+2025 ДАРОВАНИЕ Ступени к творчеству

Управление образования администрации МО г. Березники
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества»
СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом

Директор МАУ ДО ДДЮТ

Протокол № 2

________ О.А. Шарипова

«29» сентября 2025 г.

«29» сентября 2025 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Ступени к творчеству»
Школы раннего развития «Дарование»
Направленность: социально-гуманитарная
Возраст учащихся: 5-7 лет
Срок реализации: 2 года

Составители:
Руководитель школы раннего развития дарование,
методист Мошева Елена Юрьевна
педагоги дополнительного образования:
Бугрина Анастасия Александровна,
Пашихина Татьяна Борисовна
Семенова Елена Анатольевна,
Тимофеева Лариса Алексеевна
Тарасенкова Лариса Алексеевна,

Березники, 2025 г.
1

СОДЕРЖАНИЕ
1
1.1

1.2

РАЗДЕЛ № 1
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовая база
Направленность программы
Уровень освоения
Актуальность
Отличительная особенность.
Целевая группа, особенности состава учащихся
Срок обучения:
Формы организации образовательного процесса:
Особенности организации образовательного процесса.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
Предмет ИЗО,
УТП, содержание, планируемые результаты, литература
Предмет Бумагопластика
УТП, содержание, планируемые результаты, литература
Предмет Ритмика и танец
УТП, содержание, планируемые результаты, литература
Предмет Вокал
УТП, содержание, планируемые результаты, литература
Предмет Основы цирковой акробатики
УТП, содержание, планируемые результаты, литература
РАЗДЕЛ № 2
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
2.3
2.4

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ОБУЧАЮЩИМИСЯ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Принципы построения и реализации программы
Методы обучения
Особенности организации образовательного процесса в период
карантина и дистанционного режима.

2

стр.
3

5

6
6
11
16
19
22

28
29
29
30

РАЗДЕЛ № 1
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Введение
Дошкольный возраст один из наиболее ответственных периодов в жизни
каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья,
гармоничного умственного, эстетического, художественного, нравственного и
физического развития. Дошкольное детство – период познания мира и человеческих
отношений. Дошкольное детство – период первоначального становления личности.
Дошкольное детство – период творчества.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ступени
к творчеству» создана для организации образовательного процесса в МАУ ДО
«Дворец детского (юношеского) творчества» в Школе раннего развития
«Дарование». Программа была разработана в 1999 году и дорабатывается ежегодно.
Нормативно-правовая база
В процессе создания программы учтены положения следующих нормативных
документов:
 Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012 г.;
 Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);
 Приказ Министерства Просвещения России от 09.11.2018 N 196 "Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
 СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
 Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 093242);
 Устав МАУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества».
Направленность программы: социально-педагогическая
Уровень освоения: общекультурный, ознакомительный
Актуальность этой программы подтверждается запросом родителей их
желанием обучать детей в учреждениях дополнительного образования уже с
дошкольного возраста, обучать видам деятельности недоступным им в детском саду.
Разработки такой Программы обусловлена желанием педагогов и родителей на
более раннем возрасте выявлять и развивать склонности и способности детей.
3

Многолетний опыт работы подтверждает педагогическую целесообразность
раннего обучения искусству танца, музыки, рисованию, спорту, так как
дошкольный возраст – период, когда ребенок интенсивно растет, успешно
развивается и еще не отягощен школьными нагрузками.
Отличительная особенность программы «Ступени к творчеству» ШРР
«Дарование» заключается во внедрении комплексного поливариантного подхода к
организации образовательного процесса. Особенностью данной программы
является одновременность процесса развития творческих способностей, образного
нестандартного мышления и формирования технических навыков, необходимых
для воплощения творческих замыслов. Большую роль в будущей жизни ребенкадошкольника играют творческие способности. Дети с высоким уровнем интеллекта
и креативности уверенны в себе, имеют адекватный уровень самооценки, обладают
внутренней свободой, демонстрируют большую инициативу,
и быстрее
адаптируются к требованиям социального окружения.
Целевая группа: дети с 5 - 7 лет
Особенности состава учащихся. Программа предназначена для обучения всех
желающих (и девочек и мальчиков) и не требует специального допуска врача.
Данная программа педагогически целесообразна, т.к. ее реализация органично
вписывается в единое образовательное пространство образовательной организации
и позволяет применять ее в инклюзивных группах. Занятия помогают ребенку
социализироваться, благоприятно влияют на становление личности ребенка с ОВЗ в
целом.
Срок обучения: 2 года
Форма обучения: очная, групповая
Особенности организации образовательного процесса
Наличие большого выбора направлений развития ребенка делает программу
поливариантной,
более
привлекательной
и
позволяет
осуществлять
дифференцированный подход в обучении, в соответствии с желанием родителей и
склонностями ребенка. Также введен предмет шахматы для
развитие
интеллектуальных способностей детей.
Занятия проводятся 1 - 2 раза в неделю по 1 - 3 занятия в день (в зависимости
от услуги (услуг) выбранных родителем). Продолжительность занятий – 25 - 30
минут (в зависимости от возраста учащихся), что соответствует требованиям
СанПиН. Обучение проходит с сентября по май месяц.
Программа не предполагает ведение образовательного процесса с
использованием электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий. В условиях карантина профилактики и предотвращения
распространения
новой
коронавирусной
инфекции,
профилактики
и
предотвращения распространения гриппа и ОРВИ, в условиях карантина или
4

режима самоизоляции программа приостанавливает свою реализацию. В такие
периоды в интернет выкладываются информационные материалы для родителей, и
материалы для совместных занятий детей и родителей.
1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цели программы Школы раннего развития «Дарование»:
Всестороннее развитие детей дошкольного возраста, оказание помощи детям и
родителям в определении направления дальнейшего творческого развития.
Реализация программы предполагает решение следующих задач:
Образовательные:
ознакомление
детей
с
основами
танцевального,
музыкального,
изобразительного искусства;
развитие физических способностей детей;
определение и развитие способностей ребенка к тому или иному виду
творчества.
В области воспитания:
воспитание культуры поведения детей,
воспитание отзывчивости на проявление прекрасного в жизни
мотивация детей к занятиям в творческих коллективах, психологическая
подготовка к последующему обучению в коллективах Дворца;
социализация учащихся, подготовка к школьной жизни.
В области развития личности:
развитие интеллектуальных способностей и познавательных
процессов детей (мышления, воображения, фантази, образного мышления,
творческой активности, познавательной активности детей).
развитие коммуникативных способностей и социальных навыков детей.
В области здоровьесбережения:
обучение правильному дыханию,
развитие опорно-двигательного аппарата,
формирование правильной осанки,
оптимизация роста,
содействие профилактике плоскостопия,
содействие развитию и функциональному совершенствованию органов
дыхания, кровообращения, сердечно - сосудистой систем организма
ребёнка.

5

1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.3.1 УЧЕБНЫЙ ПЛАН по программе "Ступени к творчеству"
От 5-7 лет
Наименование услуги
Школа раннего развития "Дарование" 2 ступень
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ (ИЗО,)
Школа раннего развития "Дарование" 2 ступень
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
(БУМАГОПЛАСТИКА)
Школа раннего развития "Дарование" 2 ступень
ВОКАЛ
Школа раннего развития "Дарование" 2 ступень
"РИТМИКА И ТАНЕЦ"
Школа раннего развития "Дарование"
"ОСНОВЫ ЦИРКОВОЙ АКРОБАТИКИ"

Режим занятий
(количество
занятий в
неделю)

Количество
Учебных часов в
год

1

30

1

30

1

30

2

60

2

60

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Школа раннего развития «Дарование» 2 ступень
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
составитель:
педагог дополнительного
образования Бугрина А.А.
Цель -

содействие всестороннему
изобразительного искусства.

