+2025 МЯГКАЯ ИГРУШКА КУКЛЯНДИЯ

Управление образования администрации МО «г. Березники»
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества»
СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Протокол № 2

________ О.А. Шарипова

Педагогическим советом

Директор МАУ ДО ДДЮТ

«29» сентября 2025 г.

«29» сентября 2025 г.

«City Dall»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Город кукол»

Детский коллектив «Мягкая игрушка»

Направленность: художественная
Предметная область: декоративно-прикладное творчество
Уровень освоения: общекультурный (базовый)
Возраст учащихся: 7-18 лет
Срок реализации: 4 года

Составитель:
педагог дополнительного образования
Мухутдинова Наталия Валентиновна

Березники, 2025 г.
1

1
1.1

1.2
1.3.

1.4.

2.1
2.2.
2.3
2.4

2.5.
2.6
3

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ № 1
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовая база
Направленность программы
Уровень освоения
Актуальность
Отличительная особенность.
Целевая группа, особенности состава учащихся
Срок обучения:
Формы организации образовательного процесса:
Особенности организации образовательного процесса.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
1 год Тематический план. Содержание. Предполагаемые
результаты
2 год Тематический план. Содержание. Предполагаемые
результаты
3 год Тематический план. Содержание. Предполагаемые
результаты
4 год Тематический план. Содержание. Предполагаемые
результаты
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
РАЗДЕЛ № 2
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ОБУЧАЮЩИМИСЯ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Принципы построения и реализации программы
Методы обучения
Педагогические технологии
Перечень методических материалов
Особенности организации образовательного процесса в период
карантина и дистанционного режима.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
РАЗДЕЛ №3 ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОГРАММЫ
2

3

5
5
6
9
10
13

15
17
17
18

25
25
26

РАЗДЕЛ № 1
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовая база
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «City
Dall» создана для организации образовательного процесса в МАУ ДО «Дворец
детского (юношеского) творчества» в 1986 году.
В процессе создания программы учтены положения следующих нормативных
документов:
 Федеральный закон №273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ»,
 Приказ Министерства Просвещения России от 09.11.2018 №196 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,


СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
 Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242);
 Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242)
 Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р)
 Устав МАУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества».
Направленность программы: художественная
Уровень освоения: общекультурный (базовый)
Актуальность Игрушка – неизменный спутник ребенка, его друг, главное
действующее лицо в его играх, забавах. Она пробуждает у ребенка мысль, дает
широкие возможности для познания окружающей действительности. Вместе с тем
игрушка воспринимается ребенком эстетически, воспитывает добрые чувства.
Огромное значение в творческом развитии ребенка имеет игрушка, сделанная
своими руками. Этот первый творческий труд ребенка и наряду с рисунками, всегда
выражают не только его творческие способности, но и конструкторские
возможности. В настоящее время существует несколько типовых программ для
коллективов мягкой игрушки разных лет выпуска и разных авторов. Но
изменившаяся экономическая ситуация, наполнение рынка качественными, яркими
и оригинальными игрушками, диктует необходимость пересмотра и дополнения
существующих программ. Другими стали герои сказок, занимающие современных
детей. Это требует новых выкроек, новых отделочных материалов. Изменились по
качеству ткани и их пластические возможности, обогатился ассортимент фурнитуры
3

– все это вносит свои изменения в технологию изготовления изделий и в методику
обучения такому виду творчества как мягкая игрушка.
Отличительная особенность том что, она учитывает все эти изменения, а
также в содержание каждого года обучения включен дополнительный вид
прикладного творчества – на первом году обучения изонить, на втором и
последующих - валяние из шерсти. Эти виды декоративно – прикладного
творчества могут меняться, в зависимости от современных веяний и тенденций.
Тематическое планирование позволяет гибко реагировать на календарные
события, тематические выставки и конкурсы разного уровня. А также ежегодно
пополняется новыми оригинальными игрушками (текстильные куклы, перчаточные
куклы, народные куклы - скрутки).
Целевая группа, особенности состава учащихся: программа предназначена для
обучения всех желающих (и девочек и мальчиков).
Возраст обучающихся: дети 7-18 лет
Состав обучающихся: все желающие и девочки, и мальчики (смешанные
группы)
Допуск врача: не требует специального допуска врача.
Данная программа педагогически целесообразна, т.к. ее реализация органично
вписывается в единое образовательное пространство образовательной организации
и позволяет применять ее в инклюзивных группах. Занятия помогают ребенку
социализироваться, благоприятно влияют на становление личности ребенка с ОВЗ в
целом.
Срок обучения: 4 года
Форма обучения: очная, групповая
Формы организации образовательного процесса: очная, групповая, возможна
частично дистанционная форма организации.
(Для профилактики и предотвращения распространения гриппа, ОРВИ, новой
коронавирусной инфекции в условиях карантина или режима самоизоляции
реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
проводится в дистанционном режиме с использованием электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий.)
Особенности организации образовательного процесса программы в том, что
все эти навыки ручного шитья, умение пользоваться выкройками, знание
технологических особенностей разных тканей и текстильных материалов ребенок
получает на простых формах и любимых образах, играя, учится качественно
выполнять изделие, осваивает технологию, развивает моторику рук.
1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
4

Цель: приобщение учащихся к самостоятельной и осознанной деятельности по
созданию изделий, украшающих и художественно обогащающих мир вокруг нас, а
также созвучных своему характеру и интересам.
Задачи:
Предметные:
 привить навыки работы с текстильными материалами, выкройками,
фурнитурой;
 сформировать навыки изготовления работ в технике «Изонить»;
 освоить на практике технологию изготовления игрушек и кукол из различных
материалов;
 познакомить с основами знаний в области валяния из шерсти;
Метапредметные:

пробуждать любознательность в области народной культуры и искусства;

формировать потребность в творческой активности и саморазвитии;

развивать умения сравнивать и анализировать результаты труда;

формировать навыки совместной работы в творческом коллективе;

формировать навыки общения;
Личностные:
 формировать положительную мотивацию к самостоятельному творчеству;
 прививать эстетический вкус через анализ выразительности форм, отделки,
декоративных свойств материалов.
 формировать и развивать чувство прекрасного, умения видеть мир по-своему,
замечать необычное в обычном;
 развивать инициативность и креативность при выполнении заданий,
самостоятельность и ответственность за результаты своей деятельности
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.3.1 УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Знакомство с
программой. ТБ
Мягкая игрушка
Изготовление
новогодних
сувениров
Валяние из шерсти
Мягкая игрушка.
Оформление
Мягкая игрушка.
Проволочный каркас

2

1 год

-

2

52
10

22
10

24
32
20

2 год

-

2

42
20

26
6

8
-

16
-

32

5

3 год

4 год

-

2

-

56
6

20
12

38
14

26
6

10
-

14
-

10
-

32
-

12
-

-

-

-

-

-

Мягкая игрушка.
Веревочное
крепление деталей
8. Мягкая игрушка.
Изготовление кукол
9. Мягкая игрушка.
Усложненная
конструкция
10. Изготовление
перчаточных кукол
11. Изготовление куклы
скрутки
7.

