Управление образования администрации МО г. Березники
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества»
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
Педагогическим советом
Директор МАУ ДО ДДЮТ
Протокол № 2
________ О.А. Шарипова
«29» сентября 2025 г.
«29» сентября 2025 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Сценическое движение»
Детский коллектив изостудия «Эскиз»
Направленность: художественная
Возраст учащихся: 12 - 16 лет
Срок реализации: 4 год
Составители:
педагог дополнительного образования
Худякова Ольга Михайловна
Березники, 2025 г.
1
СОДЕРЖАНИЕ
1
1.1
1.2
РАЗДЕЛ № 1
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовая база
Направленность программы
Уровень освоения
Актуальность
Отличительная особенность.
Целевая группа, особенности состава учащихся
Срок обучения:
Формы организации образовательного процесса:
Особенности организации образовательного процесса.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
Содержание
1 год
2-4 год
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
2.1
РАЗДЕЛ № 2
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
3
3
4
5
7
10
10
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
10
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ОБУЧАЮЩИМИСЯ
2.4 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Принципы построения и реализации программы
Методы обучения
Педагогические технологии
Особенности организации образовательного процесса в период
карантина и дистанционного режима
2.5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
11
2.3
3
РАЗДЕЛ № 3 ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕТ ПРОГРАММЫ
2
11
19
19
РАЗДЕЛ № 1
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовая база
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Волшебная глина» создана для организации образовательного процесса в МАУ
ДО «Дворец детского (юношеского) творчества» в изостудии «Эскиз»
В процессе создания программы учтены положения следующих
нормативных документов:
Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273 от 29.12.2012 г.;
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р);
Приказ Министерства Просвещения России от 09.11.2018 №196 "Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №093242);
Устав МАУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества».
В процессе обучения по программе «Золотое сечение» юные художники
создают модели из бумаги, расписывают коллекции костюмов из ткани, обучение
по программе «Сценическое движение» позволяет учащимся научиться самим
демонстрировать их на сцене созданные рукописные коллекции одежды, это
подтверждает актуальность и новизну данной программы.
Программа художественной направленности, предполагает обучение
обучающихся с 12-16 лет и рассчитана на 4 года.
1.2.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: Содействие всестороннему развитию учащихся средствами
свободной хореографической пластики.
Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих задач:
Укрепление здоровья:
развитие опорно-двигательного аппарата, оптимизация роста;
формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия.
3
Совершенствование психомоторных способностей учащихся:
развитие мышечной силы, выносливости, координационных способностей;
содействие развитого чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания,
умения согласовывать движения с музыкой;
формирование пластичности, грациозности, изящества, красоты движения в
пространстве.
Развитие творческих способностей учащихся:
воспитание умения эмоционального выражения, раскрепощенности и
творчества в движениях;
формирование навыков самостоятельного движения под музыку.
Данная программа педагогически целесообразна, т.к. ее реализация органично
вписывается в единое образовательное пространство образовательной
организации и позволяет применять ее в инклюзивных группах. Занятия
помогают ребенку социализироваться, благоприятно влияют на становление
личности ребенка с ОВЗ в целом.
1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.3.1 УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Сценическое движение»
№
предмет
1
Введение в предмет.
Сценическое
движение.
2
3
4
Формирование
двигательных
навыков, умения
согласовывать
движения с музыкой
Передвижение в
пространстве и
формирование
навыков
сценического
движения.
Комбинации и
1 г/об в
изостудии
«Эскиз»
2 г/об в
изостудии
«Эскиз»
2
12
12
22
4
3 г/об в
изостудии
«Эскиз»
4 г/об в
изостудии
«Эскиз»
5
6
7
8
9
импровизации.
Созерцательная
практика.
Формирование
навыков свободного
движения под
музыку.
Передвижение и
перемещение в
пространстве сцены.
Комбинации и
дефиле-композиции.
Сценическая
практика.
10 Итого
4
4
4
16
16
16
8
8
8
24
24
24
2
18
18
18
70
70
70
70
Всего по программе 280 часов
Тематическое планирование. 1 год обучения
сценическое движение.
№
Тема занятий.
И краткое содержание
Всего
Тео Практ.
р.