развитию

личности

дошкольника,

средствами

Задачи:
 В области изобразительного искусства:
- обучение основным изобразительного искусства
 В области развития личности:
- развитие фантази, образного мышления, творческой активности.
- развивать мышление, воображение, познавательную активность детей.
 В области воспитания:
- мотивация учащихся к занятиям рисования и лепки,
- воспитание культуры поведения детей,
- воспитание отзывчивости на проявление прекрасного в жизни.
Продолжительность занятия: 30 минут
Режим занятий : 1 раз в неделю
В основу положена программа Б.Н. Неменского «Изобразительное искусство и
художественный труд» Данная программа составлена с учетом дальнейшей преемственности с
программой изостудии «Эскиз» «Золотое сечение»
6

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№

ТЕМА

теория

практика

итого

1.

Мы наблюдаем и изображаем осень

1

6

7

2.

В чем красота зимы

1

8

9

3.

Мы и наши друзья

1

6

7

4.

Какого цвета зима и лето

1

6

7

4

26

30

ИТОГО:

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Для шестилеток
Тема №1 Мы наблюдаем и изображаем осень.
Занятие №1 рисование.
Тема: Осенние кисточки и яркие краски.
Этапы занятия:
 пробуем краски на палитре;
 смотрим иллюстрации осенних пейзажей;
 сочиняем и рисуем сказку.
Занятие №2 рисование.
Тема:
Как живут деревья.
Этапы занятия:
 рассматриваем сухие ветки, фотографии, изображения силуэтов деревьев;
 рисование восковыми мелками деревьев разных пород, возрастов;
 обсуждение работ.
Занятие №3 рисование.
Тема: Какого цвета осенняя листва.
Этапы занятия:
 рассматриваем осенние листья, фотографии, иллюстрации;
 рисуем деревья с яркими осенними листьями;
 обсуждение работ.
Занятие №4 рисование.
Тема:
Собираем красивые листья.
Этапы занятия:
 рассматриваем гербарий;
 смотрим иллюстрации;
 вырезаем из цветной бумаги осенние листья и клеим на лист бумаги, дорисовываем
мелками;
 обсуждение работ.
Занятие №5 рисование.
Тема:
Добрые руки бабушки.
Этапы занятия:
 обсуждаем праздник День пожилого человека с опорой на знания детей и их впечатления;
7

 рисуем портрет бабушки или дедушки
 обсуждение работ.
Занятие №6 рисование.
Тема:
Осень пора плодородия.
Этапы занятия:
 читаем стихи, сказки и рассказы об урожае;
 просматриваем фотографии и муляжи овощей и фруктов;
 рисуем ожившие овощи и фрукты;
 обсуждаем работы.
Занятие №7
лепка.
Тема:
Животные уральского леса.
Этапы занятия:
 рассматриваем фотографии, скульптурные изображения животных;
 лепим животных;
 обсуждение работ.
Тема № 2 В чем красота зимы.
Занятие №1 рисование.
Тема: Морозные узоры на стекле.
Этапы занятия:
 смотрим иллюстрации зимних снежинок, изделия декоративно-прикладного искусства –
круговые кружева, салфетки;
 знакомимся с правилами построения орнамента в круге;
 рисуем зимние снежинки белой краской на темном фоне;
 обсуждение работ. .
Занятие №2 лепка.
Тема: Фигура человека в движении.
Этапы занятия:
 смотрим фото скульптурных композиций людей в движении, фото спортсменов;
 лепим фигурки людей в движении;
 обсуждение работ. .
Занятие №3 рисование.
Тема: Наши зимние забавы.
Этапы занятия:
 читаем стихи о зимних играх;
 смотрим иллюстрации, фотографии;
 рисуем зимние игры детей;
 обсуждение работ.
Занятие №4 рисование.
Тема: Путешествие в зимний лес.
Этапы занятия:
 просмотр иллюстраций зимнего леса;
 рисование елок разного размера, возраста;
 обсуждение работ.
Занятие №5 бумажная пластика.
Тема: Ажурные снежинки.
Этапы занятия:
 читаем стихи о снежинках;
 смотрим фотографии, пособия;
8

 знакомимся с приемами работы с бумагой (складывание, прорезание);
 вырезаем снежинки
 обсуждение работ.
Занятие №6 рисование.
Тема: Волшебница зима.
Этапы занятия:
 читаем отрывки сказок о Деде Морозе и девочке - Снегурочке;
 смотрим иллюстрации;
 рисуем сказочный мужской и женский образы;
 обсуждение работ.
Занятие №7 рисование.
Тема: Новогодний сюрприз.
Этапы занятия:
 беседа о работе художника оформителя;
 смотрим различные варианты поздравительных открыток;
 изготовление открытки с применением различных материалов и техник;
 обсуждение работ.
Занятие №8 рисование.
Тема: Итоговое занятие за 1 полугодие.
Этапы занятия:
 игровые задания на проверку теоретических знаний;
 практическое задание на работу разными техниками;
 командное задание с элементом соревнования;
 подведение итогов.
Тема №3 Мы и наши друзья.
Занятие №1 рисование.
Тема:
Птичий двор.
Этапы занятия:
 беседа о домашних птицах;
 просмотр иллюстраций, обсуждение внешних особенностей петуха, курочки, цыплят;
 рисование всех героев;
 обсуждение работ.
Занятие №2 рисование.
Тема:
Жар - птица.
Этапы занятия:
 беседа о сказочном образе птицы;
 чтение отрывков из сказок, просмотр иллюстраций;
 рисование сказочной птицы;
 обсуждение работ.
Занятие №3
конструирование из бумаги.
Тема:
Птица.
Этапы занятия:
 знакомство с народным промыслом изготовления птиц из деревянной щепы;
 разбор последовательности изготовления птицы из бумаги;
 изготовление в материале;
 обсуждение работ.
Занятие №4 рисование.
Тема:
Мир нашего аквариума.
Этапы занятия:
9

 беседа о впечатлениях детей;
 просмотр рисунков и фотографий аквариумных рыбок, обсуждение среды аквариума;
 выполнение рисунка в заданной последовательности в технике по - сырому;
 обсуждение работ.
Занятие №5 аппликация.
Тема:
Рыбка.
Этапы занятия:
 беседа о впечатлениях детей;
 просмотр подобных работ, обсуждение технологии выполнения;
 выполнение в заданной последовательности в технике рваная бумага;
 обсуждение работ.
Занятие №6 рисование.
Тема:
Мы рисуем своих друзей.
Этапы занятия:
 беседа о впечатлениях детей;
 просмотр рисунков и фотографий с портретами детей;
 выполнение рисунка в заданной последовательности;
 обсуждение работ.
Занятие №7 рисование.
Тема:
Клоун.
Этапы занятия:
 беседа о впечатлениях детей;
 просмотр рисунков и фотографий клоунов;
 выполнение рисунка с отображением характерных деталей ;
 обсуждение работ.
Тема №4 Какого цвета весна и лето.
Занятие №1 рисование.
Тема:
Какого цвета небо.
Этапы занятия:
 беседа о состоянии неба при разных природных явлениях;
 читаем отрывки с описанием неба;
 просмотр иллюстраций художников;
 выполнение рисунка в характерной цветовой гамме;
 обсуждение работ.
Занятие №2 рисование.
Тема:
8 марта – праздник улыбок и цветов.
Этапы занятия:
 беседа и чтение стихов;
 просмотр подобных работ;
 выполнение коллажа их детских рисунков портретов мам и вырезок из журналов и
открыток;
 обсуждение работ.
Занятие №3 рисование.
Тема:
Народное искусство. Декоративные росписи.
Этапы занятия:
 обзорная беседа и просмотр образцов в изделиях народных промыслов;
 выполнение элементов росписи по образцу педагога (травка, листок, цветок);
 обсуждение работ.
Занятие №4 рисование.
Тема:
Весна - красна.
10

Этапы занятия:
 обсуждение женского образа в русских сказках, разбор деталей и украшений женского
национального костюма;
 просмотр рисунков и иллюстраций;
 выполнение рисунка;
 обсуждение работ.
Занятие №5
бумажная пластика.
Тема: Декоративные цветы.
Этапы занятия:
 обсуждение технологии выполнения полуобъемных декоративных цветов из цветной
бумаги;
 выполнение цветов и расположение их на плоскости;
 обсуждение работ.
Занятие №6 рисование.
Тема:
Бабочки.
Этапы занятия:
 просмотр фотографий и рисунков бабочек, обсуждение их особенностей;
 выполнение рисунка с использованием шаблона;
 обсуждение работ.
Занятие №7 рисование.
Тема:
Итоговое занятие.
Этапы занятия:
 викторина и конкурсы по пройденному материалу;
 коллективная работа;
 игра с художественными материалами;
 поздравление с окончанием учебного года.





