Управление образования администрации МО г. Березники
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества»
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
Педагогическим советом
Директор МАУ ДО ДДЮТ
Протокол № 2
________ О.А. Шарипова
«29» сентября 2025 г.
«29» сентябрь 2025 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
по декоративно-прикладному искусству
«Фоамиран»
студии декора «Антураж»
Направленность: художественная
Уровень освоения : общекультурный (базовый)
Возраст учащихся: 7-14 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
педагог дополнительного образования
Лобач Наталья Львовна
Березники, 2025 г.
1
СОДЕРЖАНИЕ
2.5.
РАЗДЕЛ № 1
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовая база
Направленность программы
Уровень освоения
Актуальность
Отличительная особенность.
Целевая группа, особенности состава учащихся
Срок обучения:
Формы организации образовательного процесса:
Особенности организации образовательного процесса.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
Содержание
1 год
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
РАЗДЕЛ № 2
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ОБУЧАЮЩИМИСЯ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Принципы построения и реализации программы
Методы обучения
Педагогические технологии
Особенности организации образовательного процесса в период
карантина и дистанционного режима.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
15
3
РАЗДЕЛ № 3 ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОГРАММЫ
16
1
1.1
1.2
1.3.
1.4.
2.1
2.2.
2.3
2.4
2
3
4
5
5
7
8
8
8
9
9
РАЗДЕЛ № 1
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовая база
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Фоамиран» создана для организации образовательного процесса в МАУ ДО
«Дворец детского (юношеского) творчества» в 2018 году.
В процессе создания программы учтены положения следующих нормативных
документов:
Федеральный закон №273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ»,
Приказ Министерства Просвещения России от 09.11.2018 №196 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242);
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242)
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р)
Устав МАУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества».
Направленность программы: художественная
Уровень освоения : общекультурный (базовый)
Актуальность программы состоит в том, что ребенок, осваивая разнообразные
способы выполнения элементов фоамирна, развивая моторику руки, способствует
интеллектуальному своему развитию. Фоамиран создает среду, в которой живут
люди, украшая их повседневный быт, помогая сделать жизнь более привлекательной
и праздничной. Изящные работы, нарядные поздравительные открытки,
оригинальные настенные панно, объемные композиции рассказывают о самом
авторе, о его внутренним мире. Сегодня фоамиран наиболее тесно связано с самым
молодым видом искусства - дизайном.
Отличительная особенность. Занятия фоамираном помогают сформировать у
ребенка новое мышление, способствуют развитию визуальной культуры, навыками
и умениями художественного творчества. Ребенок с детских лет учится находиться
в гармонии с природой, начинает ценить и беречь культуру прошлого и настоящего,
художественно преобразовывать окружающий мир. Новизна программы
3
заключается в разработке, изготовлении и применении дидактического материала,
учитывающего возрастные особенности детей. Это позволяет создать условия для
более успешного развития творческого потенциала каждого ребенка.
Целевая группа: дети 7 - 16 лет.
Особенности состава учащихся. Программа предназначена для обучения всех
желающих (и девочек и мальчиков) и не требует специального допуска врача.
Предварительная подготовка детей к занятиям не имеет значения, и в одной группе
могут обучаться разновозрастные дети.
Данная программа педагогически целесообразна, т.к. ее реализация органично
вписывается в единое образовательное пространство образовательной организации
и позволяет применять ее в инклюзивных группах. Занятия помогают ребенку
социализироваться, благоприятно влияют на становление личности ребенка с ОВЗ в
целом.
Срок обучения: 1 год
Формы организации образовательного процесса: очная, групповая
Особенности организации образовательного процесса. Форма проведения
занятий - групповая. Занятия фоамираном требует от учащихся большой
концентрации внимания, терпения, зрительной нагрузки, а от педагога постоянного наблюдения за детьми и практической помощи каждому. Учитывая эти
сложности, для эффективности выполнения данной программы группы состоять из
10-15 человек.
