Управление образования администрации МО «г. Березники» Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества» СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Педагогическим советом Директор МАУ ДО ДДЮТ Протокол № 2 ________ Л.А. Малахова «07» октября 2024 «07» октября 2024 г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Творчество» Детский коллектив «CreativLife» Направленность: художественная Уровень освоения: общекультурный (базовый) Возраст учащихся: 7 – 13 лет Срок реализации: 3 года Составитель: педагог дополнительного образования Золотухина Виктория Николаевна Березники, 2024 г. Содержание 1 1.1 1.2 1.3. 1.4. 2.1 2.2. 2.3 2.4 2.5. 2.6 Раздел № 1 Комплекс основных характеристик программы Пояснительная записка Нормативно-правовая база Направленность программы Уровень освоения Актуальность Отличительная особенность. Целевая группа, особенности состава учащихся Срок обучения: Формы организации образовательного процесса: Особенности организации образовательного процесса. Цель и задачи программы Содержание программы Учебный план Содержание 1 год 2 год Планируемые результаты Раздел № 2 Комплекс организационно-педагогических условий Календарный учебный график Условия реализации программы Оценка качества освоения программы обучающимися Методическое обеспечение Принципы построения и реализации программы Методы обучения Перечень методических материалов Особенности организации образовательного процесса в период карантина и дистанционного режима. Рабочие программы учебных модулей Модуль 1 ИЗО, ДПИ Модуль 2 Костюмы, грим и декорации Терминологический словарь Стр. 3 Стр. Стр. Стр. Стр. Стр. Стр. Стр. Стр. Раздел № 1 Комплекс основных характеристик программы 1.1 Пояснительная записка Нормативно-правовая база Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Творчество» создана для организации образовательного процесса в МАУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества» в 2022 году. В процессе создания программы учтены положения следующих нормативных документов: Федеральный закон №273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ», Приказ Министерства Просвещения России от 09.11.2018 №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи; Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242); Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р) Устав МАУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества». Направленность программы: художественная Предметная область: декоративно-прикладное творчество, изобразительное искусство Уровень освоения: базовый Актуальность: Программа ориентированы на запросы детей и родителей. Обучающиеся во время занятий развивают не только художественные способности, но и коммуникативные навыки. Новизна: Программа модульная. Педагогическая целесообразность заключается в том, что она способствует развитию индивидуальных творческих способностей, накоплению опыта в процессе восприятия окружающего мира, формированию компетенции осуществлять универсальные действия. В процессе освоения программы у обучающихся развиваются не только художественные способности, но усидчивость, трудолюбие, повышается культурный уровень, формируется эстетический вкус. В сотворчестве с педагогом, ребенок получает радость от общения и совместной деятельности с ним. Важно поддерживать у ребенка радость открытия нового. Тогда у него возникает состояние душевной приподнятости, удивления собственным возможностям, чувство гордости за результаты своего труда. Отличительная особенность. Программа построена на практикоориентированном подходе, обучение проводится в игровой и занимательной форме. Основным типом занятия является комбинированное, структура которого предполагает на одном занятии одновременно освоение, закрепление нового материала и применение его на практике. При данном типе занятий, возможно, использовать разнообразные виды организации учебной деятельности: групповую, парную и индивидуальную, обучающимся предоставляется возможность участвовать в различных играх и мероприятиях, в том числе соревновательного характера. Педагог вправе наполнить курс содержательно, не нарушая логики построения программы. Целевая группа, особенности состава учащихся: Возраст обучающихся: 7 - 13 лет. Состав обучающихся: все желающие и девочки, и мальчики (смешанные группы) Допуск врача: не требует специального допуска врача. Данная программа педагогически целесообразна, т.к. ее реализация органично вписывается в единое образовательное пространство образовательной организации и позволяет применять ее в инклюзивных группах. Занятия помогают ребенку социализироваться, благоприятно влияют на становление личности ребенка с ОВЗ в целом. Срок обучения:3 года Формы организации образовательного процесса: очная, групповая, возможна частично дистанционная форма организации. (Для профилактики и предотвращения распространения гриппа, ОРВИ, новой коронавирусной инфекции в условиях карантина или режима самоизоляции реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы проводится в дистанционном режиме с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий). Особенности организации образовательного процесса. Продолжительность программы 3 года обучения, 4 часа в неделю, 144 часа в год; Наполняемость группы 15 человек; Предусматриваются: - аудиторные занятия, которые проводятся со всей группой которые проводятся по выбранному модулю; - внеаудиторные занятия; - индивидуальные занятия; Курс обучения строится по следующей схеме: - практическая работа; - итоговые занятия. Конкретные критерии оценки качества и оценочные листы индивидуальны для каждого модуля и изложены в пояснительных записках обучающих модулей. Оценка качества обучения проводится 2 раза в год. 1.2 Цель и задачи программы Цель:развитие творческих способностей обучающихся средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Задачи: Предметные: - ознакомление с жанрами изобразительного искусства; - обучение навыкам рисования и владение различными техниками изобразительной деятельности; - приобретение опыта работы в различных техниках художественно-творческой деятельности, с использованием различных материалов; - формирование организационно – управленческих умений и навыков (планировать свою деятельность; определять ее проблемы и их причины; содержать в порядке свое рабочее место). Метапредметные: - научится выстраивать партнерские отношения со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - навыков работы с художественными материалами; - развитие моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера. Личностные: - положительно относится к сверстникам, к взрослым, к образовательному учреждению, к малой и большой родине; - умеет вступать в диалог с другими. 1.3. Содержание программы Учебный план и содержание № занят ия 1 2 Модуль Кол-во часов Тео Практ Всего рия ика Формы аттестации/контр оля ИЗО, ДПИ Костюмы, грим и декорации 1.4. Планируемые результаты Предметные результаты: изучат жанры изобразительного искусства; овладеют навыками рисования и владение различными техниками изобразительной деятельности; приобретение опыта работы в различных техниках художественно-творческой деятельности, с использованием различных материалов; сформируюторганизационно – управленческие умения и навыки (планировать своюдеятельность; определять ее проблемы и их причины; содержать в порядке свое рабочее место). Метапредметные результаты: научатся выстраивать партнерские отношения со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; приобретение навыков работы с художественными материалами; развитие моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера. Личностные результаты: формирование положительно относится к сверстникам, к взрослым, к образовательному учреждению, к малой и большой родине; научатся вступать в диалог с другими. Раздел № 2 Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график Календарный учебный график – разработан для каждого модуля. 