Ожидаемые результаты по итогам второго года обучения детей
в области изобразительного искусства:
Знание основных приемов работы различными художественными материалами;
Умения смешивать цвета и использовать их эмоциональную окраску;
Навыки самостоятельной работы по заданной теме.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Школа раннего развития «Дарование» 2 ступень
«ЛЕПКА И БУМАГОПЛАСТИКА»
составитель:
педагог дополнительного образования Бугрина А.А.

Цель -

содействие всестороннему развитию личности дошкольника, средствами
изобразительного искусства подготовка учащихся к обучению в изостудии «Эскиз»

Задачи:
 В области изобразительного и декоративно-прикладного искусства:
 обучение основным приемам лепки и различным техникам работы с бумагой
 В области воспитания:
 мотивация учащихся к занятиям лепки и декоративно прикладного искусства,
 воспитание культуры поведения детей,
 воспитание отзывчивости на проявление прекрасного в жизни.
 В области развития личности:
11

 развивать фантазию, образное мышление, творческую активность.
 развивать мышление, воображение, познавательную активность детей.
В основу положена программа Б.Н. Неменского «Изобразительное искусство и
художественный труд»
Предполагаемые результаты по итогам обучения
в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства:
•
Знание пластических возможностей бумаги, глины, ткани, вторсырья;
•
Умение пользоваться ножницами, клеем, скотчем, клеящей пленкой и другими
скрепляющими материалами;
•
Навыки творческой работы по воображению и представлению, самостоятельной
проекционной работы на заданную тему.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№

ТЕМА

теория

практика

итого

1.

Конструируем из бумаги

1

7

8

2.

Самодельная игрушка

1

6

7

3.

Сказка из глины

1

6

7

4.

Я – дизайнер

1

7

8

4

26

30

ИТОГО:

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема №1 Конструируем из бумаги.
Занятие №1-2 объемное конструирование.
Тема:
Избушка.
Этапы занятия:
 просмотр образцов выполненных ранее;
 обсуждение технологии выполнения;
 изготовление деталей будущего изделия;
 сборка готовой конструкции, оформление окна и двери
Занятие №3-4-5 объемное конструирование.
Тема:
Древний замок.
Этапы занятия:
 просмотр иллюстраций, макета, выполненной ранее работы;
 обсуждение технологии выполнения;
 изготовление элементов конструкции из готовых коробок, оформленных цветной бумагой;
 сборка готовой конструкции;
 обсуждение работы.
12

Занятие №6-7 черчение.
Тема: Инструменты - помощники.
Этапы занятия:
 Знакомство с чертежными инструментами (линейка, циркуль);
 отработка навыков черчение я по линейке (расчерчивание полосок одинаковой ширины,
черчение кругов;
 вырезание полосок и кругов;
 сборка формы гусеницы из готовых полосок и кругов;
 обсуждение работ.
Занятие №8 конструирование.
Тема:
Зоопарк.
Этапы занятия:
 работа с готовыми заготовками животных;
 вырезание, сборка;
 обсуждение работ.
Тема №2 Самодельная игрушка.
Занятие №1 работа с текстилем.
Тема:
Обереговая кукла «День – Ночь».
Этапы занятия:
 беседа с детьми о традициях изготовления обереговых кукол, их значении в историческом
прошлом народов.
 просмотр образца выполненного педагогом;
 обсуждение технологии выполнения;
 изготовление изделия по показу педагога из ткани, синтепона и шнура;
 обсуждение работ.
Занятие №2 работа с текстилем.
Тема:
Тряпичная кукла - скрутка.
Этапы занятия:
 просмотр образца выполненного педагогом;
 обсуждение технологии выполнения;
 изготовление изделия по показу педагога из ткани, и шнура;
 обсуждение работ.
Занятие №3-4 работа с текстилем.
Тема:
Тряпичная кукла - барышня.
Этапы занятия:
 беседа о истории самодельных игрушек не обрядового назначения;
 просмотр образца выполненного педагогом и иллюстраций;
 обсуждение технологии выполнения;
 изготовление изделия по показу педагога из текстильных материалов;
 обсуждение работ.
Занятие №5-6 работа с текстилем.
Тема:
Елочная игрушка - Фея.
Этапы занятия:
 просмотр образца выполненного педагогом;
 обсуждение технологии выполнения;
 изготовление изделия по показу педагога из ткани, картона, тесьмы;
 обсуждение работ.
Занятие №7 работа с текстилем.
Тема:
Новогодний сувенир.
13

Этапы занятия:
 просмотр образца выполненного педагогом;
 обсуждение технологии выполнения;
 изготовление изделия по показу педагога из ткани, синтепона и шнура;
 обсуждение работ.
Тема №3 Сказка из глины.
Занятие №1 лепка.
Тема:
Чудо – юдо –рыба -кит.
Этапы занятия:
 просмотр иллюстраций и образца выполненного педагогом;
 обсуждение технологии выполнения;
 изготовление изделия и нанесение фактуры методом теснения;
 обсуждение работ.
Занятие № 2 лепка.
Тема:
Чудо – юдо –рыба -кит.
Этапы занятия:
 просмотр иллюстраций и образца выполненного педагогом;
 обсуждение технологии выполнения;
 изготовление изделия и нанесение фактуры методом теснения;
 обсуждение работ.
Занятие № 3 лепка.
Тема:
Домик для мышонка.
Этапы занятия:
 просмотр иллюстраций и образца выполненного педагогом;
 обсуждение технологии выполнения пласта;
 изготовление изделия из пласта с прорезанием;
 обсуждение работ.
Занятие №4 лепка.
Тема:
Дракончик.
Этапы занятия:
 просмотр иллюстраций и образца выполненного педагогом;
 обсуждение технологии выполнения жгута;
 изготовление изделия и соединение деталей;
 обсуждение работ.
Занятие №5 лепка.
Тема:
Украшение для мамы.
Этапы занятия:
 просмотр образца выполненного педагогом;
 обсуждение технологии выполнения;
 изготовление изделия и нанесение фактуры методом теснения;
 обсуждение работ.
Занятие №6 лепка.
Тема:
Улитка.
Этапы занятия:
 просмотр иллюстраций и образца выполненного педагогом;
 обсуждение технологии выполнения;
 изготовление изделия;
 обсуждение работ.
14