Режим занятий - 1 раз в неделю по 2 часа -72 часа в год. Структура занятий
выстроена с учетом здоровье сберегающих технологий. Занятия проводятся при
постоянной смене деятельности.
Для профилактики и предотвращения распространения гриппа, ОРВИ, новой
коронавирусной инфекции в условиях карантина или режима самоизоляции
реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
проводится в дистанционном режиме с использованием электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий.
1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: создание условий для всестороннего интеллектуального и эстетического
развития ребёнка в процессе овладения элементарными приёмами нетрадиционной
техники работы с фоамираном.
Задачи:
Обучающие
Познакомить с основными понятиями и базовыми формами «фоамирана»
Обучить различным приёмам работы с фоамираном
Сформировать умения пользоваться схемами и инструментами
Создавать композиции из форм, выполненных в технике холодного фоамирна
4
Расширить словарный запас и кругозор посредством тематических бесед.
Развивающие
Развивать внимание, память, пространственное воображение
развивать мелкую моторику рук, приучать к точным движениям пальцев,
развивать глазомер
развивать творческие способности, художественный вкус и фантазию детей
развивать умения и навыки использования инструментов для фоамирана
развивать коммуникативные навыки
Воспитательные
Воспитывать интерес к искусству работы с фоамираном
Воспитывать аккуратность, бережное и экономное использование материалов
Формировать коммуникативные способности
Формировать культуру труда и трудовые навыки, умению экономно
использовать материал
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Кол –во часов
Название темы
Введение. Фоамиран в нашей жизни. Виды
декорирования.
1. раздел Цвет
Основные цвета и производные
Холодные и теплые цвета
Нюанс, контраст
Обобщение темы раздела
2. раздел Стилизация
Стилизация листьев
Стилизация цветов
Стилизация птиц и животных
Стилизация людей
Обобщение темы раздела
5
Теория
Практ
Всего
0.5
1.5
2
1
1
1
1
1.5
1.5
1.5
1
2
2
2
2
0.5
0.5
0.5
0.5
1
1.5
1.5
1.5
1.5
1
2
2
2
2
2
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
3. Раздел Материаловедение
Знакомство с материалами и
инструментами. Фоамиран тонированный,
фактурный, картон цветной.
Основные их свойства и качества.
Знакомство с различными
дополнительными приспособлениями:
зубочистки, ножницы, пинцет, скрепки,
калька, карандаш простой
Основные их свойства и качества.
Обобщение темы раздела
4. Раздел Композиция
Основные законы композиции,
изготовление простейших элементов.
Практическая работа: выполнение простых
элементов из фоамирна.
Знакомство с основными законами
композиции: расположение элементов. Роль
композиции для декоративного
произведения.
Цветочные композиции
5. Раздел Техника выполнения
фоамирана
Выполнение основных элементов
фоамирана - плотная катушка.
Практическая работа: техника выполнения
плотной катушки
Основные элементы фоамирана - ажурные
элементы.
Выполнение основных элементов
фоамирана - ажурные элементы.
Практическая работа: техника выполнения
ажурных элементов
Листья Практическая работа: выполнение
листьев из листа фоамирана
Эскиз Роль эскиза при изготовлении
декоративной композиции.
Композиция «Осенний вальс»
Композиция «Розовый букет» Анализ
композиции: выявление необходимых
6
0.5
1.5
2
0.5
1.5
2
0.5
1.5
2
0.5
0.5
1.5
1.5
2
2
0.5
1.5
2
0.5
1.5
2
0.5
1.5
2
0.5
1.5
2
0.5
1.5
2
0.5
0.5
1.5
1.5
2
2
0.5
1.5
2
0.5
0.5
1.5
3.5
2
4
0.5
1.5
2
0.5
3.5
4
0.5
3.5
4
29
30
заготовок. Практическая работа: разработка
эскиза композиции «Розовый букет»
0.5
Композиция «Тюльпаны» Практическая
работа: разработка эскиза композиции
«Тюльпаны». «Мастерская цветоделия»
Практическая работа
Композиция «Дерево счастья»
Практическая работа: разработка эскиза
композиции
«Фото рамка» разработка эскиза
композиции
Изготовление куклы из фоамирана
Итоговое занятие
Проводится в форме итоговой выставки.
