+2025 МЯГКАЯ ИГРУШКА ПЭЧВОРК

Управление образования администрации МО «г. Березники»
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества»
СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Протокол № 2

________ О.А. Шарипова

Педагогическим советом

Директор МАУ ДО ДДЮТ

«29» сентября 2025 г.

«29» сентября 2025 г.

«Пэчворк»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Детский коллектив «Мягкая игрушка»
Направленность: художественная
Предметная область: декоративно-прикладное творчество
Уровень освоения: общекультурный (базовый)
Возраст учащихся: 7-14 лет
Срок реализации: 1 года

Составители:
педагог дополнительного образования
Мухутдинова Наталья Валентиновна

Березники, 2025 г.
1

1
1.1

1.2
1.3.

1.4.

2.1
2.2.
2.3
2.4

2.5.
3

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ № 1
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовая база
Направленность программы
Уровень освоения
Актуальность
Отличительная особенность.
Целевая группа, особенности состава учащихся
Срок обучения:
Формы организации образовательного процесса:
Особенности организации образовательного процесса.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
Содержание
1 год
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
РАЗДЕЛ № 2
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ОБУЧАЮЩИМИСЯ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Принципы построения и реализации программы
Методы обучения
Педагогические технологии
Перечень методических материалов Особенности организации
образовательного процесса в период карантина и
дистанционного режима.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
РАЗДЕЛ №3 ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

2

стр. 3

стр. 4
стр. 5

стр. 6

стр. 7
стр. 7
стр. 8
стр. 9

стр. 16
стр 16
стр 17

РАЗДЕЛ № 1
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовая база
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Пэчворк» создана для организации образовательного процесса в МАУ ДО «Дворец
детского (юношеского) творчества» в коллективе «Мягкая игрушка» в 2019 году.
В процессе создания программы учтены положения следующих нормативных
документов:
 Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273 от 29.12.2012 г.;
 Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р);
 Приказ Министерства Просвещения России от 09.11.2018 №196 "Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
 СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
 Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242);
 Устав МАУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества».
Направленность программы: художественна
Уровень освоения: общекультурный (ознакомительный)
Актуальность Лоскутное шитьё давно стало самостоятельным видом
декоративно-прикладного искусства. Это творческое занятие отличается, например,
от изготовления одежды, тем, что работа с лоскутами подразумевает работу с
цветом, фактурой ткани, с формой фрагментов орнамента. Это творческий процесс,
требующий воображения, интуиции, эмоционального самовыражения.
Лоскутное изделие, созданное своими руками, согревает, украшает и выражает
индивидуальность. Ассортимент изделий из лоскутов разнообразен. Это картины,
подушки, покрывала, игрушки, салфетки и т.д. Создание изделий в технике
«пэчворк» способствует формированию и закреплению практических трудовых
навыков, развитию усидчивости, аккуратности, трудовой и творческой активности.
Учащиеся осваивают рациональные. Актуальность создания программы
обусловлена желанием предоставить возможность учащимся познакомиться с
лоскутным шитьём, как одним из видов прикладного творчества.
Отличительная особенность программы является возможность педагога
менять соотношение пропорций блоков как для всего коллектива, так и для
3

