Управление образования администрации МО «г. Березники» Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества» СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Педагогическим советом Директор МАУ ДО ДДЮТ Протокол № 2 ________ Л.А. Малахова «07» октября 2024 «07» октября 2024 г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательное проектоведение» Детский коллектив «Проект» Направленность: Социально- гуманитарная Предметная область: Прочие Уровень освоения: Базовый Возраст обучающихся: 10-16 лет; Срок реализации: 4 года Составитель: педагог дополнительного образования Зырянова Ольга Валентиновна. п.Орел, 2021 г. 1 СОДЕРЖАНИЕ 1 1.1 1.2 1.3. 1.4. 2.1 2.2. 2.3 2.4 2.5. РАЗДЕЛ № 1 КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Нормативно-правовая база Направленность программы Уровень освоения Актуальность Отличительная особенность. Целевая группа, особенности состава учащихся Срок обучения: Формы организации образовательного процесса: Особенности организации образовательного процесса. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Учебный план Содержание 1 год 2 год 3 год 4 год ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАЗДЕЛ № 2 КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОБУЧАЮЩИМИСЯ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Принципы построения и реализации программы Методы обучения Перечень методических материалов Особенности организации образовательного процесса в период карантина и дистанционного режима. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 2 3 стр. 5 стр. 6 стр. 6 стр. 6 стр. 6 стр. 7 стр. 7 стр. стр. 8 стр. 15 стр 17 стр. 5 стр. 18 стр. РАЗДЕЛ № 1 КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Нормативно-правовая база Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательное проектоведение» создана для организации образовательного процесса в МАУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества» в 2021-2025 году. В процессе создания программы учтены положения следующих нормативных документов: Федеральный закон №273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ», Приказ Министерства Просвещения России от 09.11.2018 №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи; Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242); Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242) Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р) Устав МАУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества». Направленность программы: Социально-гуманитарная направленность Предметная область: Прочие Уровень освоения : Базовый Уровень освоения Общекультурный (Базовый) Специфика – освоение определенного вида деятельности, специализированных знаний, развитие приобретенных ранее навыков; – специальные методы и приемы обучения; – средняя степень сложности материала Актуальность (актуальность, новизна, педагогическая целесообразность) Данная программа имеет социально-гуманитарную напрвленность. Потребность в данном курсе возникла в связи с широким применением в образовательных учреждениях метода проектов как технологии формирования метапредметных и личностных универсальных учебных действий у обучающихся. Освоение способов деятельности, применимых к очень широкому кругу объектов воздействия, в рамках изучения данного курса, позволяет сформировать у учащихся важный внутренний ресурс, который специально в других составляющих образовательного процесса в школе не формируется. Программа призвана обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над проектами способов деятельности учащимися основной и средней школы и подготовку их, таким образом, к разработке и реализации собственных проектов. 3 Внедрение ФГОС нового поколения предполагает формирование у детей метапредметных и личностных универсальных учебных действий. Но решить эту задачу невозможно, изучая теоретический материал школьных предметов, и, при этом, не подкрепляя его практической деятельностью. Вот почему на современном этапе актуальным направлением образовательного процесса является социальное проектирование, которое позволяет: 1) Соединить теоретические знания, практические навыки и умения с формированием активной жизненной позиции. 2) Помогает адаптации школьников к жизни в меняющемся обществе. 