2.2. Условия реализации программы Кадровое обеспечение: Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп специальностей и направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" или Высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках иных укрупненных групп специальностей и направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости. Материально-техническое обеспечение Помещение: кабинет с учебными столами. Оборудование: шкафы для хранения методического, дидактического материалов; доска учебная; канцтовары; Форма одежды для детей: свободная Модуль Модуль «ИЗО, ДПИ» 2.3 Оценка качества освоения программы обучающимися Предметные Метапредметные Личностные планируемые результаты планируемые планируемые результаты результаты Модуль «Костюм, декорации и грим» ознакомление с жанрами изобразительного искусства; обучение навыкам рисования и владение различными техниками изобразительной деятельности; обучение навыкам росписи по ткани; приобретение опыта работы в различных техниках художественнотворческой деятельности, с использованием различных материалов; формирование организационно – управленческих умений и навыков (планировать своюдеятельность; определять ее проблемы и их причины; содержать в порядке свое рабочее место). приобретение опыта работы в различных техниках художественнотворческой деятельности, с использованием различных материалов; научится выстраивать партнерские отношения со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; навыков работы с художественн ыми материалами; развитие моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера. научится выстраивать партнерские отношения со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; развитие положительно относится к сверстникам, к взрослым, к образовательном у учреждению, к малой и большой родине; умеет вступать в диалог с другими. положительно относится к сверстникам, к взрослым, к образовательному учреждению, к малой и большой родине; умеет вступать в диалог с другими. моторики, навыков работы с пластичности, художественными гибкости рук и материалами; точности формирование глазомера. организационно – управленческих умений и навыков (планировать свою деятельность; определять ее проблемы и их причины; содержать в порядке свое рабочее место). Контрольно-измерительные материалы для оценки планируемых результатовразработаны и находятся в приложениях к программе 2.4. Методическое обеспечение Принципы построения и реализации программы: - Комплексность – реализуется посредством обучения обучающихся поэтапно по всем разделам программы. Материал каждого года обучения взаимопересекается и опирается на базовые знания обучающихся. - Коммуникативность - в основе процесса обучения лежит принцип диалогического общения «педагог-ученик» и «ученик-ученик», что в итоге подводит к совместному творчеству в создании видеофильмов и мультфильмов. - Концентричность – элементы и упражнения изучаются и реализуются методом «послойного наложения», т.е. углубления и усложнения предыдущего материала. - Гибкость и дифференцированность – позволяет мобильно и оперативно обновлять опыт и знания обучающихся в связи с быстрым развитием мультимедиа и анимации. Допускает изменения состава групп детей в зависимости от уровня знаний. Индивидуализация обучения – предельный случай дифференциации (работа с одарёнными детьми) - Вариативность – программа обозначает только каркас последовательного обучения основ анимации и видеотворчества, а дальше предоставляет возможность творить, выдумывать, пробовать. - Активность и осознанность детей в обучении – использование преимущественно активных форм и методов обучения. Отсутствие жёсткой регламентации и стандартизации обучения, что открывает широкий простор для детского и педагогического творчества, инноваций, экспериментирования. - Здоровьесбережение – предусматривает учёт психологических и физиологических возможностей обучающихся, построение учебного процесса путём постепенного усложнения учебного материала; воспитание соперничества партнёру, создание ситуации успеха. Формы проведения учебных занятий: Тренировочное занятие, практическая работа, творческие задания, свободная работа, семинары, практикумы, 1. 2. 3. 4. 5. дополнительные задания, участие в конкурсных программах и фестивалях и др. лекции - изложение преподавателем предметной информации; семинары и коллоквиумы - заранее подготовленные сообщения и выступления в группе и их обсуждение; дискуссии - постановка спорных вопросов с целью отработки умения отстаивать и аргументировать свою точку зрения; конференции - совещания для обсуждения различных тем и выработки решений; экскурсии, обучающие игры - моделирование различных жизненных обстоятельств с дидактической целью. презентация - публичное представление определенной темы или предмета; защиту проекта - обоснование проделанной работы; круглый стол - неформальное обсуждение выбранной тематики; мозговая атака - коллективное решение нестандартных задач; ролевые игры - предложение стать на место персонажа и действовать от его имени в моделируемой ситуации. Методы обучения: Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные - рассказ, лекция, беседа, дискуссия; наглядно–иллюстративные - демонстрация, показ, объяснения; индуктивные - раскрытие материала от «частного» к «общему»; репродуктивные - активное восприятие, запоминание и воспроизведение; проблемно–поисковые - исследовательская деятельность, задания на развитие творческого мышления и воображения; практические – различные по уровню сложности задания и упражнения. Методы самостоятельной работы: по заданию педагога; по собственной инициативе (обучающихся). Методы стимулирования и мотивации обучения: ситуация новизны, неожиданности; театрализация, драматургия; ситуация успеха; актуализация значимости обучения, коллективного результата. Методы контроля и самоконтроля: анализ результатов деятельности обучающихся; создание контролирующих ситуаций (открытые занятия, сценические выступления, мастер-классы, семинары); самонаблюдение; самоанализ и самоотчёт. Формы работы и контроля: практическая работа, творческие задания, свободная работа, семинары, практикумы, дополнительные задания, экскурсии, участие в конкурсных программах и фестивалях и др. Словесный метод - используется на каждом занятии в форме беседы, лекции, рассказа, изложения нового материала, закрепления изученного и повторения пройденного. Самостоятельная творческая работа - развивает самостоятельность, воображение, способствует выработке творческого подхода к выполнению задания, поиску нестандартных творческих решений. Коллективная работа - один из методов. Приучающих обучающихся справляться с поставленной задачей сообща, учитывать мнение окружающих. Способствует взаимопониманию между членами группы, созданию дружественной обстановки. Отработка технических навыков работы с художественными материалами и инструментами, способствует повышению качества работы, учит терпению, аккуратности, целеустремленности. Репродуктивный метод - используется педагогом для наглядной демонстрации способов работы, выполнения отдельных её элементов при объяснении нового материала. Смотр творческих достижений - используется на каждом занятии для определения типичных ошибок, достоинств и недостатков каждой работы, обмена опытом. Перечень методических материалов Специфика дополнительного образования художественной направленности требует организации творческого взаимодействия педагогов и обучающихся, их сотворчества в освоении форм художественного творчества. В связи с этим основной сложностью реализации