Занятие №7 лепка.
Тема:
Черепаха.
Этапы занятия:
 просмотр иллюстраций и образца выполненного педагогом;
 обсуждение технологии выполнения;
 изготовление изделия и нанесение фактуры методом накладки;
 обсуждение работ.
Занятие №8 лепка.
Тема:
Декоративная тарелочка.
Этапы занятия:
 просмотр иллюстраций и образца выполненного педагогом;
 обсуждение технологии выполнения;
 изготовление изделия и нанесение фактуры разными методами;
 обсуждение работ.
Тема № 4 Я - дизайнер.
Занятие № 1-2 конструирование
Тема:
Игрушка из пластиковой бутылки.
Этапы занятия:
 просмотр образца выполненного педагогом;
 обсуждение технологии выполнения;
 изготовление изделия;
 обсуждение работ.
Занятие № 3 - 4 мозаика на плоскости.
Тема:
Превращения пробки.
Этапы занятия:
 просмотр образца выполненного педагогом;
 обсуждение технологии выполнения мозаики из пробок;
 предварительный рисунок, изготовление изделия;
 обсуждение работ.
Занятие № 5 - 6 моделирование.
Тема:
Новое платье для Золушки.
Этапы занятия:
 просмотр образца выполненного педагогом;
 обсуждение технологии выполнения нарядного платья из фальги;
 изготовление изделия;
 обсуждение работ.
Занятие № 7-8 конструирование
Тема:
Коллаж их полуобъемных деталей и вырезок.
Этапы занятия:
 просмотр образца выполненного педагогом;
 обсуждение технологии выполнения коллажа;
 изготовление изделия;
 обсуждение работ.
Занятие №9 итоговое занятие
Тема:
Я - дизайнер.
Этапы занятия:
 игровые конкурсы и задания;
 мини – задания на повторение материала;
 выполнение подарочной открытки.
15





Предполагаемые результаты по итогам обучения
в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства:
Знание пластических возможностей бумаги, глины, ткани, вторсырья;
Умение пользоваться ножницами, клеем, скотчем, клеящей пленкой и другими скрепляющими
материалами;
Навыки творческой работы по воображению и представлению, самостоятельной
проекционной работы на заданную тему.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Школа раннего развития «Дарование» 2 ступень
«РИТМИКА И ТАНЕЦ »

составитель:
педагог дополнительного образования Семенова Е.А.
Цель - содействие всестороннему развитию личности дошкольника,
средствами хореографического искусства, подготовка
учащихся к обучению в хореографическом ансамбле «Антре».
Задачи:
В области хореографии:
- обучение основам хореографии
В области воспитания
- мотивация учащихся к занятиям танцами,
- воспитание культуры поведения детей,
- воспитание умения эмоционального выражения средствами движения,
В области развития личности:
- развивать координацию движения, устойчивость, равновесие,
- развивать музыкальность, выразительность,
- развивать мышление, воображение, познавательную активность детей.
В области здоровьесбережения
- обучение правильному дыханию,
- развитие опорно-двигательного аппарата,
- формирование правильной осанки,
- оптимизация роста,
- содействие профилактике плоскостопия,
- содействие развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания,
кровообращения, сердечно-сосудистой систем организма ребёнка.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 час в неделю.
№
Разделы программы
Часов
1
2
3
4
5

Ритмические упражнения
Танцевальные элементы
Партерная гимнастика
Танцевально-музыкальные игры
Детские образные танцы и танцевальные этюды.
ИТОГО

16

6
6
18
8
12
60

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Ритмические упражнения
Хлопки в различных ритмических рисунках
Притопы в различных ритмических рисунках
Хлопки в парах
Хлопки с шагами
Танцевальные элементы
1. Постановка корпуса , ног, рук и головы:
позиции ног –
I свободная, II свободная, VI;
положения рук – подготовительная, I, II, III, переводы рук из позиции в позицию;
различные упражнения для развития выразительности рук .
2. Разминочные упражнения:
наклоны головы;
поднимание и опускание плеч;
полуприседание по VI позиции;
поднимание на полупальцы по VI позиции;
прыжки по VI позиции.
3. Упражнения на различные виды танцевального шага и бега:
бытовые шаги;
танцевальный шаг с вытянутого носка;
шаги на полупальцах;
шаги на пятках;
основное положение танца полонез (шаги),
легкий бег;
бег с высоко поднятыми коленями;
бег с отбрасыванием ног назад, сгибая колено;
бег на полупальцах музыкальный размер 2/4 ;
шаг с подскоком;
галоп.
шаг польки музыкальный размер 2/4 ;
шаг с притопом музыкальный размер 2/4 ;
шаг с выносом ноги на каблук музыкальный размер 2/4 ;
прыжки по VI позиции музыкальный размер 2/4 ;
4. Упражнения на ориентировку в пространстве:
повороты вправо, влево;
движения по диагонали, по кругу,
перестроение в круг, сужения и расширения круга;
перестроения в пары, колонны, шеренги.
5. Пальчиковая гимнастика
Партерная гимнастика
1. Упражнения для стоп:
натяжение и сокращение стоп в невыворотном положении;
натяжение и сокращение стоп в выворотном положении;
круговые движения стоп по точкам;
попеременное натяжение и сокращение стоп в невыворотном положении;
движение отдельно подъемом и пальцев ног;
17

2.

3.
4.
5.

6.

натяжение и сокращение стоп в выворотном положении в положении лежа на животе;
Упражнение для мышц спины:
наклоны корпуса к ногам в положении сидя руки за головой 2 такта 4/4 ;
наклоны корпуса к ногам в положении лежа руки за головой 2 такта 4/4 ;
Упражнения для выворотности в тазобедренном суставе:
«лягушка» 2 такта 4/4
Упражнения для мышц брюшного пресса
Упражнения для развития силы мышц и гибкости спины
перегибы корпуса назад из положения лежа на животе 2 такта 4/4;
подъем рук и корпуса из положения лежа на животе 2 такта 4/4;
подъем ног из положения лежа на животе 2 такта 4/4;
подъем рук и ног из положения лежа на животе 2 такта 4/4;
наклоны корпуса вперед и в сторону в положении сидя, ноги развернуты в стороны, 2 такта
4/4;
Растяжка и шпагаты.

Детские образные танцы и игры
Различные музыкально-подвижные и творческие игры, историко-бытовые, народные,
бальные, ритмические танцы на основе выученных движений и элементов, которые способствуют
развитию координации и эмоциональности движений.
Постановка и отработка танцевальных номеров.








Предполагаемые результаты по итогам обучения
в области хореографии :
Знание строения музыкального произведения, музыкальный размет 4/4, позиций ног I, III,
(свободные) VI, позиции рук подготовительная, I, II, III. Терминологии движений за 2 год
обучения
Умение правильно держать корпус, ориентироваться в пространстве, координировать более
сложные движения, более сложный ритмический «рисунок», менять движения в
зависимости от характера музыки.
Навыки исполнения простейших танцевальных движений, исполнения на их основе
импровизаций.
Исполнять разученные танцевальные отрывки и танцы в целом.
Литература
1. Пинаева Е.А. Ритмика. – Пермь.: 1997
2. Фирилеева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Са-Фи-Дансе. Танцевально-игровая гимнастика для детей.СПб.: Детство-пресс, 2001
3. Вайнфельд. Музыка. Движение, фантазия! - М.: Внешсигма, 1997
4. Михайлова М.А., Воронина И.В.. Танцы, игры, упражнения для красивого движения.Ярославль.: Академия развития, 2000г.
5. Яновская В. Ритмика.- М.: 1993.
6. Гиппенрейтер Ю.- Общаться с ребенком. Как? – М.: 2003
7. Пасютинская В. Волшебный мир танца.- М.: Просвещение, 1985
8. Литературно-музыкальный альманах. Танцуем, играем и поем. - М.: Рифма, 2002

