Управление образования администрации МО «г. Березники» Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества» СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Педагогическим советом Директор МАУ ДО ДДЮТ Протокол № 2 ________ Л.А. Малахова «07» октября 2024 «07» октября 2024 г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театр, где играют дети» Детский исторический театр «Ожившая история» Направленность: художественная Предметная область: театральная деятельность Уровень освоения: общекультурный (базовый) Возраст учащихся: 10-16 лет; Срок реализации: 3 года Составитель: педагог дополнительного образования Зырянова Ольга Валентиновна. Березники, 2024 г. 1 СОДЕРЖАНИЕ 1 1.1 1.2 1.3. 1.4. 2.1 2.2. 2.3 2.4 2.5. РАЗДЕЛ № 1 КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Нормативно-правовая база Направленность программы Уровень освоения Актуальность Отличительная особенность. Целевая группа, особенности состава учащихся Срок обучения: Формы организации образовательного процесса: Особенности организации образовательного процесса. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Учебный план Содержание 1 год 2 год 3 год ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАЗДЕЛ № 2 КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОБУЧАЮЩИМИСЯ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Принципы построения и реализации программы Методы обучения Перечень методических материалов Особенности организации образовательного процесса в период карантина и дистанционного режима. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 2 3 стр. 5 стр. 6 стр. 6 стр. 6 стр. 6 стр. 7 стр. 7 стр. 11 стр. 12 стр 13 стр 12 стр. 5 стр. 13 стр. РАЗДЕЛ № 1 КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Нормативно-правовая база Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «тТеатр, где играют дети» создана для организации образовательного процесса в МАУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества» в 2021-2025 году. В процессе создания программы учтены положения следующих нормативных документов: Федеральный закон №273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ», Приказ Министерства Просвещения России от 09.11.2018 №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи; Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242); Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242) Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р) Устав МАУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества». Направленность программы: Художественная Предметная область: Театральная деятельность Уровень освоения : Базовый Уровень освоения Общекультурный (Базовый) Специфика – освоение определенного вида деятельности, специализированных знаний, развитие приобретенных ранее навыков; – специальные методы и приемы обучения; – средняя степень сложности материала Актуальность (актуальность, новизна, педагогическая целесообразность) Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. во Театр - симбиоз многих искусств, вступающих взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами. Программа «Театр, где играют дети» учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру. Данная программа разработана с учётом примерных требований к программам дополнительного образования детей Нормативно-правовой аспект (из письма Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844). 3 Актуальность программы заключается в том, что детский исторический театр «Ожившая история» создан и функционирует на базе Орлинской средней школы в п. Орел Усольского района. Особенностью социальной структуры Орлинского сельского поселения является большой процент приемных семей. В муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Орлинская средняя общеобразовательная школа» треть учащихся составляют приемные дети. Именно на данную целевую группу изначально и был ориентирован детский коллектив. Сейчас в объединении занимаются дети не только из приемных, но также и из многодетных и малообеспеченных семей Орлинского сельского поселения. Поэтому программа нацелена на социализацию приемных детей в ближайшем социуме и знакомство детей с историей родного края с помощью живого языка театрального искусства. Новизна образовательной программы «Театр, где играют дети», заключается в синтезе типовых образовательных программ по всеобщему и специальному театральному образованию и современных образовательных технологий: 1. Щуркова Н.Е. «Программа воспитания школьника» (культурологическое направление в воспитательной деятельности педагога); 2. И.С. Козлова «Театральные технологии, обеспечивающие интеграцию воспитания и образования на уроке и во внеурочной деятельности»; Отличительная особенность программы «Театр, где играют дети» в том, что учебновоспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения. Целевая группа, особенности состава учащихся: Возраст обучающихся: 10 - 16 лет. Состав обучающихся : все желающие и девочки, и мальчики (смешанные группы) Допуск врача: не требует специального допуска врача. Данная программа педагогически целесообразна, т.