Работы детьми оформляются
самостоятельно. Лучшие работы
принимают участие во внутренних
выставках Дворца детского творчества, в
конкурсах декоративно- прикладного
искусства различного уровня.
Итого
5.5
6
2
70
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
появятся представления об истории возникновения фоамирна,
будут знать основные свойства материалов для выполнения изделий в технике
«фоамиран»,
сформируются практические навыки художественной обработки бумаги в
технике «фоамиран»
смогут создавать сувенирные изделия, выполненные из бумажных полосок,
разовьют художественный вкус, творческие способности и фантазию,
разовьют способность работать руками, совершенствовать мелкую моторику рук,
разовьют глазомер,
разовьют сенсорные и умственные способности, пространственное воображение,
научатся аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал,
содержать в порядке рабочее место.
7
РАЗДЕЛ № 2
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год
обуч
ения
Целевая
группа
Возраст
Количес
тво
часов по
програм
ме в год
Недельн
ая
нагрузка
Режим
занятий
1
7-14 лет
70
2 часа в 1 раз в 1
группа 36 уч. недель
неделю неделю по Лобач Наталья начало уч/г
2 часа
Львовна
01.09. 2025
Количество
групп и ФИО
педагога,
реализующего
программу
с
данной группой
Сроки
реализации
(кол-во недель в год,
каникулы, сроки)
каникулы
с 28 .12.2025
по 10.01.2026 окончание уч/г
25.05.2026
Сроки
проведения
аттестации
С
01.04.2026
по
25.05.2026
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Кадровое обеспечение: Лобач Наталья Львовна педагог 1 категории,
работающий в сфере декоративно-прикладного искусства.
Материально-техническое обеспечение
Адрес реализации ДООП: МАУ ДО ДДЮТ – г. Березники, Ломоносова 89а
Помещение: кабинет с партами, хорошее верхнее освещение.
Оборудование для педагога: медиа проектор, компьютер для педагога, материалы и
Оборудование для детей: фоамиран разной цветовой гаммы, инструменты,
необходимые для проведения занятий. Учитывая специфику работы детей с
колющими и режущими инструментами, необходима инструкция по технике
безопасности.
2.3 ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
Формы аттестации:
Входной контроль
Наблюдение педагога
Форма предъявления
и демонстрации
образовательных
результатов
-
Оперативный
контроль
Текущий контроль
(Промежуточная
аттестация)
- по годам,
- по уровням
(Если есть
необходимость)
Наблюдение педагога
-
-
творческие работы,
самостоятельные
работы зачет,
творческая работа,
тестирование, конкурс,
защита творческих
выставки, фестиваль,
отчетные
выставки,
отчетные
концерты,
открытые
уроки,
итоговые концерты,
Индивидуальная
диагностическая карта,
Диагностическая карта
групповая,
Реестр одаренных,
Аналитические
материалы
8
Формы фиксации
образовательных
результатов
-
Итоговая аттестация
работ. Участие в
выставках в
коллективе, в
учреждении в
городских, краевых,
всероссийских.
Участие в конкурсах в
коллективе, в
учреждении в
городских, краевых,
всероссийских.
Индивидуальный
творческий проект,
Исследовательская
работа.
2.4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Принципы построения и реализации программы:
Принцип комплексности – реализуется посредством поэтапного обучения по
всем разделам программы. Материал каждого года обучения взаимопересекается
и опирается на базовые знания предыдущих годов обучения;
Принцип непрерывности. Означает преемственность между всеми ступенями и
этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учётом
возрастных психологических особенностей развития детей.