отдельного из его участников в зависимости от возраста учащихся, их развития,
навыков, интереса к конкретному разделу занятий, степени его усвоения.
Целевая группа: дети 9-11 лет
Особенности состава учащихся. Программа предназначена для обучения всех
желающих (и девочек и мальчиков) и не требует специального допуска врача.
Допуск врача: не требует специального допуска врача.
Данная программа педагогически целесообразна, т.к. ее реализация органично
вписывается в единое образовательное пространство образовательной организации
и позволяет применять ее в инклюзивных группах. Занятия помогают ребенку
социализироваться, благоприятно влияют на становление личности ребенка с ОВЗ в
целом.
Срок обучения: 1 год
Форма обучения: очная, групповая
Особенности организации образовательного процесса Образовательная
программа "Пэчворк" направлена на воспитание у детей художественного вкуса,
развитие творческой инициативы, самостоятельности и отличается от аналогичных
тем, что состоит из трех различных направлений деятельности:
 изготовление сувениров в технике «пэчворк»;
 игрушка в стиле «пэчворк»;
 швейное изделие;
Такой подход позволяет детям в достаточной мере попробовать свои силы в
различных видах рукоделия.
В условиях карантина профилактики и предотвращения распространения новой
коронавирусной инфекции, профилактики и предотвращения распространения
гриппа и ОРВИ, в условиях карантина или режима самоизоляции реализация
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы проводится с
использованием электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий.
1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы:
Создание условий для развития творческих способностей детей посредством
выполнения изделий в технике «Пэчворк».
Основные задачи программы заключаются в следующем:
 развить
интерес
к
художественной
деятельности через
доступные
для учащихся виды декоративно-прикладной деятельности: лоскутное шитье,
вышивка, стежка и пр.
 способствовать развитию условий для овладения детьми технических приемов по
данным видам деятельности.
4

 развивать творческие способности, коммуникативные качества учащихся,
мелкую моторику рук.
 сформировать практические навыки работы, используя различные приемы шитья
и декоративной отделки изделий.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.3.1 УЧЕБНЫЙ ПЛАН
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Пэчворк»
№
1.
2.

3.

4.

ТЕМА

теор. практ. итого

Знакомство с программой. ТБ.
История развития лоскутного шитья в России.
Работа с текстилем.
Изготовление сувениров из фетра.
1.1 Ручные швы, их использование в лоскутном шитье.
Ткани. Фурнитура.
Изготовление многослойной аппликации;
1.2 Сувенир бабочка;
1.3 Сувенир собака такса;
Мягкая игрушка в технике «пэчворк».
Технология изготовления;
3.1 Сова
3.2 Клоун
Изготовление швейных изделий в
в технике «пэчворк»;
Машинные швы. Технология изготовления
лоскутных узоров;
4.1 Чехол для телефона;
4.2 Косметичка;
ИТОГО:
1.3.2 СОДЕРЖАНИЕ

2

-

2

2

14

16

2

4

6

4

4
6
20

4
6
24

2
2
4

8
12
24

10
14
28

2
2
12

10
14
58

12
16
70

Тема: Работа с текстилем.
Содержание:
Знакомство с программой, инструментами и приспособлениями. Техника
безопасности. Ткани и отделочные материалы, фурнитура: тесьма, кружево, бусины,
пуговицы и др. Знакомство с основными видами ручных швов.
«Пэчворк». Краткий обзор истории возникновения лоскутной техники шитья.
5

На занятиях дети создают оригинальные сувениры, благодаря сочетанию различных
видов техник.
Выполнение практической работы.
 Многослойная аппликация.
 Сувениры: бабочка, собака такса.
Тема: Мягкая игрушка в технике «пэчворк».
Содержание: учащиеся знакомятся с видами игрушек, материалами, необходимыми
для их изготовления (трикотаж, мех, драп, синтепон, лайкра), изучают правила
раскладки выкроек на ткани. Технологию изготовления мягкой игрушки.
Приобретенный опыт изготовления игрушек - сувениров позволяет ребенку
свободнее чувствовать себя при самостоятельном творчестве, выбирать разные
способы изготовления изделия, работая в технике «пэчворк».
В зависимости от выбранного образа, пробовать себя в разработке ярких,
забавных игрушек.
Создание игрушек в технике «пэчворк»:
 сова;
 клоун
Тема: Изготовление швейных изделий в технике «пэчворк»
Содержание:
Лоскутная мозаика как вид рукоделия и декоративно-прикладного искусства.
Учащиеся изучают правила составления композиции, пробуют сочетать
разнообразные по цвету и фактуре материалы, виды декоративной отделки.
Получают начальные навыки работы на швейном оборудовании.
Изучают технологию изготовления лоскутных узоров в технике «квадрат»,
«треугольник», «колодец»:
Знакомятся с пошивом простых швейных изделий (чехол для телефона,
косметичка).
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ожидаемые результаты:
По окончании реализации программы, учащиеся освоят:

правила безопасного труда при работе с инструментами и приспособлениями;

терминологию выполнения ручных и машинных работ;

технологию изготовления сувениров из ткани; несложных швейных изделий;

технологию выполнения лоскутных узоров: «квадрат», «треугольник»,
«колодец»;

техники ДПИ: вышивка, аппликация, лоскутное шитье;
По окончании реализации программы, учащиеся научатся:
6










пользоваться различными инструментами и оборудованием;
создавать сувениры, игрушки, швейные изделия в технике «пэчворк»;
По итогам обучения учащиеся должны знать:
ТБ при выполнении ручных и машинных работ;
основные приемы составления композиции;
способы выполнения аппликации;
технологию изготовления мягкой игрушки;
основные приемы изготовления изделий в технике «пэчворк»;
технику выполнения лоскутных узоров: «квадрат», «треугольник», «колодец»;
РАЗДЕЛ № 2
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Год
Целевая
обучен группа
ия
Возраст

1 год

7-8

Коли
честв
о
часов
по
прогр
амме
в год
70 ч.

Недель
ная
нагруз
ка

Режим
занятий

Количество
групп и ФИО
педагога,
реализующего
программу с
данной
группой

Сроки реализации
(кол-во недель в
год,
каникулы,
сроки)

Сроки
проведени
я
аттестации

2 часа

1 раза в
неделю
по 2 часа

1 группа
Мухутдинова
Н.В.

36 уч. недель
начало уч/г
01.09. 2025
каникулы
с 28 .12.2025
по 10.01.2026 окончание уч/г
25.05.2026

С
01.04.2026
по
25.05.2026

2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, работающий в
сфере декоративно-прикладного творчества.
Программу реализует педагог дополнительного образования высшей
квалификационной категории Мухутдинова Наталия Валентиновна.
Материально-техническое обеспечение.
Адрес реализации ДООП: МАУ ДО ДДЮТ – г. Березники, Ломоносова 89а
Помещение: учебный кабинет с ученическими партами, стол для раскроя
ткани, гладильные доски.
7

Оборудование: медиапроектор, компьютер для педагога, демонстрационная
магнитная доска, швейные машины, утюг;
2.3 ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
Формы аттестации:

комбинированная проверка по курсу (анкета, тест, кроссворд, творческие
задания);

выставка;

защита творческих проектов;
Формы фиксации образовательных результатов: индивидуальная карта
Форма предъявления и демонстрации образовательных результатов: участие в
выставках, конкурсных и концертных программах, фестивалях в учреждении,
городе и за его пределами.
ОБРАЗЕЦ
Карта личностного роста учащихся коллектива
«Мягкая игрушка» ______у/год группа №_____год обучения
Результаты года: (теория) В __% С __% Н ___% (практика) В __% С __%
Н __%
№ Ф.И. Теория
Практика (количество работ)
В С Н По
Выполне На
Изготовле Отмечены Уровень
программе но
выставку но
дипломами подготов
сувениров
лен
ности
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Критерии оценивания уровня: высокий, средний, низкий
8

