ДООП 2024 Шахматы Чудесные фигуры

Управление образования администрации МО «г. Березники»
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества»
СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом

Директор МАУ ДО ДДЮТ

Протокол № 2

________ Л.А. Малахова

«07» октября 2024

«07» октября 2024 г.

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа

«Чудесные фигуры»
Направленность: Физкультурно-спортивная
Уровень освоения: общекультурный (базовый)
Возраст учащихся: 7- 10 лет
Срок реализации: 3 года

Составитель:
Питиримов Сергей Юрьевич,
педагог дополнительного образования

Усолье, 2024 г.

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Чудесные фигуры» создана для организации образовательного процесса в
МАУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества».
В процессе создания программы учтены положения следующих
нормативных документов:
 Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012 г.;
 Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);
 Приказ Министерства Просвещения России от 09.11.2018 N 196 "Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
 Санитарно-эпидемиологические
требования
к
учреждениям
дополнительного образования детей. (СанПин 2.4.4.3172-14);
 Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (письмо МОиН РФ № 09-3242 от 18.11.2019)
 Устав МАОУ ДОД «Дворец детского (юношеского) творчества».
Программа имеет физкультурно-спортивную направленность, отвечает
запросам детей и родителей на дополнительные образовательные услуги.
Программа ориентирована на интеллектуальное развитие детей среднего и
старшего дошкольного возраста путем обучения детей шахматной игре.
Способствует совершенствованию психических процессов, становление
которых особенно активно в дошкольном возрасте.
Актуальность
Шахматы – игра помогает подготовить дошкольника к успешному усвоению
общеобразовательных школьных дисциплин, в первую очередь математики.
Занятия шахматами укрепляют память, учат мыслить логически, сравнивать и
предвидеть результат, планировать свою деятельность, развивают воображение
и аналитические способности.
Отличительные особенности программы: программа составлена на основе
программы "Шахматы, первый год" И.Г.Сухина, который опирается на ряд
нетрадиционных авторских наработок. В их числе основные положения
обучения:
- использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски;
применение
нестандартных
дидактических
заданий
и
игр;
- детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;
- выявление стержневой игры первого этапа обучения "Игры на уничтожение":
фигура против фигуры.

В предлагаемой программе реализуется связь с общим образованием,
выраженная в более эффективном и успешном освоении учащимися
общеобразовательной программы благодаря развитию личности способной к
логическому и аналитическому мышлению, а также настойчивости в
достижении цели.
Основой организации работы с детьми в данной программе является
система дидактических принципов:
принцип психологической комфортности - создание образовательной среды,
обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса
принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого
ребенка своим темпом;
принцип целостного представления о мире - при введении нового знания
раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять
собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение
детьми собственного опыта творческой деятельности;
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды
об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение
задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать
на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами,
появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать
пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в
достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести
ответственность за них.
Процесс обучения необходимо сделать максимально наглядным,
доступным, предметным, эмоционально-насыщенным, интересным и
желанным. Ведь дошкольник обучается по нашей программе лишь в той мере, в
какой она становится его собственной программой. А это значит, что занятия
должны увлекать ребенка, строиться на свойственных детям-дошколятам
потребностях и интересах, на использовании “дошкольных” видов
деятельности. Именно действие – способ познания ребенком окружающего
мира. И если мы хотим, чтобы ребенок что-то всерьез усвоил, мы должны
воплотить это в деятельность самого ребенка. И, что также важно для наших
целей, что ведущей деятельностью дошкольников является игра.
Основные
задачи,
которые
решает
этот
курс:
- познакомить с элементарными понятиями шахматной игры;
- помочь овладеть приёмами тактики и стратегии шахматной игры;
- обучить решать комбинации на разные темы;
- обучить учащихся самостоятельно анализировать позицию, через
формирование умения решать комбинации на различные темы;

научить
детей
видеть
в
позиции
разные
варианты.
- развивать фантазию, логическое и аналитическое мышление, память,
внимательность, усидчивость;
- развивать способность анализировать и делать выводы;
- способствовать развитию творческой активности;
- развивать волевые качества личности.
- воспитывать уважения к партнёру, самодисциплину, умение владеть собой и
добиваться цели;
- сформировать правильное поведение во время игры;
Программа предусматривает три основные формы занятий: теоретическое
занятие,
практическое занятие, игра на турнире.
Изучение истории шахмат и шахматной теории проводится по группам, по
подгруппам и индивидуально.
Групповые занятия: лекция: теоретические вопросы объясняет педагог;
семинар: один или несколько учащихся готовят для выступления доклад на
определенную теоретическую тему; группа и преподаватель выступают в роли
слушателей и оппонентов; диалог: совершенно обоснованным. Учащиеся
заранее получают материал к занятию и готовятся к полемике."столкновение"
двух противоположных точек зрения. Пример: обсуждение дебюта, который, с
точки зрения теории Стейница, является неправильным и некорректным, а с
точки зрения гипермодернистов
Занятия по подгруппам. Проводится разбор только что сыгранной партии.
При этом остальные учащиеся еще продолжают игру.
Индивидуальная работа: работа с заданиями по тактике, работа с
литературой во время занятия (с помощью педагога или самостоятельно);
тренировочные партии с преподавателем; разбор сыгранной партии.
Игра на турнире. Обычные турнирные партии с контролем времени,
соответствующие разрядным нормам турнира.
Тематические сеансы
одновременной игры против тренера или других более сильных шахматистов.
Тренировочные партии или турниры с укороченным контролем времени: 30
мин., 15 мин., 10 мин. или 5 мин. на всю партию.
Товарищеские матчи и матч-турниры, командные и личные соревнования с
другими коллективами. Конкурс решения задач или комбинаций сочетает в
себе два элемента соревновательный и обучающий, являясь следующим звеном
между обычным теоретическим занятием и турнирной шахматной партией.
Шахматные партии с консультацией: одна группа учащихся играет против
другой, имея право совещаться по поводу выбора хода. Сеансы одновременной
игры. Проводят более сильные шахматисты против своих менее опытных
противников.