18

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Школа раннего развития «Дарование» 2 ступень
«ВОКАЛ »
составитель
педагог дополнительного образования Каскеева Я.В.
Цель приобщение детей к основам музыкальной культуры, развитие их музыкальноэстетического вкуса, формирование у них исполнительских вокальных умений и навыков,
подготовка детей обучению в шоу-группе «ДоМиНика».
Задача:
В области вокала:
- развитие музыкального и ритмического слуха;
- овладение навыками сольного исполнения с наиболее эффективным и
правильным использованием приобретенных вокальных и слуховых
навыков;
- овладение уменим детей работать в ансамбле;
В области развития личности:
- развитие ассоциативных возможностей мышления, развитие
творческих способностей;
- умение анализировать музыкальное произведение;
В области воспитания:
- мотивация учащихся к музыкальным занятиям
- приобщении детей к искусству;
- развитие музыкального вкуса, способности слышать и чувстврвать
красоту музыкальных произведений;
- развитие коммуникативных навыков и отношений.
Всем известно, что вокальное искусство является частью мировой музыкальной культуры,
отражая общий культурный уровень каждого народа. Певческий аппарат - необыкновенный
инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Используя
эти краски, выдающиеся представители русской вокальной школы достигали небывалых высот,
«звучание любого музыкального инструмента не может соперничать с красотой и теплотой
человеческого голоса» (Ю. Якушенко).
Детский голос – тончайший хрупкий инструмент, еще не завершенный в своем
формировании. Роль педагога в этой области аналогична роли врача: « Помогая – не навредить».
Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии,
погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.
Программа по предмету «Вокал» рассчитана на два года обучения детей 5-6-летнего
возраста. Исходя из физиологических особенностей детей дошкольного возраста (быстрая
утомляемость, непроизвольное внимание) и специфики занятий, наполняемость группы должна
быть 12-15 человек.
Для желающих заниматься вокалом необходимо наличие удовлетворительных вокальных
музыкальных данных, здоровый голосовой аппарат, артистические задатки
Примерная структура учебного занятия:
1. Разогрев вокального аппарата:
-несколько дыхательных упражнений;
19

-устранение мышечных зажимов;
-небольшие попевки в пределах квинты с закрытым ртом или на гласный «о», «а».
2. Работа над правильным формированием звука:
3. -пение на одной ноте различных слогов: ми, ме, ма, мо, му для сглаживания разницы в
произношении гласных звуков;
4. -небольшие попевки с использованием различных слогов с перенесением (транспонированием)
их на различную высоту.
5. Исполнение вокального произведения.






Предполагаемые результаты по окончании обучения в области вокала
знания о жанрах вокальной музыки; о динамические оттенках; понятия: гамма, мажор и
минор, трезвучие, опевание;
умения: исполнять упражнения, способствующие одновременному звучанию грудного и
головного резонаторов; петь гаммы, трезвучия, опевания; исполнять произведения в
сопровождении фортепиано и с фонограммой «минус», с мелодией и без мелодии
произведения; выполнять упражнения дыхательной гимнастики Стрельниковой А.Н. с
одновременным пением вокальных упражнений; Пользоваться при пении «цепным» дыханием.
навыки: управления певческим дыханием (спокойный без напряжения вдох, задержание вдоха
перед началом пения (люфт-пауза), выработка равномерного выдоха)

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п\п

Разделы программы

Часы

1.

Дыхание. Певческая опора

3

2.

Унисон

3

3.

Вокальная позиция

3

4.

Звуковедение

3

5.

Работа над диапазоном

3

6.

Артикуляция, дикция

3

7.

Работа в ансамбле

3

8.

Работа с солистами

3

9.

Работа с техническими средствами

3

10.

Выразительное исполнение музыкальных произведений

3
30

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Дыхание. Певческая опора
●плавное без толчков;
●сохранение постоянного чувства опоры.
Унисон
●Развитие умения сливаться в одноголосие по высоте и по тембру;
20

●Формирование правильной вокальной позиции.
Вокальная позиция
Работа над формированием правильной «высокой» вокальной позиции
Звуковедение
Работа над правильным звукоизвлечением (мягкая атака) и звуковедением (staccato, non legato,
legato).
Работа над диапазоном
Совершенствование техники дыхания, артикуляции. Поиск оптимального импеданса. Формы рта,
смешанное звучание на всем диапазоне.
Артикуляция, дикция.
Артикуляция внутренняя-мышцы глотки, мягкое небо, корень языка. Формирование вокальных
гласных, высокая и низкая певческие форманты.
Артикуляция внешняя-губы, нижняя челюсть, кончик языка. Формирование согласных и их
воздействие на дыхание. Формирование речевых гласных.
Упражнения для развития гласных.
Работа в ансамбле
Работать над мелодическим строем (лад, интервалы,взятые в мелодическом движении).
Работа с солистами
Работа с техническими средствами
Научить детей свободному ориентированию в работе с техникой (микрофонами, фонограммами с
дублированием мелодии и без нее).
Выразительное исполнение музыкальных произведений
Привитие детям навыков актерского исполнения.






Предполагаемые результаты по окончании обучения в области вокала
знания о жанрах вокальной музыки; о динамические оттенках; понятия: гамма, мажор и
минор, трезвучие, опевание;
умения: исполнять упражнения, способствующие одновременному звучанию грудного и
головного резонаторов; петь гаммы, трезвучия, опевания; исполнять произведения в
сопровождении фортепиано и с фонограммой «минус», с мелодией и без мелодии
произведения; выполнять упражнения дыхательной гимнастики Стрельниковой А.Н. с
одновременным пением вокальных упражнений; Пользоваться при пении «цепным» дыханием.
навыки: управления певческим дыханием (спокойный без напряжения вдох, задержание вдоха
перед началом пения (люфт-пауза), выработка равномерного выдоха)
Литература по предмету вокал
1. Котляревская-Кафт М. Сольфеджио - С-Пб.: 1986 .
2. Бырченко П. С песенкой по лесенке - М.: 1984 .
3. Франио Г. Хрестоматия по сольфеджио и ритмике - М.:1991.
4. Яновская В. Ритмика - М.: 1979 год.
5. Андреева М. От примы до октавы» часть вторая. – М.: 1978
6. Андреева М. От примы до октавы» часть третья. –М.: 1992.
7. Бевзенко А. Сольфеджио. учебник для 1 класса ДМШ, - Тверь.: 1997.
8. Лифшиц И., Франио Г. Методическое пособие по ритмике»- М.: 1987 .
9. Кончаловская Н. Нотная азбука - Киев.: 1987 год.
10. Барабошкина Музыкальная грамота. - С-Пб.: 1978 год.
11. Алексеева Л. Игровое сольфеджио для малышей - М.: 1998
21

12. Королева Е. Музыка в сказках, стихах и картинках. - М.: 1994
13. Абелян Л. Забавное сольфеджио - М.:1985 .
14. Абелян Л. Учебное пособие для детей. - М.: 1987 .
15. Луговская А. Ритмические упражнения, игры и пляски. - М.: 1991
16. Сиротина Т. Ритмическая азбука.- выпуск 1
17. Смирнова Т. Ритмическая азбука. вып.1
18. Тютюнникова Т. Музыка. 6-7 лет. Альбом - М.: 1997 .
19. Юдина Е. Первые уроки музыки и творчества. - М.:1999.
20. Королева Е. Азбука музыки в сказках, стихах и картинках. -М.: 2001.
21. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей - Ярославль.: 1997

Школа раннего развития «Дарование»
«ОСНОВЫ ЦИРКОВАЯ АКРОБАТИКА»
составитель
педагог дополнительного образования Тарасенкова Л.А.
Цель Укрепление опорно-двигательного аппарата и мышечной системы организма детей,
содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами цирковой акробатики,
подготовка учащихся к обучению в цирковой студии «Непоседы».
Задачи:
В области цирковой акробатики:
- обучение основным элементам цирковой акробатике.
В области воспитания
- мотивация учащихся к занятиям физической культурой,
- воспитание культуры поведения детей,
- воспитание умения эмоционального выражения средствами движения.
В области развития личности:
- развивать координацию движения, устойчивость, равновесие,
- развивать мышление, воображение, познавательную активность детей.
В области здоровьесбережения:
- обучение правильному дыханию,
- развитие опорно-двигательного аппарата,
- формирование правильной осанки,
- оптимизация роста,
- содействие профилактике плоскостопия,
- содействие развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания,
кровообращения, сердечно-сосудистой систем организма ребёнка.
В основу положена программа по акробатике. Данная программа составлена с учетом
дальнейшей преемственности с программой цирковой студии «Непоседы»
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Для пятилеток
2 раза в неделю
№
Тема

Всего
22

Теория

Практика

1

1

-

2

Вводное занятие. Что такое цирк? Техника
безопасности на занятиях.
Строевые упражнения

4

1

3

3

Общеразвивающие упражнения.