2
2
-
2
-
2
2
-
2
2
-
2
2
1
1
2
1
1
2
1
1
Введение в предмет. Сценическое движение.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Знакомство с многообразием стилей и направлений
сценического движения.
Знакомство с направлениями: подиумная пластика и
дефиле.
Знакомство с направлением эстрадный танец.
Формирование двигательных навыков, умения
согласовывать движения с музыкой.
Упражнение на развитие чувства ритма
Изоляция. Упражнение на работу мышц, плечевого
пояса, рук.
Изоляция. Упражнения на работу мышц грудной
клетки, тазобедренного сустава.
Изоляция. Упражнения на работу и растяжение
мышц и связок ног.
5
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23
24
25
26
Танцевальные комбинации на развитие
координации.
Ритмические упражнения.
Передвижение в пространстве и формирование
навыков сценического движения.
Знакомство с планом сцены и особенностями
подиума.
Танцевальные шаги в различных ритмических
сочетаниях.
Проучивание поворотов на 90, 180, 360 градусов.
Трёхшаговые повороты, остановки в различных
позах.
Особенности ходьбы по подиуму.
Просмотр дефиле-показов.
Танцевальные комбинации на основе выученных
шагов и поворотов.
Комбинации и импровизации.
Танцевальные комбинации в стиле «блюз»
Танцевальные комбинации в стиле «джаз».
Танцевальные комбинации в стиле «хип-хоп»,
«фанк».
Стилизация движений различных танцев,
направлений для дефиле-показов.
Творческие задания на представление своей модели.
Творческие задания на представление своей
коллекции.
Сценическая практика.
Открытый показ моделей внутри отдела
декоративно-прикладного творчества.
Показ коллекций одежды на разных сценических
площадках (городских, ДДЮТ).
Выездная программа в профилактории, санатории,
предприятия
Выездная программа в загородные оздоровительные
центры
ИТОГО:
6
2
-
2
2
-
2
2
1
1
2
1
1
2
2
1
2
1
2
2
6
2
2
2
4
4
4
1
1
3
4
3
6
1
5
2
2
-
2
2
2
-
2
4
-
4
2
-
2
2
-
2
70
15
55
4
Тематическое планирование. 2-4 год обучения
сценическое движение.
№
1
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8
Тема занятий.
И краткое содержание
Созерцательная
практика.
Формирование навыков
свободного движения
под музыку.
Упражнение на развитие
чувства ритма, сочетание
движения в различных
ритмах и темпах
Разминочные упражнения,
растяжки различных
связок и мышц тела.
Пластическая гимнастика,
партерные упражнения.
Партерная гимнастика,
перевороты на полу.
Танцевально-ритмические
упражнения. Комбинации
на различные виды шагов.
Танцевальные
комбинации в различных
темпах и музыкальных
ритмах.
Передвижение и
перемещение в
пространстве сцены.
Работа на подиуме.
Отработка навыков
сценического движения
Сочетание шагов с
поворотами и вращениями
2 год
3 год
4 год
Вс Тео Пра Все Тео Пра Все Тео Пра
ег р.
кт. го. р.
кт. го. р.
кт.
о.
4 2
2
4
2
2
4
2
2
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
-
2
2
-
2
2
-
2
2
-
2
2
-
2
2
-
2
2
-
2
2
-
2
2
-
2
2
-
2
2
-
2
2
-
2
6
2
4
6
2
4
6
2
4
2
1
1
2
1
1
2
1
1
7
9.
10.
11.
12.
13
14.
15.
16.
17.
18
19
20
Формирование чувства
позы, переходы из одного
положения в другое.
Танцевальные шаги в
стиле «латино».
Стилизация движений
народно-сценического и
фольклорного танца.
Комбинации и дефилекомпозиции.
Танцевальное дефилекомбинации в стиле
«латино».
Танцевальные дефилекомбинации: деловой
стиль.
Танцевальное дефиле,
танцевальные композиции
в стиле «Folk».
Танцевальные дефилекомбинации: спортивный
стиль.
Танцевальные дефилекомбинации в разных
стилях
Передача различных
образов в сценической
манере движения.
Сценическая практика.