к. ее реализация органично вписывается в единое образовательное пространство образовательной организации и позволяет применять ее в инклюзивных группах. Занятия помогают ребенку социализироваться, благоприятно влияют на становление личности ребенка с ОВЗ в целом. Срок обучения: 3 года 3-я ступень - допрофессиональная «Мастерство + Вдохновение» 2-я ступень - расширенная «Тропинками творчества» 1-я ступень - начальная «Первые шаги» 4 При этом, образовательный процесс построен как последовательный переход воспитанника от одной ступени мастерства к другой: Формы организации образовательного процесса: очная, групповая, возможна частично дистанционная форма организации. Формы и режим занятий: Занятия проходят 2 раза в неделю продолжительностью 1.5 часа. Наполняемость учебной группы - 15 человек. Состав детских групп: постоянный. Набор обучающихся: свободный. Особенности организации образовательного процесса : Для профилактики и предотвращения распространения гриппа, ОРВИ, новой коронавирусной инфекции в условиях карантина или режима самоизоляции реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы проводится в дистанционном режиме с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. 1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цель: Общекультурное развитие, воспитание нравственных качеств личности, развитие творческих умений и навыков обучающихся средствами театрального искусства. Задачи: способствовать формированию: необходимых представлений о театральном искусстве; актерских способностей – умение взаимодействовать с партнером, создавать образ героя, работать над ролью; речевой культуры ребенка при помощи специальных заданий и упражнений на постановку дыхания, дикции, интонации; практических навыков пластической выразительности с учетом индивидуальных физических возможностей ребенка; способствовать развитию: творческой активности через индивидуальное раскрытие способностей каждого ребёнка; эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения; создать условия воспитания: воспитание эстетического вкуса, исполнительской культуры; творческой активности подростка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других; духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание средствами традиционной народной и мировой культуры 5 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ Год обучения I II III Продолжительность занятия 2 часа 2 часа 2 часа Периодичность в неделю 2 раза 2 раза 2 раза Количество часов в год 144 144 144 2. Учебный план Количество часов № Раздел 1. Вводное занятие. История театра. Театр как вид 2. искусства. 1 год 2 год 3 год 2 3 3 30 42 42 3. Актерская грамота. 32 48 64 4. Художественное чтение 10 18 22 5. Сценическое движение. 10 15 27 6. Работа над пьесой 40 66 103 10 12 18 Мероприятия и психологические 7. практикумы 8. Экскурсии, посещение театра. 8 9 9 9. Итоговое занятие 2 3 3 144 144 144 ВСЕГО: 6 Содержание обучения Каждая ступень представляет собой определённый уровень образования, отличается особенностью содержания, применяемых педагогических технологий, технических средств обучения, использованием на занятиях дидактического и наглядного материала. 1-й год обучения - начальная ступень «Первые шаги» - основная цель этой ступени – выявление и развитие общих исполнительских способностей детей, формирование интереса к актерскому творчеству. В течение первого года дети получают первоначальные знания и умения в области театрального искусства, открывают для себя поведение (действие) как основной материал актерского мастерства, закладывается фундамент для углубленного представления о театре как виде искусства. Основной формой работы на первом этапе являются театральные игры и упражнения- импровизации. 2-й год обучения – расширенная ступень «Тропинками творчества» – основная цель – углубленное изучение и овладение актерским мастерством с ориентацией на исполнительскую деятельность. В течение второго года обучения происходит закрепление и расширение знаний, полученных на первом этапе, продолжают совершенствоваться выразительность и яркость поведения в выступлении актера перед зрителем. Формы работы - тренинги, репетиции. 3-й год обучения - допрофессиональная ступень «Мастерство+Вдохновение» – цель ступени – закрепление и развитие стремления к творческой деятельности, полная самостоятельность в работе, педагог выступает в качестве помощника и консультанта. Третий год направлен на усвоение более сложного теоретического материала, ориентацию детей на исполнительскую работу и создания «характера» на сцене. Основной формой работы является постановка спектаклей и репетиции. Построение программы по крупным блокам тем - «Актёрское мастерство», «Сценическая речь», «По страницам истории театра», «Сценическое движение», «Обучение танцу и искусству танцевальной импровизации» - даёт педагогу возможность вариативно выстраивать работу с детьми. В работе по программе принципиально важным является ролевое существование воспитанника на занятиях: он бывает актёром, режиссёром, зрителем. 1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: По завершении 1 года обучающиеся будут знать: особенности театрального процесса, значение театра как вида искусства, какие существуют театральные профессии, методику подготовки реферата на тему. как исполнять свою роль, держаться на сцене, анализировать выступление, основы этики артиста, зрителя Будут уметь: 7 рассуждать на темы об искусстве. коллективно выполнять задания; выполнять элементы разных по стилю танцевальных форм. разрабатывать и выступать с рефератом по заданной теме. исполнять свою роль, держаться на сцене, анализировать выступление. В качестве занятия-зачета предусмотрено выступление на сцене (спектакль,или хореографическая композиция, или мюзикл По завершении 2 года обучающиеся будут знать: историю театра Древней Греции, особенность древнегреческого театра; достопримечательности Усольского района, п.