Принцип концентричности содержания – учебный материал изучается и
реализуется методом «послойного наложения» т. е. углубления и усложнения
предыдущего материала технически, темпо-ритмически, координационно;
Принцип интеграции содержания – взаимное дополнение и обогащение блоков
программы и учебных предметов между собой;
Принцип целостности. Предполагает формирование учащимися обобщённого
системного представления о мире.
Принцип гибкости и вариативности - позволяет мобильно и оперативно
обновлять содержание программы, обновлять опыт и знания обучающихся в
связи с быстрым развитием современного искусства.
Принцип активности и осознанности детей в обучении – использование
преимущественно активных форм и методов обучения.
Принцип деятельности. Включение обучающихся активную и разностороннюю,
в максимальной степени самостоятельную деятельности.
9
Принцип дифференцированности - допускает изменения состава групп
обучающихся в зависимости от уровня развития детей и подбор содержания для
групп с разной подготовкой. Индивидуализация обучения – предельный случай
дифференциации (работа с одарёнными детьми).
здоровьесбережение
предусматривает
учёт
психологических
и
физиологических возможностей обучающихся, построение учебного процесса
через постепенное усложнение материала, создание ситуации успеха;
Принцип психологической комфортности. Предполагает снятие всех
стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на занятиях
доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики
сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
Принцип творчества. Означает максимальную ориентацию на творческое начало
в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта
творческой деятельности.
Методы обучения:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
словесные - рассказ, лекция, беседа, дискуссия…;
наглядно–иллюстративные - демонстрация, показ, объяснения;
индуктивные - раскрытие материала от «частного» к «общему»;
репродуктивные - активное восприятие, запоминание и воспроизведение;
проблемно–поисковые - исследовательская деятельность, задания на развитие
творческого мышления и воображения;
практические – различные по уровню сложности задания и упражнения.
Методы самостоятельной работы:
по заданию педагога;
по собственной инициативе (обучающихся).
Методы стимулирования и мотивации обучения:
ситуация новизны, неожиданности;
театрализация, драматургия;
ситуация успеха;
актуализация значимости обучения, коллективного результата.
Методы контроля и самоконтроля:
анализ результатов деятельности обучающихся;
создание контролирующих ситуаций (открытые занятия, сценические
выступления, мастер-классы, семинары);
самонаблюдение;
самоанализ и самоотчёт.
10
Предусматриваются различные формы работы и контроля:
практическая работа,
творческие задания,
свободная работа,
семинары, практикумы,
дополнительные задания,
экскурсии,
выездные выступления,
участие в конкурсных программах и фестивалях и др.
Педагогические технологии, используемые в работе
Полихудожественный подход (Б. П. Юсов) – подбор учебного материала и
построение образовательного процесса на основе взаимосвязи, взаимодействия,
интеграции, синтеза искусств. Одним из основоположников синтетического
слияния разных направлений искусства является Э. Жак Далькроз. Б. П. Юсов и
Г. П. Шевченко подчеркивали, что усвоение ребенком искусства идет по трем
основным направлениям:
музыка (аудиальное развитие или развитие аудиальной культуры);
изобразительное искусство (визуальное развитие или развитие визуальной
культуры);
литература (вербальное развитие или развитие вербальной культуры).
В коллективах ИЗО и ДПИ эти искусства соединяются при создании детьми
концептуальных и театральных костюмов или целых коллекций одежды. При
создании и демонстрации которых в концертном номере соединяются эти 3
искусства. Это триединство с успехом воплощается в художественных и
концертных программах коллектива.