2.4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Принципы построения и реализации программы:
 Принцип комплексности – реализуется посредством поэтапного обучения по
всем разделам программы. Материал каждого года обучения взаимопересекается
и опирается на базовые знания предыдущих годов обучения;
 Принцип непрерывности. Означает преемственность между всеми ступенями и
этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учётом
возрастных психологических особенностей развития детей.
 Принцип концентричности содержания – учебный материал изучается и
реализуется методом «послойного наложения» т. е. углубления и усложнения
предыдущего материала технически, темпо-ритмически, координационно;
 Принцип интеграции содержания – взаимное дополнение и обогащение блоков
программы и учебных предметов между собой;
 Принцип целостности. Предполагает формирование учащимися обобщённого
системного представления о мире.
 Принцип гибкости и вариативности - позволяет мобильно и оперативно
обновлять содержание программы, обновлять опыт и знания обучающихся в
связи с быстрым развитием современного искусства.
 Принцип активности и осознанности детей в обучении – использование
преимущественно активных форм и методов обучения.
 Принцип деятельности. Включение обучающихся активную и разностороннюю,
в максимальной степени самостоятельную деятельности.
 Принцип дифференцированности - допускает изменения состава групп
обучающихся в зависимости от уровня развития детей и подбор содержания для
групп с разной подготовкой. Индивидуализация обучения – предельный случай
дифференциации (работа с одарёнными детьми).
 здоровьесбережение
предусматривает
учёт
психологических
и
физиологических возможностей обучающихся, построение учебного процесса
через постепенное усложнение материала, создание ситуации успеха;
 Принцип психологической комфортности. Предполагает снятие всех
стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на занятиях
доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики
сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
 Принцип творчества. Означает максимальную ориентацию на творческое начало
в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта
творческой деятельности.
Методы обучения:
1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
 словесные: рассказ, лекция, беседа, дискуссия;
9

 наглядно-иллюстративные: демонстрация, показ, объяснения;
 репродуктивные: активное восприятие, запоминание и воспроизведение;
 проблемно-поисковые: исследовательская деятельность, задания на развитие
творческого мышления и воображения;
 практические: различные по уровню сложности задания и упражнения.
2. Методы самостоятельной работы:
 по заданию педагога,
 по собственной инициативе обучающихся.
3. Методы стимулирования и мотивации обучения:
 ситуация новизны, неожиданности;
 театрализация и драматургия;
 ситуация успеха;
 значимость обучения и результат.
4. Методы контроля и самоконтроля:
 анализ результатов деятельности обучающихся;
 создание контролирующих ситуаций (открытые занятия, мастер – классы,
семинары);
 самонаблюдение;
 самоанализ и самоотчёт.
5. Формы работы и контроля:
 практическая работа,
 творческие задания,
 свободная работа,
 семинары, практикумы,
 дополнительные задания,
 экскурсии.
Педагогические технологии, используемые в работе
 Полихудожественный подход (Б. П. Юсов) – подбор учебного материала и
построение образовательного процесса на основе взаимосвязи, взаимодействия,
интеграции, синтеза искусств. Одним из основоположников синтетического
слияния разных направлений искусства является Э. Жак Далькроз. Б. П. Юсов и
Г. П. Шевченко подчеркивали, что усвоение ребенком искусства идет по трем
основным направлениям:
 музыка (аудиальное развитие или развитие аудиальной культуры);
 изобразительное искусство (визуальное развитие или развитие визуальной
культуры);
 литература (вербальное развитие или развитие вербальной культуры).
В коллективах ИЗО и ДПИ эти искусства соединяются при создании детьми
концептуальных и театральных костюмов или целых коллекций одежды. При
создании и демонстрации которых в концертном номере соединяются эти 3
искусства. Это триединство с успехом воплощается в художественных и
концертных программах коллектива.
10