3) Формирует чувство сопричастности с близким социумом, чувство толерантности, ответственности за свои поступки. Отличительная особенность. Социальный проект является формой постановки задачи, научного обоснования ее решения и выработки предложений по реализации намеченного. Это одна из форм, объединяющая обучение и воспитание, так как развивает навыки критического мышления, анализа проблемы, участия в дискуссии, выбора альтернативного решения. Важной частью проекта является умение не только выделять острые социальные проблемы, предлагать пути их решения, но и активное участие детей в самом процессе преобразования действительности. Особое внимание при этом уделяется социальной адаптации учащихся, их включению в общественную жизнь, выработке активной гражданской позиции. Отличительные особенности от существующих программ: Рабочая программа «Проект» по основам проектной деятельности (ОПД) составлена на основе инновационных разработок лаборатории педагогических исследований г. Самара с учетом особенностей образовательного процесса в системе дополнительного образования. Разработана программа на основе учебных модулей «Основы проектной деятельности» для учащихся основной и средней школы (5-11 классы) (Кировский ИПК и ПРО, 2006) и пособия «Основы проектной деятельности школьника» (Авторы Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В., Самара, 2006). А также, на основе пособия «Занимательное проектоведение» в 7 частях, подготовленного ведущими экспертами и тренерами в сфере социального проектирования Архангельской Школы общественной дипломатии и Нижегородской школы социальных аниматоров. Целевая группа, особенности состава учащихся: обучающиеся Возраст обучающихся: 10 - 16 лет. Состав обучающихся : все желающие и девочки, и мальчики (смешанные группы) Допуск врача: не требует специального допуска врача. Данная программа педагогически целесообразна, т.к. ее реализация органично вписывается в единое образовательное пространство образовательной организации и позволяет применять ее в инклюзивных группах. Занятия помогают ребенку социализироваться, благоприятно влияют на становление личности ребенка с ОВЗ в целом. Срок обучения: 4года В течение первого года обучения учащиеся познакомятся с данным видом деятельности. В течение второго года усиливается самостоятельная работа учащихся над проектом. В течение третьего года обучения учащиеся самостоятельно разработают собственные проекты. В течение четвертого года предполагается участие учащихся в муниципальных и краевых конкурсах социально- культурных проектов и общественных инициатив. Формы организации образовательного процесса: очная, групповая, возможна частично дистанционная форма организации. 4 Формы и режим занятий: Занятия проходят 2 раза в неделю продолжительностью 1.5 часа. Наполняемость учебной группы - 15 человек. Состав детских групп: постоянный. Набор обучающихся: свободный. Особенности организации образовательного процесса : Для профилактики и предотвращения распространения гриппа, ОРВИ, новой коронавирусной инфекции в условиях карантина или режима самоизоляции реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы проводится в дистанционном режиме с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. 1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цель: формирование общегражданских ценностей через участие в общественной жизни и личное взаимодействие. Задачи: 1) Способствовать формированию у обучающихся активной гражданской позиции, путем участия в общественной жизни поселения, района. 2) Изучить и практически опробовать различные методы и приемы социального проектирования. 3) Способствовать социальной адаптации обучающихся. 5 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ Год обучения I II III IV Продолжительность занятия 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа Периодичность в неделю 2 раза 2 раза 2 раза 2 раза Количество часов в год 144 144 144 144 4. Ожидаемые результаты: - В ходе выбора проблемы и совместной деятельности по ее решению у школьников пробудится их субъективность, выработается активная гражданская позиция. - В ходе реализации проекта у учащихся сформируются умения поисковой работы, общения с представителями государственных органов, разовьется творческий потенциал. - В результате – включение учащихся в общественную жизнь ближайшего микросоциума, успешное социальное проектирование. Программа учитывает основные возрастные особенности обучающихся, направлена на последовательное формирование тех или иных компетентностей: Учащиеся 5-11 классов должны знать: особенности, этапы, важнейшие понятия, методы данного вида деятельности. Учащиеся 5-11 классов