-

-

44

14

-

-

-

-

-

-

16

16

-

-

-

-

-

-

-

-

48

14

48

14

-

-

-

-

14

14

-

-

-

-

-

-

-

-

-

12

144

210

144

210

144

210

144

210

- при четырехчасовой недельной нагрузке
- при шестичасовой недельной нагрузка
1.3.2 СОДЕРЖАНИЕ
1 год обучения
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№

ТЕМА

теор.

1.

Знакомство с программой. ТБ
Тема: мягкая игрушка.
Материаловедение. Аппликация из
ткани.
Ручные швы. Технология
изготовления.
Изготовление игрушки Еж
Изготовление игрушки Пингвин
Изготовление игрушки Собака
Изготовление игрушки Котенок
Изготовление смешарика - Кроша
Изготовление игрушки Штуша –
кутуша
Тема: изготовление новогодних
сувениров.
Оригами «Дед Мороз»
Новогодняя аппликация
Елочная игрушка
Изготовление игрушки

2

-

2

1

1

2

1
2
2
3
4

1
6
8
11
12

2
8
10
14
16

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

10.
11.
12.
13.

1
1
1
6

практ. итого теор. практ. Итого

3
1
3

4
2
4

3

11

14

2

6

8

14.

15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.

«Снеговик»
Тема: изонить.
Основные понятия. Заполнение
угла, окружности. Получение
единого образа при соединении
геометрических фигур.
Рыбка
Бабочка
Цыпленок
Тема: мягкая игрушка.
Оформление.
Оформление мордочки. Нос,
накладка, усы, глаза.
Изготовление головных уборов и
деталей одежды
Изготовление игрушки Заяц
Изготовление игрушки Гном
Тема: мягкая игрушка.
Проволочный каркас.
Изготовление игрушки Слон
Изготовление игрушки Жираф
Изготовление игрушки Лосяш
(смешарик)
Изготовление игрушки Гусеница
Экскурсии

1

3

4

1
2

7
10

8
12

1

3

4

1
2
3

3
8
11

4
10
14

2
2

10
6

12
8

33

ИТОГО:
ИТОГО:

4
111
144

4
144

2

8

10

2

6

8

2

14

16

3

13

16

14

58

72

216

 Тематический план рассчитан на 144 часа в год для учащихся продленных
групп общеобразовательной школы.
 Тематический план рассчитана на 216 часов в год для учащихся,
самостоятельно посещающих коллектив.
1 год обучения
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема: Мягкая игрушка.
Учащиеся знакомятся с видами игрушек, материалами, необходимыми для их
изготовления (трикотаж, мех, драп, синтепон, лайкра), изучают правила раскладки
деталей на ткани и технологию изготовления.
По данной теме разработаны методические пособия:
 электронная презентация «Раскладка лекал на ткани»;
 пособие «Материаловедение»
 таблицы и карточки – задания по ручным швам.
7

Тема: Изонить.
Изонить расширяет представления детей об окружающем мире, учит внимательно
всматриваться в различные предметы, видеть конструктивные части, сохранять
целостность восприятия при создании геометрического узора. Ученики на занятиях
знакомятся с историей возникновения данного вида искусства, техникой и приемами
ее выполнения. Осваивают приемы разметки, подготовки отверстий, заполняют
угол, круг, учатся их объединению. В технике изонить можно изготовить
поздравительную открытку, закладку для книги, декоративное панно.
Тема: Новогодние сувениры.
Новогодние праздники занимают особое место в жизни каждой семьи, к нему
готовятся заранее, приобретают родным и знакомым оригинальные подарки,
сюрпризы. На занятиях дети погружаются в атмосферу новогоднего праздника,
благодаря сочетанию разных видов творчества создают оригинальные подарки.
Знакомятся с вариантами украшения своего дома композициями из разных
материалов: бумаги, текстильных и природных материалов.
Тема: Мягкая игрушка. Проволочный каркас.
Для придания некоторым игрушкам устойчивости или для закрепления
определенной формы используют проволочный каркас. Учащиеся знакомятся со
свойствами некоторых видов проволоки, определяя наиболее податливые при
изгибе виды, знакомятся с инструментами, применяемыми при изготовлении
проволочного каркаса. Применение проволочного каркаса делает игрушки более
гибкими, придает им четкие формы, позволяет выбирать образы разных животных: с
длинными лапами или шеями.
Тема: Оформление мордочки.
Оформление мордочки животного, один из этапов работы над изделием. Глаза,
накладная мордочка, нос, язык все это придает образу характер, настроение. Глаза
делаются многоцветными, выполняются из цветной ткани, искусственной кожи,
бусин, пуговиц.
Ожидаемые результаты по итогам первого года обучения:
 приобретение знаний по видам аппликации, самостоятельное ее составление и
изготовление;
 знакомство с техникой «изонить», самостоятельное выполнение несложных
композиций на основе геометрических фигур – угол и окружность;
 освоение выполнения ручных швов, используемых при изготовлении мягкой
игрушки;
 освоение кроя по лекалам;
 знакомство с видами ткани и учет их особенностей при пошиве игрушек;
 приобретение навыков пошива игрушки по готовым шаблонам.
2 год обучения
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№

ТЕМА

8

теор. прак

итог

теор.