 Поликультурный подход
- знакомство с культурным наследием разных
народов мира, подбор учебного материала и построение образовательного
процесса на основе взаимосвязи, взаимодействия, разных культур. Изучение
различных технологий, принадлежащих различным странам и национальностям
(скетчинг- Америка, батик и роспись по ткани- Япония, Китай). Он помогает
получить
опыт
межкультурного взаимодействия, и, при этом обогащает
собственный культурный багаж, развивая и сохраняя
собственную
идентичность, опираясь на идеи сосуществования, взаимопроникновения и,
одновременно, сохранения своеобразия индивидуальных культур.
Педагогические технологии личностно-ориентированного типа
 Технология личностно-ориентированного обучения (автор: И.С. Якиманская)
сочетает обучение (нормативно-сообразная деятельность общества) и учение
(индивидуальная деятельность ребенка).
- максимальное развитие
индивидуальных познавательных способностей ребенка, использование уже
имеющегося у ребенка опыта жизнедеятельности. Помощь в становлении
личности путем организации познавательной деятельности. Методологической
основой технологии является дифференциация и индивидуализация обучения,
которая осуществляется на занятиях, по отношению к каждому члену коллектива,
отдельно.
 Технология индивидуализации обучения - составление индивидуальной
образовательной программы для каждого ученика, опираясь на его
характеристики и возможности.
 Технология группового обучения (автор: Б.Л. Ливер) - организация совместных
действий, коммуникации, общения, взаимопонимания, взаимопомощи,
взаимокоррекции. Работа в парах, распределение материала по подгруппам.
Групповые технологии эффективно способствует развитию коммуникабельности,
самостоятельности, а также выявлению лидерского состава в группе.
 Технология коллективно-творческой деятельности (автор И.П. Иванов)
способствует воспитанию общественно-активной творческой личности,
организации социального творчества. Предполагает организацию совместной
деятельности, где каждый участник коллектива, включая педагога, участвует в
планировании, подготовке и реализации задуманного. Участники коллектива
сообща работают над созданием единой композиции, изделия, работы,
мероприятия, события. Кроме того, данная технология может применяться как в
урочное, так и не в урочное время.
 Игровые технологии (о значении игры писали - Я.А. Коменский, Песталоцци.
вклад в теорию игры внесли К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, П.И. Пидкасистый,
Д.Б. Эльконин, В.К. Дьяченко, Н.А. Щукрова) - активизация и интенсификация
деятельности учеников на основе игровой деятельности, которая способствует
11

формированию мотивации, активному включению ребенка в образовательный
процесс, создает благоприятные условия для формирования доверительных
отношений между участниками. Это игры на развитие образного мышления и
воображения, на развитие навыков работы в команде и коммуникативных
навыков. Применение сюжетных занятий и занимательного материала, а так же
элементов соревновательности. Применение игровых технологий позволяет
развить творческий потенциал детей, и побудить их к активной творческой
деятельности. Активно применяется с детьми младшего школьного возраста.
Педагогические технологии деятельностного типа
 Системно-деятельностный подход в образовании - организация учебного
процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в
максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности учащихся
и построение учебной деятельности, как слаженной системы, составные чсти
которой работают во взаимодействии.
 Технология проектной деятельности (автор: Джон Дьюи) находит свое
применение и в подготовке педагога к осуществлению образовательного
процесса и в организации работы учеников. Любую работу педагога от
составления рабочих программ до проведения конкретного мероприятия, требует
от педагога мыследеятельности (продумывания того, что должно быть в итоге) и
жизнедеятельности (развертывания процесса реализации). В частности:
проблематизации,
концептуальности,
программирования,
планирования,
конструирования практики, рефлексии и экспертизы последствий реализации
проекта. Применение проектной технологии в работе с обучающимися
заключается в воплощении конкретного творческого продукта (индивидуального
или коллективного) – танца, песни, костюма, коллекции костюмов, мероприятия
и др.
Технологии открытого образования (Т. И. Боровкова)
Образовательное путешествие. Образовательное путешествие в полной мере
реализуется учащимися во время выездов на фестивали и конкурсы: дети
знакомятся с городами России, смотрят конкурсные номера коллективовсоперников, посещают мастер-классы, организованные в рамках фестивалей и
конкурсов.
Технология портфолио - каждый учащийся за время обучения в коллективе
накапливает портфолио в виде личных и коллективных достижений: дипломы.
сертификаты и проч.
Музейная педагогика - передача культурного (художественного) опыта через
педагогический процесс в условиях музейной среды, позволяет формировать
эстетический вкус, расширять кругозор. Реализуется через посещение музеев,
создание собственных выставок изобразительного искусства
12