6

1

5

4

Упражнения на гибкость и растяжку.

12

2

10

5

Акробатические упражнения.

12

2

10

6

Упражнения на снарядах.

6

2

4

7

Силовые упражнения.

6

1

5

8

Игроритмика.

4

1

3

9

Упражнения с предметами.

6

2

4

3

1

2

60

14

46

1

10 Упражнения на расслабление мышц,
дыхательные и укрепление осанки.
ИТОГО:

СОДАРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Для пятилеток
Строевые упражнения.
 «смирно»
 «вольно»
 Повороты направо, налево, кругом
 Построение в круг
 Передвижения по кругу
 Построение в колонну по команде
 Перестроение в колонну по два
 Построение в рассыпную (в шахматном порядке).
Общеразвивающие упражнения.
 Ходьба на носках (пятках с высоким подниманием колена, в полуприсяде, в присяде, на
внешнем и внутреннем своде стопы)
 Прыжки на одной ноге (на двух, с поворотами, из присяда)
 Упор присев (лёжа, на согнутых руках, стоя на коленях)
 Сочетание упоров с движениями ног (поднимание ноги вверх, в сторону, подгиб ноги
вперёд, назад)
Упражнения на гибкость и растяжку.
23






«морская звезда», «улитка», «морской лев», «медуза», «уж», «морской червяк», «кальмар»,
«лодочка», «лягушка», «мостик»
Шпагаты (левый, правый, поперечный)
Складка ноги вместе (врозь)
Перекат вперёд с колен прогнувшись.

Акробатические упражнения.
 «каталочка», «бревно», «Буратино», «Ванька-встанька»
 Кувырок вперёд (назад)
 Стойка на лопатках
 Колесо
 Равновесие на одной ноге
 Переход из равновесия на одной ноге в кувырок вперёд (ноги вместе, врозь)
 Равновесие на голове с опорой на руки с согнутыми ногами.
Упражнения на снарядах.
 Гимнастическая стенка (подъём и спуск, поднимание согнутых и прямых ног, переход на
руках без помощи ног)
 Перекладина (вис на руках, передвижение вправо, влево, вис на согнутых руках, вис стоя,
вис лёжа, вис лёжа ноги назад, вис лёжа сзади, вис на подколенях.
 Ремни (вис на руках, сгибание и разгибание рук с помощью, вис на согнутых руках,
повороты телом вправо, влево – ноги вместе, ноги врозь
 Канат (подъём по канату с помощью ног)
Силовые упражнения.
 Отжимания
 Упор присев, упор лёжа под счёт
 «книжка»
 Поднимание ног в висе на гимнастической стенке
 Подтягивание с помощью
 Лазанье по канату с помощью ног
 Прыжки под счёт (из приседа, под скакалку).
Игроритмика.
 Хлопки в такт музыке
 Ходьба под музыку
 Движения руками в различном темпе
 Различие динамики звука «громко» - «тихо»
 Выполнение упражнений под музыку
 Хлопки и удары ногой под каждый счёт (через счёт, только на первый)
 Подвижные игры («нитка-иголка», «найди своё место», попрыгунчики-воробьишки,
«совушка», «поезд», «автомобили»)
Упражнения с предметами.
 Броски и ловля мяча двумя руками
 Броски об пол мяча и ловля его руками
 Переброска мяча из одной руки в другую
 Переброска мяча в паре
 Повороты обруча вправо, влево;
24






Пролезание в обруч не обронив его;
Перекаты обруча на полу слева направо и обратно;
Прыжки через обруч вращая его вперёд;
Прыжки через скакалку ноги вместе, врозь, вперёд, назад.

Упражнения на расслабление мышц, дыхательные и укрепление осанки.
 Свободное опускание рук вниз;
 Напряжённое и расслабленное положение рук и ног;
 Потряхивание руками;
 Лёжа на спине при напряжении мышц – выдох, при расслаблении – вдох.





Предполагаемые результаты по итогам 1 года обучения
в области цирковой акробатики:
Знание понятий: группировка; упор присев; упор лёжа, кувырки.
Умение выполнять упражнение каждого из разделов программы.
Навыки выполнения основных упражнений в перекатах с группировкой; прогнувшись; владеть
предметами (мяч, обруч, скакалка).

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Для шестилеток
2 раза в неделю
№

Всего

Теория

Практика

1

1

-

2

Вводное занятие. Что такое цирк? Техника
безопасности на занятиях.
Строевые упражнения

4

1

3

3

Общеразвивающие упражнения.

6

1

5

4

Упражнения на гибкость и растяжку.

12

2

10

5

Акробатические упражнения.

12

2

10

6

Упражнения на снарядах.

6

2

4

7

Силовые упражнения.

6

1

5

8

Игроритмика.

4

1

3

9

Упражнения с предметами.

6

2

4

3

1

2

60

14

46

1

Тема

10 Упражнения на расслабление мышц,
дыхательные и укрепление осанки.
ИТОГО:
25

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Для шестилеток
Строевые упражнения
 Построение в колонну по одному, по два, по три;
 Менять направление движения колонны;
 Перестроение из колонны по одному в круг и обратно по команде под счёт;
 Маршировка под музыку;
 Построение в шахматном порядке;
 Повороты на месте;
 Маршировка на месте, маршировка и повороты под счёт.
Общеразвивающие упражнения.
 Бег по кругу;
 Упражнения с применением гимнастических скамеек (прыжки через скамейку ноги вместе
с упором на руки, прыжок на скамейку ноги вместе с упором на руки, со скамейки ноги
врозь);
 Прыжки на одной ноге (на двух, вместе, из присяда, приставным шагом вправо, влево);
 Основные упражнения для различных частей тела (рук, плечевого пояса, спины, брюшного
пояса, ног);
 Комбинированные упражнения в седах и положениях лёжа; сочетание упоров с
движениями ног.
Упражнения на гибкость и растяжку.
 Шпагаты (левый, правый, поперечный)
 Складка ноги вместе (врозь)
 Маховые или пружинные упражнения в положении стоя, лёжа на спине;
 Шпагаты с высоты;
 «щучка»;
 Мостик на прямых руках (на предплечьях, стоя на коленях);
 Узкий мост;
 Перекат прогнувшись с согнутыми ногами;
 Переход с мота в перекат вперёд прогнувшись..
Акробатические упражнения.
 Кувырок вперёд (назад с группировкой);
 Кувырок вперёд согнувшись – складка ноги вместе (назад – ноги врозь);
 Кувырок вперёд, назад – ноги врозь;
 Кувырок назад через плечо в полушпагат;
 Стойка на лопатках без помощи рук;
 Стойка на голове с упором на руки с прямыми ногами вместе, врозь;
 Стойка на руках махом одной, толчком другой;
 Колесо.
Упражнения на снарядах.
 Гимнастическая стенка (удержание ног в уголке, вис на согнутых руках, переход на руках
без помощи ног);
 Перекладина (сгибание и поднимание ног до касания перекладины, разведение и взмахи
ногами в стороны, подтягивание в висе, размахивание в висе на низкой перекладине, вис на
подколенях, вис сзади);
26