Орёл; виды театрального искусства, о взаимосвязи театра с другими видами искусства; как логично и естественно произнести небольшой отрывок из заданного текста; как выстроить ваимодействие с партнером на сцене, как создавать образ героя, работать над ролью, методику разработки сценария досугового мероприятия. особенности создания и использования театрального костюма. будут уметь: составлять и анализировать сценарии , составлять творческий отчёт, провести виртуальную экскурсию логично и естественно произнести небольшой отрывок из заданного текста; ваимодействовать с партнером, создавать образ героя, работать над ролью. создавать и защищать коллективный реферат-презентацию анализировать работу свою и товарищей; выполнять основные элементы вальса. выполнять основные виды грима Содержание занятия-зачета: спектакль или открытое занятие, включающее: упражнения на коллективную согласованность действий и исполнение воспитанниками работ из своего чтецкого репертуара. По завершении 3 года обучающиеся будут знать: историю развития театра , произведения драматургов 8 достопримечательности Усольского района, п.Орёл различия между исполнением монолога и диалога. как наносить простой грим, и создавать эскизы сложного грима как вписать собственную роль в общее выступление. как проводить анализ выступления. методику разработки сценария досугового мероприятия как проанализировать проведенное мероприятие уметь: культурно воспринимать реакцию зрителей; самостоятельно работать над ролью, вносить корректировку в исполнение своей роли от спектакля к спектаклю; читать монолог и диалог наносить простой грим, создавать эскизы сложного грима разрабатывать сценарии мероприятий, анализировать собственное выступление и выступление товарищей. танцевать фрагменты различных танцев; выступать в спектаклях .Формы контроля и учёта знаний: Контроль знаний и умений учащихся проводится в форме отчётного спектакля, рефератовпрезентаций, творческих конкурсов, участия в фестивалях и конкурсах. В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД: Личностные результаты. потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников; целостность взгляда на мир средствами литературных произведений; этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы; осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития. 9 Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу». Познавательные УУД: пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя; понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные результаты: читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения; выразительному чтению; различать произведения по жанру; развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; видам театрального искусства, основам актёрского мастерства; сочинять этюды по сказкам; умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение) 10 КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Год обуч ения Целевая группа 1 10-12 лет 2 3 Возраст 13-14 лет 15-16 лет Количес тво часов по програм ме в год Недельн ая нагрузка 144 ч. 4 час в 2 раза в 1 неделю неделю по Зырянова О В 2 часа 144 ч 144 ч. Режим занятий Количество групп и ФИО педагога, реализующего программу с данной группой Сроки реализации (кол-во недель в год, каникулы, сроки) Сроки проведения аттестации 36 уч. недель С 01.04.2022 начало уч/г 4 час в неделю 2 раза в неделю по 2 часа 1 Зырянова О В 01.09. 2021 4 час в неделю 2 раза в неделю по 2 часа 1 Зырянова О В каникулы по 25.05.2022 с 28 .12.2021 по 10.01.2022 окончание уч/г 25.05.2022 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Кадровое обеспечение: Зырянова Ольга Валентиновна, педагог дополнительного образования СЗД Материально-техническое обеспечение: наличие помещения, музыкального и мультимедийного обрудования. Адрес реализации ДООП: МО «Город Березники». п. Орел, ул Советская, 72 а. Помещение: кабинет с учебными столами, актовый зал со сценой. Оборудование для педагога: медиапроектор, компьютер для педагога, демонстрационная магнитная доска, магнитофон, видеокамера, телвизор. Оборудование для детей: театральный реквизит и декорации Форма одежды для детей: театральные костюмы для выступлений. 2.3 ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОБУЧАЮЩИМИСЯ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Критерии усвоения программного материала и развитие других качеств ребенка определяются по трем уровням: максимальный – программный материал усвоен обучающимся полностью, имеет высокие достижения (победитель международных, всероссийских, областных конкурсов, района и средний – усвоение программы в полном объеме, при наличии несущественных ошибок; участвует в смотрах конкурсах и др. на уровне Дома детского творчества, посёлка. 11 минимальный – усвоение программы в неполном объеме, допускает существенные ошибки в теоретических и практических заданиях; участвует в конкурсах на уровне коллектив ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ И КОНТРОЛЯ Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля: текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы проводимые в Доме детского творчества; итоговый – открытые занятия, спектакли, фестивали. Мероприятия и праздники, проводимые в коллективе, являются промежуточными этапами контроля за развитием каждого ребенка, раскрытием его творческих и духовных устремлений. 