Здоровьесберегающие технологии (автор Н.К. Смирнов).
- защитно-профилактические технологии (соответствие Сан-Пин условиям,
соблюдение техники безопасности, грамотное распределение физической нагрузки
на уроках в соответствии с возрастными особенностями и анатомическими, точное
разъяснение методики исполнения упражнений и движений, контроль методически
правильного исполнения);
- компенсаторно-нейтрализующие технологии (включение в учебный процесс,
либо во время перерывов, упражнений на расслабление и напряжение, релаксупражнения, упражнения на восстановление дыхания, беседы «пятиминутки» на
отвлеченные темы, упражнения-игры на снятие психоэмоционального напряжения,
упражнения на растяжение мышечного аппарата непосредственно после силовой
нагрузки, и прочее);
- информационно-обучающие технологии (беседы консультационного
характера на темы: «грамотное развития физических способностей самостоятельно,
во внеурочное время», «о негативном влиянии курения и употребления алкогольных
напитков на организм», «о полезности здорового питания» и т.д.);
Дидактический материал
Наборы карточек для индивидуальной, групповой, самостоятельной работы:
 Комплекты выкроек игрушек к программе «Пэчворк»
 Выкройки, шаблоны к программе «Начальное творческое развитие»
Дидактические игры
 Ребусы;
 Дидактическая игра «Косички»;
 Логические задачи, задания на смекалку;
 Викторина «Морское путешествие»;
 Кроссворд «Морские животные»;
 Кроссворд «Листья»;
 Игра «Каждому костюму – свой выход!»
 Викторины.
Наглядные пособия: (таблицы, плакаты, карты, картосхемы)
Плакаты и таблицы:
1. «Из какой ткани шить игрушку»;
2. «Ручные швы»;
Технологические карты, картосхемы:
1. Наглядный материал по теме «Изделия из помпонов, пряжи»
2. Наглядный материал по теме «Изделия из фетра»
3. Наглядный материал по теме «Фелтинг»
4. Наглядный материал по теме «Оформление игрушки»
5. Наглядный материал по теме «Текстиль»
6. Наглядный материал по теме «Декоративные подставки»
13

Тематические альбомы:
1. Тематический альбом «Новый год»;
2. Тематический альбом «Вышивка лентами»;
3. Тематический альбом «Вышивка крестом»;
4. Тематический альбом «Аппликация»;
Мультимедийные дидактические пособия для занятий и внеклассных
мероприятий:
 «Ай, да валенки!»
 «История одной пуговицы»
 «Стильные сумки»
 Кроссворд «Инструменты и приспособления»
 «Такой знакомый и незнакомый платок»
Особенности организации образовательного процесса в период
самоизоляции и дистанционного режима.
В условиях карантина профилактики и предотвращения распространения
новой
коронавирусной
инфекции,
профилактики
и
предотвращения
распространения гриппа и ОРВИ, в условиях карантина или режима самоизоляции
реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
проводится с использованием электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий.
Специфика дополнительного образования художественной направленности
требует организации творческого взаимодействия педагогов и обучающихся, их
сотворчества в освоении форм художественного творчества. В связи с этим
основной сложностью реализации образовательной программы художественной
направленности является сохранение содержания с учетом ограниченных
возможностей дистанционного обучения.
При переходе к дистанционной форме обучения педагогу рекомендуется:
 акцентировать внимание на самостоятельную творческую работу детей;
 определить новые временные рамки освоения новых компетенций;
 использовать презентационную форму подачи материала, используя фото и
видео мастер-классов;
 определить варианты контактов с детьми с целью предоставления им
возможности получения помощи и обратной связи;
 определить вместе с обучающимися запрос новой информации для освоения тех
или иных способов овладения новыми художественными умениями и навыками;
 определить четкую последовательность необходимых действий для выполнения
заданий, добавить фото примеров работ в используемых техниках, что позволит
доступно донести информацию и получить хорошие результаты работы;
14