прак

итог

1. Знакомство с программой. ТБ

Тема: мягкая игрушка.
Ручные швы. Раскрой. Технология
изготовления.
Изготовление игрушки Утенок
Изготовление игрушки Ослик
Изготовление игрушки Леший
Изготовление смешарика - Нюша
Изготовление смешарика Копатыч
Тема: изготовление новогодних
сувениров.
Оригами Игрушка на елку
Карнавальная маска
Изготовление игрушки Дед Мороз
Новогодняя композиция
Тема: Валяние из шерсти.
Валяние по сухому: еж, заяц.
Валяние по сырому: браслет
Котенок
Тема: мягкая игрушка.
Веревочное крепление деталей.
Соединение лап или крыльев с
туловищем шарнирным способом.
Изготовление игрушки Медведь
Изготовление игрушки Заяц
Изготовление игрушки Попугай
Изготовление игрушки Тигренок
Тема: мягкая игрушка.
Изготовление кукол.
Утяжка лица
Изготовление игрушки Гном
Изготовление игрушки Домовой
Экскурсии
Итого
Итого

2

т.
-

о
2

2
2
3
3

10
11
11

2
12
14
14

1
1
2

1
3
12

2
4
14

2
2

6
6

8
8

1
3
3
2

1
13
13
8

2
16
16
10

1
2

3
10

4
12

32

4
112
144

4
144

2 год обучения
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема: Мягкая игрушка.
9

т.

о

2

10

12

3

11

14

1

5

6

2

8

10

3

11

14

3

13

16

14

58

72

216

Учащиеся повторяют: свойства и технологические особенности материалов,
необходимых для изготовления игрушек (трикотаж, мех, флис, синтепон, лайкра),
правила раскладки деталей на ткани и технологию изготовления изделий.
Тема: Валяние из шерсти.
На втором году обучения ребята знакомятся с новой технологией – валяние из
шерсти. Этот вид творчества имеет два основных способа изготовления– по сухому
и по сырому. Обучающиеся знакомятся с обоими и выполняют не сложные изделия.
Тема: Новогодние сувениры.
К новогодним праздникам учащиеся выполняют изделия для украшения учебного
кабинета, выставочного зала. Изготавливают карнавальную маску и осваивают
технологию изготовления новогоднего сказочного персонажа.
В последнее время широко используются композиции, заменяющие новогоднюю
елку. Такого вида работа воспитывает у детей бережное отношение к природе,
знакомит с альтернативными вариантами новогоднего оформления, развивает
фантазию.
Тема: Мягкая игрушка. Веревочное крепление.
При изготовлении мягких игрушек, по мере усложнения технологии изготовления,
усложняется способ крепления деталей (лап, головы). Веревочное крепление
деталей один из таких способов, его применение позволяет делать детали
подвижными.
Тема: Мягкая игрушка. Кукла.
Изготовление кукол очень популярный вид декоративно – прикладного искусства в
последнее время. Работа над образом сказочного героя интересна детям. Баба – Яга,
Гном, Домовой - для всех них необходимо выполнить лицо, для его выполнения
используется тонкий трикотаж, применяется определенный способ утяжки. Образ
куклы дополняется характерными для данного героя деталями, одеждой.
Ожидаемые результаты по итогам второго года обучения:
 выполнение в технике валяния из шерсти простых работ, как по сухому, так и
по сырому;
 приобретение навыков изготовления игрушки с использованием материалов,
которые требуют практического навыка при использовании (трикотаж, мех,
бифлекс, ситец и т.д.);
 приобретение умения на основе одной игрушки, дополнив ее некоторыми
деталями, сшить другую, используя собственную фантазию, пространственное
мышление и творческий подход к работе;
 освоить новый вид изготовления игрушки – кукла.
3 год обучения
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№

ТЕМА

теор. практ. итого теор. практ. итого
10

1. Знакомство с программой. ТБ
Тема: мягкая игрушка.
Повторение. Ручные швы.
Раскрой. Технология
изготовления.
Изготовление игрушки Гусеница
Изготовление игрушки Кенгуру
Изготовление игрушки Лягушка
Изготовление игрушки Дракон
Изготовление игрушки Совенок
Изготовление игрушки Обезьянка
Тема: изготовление новогодних
сувениров.
Новогодняя композиция
Подарочная коробка
Изготовление игрушки – символа
года
Тема: валяние из шерсти.
Валяние по сухому: щенок, дракон
Валяние по сырому: цветы
Кот.
Тема: мягкая игрушка.
Усложненная конструкция.
Изготовление игрушки Заяц
Изготовление игрушки Лев
Изготовление игрушки Кот в
сапогах
Изготовление игрушки Клоун
Тема: Изготовление
перчаточных кукол.
Введение
Изготовление перчаточной куклы
(животное)
Изготовление перчаточной куклы
(человек)
Экскурсии
ИТОГО
ИТОГО
ИТОГО