Контингент обучаемых. Программа разработана для детей 5-12 лет. К занятиям
допускаются дети, не имеющие медицинских противопоказаний. Группы
формируются численностью 15 человек.
Сроки реализации. Данная программа рассчитана на три года обучения, 432
часа (по 4 часа в неделю на каждом году обучения, 36 недель в году на
реализацию Программы),
Ожидаемые результаты изучения данной программы. По итогам обучения
по программе «Чудесные фигуры», обучающиеся
Будут знать:
- Историю шахмат и выдающихся шахматистов;
- Правила игры в шахматы;
- Простейшие схемы достижения матовых ситуаций;
- Тактику и стратегию ведения шахматного поединка;
- Технику расчета;
- Комбинации в шахматах;
- Правильно располагать фигуры, без слабостей в позиции;
- Три фазы шахматной партии.
Будут уметь:
- играть в шахматы;
- участвовать в соревнованиях различных уровней;
- достойно вести себя в случае проигрыша.
Важнейшим
предполагаемым
результатом
данной
программы
является: Развитие творческой личности, способной аналитически и
критически подходить к решению не только шахматных, но и жизненных
проблем, а также воспитание гармонично развитого шахматиста, владеющего
широким арсеналом позиционных и тактических приёмов и навыков,
способного концентрировать внимание, быстро и точно считать варианты.
Целью программы «Шахматы» является: посредством занятий шахматами
содействовать развитию интеллектуальных способностей и творчества детей,
готовить детей, как на начальной ступени развития, так и высокой
квалификации для участия в соревнованиях различного ранга.
Модуль 1. Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая
программа «Чудесные фигуры» (шахматы) 1 года обучения
Цель:
Развитие логического мышления в процессе обучения основам
шахматной игры.
Задачи:
- способствовать освоению детьми основных шахматных позиций
- формировать первичные умения игры в шахматы
- развивать интеллектуально-познавательную активность посредством обучения
игре в шахматы









1.
2.
3.
4.

- развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность.
Планируемые результаты: К концу первого года обучения дети:
- приобретут теоретические знания и практические навыки шахматной игры.
будут знать: основные шахматные термины: белое и черное поле,
горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, ход,
взятие, стоять под боем, длинная и короткая рокировка, мат.шах.
- будут знать: названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, король;
пешка, правила хода и взятия каждой фигуры.
- ожидается развитие мышления, памяти, внимания, наблюдательности.
дети будут уметь:
ориентироваться на шахматной доске;
согласованность действий пешек с пешками, пешек с каждой фигурой, каждой
фигуры друг с другом;
правильно помещать шахматную доску между партнерами;
правильно расставлять фигуры в начальном положении;
различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
рокировать;
объявлять шах;
-решать шахматные элементарные задачи. –
- сформируются первичные умения игры в шахматы:
Конечным результатом обучения будет умение сыграть по правилам
шахматную партию от начала до конца
Адресат программы
Программа рассчитана на детей в возрасте 5-7 лет дошкольного возраста.
Объем программы
Программа рассчитана - 1 год обучения, 36 недель.
режим занятий -2 раза в неделю по 2 часа. Итого 144 часа.
Формы обучения и виды занятий
Форма обучения очная, традиционная. Основные формы и средства обучения:
Теоретические занятия
Практическая игра.
Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
Дидактические игры и задания, игровые упражнения.
Методы обучения
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд
этапов
На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный
методы. Они применяется:
1. При знакомстве с шахматными фигурами.
2. При изучении шахматной доски.
3. При обучении правилам игры;

4. При реализации материального перевеса.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных
этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный.
Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, ребёнок овладевает
тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий
алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход.
Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций
миттельшпиля и эндшпиля.
При изучении дебютной теории основным методом является частичнопоисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в
том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.
На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод,
для совершенствования тактического мастерства детей (самостоятельное
составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары,
мат в определенное количество ходов и т.д.).
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений,
творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой
собственный подход к игре.
Раздел 1. Содержание модуля 1. программы
Учебный план 1 года обучения
Количество часов
в том числе

теоретических

практических

Наименование разделов
и тем

1

1

-

6

6

-

Тема 2.1 Ладья

12

4

8

Тема 2.2 Слон

12

4

8

Тема 2.3 Ферзь

12

4

8

Тема 2.4 Конь

12

4

8

Тема 2.5 Пешка

12

4

8

Тема 2.6 Король

12

4

8

Тема: Введение в образовательную
программу.
Цели
и
задачи,
возникновение и история развития
шахмат.
Раздел 1 Шахматная доска

Всего

Раздел 2 Шахматные фигуры

Раздел 3.Элементы шахматной игры
Тема 3.1. Шах

12

4

8

Тема 3.2. Мат

12

4

8

Тема 3. 3. Рокировка

12

4

8

Тема 3.4.Пат

12

4

8

Тема 3.5. Мат в 1 ход

12

4

8

Тема 3.6. Учебные партии

5

5

144

56

ИТОГО

88

Краткое описание содержания учебного плана 1 года обучения
Тема: Введение в образовательную программу.
Теория: Цели и задачи, возникновение и история развития шахмат. Легенды про рождение
шахмат.
тема 1 Шахматная доска
Теория: Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и
черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные.
Практическое занятие по теме «Шахматная доска».Элементы шахматной доски
Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей и
горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Чередование
белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Диагональ. Отличие диагонали от
вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали.
Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре.
Тест: «Шахматная эстафета».
тема 2 Шахматные фигуры
Тема 2.1 Ладья
Теория: Знакомство с ладьей. Место ладьи в начальном положении. Ход и взятие
ладьи. Диаграмма и ее решение. Шахматные позиции.
Практика: Дидактическая игра «Тайны шахматной доски», «Загадки шахматной шкатулки».
«Конкурс смекалистых».
Практическое занятие по теме «Ладья».
Тема 2.2 Слон
Теория: Знакомство со слоном. Место слона в начальном положении. Ход слона,
взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Легкая и тяжелая фигура.
Практика: Ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две
ладьи против двух слонов.
Дидактическая игра «Игра на уничтожение».
Тема 2.3 Ферзь
Теория: Знакомство с ферзем. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя,
взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Ферзь против ферзя
Практика: Дидактическая игра «Игра на уничтожение».
Тема 2.4 Конь
Теория: Знакомство с конем. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие.
Практика: Конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два
коня против двух. Конь против ферзя, ладьи, слона, сложные положения.Дидактическая игра
«Игра на уничтожение».
Тема 2.5 Пешка