Поликультурный подход - знакомство с культурным наследием разных народов
мира, подбор учебного материала и построение образовательного процесса на
основе взаимосвязи, взаимодействия, разных культур. Изучение различных
технологий, принадлежащих различным странам и национальностям (скетчингАмерика, батик и роспись по ткани- Япония, Китай). Он помогает получить
опыт
межкультурного взаимодействия, и, при этом обогащает собственный
культурный багаж, развивая и сохраняя собственную идентичность, опираясь
на идеи сосуществования, взаимопроникновения и, одновременно, сохранения
своеобразия индивидуальных культур.
Педагогические технологии личностно-ориентированного типа
Технология личностно-ориентированного обучения (автор: И.С. Якиманская)
сочетает обучение (нормативно-сообразная деятельность общества) и учение
(индивидуальная деятельность ребенка).
- максимальное развитие
11
индивидуальных познавательных способностей ребенка, использование уже
имеющегося у ребенка опыта жизнедеятельности. Помощь в становлении
личности путем организации познавательной деятельности. Методологической
основой технологии является дифференциация и индивидуализация обучения,
которая осуществляется на занятиях, по отношению к каждому члену коллектива,
отдельно.
Технология индивидуализации обучения - составление индивидуальной
образовательной программы для каждого ученика, опираясь на его
характеристики и возможности.
Технология группового обучения (автор: Б.Л. Ливер) - организация совместных
действий, коммуникации, общения, взаимопонимания, взаимопомощи,
взаимокоррекции. Работа в парах, распределение материала по подгруппам.
Групповые технологии эффективно способствует развитию коммуникабельности,
самостоятельности, а также выявлению лидерского состава в группе.
Технология коллективно-творческой деятельности (автор И.П. Иванов)
способствует воспитанию общественно-активной творческой личности,
организации социального творчества. Предполагает организацию совместной
деятельности, где каждый участник коллектива, включая педагога, участвует в
планировании, подготовке и реализации задуманного. Участники коллектива
сообща работают над созданием единой композиции, изделия, работы,
мероприятия, события. Кроме того, данная технология может применяться как в
урочное, так и не в урочное время.
Игровые технологии (о значении игры писали - Я.А. Коменский, Песталоцци.
вклад в теорию игры внесли К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, П.И. Пидкасистый,
Д.Б. Эльконин, В.К. Дьяченко, Н.А. Щукрова) - активизация и интенсификация
деятельности учеников на основе игровой деятельности, которая способствует
формированию мотивации, активному включению ребенка в образовательный
процесс, создает благоприятные условия для формирования доверительных
отношений между участниками. Это игры на развитие образного мышления и
воображения, на развитие навыков работы в команде и коммуникативных
навыков. Применение сюжетных занятий и занимательного материала, а так же
элементов соревновательности. Применение игровых технологий позволяет
развить творческий потенциал детей, и побудить их к активной творческой
деятельности. Активно применяется с детьми младшего школьного возраста.
Педагогические технологии деятельностного типа
Системно-деятельностный подход в образовании - организация учебного
процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в
максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности учащихся
12
и построение учебной деятельности, как слаженной системы, составные чсти
которой работают во взаимодействии.
Технология проектной деятельности (автор: Джон Дьюи) находит свое
применение и в подготовке педагога к осуществлению образовательного процесса
и в организации работы учеников. Любую работу педагога от составления
рабочих программ до проведения конкретного мероприятия, требует от педагога
мыследеятельности (продумывания того, что должно быть в итоге) и
жизнедеятельности (развертывания процесса реализации). В частности:
проблематизации,
концептуальности,
программирования,
планирования,
конструирования практики, рефлексии и экспертизы последствий реализации
проекта. Применение проектной технологии в работе с обучающимися
заключается в воплощении конкретного творческого продукта (индивидуального
или коллективного) – танца, песни, костюма, коллекции костюмов, мероприятия и
др.
Технологии открытого образования (Т. И. Боровкова)
Образовательное путешествие. Образовательное путешествие в полной мере
реализуется учащимися во время выездов на фестивали и конкурсы: дети знакомятся
с городами России, смотрят конкурсные номера коллективов-соперников, посещают
мастер-классы, организованные в рамках фестивалей и конкурсов.