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
4
1
3
4
1
3
4
1
3
4
1
3
4
1
3
4
1
3
4
1
3
4
1
3
4
1
3
4
1
3
4
1
3
4
1
3
4
1
3
4
1
3
4
1
3
4
-
4
4
-
4
4
-
4
-
4
4
-
4
4
-
4
4
4
4
4
4
2
2
2
2
2
Подготовка и участие в
конкурсе «Звёздная нить». 4
Подготовка и участие в
4
муниципальном конкурсе
«Эдельвейс».
Показ коллекции одежды 2
и дефиле на разных
сценических площадках
(областных, городских, на
8
базе учреждения).
Выездные программы в
профилактории,
санатории, предприятия
и загородные
оздоровительные
центры.
Подготовка к
позированию.
Фотосессия, создание
портфолио модели.
ИТОГО
21
22
23
4
1
3
4
1
3
4
1
3
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
53
70
17
53
70
17
53
70 17
СОДЕРЖАНИЕ
1.
2.
3.
4.
Каждое рабочее занятие по предмету сценическое движение состоит из
нескольких взаимосвязанных частей:
Разогрев или разминка.
Задача этого раздела или занятия – привести двигательный аппарат в рабочее
состояние, разогреть все мышцы. Разогрев должен состоять из 5 – 10
упражнений на различные группы мышц. Возможно сочетание нескольких
движений в единую комбинацию, которая обязательно исполняется с двух ног
и во всех направлениях
Изоляция.
Это часть занятия более насыщена упражнениям, чем предыдущая
Если в разогреве всё тело активизируется, то при изоляции происходит
глубокая работа с мышцами различных частей тела.
Передвижение в пространстве.
Этот раздел занятия развивает танцевальность и позволяет приобрести манеру,
стиль движения. Традиционных зафиксированных шагов, вращений немного,
но их сочетание, вариации и комбинации можно придумывать бесконечно.
Это хорошее поле для импровизации.
Комбинации или импровизации.
Главное требование комбинации – это её танцевальность, использование
определённого рисунка движения, различных направлений и ракурсов,
чередование сильных и слабых направлений т.е. использование всех средств
танцевальной выразительности, раскрывающих индивидуальность
исполнителя.
9
1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные компетенции :
уметь правильно держать корпус и координировать несложные
упражнения;
уметь менять движения в зависимости от характера музыки.
Уметь передавать эмоциональное состояние сценического образа;
Четко исполнять разученные движения;
Уметь выражать эмоции и чувства, заложенные в музыкальном оформлении
занятия.
РАЗДЕЛ № 2
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 2023-2024 учебный год
Год
обуч
ения
Целевая
группа
Возраст
Количес
тво
часов по
програм
ме в год
Недельн
ая
нагрузка
Режим
занятий
Количество
групп и ФИО
педагога
реализующего
программу
с
данной группой
1
с 8-10 лет
70 ч.
2
с
10-11 70 ч.
лет
3
с
12-13 70 ч.
лет
4
с
14-15 70 ч.
лет
2 часа
в
неделю
2 часа
в
неделю
2 часа
в
неделю
2 часа
в
неделю
1 раз в
неделю
по 2 часа
1 раз в
неделю
по 2 часа
1 раз в
неделю
по 2 часа
1 раз в 1 группа
неделю
Гончарова
по 2 часа С.Л.
Сроки
реализации
(кол-во недель в год,
каникулы, сроки)
Сроки
проведения
промежуточн
ой
аттестации
36 уч. недель
начало уч/г
01.09. 2025
каникулы
с 28 .12.2025
по 10.01.2026 окончание уч/г
25.05.2026
С
01.04.2026
по
25.05.2026
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог хореограф дополнительного образования
Гончарова С.Л.
ФИО
Образование
Квалификационная Стаж
категория
работы
Гончарова
Светлана Высшее
Высшая
лет
Львовна
Адрес реализации ДООП: МАУ ДО ДДЮТ – г. Березники, Ломоносова 89а
Материально-техническое обеспечение
Помещение:
10
учебный класс для занятий хореографией, оборудованный
хореографическими станками, зеркалами.
Оборудование для педагога: медиапроектор, компьютер для педагога,
демонстрационная магнитная доска, магнитофон, фортепиано
2.3 ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
2.3 ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
Формы
Форма предъявления
Формы фиксации
аттестации:
и демонстрации
образовательных
образовательных
результатов
результатов
Входной контроль
Наблюдение
педагога
Оперативный
контроль
Текущий контроль
Итоговая
аттестация
Наблюдение
педагога
конкурс, защита
творческих работ,
проектов, конкурс,
отчетные выставки,
отчетные концерты,
открытые уроки и
другие.