Теория: Знакомство с пешкой. Место пешки в начальном положении. Особенности
пешки. Пешечные заповеди.
Практика: Пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух,
две пешки против двух, многопешечные положения.
Дидактические игры «Пешечная эстафета», «Знатоки шахмат», «Игра на
уничтожение».
Тема 2.6 Король
Теория: Знакомство с королем. Место короля в начальном положении.
Практика: Ход короля, взятие. Король против ферзя, король против ладьи, король
против слона, король против коня, король против пешки.
тема 3. Элементы шахматной игры
Тема 3.1. Шах
Теория: Нападение различными фигурами на короля. Шах ферзем, ладьей, слоном,
конем, пешкой. Защита от шаха.
Практика: Решение позиций.
Тема 3.2. Мат
Теория: Понятие «МАТ». Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от
мата.
Практика: Решение позиций.
Тема 3.3. Рокировка
Теория: Понятие «Рокировка». Длинная и короткая рокировка. Три правила
рокировки.
Практика: Решение позиций.
Тема 3.4. Пат
Теория: Понятие «ПАТ».
Практика:Решение позиций.
Тема 3.5. Мат в 1 ход.
Практика:Решение задач
Тема 3.6.Учебные партии.
Практика: Рассмотрение и анализ сыгранных партий начинающими шахматистами. Турнир.
Аттестация проводится в форме: Тест, «Шахматная эстафета», Турнир.
№

1
2

3

4

5

Календарный учебный график 1 год обучения
тема
число
Количество
месяц
часов
Введение в образовательную программу,
история возникновения и развития шахмат.
4.09
1
Шахматная доска
6.09
2
Белые и черные поля.
Расположение
доски
между
партнерами.
Горизонтальная
линия.
Количество полей и горизонталей на доске.
Вертикальная линия. Большая белая и
11.09
2
большая черная диагонали. Короткие
диагонали. Центр. Форма центра.
Количество полей в центре.
Знакомство с ладьей. Место ладьи в
13.09
2
начальном положении. Ход и взятие ладьи.
Диаграмма и ее решение. Шахматные
позиции.
Дидактическая игра «Тайны шахматной
18.09
2
доски», «Загадки шахматной шкатулки».
Практическое занятие по теме

6

7

8

9

10
11

12

13
14

15

16

17

18
19
20
21

«Ладья».
Дидактическая игра «Тайны шахматной
доски», «Загадки шахматной шкатулки».
Практическое занятие по теме
«Ладья».
Знакомство со слоном. Место слона в
начальном положении. Ход слона, взятие.
Белопольные и чернопольные слоны. Легкая
и тяжелая фигура.
Ладья против слона, две ладьи против
слона, ладья против двух слонов, две ладьи
против двух слонов.
Дидактическая игра «Игра на
уничтожение».
Ладья против слона, две ладьи против
слона, ладья против двух слонов, две ладьи
против двух слонов.
Дидактическая игра «Игра на
уничтожение».
Знакомство с ферзем. Место ферзя в
начальном положении. Ход ферзя, взятие.
Ферзь – тяжелая фигура. Ферзь
против ферзя
Дидактическая
игра
«Игра
на
уничтожение».
Ферзь – тяжелая фигура. Ферзь
против ферзя
Дидактическая
игра
«Игра
на
уничтожение».
Знакомство с конем. Место коня в
начальном положении. Ход коня, взятие.
Конь против коня, два коня против
одного, один конь против двух, два коня
против двух. Конь против ферзя, ладьи,
слона, сложные положения. Дидактическая
игра «Игра на уничтожение».
Конь против коня, два коня против одного,
один конь против двух, два коня против
двух. Конь против ферзя, ладьи, слона,
сложные положения. Дидактическая игра
«Игра на уничтожение».
Знакомство с пешкой. Место пешки в
начальном положении. Особенности пешки.
Пешечные заповеди.
Пешка против пешки, две пешки
против одной, одна пешка против двух, две
пешки против двух, многопешечные
положения.
Дидактические игры «Пешечная эстафета»,
«Знатоки шахмат», «Игра на уничтожение».
Знакомство с королем. Место короля в
начальном положении.
Ход короля, взятие. Король против ферзя,
король против ладьи
король против слона, король против коня,

20.09

2

25.09

2

27.09

2

02.10

2

04.10

2

09.10

2

11.10

2

16.10

2

18.10

2

23.10

2

25.10

2

30.10

2

1.11

2

6.11

2

8.11

2

13.11

2

22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33







король против пешки.
Шах. Нападение различными фигурами на
короля.
Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой
Защита от шаха.
Практика: Решение позиций.
Понятие «МАТ».
Мат ферзем, ладьей, слоном, конем,
пешкой. Защита от мата.
Практика: Решение позиций.
Понятие «Рокировка».
Длинная и короткая рокировка. Три правила
рокировки.
Практика: Решение позиций
Понятие «ПАТ».
Практика: Решение позиций.
Практика: Решение позиций.