использовать видео- и аудиозанятия, лекции, мастер-классы; открытые
электронные библиотеки, виртуальные краеведческие музеи, концерты,
выступления; тесты, викторины по изученным теоретическим темам; адресные
дистанционные консультации;
при обучении детей и подростков необходимо обеспечить непосредственный
контакт с педагогом. Ребенок должен понимать, что от него требуется, видеть
примеры работ, то, как педагог сам выполняет то или иное действие;
организовать регулярную обратную связь с обучающимися;



расширять представление детей о народном творчестве, традициях и
культурном наследии регионов через содержание проводимых дистанционных
занятий.
Образовательный процесс организуется в офлайн и онлайн форматах.
Сетевые технологии (офлайн-обучение) – средства коммуникации, позволяющие
передавать и получать данные в удобное время для каждого участника
образовательного процесса, независимо друг от друга. К данному типу
коммуникаций относятся:
 электронная почта;
 форумы;
 система дистанционного обучения (СДО);
 медиатеки, видеохостинги: YouTube, BigBlueButton, Jitsi, TrueConf;
 группы в социальных сетях (твиттер, в контакте, фейсбук);
 месенджеры (вайбер, вацап и др.).

Сетевые технологии (онлайн-обучение) – средства коммуникации, позволяющие
обмениваться информацией в режиме реального времени:
 видеоконференции (Skype, Zoom, Microsoft Teams и др. онлайн-платформы для
видеосвязи с возможностью организации командной работы, в том числе
распределения задач);
 чаты (обмен мгновенными сообщениями, аудио-, видеоинформацией в
мессенджерах);
 виртуальные учебные классы (к примеру Google Classroom).
Обратную связь удобно осуществлять через социальные группы в VK:
Официальная группа Дворца творчества в контакте https://vk.com/club157184428
2.5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белякова О. «Подарки своими руками»; Москва, 2008
15

3. Бубнова Е. В. «Праздники – проказники»; С.-Петербург, 2007
4. Галанова Т. «Игрушки из помпонов»; Москва, 2009
5. Ким Солга «Храбрый портняжка», Москва, 1997
6. Конышева Н.М. «Умелые руки»; Москва, 2000
7. Лыкова И., Грушина Л. «Из соленого теста»; Москва, 2009
8. Ривуар Катрин «Помпоны»; Москва, 2008
9. Румянцева Е.А. «Аппликация»; Москва, 2009
10. Глинская Е. «Азбука вышивания»; Ташкент, 1994
11. Еременко Т.И. «Иголка – волшебница»; Москва,1988
12. Кочетова С. «Игрушки для всех»; Москва, 1999
13. Соколова С. «Сказки и маски»; С.-Петербург, 1997
14. Неботова З., Кнонович Т. «Мягкая игрушка»; Москва, 2003
15. Гаврина С.Е. «100 кроссвордов по любимым сказкам»; Ярославль, 1998
16. Рузина М.С., Афонькин С.Ю. «Страна пальчиковых игр»; С.-Петербург, 1997
17.Неботова З., Кононович Т. Мягкая игрушка. – Москва.: ЭКСМО, 2003
3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОГРАММЫ
Воспитательная
деятельность
в
коллективе
«Мягкая
игрушка»
осуществляется в соответствии с РАБОЧЕЙ ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ
МАУ ДО ДДЮТ «ТВОРЧЕСТВО НАМ ДАРИТ СЧАСТЬЕ». Программа содержит
целевые установки, модель воспитательной системы дворца
Описание уровней реализации программы:
 Уровень «ИНДИВИДУАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»
 Уровень «УЧЕБНАЯ ГРУППА» (проведение мероприятий внутри учебной
группы, взаимодействие педагога и учащихся одной учебной группы),
 Уровень «ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ» (Участие, организация и проведение
мероприятий, дел, объединяющих творческий коллектив, взаимодействие с
другими педагогами, общение с детьми из других учебных групп, детей разных
возрастов и разных уровней обучения.),
 Уровень «ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА» (Участие, организация и проведение
мероприятий, дел, объединяющих всё учреждение, взаимодействие с другими
педагогами Дворца, общение с
детьми из других коллективов, разных
направлений);
 Уровень «ГОРОД, КРАЙ, РОССИЯ» (Участие, организация и проведение
мероприятий, дел, проектов городского, краевого масштаба, взаимодействие с
представителями других учреждений города, края.).
Описание содержательных (тематических) модулей:
 Модуль «ВОСПИТАНИЕ НА УЧЕБНОМ ЗАНЯТИИ»;
 Модуль «ВОСПИТАНИЕ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ»;
 Модуль «НАСТАВНИЧЕСТВО И ТЬЮТОРСТВО»;
 Модуль «МЫ ВМЕСТЕ» - взаимодействие с родителями;
 Модуль «КЛЮЧЕВЫЕ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ»;
16

