Управление образования администрации МО «г. Березники» Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества» СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Педагогическим советом Директор МАУ ДО ДДЮТ Протокол № 2 ________ Л.А. Малахова «07» октября 2024 «07» октября 2024 г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный дизайнер» Направленность: художественная возраст обучающихся 7 -12 лет срок реализации 1 год Автор: Филиппова Надежда Анатольевна, педагог дополнительного образования п. Пыскор, 2024 г. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный дизайнер» разработана с учётом современных направлений в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве. Программа развивает креативность, творческую инициативу, способствует познанию основ композиции, развивает субъективный художественный вкус, чувство гармонии, целостного видения формы объектов мира. Творческая деятельность детей оказывает большое положительное влияние на личностное развитие ребенка. Овладение новыми техниками исамостоятельное изготовление изделий дает ребенку практический опыт, укрепляет уверенность в своих силах, повышает его самооценку. Программа составлена в соответствии с действующим законодательством в области дополнительного образования: Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2019, Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Минпросвещения РФ № 196 от 09.11.2019), Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо МОиН РФ № 093242 от 18.11.2019), СанПиН2.4.4.3172-14 (Постановление главного государственного санитарного врача РФ № 41 от 04.07.2014) с учетом запросов родителей детей дошкольного возраста. Актуальность программы заключается в том, что изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Воплощение своей фантазии в жизнь не только дает выход творческой энергии ребенка, но и имеет практическую пользу. Вырезание, рисование, плетение и аппликация, квиллинг и многое другое – развивает координацию движений и глазомер. Цель: Профессиональное самоопределение и творческое развитие обучающихся в процессе обучения основам дизайна. Задачи: 1. Ознакомление с историей развития отечественного, зарубежного дизайна, понимание его роли в жизни общества, формирование интереса к работе художника-дизайнера; 2. Развитие логического, абстрактного, творческого и пространственного мышления обучающихся; 3. Ознакомление с методами проектирования вещей, с техникой и способами работы с бумагой, расширение кругозора, художественного вкуса обучающихся; 4. Овладение обучающимися основами изобразительной грамоты и композиции, приемами работы с природным материалом; 5. Формирование положительного эмоционального отношения к разным видам искусства и к красоте окружающего мира; 6. Формирование уверенности в собственных силах и удовлетворенности от результатов коллективной и индивидуальной деятельности; 7. Изучение процессов создания изделий утилитарного назначения; 8. Воспитание у детей упорства в достижении желаемых результатов. Отличительной особенностью данной программы является то, что она носит комплексный характер. Обучающиеся работают с самыми разнымиматериалами: с бумагой и красками, с картоном и цветной бумагой, с тканью и лентами, и природными материалами. Дети развивают творческие навыки сразу в нескольких направлениях: бумагопластике декор в эко стиле дизайн одежды ландшафтный дизайн Подбор методик обучения производится с учётом возраста ребенка,задания подобраны так, чтобы процесс обучения осуществлялся непрерывноот простого к более сложному. Планируемые результаты: Дети в конце 1 года обучения должны знать: - правила техники безопасности; -правила организации рабочего места; - историю возникновения дизайна - Историю возникновения бумаги и техники выполнения поделок из неё; - Работать в различной технике работы с бумагой (квиллинг, бумажное конструирование, киригами, вытынанки, полуобъемной и объемной композиции.); - Способы заготовки, хранения и технику работы с природным материалом; - Иметь представления сведения по основам декорирования различных предметов. - Уметь выполнять различные поделки в эко-стиле; - Иметь представления о ландшафтном дизайне и его применении; - Уметь давать вторую жизнь вещам из вторсырья. Программа рассчитана на 1 год обучения, для детей 7-12 лет. Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа. В группу обучения принимаются желающие заниматьсятворческой деятельностью, в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья. В работе объединения могут участвовать совместно с обучающимися и их родители (законные представители) без включения в основной состав. Продолжительность обучения по программе 1 год, из расчета:1 полугодие – 72 часа, 2 полугодие – 72 часа, в год 144 часа. Наполняемость групп 1 года обучения - 15 человек (для детей с ОВЗ – 10 чел); Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Так же предусмотрены занятия в виде мастер- класса. Каждое занятие завершается просмотром работ и их обсуждением. Раздел 1. Содержание Программы Учебный план № Название раздела, темы Количество часов Теория 1 2 3 4 5 6 7 Вводное организационное Диагностика. ТБ Дизайн Бумагопластика Декор в Эко стиле. занятие. 2.2 2.3 3 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 2 Количество часов теор 2 2.1 Всего Дизайн одежды Вторая жизнь ненужных вещей. Ландшафтный дизайн Итого Учебный план (развернутый) № Название раздела, темы 1 Практика Тема 1. Вводное организационное 0,5 занятие. Диагностика. ТБ Дизайн Понятие «дизайн», Основные виды дизайна Арт-дизайн, его направления Выполнение творческой работы Бумагапластика История появления, способ изготовления, виды бумаги. Техника работы с бумагой: аппликация, квилинг, оригами, «киригами», «вытынанка». полуобъемная и объемная композиции. Выполнение творческой работы: Цветок для мамы Ознакомление с приемами квиллинга, конструирование композиции из основных форм «Волшебные узоры». Способы работы с бумагой: вырезания, сгибание, разрывание, приклеивание. Трансформация плоской фигуры в объемную. Создание очаровательных 3Dелочек из бумаги Закрепление Творческая Формы аттестации/ контроля практ. всего 1,5 2 Устный опрос Устный анализ, работ. опрос, детских Устный опрос, 4 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 5 5.1 5.1 5.2 5.3 5.4 мастерская, «Новогодние фантазии». Декор в Эко стиле. Общая характеристика Эко-стиля. Основные элементы Эко-стиля: основные материалы: дерево, камень, глина, стекло, ткани из натуральных материалов; Материалы и инструменты, правила техники безопасности. Способы заготовки и хранения природного материала. Творческая мастерская: Эко открытки своими руками. Эко-декор на Пасху Эко-композиция со свечами. Совместная творческая работа. Конструирование из природного материала – Пасхальный венок из вербы, гнездо из веток Поделки из ткани. Пошив зайчиков. Эко-композиция со свечами. Совместная творческая работа. Дизайн одежды Понятие «Дизайн одежды». Знаменитые дизайнеры одежды. Модные аксессуары одежды. Мастер-класс «Яркая футболка, роспись акриловыми красками по ткани» Техника «канзаши» Брошь в технике канзаши. Выполнение плетеных браслетовфенечек– из двух лент, из четырех. Украшение для сумки. «Брелок из пуговиц» 6 6.1 Вторая жизнь ненужных вещей. Что такое бросовый материал. Польза от бросового творчества. 6.2 Поделка из пуговиц, кружев и кусочков ткани. 6.3 Объемная поделка из шерстяных нитей. 6.4 Панно из компакт-дисков. бусин, анализ, работ. детских Устный анализ, работ. опрос, детских Устный анализ, работ. Устный анализ, работ. опрос, детских опрос, детских Выставка Устный анализ, работ. опрос, детских Устный анализ, работ. Устный анализ, работ. Устный анализ, работ. опрос, детских Устный анализ, работ. Устный анализ, работ. Устный анализ, работ. Устный опрос, детских опрос, детских опрос, детских опрос, детских опрос, детских опрос, 7 7.1 7.2 7.3 7.4 Поделки из картона Ландшафтный дизайн Основные принципы ландшафтного дизайна Ландшафтный дизайн комнатных растений. Совместная творческая работа «Флорариум из комнатных растений» Совместная творческая работа «Роспись по камню» Итоговое занятие Итого часов за год анализ, работ. детских Устный анализ, работ. опрос, детских Выставка Краткое описание содержания Программы Тема 1. Вводное организационное занятие. Теория: Знакомство с программой, расписанием занятий, правилами поведения и требования к учащимся. Инструктажи по технике безопасности, ПДД, противопожарной и антитеррористической безопасности. Организация рабочего места. Раздел 2.Понятие «дизайн». Основные виды дизайна. (Презентация) Раздел 3.Бумагапластика Теория: История искусства бумагопластики. Понятия «бумагопластика», «квиллинг», «оригами», «киригами», «вытынанка». Материалы и инструменты, требования к бумаге, правила техники безопасности при работе с канцелярским ножом. Практика: Способы работы с бумагой: вырезания, сгибание, разрывание, приклеивание. Трансформация плоской фигуры в объемную. Творческая работа. «Цветок для мамы». Ознакомление с приемами квиллинга, конструирование композиции из основных форм «Волшебные узоры».