Ремни (вис на руках, сгибание и разгибание рук с помощью, вис на согнутых руках,
повороты телом вправо, влево – ноги вместе, ноги врозь
Канат (подъём по канату с помощью ног)

Силовые упражнения.
 Отжимания
 Упор присев, упор лёжа;
 «книжка», «крокодил»;
 Поднимание ног в уголок;
 Лёжа на спине поднимание и опускание ног под счёт;
 Лёжа на спине – наклон вперёд в складку под счёт;
 Прыжки;
 Лазанье по канату.
Игроритмика.
 Ходьба на каждый счёт и через счёт;
 Хлопки и удары ногой на сильные и слабые доли такта;
 Выполнение упражнений в различном темпе;
 Специальные упражнения для согласования движений с музыкой;
 Выполнение упражнений под музыку;
 Подвижные игры («пятнашки», «к своим флажкам», «музыкальные змейки», «день и ночь»,
«горелки»)
Упражнения с предметами.
 Переброски мяча из одной руки в другие;
 Перекат мяча по полу справа-налево, вперёд сопровождая рукой;
 Перекат мяча на двух руках от плеч к кистям и обратно;
 Перекат мяча поруке и поймать другой рукой на груди;
 Отбив мяч об пол одной рукой;
 Круги кистями вокруг мяча в различных плоскостях;
 Бросок обруча вверх, ловля двумя руками;
 Вращение обруча на правой, левой руке в боковой плоскости;
 Вращение обруча на талии;
 Вращение обруча над головой в горизонтальной плоскости;
 Восьмёрка одним обручем;
 Прыжки через скакалку на одной ноге.
Упражнения на расслабление мышц, дыхательные и укрепление осанки.
 Посегментное расслабление на различное количество счетов;
 Свободное раскачивание руками при поворотах туловища;
 Расслабление рук, шеи, туловища в положении сидя;
 Расслабление всего тела, лёжа на спине;
 Дыхательные упражнения на имитационных и образных движениях (с проговариванием,
задержкой дыхания, подниманием и опусканием рук);
 Упражнения на осанку в седее и седее «по-турецки»;
 Упражнения на осанку в образных и двигательных действиях («лодочка», «палочка» и др.)
лёжа на спине и на животе.

27

Предполагаемые результаты по итогам 2 года обучения
в области цирковой акробатики:


Знание понятий «группировка»; упор присев; упор лёжа, кувырки, стойка на лопатках, на
голове, на руках; выполнять колесо.
Умение выполнять упражнение каждого из разделов программы,
Навыки выполнять основные упражнения в перекатах с группировкой; прогнувшись
выполнять основные упражнения связанные со стойкой на лопатках, раках, голове,
выполнят колесо; уметь владеть предметами (мяч, обруч, скакалка).




1.
2.
3.
4.

5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

16.
17.
18.
19.

Литература
Акробатика. Программа для секций и коллективов физической культуры. М.: ФиС, 1974.
Гуревич З.Б. Эквилибристика. М.: Искусство, 1982.
Деркач А.А., Исаев А.А.. Творчество тренера. М.: ФиС, 1982.
Журавин М.Л., Загрядская О.В., Н.В. Казакевич и др. Гимнастика: Учебник для
студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр
«Академия», 2002.
Коркин В.П. Групповая акробатика. М.: ФиС . 1970.
Коркин В.П. Парные и групповые упражнении для женщин. М.: ФиС, 1976.
Коркин В.П., Акрачев В.И. Каноны терминологии. М.: ФиС, 1989.
Лисицкая Т.С. Хореография в гимнастике. М.: ФиС, 1984.
Мартин патрисия. Уроки спорта. Спортивная гимнастика. М.: Астрель, 2004.
Менхин Ю.В. Физическая подготовка в гимнастике. М.: ФиС, 1989.
Спортивная акробатика. Классическая программа по спортивно акробатике для ДЮСШ.
М. 202.
Спортивна акробатика. Учебник дл институтов физической культуры. М.: ФиС, 1981.
Тагор Р. Избранное: Искусство жонглирования. М.: Просвещение, 1987.
Филанан В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. М.: ФиС, 1980.
Фирилева Ж.Е., Сайкина Н.Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ». Танцевально-игровая гимнастика дл
детей Учебно-методические пособие для педагогов школьных и дошкольных
учреждений. СПб,: Детство-пресс, 2001.
Шипилина И.А. Хореография в спорте./ Серия «Образовательные технологии в массовом
и олимпийском спорте» . Ростов н/Д: Феникс, 2004.
Шипилина И.А., Самхин И.В. Фитнес-спорт/ Сери «Образовательные технологии в
массовом и олимпийском спорте» . Ростов н/Д: Феникс, 2004.
Шойхет К.О. О тренировке акробатов // Гимнастика, 1980, №1.
Шохин М.П. Круговая тренировка. М.: ФиС, 1986.

РАЗДЕЛ № 2
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год
обучен
ия

Целева
я
группа
Возрас
т

Количес
тво
часов по
програм
ме в год

Недел Режим
ьная
занятий
нагру
зка

Количество
групп и ФИО
педагога,
реализующего
программу с
данной
28

Сроки реализации
(кол-во недель в
год,
каникулы,
сроки)

Сроки
проведени
я
аттестации

5-7 лет

70

2

Ритми
ка
и
танец

ИЗО

5-7 лет

35

1

вокал

5-7 лет

35

1

ИЗО,
5-7 лет
Лепка,
бумаго
пласти
ка
цирков 5-7 лет
ая
акроба
тика

70

2

70

2

группой
2 раза в 1 группа
неделю
Семенова
по 1 часу Е.А.
Тимофеева
Л.Б.
(концертмейс
тер).
1 раза в Лобач Н.Л. .
неделю
по 1 часу
1 раза в 1 группа
неделю
Тимофеева
по 1 часу Л.Б.
2 раза в 1
группа
неделю
Бугрина А.А.
по 1 часу

36 уч. недель
начало уч/г
01.09. 2025
каникулы
с 28 .12.2025
по 10.01.2026 -

С
01.04.2026
по
25.05.2026

окончание уч/г
25.05.2026

2 раза в 1 группа
неделю
Тарасенкова
по 1 часу Л.А.

2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Кадровое обеспечение: педагоги дополнительного образования:
ИЗО:
Лобач Наталья Львовна,
Бугрина Анастасия Александровна
Вокал:
Тимофеева Лариса Борисовна
Ритмика и танец :
Семенова Елена Анатольевна
Цирковая акробатика:
Тарасенкова Лариса Алексеевна
2.3 ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОБУЧАЮЩИМИСЯ







Отслеживается несколько показателей:
овладение детьми базовыми умениями и навыками по предметам;
комфортность пребывания дошкольников на занятиях;
удовлетворенность родителей образовательным процессом, результатами и
достижениями детей;
участие детей в фестивалях, конкурсах, соревнованиях разных уровней;
поступление обучающихся, завершивших обучение по программе, в коллективы
Дворца творчества.
29