Индивидуальный
творческий проект,
-
-
фестиваль, отчетные Реестр одаренных,
концерты, открытые Портфолио учащихся,
уроки,
итоговые Аналитические
материалы
концерты,
По окончании
обучения по
программе
обучающемуся
выдается сертификат
об окончании
обучения по
программе
2.4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Принципы построения и реализации программы:
Принцип комплексности – реализуется посредством поэтапного обучения по
всем
разделам
программы.
Материал
каждого
года
обучения
взаимопересекается и опирается на базовые знания предыдущих годов
обучения;
Принцип непрерывности. Означает преемственность между всеми ступенями
и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учётом
возрастных психологических особенностей развития детей.
11
Принцип концентричности содержания – учебный материал изучается и
реализуется методом «послойного наложения» т. е. углубления и усложнения
предыдущего материала технически, темпо-ритмически, координационно;
Принцип интеграции содержания – взаимное дополнение и обогащение
блоков программы и учебных предметов между собой;
Принцип целостности. Предполагает формирование учащимися обобщённого
системного представления о мире.
Принцип гибкости и вариативности - позволяет мобильно и оперативно
обновлять содержание программы, обновлять опыт и знания обучающихся в
связи с быстрым развитием современного искусства.
Принцип активности и осознанности детей в обучении – использование
преимущественно активных форм и методов обучения.
Принцип
деятельности.
Включение
обучающихся
активную
и
разностороннюю, в максимальной степени самостоятельную деятельности.
Принцип дифференцированности - допускает изменения состава групп
обучающихся в зависимости от уровня развития детей и подбор содержания
для групп с разной подготовкой. Индивидуализация обучения – предельный
случай дифференциации (работа с одарёнными детьми).
здоровьесбережение
предусматривает
учёт
психологических
и
физиологических возможностей обучающихся, построение учебного процесса
через постепенное усложнение материала технически, темпоритмически;
воспитание сорадования и соперничества к партнёру, создание ситуации
успеха;
Принцип психологической комфортности. Предполагает снятие всех
стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на занятиях
доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей
педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
Принцип творчества. Означает максимальную ориентацию на творческое
начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного
опыта творческой деятельности.
Методы обучения:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
словесные - рассказ, лекция, беседа, дискуссия…;
наглядно–иллюстративные - демонстрация, показ, объяснения;
индуктивные - раскрытие материала от «частного» к «общему»;
репродуктивные - активное восприятие, запоминание и воспроизведение;
12
проблемно–поисковые - исследовательская деятельность, задания на развитие
творческого мышления и воображения;
практические – различные по уровню сложности задания и упражнения.
Методы самостоятельной работы:
по заданию педагога;
по собственной инициативе (обучающихся).
Методы стимулирования и мотивации обучения:
ситуация новизны, неожиданности;
театрализация, драматургия;
ситуация успеха;
актуализация значимости обучения, коллективного результата.
Методы контроля и самоконтроля:
анализ результатов деятельности обучающихся;
создание контролирующих ситуаций (открытые занятия, сценические
выступления, мастер-классы, семинары);
самонаблюдение;
самоанализ и самоотчёт.
Предусматриваются различные формы работы и контроля:
практическая работа,
творческие задания,
свободная работа,
семинары, практикумы,
дополнительные задания,
экскурсии,
выездные выступления,
участие в конкурсных программах и фестивалях и др.
Педагогические технологии, используемые в работе
Полихудожественный подход (Б. П. Юсов) – подбор учебного материала и
построение
образовательного
процесса
на
основе
взаимосвязи,
взаимодействия, интеграции, синтеза искусств. Одним из основоположников
синтетического слияния танца, музыки, слова является Э. Жак Далькроз. Идеи
свободного танца воплотились в педагогическом творчестве Рудольфа
Штайнера (Вальдорфская система воспитания). Продолжателем идеи стала
Айседора Дункан. Б. П. Юсов и Г. П. Шевченко подчеркивали, что усвоение
ребенком искусства идет по трем основным направлениям:
музыка (аудиальное развитие или развитие аудиальной культуры);
13
изобразительное искусство (визуальное развитие или развитие
визуальной культуры);
литература (вербальное развитие или развитие вербальной культуры).