2

-

2

1

1

2

2
3
2
3

12
11
10
11

14
14
12
14

1
1

1
3

6
5

7
7

3
2

13
12

16
14

4

14

18

2

-

2

2

10

12

4
113
144

4
144

3 год обучения
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
11

7
10

8
12

2

10

12

2

8

10

2

12

14

2
11

12
2
61

14
2
72

2
4

1
2

31

1
2

216

Тема: Мягкая игрушка.
Учащиеся повторяют: материалы, необходимые для изготовления игрушек
(трикотаж, мех, драп, синтепон, лайкра), правила раскладки деталей на ткани и
технологию изготовления.
Тема: Валяние из шерсти.
Повторение приемов работы по сухому и по сырому. В технологии по сырому при
изготовлении цветочных композиций используется прием смешения шерсти, пряжи,
вискозы различных расцветок, вследствие чего достигается эффект перетекания
одного цвета в другой. Выполняют небольшие композиции из цветов для украшения
панно и деталей одежды.
Тема: Новогодние сувениры.
К новогодним праздникам учащиеся выполняют мягкую игрушку – символ
будущего года, самостоятельно выбирают способ изготовления игрушки.
Создаваемые образы разнообразны и оригинальны.
Изготовление подарочной коробки прививает учащимся эстетический вкус, дает
представление о способах оформления подарка, учит сочетать внешнее оформление
с внутренним содержанием.
Тема: Мягкая игрушка. Усложненная конструкция
Технология изготовления усложняется большим количеством деталей кроя. Так
например, для выполнения головы коровы необходимо выкроить и собрать более
десятка деталей, парные детали выполняются зеркально. Это требует от учащихся
внимания, аккуратности, терпения.
Технология производства мягкой игрушки развивается, появляются новые способы
изготовления знакомых образов, таких как многозвенное туловище для
изготовления гусеницы.
Тема: Изготовление перчаточных кукол.
Перчаточные куклы выразительны и просты в изготовлении. На варежки или
перчатки нашиваются пуговицы, ленты, фетр, пряжу, так чтобы получились глаза,
рот, брови, волосы, нос. Уши, руки образуют пальцы перчаток. В соответствии с
замыслом и характером оформляется персонаж (шляпа, платок, колпак). Одетая на
руку и от ее движения кукла оживает, смещаются глаза, рот, нос. На занятиях ребята
изготавливают героев одной из сказок по выбору, и могут разыграть мини –
спектакль.
Ожидаемые результаты по итогам третьего года обучения:
 выполнение в технике валяние из шерсти более сложных работ; композиций
из цветов, как элементов оформления интерьера, одежды;
 приобретение навыков изготовления игрушки с использованием материалов,
которые требуют практического навыка при использовании (трикотаж,
бифлекс, искусственная кожа, мешковина);
 приобретение умений самостоятельного подбора материала, способа
крепления конечностей, оформления изделия в зависимости от выбранного
героя для придачи образу большей выразительности;
 освоение нового вида изготовления игрушки – перчаточная кукла для
кукольного театра.
12

4 год обучения
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
ТЕМА
теор. практ. итого
1. Знакомство с программой. ТБ
2
2
Тема: мягкая игрушка.
Повторение. Ручные швы.
Раскрой. Технология
2
2
изготовления.
2
12
14
Изготовление игрушки Щенок
3
13
16
Изготовление игрушки Овечка
3
13
16
Изготовление игрушки
Поросенок
Изготовление игрушки Бегемот
Изготовление игрушки Пингвин
Тема: изготовление новогодних
сувениров.
Новогодняя композиция
1
3
4
Изготовление игрушки символа
года
2
8
10
Оригами. Звезда
Тема: Валяние из шерсти.
Валяние по сухому: бегемот,
2
10
12
слон.
Валяние по сырому: валенки,
3
17
20
бусы, заколки.
Жираф
Тема: мягкая игрушка.
Усложненная конструкция.
Изготовление игрушки Белка
3
13
16
Изготовление игрушки Змея
2
10
12
Изготовление игрушки Лисенок
2
10
12
Изготовление игрушки
1
7
8
Веснушка
Изготовление игрушки-домовой
Тема: Изготовление куклы скрутки.
Введение
Изготовление куклы Капустки
Изготовление куклы перевертыш Девка – Баба
ИТОГО:
ИТОГО:
ИТОГО:

28

13

116
144

теор. практ. итого

144

216

3
2

11
10

14
12

1

5

6

2

10

12

3

11

14

2

4

6

2

4

6

17

55

72

4 год обучения
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема: Мягкая игрушка.
Учащиеся повторяют: материалы, необходимые для изготовления игрушек
(трикотаж, мех, драп, синтепон, лайкра), правила раскладки деталей на ткани и
технологию изготовления. Современным детям интересны для изготовления
игрушки – герои популярных мультфильмов. Это требует разработки новых
выкроек и использование современных материалов.
Тема: Валяние из шерсти.
Навыки, полученные при изготовлении изделий в прошлом году, позволяют
обучающимся изготавливать сложные по форме образцы игрушек. Слон и
бегемотик, объемные по наполнению и оригинальные по форме игрушки,
требующие от исполнителя знаний и умений в работе с шерстью, владение
инструментом, развитое образное мышление. В технологии по сырому появляются
полые внутри изделия, исполнитель овладевает навыком работы с шаблоном.
Тема: Новогодние сувениры.
К новогодним праздникам учащиеся выполняют мягкую игрушку – символ
будущего года, самостоятельно выбирают способ изготовления игрушки.
Создаваемые образы разнообразны и оригинальны.
Тема: Мягкая игрушка. Усложненная конструкция
Приобретенный опыт изготовления игрушек позволяет ребенку свободнее
чувствовать себя при самостоятельном творчестве, выбирать разные способы
изготовления изделия в зависимости от выбранного образа, пробовать себя в
разработке новых игрушек, самим делать выкройки.
Тема: Изготовление куклы - скрутки.
Народная память пронесла традиционные образы кукол через века и поколения.
Всегда дети любили эти игрушки, а взрослые верили, что кукла охраняет детский
сон и оберегает ребенка.
В последнее время народные куклы – скрутки стали очень популярны, интерес к
ним возрождается. Для выполнения учащимся предлагается кукла Капустка и
Перевертыш. Перед работой дети знакомятся с историей, традициями, легендами,
сопровождающими каждую куклу.






Ожидаемые результаты по итогам четвертого года обучения:
выполнение в технике Валяние из шерсти сложных работ, композиций на
разнообразную тематику. Валяние на шаблоне: валенки, косметичка;
приобретение навыков изготовления игрушки из современных материалов,
дополнение изделий декоративными деталями, выполненными в других
коллективах (изготовление муляжей фруктов и ягод, художественная
роспись);
приобретение умений самостоятельного подбора материала, способа
крепления конечностей, оформления изделия в зависимости от выбранного
героя для придачи образу большей выразительности;
освоение нового вида изготовления игрушки – народная кукла – скрутка;
14