Технология портфолио - каждый учащийся за время обучения в коллективе
накапливает портфолио в виде личных и коллективных достижений: дипломы.
сертификаты и проч.
Музейная педагогика - передача культурного (художественного) опыта через
педагогический процесс в условиях музейной среды, позволяет формировать
эстетический вкус, расширять кругозор. Реализуется через посещение музеев,
создание собственных выставок изобразительного искусства
Здоровьесберегающие технологии (автор Н.К. Смирнов).
- защитно-профилактические технологии (соответствие Сан-Пин условиям,
соблюдение техники безопасности, грамотное распределение физической нагрузки
на уроках в соответствии с возрастными особенностями и анатомическими, точное
разъяснение методики исполнения упражнений и движений, контроль методически
правильного исполнения);
- компенсаторно-нейтрализующие технологии (включение в учебный процесс,
либо во время перерывов, упражнений на расслабление и напряжение, релаксупражнения, упражнения на восстановление дыхания, беседы «пятиминутки» на
отвлеченные темы, упражнения-игры на снятие психоэмоционального напряжения,
упражнения на растяжение мышечного аппарата непосредственно после силовой
нагрузки, и прочее);
13
- информационно-обучающие технологии (беседы консультационного
характера на темы: «грамотное развития физических способностей самостоятельно,
во внеурочное время», «о негативном влиянии курения и употребления алкогольных
напитков на организм», «о полезности здорового питания» и т.д.);
Особенности организации образовательного процесса в период
самоизоляции и дистанционного режима.
В условиях карантина профилактики и предотвращения распространения
новой
коронавирусной
инфекции,
профилактики
и
предотвращения
распространения гриппа и ОРВИ, в условиях карантина или режима самоизоляции
реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
проводится с использованием электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий.
Специфика дополнительного образования художественной направленности
требует организации творческого взаимодействия педагогов и обучающихся, их
сотворчества в освоении форм художественного творчества. В связи с этим
основной сложностью реализации образовательной программы художественной
направленности является сохранение содержания с учетом ограниченных
возможностей дистанционного обучения.
При переходе к дистанционной форме обучения педагогу рекомендуется:
акцентировать внимание на самостоятельную творческую работу детей;
определить новые временные рамки освоения новых компетенций;
использовать презентационную форму подачи материала, используя фото и
видео мастер-классов;
определить варианты контактов с детьми с целью предоставления им
возможности получения помощи и обратной связи;
определить вместе с обучающимися запрос новой информации для освоения тех
или иных способов овладения новыми художественными умениями и навыками;
определить четкую последовательность необходимых действий для выполнения
заданий, добавить фото примеров работ в используемых техниках, что позволит
доступно донести информацию и получить хорошие результаты работы;
использовать видео- и аудиозанятия, лекции, мастер-классы; открытые
электронные библиотеки, виртуальные краеведческие музеи, концерты,
выступления; тесты, викторины по изученным теоретическим темам; адресные
дистанционные консультации;
при обучении детей и подростков необходимо обеспечить непосредственный
контакт с педагогом. Ребенок должен понимать, что от него требуется, видеть
примеры работ, то, как педагог сам выполняет то или иное действие;
организовать регулярную обратную связь с обучающимися;
14
расширять представление детей о народном творчестве, традициях и
культурном наследии регионов через содержание проводимых дистанционных
занятий.
Образовательный процесс организуется в офлайн и онлайн форматах.
Сетевые технологии (офлайн-обучение) – средства коммуникации, позволяющие
передавать и получать данные в удобное время для каждого участника
образовательного процесса, независимо друг от друга. К данному типу
коммуникаций относятся:
электронная почта;
форумы;
система дистанционного обучения (СДО);
медиатеки, видеохостинги: YouTube, BigBlueButton, Jitsi, TrueConf;
группы в социальных сетях (твиттер, в контакте, фейсбук);
месенджеры (вайбер, вацап и др.).