15.11

2

20.11
22.11

2
2

27.11
29.11

2
2

4.12
6.12
11.12

2
2
2

13.12
18.12
20.12
25.12

2
2
2
2

Раздел2. Комплекс организационно-педагогических условий
Обеспечение программы ресурсами
Материально-техническая база:
Кабинет:
настольные шахматы
демонстрационная настенная магнитная доска с комплектом шахматных фигур;
шахматные часы;
Компьютер;
Мультимедиа проектор.
Учебно-методическая база:






книжно-печатная шахматная продукция для детей (учебники, рабочие тетради и д.п.)
комплект методической литературы.
дидактические игры для обучения игре в шахматы;
наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные
диаграммы, иллюстрации, фотографии, плакаты);
 электронные образовательные ресурсы (обучающие видеокурсы, презентации, обучающие и
игровые шахматные программы);
Требования к педагогу:
- образование педагогическое;
- шахматная квалификация (разряд, звание);
- опыт работы.
Источники информации
1.
Костров, В. В. Шахматный учебник для детей и родителей [текст] / В. В. Костров, Д.
А. Давлетов. — СПб.: Литера, 2005;
2.
Петрушина, Н. М. Шахматный учебник для детей [текст] / Н. М. Петрушина – Ростов
н/Д Феникс, 2006;

3.
Сухин, И. Г. Волшебный шахматный мешочек [текст] / И. Г. Сухин. — Испания:
Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992;
4.
Сухин, И. Г. Приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин. — М.:
Педагогика, 1991;
5.
Сухин, И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин.
— Ростов н/Д: Феникс, 2004;
6.
Сухин, И. Г. Шахматы для самых маленьких [текст] / И. Г. Сухин. — М.: Астрель;
АСТ, 2000;
7.
Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны
[текст]: учебник для 1 класса четырехлетней и трехлетней начальной школы / И. Г. Сухин –
Обнинск Духовное возрождение, 1998;
8.
Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу [текст]: пособие для учителя / И.
Г. Сухин. — Обнинск: Духовное возрождение, 1999;
9.
Хенкин, В.Л. Шахматы для начинаючих [текст] / Виктор Хенкин. — М.: Астрель:
АСТ, 2008;
10.
Шахматы, — школе [текст] / сост. Б. С. Гершунский, А. Н. Костьев. — М.:
Педагогика, 1991.
Интернет-ресурсы
1.
Обучающий курс для начинающих шахматистов и игра в шахматы онлайн: [сайт]
URL:http://www.chess-master.net/articles/3.html;
2.
Шахматы: [сайт] URL: http://www.shahmatik.ru/;
Шахматная библиотека: [сайт] URL: http://webchess.ru/ebook/
Модуль 2. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Чудесные фигуры» (шахматы) 2 года обучения
Цель: создание условий для личностного и интеллектуального развития обучающихся,
формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством
обучения игре в шахматы.
Задачи:
- создание условий для формирования и развития ключевых компетенций обучающихся
(коммуникативных, интеллектуальных, социальных).
- формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактнологического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить
логические операции).











К концу второго года обучения дети должны знать:
обозначение горизонталей, вертикалей полей, шахматных фигур;
ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.
записывать шахматную партию;
матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и
ладьей;
проводить элементарные комбинации.
Основной формой учета результатов внеурочной деятельности обучающихся является
портфолио.
дети будут уметь:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в образовательном учреждении
и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предложенная программа составлена на основе программы "Шахматы, второй год"
И.Г.Сухина, который опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок. В их числе

5.
6.
7.
8.

основные положения обучения:
- использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски;
- применение нестандартных дидактических заданий и игр;
- детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;
Программа рассчитана на детей в возрасте 7-8 летшкольного возраста.
Объем модуля 2. программы
Программа рассчитана - 1 год обучения, 36 недель.
режим занятий -2 раза в неделю по 2 часа. Итого 144 часа.
Формы обучения и виды занятий
Форма обучения очная, традиционная. Основные формы и средства обучения:
Теоретические занятия
Практическая игра.
Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
Дидактические игры и задания, игровые упражнения.
Методы обучения
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов
На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они
применяются:
1. При оценке шахматных фигур.
2. При решении тактических приемов.
3. При обучении правилам игры;
4. При реализации материального перевеса.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной
партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на
доске свой замысел, ребёнок овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего
формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход.
Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ
позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.
При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый.
Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда
большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.
На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для
совершенствования тактического мастерства детей (самостоятельное составление позиций,
предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество
ходов и т.д.).
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их
осмысление помогает ребенку выработать свой
собственный подход к игре.
Раздел 2. Содержание модуля 2. Программы. 2 год обучения
Учебный план
Количество часов

Тема 1: Шахматная нотация

Всего

2

практических

Наименование разделов
и тем

теоретических

в том числе

2

-

Обозначение горизонталей, вертикалей, полей
Тема 2: Ценность шахматных фигур

2

2

-

10

3

7

Тема 4: Две ладьи против короля

10

3

7

Тема 5:

Ферзь и ладья против короля

10

3

7

Тема 6: Ладья и король против короля

10

3

7

Тема 7: Ферзь и король против короля

10

3

7

Тема 8: Учебные положения на мат в два хода в
эндшпиле

10

3

7

Тема 9: Учебные положения на мат в два хода в
дебюте

10

3

7

Тема 10: Учебные положения на мат в два хода в
миттельшпиле

10

Тема 11: Тактический прием: Связка

10

Тема 12: Тактический прием: Двойной удар.
Вилка.

10

Тема 13: Тактический прием. Вскрытый удар,
вскрытый шах

10

Тема 14: Тактический прием. Завлечение

Тема 3:
Защита.

Достижение материального перевеса.

3

7

3

7

3

7

3

7

10

3

7

Тема 15: Тактический прием. Блокировка

10

3

7

Тема 16: Тактический прием. Разрушения
королевского прикрытия

10

3

7

10

3

7

Участие в турнирах

26

-

26

72

ИТОГО

180

49

131

72

Тема 17:Тактический прием. Освобождения
пространства. Уничтожения защиты. “Рентген”

Краткое описание содержания учебного плана 2 год обучения
Тема1 Шахматная нотация
Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая и
полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Игровая практика (с записью
шахматной партии или фрагмента шахматной партии). Умение быстро ориентироваться на
шахматной доске по адресам шахматных полей
Тема 2 Ценность шахматных фигур
Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Дидактические задания “Кто сильнее”, “Обе
армии равны”. Достижение материального перевеса
Дидактическое задание “Выигрыш материала” (выигрыш ферзя, ладьи, слона, коня, пешки).
Игровая практика
Дидактическое задание “Защита” (уничтожение атакующей фигуры, уход из-под боя).
Игровая практика
Уметь выигрывать фигуры
Знание силы и ценности каждой шахматной фигуры
Тема 3 Достижение материального перевеса.
Защита.Способы достижения материального перевеса, способы защиты.