1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Занятия по ручному шитью привлекают детей своими результатами. Сколько
радости получает ребенок от сделанной своими руками игрушки! Не меньшее
удовольствие доставляет изготовление подарков и сувениров для родителей и
друзей. Умелые руки и фантазия творят чудеса.
В процессе обучения, обучающиеся приобретают ключевые компетенции,
которые включают в себя совокупность взаимосвязанных качеств личности
(знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к
определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной
продуктивной деятельности по отношению к ним.
Предметные компетенции:
 уверенное владение инструментами и материалами, применяемыми для
изготовления разнообразных игрушек, изделий;
 самостоятельное использование выкроек, технологических карт и
специальной литературы для изготовления изделия;
 владение технологиями изготовления игрушек и изделий из шерсти;
 самоконтроль за качеством выполняемой работы.
Метапредметные компетенции:
 умение формулировать понятия, определять категории, сравнивать, обобщать,
классифицировать;
 строить логическое рассуждение, делать умозаключения и выводы;
 самостоятельно принимать решения, определять цели, планировать
деятельность;
 осуществлять поиск и обработку нужной информации;
 работать индивидуально и в группе.
Личностные компетенции:
 освоение социальных и нравственных норм, правил поведения;
 формирование осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам;
 умение сотрудничать для достижения общих результатов;
 развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Содержание деятельности по программе включает в себя некоторые
актуальные компоненты:
Технический компонент:
основы материаловедения, техника безопасности, работа с электроприборами,
механическими инструментами.
15

Сетевое взаимодействие с образовательными организациями, учреждениями
культуры:
 городская библиотека им. Островского;
 совет ветеранов ПАО Уралкалий;
Профессиональное самоопределение и профессиональные пробы:
на протяжении всего периода обучения по ДООП с целью изучения сферы
деятельности соответствующей направленности программы, в коллективах
организуются и проводятся экскурсии, поездки, творческие встречи:
 в учреждения культуры: в музеи на выставки, в картинные галереи;
 на швейные предприятия с целью знакомства с технологией производства
одежды;
Данные экскурсии и встречи дают обучающимся представления о многообразии
профессий в сфере искусства, их особенностях, возможностях, социальном значении
и имидже профессии в современном обществе.
РАЗДЕЛ № 2
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год
Целевая
обучен группа
ия
Возраст

1 год

2 год

3 год

7-8

8-9

9-10

Коли
честв
о
часов
по
прогр
амме
в год
140 ч.

Недель
ная
нагруз
ка

Режим
занятий

4 часа

210 ч.

6 часов

140 ч.

4 часа

210 ч.

6 часов

140 ч.

4 часа

210 ч.

6 часов

2 раза в
неделю
по 2 часа
3 раза в
неделю
по 2 часа
2 раза в
неделю
по 2 часа
3 раза в
неделю
по 2 часа
2 раза в
неделю
по 2 часа
3 раза в
неделю
по 2 часа

Количество
групп и ФИО
педагога,
реализующего
программу с
данной
группой

1 группа
Мухутдинова
Н.В.
1 группа
Мухутдинова
Н.В.

16

Сроки реализации
(кол-во недель в
год,
каникулы,
сроки)

Сроки
проведени
я
аттестации

36 уч. недель
начало уч/г
01.09. 2025
каникулы
с 28 .12.2025
по 10.01.2026 окончание уч/г
25.05.2026

С
01.04.2026
по
25.05.2026

4 год

10-11

140 ч.

4 часа

210 ч.

6 часов

2 раза в
неделю
по 2 часа
3 раза в
неделю
по 2 часа

1 группа
Мухутдинова
Н.В

2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, работающий в
сфере декоративно-прикладного творчества.
Программу реализует педагог дополнительного образования высшей
квалификационной категории Мухутдинова Наталия Валентиновна.
Материально-техническое обеспечение.
Адрес реализации ДООП: МАУ ДО ДДЮТ – г. Березники, Ломоносова 89а
Помещение: учебный кабинет с ученическими партами, стол для раскроя
ткани, гладильные доски.
Оборудование: медиапроектор, компьютер для педагога, демонстрационная
магнитная доска, швейные машины, утюг;
2.3 ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
Формы аттестации:
В ходе образовательного процесса необходимо отслеживать результаты освоения
детьми программного материала, их движение и рост. Это возможно при
проведении итоговых занятий с использованием заданий на систематизацию знаний,
умений, навыков, перенос их в новую ситуацию, дидактических играх. Итоговые
занятия проводятся 1 раз в полугодие. Также учитывается участие и призерство
детей в выставках и конкурсах разного уровня. Для отслеживания и систематизации
итогов применяются карты личностного роста обучающихся, карты достижений,
пополняются личные портфолио учащихся.
Формы фиксации образовательных результатов: диагностическая
групповая карта, реестр одаренных;
Форма предъявления и демонстрации образовательных результатов:
участие в выставках, конкурсах, фестивалях в учреждении, городе и за его
пределами.
ОБРАЗЕЦ
Карта личностного роста учащихся коллектива
«Мягкая игрушка» ______у/год группа №_____год обучения
Результаты года: (теория) В __% С __% Н ___% (практика) В __% С __% Н __%
№

Ф.И.

Теория

Практика (количество работ)
17

В С Н По
Выполнено На
Изготовлено Отмечены Уровень
программе
выставку сувениров
дипломами подготовлен
ности

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Критерии оценивания уровня: высокий, средний, низкий

2.4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ








Формы проведения занятий:
практическая работа,
творческие задания,
семинары, практикумы,
экскурсии,
участие в конкурсах,
презентация - публичное представление определенной темы или предмета;
защита проекта - обоснование проделанной работы;

Принципы построения и реализации программы
 комплексность – программа реализуется путем последовательного обучения
детей по всем разделам;
 концентричность – темы и задания программы изучаются методом «послойного
наложения», т.е. углубление и усложнение предыдущего материала;
 коммуникативность – в основе процесса обучения лежит принцип
диалогического общения (педагог – ученик, ученик – ученик), что в итоге
приводит к совместному творчеству;
 дифференцированность и гибкость – изменение сложности задания в
зависимости от состава групп, индивидуальная работа с одаренными детьми или
детьми с ограниченными возможностями;
 деятельное (практикоориентированное) обучение – предполагает получение
знаний и расширение собственного практического опыта;
18

 активность и осознанность детей в обучении - реализация принципа во
внедрении инновационных технологий: личностно-ориентированного обучения,
игровых, развивающих и т.п.
 здоровьесберегающие принципы – реализуются через учет возрастных,
психологических и физических возможностей учащихся, создание в коллективе
атмосферы доброжелательности, сотворчества и взаимоподдержки.
Технологии изготовления изделий из ткани и шерсти в предлагаемой
программе способствуют
достижению максимального результата благодаря
рациональному использованию всех форм, средств и методов обучения.
Методы обучения:
1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
 словесные: рассказ, лекция, беседа, дискуссия;
 наглядно-иллюстративные: демонстрация, показ, объяснения;
 репродуктивные: активное восприятие, запоминание и воспроизведение;
 проблемно-поисковые: исследовательская деятельность, задания на развитие
творческого мышления и воображения;
 практические: различные по уровню сложности задания и упражнения.
2. Методы самостоятельной работы:
 по заданию педагога,
 по собственной инициативе обучающихся.
3. Методы стимулирования и мотивации обучения:
 ситуация новизны, неожиданности;
 театрализация и драматургия;
 ситуация успеха;
 значимость обучения и результат.
4. Методы контроля и самоконтроля:
 анализ результатов деятельности обучающихся;
 создание контролирующих ситуаций (открытые занятия, мастер – классы,
семинары);
 самонаблюдение;
 самоанализ и самоотчёт.
5. Формы работы и контроля:
 практическая работа,
 творческие задания,
 свободная работа,
 семинары, практикумы,
 дополнительные задания,
 экскурсии,
19

Педагогические технологии, используемые в работе
 Полихудожественный подход (Б. П. Юсов) – подбор учебного материала и
построение образовательного процесса на основе взаимосвязи, взаимодействия,
интеграции, синтеза искусств. Одним из основоположников синтетического
слияния разных направлений искусства является Э. Жак Далькроз. Б. П. Юсов и
Г. П. Шевченко подчеркивали, что усвоение ребенком искусства идет по трем
основным направлениям:
 музыка (аудиальное развитие или развитие аудиальной культуры);
 изобразительное искусство (визуальное развитие или развитие визуальной
культуры);
 литература (вербальное развитие или развитие вербальной культуры).
В коллективах ИЗО и ДПИ эти искусства соединяются при создании детьми
концептуальных и театральных костюмов или целых коллекций одежды. При
создании и демонстрации которых в концертном номере соединяются эти 3
искусства. Это триединство с успехом воплощается в художественных и
концертных программах коллектива.
 Поликультурный подход
- знакомство с культурным наследием разных
народов мира, подбор учебного материала и построение образовательного
процесса на основе взаимосвязи, взаимодействия, разных культур. Изучение
различных технологий, принадлежащих различным странам и национальностям
(скетчинг- Америка, батик и роспись по ткани- Япония, Китай). Он помогает
получить
опыт
межкультурного взаимодействия, и, при этом обогащает
собственный культурный багаж, развивая и сохраняя
собственную
идентичность, опираясь на идеи сосуществования, взаимопроникновения и,
одновременно, сохранения своеобразия индивидуальных культур.
Педагогические технологии личностно-ориентированного типа
 Технология личностно-ориентированного обучения (автор: И.С. Якиманская)
сочетает обучение (нормативно-сообразная деятельность общества) и учение
(индивидуальная деятельность ребенка).
- максимальное развитие
индивидуальных познавательных способностей ребенка, использование уже
имеющегося у ребенка опыта жизнедеятельности. Помощь в становлении
личности путем организации познавательной деятельности. Методологической
основой технологии является дифференциация и индивидуализация обучения,
которая осуществляется на занятиях, по отношению к каждому члену коллектива,
отдельно.
 Технология индивидуализации обучения - составление индивидуальной
образовательной программы для каждого ученика, опираясь на его
характеристики и возможности.
20

 Технология группового обучения (автор: Б.Л. Ливер) - организация совместных
действий, коммуникации, общения, взаимопонимания, взаимопомощи,
взаимокоррекции. Работа в парах, распределение материала по подгруппам.
Групповые технологии эффективно способствует развитию коммуникабельности,
самостоятельности, а также выявлению лидерского состава в группе.
 Технология коллективно-творческой деятельности (автор И.П. Иванов)
способствует воспитанию общественно-активной творческой личности,
организации социального творчества. Предполагает организацию совместной
деятельности, где каждый участник коллектива, включая педагога, участвует в
планировании, подготовке и реализации задуманного. Участники коллектива
сообща работают над созданием единой композиции, изделия, работы,
мероприятия, события. Кроме того, данная технология может применяться как в
урочное, так и не в урочное время.
 Игровые технологии (о значении игры писали - Я.А. Коменский, Песталоцци.
вклад в теорию игры внесли К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, П.И. Пидкасистый,
Д.Б. Эльконин, В.К. Дьяченко, Н.А. Щукрова) - активизация и интенсификация
деятельности учеников на основе игровой деятельности, которая способствует
формированию мотивации, активному включению ребенка в образовательный
процесс, создает благоприятные условия для формирования доверительных
отношений между участниками. Это игры на развитие образного мышления и
воображения, на развитие навыков работы в команде и коммуникативных
навыков. Применение сюжетных занятий и занимательного материала, а так же
элементов соревновательности. Применение игровых технологий позволяет
развить творческий потенциал детей, и побудить их к активной творческой
деятельности. Активно применяется с детьми младшего школьного возраста.
Педагогические технологии деятельностного типа
 Системно-деятельностный подход в образовании - организация учебного
процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в
максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности учащихся
и построение учебной деятельности, как слаженной системы, составные чсти
которой работают во взаимодействии.
 Технология проектной деятельности (автор: Джон Дьюи) находит свое
применение и в подготовке педагога к осуществлению образовательного
процесса и в организации работы учеников. Любую работу педагога от
составления рабочих программ до проведения конкретного мероприятия, требует
от педагога мыследеятельности (продумывания того, что должно быть в итоге) и
жизнедеятельности (развертывания процесса реализации). В частности:
проблематизации,
концептуальности,
программирования,
планирования,
конструирования практики, рефлексии и экспертизы последствий реализации
21