Это триединство с успехом воплощается в концертных номерах и
художественных и концертных программах коллектива.
Поликультурный подход - знакомство с культурным наследием разных
народов мира, подбор учебного материала и построение образовательного
процесса на основе взаимосвязи, взаимодействия разных культур.
Он
помогает получить
опыт
межкультурного взаимодействия, и, при этом
обогащает собственный культурный багаж, развивая и сохраняя собственную
идентичность, опираясь на идеи сосуществования, взаимопроникновения и,
одновременно, сохранения своеобразия индивидуальных культур.
Педагогические технологии деятельностного типа
Системно-деятельностный подход в образовании - организация учебного
процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в
максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности
учащихся и построение учебной деятельности, как слаженной системы,
составные чсти которой работают во взаимодействии.
Технология проектной деятельности (автор: Джон Дьюи) находит свое
применение и в подготовке педагога к осуществлению образовательного
процесса и в организации работы учеников. Любую работу педагога от
составления рабочих программ до проведения конкретного мероприятия,
требует от педагога мыследеятельности (продумывания того, что должно быть
в итоге) и жизнедеятельности (развертывания процесса реализации). В
частности:
проблематизации,
концептуальности,
программирования,
планирования, конструирования практики, рефлексии и экспертизы
последствий реализации проекта. Применение проектной технологии в работе
с обучающимися заключается в воплощении конкретного творческого
продукта (индивидуального или коллективного) – танца, песни, сочинение
танцевальных комбинаций, композиции и постановки танцев, совместную
разработку отчетных концертов коллектива и других мероприятий.
Педагогические технологии личностно-ориентированного типа
Игровые технологии (о значении игры писали - Я.А. Коменский, Песталоцци.
вклад в теорию игры внесли К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, П.И. Пидкасистый, ,
Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В. С. Мухина В.К. Дьяченко,
Н.А. Щукрова) - активизация и интенсификация деятельности учеников на
основе игровой деятельности, которая способствует формированию мотивации,
активному включению ребенка в образовательный процесс, создает
14
благоприятные условия для формирования доверительных отношений между
участниками. Это музыкальные игры, игры на развитие чувства ритма, игры на
развитие образного мышления и воображения, на развитие актерских навыков
и сценической раскрепощённости, развитие навыков работы в команде и
коммуникативных. Применение сюжетных занятий и занимательного
материала, а так же элементов соревновательности. Применение игровых
технологий позволяет развить творческий потенциал детей, и побудить их к
активной творческой деятельности. Активно применяется с детьми младшего
школьного
Технология личностно-ориентированного обучения
(автор: И.С.
Якиманская) сочетает обучение (нормативно-сообразная деятельность
общества) и учение (индивидуальная деятельность ребенка). - максимальное
развитие
индивидуальных
познавательных
способностей
ребенка,
использование уже имеющегося у ребенка опыта жизнедеятельности. Помощь
в становлении личности путем организации познавательной деятельности.
Методологической основой технологии является дифференциация и
индивидуализация обучения, которая осуществляется на занятиях, по
отношению к каждому члену коллектива, отдельно.
Технология индивидуализации обучения - составление индивидуальной
образовательной программы для каждого ученика, опираясь на его
характеристики и возможности.
Технология группового обучения (автор: Б.Л. Ливер) - организация
совместных
действий,
коммуникации,
общения,
взаимопонимания,
взаимопомощи, взаимокоррекции. Работа в парах, распределение материала по
подгруппам. Групповые технологии эффективно способствует развитию
коммуникабельности, самостоятельности, а также выявлению лидерского
состава в группе.
Технология коллективно-творческой деятельности (автор И.П. Иванов)
способствует воспитанию общественно-активной творческой личности,
организации социального творчества. Предполагает организацию совместной
деятельности, где каждый участник коллектива, включая педагога, участвует в
планировании, подготовке и реализации задуманного. В практической
деятельности это находит отражение в процессе создания концертного номера,
где дети могут являться идейными вдохновителями, постановщиками,
репетиторами. Участники коллектива сообща работают над его созданием.
Кроме того, данная технология может применяться как в урочное, так и не в
урочное время.
15
Педагогика сотрудничества (лучшие традиции советской школы Н.К.