должны уметь различать, а впоследствии реализовывать самостоятельно разные виды работ и разные виды ответственности за них. Они постепенно учатся планировать свои действия и двигаться к осуществлению проектного замысла. В течение первого года обучения учащиеся познакомятся с особенностями проектной деятельности, а также, под руководством учителя разработают коллективные, кратко и среднесрочные социальные проекты. Программа I года обучения решает задачу приобщения пятиклассников к общественной жизни своей местности, классного коллектива. В основе занятий – наблюдения, элементы исследования, полезные практические дела. Итогом изучения модуля является выявление и формирование устойчивых мотивов, интересов и потребностей школьников в жизненном самоопределении. В течение второго года усиливается самостоятельная работа учащихся над проектом. Проекты становятся долгосрочными, направленными на решение близких учащимся проблем. Программа второго года обучения формирует аналитические умения и навыки по широкому спектру вопросов, которые значимы для самих учащихся и территории проживания, требуют своего решения. Школьники на основе комплексного применения полученных знаний на практике получают общее представление об алгоритме учебного исследования. Итогом данного этапа изучения курса должно стать ясное понимание избранной проблемы (подтемы) исследования, над которой будет работать ученик индивидуально и в команде с учётом возрастных особенностей. В течение третьего года обучения учащиеся самостоятельно разработают собственные проекты. Предполагается их участие в муниципальных конкурсах социальнокультурных проектов и общественных инициатив. Ученик в течение третьего года 6 обучения систематизирует ранее полученные знания, умения и навыки подготовки к исследованию, выбору проблемы, сбору и анализу информации. Главной задачей этого этапа деятельности является разработка собственного варианта решения проблемы. В течение четвертого года обучения учащиеся самостоятельно разработают собственные проекты. Предполагается их участие в муниципальных и краевых конкурсах социально- культурных проектов и общественных инициатив. Итогом должна стать программа действий, разработка варианта реализации программы с элементами моделирования принятия позитивного решения исследуемой проблемы. В этих целях возможны самые различные акции учащихся: письменные обращения в исполнительные и законодательные органы, СМИ, общественные организации; личное практическое участие путём проведения КТД по обустройству территории, оказанию помощи престарелым жителям). Практические результаты должны иметь социально значимую направленность. Особенностью их деятельности в этот период станет тьюторство – старшеклассники станут соавторами и консультантами при работе над проектами младших школьников, что обеспечит преемственность и передачу накопленного опыта. Для каждого года обучения существуют единые модули, формирующие основы проектной деятельности, такие как: Модуль «От проблемы к цели», где происходит знакомство с понятиями: Учебный проект. Виды проектов. Ситуация и проблема. Описание ситуации. Признаки ситуации. Желаемая и реальная ситуации. Что значит поставить цель. Разные способы достижения цели. Планирование деятельности. Что такое задача. Шаги для решения задачи. Что такое ресурсы. Модуль «Работа с каталогами»: Информация с титульного листа книги. Информация с карточки библиотечного каталога. Виды каталогов. Роль каталогов при работе над проектом. Составление памятки «Как искать информацию в каталоге». Модуль «Работа со справочной литературой» Виды справочной литературы. Размещение информации в справочной литературе. Поиск информационных лакун. Поиск и отбор информации, необходимой для заполнения информационных лакун. Модуль «Способы первичной обработки информации»Чтение текста с маркированием (прием «инсерт»). Организация информации с помощью денотатного графа. Работа с терминами и понятиями. Коллажирование как способ первичной обработки информации. Модуль « Наблюдение и эксперимент». Наблюдение как способ сбора первичной информации. Статическое наблюдение. Измерение. Динамическое наблюдение. Эксперимент и его особенности. Прогноз. Краткосрочный эксперимент. Длительный эксперимент. Выбор способа сбора данных. Модуль «как работать вместе». Что такое команда? Зона личного комфорта. Взаимодействие в команде. Командные роли. Способы разрешения конфликтов. Стратегии группового взаимодействия. Модуль «Основы риторики и публичное выступление» Критерии эффективного публичного выступления. Планирование публичного выступления: разработка плана. Примеры в выступлении. Этапы речи и их задачи. Вступительная часть. «Языковой паспорт говорящего». Абстрактные и конкретные слова. Отличия письменной и устной речи. Абстрактные и конкретные слова. Отличия письменной и устной речи. Смысловые части выступления. Заключительная часть выступления. Невербальные средства. Взаимодействие с аудиторией. Целевая аудитория. Модуль «Презентация продукта» Презентация как вид деловой коммуникации. Типы, виды, формы презентации. Целевая аудитория. Интересы целевой аудитории. Возможное содержание выступления. Структура выступления. Преодоление коммуникативных 7 барьеров. Роль интонации во взаимодействии с аудиторией. Невербальная коммуникация. Письменные и наглядные материалы. Однако, по мере освоения программы, она ежегодно пополняется и усложняется модулями: II год обучения: Модули «Сам себе эксперт», «Анализ и планирование ресурсов» , «Методы сбора данных: анкетный опрос и интервью». III год обучения: Модули «Продвижение продукта», «Проведение анализа», «Аргументация» , «Ведение дискуссии». IV год обучения: Модуль «Социальное проектирование», «Работа над собственным проектом». 1. Учебно-тематический план: Сводный тематический план: Тема (учебные модули) / обучения( количество часов) год I 15 II 8 III 9 IV 15 Модуль «От проблемы к цели» 7 «Работа с каталогами» «Работа со справочной литературой» «Способы первичной обработки информации» «Наблюдение и эксперимент» «Как работать вместе». «Основы риторики и публичное выступление» «Презентация продукта» «Сам себе эксперт» «Анализ и планирование ресурсов» «Методы сбора данных: анкетный опрос и интервью». «Продвижение продукта» «Проведение анализа» «Аргументация» «Ведение дискуссии» «Социальное проектирование» «Работа над собственным проектом». № п/п 1. 15 16 13 8 19 8 17 15 12 7 15 15 12 6 8 5 16 5 9 15 15 12 7 15 17 15 Календарно- тематический план: I год обучения. Тема: Модуль «от проблемы к цели» (15 часов) Описание ситуации. Определение признаков ситуации. Желаемая ситуация. Признаки желаемой ситуации. Анализ реальной ситуации. Постановка проблемы. Постановка цели. 8 Кол-во часов. Теория 15. 2. 1. 1. 1. 1. Практика 2 2. 3. 4. 5. Способы достижения цели. Постановка задач. Составление графика деятельности. Практическое занятие Виды ресурсов. Планирование ресурсов. Модуль «Работа со справочной литературой» (15 часов) Виды справочной литературы. Размещение информации в справочной литературе. Практикум №1 «Поиск информации». Практикум №2 «Поиск информации». Поиск информационных лакун. Практикум №3 «Поиск информационных лакун» Поиск и отбор информации, необходимой для заполнения информационных лакун. Практикум № 4 «поиск информации». Оформление ссылок. Индивидуальный алгоритм работы со справочной литературой. Практикум № 5 «Работа над проектом». Модуль «Способы первичной обработки информации» 16 часов Чтение текста с маркированием (прием «инсерт») Практикум №6 «Прием «инсерт»». Организация информации с помощью денотатного графа. Практикум №7 «Организация информации с помощью денотатного графа». Работа с терминами и понятиями. Практикум № 8 «Прием «лестница сужения и расширения понятий»». Коллажирование как способ первичной обработки информации. Практикум №9 «Коллажирование». Модуль « Наблюдение и эксперимент» (13 часов) Наблюдение как способ сбора первичной информации. Статическое наблюдение. Практикум № 10 «Статическое наблюдение» Измерение. Практикум № 11 «Измерение». Динамическое наблюдение. Практикум № 12 «Динамическое наблюдение». Эксперимент и его особенности. Прогноз. Краткосрочный эксперимент. Длительный эксперимент. Практикум № 13 «Эксперимент». Выбор способа сбора данных. Модуль «как работать вместе» (8 часов) Что такое команда? Практика в форме ролевая игра Зона личного комфорта. Взаимодействие в команде. Командные роли. Способы разрешения конфликтов. 9 2. 2. 2 1. 2. 8 1. 1. 7 1 1 1. 1 1. 1 2. 2. 9 3 7 1. 3 1. 4 1. 2 1. 8 1. 3 5 1 1. 1 1. 1 1. 1. 1. 1. 1 2. 2 2 6 1 1 1 1 6. 