Создание очаровательных 3D-елочек из бумаги. Закрепление: Творческая мастерская «Новогодние фантазии». Раздел 3. Декор в Эко стиле. (Эко стиль | Homy). Теория: Общая характеристика Эко-стиля. Основные элементы Эко-стиля: основные материалы: дерево, камень, глина, стекло, ткани из натуральных материалов; основные цвета: бежевый, коричневый, белый (в контрасте с черным или темным деревом), нежные пастельные тоны. Чаще используют природные цвета: бледно-зеленый, бледно-голубой, цвета травы, воды, камня, дерева, почвы; близость к природе или ощущение близости, в таком интерьере легко дышится, много света. Материалы и инструменты, правила техники безопасности. Способы заготовки и хранения природного материала. Практика: Творческая мастерская: Эко открытки своими руками для мамы, Пасхальный декор в эко-стиле. Конструирование из природного материала – Пасхальный венок из вербы, гнездо из веток, поделки из ткани. Пошив зайчиков. Раздел 4. «Дизайн одежды». Теория: Понятие «дизайн одежды». Знаменитые дизайнеры одежды. Модные аксессуары одежды. Практика: Мастер-класс «Яркая футболка, роспись акриловыми красками по ткани» Техника «канзаши» Брошь в технике канзаши. Выполнение плетеных браслетов-фенечек– из двух лент, из четырех. Украшение для сумки. «Брелок из пуговиц» Раздел 5. Поделки из бросового материала. Теория: Что такое бросовый материал. Польза от бросового творчества. Практика: Поделка из пуговиц, бусин, кружев и кусочков ткани, Объемная поделка из шерстяных нитей, панно из компакт-дисков. Объемная поделка из картона. Раздел 6. Ландшафтный дизайн Теория: Ландшафтный дизайн. Ландшафтный дизайн комнатных растений. Практика: Совместная творческая работа «Флорариум из комнатных растений» Совместная творческая работа «Роспись по камню» Календарный учебный график программы «Юный дизайнер» для обучающихся7-12 лет 1 № Месяц п/п год обучения Число Время Форма час Тема Место Форма примечания занятия занятия контроля сентябрь Раздел 2. Оценка результатов освоения программы Итоговая аттестация результатов освоения ДООП «Колорит» проводится в форме выставки творческих работ обучающихся на ярмарке достижений ДДТ в мае. Формы контроля Что проверяем Время и место диагностик КИМ (какой материал) проведения Стартовая собеседование Сентябрь Вопросник диагностика. Выявление (приложение № 1) готовности к изучению ДООП Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации ДООП Материально-техническое обеспечение программы: Для обучения по программе«Юный дизайнер» необходимо: помещение для проведения занятий, размером и освещением соответствующее требованиям СанПиН, а также следующие инструменты и материалы: Соответствующее помещение: - доска, - оборудованное рабочее место. - достаточная освещенность кабинета. Наличие материально-технической базы: - картон, цветная бумага, белая бумага; - ножницы; - клей, ПВА; - линейка; - ветки вербы, березы; - яичная скорлупа; - планшетка из под яиц; - ткань х/б, флизелин; - песок; - камни; - комнатные растения; - футболка; - акриловые краски; - кисть; - ленты атласные; - пуговицы; - бусы; - кружева; - кусочки ткани; - пряжа; - CD диски; - втулки от туалетной бумаги и бумажных полотенец; - картон. Наглядные пособия: - методические разработки поэтапного изготовления изделий. - коллекция разнообразной литературы по истории рукоделия, - литература по различным техникам рукоделия; Дидактический материал по предлагаемым темам работы: - коллекция иллюстраций, - образцы, фото и видео мастер-классы, презентации. В программе используются технические средства обучения: ноутбук, мультимедийный проектор, экран. Требования к педагогу: Высшее или средне специальное художественное образование. Источники информации для педагога: Виды дизайна https://alexsv.ru/vidy-dizajna/ Ландшафтный дизайн комнатных растений https://12millionov.com/12-samyxneprixotlivyx-komnatnyx-rastenij.html Использование бросового материала https://xn--j1ahfl.xn-p1ai/library/ispolzovanie_brosovogo_materiala_na_zanyatiyah_ntm_171720.html Эко-декор на Пасху https://art-luart.ru/2016/04/26/eko-dekor-na-pashu-master-klass-otmarii-latipovoj/ Поделки из бросового материалаhttps://okomnate.ru/svoimi-rukami/iz-staryx-kompaktdiskov.htm1 Простые мастер –классы Яркая футболка, роспись акриловыми красками https://www.youtube.com/watch?v=Ixpp5xGVeHY