Крупская, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко), достижения
русской (К.Д. Ушинский, Н.П. Пирогов, Л.Н. Толстой) и зарубежной (Ж.Ж.
Руссо, Я. Корчак, К. Роджерс, Э. Берн) Традиционное обучение основано на
положении учителя в качестве субъекта, а ученика - объекта педагогического
процесса. В концепции сотрудничества это положение заменяется
представлением об ученике как о субъекте своей учебной деятельности.
Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть
сотоварищами, партнерами, составлять союз более старшего и опытного с
менее опытным (но обладающим преимуществами молодости); ни один из них
не должен стоять над другим.
Технологии открытого образования (Т. И. Боровкова)
Образовательное путешествие. Образовательное путешествие в полной мере
реализуется учащимися во время выездов на фестивали и конкурсы: дети
знакомятся с городами России, смотрят конкурсные номера коллективовсоперников, посещают мастер-классы, организованные в рамках фестивалей и
конкурсов.
Технология портфолио - каждый учащийся за время обучения в коллективе
накапливает портфолио в виде личных и коллективных достижений: дипломы.
сертификаты и проч.
Музейная педагогика - передача культурного (художественного) опыта через
педагогический процесс в условиях музейной среды, позволяет формировать
эстетический вкус, расширять кругозор. Реализуется через посещение
художественных музеев, выставов изобразительного декоративно-прикладного
искусства инсталляций и др.
Здоровьесберегающие технологии (автор Н.К. Смирнов). Здоровье
сберегающие технологии являются особо актуальными в коллективах с
повышенной физической активностью (хореография, спорт, сценическая
деятельность) как данная направленность напрямую связана с физическими
нагрузками и развитием анатомических задатков у детей. Здоровьесберегающие
технологии можно классифицировать по характеру действий следующим образом:
защитно-профилактические технологии (соответствие Сан-Пин условиям,
соблюдение техники безопасности, грамотное распределение физической
нагрузки на уроках в соответствии с возрастными особенностями и
анатомическими, точное разъяснение методики исполнения упражнений и
движений, контроль методически правильного исполнения);
компенсаторно-нейтрализующие технологии (включение в учебный процесс,
либо во время перерывов, упражнений на расслабление и напряжение, релакс16
упражнения, упражнения на восстановление дыхания, беседы «пятиминутки»
на отвлеченные темы, упражнения-игры на снятие психоэмоционального
напряжения, упражнения на растяжение мышечного аппарата непосредственно
после силовой нагрузки, и прочее);
стимулирующие технологии (тренажные упражнения);
информационно-обучающие технологии (беседы консультационного характера
на темы: «грамотное развития физических способностей самостоятельно, во
внеурочное время», «о негативном влиянии курения и употребления
алкогольных напитков на организм», «о полезности здорового питания» и т.д.);
Особенности организации образовательного процесса в период
самоизоляции и дистанционного режима.
В условиях карантина профилактики и предотвращения распространения
новой
коронавирусной
инфекции,
профилактики
и
предотвращения
распространения гриппа и ОРВИ, в условиях карантина или режима
самоизоляции
реализация
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы проводится с использованием электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий.
Специфика дополнительного образования художественной направленности
требует организации творческого взаимодействия педагогов и обучающихся, их
сотворчества в освоении форм художественного творчества. В связи с этим
основной сложностью реализации образовательной программы художественной
направленности является сохранение содержания с учетом ограниченных
возможностей дистанционного обучения.
При переходе к дистанционной форме обучения педагогу рекомендуется:
акцентировать внимание на самостоятельную творческую работу детей;
определить новые временные рамки освоения новых компетенций;
использовать презентационную форму подачи материала, используя фото и
видео мастер-классов;
определить варианты контактов с детьми с целью предоставления им
возможности получения помощи и обратной связи;
определить вместе с обучающимися запрос новой информации для освоения
тех или иных способов овладения новыми художественными умениями и
навыками;
определить четкую последовательность необходимых действий для
выполнения заданий, добавить фото примеров работ в используемых
техниках, что позволит доступно донести информацию и получить хорошие
результаты работы;
17
использовать видео- и аудиозанятия, лекции, мастер-классы; открытые
электронные библиотеки, виртуальные краеведческие музеи, концерты,
выступления; тесты, викторины по изученным теоретическим темам;
адресные дистанционные консультации;
при обучении детей и подростков необходимо обеспечить непосредственный
контакт с педагогом. Ребенок должен понимать, что от него требуется, видеть
примеры работ, то, как педагог сам выполняет то или иное действие;
организовать регулярную обратную связь с обучающимися;
расширять представление детей о народном творчестве, традициях и
культурном
наследии
регионов
через
содержание
проводимых
дистанционных занятий.