Формы подведения результатов
Выставки детских работ (проводятся ежемесячно).
Открытые занятия (проходят три раза в год, с целью подведения итогов и
демонстрации родителям достижений детей).
Октябрь – демонстрация начального уровня.
Декабрь – итоговые занятия за полугодие.
Май – итоговые занятия за год.
Итоговые занятия проходят по всем предметам в красочной, неформальной,
торжественной обстановке. Формы проведения итоговых занятий разнообразны –
фестиваль, конкурс, спартакиада, игра и др.
Участие детей в фестивалях, конкурсах, соревнованиях. (Участие может
быть очным и дистанционным в течении всего периода обучения)
Выпускной праздник (проводится в мае месяце и представляет концертную
программу с участием всех выпускников прошедших обучение по программе в
творческих выступлениях).
Комфортность пребывания обучающихся на занятиях и удовлетворенность
родителей результатами и достижениями детей выявляется при помощи
тестирования и анкетирования, которые проводятся в декабре - январе и в мае.
По окончании обучения по программе школы раннего развития «Дарование»
выпускникам вручается сертификат об обучении по данной программе.
Данная программа составлена с учетом дальнейшей преемственности с
программами коллективов Дворца творчества
Желающие продолжить свое образование во Дворце творчества могут
поступить в детские творческие коллективы занятия в которых начинается со
школьного возраста.
2.4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Принципы построения и реализации программы
 Комплексность в обучении: данный принцип реализуется через преподавание
предметов разных направлений. Обучение детей по разным предметам
обеспечивает с одной стороны - смену деятельности, с другой стороны –
расширение кругозора детей, всестороннее развитие и возможность реализовать
себя в разных видах творчества и спорта.
 Профильность в обучении: данный принцип реализуется через введение
профильных предметов на изучение которых отводится большее количество
часов, такое распределение дает возможность ребенку более глубоко заниматься
избранным видам деятельности и определиться с направлением дальнейшего
творческого развития.
30

 Концентричность: содержание программы построено методом «послойного
наложения» - изучение нового материала построено на материале изученном
ранее и раскрывает его на новом уровне сложности.
 Преемственность: каждый предмет в документе составлен с учетом
преемственности с образовательными программами творческих коллективов
Дворца творчества, в которые дети поступают по окончании обучения в школе
раннего развития.
 Учет возрастных особенностей обучающихся реализуется через подбор
содержания доступного и интересного дошкольнику, осуществление
образовательного процесса на основе игровой деятельности (использование
игровых методик и приемов)
 Дифференцированный подход. Занятия по данной программе могут посещать
дети с ограниченными возможностями здоровья (в составе учебной группы)
обучение такой категории детей обеспечивается за счет дифференцированных
заданий и особому психологическому подходу к детям с особенностями
развития.
Принципы работы педагога
 учет возрастных особенностей
 доступность;
 наглядность.
 практическая значимость;
 использование игровых методов, приемов, технологий обучения;
 занимательность;
 доброжелательность;
 положительная оценка любого достижения ребенка;
 использование методов мотивации обучающихся;
 учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
Формы проведения занятий









игра;
соревнование;
эстафеты;
конкурсы,
турниры,
сюжетные линии, занимательные, сюрпризные моменты;
театрализация;
экскурсии.
31

Методы обучения
1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
 словесные: рассказ, лекция, беседа, дискуссия;
 наглядно-иллюстративные : демонстрация, показ, объяснения;
 репродуктивные: активное восприятие, запоминание и воспроизведение;
 проблемно-поисковые: исследовательская деятельность, задания на развитие
творческого мышления и воображения;
 практические: различные по уровню сложности задания и упражнения.
2. Методы самостоятельной работы:
 по заданию педагога,
 по собственной инициативе обучающихся.
3. Методы стимулирования и мотивации обучения:
 ситуация новизны, неожиданности;
 театрализация и драматургия;
 ситуация успеха;
 значимость обучения и результат.
4. Методы контроля и самоконтроля:
 анализ результатов деятельности обучающихся;
 создание контролирующих ситуаций (открытые занятия, сценические
выступления, мастер – классы, семинары);
 самонаблюдение;
 самоанализ и самоотчёт.
Педагогические технологии, используемые в работе
 Полихудожественный подход (Б. П. Юсов) – подбор учебного материала и
построение образовательного процесса на основе взаимосвязи, взаимодействия,
интеграции, синтеза искусств. Одним из основоположников синтетического
слияния танца, музыки, слова является Э. Жак Далькроз. Идеи свободного танца
воплотились в педагогическом творчестве Рудольфа Штайнера (Вальдорфская
система воспитания). Продолжателем идеи стала Айседора Дункан. Б. П. Юсов и
Г. П. Шевченко подчеркивали, что усвоение ребенком искусства идет по трем
основным направлениям:
 музыка (аудиальное развитие или развитие аудиальной культуры);
 изобразительное искусство (визуальное развитие или развитие визуальной
культуры);
 литература (вербальное развитие или развитие вербальной культуры).
Это триединство с успехом воплощается в концертных номерах и
художественных и концертных программах коллектива.
32

 Поликультурный подход - знакомство с культурным наследием разных народов
мира, подбор учебного материала и построение образовательного процесса на
основе взаимосвязи, взаимодействия разных культур. Он помогает получить
опыт
межкультурного взаимодействия, и, при этом обогащает собственный
культурный багаж, развивая и сохраняя собственную идентичность, опираясь
на идеи сосуществования, взаимопроникновения и, одновременно, сохранения
своеобразия индивидуальных культур.
Педагогические технологии деятельностного типа
 Системно-деятельностный подход в образовании - организация учебного
процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в
максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности учащихся
и построение учебной деятельности, как слаженной системы, составные чсти
которой работают во взаимодействии.
Педагогические технологии личностно-ориентированного типа
 Игровые технологии (о значении игры писали - Я.А. Коменский, Песталоцци.
вклад в теорию игры внесли К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, П.И. Пидкасистый, ,
Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В. С. Мухина В.К. Дьяченко, Н.А.
Щукрова) - активизация и интенсификация деятельности учеников на основе
игровой деятельности, которая способствует формированию мотивации,
активному включению ребенка в образовательный процесс, создает
благоприятные условия для формирования доверительных отношений между
участниками. Это музыкальные игры, игры на развитие чувства ритма, игры на
развитие образного мышления и воображения, на развитие актерских навыков и
сценической раскрепощённости, развитие навыков работы в команде и
коммуникативных. Применение сюжетных занятий и занимательного материала,
а так же элементов соревновательности. Применение игровых технологий
позволяет развить творческий потенциал детей, и побудить их к активной
творческой деятельности. Активно применяется с детьми младшего школьного
 Технология личностно-ориентированного обучения (автор: И.С. Якиманская)
сочетает обучение (нормативно-сообразная деятельность общества) и учение
(индивидуальная деятельность ребенка).
- максимальное развитие
индивидуальных познавательных способностей ребенка, использование уже
имеющегося у ребенка опыта жизнедеятельности. Помощь в становлении
личности путем организации познавательной деятельности. Методологической
основой технологии является дифференциация и индивидуализация обучения,
которая осуществляется на занятиях, по отношению к каждому члену коллектива,
отдельно.
Здоровьесберегающие технологии (автор Н.К. Смирнов). Здоровье
сберегающие технологии являются особо актуальными в коллективах с повышенной
33

физической активностью (хореография, спорт, сценическая деятельность) как данная
направленность напрямую связана с физическими нагрузками и развитием
анатомических задатков у детей. Здоровьесберегающие технологии можно
классифицировать по характеру действий следующим образом:
 защитно-профилактические технологии (соответствие Сан-Пин условиям,
соблюдение техники безопасности, грамотное распределение физической
нагрузки на уроках в соответствии с возрастными особенностями и
анатомическими, точное разъяснение методики исполнения упражнений и
движений, контроль методически правильного исполнения);
 компенсаторно-нейтрализующие технологии (включение в учебный процесс,
либо во время перерывов, упражнений на расслабление и напряжение, релаксупражнения, упражнения на восстановление дыхания, беседы «пятиминутки» на
отвлеченные темы, упражнения-игры на снятие психоэмоционального
напряжения, упражнения на растяжение мышечного аппарата непосредственно
после силовой нагрузки, и прочее);
 стимулирующие технологии (тренажные упражнения);
 информационно-обучающие технологии (беседы консультационного характера на
темы: «грамотное развития физических способностей самостоятельно, во
внеурочное время», «о негативном влиянии курения и употребления алкогольных
напитков на организм», «о полезности здорового питания» и т.д.).

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».