7. Стратегии группового взаимодействия. Модуль «Основы риторики и публичное выступление»19 часов Критерии эффективного публичного выступления. Планирование публичного выступления: разработка плана. Примеры в выступлении. Этапы речи и их задачи. Вступительная часть. «Языковой паспорт говорящего». Абстрактные и конкретные слова. Отличия письменной и устной речи. Смысловые части выступления. Заключительная часть выступления. Практикум № 14 « Подготовка публичного выступления». Взаимодействие с аудиторией. Целевая аудитория. Невербальные средства. Наглядные материалы. Практикум № 15 « Публичное выступление» Модуль «презентация продукта» (23 часа) Презентация как вид деловой коммуникации. Типы, виды, формы презентации. Целевая аудитория. Интересы целевой аудитории. Возможное содержание выступления. Структура выступления. Преодоление коммуникативных барьеров. Роль интонации во взаимодействии с аудиторией. Невербальная коммуникация. Письменные и наглядные материалы. Практикум № 16 «Подготовка и проведение презентации». Итого : 144 часов. 13 2 6 1. 1. 1. 1. 1. 1. 1. 1. 1. 2. 1. 1. 2. 9 1. 24. 14 2. 1. 1. 1. 1. 1. 1. 14 II год обучения. № п/п 1. 2. Тема Модуль « От проблемы к цели». ( 8 часов) Описание ситуации. Определение признаков ситуации. Постановка проблемы. Способы разрешения проблемы. Цель. Свидетельство достижения цели. Постановка задач. Разбиение задач на шаги. Составление плана деятельности. Практикум №1 Планирование деятельности в рамках текущего проекта. Модуль « Работа с каталогами». (7часов) Организация информации в каталоге. Виды каталогов. Каталожная карточка. Виды каталогов. Поиск информации в каталоге. Определение недостатка информации. Задание параметра поиска. Поиск информации по самостоятельно заданному параметру. Практикум № 2 «Поиск информации в электронном каталоге». 10 Количество часов Теория Практика 6 2 1. 1. 1. 1. 1. 1. 1 1 6 1 1. 1. 1. 1. 1. 1. 1 3. 4. 6. 7. Модуль «Сам себе эксперт». (9 часов) Эталон. Оценка. Отметка. Субъективная оценка. Характеристики продукта. Критерии оценки продукта. Планирование продукта. Собственная оценка жизненной позиции. Оценка продвижения в рамках проекта. Сильные и слабые стороны; их причины. Способы преодоления трудностей. Модуль «Анализ и планирование ресурсов» (15 часов) Ресурсы. Виды ресурсов. Создание ресурсов. Усовершенствование продукта с помощью метода идеального конструкторского решения. Методы генерирования идей. Практикум № 3 «Генерация идей новых продуктов». Практикум № 4 «Генерация идей новых продуктов». Усовершенствование продукта методом системного оператора. Бюджет проекта. Практикум № 5. «Как рассчитать бюджет проекта». Модуль «Как работать в команде» (8 часов) Что такое команда? Зона личного комфорта. Процедура принятия командного решения. Командные роли. Виды взаимодействия в группе. Роль конфликта в общении. Способы разрешения конфликтов. Модуль «Методы сбора данных: анкетный опрос и интервью». (15 часов) Тест и опрос. Цели опроса. Мотивация к участию в опросе. Виды вопросов. Экспертиза вопросов. Составление опросников. Практикум №6 «Составление опросников». Сфера применения, возможности и ограничения анкетного опроса. Сфера применения, возможности и ограничения интервьюирования. Практикум №7 «Анкетный опрос» Практикум №8 «Интервьюирование». Модуль «Основы риторики и публичное выступление» (17 часов) Критерии эффективного публичного выступления. Планирование публичного выступления: разработка плана. Примеры в выступлении. Этапы речи и их задачи. «Языковой паспорт говорящего». Абстрактные и конкретные слова. 11 9 1. 1. 1. 1. 1. 1. 1. 1. 1. 9 2. 2. 2. 6 1. 1. 1. 1. 1. 4. 6 1. 1. 1. 1. 1. 1. 2 2. 12 3 1. 1. 1. 1. 1 4. 4. 15 1. 1. 1. 1. 1. 1. 1 1 2 8. Отличия письменной и устной речи. Смысловые части выступления. Заключительная часть выступления. Вопросы. Взаимодействие с аудиторией. Невербальные средства. Риторические приемы в публичном выступлении. Наглядные материалы. Вопросы на уточнение, понимание, на развитие темы. Дискредитацию. Публичное выступление. Модуль « Презентация продукта» (48 часов) Типы, виды, формы презентации. Целевая аудитория. Интересы целевой аудитории. Возможное содержание выступления. Структура выступления. Преодоление коммуникативных барьеров. Роль интонации во взаимодействии с аудиторией. Невербальная коммуникация. Письменные и наглядные материалы. Практикум № 9 «Подготовка и проведение презентации». Итого: 144 часа. 1. 1. 1. 1. 1. 1. 1. 1. 2. 3 9 1. 2. 1. 1. 1. 1. 1. 1. 3. 39 III год обучения. № п/п Тема Кол-во часов Теория 1. 2. 