Штайнера (Вальдорфская
система воспитания). Продолжателем идеи стала Айседора Дункан. Б. П. Юсов и
Г. П. Шевченко подчеркивали, что усвоение ребенком искусства идет по трем
основным направлениям:
музыка (аудиальное развитие или развитие аудиальной культуры);
изобразительное искусство (визуальное развитие или развитие визуальной
культуры);
литература (вербальное развитие или развитие вербальной культуры).
Это триединство с успехом воплощается в концертных номерах и
художественных и концертных программах коллектива.
32
Поликультурный подход - знакомство с культурным наследием разных народов
мира, подбор учебного материала и построение образовательного процесса на
основе взаимосвязи, взаимодействия разных культур. Он помогает получить
опыт
межкультурного взаимодействия, и, при этом обогащает собственный
культурный багаж, развивая и сохраняя собственную идентичность, опираясь
на идеи сосуществования, взаимопроникновения и, одновременно, сохранения
своеобразия индивидуальных культур.
Педагогические технологии деятельностного типа
Системно-деятельностный подход в образовании - организация учебного
процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в
максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности учащихся
и построение учебной деятельности, как слаженной системы, составные чсти
которой работают во взаимодействии.
Педагогические технологии личностно-ориентированного типа
Игровые технологии (о значении игры писали - Я.А. Коменский, Песталоцци.
вклад в теорию игры внесли К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, П.И. Пидкасистый, ,
Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В. С. Мухина В.К. Дьяченко, Н.А.
Щукрова) - активизация и интенсификация деятельности учеников на основе
игровой деятельности, которая способствует формированию мотивации,
активному включению ребенка в образовательный процесс, создает
благоприятные условия для формирования доверительных отношений между
участниками. Это музыкальные игры, игры на развитие чувства ритма, игры на
развитие образного мышления и воображения, на развитие актерских навыков и
сценической раскрепощённости, развитие навыков работы в команде и
коммуникативных. Применение сюжетных занятий и занимательного материала,
а так же элементов соревновательности. Применение игровых технологий
позволяет развить творческий потенциал детей, и побудить их к активной
творческой деятельности. Активно применяется с детьми младшего школьного
Технология личностно-ориентированного обучения (автор: И.С. Якиманская)
сочетает обучение (нормативно-сообразная деятельность общества) и учение
(индивидуальная деятельность ребенка).
- максимальное развитие
индивидуальных познавательных способностей ребенка, использование уже
имеющегося у ребенка опыта жизнедеятельности. Помощь в становлении
личности путем организации познавательной деятельности. Методологической
основой технологии является дифференциация и индивидуализация обучения,
которая осуществляется на занятиях, по отношению к каждому члену коллектива,
отдельно.
Здоровьесберегающие технологии (автор Н.К. Смирнов). Здоровье
сберегающие технологии являются особо актуальными в коллективах с повышенной
33
физической активностью (хореография, спорт, сценическая деятельность) как данная
направленность напрямую связана с физическими нагрузками и развитием
анатомических задатков у детей. Здоровьесберегающие технологии можно
классифицировать по характеру действий следующим образом:
защитно-профилактические технологии (соответствие Сан-Пин условиям,
соблюдение техники безопасности, грамотное распределение физической
нагрузки на уроках в соответствии с возрастными особенностями и
анатомическими, точное разъяснение методики исполнения упражнений и
движений, контроль методически правильного исполнения);
компенсаторно-нейтрализующие технологии (включение в учебный процесс,
либо во время перерывов, упражнений на расслабление и напряжение, релаксупражнения, упражнения на восстановление дыхания, беседы «пятиминутки» на
отвлеченные темы, упражнения-игры на снятие психоэмоционального
напряжения, упражнения на растяжение мышечного аппарата непосредственно
после силовой нагрузки, и прочее);
стимулирующие технологии (тренажные упражнения);
информационно-обучающие технологии (беседы консультационного характера на
темы: «грамотное развития физических способностей самостоятельно, во
внеурочное время», «о негативном влиянии курения и употребления алкогольных
напитков на организм», «о полезности здорового питания» и т.д.).
34