Образовательный процесс организуется в офлайн и онлайн форматах.
Сетевые технологии (офлайн-обучение) – средства коммуникации, позволяющие
передавать и получать данные в удобное время для каждого участника
образовательного процесса, независимо друг от друга. К данному типу
коммуникаций относятся:
электронная почта;
форумы;
система дистанционного обучения (СДО);
медиатеки, видеохостинги: YouTube, BigBlueButton, Jitsi, TrueConf;
группы в социальных сетях (твиттер, в контакте, фейсбук);
месенджеры (вайбер, вацап и др.).
Сетевые технологии (онлайн-обучение) – средства коммуникации, позволяющие
обмениваться информацией в режиме реального времени:
видеоконференции (Skype, Zoom, Microsoft Teams и др. онлайн-платформы
для видеосвязи с возможностью организации командной работы, в том числе
распределения задач);
чаты (обмен мгновенными сообщениями, аудио-, видеоинформацией в
мессенджерах);
виртуальные учебные классы (к примеру Google Classroom).
Для реализации перечисленных задач возможно использование компьютерных
программ:
программы для создания анимации: Cartoon Animator 4, Anime Studio Pro
(Moho), Adobe Animate, Toon Boom Harmony, Blender, Cinema 4D;
программы для рисования: Infinite Painter, ArtRage, Autodesk Sketchbook, Ibis
Paint X, MediBang Paint, Procreate, Affinity Designer, Adobe Fresco;
программы для дизайна интерьера: дизайн Интерьера 3D, PRO100, Planner
5D, Floorplan 3D, Planoplan;
18
программы звукозаписи: Audacity, Free Audio Recorder, Аудио Мастер, Free
Audio Editor;
программы для вокала: Erol Singer's Studio, Sing Sharp, SwiftScales, Vox Tools;
программы для сведения музыки и голоса: Audacity, Virtual DJ, Traktor Pro,
Cubase, Ableton Live, Reason, Reaper;
программы для танца: Just Dance Now, Dance Hip-Hopspan, Coco Party,
Gangnam Dance School, Finger Dance Evolution;
программы для основ журналистики и писателей: Scrivener, Letterspace,
Writing Challenge;
программы для модельеров и дизайнеров: ZWTextile, Grafis;
программы для рукоделия: Craftybase, INKSCAPE, RedCafe, PatternsCAD;
программы для фотографов: Camera51, Pixelmator, Enlight.
Обратную связь удобно осуществлять через социальные группы в VK:
Официальная
группа
Дворца
творчества
в
контакте
https://vk.com/club157184428
Литература
1. Васильева Т. Балетная осанка. - М., 1993 г.
2. Долгушина Н. Уроки хореографической школы: видео (1-2
класс).
3. Музыка и движение: Сборник.
4. Пинаева Е.А Ритмика. - Пермь, 1997.
5. Руднева С., Фиш Э. Ритмика, музыкальные движения. - М., 1972.
6. Яновская В. Ритмика. М., 2009.
Интернет ресурсы, сайты
1. Лучшие ресурсы по искусству http://www.smirnova.net/promo_line/
2. Погружение в классику http://intoclassics.net/
3. Форум «Классика» http://www.forumklassika.ru/forum.php
3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОГРАММЫ
Воспитательная деятельность в образцовом детском коллективе изостудии
«Эскиз»
осуществляется
в соответствии с РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММОЙ
ВОСПИТАНИЯ МАУ ДО ДДЮТ «ТВОРЧЕСТВО НАМ ДАРИТ СЧАСТЬЕ».