3. Модуль «от проблемы к цели» (9 часов) Описание ситуации. Определение признаков ситуации. Желаемая ситуация. Признаки желаемой ситуации. Анализ реальной ситуации. Постановка проблемы. Постановка цели. Способы достижения цели. Постановка задач. Составление графика деятельности. Виды ресурсов. Планирование ресурсов. Модуль «Анализ и планирование ресурсов» (8 часов) Ресурсы. Виды ресурсов. Создание ресурсов. Усовершенствование продукта с помощью метода идеального конструкторского решения. Методы генерирования идей. Практикум №1 «Генерация идей новых продуктов». Практикум №2 «Генерация идей новых продуктов». Усовершенствование продукта методом системного оператора. Бюджет проекта. Модуль «Продвижение продукта» (9 часов) Потребности. Неограниченность потребностей. 12 Практика 9 1 1 1 1 1 1 1 1 6 1. 1. 1. 2 1. 1 1 1. 1. 9 1. 4. 5. 6. 7. Товар и услуга. Функции товара. Рынки. Спрос. Предложение. Конкуренция. Сегментирование. Маркетинговое исследование. Позиционирование товара. Маркетинг. Концепции маркетинга. Маркетинговый план. Модуль «Методы сбора данных: анкетный опрос и интервью» (5 часов) Тест и опрос. Цели опроса. Мотивация к участию в опросе. Виды вопросов. Экспертиза вопросов. Составление опросников. Практикум №3 «Составление опросников». Сфера применения, возможности и ограничения анкетного опроса. Модуль «Проведение анализа» (15 часов) Понятие: содержание понятия. Объем понятия. Признаки. Общие и единичные понятия. Конкретные и абстрактные понятия. Собирательные и разделительные понятия. Классификация понятий. Суждение. Отношения между суждениями. 1. 1. 1. 2. 1. 1. 1. 4 Исчисление сложных высказываний. Умозаключение: дедуктивные, категорические, условнокатегорические, дилемма. Правила силлогизма. Энтимема. Индуктивные умозаключения. Умозаключение по аналогии. Анализ и синтез. Сравнительный анализ. Анализ причинно- следственных связей. Модуль «Аргументация» (15 часов) Доказательство. Понятие доказательства. Структура доказательства. Правила по отношению к тезису. Правила по отношению к аргументу. Правила демонстрации. Использование дедукции, индукции и аналогии в процессе доказательства. Опровержение. Способы опровержения. Критика аргументов. Логика вопросов и ответов: структура вопроса. Вопросно –ответная процедура. Ролевая игра Дискуссия. Спор. Виды спора. Ролевая игра Универсальная и контекстуальная аргументация. Приемы ведения спора. Практикум №4 «Формализованная дискуссия». Модуль «Ведение дискуссии» (54 часа) 1. 1. 13 1. 1. 1. 1 1 1. 13 1. 1. 1. 1. 1. 1. 2 1. 1. 1. 1. 1. 11 1. 1. 1. 1. 1. 1. 2. 4 1. 1. 1. 1 1 1. 1. 14 2 40 Речевые обороты, допустимые при дискуссии. От чего зависит эффективность дискуссии. Особенности восприятия речи на слух. Устранение разрывов в коммуникации. Вопросы. Практикум №5 «Тренинг умения задавать вопросы». Аргументация. Доказательство. Аргументы. Примеры. Опровержение. Коммуникативная игра: представление позиции. Выявление достоинств и недостатков идеи. Экспертиза идеи. Практикум №6 «Формализованная дискуссия». Итого: 144 часа. 1. 1. 1. 1. 1 1. 1. 1. 1. 6 39 IV год обучения № п/п Тема Модуль «от проблемы к цели» (15 часов) 1. 2. 3. 4. 5. Установочное занятие Разработка собственного проекта (определение направления работы) Формулирование проблемы, постановка цели. Постановка задач в рамках собственного проекта Составление графика деятельности. Практикум №1 «Формулирование проблемы, постановка цели». Практикум №2 «Постановка задач». Практикум №3 «Составление графика деятельности». Модуль «Анализ и планирование ресурсов» (16 часов) Ресурсы. Виды ресурсов. Создание ресурсов. Практикум №4 «Планирование ресурсов» Усовершенствование продукта с помощью метода идеального конструкторского решения. Тьюторство (работа совместно с группой IIгода обучения) Бюджет проекта. Практикум №5 «Составление бюджета проекта» Модуль «продвижение продукта» (7 часов) Маркетинговое исследование. Позиционирование товара. Практикум №6 «Маркетинговое исследование» Модуль «Методы сбора данных: анкетный опрос и интервью» (5 часов). Тьюторство. «Тест и опрос. Цели опроса». Тьюторство .Мотивация к участию в опросе. Тьюторство . Виды вопросов. Экспертиза вопросов. Тьюторство Составление опросников. Практикум №7 «Составление опросников». Модуль «Проведение анализа» (15 часов) Классификация понятий. 14 Кол-во часов Теория Практика 1 14 1 2 1 2 1 2 4 2. 3 3 12 2. 1. 4. 1. 3 2. 1. 6. 4 4 5 1. 1. 1. 2. 11 1. 4 6. 7. 8 Суждение. Отношения между суждениями. 