Сетевые технологии (онлайн-обучение) – средства коммуникации, позволяющие
обмениваться информацией в режиме реального времени:
видеоконференции (Skype, Zoom, Microsoft Teams и др. онлайн-платформы для
видеосвязи с возможностью организации командной работы, в том числе
распределения задач);
чаты (обмен мгновенными сообщениями, аудио-, видеоинформацией в
мессенджерах);
виртуальные учебные классы (к примеру Google Classroom).
Для реализации перечисленных задач возможно использование компьютерных
программ:
Для реализации перечисленных задач возможно использование компьютерных
программ:
программы для модельеров и дизайнеров: ZWTextile, Grafis;
программы для рукоделия: Craftybase, INKSCAPE, RedCafe, PatternsCAD;
Обратную связь удобно осуществлять через социальные группы в VK:
Официальная группа Дворца творчества в контакте https://vk.com/club157184428
2.5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагогов:
1. Быстрицкая А. Бумажная филигрань. М.: Айрис-пресс, 2010.
2. Воробьёва О.С. Цветы из фоамирана М.: «Феникс», 2015г.
15
3. Иванов В.И. О тоне и цвете. Библиотека юного художника. Часть 1.М.: «Юный
художник», 2011.
4. Каменева Е. Какого цвета радуга. - М.: Детская литература, 2010г.
5. Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск:
«Титул», 2014.
6. Сокольникова Н.М. Основы живописи. -Обнинск: «Титул», 2010.
7. Сокольникова Н.М. Основы композиции. - Обнинск: «Титул», 2015.
Интернет-ресурсы:
http://standart.edu.ru
[Сайт Федерального Государственного образовательного стандарта];
http://school-collection.edu.ru
[Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов];
http://pedsovet.su
[Сайт сообщества взаимопомощи учителей];
Для обучающихся:
1. Букина С. Букин М. Фоамиран. Шаг вперед. - «Феникс», Ростов-на-Дону:
2011.
2. Букина С.Букин М. Фоамиран: волшебство бумажных завитков. - «Феникс»,
Ростов-на-Дону: 2011.
3. Волосова Е.Е. Букеты в винтаж- «Феникс», 2015.
4. Волосова Е.Е. Букеты в стиле шебби-шик - «Феникс», 2015.
5. Герасимова Е.Е Брошь-букеты: красота в деталях - «Феникс»,2015.
6. Грушина О.С. Занимательные поделки из фоамирна-«Феникс»,2015.
7. Ляхновская Н.О. Куклы из фоамирана- «Формат-М», 2015.
8. Чербанова Л.М. Волшебные цветы-«АСТ»,2016.
9. Чербанова Л.М. Цветы из фоамирна- «АСТ»,2015.
РАЗДЕЛ 3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОГРАММЫ
Воспитательная деятельность в студии декора «Антураж» осуществляется в
соответствии с РАБОЧЕЙ ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ МАУ ДО ДДЮТ
«ТВОРЧЕСТВО
НАМ ДАРИТ СЧАСТЬЕ».
Программа содержит целевые
установки, модель воспитательной системы дворца
Описание уровней реализации программы:
Уровень «ИНДИВИДУАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»
Уровень «УЧЕБНАЯ ГРУППА» (проведение мероприятий внутри учебной
группы, взаимодействие педагога и учащихся одной учебной группы),
16
Уровень «ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ» (Участие, организация и проведение
мероприятий, дел, объединяющих творческий коллектив, взаимодействие с
другими педагогами, общение с детьми из других учебных групп, детей разных
возрастов и разных уровней обучения.),
Уровень «ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА» (Участие, организация и проведение
мероприятий, дел, объединяющих всё учреждение, взаимодействие с другими
педагогами Дворца, общение с
детьми из других коллективов, разных
направлений);
Уровень «ГОРОД, КРАЙ, РОССИЯ» (Участие, организация и проведение
мероприятий, дел, проектов городского, краевого масштаба, взаимодействие с
представителями других учреждений города, края.).