Дидактические задания “Шах или мат”, “Мат или пат”, “Мат в один ход”, “На крайнюю
линию”, “В угол”, “Ограниченный король”, “Мат в два хода”. Игровая практика. Уметь
правильно защищаться
Тема 4Две ладьи против короля
Техника матования одинокого короля
Дидактические задания “Шах или мат”, “Мат или пат”, “Мат в один ход”, “На крайнюю
линию”, “В угол”, “Ограниченный король”, “Мат в два хода”. Игровая практика. Овладение
техникой матования одинокого короля
Тема 5 Ферзь и ладья против короля
Техника матования одинокого короля
Дидактические задания “Шах или мат”, “Мат или пат”, “Мат в один ход”, “На крайнюю
линию”, “В угол”, “Ограниченный король”, “Мат в два хода”. Игровая практика. Умение
ставить мат ферзем и ладьей
Тема 6 Ладья и король против короля
Техника матования одинокого короля
Дидактические задания “Шах или мат”, “Мат или пат”, “Мат в один ход”, “На крайнюю
линию”, “В угол”, “Ограниченный король”, “Мат в два хода”. Игровая практика. Умение
ставить мат одинокому королю
Тема 7 Ферзь и король против короля. Техника матования одинокого короля
Дидактическое задание “Объяви мат в два хода”. Защита от мата. Дидактическое задание
“Защитись от мата”. Игровая практика
Овладение техникой матования одинокого короля
Тема 8 Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле
Достижение мата без жертвы материала
Дидактическое задание “Объяви мат в два хода”. Защита от мата. Дидактическое задание
“Защитись от мата”. Игровая практика
Научиться ставить мат в два хода
Тема 9 Учебные положения на мат в два хода в дебюте
Достижение мата без жертвы материала
Дидактическое задание “Объяви мат в два хода”. Защита от мата. Дидактическое задание
“Защитись от мата”. Игровая практика
Умение поставить мат без жертвы фигур
Тема 10 Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле
Матовые комбинации. Темы комбинаций. Дидактическое задание “Объяви мат в два хода”.
Игровая практика
Тема 11Тактический прием: Связка
Шахматная комбинация
Дидактическое задание “Объяви мат в два хода”. Игровая практика
Умение связывать фигуры противника для получения решающего преимущества
Тема 12: Тактический прием: Двойной удар, вилка.
Дидактическое задание “Объяви мат в два хода”. Игровая практика
Умение ставить вилку, двойной удар для получения решающего преимущества
Тема 13: Тактический прием: Вскрытый удар, вскрытый шах
Дидактическое задание “Объяви мат в два хода”. Игровая практика
Умение применять вскрытый шах, вскрытый удар для получения решающего преимущества.
Тема 14: Тактический прием: Завлечение
Шахматная комбинация
Дидактическое задание “Объяви мат в два хода”. Игровая практика
Умение завлекать фигуры противника для получения решающего преимущества
Тема 15: Тактический прием: Блокировка.
Шахматная комбинация
Дидактическое задание “Объяви мат в два хода”. Игровая практика
Умение блокировать короля для матовой комбинации
Тема 16: Тактический прием: Разрушения королевского прикрытия
Шахматная комбинация

Дидактическое задание “Объяви мат в два хода”. Игровая практика
Умение разрушения прикрытия короля
Тема 17: Тактический прием: Освобождения пространства, уничтожения защиты, «рентген».
Шахматная комбинация
Дидактическое задание “Объяви мат в два хода”. Игровая практика
Уметь разрушать защиту противника
Календарный учебный график
№
тема
число
Количество
месяц
часов
Шахматная нотация
1
Обозначение горизонталей, вертикалей,
4.09
2
полей
Запись шахматных партий
2
Ценность фигур. Сравнительная сила
6.09
2
фигур.
Дидактические задания “Кто
сильнее”, “Обе армии равны”. Достижение
материального перевеса
Дидактическое задание “Выигрыш
материала” (выигрыш ферзя, ладьи, слона,
коня, пешки). Игровая практика
Дидактическое задание “Защита”
(уничтожение атакующей фигуры, уход изпод боя). Игровая практика
Уметь выигрывать фигуры
Знание силы и ценности каждой
шахматной фигуры
3

4

5

6

7

8

Достижение материального перевеса.
Защита. Способы достижения
материального перевеса, способы защиты.
Дидактические задания “Шах или мат”,
“Мат или пат”, “Мат в один ход”, “На
крайнюю линию”, “В угол”, “Ограниченный
король”,
“Мат в два хода”. Игровая практика.
Уметь правильно защищаться

11.09

2

13.09

2

Две ладьи против короля
Техника матования одинокого короля
Дидактические задания “Шах или мат”,
“Мат или пат”, “Мат в один ход”, “На
крайнюю линию”, “В угол”, “Ограниченный
король”, “Мат в два хода”.
Игровая практика
Овладение техникой матования одинокого
короля

18.09

2

20.09

2

Ферзь и ладья против короля
Техника матования одинокого короля
Дидактические задания “Шах или мат”,
“Мат или пат”, “Мат в один ход”, “На
крайнюю линию”, “В угол”, “Ограниченный
король”,
“Мат в два хода”. Игровая практика
Умение ставить мат ферзем и ладьей

25.09

2

27.09

2

Ладья и король против короля
Техника матования одинокого короля
Дидактические задания “Шах или мат”,
“Мат или пат”, “Мат в один ход”, “На
крайнюю линию”, “В угол”, “Ограниченный
король”,
“Мат в два хода”. Игровая практика
Умение ставить мат одинокому королю