образовательной программы художественной направленности является сохранение содержания с учетом ограниченных возможностей дистанционного обучения. При переходе к дистанционной форме обучения педагогу рекомендуется: акцентировать внимание на самостоятельную творческую работу детей; определить новые временные рамки освоения новых компетенций; использовать презентационную форму подачи материала, используя фото и видео мастер-классов; определить варианты контактов с детьми с целью предоставления им возможности получения помощи и обратной связи; определить вместе с обучающимися запрос новой информации для освоения тех или иных способов овладения новыми художественными умениями и навыками; определить четкую последовательность необходимых действий для выполнения заданий, добавить фото примеров работ в используемых техниках, что позволит доступно донести информацию и получить хорошие результаты работы; использовать видео- и аудиозанятия, лекции, мастер-классы; открытые электронные библиотеки, виртуальные краеведческие музеи, концерты, выступления; тесты, викторины по изученным теоретическим темам; адресные дистанционные консультации; при обучении детей и подростков необходимо обеспечить непосредственный контакт с педагогом. Ребенок должен понимать, что от него требуется, видеть примеры работ, то, как педагог сам выполняет то или иное действие; организовать регулярную обратную связь с обучающимися; расширять представление детей о народном творчестве, традициях и культурном наследии регионов через содержание проводимых дистанционных занятий. Образовательный процесс организуется в офлайн и онлайн форматах. Сетевые технологии (офлайн-обучение) – средства коммуникации, позволяющие передавать и получать данные в удобное время для каждого участника образовательного процесса, независимо друг от друга. К данному типу коммуникаций относятся: электронная почта; форумы; система дистанционного обучения (СДО); медиатеки, видеохостинги: YouTube, BigBlueButton, Jitsi, TrueConf; группы в социальных сетях (твиттер, в контакте, фейсбук); месенджеры (вайбер, вацап и др.). Сетевые технологии (онлайн-обучение)– средства коммуникации, позволяющие обмениваться информацией в режиме реального времени: видеоконференции (Skype, Zoom, MicrosoftTeams и др. онлайн-платформы для видеосвязи с возможностью организации командной работы, в том числе распределения задач); чаты (обмен мгновенными сообщениями, аудио-, видеоинформацией в мессенджерах); виртуальные учебные классы (к примеруGoogleClassroom). Для реализации перечисленных задач возможно использование компьютерных программ: Для реализации перечисленных задач возможно использование компьютерных программ: программы для рукоделия: Craftybase, INKSCAPE, RedCafe, PatternsCAD; Обратную связь удобно осуществлять через социальные группы в VK: Официальная группа Дворца творчества в контакте https://vk.com/club157184428 2.5. Рабочие программы учебных модулей Модуль 1 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО, ДПИ» 1. Основные характеристики модуля 1.1. Пояснительная записка Цель:развитие творческих способностей обучающихся средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Задачи: Предметные: - ознакомление с жанрами изобразительного искусства; - обучение навыкам рисования и владение различными техниками изобразительной деятельности; - обучение навыкам росписи по ткани; - приобретение опыта работы в различных техниках художественно-творческой деятельности, с использованием различных материалов; - формирование организационно – управленческих умений и навыков (планировать свою деятельность; определять ее проблемы и их причины; содержать в порядке свое рабочее место). Метапредметные: - научится выстраивать партнерские отношения со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - навыков работы с художественными материалами; - развитие моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера. Личностные: - положительно относится к сверстникам, к взрослым, к образовательному учреждению, к малой и большой родине; - умеет вступать в диалог с другими. Планируемые результаты реализации программы Предметные: По завершении изучения модуля, выпускник будет знать основные жанры изобразительного искусства; навыки рисования и владение различными техниками изобразительной деятельности; основные приемы росписи по ткани; навыки работы в различных техниках художественно-творческой деятельности, используя различные материалы; планировать свою деятельность, определять ее проблемы и их причины. Метапредметные: По завершении изучения модуля, выпускник научатся выстраивать партнерские отношения со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; навыки работы с художественными материалами; развитие моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера. Личностные: По завершении изучения модуля, выпускник положительно относится к сверстникам, к взрослым, к образовательному учреждению, к малой и большой родине; умеет вступать в диалог с другими. 1.2. Содержание модуля Учебный план № Тема 1 2 Вводное занятие Мир природы 3 1 года обучения Теория Практика всего 1 4 11 1 15 Мир животных 1 9 10 4 Мир фантазий и увлечений 1 11 12 5 Мир искусства 1 13 14 6 Рисование пастелью 1 21 22 Форма аттестации (контроля) Опрос. Практичес кая работа. Просмотр и анализ работ Опрос. Практичес кая работа. Просмотр и анализ работ Опрос. Практичес кая работа. Просмотр и анализ работ Опрос. Практичес кая работа. Просмотр и анализ работ Опрос. 8 Волшебный квилинг 3 21 24 9 Мир декупажа 4 40 44 10 Итоговое занятие - 2 2 Итого: 16 128 144 Практичес кая работа. Просмотр и анализ работ Опрос. Практичес кая работа. Просмотр и анализ работ Опрос. Практичес кая работа. Просмотр и анализ работ Просмотр и анализ работ, созданных за год Содержание учебного плана 1 года обучения 1. Вводное занятие: Знакомство с детьми. Инструктаж по ТБ и правил поведения в кабинете. Теория: правила внутреннего распорядка. Правила техники безопасности. Безопасный маршрут. Знакомство с учебно-тематическим планом первого года обучения. Форма контроля: Опрос. 2. Мир природы 2.1.Цветы и солнце Теория: Сочетание цветов природы и палитры художника. Практика: Творческая работа «Образ цветов», «Вальс цветов», «Солнечные блики». Применяются различные техники исполнения: гуашь, акварель. 2.2.Небо и земля Теория: Цветовая гамма в отражении на бумаге неба и земли. Практика: Творческая работа «Между небом и землей», «Красота неба в пейзаже», «Образ Земли», «Образ деревьев». В работе используются техника рисования цветными карандашами, смешанная техника. Наносится сначала основные цветовые пятна, затем прорабатываются детали с помощью карандашей, фломастеров, гелевой ручки. Форма контроля: Опрос. Текущий контроль. 3. Мир животных 3.1.Сказочные животные Теория: Подробно рассматриваются животные. Образцы животных в картинах художников. Практика: Дети рисуют сказочных животных с помощью различных материалов. 3.2.Животные домашние и дикие Теория: Образы животных в картинах художников. Практика: Разница в образах домашних и диких животных. Передача на бумаге характера животного: злой, добрый. Выражение с помощью цветовых пятен линий силуэта животных. Использование различных техник в работе: графика, живопись. 3.3.Фантастические животные Теория: Животное нереальное. Фантазия. Практика: Воплощение фантазии на бумаге. Задание придумать нереальное животное и изобразить его на бумаге. Средства для выражения по выбору обучающегося. Форма контроля: Текущий контроль. 4. Мир фантазий и увлечений 4.1.Замысел и тема в творчестве Теория: У каждого ребенка есть друг. Какой он? Добрый, смелый, сильный – попробуй изобразить его, с помощью цвета, линий. Практика: В разделе дети знакомятся с понятием теплых, холодных цветов. Выполняются практические работы по смешиванию цветов и получению различных оттенков. Предлагается детям выполнить работу в технике графика, тем самым познакомиться с ахроматическим цветом. 