проекта. Применение проектной технологии в работе с обучающимися
заключается в воплощении конкретного творческого продукта (индивидуального
или коллективного) – танца, песни, костюма, коллекции костюмов, мероприятия
и др.
Технологии открытого образования (Т. И. Боровкова)
Образовательное путешествие. Образовательное путешествие в полной мере
реализуется учащимися во время выездов на фестивали и конкурсы: дети
знакомятся с городами России, смотрят конкурсные номера коллективовсоперников, посещают мастер-классы, организованные в рамках фестивалей и
конкурсов.
Технология портфолио - каждый учащийся за время обучения в коллективе
накапливает портфолио в виде личных и коллективных достижений: дипломы.
сертификаты и проч.
Музейная педагогика - передача культурного (художественного) опыта через
педагогический процесс в условиях музейной среды, позволяет формировать
эстетический вкус, расширять кругозор. Реализуется через посещение музеев,
создание собственных выставок изобразительного искусства
Здоровьесберегающие технологии (автор Н.К. Смирнов).
- защитно-профилактические технологии (соответствие Сан-Пин условиям,
соблюдение техники безопасности, грамотное распределение физической нагрузки
на уроках в соответствии с возрастными особенностями и анатомическими, точное
разъяснение методики исполнения упражнений и движений, контроль методически
правильного исполнения);
- компенсаторно-нейтрализующие технологии (включение в учебный процесс,
либо во время перерывов, упражнений на расслабление и напряжение, релаксупражнения, упражнения на восстановление дыхания, беседы «пятиминутки» на
отвлеченные темы, упражнения-игры на снятие психоэмоционального напряжения,
упражнения на растяжение мышечного аппарата непосредственно после силовой
нагрузки, и прочее);
- информационно-обучающие технологии (беседы консультационного
характера на темы: «грамотное развития физических способностей самостоятельно,
во внеурочное время», «о негативном влиянии курения и употребления алкогольных
напитков на организм», «о полезности здорового питания» и т.д.);
Особенности организации образовательного процесса в период
самоизоляции и дистанционного режима.
В условиях карантина профилактики и предотвращения распространения
новой
коронавирусной
инфекции,
профилактики
и
предотвращения
22

распространения гриппа и ОРВИ, в условиях карантина или режима самоизоляции
реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
проводится с использованием электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий.
Специфика дополнительного образования художественной направленности
требует организации творческого взаимодействия педагогов и обучающихся, их
сотворчества в освоении форм художественного творчества. В связи с этим
основной сложностью реализации образовательной программы художественной
направленности является сохранение содержания с учетом ограниченных
возможностей дистанционного обучения.
При переходе к дистанционной форме обучения педагогу рекомендуется:
 акцентировать внимание на самостоятельную творческую работу детей;
 определить новые временные рамки освоения новых компетенций;
 использовать презентационную форму подачи материала, используя фото и
видео мастер-классов;
 определить варианты контактов с детьми с целью предоставления им
возможности получения помощи и обратной связи;
 определить вместе с обучающимися запрос новой информации для освоения тех
или иных способов овладения новыми художественными умениями и навыками;
 определить четкую последовательность необходимых действий для выполнения
заданий, добавить фото примеров работ в используемых техниках, что позволит
доступно донести информацию и получить хорошие результаты работы;
 использовать видео- и аудиозанятия, лекции, мастер-классы; открытые
электронные библиотеки, виртуальные краеведческие музеи, концерты,
выступления; тесты, викторины по изученным теоретическим темам; адресные
дистанционные консультации;
 при обучении детей и подростков необходимо обеспечить непосредственный
контакт с педагогом. Ребенок должен понимать, что от него требуется, видеть
примеры работ, то, как педагог сам выполняет то или иное действие;
 организовать регулярную обратную связь с обучающимися;


расширять представление детей о народном творчестве, традициях и
культурном наследии регионов через содержание проводимых дистанционных
занятий.
Образовательный процесс организуется в офлайн и онлайн форматах.
Сетевые технологии (офлайн-обучение) – средства коммуникации, позволяющие
передавать и получать данные в удобное время для каждого участника
23

образовательного процесса, независимо друг от друга. К данному типу
коммуникаций относятся:
 электронная почта;
 форумы;
 система дистанционного обучения (СДО);
 медиатеки, видеохостинги: YouTube, BigBlueButton, Jitsi, TrueConf;
 группы в социальных сетях (твиттер, в контакте, фейсбук);
 месенджеры (вайбер, вацап и др.).
Сетевые технологии (онлайн-обучение) – средства коммуникации, позволяющие
обмениваться информацией в режиме реального времени:
 видеоконференции (Skype, Zoom, Microsoft Teams и др. онлайн-платформы для
видеосвязи с возможностью организации командной работы, в том числе
распределения задач);
 чаты (обмен мгновенными сообщениями, аудио-, видеоинформацией в
мессенджерах);
 виртуальные учебные классы (к примеру Google Classroom).
Обратную связь удобно осуществлять через социальные группы в VK:
Официальная группа Дворца творчества в контакте https://vk.com/club157184428
Программа апробируется с 1986 года и имеет конкретные результаты:
Дипломы лауреатов и победителей конкурсов прикладного - творчества
различных уровней, специальные призы в конкурсах для детей с ограниченными
физическими возможностями, благодарственные письма за участие в фестивалях и
проектах.
Программа может быть полностью использована педагогом дополнительного
образования для открытия подобного объединения в своем учреждении, без поисков
дополнительных источников.

1.
2.
3.
4.
5.
6.

2.5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Буровик К.А. Родословная вещей. – Москва.: Знание, 1991
Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. – Москва.: Просвещение, 1992
Грачева Т. Если взять иголку с ниткой. - Москва.: Малыш, 1988
Грачева Т. Собираем друзей. - Москва.: Малыш, 1988
Гуляева В., Додонова Е. – Синяя птица. – Москва.: СТФ-ЮС,1991
Гульянц К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала. –
Москва.: Прсвещение, 1991
24