02.10

2

04.10

2

Ферзь и король против короля
Техника матования одинокого короля
Дидактическое задание “Объяви мат в два
хода”. Защита от мата. Дидактическое
задание “Защитись от мата”.
Игровая практика
Овладение техникой матования одинокого
короля

09.10

2

11.10

2

Учебные положения на мат в два хода в
эндшпиле
Достижение мата без жертвы материала
Дидактическое задание “Объяви мат в два
хода”. Защита от мата.
Дидактическое задание “Защитись от мата”.
Игровая практика
Научиться ставить мат в два хода

16.10

2

18.10

2

Учебные положения на мат в два хода в
дебюте
Достижение мата без жертвы материала
Дидактическое задание “Объяви мат в два
хода”. Защита от мата. Дидактическое
задание “Защитись от мата
”. Игровая практика
Умение поставить мат без жертвы фигур

23.10

2

25.10

2

17

Учебные положения на мат в два хода в
миттельшпиле

30.10

2

18

Матовые комбинации. Темы комбинаций.
Дидактическое задание “Объяви мат в два
хода”. Игровая практика

1.11

2

19

Тактический прием: Связка
Шахматная комбинация
Дидактическое задание “Объяви мат в два
хода
”. Игровая практика
Умение связывать фигуры противника для
получения решающего преимущества

6.11

2

8.11

2

Тактический прием: Двойной удар, вилка.
Дидактическое задание “Объяви мат в два
хода”.

13.11

2

9

10

11

12

13

14

15

16

20

21

22

Игровая практика
Умение ставить вилку, двойной удар для
получения решающего преимущества

15.11

2

23

Тактический прием: Вскрытый удар,
вскрытый шах
Дидактическое задание “Объяви мат в два
хода
”. Игровая практика
Умение применять вскрытый шах,
вскрытый удар для получения решающего
преимущества.

20.11

2

22.11

2

Тактический прием: Завлечение
Шахматная комбинация
Дидактическое задание “Объяви мат в два
хода”.
Игровая практика
Умение завлекать фигуры противника для
получения решающего преимущества

27.11

2

29.11

2

Тактический прием: Блокировка.
Шахматная комбинация
Дидактическое задание “Объяви мат в два
хода”.
Игровая практика
Умение блокировать короля для матовой
комбинации

4.12

2

6.12

2

Тактический прием: Разрушения
королевского прикрытия
Шахматная комбинация
Дидактическое задание “Объяви мат в два
хода”.
Игровая практика
Умение разрушения прикрытия короля

11.12

2

13.12

2

Тактический прием: Разрушения
королевского прикрытия
Шахматная комбинация
Дидактическое задание “Объяви мат в два
хода”.
Игровая практика
Умение разрушения прикрытия короля

18.12

2

20.12

2

Тактический прием: Освобождения
пространства, уничтожения защиты,
«рентген».
Шахматная комбинация
Дидактическое задание “Объяви мат в два
хода”. Игровая практика
Уметь разрушать защиту противника

25.12

2

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33












Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
Обеспечение программы ресурсами
Материально-техническая база:
Кабинет:
настольные шахматы
демонстрационная настенная магнитная доска с комплектом шахматных фигур;
шахматные часы;
Компьютер;
Мультимедиа проектор.
Учебно-методическая база:
книжно-печатная шахматная продукция для детей (учебники, рабочие тетради и д.п.)
комплект методической литературы.
дидактические игры для обучения игре в шахматы;
наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные
диаграммы, иллюстрации, фотографии, плакаты);
электронные образовательные ресурсы (обучающие видеокурсы, презентации, обучающие и
игровые шахматные программы);
Требования к педагогу: образование педагогическое; шахматная квалификация (разряд,
звание); опыт работы.
Источники информации
1. Костров, В. В. Шахматный учебник для детей и родителей [текст] / В. В. Костров, Д. А.
Давлетов. — СПб.: Литера, 2005;
2. Петрушина, Н. М. Шахматный учебник для детей [текст] / Н. М. Петрушина – Ростов н/Д
Феникс, 2006;
3. Сухин, И. Г. Волшебный шахматный мешочек [текст] / И. Г. Сухин. — Испания:
Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992;
4. Сухин, И. Г. Приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин. — М.: Педагогика,
1991;
5. Сухин, И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин. —
Ростов н/Д: Феникс, 2004;
6. Хенкин, В.Л. Шахматы для начинаючих [текст] / Виктор Хенкин. — М.: Астрель: АСТ,
2008;
7. Шахматы, — школе [текст] / сост. Б. С. Гершунский, А. Н. Костьев. — М.: Педагогика,
1991.
8. Интернет-ресурсы
9. Обучающий курс для начинающих шахматистов и игра в шахматы онлайн: [сайт]
URL:http://www.chess-master.net/articles/3.html;
10. Шахматы: [сайт] URL: http://www.shahmatik.ru/;
11. Шахматная библиотека: [сайт] URL: http://webchess.ru/ebook/
Модуль 3. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Чудесные фигуры» (шахматы) 1 года обучения
Цель: создание условий для личностного и интеллектуального развития обучающихся,
формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством
обучения игре в шахматы.
Задачи:
- создание условий для формирования и развития ключевых компетенций обучающихся
(коммуникативных, интеллектуальных, социальных).

- формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактнологического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить
логические операции).
Планируемые результаты: К концу третьего года обучения дети должны знать:
 пешечные конфигурации;
 роль центра в шахматной партии;
 типовые позиции миттельшпиля;
 типовые позиции эндшпиля;
 современную литературу по шахматам;
дети будут уметь:
-применять на практике тактические приёмы;
-владеть техникой расчёта ходов;
-решать задачи (тесты и этюды).
Конечным результатом обучения будет умение сыграть по правилам шахматную партию от
начала до конца. Основной формой учета результатов внеурочной деятельности
обучающихся является портфолио.
Адресат программы
Программарассчитана на детей в возрасте 8-10 лет школьного возраста.
Объем программы
3 год обучения, 36 недель.
режим занятий -2 раза в неделю по 5 часов. Итого 180 часа.
Формы обучения и виды занятий
Форма обучения очная, традиционная. Основные формы и средства обучения:
9. Теоретические занятия
10. Практическая игра.
11. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
12. Дидактические игры и задания, игровые упражнения.
Методы обучения
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов
На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они
применяются:
1. При оценке шахматных фигур.
2. При решении тактических приемов.
3. При обучении правилам игры;
4. При реализации материального перевеса.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной
партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на
доске свой замысел, ребёнок овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего
формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход.
Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ
позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.
При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый.
Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда
большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.
На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для
совершенствования тактического мастерства детей (самостоятельное составление позиций,
предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество
ходов и т.д.).
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их
осмысление помогает ребенку выработать свой
собственный подход к игре.
Раздел 1. Содержание модуля 3. Программы (3 год обучения)
Учебный план

Количество часов
в том числе

теоретических

практических

Наименование разделов
и тем

Тема 1: Тактический прием. «Приемы
заграждений»

5

2

3

Тема 2: Тактический прием.
отрезания полей»

5

2

3

2

3

«Приемы

Всего

Тема 3: Тактический прием. Приемы
стеснения положения.

5

Тема 4: Тактический прием.
Приемы перегрузки по защите пунктов.

5

2

3

Тема 5:
Приемы выигрыша темпа (по времени)

5

2

3

Тема 6: Изучение техники пешечного
эндшпиля. Оппозиция.

5

2

3

Тема 7: Изучение техники пешечного
эндшпиля. Поля соответствия.

5

2

3

Тема 8: Изучение техники пешечного
эндшпиля. Правило квадрата.

5

2

3

Тема 9: Изучение техники пешечного
эндшпиля. Отдаленная проходная пешка.

5

2

3

Тема 10: Изучение техники пешечного
эндшпиля. Игра на поле.

5

Тема 11: Изучение техники пешечного
эндшпиля. Отталкивание «плечом».

5

Тема 12: Изучение техники пешечного
эндшпиля. Прорыв

5

Тема 13: Изучение техники пешечного
эндшпиля. Пространство.

5

Тема 14: Изучение техники пешечного
эндшпиля.Ферзь против пешки.

5

Тема 15: Изучение техники пешечного
эндшпиля. Ладья и пешка против ладьи

5

Тема 16: Изучение дебютов.Итальянская
партия

5

2

3

Тема 17:Изучение дебютов Защита двух
коней, дебют слона.

5

2

3

Тема 18: Изучение дебютовдебют четырех
коней, латышский гамбит

5

2

3

2
2

3
3

2

3

2

3

2

3

2

3

72

Тема 19:Изучение дебютов.
Венская партия, центральный дебют

5

2

3

72

Тема 20:Изучение дебютов.
Королевский гамбит, русская партия

5

2

3

72

Тема 21:Изучение дебютов.
Испанская партия

5

2

3

72

Тема 22:Изучение основ стратегии.Пешечные
слабости.

5

2

3

72

Тема 23:Изучение основ
стратегии.Сдвоенные пешки.

5

2

3

72

Тема 24:Изучение основ
стратегии.Отсталаяпещка на полуоткрытой
линии.

5

2

3

72

Тема 25:Изучение основ
стратегии.Проходная пешка.

5

2

3

72

Тема 26:Изучение основ стратегии.Слабые
поля в лагере противника.

5

2

3

72

Тема 27:Изучение основ
стратегии.Использование открытых и
полуоткрытых линий.

5

2

3

72

Тема 28:Изучение основ стратегии. Борьба за
открытую линию. Атака на короля.

5

2

3

72

Участие в турнирах.

40

40

72

ИТОГО

180

124

72

56

Содержание программы 3 год обучения.
1.Формирование навыков игры
Теоретический компонент:
Приёмы заграждений. Приёмы отрезания полей. Приёмы стеснения положения.
Практический компонент:
Приёмы перегрузки по защите пунктов. Приёмы связки. Приёмы выигрыша темпа.
2.Формирование комбинационных навыков
Практический компонент:
Ладья. Слон. Ферзь. Конь Пешка. Король.
3.Изучение техники пешечного эндшпиля
Теоретический компонент:
Оппозиция. Поля соответствия. Правило квадрата. Отдалённая проходная пешка.
Практический компонент:
Игра на поле. Отталкивание «плечом». Прорыв. Пространство. Ферзь потив пешки.
Ладья и пешка против ладьи.
4.Изучение дебютов
Теоретический компонент:
Открытые начала. Полуоткрытые начала.
Практический компонент:
Закрытые дебюты.
5.Изучение основ стратегии
Теоретический компонент:
Пешечные слабости. Сдвоенные пешки. Отсталая пешка на полуоткрытой линии.
Проходная пешка.
Практический компонент:

Использование открытых и полуоткрытых линий. Борьба за открытую линию.
Форпост на открытой и полуоткрытой линии. Атака на короля.
6.Турниры. Подведение итогов обучения
Практический компонент:
Турниры по круговой системе с записью партий. Подведение итогов обучения.







Комплекс организационно-педагогических условий
Обеспечение программы ресурсами
Материально-техническая база:
Кабинет:
настольные шахматы
демонстрационная настенная магнитная доска с комплектом шахматных фигур;
шахматные часы;
Компьютер;
Мультимедиа проектор.
Учебно-методическая база:






книжно-печатная шахматная продукция для детей (учебники, рабочие тетради и д.п.)
комплект методической литературы.
дидактические игры для обучения игре в шахматы;
наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные
диаграммы, иллюстрации, фотографии, плакаты);
 электронные образовательные ресурсы (обучающие видеокурсы, презентации, обучающие и
игровые шахматные программы);
Требования к педагогу:
- образование педагогическое;
- шахматная квалификация (разряд, звание);
- опыт работы.
Календарный учебный график 3 год обучения
№

1

2

3

4

5

6

7

тема
Тактический прием. «Приемы
заграждений.»
Дидактическое задание: “найди выигрыш
материала»
Тактический прием.
«Приемы отрезания
полей.» Дидактическое задание: “найди
выигрыш материала»
Тактический прием. «Приемы стеснения
положения.Дидактическое задание: “найди
выигрыш материала»
Тактический прием. «Приемы перегрузки по
защите пунктов». Дидактическое задание:
“найди выигрыш материала»
Приемы выигрыша темпа (по
времени)Дидактическое задание: найти
выигрыш времени (темпа) в дебюте.
Изучение техники пешечного эндшпиля.
Оппозиция.
Дидактическое
задание:
«разыграть эндшпильную позицию с
пешкой».
Изучение техники пешечного эндшпиля.