2.4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Принципы построения и реализации программы: Программа «Театр, где играют дети» строится на следующих концептуальных принципах: Принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира. Принцип динамики. Предоставить ребенку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравится. Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год. Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок. Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи. Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов. Формы проведения учебных занятий: Распределение форм и методов по годам и темам программы: 12 Раздел Формы проведения Приёмы и методы История театра. Групповые занятия по усвоению новых знаний, игровые групповые занятия, практические занятия, творческая лаборатория, заочная экскурсия, Метод игрового содержания, наглядный, объяснительноиллюстративный, метод импровизации, репродуктивный, Актерская грамота беседы, игровые формы, занятие-зачёт Метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации. Художественное чтение Групповые, игровые, занятие-зачёт. Метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации Сценическое движение Групповые Метод ступенчатого повышения нагрузок, метод плотных нагрузок, метод взаимообучения Работа над пьесой Практические, творческие лаборатории, репетиции. Метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания,метод импровизации, объяснительно-иллюстративный, метод импровизации, метод полных нагрузок. Методы обучения: Мероприятия и психологические практикумы Вечера, праздники, конкурсы, практикумы. Эвристический, метод полных нагрузок Используемые технологии: При реализации программы «Театр, где играют дети» используются как традиционные методы обучения, так и инновационные технологии: репродуктивный метод (педагог сам объясняет материал); объяснительно-иллюстративный метод (иллюстрации, демонстрации, в том числе показ видеофильмов); проблемный (педагог помогает в решении проблемы); поисковый (воспитанники сами решают проблему, а педагог делает вывод); эвристический (изложение педагога + творческий поиск обучаемых), методы развивающего обучения, метод взаимообучения, метод временных ограничений, метод полных нагрузок (превращает тренинг в цепь целесообразных, вытекающих одно из другого упражнений), метод ступенчатого повышения нагрузок (предполагает постепенное увеличение нагрузок по мере освоения технологии голосоведения и сценической речи), метод игрового содержания, метод импровизации. 13 2.5 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: Список литературы для педагогов 1.Театр, где играют дети: Учеб.-метод.пособие для руководителей детских театральных коллективов/ Под ред. А.Б.Никитиной.–М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 288 с.: ил.. 2.Щуркова Н.Е. Классное руководство: Формирование жизненного опыта у учащихся. М.: Педагогическое общество России, 2002. -160с. 3. Аджиева Е.М. 50 сценариев классных часов / Е.М.Аджиева, Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина, Н.А. Жокина, Н.В. Мартишина. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. – 160 с. 4. Бабанский Ю. К. Педагогика / Ю.К. Бабанский - М., 1988. - 626 с. 5. Безымянная О. Школьный театр. Москва «Айрис Пресс» Рольф, 2001 г.-270 с. 6. Корниенко Н.А. Эмоционально-нравственные основы личности: Автореф.дис.на соиск.уч.ст.докт.психол.наук / Н.А.Корниенко – Новосибирск, 1992. – 55 с. 7. Методическое пособие. В помощь начинающим руководителям театральной студии, Белгород, 2003 г. 8. Особенности воспитания в условиях дополнительного образования. М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004. – 64 с. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»). 9. Организация воспитательной работы в школе: для заместителей директоров по воспитанию, классных руководителей и воспитателей/Библиотека администрации школы. Образовательный центр “Педагогический поиск”/под ред. Гуткиной Л.Д., - М., 1996. - 79с. 10. Панфилов А.Ю., Букатов В.М.. Программы. «Театр 1-11 классы». Министерство образования Российской Федерации, М.: «Просвещение», 1995г. Литература для обучающихся и родителей 1. Воронова Е.А. «Сценарии праздников, КВНов, викторин. Звонок первый – звонок последний. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004 г.-220 с. 2. Давыдова М., Агапова И. Праздник в школе. Третье издание, Москва «Айрис Пресс», 2004 г.-333 с. 3. Журнал «Театр круглый год», приложение к журналу «Читаем, учимся, играем» 2004, 2005 г.г. 4. Каришев-Лубоцкий, Театрализованные представления для детей школьного возраста. М., 2005 3.Выпуски журнала «Педсовет» 5. Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции. – М., 2003. 6. Любовь моя, театр (Программно-методические материалы) – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004. – 64 с. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»). 7. Савкова З. Как сделать голос сценическим. Теория, методика и практика развития речевого голоса. М.: «Искусство», 1975 г. – 175 с. 8. У. Шекспир «Собрание сочинений» 9. Школьный театр. Классные шоу-программы»/ серия «Здравствуй школа» - Ростов н/Д:Феникс, 2005. – 320 с. 10. «Школьные вечера и мероприятия» (сборник сценариев)- Волгоград. Учитель , 2004г 14