4.2.Холодное и теплое царство. Графика Теория: Цвет. Природа цвета. Холодные, теплые цвета. Графичность в работе. Практика: Разбираются понятия теплоты и прохлады работы. Выполняются творческие работы в холодной гамме, в теплой гамме. Используется техника по-сырому. Выполняется творческая работа на свободную тему в технике графика. Проводится анализ разницы в написании работы в цвете и в графике. 4.3.Увлечение детей в рисунках Теория: Чем ты увлекаешься? Твое хобби? Практика: Творческая работа на тему «Мелодия твоего настроения». Предлагается выполнить работу в теплой, холодной гамме или в графике. Форма контроля: Опрос. Текущий контроль. Самоанализ 5. Мир искусства 5.1.Образы природы в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве. Копозиция Теория: Композиция, воздушная перспектива, пропорции. Практика: В разделе на примере страны рассматривается красота и разнообразность природы. Дети изображают композиции с использованием различных мотивов необычной природы. Форма контроля: Опрос. Текущий контроль. Самоанализ. 6. Рисование пастелью 6.1.Сухая пастель Теория: Откуда к нам пришла техника рисования пастелью, ее виды, способы и методы работы с ней. Сухая пастель. Практика: Выполнение творческих работ на различные темы. Использование в процессе работы сухой пастели не менее 16 цветов, пастельной бумаги. Варианты тем творческих работ: Зимнее дерево, гусеница, сова и т.д. 6.2.Масляная пастель Теория: Масляная пастель, ее виды, способы и методы работы с ней. Практика: Выполнение творческих работ на различные темы. Использование в процессе работы масляной пастели не менее 16 цветов, пастельной бумаги. Варианты тем творческих работ: натюрморт, фрукты, бабочка, пейзаж и т.д. Форма контроля: текущий контроль. Самоанализ. Опрос. 7. Волшебный квилинг 7.1.Техника квилинга Теория: Что такое квилинг? Откуда он к нам пришел? Практика: Ознакомление с техникой. Основные формы используемые в квилинге. Практическое занятие «Попробуй накрути». 7.2.Понятие композиции Теория: Способы и правила составления композиции. Применение формы в композиции. Практика: Применение готовых форм в композиции. «Цветок». Творческое задание. Выполнение коллективной композиции из цветов. 7.3.Галерея творческих работ «Квилинг» Теория: Эскиз. Галерея. Практика: Разработка эскиза, дизайн. Изготовление открытки, создание фоторамки с элементами квилинга, создание панно «Попугай», «Бабочка» и т.д. Перед выполнением задания рисуется эскиз работы, затем накручиваются элементы из которых будет состоять композиция. Затем осуществляется сборка в единую композицию. Форма контроля: текущий контроль. Самоанализ. Опрос. 8. Мир декупажа 8.1.Техники декупажа Теория: История происхождения техники «декупаж». Знакомство с техникой «декупаж». Виды декупажа. Практика: Рассматривание работ, выполненных в технике декупаж. Знакомство с материалом, используемым в работе. Подготовка салфеток, основы, дополнительных средств. 8.2.Галерея творческих работ «Декупаж» Практика: Создание тематических работ в технике декупаж. Варианты труда: бутылка, рамка для фотографий, свеча, стаканы, бокалы, разделочная доска, цветочный горшок. В выполнении каждой работы используются инструменты для декупажа, вырезаются мотивы и наклеиваются согласно авторскому замыслу или композиции. Форма контроля: текущий контроль. Самоанализ. Опрос. 9. Итоговое занятие: Практика: Выставка творческих работ. Форма контроля: Самоанализ. Содержание учебного плана 2 года обучения Теория Практика № Тема всего 1 2 Вводное занятие Натюрморт. Пейзаж. Портрет. 1 6 1 30 2 36 3 Декоративное рисование 6 30 36 4 Батик – древнее искусство в росписи ткани 2 66 68 Форма аттестации (контроля) Опрос. Практичес кая работа. Просмотр и анализ работ Опрос. Практичес кая работа. Просмотр и анализ работ Опрос. Практичес кая работа. Просмотр и анализ работ 5 Итоговое занятие - 2 2 Итого: 15 129 144 Просмотр и анализ работ, созданных за год 1. Вводное занятие: Теория: правила поведения на занятиях и инструктаж по ТБ. Форма контроля: Опрос. 2. Натюрморт. Пейзаж. Портрет. 2.1.Жизнь цвета, линии, пятна. Теория: Понятия цвет, линия, пятно. Как с помощью них можно нарисовать картину. Техника трафарета. Практика: Учимся у мастеров. Тематическая композиция на подражание. Знакомство с техникой трафаретов, набрызга. 2.2.Графика Теория: Графика, свет, тень, штриховка, натюрморт, композиция. Рисунок. Карандаш. Пропорции – соотношение частей по величине. Рисование геометрических тел. Штриховка. Светотень. Рисование драпировки. Рисование предметов посуды. Натюрморт. Азы композиции. Композиция листа. Практика: Дети подробно изучают карандашный рисунок: выполняют упражнение по штриховке, передаче светотени. Учатся строить геометрические тела с соблюдением пропорций и перспективы. 2.3.История искусств. Жанры живописи: натюрморт, пейзаж, портрет. Теория: Натюрморт, пейзаж, портрет. Практика: Рассматриваются жанры живописи: бытовой жанр, исторический жанр, библейские сюжеты. Выполняются живописные работы на эти темы. На занятиях педагог обучает основам бумагопластики. Из созданных предметов создается натюрморт объемный и рельефный. Изучаются способы и методы написания портрета. Форма контроля: Текущий контроль. Самоанализ. 3. Декоративное рисование 3.1. Стилизация. Декоративное рисование. Теория: Стилизация – что это? Практика: На примере образцов готовых стилизованных работ, дети стилизуют простейшие растительные формы, натюрморт. Выполняют творческое задание на создание декоративного натюрморта. 3.2. Народные промыслы России. Теория: Народные промыслы: городецкая роспись, матрешка, дымковская игрушка. Техника печати. Техника граттаж. Практика: Выполнение работы на изучение народных промыслов. Рисование игрушек, предметов быта в стиле народного промысла. Создание творческих работ с использованием техник печати. Форма контроля: Текущий контроль. Самоанализ. 4. Батик – древнее искусство в росписи ткани 4.1. Вводное занятие Теория: История развития батика. Станковые формы (батик-картина, панно) и изделия прикладного характера. Материалы и инструменты, применяемые для росписи ткани. Подготовка ткани к росписи, закрепление росписи. Практика: Инструктаж по ТБ. Вводная беседа. «Батик – древнее и современное искусство украшения ткани». Зарисовки. 4.2. Горячий батик Теория: Техника и особенности горячего батика. Практика: Разработка эскизов симметричной композиции – тональных и цветовых. Перенос выбранного варианта эскиза на ткань. Практическая работа в технике горячего батика. Декоративность, симметрия, равновесие. Материалы: шелк, краски и контурные средства. Выполнение работ по цветному фону. 4.3. Холодный батик Теория: Техника и особенности холодного батика. Практика: Разработка эскизов симметричной композиции – тональных и цветовых. Перенос выбранного варианта эскиза на ткань. Практическая работа в технике холдного батика. Декоративность, симметрия, равновесие. Материалы: шелк, краски и контурные средства. Выполнение работ. Форма контроля: Текущий контроль. Самоанализ. 5. Итоговое занятие: Практика: Просмотр и анализ готовых проектов сделанных за год. Форма контроля: Самоанализ. 