7. Гомозова Ю.Б. Калейдоскоп чудесных ремесел. – Ярославль.: Академия
развития, 1998
8. Дорожкина Т.Н. Техника рукоделия -1. – Минск.: Полымя, 1985
9. Дорожкина Т.Н. Техника рукоделия -2. – Минск.: Полымя, 1986
10.Карагаева Г. Игрушки. – Москва.: Малыш, 1987
11.Кочетова С. Игрушки для всех. – Москва.: Олма – пресс, 1999
12.Литвинець Елла. Голки, нитки, намистинки. – Киев.: Веселка, 1989
13.Нидхем Кеит, О”Брайн Эйлион. Оригам. Конструирование из бумаги. –
Москва.: Олма – пресс, 1998
14.Нагибина М.И., Городкова Т.В. Мягкие игрушки – мультяшки и зверюшки. Ярославль.: Академия развития, 1997
15.Нагибина М.И.Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры. – Ярославль.:
Академия развития, 1997
16.Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. - Ярославль.: Академия
развития, 1997
17.Неботова З., Кононович Т. Мягкая игрушка. – Москва.: ЭКСМО, 2003
18.Петухова В.И., Ширшикова Е.Н. Занимательный календарь для детей. –
Москва. Легкая промышленность, 1995
19.Самулявичене Стасе. Озорники. – Вильнюс.: Вага, 1979
20.100 игрушек из бумаги. – Санкт – Петербург.: Кристалл, 1997
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
ВЫКРОЙКА – нарисованный на бумаге контур детали со всеми надписями и
обозначениями.
ДЕТАЛИ КРОЯ – выкроенные по контуру лекал части изделия из материала (мех,
ткань).
ИЗОНИТЬ – графический рисунок, выполненный нитями, натянутыми в
определенном порядке на твердой основе.
ЛЕКАЛО - вырезанная из бумаги или картона выкройка.
ОРИГАМИ – способ изготовления из бумаги разнообразных фигурок путем
складывания.
ПРОВОЛОЧНЫЙ КАРКАС – отрезок проволоки, который повторяет контуры
туловища, уха и т.п. для большей устойчивости.
ШАРНИРНОЕ КРЕПЛЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ – прикрепление деталей игрушки с
помощью веревки или крепкой нити.
3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОГРАММЫ
Воспитательная
деятельность
в
коллективе
«Мягкая
игрушка»
осуществляется в соответствии с РАБОЧЕЙ ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ
МАУ ДО ДДЮТ «ТВОРЧЕСТВО НАМ ДАРИТ СЧАСТЬЕ». Программа содержит
целевые установки, модель воспитательной системы дворца
Описание уровней реализации программы:
25

 Уровень «ИНДИВИДУАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»
 Уровень «УЧЕБНАЯ ГРУППА» (проведение мероприятий внутри учебной
группы, взаимодействие педагога и учащихся одной учебной группы),
 Уровень «ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ» (Участие, организация и проведение
мероприятий, дел, объединяющих творческий коллектив, взаимодействие с
другими педагогами, общение с детьми из других учебных групп, детей разных
возрастов и разных уровней обучения.),
 Уровень «ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА» (Участие, организация и проведение
мероприятий, дел, объединяющих всё учреждение, взаимодействие с другими
педагогами Дворца, общение с
детьми из других коллективов, разных
направлений);
 Уровень «ГОРОД, КРАЙ, РОССИЯ» (Участие, организация и проведение
мероприятий, дел, проектов городского, краевого масштаба, взаимодействие с
представителями других учреждений города, края.).
Описание содержательных (тематических) модулей:
 Модуль «ВОСПИТАНИЕ НА УЧЕБНОМ ЗАНЯТИИ»;
 Модуль «ВОСПИТАНИЕ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ»;
 Модуль «НАСТАВНИЧЕСТВО И ТЬЮТОРСТВО»;
 Модуль «МЫ ВМЕСТЕ» - взаимодействие с родителями;
 Модуль «КЛЮЧЕВЫЕ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ»;
 Модуль «ВЕКТОР РАЗВИТИЯ» - личностное творческое развитие,
профессиональное самоопределение;
 Модуль «СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ» - гражданско-патриотическое,
экологическое воспитание и деятельность в рамках РДДМ, реализация
социальных проектов;
 Модуль
«ПРЕДМЕТНО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ
И
ЦИФРОВАЯ
СРЕДА
УЧРЕЖДЕНИЯ»;
На уровне «ИНДИВИДУАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ» и уровне «УЧЕБНАЯ
ГРУППА» на каждом учебном занятии реализуется модуль «ВОСПИТАНИЕ НА
УЧЕБНОМ ЗАНЯТИИ»;
Модуль «ВОСПИТАНИЕ НА УЧЕБНОМ ЗАНЯТИ»
Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «City
Dall» («Город кукол») Детского коллектива «Мягкая игрушка»
Учебное занятие в системе дополнительного образования направлено на
развитие личностно-смысловой сферы ребенка (отношение к действительности,
переживание, осознание ценностных ориентиров и т.п.). Главное в
образовательном процессе дополнительного образования – успешность ребенка
как результат педагогической деятельности, а мера этой успешности
определяется только относительно личностного роста каждого ребенка. При
описании преимущественных форм и видов деятельности обучающихся на
26

учебном занятии, обязательным требованием является учет
направленности
программ.
Некоторые качества, которые развивает в человеке изобразительное искусство:
 Наблюдательность. В процессе создания изображения у человека
формируются представления о свойствах предметов: форме, цвете, величине,
положении в пространстве.
 Эстетическое восприятие. Знакомство с произведениями изобразительного и
декоративно-прикладного искусства помогает глубже и полнее воспринимать
явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунках,
лепке, аппликации.
 Художественный вкус. Приобщение к миру искусства позволяет человеку
разбираться в художественных стилях, течениях и направлениях, проявлять
интерес к другим видам искусства.
 Творческие способности. Изобразительная и декоративно-прикладная
деятельность позволяет доступными средствами выразить эмоциональное
состояние человека, его отношение к окружающему миру.
 Нравственно-волевые качества. Это потребность и умение доводить начатое
дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать
товарищу, преодолевать трудности.
 Умение работать и достигать желаемого результата. Для создания рисунка,
скульптуры, аппликации необходимо приложить усилия, выполнить те или
иные действия, овладеть определёнными умениями.
 Инициативность,
любознательность,
умственная
активность
и
самостоятельность. Во время занятий возникают благоприятные условия для
формирования этих качеств.
 Коммуникативность. На каждом занятии проводится работа по сплочению
группы по формированию навыков общения детей между собою,
 Навыки работы в команде.
Все модули программы воспитания реализуются параллельно, содержание
деятельности модулей взаимосвязано и дополняет друг друга, каждый коллектив
использует свои соответствующие профилю коллектива формы, приемы, события,
мероприятия. Обучающиеся принимают активное участие в мероприятиях согласно
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ МАУ ДО ДДЮТ «ТВОРЧЕСТВО
НАМ ДАРИТ СЧАСТЬЕ» и ежегодного ПЛАНА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
УЧРЕЖДЕНИЯ.

27

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».