Описание содержательных (тематических) модулей:
Модуль «ВОСПИТАНИЕ НА УЧЕБНОМ ЗАНЯТИИ»;
Модуль «ВОСПИТАНИЕ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ»;
Модуль «НАСТАВНИЧЕСТВО И ТЬЮТОРСТВО»;
Модуль «МЫ ВМЕСТЕ» - взаимодействие с родителями;
Модуль «КЛЮЧЕВЫЕ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ»;
Модуль «ВЕКТОР РАЗВИТИЯ» - личностное творческое развитие,
профессиональное самоопределение;
Модуль «СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ» - гражданско-патриотическое,
экологическое воспитание и деятельность в рамках РДДМ, реализация
социальных проектов;
Модуль
«ПРЕДМЕТНО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ
И
ЦИФРОВАЯ
СРЕДА
УЧРЕЖДЕНИЯ»;
На уровне «ИНДИВИДУАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ» и уровне «УЧЕБНАЯ
ГРУППА» на каждом учебном занятии реализуется модуль «ВОСПИТАНИЕ НА
УЧЕБНОМ ЗАНЯТИИ»;
Модуль «ВОСПИТАНИЕ НА УЧЕБНОМ ЗАНЯТИ»
Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Преображение» студии декора «Антураж»
по декоративно-прикладному искусству
Учебное занятие в системе дополнительного образования направлено на
развитие личностно-смысловой сферы ребенка (отношение к действительности,
переживание, осознание ценностных ориентиров и т.п.). Главное в
образовательном процессе дополнительного образования – успешность ребенка
как результат педагогической деятельности, а мера этой успешности
определяется только относительно личностного роста каждого ребенка. При
описании преимущественных форм и видов деятельности обучающихся на
учебном занятии, обязательным требованием является учет
направленности
программ.
17
Некоторые качества, которые развивает в человеке изобразительное и
декоративно-прикладное искусство:
Наблюдательность. В процессе создания изображения у человека формируются
представления о свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в
пространстве.
Эстетическое восприятие. Знакомство с произведениями изобразительного и
декоративно-прикладного искусства помогает глубже и полнее воспринимать
явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунках,
лепке, аппликации.
Художественный вкус. Приобщение к миру искусства позволяет человеку
разбираться в художественных стилях, течениях и направлениях, проявлять
интерес к другим видам искусства.
Творческие
способности.
Изобразительная
и
декоративно-прикладная
деятельность позволяет доступными средствами выразить эмоциональное
состояние человека, его отношение к окружающему миру.
Нравственно-волевые качества. Это потребность и умение доводить начатое дело
до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу,
преодолевать трудности.
Умение работать и достигать желаемого результата. Для создания рисунка,
скульптуры, аппликации необходимо приложить усилия, выполнить те или иные
действия, овладеть определёнными умениями.
Инициативность,
любознательность,
умственная
активность
и
самостоятельность. Во время занятий возникают благоприятные условия для
формирования этих качеств.
Коммуникативность. На каждом занятии проводится работа по сплочению
группы по формированию навыков общения детей между собою,
Навыки работы в команде.
Все модули программы воспитания реализуются параллельно, содержание
деятельности модулей взаимосвязано и дополняет друг друга, каждый коллектив
использует свои соответствующие профилю коллектива формы, приемы, события,
мероприятия. Обучающиеся принимают активное участие в мероприятиях согласно
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ МАУ ДО ДДЮТ «ТВОРЧЕСТВО
НАМ ДАРИТ СЧАСТЬЕ» и ежегодного ПЛАНА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
УЧРЕЖДЕНИЯ.
18