2. Организационно-педагогические условия 2.1. Календарный учебный график 1 год обучения № Месяц Число Время Форма Колпроведения занятия во занятия часов 1 Сентябрь Лекция 2 Практи кум Лекция Практи кум Практи кум 2 4 Практи кум 2 5 Лекция Практи кум 2 6 Лекция Практи кум 2 7 Практи кум Лекция, 2 2 3 8 2 2 Тема занятия Вводное занятие. Знакомство группы. Мир природы. Я – художник. Инструктаж по ТБ. Образы цветов. Удивительный мир природы. Цвета природы. Презентация «Природа удивляет меня». Свет солнца в природе и в изобразительно м искусстве. Образ неба. Живописная связь неба и земли. Многообразие растительного мира в природе и в искусстве. Образ деревьев. Образ земли. Место проведе ния ДДЮТ Форма контроля ДДЮТ Опрос ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Опрос Наблюдение ДДЮТ Опрос Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Опрос Опрос Практи кум Лекция Практи кум 2 10 Практи кум 2 11 Практи кум 2 12 Практи ка 2 13 Практи кум 2 14 Лекция Практи кум 2 15 Практи кум 2 16 Практи кум Практи кум Практи кум Практи кум 2 20 Лекция Практи кум 2 21 Практи кум 2 22 Практи кум 2 9 Октябрь 17 Ноябрь 18 19 2 2 2 Природа вдохновитель и учитель. Мир животных и его отражение в изобразительно м искусстве. Образы сказочных птиц и животных. Образы домашних животных в изобразительно м искусстве. Образы диких животных в творчестве художников. Образы фантастически х животных. Мои друзья. Замысел и тема в изобразительно м творчестве. Дети мечтают. Холодное царство. Теплое царство. Королевство графики. Дети и их увлечения. Дети любят музыку. Мелодия твоего настроения. Построение художественны х произведений (композиция). Красота мира в произведениях искусства. Образы и краски весны в изобразительно Наблюдение ДДЮТ Опрос Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Опрос Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Опрос Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение 23 Практи кум 2 24 Практи кум 2 25 Декабрь Практи кум Практи кум 2 Лекция Практи кум Практи кум 2 29 Практи кум 2 30 Практи кум Практи кум 2 Практи кум Практи кум Практи кум Практи кум Практи кум Практи кум Лекция Практи кум 2 39 Практи кум 2 40 Лекция. Практи кум 2 26 27 28 31 32 33 Январь 34 35 36 37 38 2 2 2 2 2 2 2 2 2 м искусстве. Образы ДДЮТ природы в ДПИ. Природа нашей ДДЮТ страны. Наблюдение Наблюдение Космическое путешествие. Природа – художницаволшебница. Знакомство с материалом: пастель. Рисование пастелью: Зимнее дерево. Рисуем пастелью: Гусеница Рисуем пастелью: Сова Рисуем пастелью: Ежик Итоговое занятие Рисуем натюрморт Рисуем фрукт ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Опрос. Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение Рисуем бабочку Рисуем жирафа ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение Рисуем пейзаж по выбору. Что такое квилинг? Откуда он к нам пришел? Знакомство с техникой. Формы используемые в квилинге. Знакомство с понятием «Композиция». Применение форм в ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Опрос Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Опрос Наблюдение 41 Февраль Лекция. Практи кум 2 42 Практи кум 2 43 Практи кум Практи кум Практи кум 2 46 Практи кум 2 47 Практи кум 2 48 Практи кум 2 49 Март Практи кум 2 50 Лекция 2 44 45 2 2 композиции. Применение готовых форм в композиции. Коллективная работа (правила, особенности). Составление коллективной композиции «Цветы». Фоторамка. Декорирование рамки для фото. Панно «Попугай» Панно «Бабочка» «Морозное кружево». Изготовление узоров. Сборка композиции. «Морозное кружево» сборка композиции. Открытка для мамы. Разработка эскиза, дизайна. Сборка работы. Открытка для мамы. Разработка эскиза, дизайна. Сборка работы. Открытка для мамы. Разработка эскиза, дизайна. Сборка работы. История происхождения техники «Декупаж». Виды ДДЮТ Опрос Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Опрос 51 Лекция Практи кум 2 52 Практи кум 2 53 Практи кум 2 54 Практи кум 2 55 Практи кум 2 56 Практи кум 2 57 Апрель Практи кум 2 58 Практи 2 декупажа. Декор бутылки. Использование дополнительны х средств в оформлении (стразы, бусины). Создание эскиза, выбор салфеток, подготовка основы. Декор бутылки. Завершение работы. Коробка для мелочей. Подготовка основы, салфеток, дополнительны х средств, создание эскиза. Декор коробки. Декор коробки. Завершение работы. Рамка для фотографий. Подготовка основы, салфеток, дополнительны х средств, создание эскиза. Декор рамки. Завершение работы. Оформление свечей. Принципы подготовки воска к работе. Применение дополнительны х декоративных средств. Оформление ДДЮТ Опрос Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение кум 59 Лекция. Практи кум 2 60 Практи кум 2 61 Практи кум 2 62 Практи кум 2 63 Практи кум 2 64 Практи кум 2 свечей. Завершение работы. Оформление стаканов, бокалов. Знакомство с видами декупажа на стекле, с особенностями работы по стеклянной поверхности. Выполнение работы. Оформление стаканов, бокалов. Завершение работы. Декоративная работа «Настенные часы» (задумка, эскиз). Подготовка основы, дополнительны х средств, создание эскиза. Декор часов. Использование дополнительны х средств. Завершение работы над часами. Декор часов. Завершение работы. Идеи для подарков. Горшок для цветов. Знакомство с оформлением различных поверхностей (пластик, ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение 65 Май Практи кум 2 66 Практи кум 2 67 Практи кум 2 68 Практи кум 2 69 Практи кум 2 70 Практи кум 2 71 Практи кум 2 картон). Вырезание мотивов, наклеивание рисунка, обработка изделия. Оформление горшка. Завершение работы. Оформление горшка. Завершение работы. Идеи для подарков. Коробочка для подарков. Особенности работы с картоном. Вырезание мотивов, наклеивание рисунка, обработка изделия. Оформление коробочки. Завершение работы. Идеи для подарка. Подарок маме. Декорирование разделочной доски. Знакомство с работой на деревянной поверхности. Выполнение работы. Оформление разделочной доски. Завершение работы. Оформление разделочной доски. ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение 72 Практи кум 2 Календарный учебный график 2 год обучения № Месяц Числ Время Форма Коло проведени занятия во я занятия часо в 1 Сентябр Лекция 2 ь 2 Лекция Практику м 2 3 Практику м 2 4 Лекция Практика 2 5 Практику м 2 Завершение работы. Итоговое занятие ДДЮТ Наблюдение Тема занятия Место провед ения Форма контроля Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Правила поведения на занятиях. Знакомство с техникой трафаретов. Печатанье с дальнейшей прорисовкой. Осенние листья. Техника трафаретов. Печатанье с дальнейшей прорисовкой. Осенний лес. Печать поролоном, набрызг. Рисунок (карандаш). Пропорции – соотношение частей по величине. Метод визирования. Рисование геометрических тел. Штриховка. Светотень. Рисование драпировки. Рисование предметов посуды. Рисунок (карандаш). Рисование геометрических тел. Штриховка. ДДЮТ Опрос ДДЮТ Опрос Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Опрос Наблюдение ДДЮТ Наблюдение 6 Практику м 2 7 Лекция Практику м 2 8 Практику м 2 Практику м 2 1 0 Лекция Практику м 2 1 1 Лекция Практику м 2 1 2 Практику м 2 1 3 Практику м 2 1 4 Лекция Практику 2 9 Октябрь Светотень. Рисунок (карандаш). Рисование драпировки. Рисование предметов посуды. Натюрморт. Азы композиции. Композиция листа. Композиции из геометрических тел. Натюрморт. Азы композиции. Построение натюрморта. Натюрморт. Завершение работы. История искусств. Жанры живописи: натюрморт, пейзаж, портрет. История искусств. Жанры живописи: бытовой жанр, исторический жанр, библейские сюжеты. Бумажная пластика. Знакомство с объемными и рельефными композициями. Бумажная пластика. Мятая бумага. Технические приемы работы с бумагой: нарезание, скручивание, резки. Живопись – гармония цвета. ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Опрос Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Опрос Наблюдение ДДЮТ Опрос Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Опрос Наблюдение м 1 5 Практику м 2 1 6 Практику м 2 Практику м 2 1 8 Практику м 2 1 9 Практику м 2 2 0 Лекция Практику м 2 1 7 Ноябрь Основы цветоведения. Гармония цвета. Живопись – гармония цвета. Основные цвета. Цвет в натюрморте. Пейзаж. Графические зарисовки деревьев. Силуэты деревьев. Линия горизонта. Передний план и дальний план. Линейная и воздушная перспектива. Пейзаж. Графические зарисовки деревьев. Силуэты деревьев. Линия горизонта. Передний план и дальний план. Линейная и воздушная перспектива. Пейзаж. Графические зарисовки деревьев. Силуэты деревьев. Линия горизонта. Передний план и дальний план. Линейная и воздушная перспектива. Рисование пейзажей по временам года. Колористическое решение. Декоративное рисование ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Опрос Наблюдение 2 1 Практику м 2 Стилизация как упрощение растительных форм. Стилизация как способ детского рисования. Знакомство с лучшими образцами народного творчества. Стилизация натюрморта ДДЮТ Наблюдение 2 2 Практику м 2 ДДЮТ Наблюдение 2 3 Лекция. Практику м Практику м 2 ДДЮТ Опрос. Наблюдение 2 Стилизация натюрморта. ДДЮТ Наблюдение Лекция Практику м 2 ДДЮТ Опрос Наблюдение 2 6 Практику м 2 ДДЮТ Наблюдение 2 7 Практику м 2 ДДЮТ Наблюдение 2 8 Практику м 2 ДДЮТ Наблюдение 2 9 Лекция Практику м 2 ДДЮТ Опрос Наблюдение 3 0 Практику м 2 ДДЮТ Наблюдение 3 1 Практику м 2 Симметрия и асимметрия на примерах природных форм. Симметрия и асимметрия на примерах природных форм. Иллюстрации к сказкам. Характер сказочного героя. Иллюстрации к сказкам. Цвет и характер. Пластилиноплас тика. Изображение в технике пластилинограф ии. «Новогодний серпантин». Пластилиноплас тика «Новогодний серпантин». Пластилиноплас тика «Новогодний серпантин». Завершение ДДЮТ Наблюдение 2 4 2 5 Декабрь Практику м Лекция Практику м 2 3 4 Практику м 2 3 5 Практику м 2 3 6 Лекция Практику м Практику м 2 3 8 Лекция Практику м 2 3 9 4 0 Практику м Практику м 2 Практику м 2 4 2 Практику м 2 4 3 Практику м 2 3 2 3 3 Январь 3 7 4 1 Февраль 2 2 2 работы. Итоговое занятие ДДЮТ Народные промыслы России. Дымково. Народные промыслы. Матрешка. Народные промыслы России. Городецкая роспись. Знакомство с техникой граттаж. Выполнение работы в технике граттаж. Знакомство с приемами росписи. Использование резерва, декорирование кистью. ТБ. Зарисовки фруктов Изготовление эскиза, композиционные поиски, варианты работы в цвете. Простой батик (Выполнение салфетки с геометрическим узором, эскиз). Простой батик (Выполнение салфетки с геометрическим узором, завершение работы). Работа над картоном. Переведение на ткань. Работа на Наблюдение ДДЮТ Опрос Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Опрос Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Опрос Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение 4 4 Практику м 2 4 5 Практику м 2 4 6 Практику м 2 4 7 Практику м 2 4 8 Практику м 2 Практику м 2 5 0 Практику м 2 5 1 Практику м 2 5 2 Практику м 2 5 3 Практику м 2 5 4 Практику м 2 5 Практику 2 4 9 Март ткани. Учебное упражнение для отработки толщины линии (Колоски и травы). Выполнение собственных эскизов. Подготовка картона. Перенос на ткань. Закончить работу по собственному эскизу. Горячий батик по цветному фону. Выполнение эскиза. Подготовка картона. Перенос эскиза на ткань. Резервирование и крашение одним или несколькими цветами. Графические зарисовки птиц (Журавль, фламинго, лебедь, синица, соловей) Горячий батик по цветному фону. Выполнение эскиза на тему «Птица». Выполнение картона. Перевод рисунка на ткань. Резервирование и крашение одним или несколькими цветами. Горячий батик ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение 5 м 5 6 Практику м 2 Практику м Лекция Практику м 2 5 9 Практику м 2 6 0 Практику м 2 6 1 Практику м 2 6 2 Практику м 2 6 3 Практику м 2 6 4 Практику м 2 Практику м 2 5 7 5 8 6 5 Апрель Май 2 по цветному фону. Выполнение эскиза на тему «Фламинго». Выполнение картона. Перевод рисунка на ткань. Окрашивание и резервирование. Городской пейзаж. Знакомство с репродукциями картин художников. Выполнение холодного батика «Город». Работа над композицией и выполнение эскиза. Холодный батик «Город». Выполнение картона и перевод рисунка на ткань. Холодный батик «Город». Резервирование и работа в цвете. Холодный батик «Город». Проработка деталей. Холодный батик «Город». Завершение работы. Сложный батик. Декоративный натюрморт, создание декоративных композиций. Замысел. Эскиз. Сложный батик. Декоративный натюрморт, ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Опрос Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Опрос. Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение 6 6 Практику м 2 6 7 Практику м 2 6 8 Практику м 2 6 9 Практику м 2 7 0 Практику м 2 7 1 Практику м 2 7 2 создание декоративных композиций. Выполнение картона, переведение на ткань. Сложный батик. Декоративный натюрморт, создание декоративных композиций. Работа с деталями. Сложный батик. Декоративный натюрморт, создание декоративных композиций. Завершение работы. Отпаривание Работа над композицией «Мой любимый город». Эскиз. Работа над композицией «Мой любимый город». Перенос на ткань. Резервирование. Работа над композицией «Мой любимый город». Проработка деталей. Работа над композицией «Мой любимый город». Завершение работы. Итоговое занятие Практику 2 м 2.2 Формы аттестации и оценочные материалы Планируемые результаты Модуль Предметные Метапредметные планируемые результаты планируемые ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение Личностные планируемые результаты Модуль «ИЗО, ДПИ» ознакомление с жанрами изобразительного искусства; обучение навыкам рисования и владение различными техниками изобразительной деятельности; обучение навыкам росписи по ткани; приобретение опыта работы в различных техниках художественнотворческой деятельности, с использованием различных материалов; формирование организационно – управленческих умений и навыков (планировать своюдеятельность; определять ее проблемы и их причины; содержать в порядке свое рабочее место). научится выстраивать партнерские отношения со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; навыков работы с художественн ыми материалами; развитие моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера. результаты положительно относится к сверстникам, к взрослым, к образовательном у учреждению, к малой и большой родине; умеет вступать в диалог с другими. 2.4. Список литературы 1. Ажурный квиллинг. - М.: Ранок, 2014. 2. Астраханцева С.В. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества: Учеб.-метод.пособие: Для вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2006-160с. 3. Бойко, Е.А. Декупаж. 100 лучших идей / Е.А. Бойко. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2012. 4. Данкевич, Е.В. Игрушки и цветы из шерсти. Техника валяния / Е.В. Данкевич. - М.: АСТ, Сова, 2013. 5. Зайцева, Анна Декупаж для начинающих. Салфеточная техника / Анна Зайцева. М.: Эксмо, 2014 6. Кошаев В. Б. Декоративно-прикладное искусство: Понятия. Этапы развития: учеб. пособие для вузов / В. Б. Кошаев. - М.: Владос, 2010-240с. 7. Методическая работа в системе дополнительного образования: материал, анализ, обобщение опыта : пособие для педагогов доп. образования / сост. М.В. Кайгородцева. – Волгоград : Учитель, 2009. –377 с. 8. Светлова Л.П. Азбука орнамента. - М.: 2001. 9. Смирнова, Елена Войлочные зверюшки. Уроки сухого валяния / Елена Смирнова. М.: Издательство "Питер", 2014. 10. Трубникова Л.А. Красота ремесла и творчества. – Ростов-на-Дону: 2000. 11. Художественная галерея. Еженедельный журнал. Изд. Дом Бурда. 4. Художественная школа. Журнал 2008-2019. 