Программа содержит целевые установки, модель воспитательной системы дворца
19
Описание уровней реализации программы:
Уровень «ИНДИВИДУАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»
Уровень «УЧЕБНАЯ ГРУППА» (проведение мероприятий внутри учебной
группы, взаимодействие педагога и учащихся одной учебной группы),
Уровень «ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ» (Участие, организация и проведение
мероприятий, дел, объединяющих творческий коллектив, взаимодействие с
другими педагогами, общение с детьми из других учебных групп, детей
разных возрастов и разных уровней обучения.),
Уровень «ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА» (Участие, организация и проведение
мероприятий, дел, объединяющих всё учреждение, взаимодействие с другими
педагогами Дворца, общение с детьми из других коллективов, разных
направлений);
Уровень «ГОРОД, КРАЙ, РОССИЯ» (Участие, организация и проведение
мероприятий, дел, проектов городского, краевого масштаба, взаимодействие с
представителями других учреждений города, края.).
Описание содержательных (тематических) модулей:
Модуль «ВОСПИТАНИЕ НА УЧЕБНОМ ЗАНЯТИИ»;
Модуль «ВОСПИТАНИЕ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ»;
Модуль «НАСТАВНИЧЕСТВО И ТЬЮТОРСТВО»;
Модуль «МЫ ВМЕСТЕ» - взаимодействие с родителями;
Модуль «КЛЮЧЕВЫЕ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ»;
Модуль «ВЕКТОР РАЗВИТИЯ» - личностное творческое развитие,
профессиональное самоопределение;
Модуль «СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ» - гражданско-патриотическое,
экологическое воспитание и деятельность в рамках РДДМ, реализация
социальных проектов;
Модуль
«ПРЕДМЕТНО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ
И
ЦИФРОВАЯ
СРЕДА
УЧРЕЖДЕНИЯ»;
На уровне «ИНДИВИДУАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ» и уровне
«УЧЕБНАЯ ГРУППА»
на каждом учебном занятии реализуется модуль
«ВОСПИТАНИЕ НА УЧЕБНОМ ЗАНЯТИИ»;
Модуль «ВОСПИТАНИЕ НА УЧЕБНОМ ЗАНЯТИ»
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Золотое сечение» образцового детского коллектива изостудия «Эскиз»
Учебное занятие в системе дополнительного образования направлено на
развитие
личностно-смысловой
сферы
ребенка
(отношение
к
действительности, переживание, осознание ценностных ориентиров и т.п.).
Главное в образовательном процессе дополнительного образования –
успешность ребенка как результат педагогической деятельности, а мера этой
успешности определяется только относительно личностного роста каждого
ребенка. При описании преимущественных форм и видов деятельности
20
обучающихся на учебном занятии, обязательным требованием является учет
направленности программ.
Некоторые качества, которые развивает в человеке изобразительное искусство:
Наблюдательность. В процессе создания изображения у человека
формируются представления о свойствах предметов: форме, цвете, величине,
положении в пространстве.
Эстетическое восприятие. Знакомство с произведениями изобразительного и
декоративно-прикладного искусства помогает глубже и полнее воспринимать
явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунках,
лепке, аппликации.
Художественный вкус. Приобщение к миру искусства позволяет человеку
разбираться в художественных стилях, течениях и направлениях, проявлять
интерес к другим видам искусства.
Творческие способности. Изобразительная и декоративно-прикладная
деятельность позволяет доступными средствами выразить эмоциональное
состояние человека, его отношение к окружающему миру.
Нравственно-волевые качества. Это потребность и умение доводить начатое
дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать
товарищу, преодолевать трудности.
Умение работать и достигать желаемого результата. Для создания рисунка,
скульптуры, аппликации необходимо приложить усилия, выполнить те или
иные действия, овладеть определёнными умениями.
Инициативность,
любознательность,
умственная
активность
и
самостоятельность. Во время занятий возникают благоприятные условия для
формирования этих качеств.
Коммуникативность. На каждом занятии проводится работа по сплочению
группы по формированию навыков общения детей между собою,
Навыки работы в команде.
Все модули программы воспитания реализуются параллельно, содержание
деятельности модулей взаимосвязано и дополняет друг друга, каждый коллектив
использует свои соответствующие профилю коллектива формы, приемы, события,
мероприятия. Обучающиеся принимают активное участие в мероприятиях
согласно
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ МАУ ДО ДДЮТ
«ТВОРЧЕСТВО
НАМ ДАРИТ СЧАСТЬЕ» и ежегодного ПЛАНА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИЯ.
21