1. Исчисление сложных высказываний. Умозаключение: дедуктивные, категорические, условнокатегорические, дилемма. Правила силлогизма. Энтимема. Индуктивные умозаключения. Умозаключение по аналогии. Анализ и синтез. Сравнительный анализ. Анализ причинно- следственных связей. Практикум №8 «Анализ причинно- следственных связей». Модуль «Практика работы над проектом» (15 часов) Работа по реализации собственных ученических проектов Модуль «Презентация проекта» (12 часов) Речевые обороты, допустимые при дискуссии. От чего зависит эффективность дискуссии. Особенности восприятия речи на слух. Устранение разрывов в коммуникации. Вопросы. Практикум №9 «Тренинг умения задавать вопросы». Аргументация. Доказательство. Аргументы. Примеры. Опровержение. Тьюторство. Работа с младшими группами. Модуль «Социальное проектирование» (55 часов) Участие в конкурсах социально-культурных проектов (опыт предыдущих участников объединения) Работа в интернет-пространстве (изучение информации о конкурсах проектов районного, краевого, Российского, международного уровня) Разработка проектной документации. Практикум №10 «Разработка проектной документации» Составление отчета по проекту. Практикум №11 «Составление отчета по проекту». Итого:144 часа. 1. 1. 1. 1. 1. 1. 1. 2. 6 1. 1. 1. 1. 4. 15 15 6 1 1. 1. 13 2. 5 42 14 2. 12 3. 6 16 КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Год обучен ия Целевая группа 1 10-12 лет 2 Возраст 13-14 лет Количес тво часов по програм ме в год Недельн ая нагрузка 144 ч. 4 час в 2 раза в 1 неделю неделю по Зырянова О В 2 часа 144 ч 4 час в Режим занятий 2 раза в неделю по 15 Количество групп и ФИО педагога, реализующего программу с данной группой Сроки реализации (кол-во недель в год, каникулы, сроки) Сроки проведени я аттестаци и 36 уч. недель С 01.04.202 2 начало уч/г 1 Зырянова О В 01.09. 2021 3 15-16 лет 144 ч. неделю 2 часа каникулы 4 час в неделю 2 раза в неделю по 2 часа 1 Зырянова О В с 28 .12.2021 по 25.05.202 2 по 10.01.2022 окончание уч/г 25.05.2022 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Кадровое обеспечение: Зырянова Ольга Валентиновна, педагог дополнительного образования СЗД Материально-техническое обеспечение: наличие помещения, музыкального и мультимедийного обрудования. Адрес реализации ДООП: МО «Город Березники». п. Орел, ул Советская, 72 а. Помещение: кабинет с учебными столами, актовый зал со сценой. Оборудование для педагога: медиапроектор, компьютер для педагога, демонстрационная магнитная доска, магнитофон, видеокамера, телвизор. Оборудование для детей: театральный реквизит и декорации Форма одежды для детей: театральные костюмы для выступлений. Методический ресурс: Разработана программа на основе учебных модулей «Основы проектной деятельности» для учащихся основной и средней школы (5-11 классы) (Кировский ИПК и ПРО, 2006) и пособия «Основы проектной деятельности школьника» (Авторы Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В., Самара, 2006). Для самостоятельного мониторинга собственного продвижения учащихся разработаны «Дневники проектной деятельности», «Рабочие тетради» для теоретических и практических занятий. Особенности, виды, типы проектов, возможное темы проектов для общеобразовательных школ содержатся в журналах «Образование в школе», «Классный руководитель». Информационный ресурс: Рекомендации по проведению лабораторных и практических работ изложены в виде мультимедийных презентаций. Дидактический и лекционный материалы представлены в виде презентаций и видеофильмов. Широкий спектр теоретического обоснования проектной деятельности представлен в виде мультимедийных презентаций. Богатый опыт собственной проектной деятельности (с 2004 г.) обобщен и представлен как на бумажных, так и на электронных носителях. Технический ресурс: Для проведения занятий используются ПК, ЖК-телевизор, видеокамера, фотоаппараты, микрофоны, ч/б и цветной принтеры, микрофоны, диктофон. Ресурс местной инфраструктуры: Для проведения экскурсий, выездных занятий используются: УИАМ «Палаты 16 Строгановых», МАОУ ДО «Детская школа искусств» г. Усолье, МУК «Усольская межпоселенческая библиотека», Орлинская поселенческая библиотека, Орлинский Дом культуры. 2.3. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОБУЧАЮЩИМИСЯ Способы проверки знаний и умений: Планируемые результаты обучения определяются по каждому модулю на основе конкретизации сложных умений, необходимых для работы над проектом. Поскольку основная часть работы в рамках курса основывается на работе малых групп, контроль за достижением планируемых результатов осуществляется непосредственно при выполнении заданий: в процессе презентаций, представления учащимися результатов групповой работы, в ходе реализации проектов. Формы подведения итогов: Поскольку в основе программы лежит организация проектной деятельности, основной формой подведения итогов становится презентация проектов. Проекты имеют различную направленность, отсюда – и разнообразие форм их презентации: 1. фестивали 5. соревнования 2. концерты 6. игры 3. конкурсы 7. экскурсии 4. смотры 8. выставки 2.4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Формы занятий: формы занятий варьируются в зависимости от вида и этапа проекта. На различных этапах и в различного рода проектах формы занятий могут существенно различаться. Однако, наиболее распространенные: ролевая игра, экскурсия, дискуссия, фестиваль, презентация, смотр-конкурс, конференция, лекция, беседа, диспут. При организации работы учащихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа учащихся, но и групповая. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения: работа в группе в разнообразных качествах, рассмотрение различных точек зрения на одну проблему, организация взаимодействия между участниками проекта. Методы и приемы: на различных этапах проектной деятельности применяются такие методы как наблюдение, эксперимент, дискуссия, групповые игры и диспуты. На начальном этапе проектной деятельности важной является выработка у учащихся мотивации к исследовательской деятельности в целом и проектной в частности. Подготовка к работе над проектом включает в себя определение руководителей и создание инициативной группы. Поисковый этап предполагает сбор и анализ информации, полученной на основе наблюдений, данных экспериментов, личного опыта. Взаимодействия с компетентными специалистами, или сведений, содержащихся в архивах. Выдвинутые гипотезы проверяют, собранные материалы готовят к защите. Итогом проектной деятельности являются ее презентация и защита финального продукта. Опыт проектной деятельности показывает, что самостоятельное овладение учащимися проектной технологией невозможно. Важная роль на всех этапах деятельности отводится педагогу, который, с одной стороны, выступает организатором проекта, обеспечивая 17 развитие и обучение детей, а, с другой стороны, является равноправным членом рабочей группы, выдвигающим собственные цели, анализирующим ситуацию и предлагающим интересные идеи. Виды проектной деятельности: В соответствии с доминирующим методом или видом деятельности можно выделить следующие типы проектов: -прикладные проекты, которые отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников( например, проект закона, справочные материалы, словарь); - исследовательские проекты подразумевают деятельность учащихся по решению творческих задач с заранее неизвестным результатом и предполагают наличие основных этапов, характерных для научной работы. - информационные проекты направлены на изучение характеристик каких- либо процессов, явлений, объектов и предполагают их анализ и обобщение выявленных фактов; структура такого проекта сходна со структурой исследовательского, что часто служит основанием их интеграции. - ролево - игровые проекты, в которых участники исполняют определенные роли (литературных персонажей или выдуманных героев); структура таких проектов только намечается, оставаясь открытой до окончания работы. В соответствии с предметно- содержательной областью выделяют моно - проекты и межпредметнные проекты. По характеру контактов проекты могут быть: локальными, внутришкольными, региональными, национальными и международными. По количеству исполнителей проекты различают на: индивидуальные и коллективные. По продолжительности проведения проекты различают на краткосрочные, средней продолжительности (один – два месяца) и долгосрочные (до одного года). 2.5 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Аспекты модернизации российской школы (научно- методические рекомендации к широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры основного общего образования). – М., 2001 г. 2. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. – М., 2002 г. 3. Образование для гражданского участия/ под редакцией И.Д. Фрумина – Красноярск, 1998 г. Практика подготовки и реализации социально- значимых проектов в школе. – Самара, 2000г. 4. Практика подготовки и реализации социально- значимых проектов в школе. – Самара, 2000г. 5. Применение проективных технологий в педагогическом опыте. Т.В. Руднева. 6. Технологии гражданского образования: социальное проектирование, интерактивные игры. / Автор- составитель Н.Ю. Бухарева/, 2009 г. 18