12. Шмитт, Гудрун Квиллинг для детей / Гудрун Шмитт. - М.: Астрель, Кладезь, 2013 13. Главные ресурсы для художников (infoselection.ru) 14. Декоративно-прикладное: подборки мастер-классов, статей, публикаций о рукоделии и творчестве | Журнал Ярмарки Мастеров (livemaster.ru) Модуль 2 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Костюм, декорации и грим» 1. Основные характеристики модуля 1.1. Пояснительная записка Цель:развитие творческих способностей обучающихся средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Задачи: Предметные: - приобретение опыта работы в различных техниках художественно-творческой деятельности, с использованием различных материалов; - навыков работы с художественными материалами; - формирование организационно – управленческих умений и навыков (планировать свою деятельность; определять ее проблемы и их причины; содержать в порядке свое рабочее место). Метапредметные: - научится выстраивать партнерские отношения со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - развитие моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера. Личностные: - положительно относится к сверстникам, к взрослым, к образовательному учреждению, к малой и большой родине; - умеет вступать в диалог с другими. Планируемые результаты реализации программы Предметные: По завершении изучения модуля, выпускник будет знать различные техники художественно-творческой деятельности применяя различные материалы. работать с различными художественными материалами. планировать свою деятельность, определять ее проблемы и их причины. Метапредметные: По завершении изучения модуля, выпускник разовьются познавательные процессы: внимание, память, фантазия, воображение. разовьется художественный вкус, смогут видеть и понимать прекрасное. развитие моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера. Личностные: По завершении изучения модуля, выпускник положительно относится к сверстникам, учреждению, к малой и большой родине; умеет вступать в диалог с другими. к взрослым, к образовательному 1.2. Содержание модуля Учебный план № Тема 1 2 Вводное занятие Изготовление костюмов 3 1 года обучения Теория Практика всего 1 2 1 44 2 46 Изготовление декораций 1 45 46 4 Грим 4 44 48 5 Итоговое занятие - 2 2 Итого: 8 136 144 Форма аттестации (контроля) Опрос. Практичес кая работа. Опрос. Практичес кая работа. Опрос. Практичес кая работа. Просмотр и анализ работ, созданных за год Содержание учебного плана 1 года обучения 1. Вводное занятие: Знакомство с детьми. Инструктаж по ТБ и правил поведения в кабинете. Теория: правила внутреннего распорядка. Правила техники безопасности. Безопасный маршрут. Знакомство с учебно-тематическим планом обучения. Форма контроля: Опрос. 2. Изготовление костюмов Теория: Изучение техник изготовления костюмов из бросовых материалов. Практика: Создани костюмов из пластиковых бутылок и фантиков. Форма контроля: Опрос. Текущий контроль. Самоанализ. 3. Изготовление декораций Теория: Изучение техник изготовления декораций из картона, пенопласта, изолона. Изучение техники папье-маше. Практика: Изготовление декораций из картона, пенопласта. изолона и в технике папьемаше. Форма контроля: Опрос. Текущий контроль. Самоанализ. 4. Грим Теория: Изучение истории грима. Технические средства грима. Гигиена гримирования. Практика: Техника нанесения грима. Грим с дефектами на коже. Грим веселого и грустного лица. Грим образа животных. Грим сказочных персонажей. Декоративная роспись грима. Форма контроля: Опрос. Текущий контроль. Самоанализ 5. Итоговое занятие: Практика: Просмотр и анализ работ созданных за год. Форма контроля: Самоанализ. 2. Организационно-педагогические условия 2.1. Календарный учебный график 1 год обучения № Месяц Число Время Форма Кол- Тема занятия провед занятия во ения часо заняти в я 1 Сентябрь Лекция 2 Инструктаж по ТБ. Знакомство группы. 2 Лекция 2 Общее понятие о Практикум бросовом материале, его применение. Сбор материала. 3 Практикум 2 Технология конструирования и моделирования аксессуаров из пластиковых бутылок. 4 Практикум 2 Моделирование и конструирование дамской сумочки из пластиковых бутылок. 5 Практикум 2 Моделирование и конструирование дамской сумочки из пластиковых бутылок. (Завершение работы). 6 Практикум 2 Моделирование и конструирование дамской шляпы из пластиковых бутылок. 7 Практикум 2 Моделирование и конструирование дамской шляпы из пластиковых бутылок. (Завершение работы). 8 Практикум 2 Моделирование и конструирование ремешка из Место провед ения Форма контроля ДДЮТ Опрос ДДЮТ Опрос Наблюдени е ДДЮТ Наблюдени е ДДЮТ Наблюдени е ДДЮТ Наблюдени е ДДЮТ Наблюдени е ДДЮТ Наблюдени е ДДЮТ Наблюдени е Практикум 2 10 Практикум 2 11 Практикум 2 12 Практикум 2 13 Практикум 2 14 Лекция Практикум 2 15 Практикум 2 16 Практикум 2 17 Ноябрь Практикум 2 18 Практикум 2 19 Практикум 2 9 Октябрь пластиковых бутылок. Моделирование и конструирование ремешка из пластиковых бутылок. (Завершение работы). Конструирование костюмов для выступления из пластиковых бутылок. Конструирование костюмов для выступления из пластиковых бутылок. Конструирование костюмов для выступления из пластиковых бутылок. Конструирование костюмов для выступления из пластиковых бутылок. Технология конструирования и моделирования одежды из фантиков. Моделирование и конструирование шляп-цилиндров из фантиков на основе картона. Моделирование и конструирование шляп-цилиндров из фантиков на основе картона. Конструирование галстуковбабочек. Конструирование галстуковбабочек. Моделирование и конструирование ДДЮТ Наблюдени е ДДЮТ Наблюдени е ДДЮТ Наблюдени е ДДЮТ Наблюдени е ДДЮТ Наблюдени е ДДЮТ Опрос Наблюдени е ДДЮТ Наблюдени е ДДЮТ Наблюдени е ДДЮТ Наблюдени е ДДЮТ Наблюдени е ДДЮТ Наблюдени е 20 Практикум 2 21 Практикум 2 22 Практикум 2 23 Практикум 2 24 Практикум 2 25 Декабрь Практикум 2 26 Практикум 2 27 Практикум 2 28 Практикум 2 29 Практикум 2 30 Практикум 2 31 Практикум 2 32 Практикум 2 33 Январь Лекция. Практикум Практикум 2 34 2 юбок из фантиков с помощью скотча. Моделирование и конструирование юбок из фантиков с помощью скотча. Моделирование и конструирование юбок из фантиков с помощью скотча. Моделирование и конструирование брюк с помощью скотча. Моделирование и конструирование брюк с помощью скотча. Моделирование и конструирование брюк с помощью скотча. Плоские фигуры из картона ДДЮТ Наблюдени е ДДЮТ Наблюдени е ДДЮТ Наблюдени е ДДЮТ Наблюдени е ДДЮТ Наблюдени е ДДЮТ Наблюдени е Плоские фигуры из картона Плоские фигуры из картона Объемные фигуры из картона Объемные фигуры из картона Объемные фигуры из картона Объемные фигуры из картона Итоговое занятие ДДЮТ Наблюдени е Наблюдени е Наблюдени е Основы техники папье-маше Изготовление декораций в технике папьемаше ДДЮТ ДДЮТ ДДЮТ ДДЮТ Наблюдени е ДДЮТ Наблюдени е ДДЮТ Наблюдени е ДДЮТ Наблюдени е Наблюдени е Наблюдени е ДДЮТ 35 Практикум 2 Изготовление декораций в технике папьемаше Изготовление декораций в технике папьемаше Изготовление декораций в технике папьемаше Изготовление декораций в технике папьемаше Изготовление декораций в технике папьемаше Декорации из изолона Декорации из изолона Декорации из изолона Декорации из пенопласта Декорации из пенопласта Декорации из пенопласта Декорации из пенопласта Декорации из пенопласта Из истории грима и косметики ДДЮТ Наблюдени е 36 Практикум 2 ДДЮТ Наблюдени е 37 Практикум 2 ДДЮТ Наблюдени е 38 Практикум 2 ДДЮТ Наблюдени е 39 Практикум 2 ДДЮТ Наблюдени е 40 Практикум 2 ДДЮТ 2 Технические средства грима ДДЮТ Лекция. Практикум 2 Гигиена гримирования ДДЮТ 51 Практикум 2 ДДЮТ 52 Практикум 2 53 Практикум 2 Техника нанесения грима Грим с дефектами на коже: рубцы, шрамы, ссадины, синяки. Грим с дефектами Наблюдени е Наблюдени е Наблюдени е Наблюдени е Наблюдени е Наблюдени е Наблюдени е Наблюдени е Опрос Наблюдени е Опрос Наблюдени е Опрос Наблюдени е Наблюдени е Наблюдени е 41 Февраль Практикум 2 42 Практикум 2 43 Практикум 2 44 Практикум 2 45 Практикум 2 46 Практикум 2 47 Практикум 2 48 Лекция. Практикум 2 49 Март Лекция Практикум 50 ДДЮТ ДДЮТ ДДЮТ ДДЮТ ДДЮТ ДДЮТ ДДЮТ ДДЮТ ДДЮТ ДДЮТ Наблюдени 54 Практикум 2 55 Практикум 2 56 Практикум 2 57 Апрель Практикум 2 58 Практикум 2 59 Практикум 2 60 Практикум 2 61 Практикум 2 62 Практикум 2 63 Практикум 2 64 Практикум 2 65 Май Практикум 2 66 Практикум 2 67 Практикум 2 на коже: рубцы, шрамы, ссадины, синяки. Грим с дефектами на коже: рубцы, шрамы, ссадины, синяки. Грим веселого и грустного лица Грим веселого и грустного лица Грим образа животных: собака, кошка, лев, леопард, бабочка. Грим образа животных: собака, кошка, лев, леопард, бабочка. Грим образа животных: собака, кошка, лев, леопард, бабочка. Грим образа животных: собака, кошка, лев, леопард, бабочка. Грим образа животных: собака, кошка, лев, леопард, бабочка. Грим сказочных персонажей: БабаЯга, Леший, Кикимора. Грим сказочных персонажей: БабаЯга, Леший, Кикимора. Грим сказочных персонажей: БабаЯга, Леший, Кикимора. Грим сказочных персонажей: БабаЯга, Леший, Кикимора. Грим сказочных персонажей: БабаЯга, Леший, Кикимора. Грим сказочных е ДДЮТ Наблюдени е ДДЮТ Наблюдени е Наблюдени е Наблюдени е ДДЮТ ДДЮТ ДДЮТ Наблюдени е ДДЮТ Наблюдени е ДДЮТ Наблюдени е ДДЮТ Наблюдени е ДДЮТ Наблюдени е ДДЮТ Наблюдени е ДДЮТ Наблюдени е ДДЮТ Наблюдени е ДДЮТ Наблюдени е ДДЮТ Наблюдени 2 69 Лекция. Практикум Практикум 70 Практикум 2 71 Практикум 2 72 Практикум 2 68 2 персонажей: БабаЯга, Леший, Кикимора. Декоративная роспись лица Декоративная роспись лица Декоративная роспись лица Декоративная роспись лица Итоговое занятие 2.2 Формы аттестации и оценочные материалы Планируемые результаты Модуль Предметные Метапредметные планируемые результаты планируемые результаты Модуль «Костюм, декорации и грим» приобретение опыта работы в различных техниках художественнотворческой деятельности, с использованием различных материалов; навыков работы с художественными материалами; формирование организационно – управленческих умений и навыков (планировать свою деятельность; определять ее проблемы и их причины; содержать в порядке свое рабочее место). научится выстраивать партнерские отношения со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; развитие моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера. е ДДЮТ ДДЮТ ДДЮТ ДДЮТ ДДЮТ Наблюдени е Наблюдени е Наблюдени е Наблюдени е Наблюдени е Личностные планируемые результаты положительно относится к сверстникам, к взрослым, к образовательному учреждению, к малой и большой родине; умеет вступать в диалог с другими. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ Воспитательная деятельность в МАУ ДО ДДЮТ реализуется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, зафиксированными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Программа предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе. Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания. Ценности человека, дружбы, семьи, сотрудничества лежат в основе духовнонравственного и социального направлений воспитания. Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания. Ценность здоровья лежит в основе направления физического воспитания. Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания. Ценности культуры и красоты лежат в основе эстетического направления воспитания. Цели и задачи рабочей программы воспитания Цель программы: формирование и развитие у обучающихся системы нравственных, морально-волевых и мировоззренческих установок, способствующих их личностному, гармоничному развитию и социализации в современном обществе. Задачи: • формирование у обучающихся навыков безопасного и ответственного поведения и здорового образа жизни; • воспитание стремления к саморазвитию и самообразованию, удовлетворение познавательных потребностей личности; • повышение нравственной и правовой культуры обучающихся, формирование активной жизненной позиции; • повышение воспитательного потенциала семьи, организация позитивного взаимодействия всех участников образовательного процесса; • развитие морально-нравственных и волевых качеств обучающихся; • воспитание чувства ответственности, чувства долга перед коллективом, сопричастности к общему делу; • формирование позитивного имиджа, эффективной информационной среды учреждения. На индивидуальном уровне и уровне учебной группы: - Включение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, в ходе которой дети приобретают социально значимые знания; - Получение опыта участия в социально значимых делах, формирование социально значимых отношений; - Формирование важных для личностного развития социально значимых форм и моделей поведения; - Формирование и развитие творческих способностей; - Создание ситуации успеха и поощрение детских инициатив и детского самоуправления Учебные занятия художественной направленности направлены на раскрытие творческого потенциала ребенка, получение опыта познания себя и преображения окружающего мира по законам красоты, повышают общекультурный уровень детей. Воспитывающее воздействие оказывает музыкальный и танцевальный репертуар, изучаемые шедевры мировой культуры. Воспитательная деятельность в детском коллективе осуществляется в соответствии с РАБОЧЕЙ ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ МАУ ДО ДДЮТ «ТВОРЧЕСТВО НАМ ДАРИТ СЧАСТЬЕ» Модуль «ВОСПИТАНИЕ НА УЧЕБНОМ ЗАНЯТИИ» …………………………….. Сроки Мероприятия Ответственный Уровень реализации уч. группа, коллектив, учреждени е, город, край Охват Охват участников зрите Модуль «ВОСПИТАНИЕ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ» Поздравления с Днем Мокрушина В.Н. рождения обучающихся в коллективе Проведение тематических Мокрушина В.Н. мероприятий, календарных праздников Акции создание открыток к Мокрушина В.Н. праздникам Модуль «НАСТАВНИЧЕСТВО И ТЬЮТОРСТВО» Наставничество «Ученик – Мокрушина В.Н. ученик» Коллектив Коллектив Коллектив Коллектив Модуль «КЛЮЧЕВЫЕ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ» Май, Итоговая выставка творческих Мокрушина В.Н. Коллектив 2024 работ Модуль «ВЕКТОР РАЗВИТИЯ» (Творческое, личностное развитие и профессиональное самоопределение) Знакомство с профессией Мокрушин Коллектив художник оформитель а В.Н. Модуль «МЫ ВМЕСТЕ» (Взаимодействие с родителями) 28.09.202 Родительское собрание Жданова Е.Ю. 3 Учреждени е Модуль «СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ» Гражданско-патриотическое, экологическое воспитание и деятельность в рамках РДДМ, реализация социальных проектов Сбор макулатуры Учреждени е Проведение мероприятий к 23 Учреждени февраля е Проведение мероприятий к 9 Учреждени мая е Модуль «ПРЕДМЕТНО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА УЧРЕЖДЕНИ 5.1.литературы 1. Вершинникова Е.Г. Программа «Школа дизайна». - В кн.: Занятия в школе дизайна. 5-9 классы / авт.-сост. Е.Г. Вершинникова, Р.В. Игнатьев.- Изд. 2-е.- Волгоград: Учитель, 2011, с. 96-113. 2. Ветрова А. Визажист, стилист, косметолог. – Р-н.Д: Издательство «Феникс»- 2003.224 ч. 3. Игнатьев Р.В. Программа «Детская студия дизайна». - В кн.: Занятия в школе дизайна. 5-9 классы / авт.-сост. Е.Г. Вершинникова, Р.В. Игнатьев.- Изд. 2-е.Волгоград: Учитель, 2011, с. 96-113. 4. Кожина О.А. Декоративно-прикладное искусство.- В сб.: Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.); под ред. В.А. Горского.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011, с.30-32. 5. Конструирование и моделирование одежды. - В сб.: Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Культура быта.- М.: Просвещение, 1986, с. 63-74. 6. Оформление одежды. - В сб.: Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Культура быта.- М.: Просвещение, 1986, с. 74-77. 7. Сыромятникова И.С. Искусство грима и прически.- М.: Издательство: Высшая школа, Академия. – 2000.- 192с. 8. Декоративно-прикладное: подборки мастер-классов, статей, публикаций о рукоделии и творчестве | Журнал Ярмарки Мастеров (livemaster.ru)