 Модуль «ВЕКТОР РАЗВИТИЯ» - личностное творческое развитие,
профессиональное самоопределение;
 Модуль «СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ» - гражданско-патриотическое,
экологическое воспитание и деятельность в рамках РДДМ, реализация
социальных проектов;
 Модуль
«ПРЕДМЕТНО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ
И
ЦИФРОВАЯ
СРЕДА
УЧРЕЖДЕНИЯ»;
На уровне «ИНДИВИДУАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ» и уровне «УЧЕБНАЯ
ГРУППА» на каждом учебном занятии реализуется модуль «ВОСПИТАНИЕ НА
УЧЕБНОМ ЗАНЯТИИ»;
Модуль «ВОСПИТАНИЕ НА УЧЕБНОМ ЗАНЯТИ»
Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«ПЭЧВОРК» Детского коллектива «Мягкая игрушка»
Учебное занятие в системе дополнительного образования направлено на
развитие личностно-смысловой сферы ребенка (отношение к действительности,
переживание, осознание ценностных ориентиров и т.п.). Главное в
образовательном процессе дополнительного образования – успешность ребенка
как результат педагогической деятельности, а мера этой успешности
определяется только относительно личностного роста каждого ребенка. При
описании преимущественных форм и видов деятельности обучающихся на
учебном занятии, обязательным требованием является учет
направленности
программ.
Некоторые качества, которые развивает в человеке изобразительное искусство:
 Наблюдательность. В процессе создания изображения у человека
формируются представления о свойствах предметов: форме, цвете, величине,
положении в пространстве.
 Эстетическое восприятие. Знакомство с произведениями изобразительного и
декоративно-прикладного искусства помогает глубже и полнее воспринимать
явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунках,
лепке, аппликации.
 Художественный вкус. Приобщение к миру искусства позволяет человеку
разбираться в художественных стилях, течениях и направлениях, проявлять
интерес к другим видам искусства.
 Творческие способности. Изобразительная и декоративно-прикладная
деятельность позволяет доступными средствами выразить эмоциональное
состояние человека, его отношение к окружающему миру.
 Нравственно-волевые качества. Это потребность и умение доводить начатое
дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать
товарищу, преодолевать трудности.
17

 Умение работать и достигать желаемого результата. Для создания рисунка,
скульптуры, аппликации необходимо приложить усилия, выполнить те или
иные действия, овладеть определёнными умениями.
 Инициативность,
любознательность,
умственная
активность
и
самостоятельность. Во время занятий возникают благоприятные условия для
формирования этих качеств.
 Коммуникативность. На каждом занятии проводится работа по сплочению
группы по формированию навыков общения детей между собою,
 Навыки работы в команде.
Все модули программы воспитания реализуются параллельно, содержание
деятельности модулей взаимосвязано и дополняет друг друга, каждый коллектив
использует свои соответствующие профилю коллектива формы, приемы, события,
мероприятия. Обучающиеся принимают активное участие в мероприятиях согласно
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ МАУ ДО ДДЮТ «ТВОРЧЕСТВО
НАМ ДАРИТ СЧАСТЬЕ» и ежегодного ПЛАНА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
УЧРЕЖДЕНИЯ.

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».