число
месяц

Количество
часов

4.09

2

6.09

2

11.09

2

13.09

2

18.09

2

20.09

2

25.09

2

8

9

10

11

12

13

14

15

16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

Поля соответствия. Дидактическое задание:
«разыграть эндшпильную позицию с
пешкой».
Изучение техники пешечного эндшпиля.
Правило квадрата. Дидактическое задание:
«разыграть эндшпильную позицию с
пешкой».
Изучение
техники
пешечного
эндшпиля..Отдаленная проходная пешка.
Дидактическое
задание:
«разыграть
эндшпильную позицию с пешкой».
Изучение техники пешечного эндшпиля.
Игра на поле. Дидактическое задание:
«разыграть эндшпильную позицию с
пешкой».
Изучение техники пешечного эндшпиля.
Отталкивание
«плечом».Дидактическое
задание: «разыграть эндшпильную позицию
с пешкой».
Изучение техники пешечного эндшпиля.
Прорыв. Дидактическое задание: «разыграть
эндшпильную позицию с пешкой».
Изучение техники пешечного эндшпиля.
Пространство. Дидактическое задание:
«разыграть эндшпильную позицию с
пешкой».
Изучение техники пешечного эндшпиля.
Ферзь против пешки. Дидактическое
задание: «разыграть эндшпильную позицию
с пешкой и ферзем».
Изучение
техники
пешечного
эндшпиля..Ладья и пешка против ладьи.
Дидактическое
задание:
«разыграть
эндшпильную позицию с пешкой и ладьей».
Изучение дебютов. Итальянская партия.
Рассмотрение партии.
Изучение дебютов. Защита двух коней,
Рассмотрение партии.
Изучение дебютов. Дебют слона.
Рассмотрение партии.
Изучение дебютов.Дебют четырех коней.
Рассмотрение партии.
Изучение дебютов.Латышский гамбит.
Рассмотрение партии.
Изучение дебютовКоролевский гамбит.
Рассмотрение партии.
Изучение дебютов.Русская партия.
Рассмотрение партии.
Изучение дебютов.
Центральный дебют. Рассмотрение партии.
Изучение дебютов. Венская
партия.Рассмотрение партии.
Изучение дебютов. Испанская партия.
Рассмотрение партии.
Изучение основ стратегии. Пешечные

27.09

2

02.10

2

04.10

2

09.10

2

11.10

2

16.10

2

18.10

2

23.10

2

25.10

2

30.10

2

1.11

2

6.11

2

8.11

2

13.11

2

15.11

2

20.11

2

22.11

2

27.11

2

29.11

2

27
28
29
30
31
32

33












слабости.
Анализ позиций.
Изучение основ стратегии. Сдвоенные
пешки. Анализ позиций.
Изучение основ стратегии. Отсталаяпещка
на полуоткрытой линии. Анализ позиций.
Изучение основ стратегии. Проходная
пешка. Анализ позиций.
Изучение основ стратегии. Слабые поля в
лагерепротивника. Анализ позиций.
Изучение основ стратегии. Пешечные
слабости. Анализ позиций.
Изучение основ стратегии. Использование
открытых и полуоткрытых линий. Анализ
позиций.
Изучение основ стратегии. Борьба за
открытую линию. Атака на короля. Анализ
позиций.

4.12

2

6.12

2

11.12

2

13.12

2

18.12

2

20.12

2

25.12

2

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
Обеспечение программы ресурсами
Материально-техническая база:
Кабинет:
настольные шахматы
демонстрационная настенная магнитная доска с комплектом шахматных фигур;
шахматные часы;
Компьютер;
Мультимедиа проектор.
Учебно-методическая база:
книжно-печатная шахматная продукция для детей (учебники, рабочие тетради и д.п.)
комплект методической литературы.
дидактические игры для обучения игре в шахматы;
наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные
диаграммы, иллюстрации, фотографии, плакаты);
электронные образовательные ресурсы (обучающие видеокурсы, презентации, обучающие и
игровые шахматные программы);
Требования к педагогу:
- образование педагогическое;
- шахматная квалификация (разряд, звание);
- опыт работы.
Источники информации
1. Костров, В. В. Шахматный учебник для детей и родителей [текст] / В. В. Костров, Д.
А. Давлетов. — СПб.: Литера, 2005;
2. Петрушина, Н. М. Шахматный учебник для детей [текст] / Н. М. Петрушина – Ростов
н/Д Феникс, 2006;
3. Сухин, И. Г. Волшебный шахматный мешочек [текст] / И. Г. Сухин. — Испания:
Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова,
1992;
4. Сухин, И. Г. Приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин. — М.:
Педагогика, 1991;

5. Сухин, И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин.
— Ростов н/Д: Феникс, 2004;
6. Хенкин, В.Л. Шахматы для начинаючих [текст] / Виктор Хенкин. — М.: Астрель:
АСТ, 2008;
7. Шахматы, — школе [текст] / сост. Б. С. Гершунский, А. Н. Костьев. — М.:
Педагогика, 1991.
8. Интернет-ресурсы
9. Обучающий курс для начинающих шахматистов и игра в шахматы онлайн: [сайт]
URL:http://www.chess-master.net/articles/3.html;
10. Шахматы: [сайт] URL: http://www.shahmatik.ru/;
11. Шахматная библиотека: [сайт] URL: http://webchess.ru/ebook/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».