Управление образования администрации МО «г. Березники» Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества» СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Педагогическим советом Директор МАУ ДО ДДЮТ Протокол № 2 ________ Л.А. Малахова «07» октября 2024 «07» октября 2024 г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музыкальный калейдоскоп» Детский коллектив «Музыкальный калейдоскоп» Направленность: художественная Предметная область: вокальное искусство, инструментальное музицировали, театральная деятельность Уровень освоения: общекультурный (базовый) Возраст учащихся: 7-17 лет Срок реализации: 5 лет Составитель: педагог дополнительного образования Черная Валентина Николаевна Березники, 2024 г. 1 СОДЕРЖАНИЕ 2.5. РАЗДЕЛ № 1 КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Нормативно-правовая база Направленность программы Уровень освоения Актуальность Отличительная особенность. Целевая группа, особенности состава учащихся Срок обучения: Формы организации образовательного процесса: Особенности организации образовательного процесса. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Учебный план Содержание 1 год 2 год 3 год 4 год 5 год ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАЗДЕЛ № 2 КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОБУЧАЮЩИМИСЯ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Принципы построения и реализации программы Методы обучения Перечень методических материалов Особенности организации образовательного процесса в период карантина и дистанционного режима. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 2.6 ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 1 1.1 1.2 1.3. 1.4. 2.1 2.2. 2.3 2.4 2 стр.3 стр.5 стр.5 стр.13 стр. 16 стр. 42 стр. 42 стр. стр. РАЗДЕЛ № 1 КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Нормативно-правовая база Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музыкальный калейдоскоп» создана для организации образовательного процесса в МАУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества» в 2021-2022 году. В процессе создания программы учтены положения следующих нормативных документов: Федеральный закон №273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ», Приказ Министерства Просвещения России от 09.11.2018 №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи; Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242); Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242) Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р) Устав МАУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества». Направленность программы: Художественная Предметная область: Вокальное искусство, инструментальное музицирование, театральная деятельность Уровень освоения: Общекультурный (Базовый) Актуальность Исследования психологов и педагогов показывают, что занятия музыкой в самом раннем возрасте очень эффективны для общего развития ребенка. Речь, координация движений, концентрация внимания, способность к обучению, способность слушать и слышать, видеть, чувствовать - вот далеко не полный список того, что могут развить занятия музыкой. Занятия музыкой способствуют гармоничной работе обоих полушарий мозга, что повышает общий уровень интеллекта ребенка. В дальнейшем ему легче учиться в школе, проще воспринимать и запоминать новую информацию. Исследование, проведенное психологами, доказало, что в основе развития творческих и музыкальных способностей лежит высокий уровень развития всех видов памяти, пластичность сенсорных систем, скорость обработки информации. Обучение музыке по самому существу своему – активнейшее средство приобщить детей к искусству, дать им возможность непосредственно соприкоснуться с миром художественного творчества, миром прекрасного. Игра на музыкальном инструменте – это музыкально – исполнительская деятельность, требующая не только определенных умений и навыков, но и активности, творческой инициативы и большой целеустремленности в выполнении художественных задач; это всегда творческая деятельность со всеми присущими ей чертами. Исполнение художественного произведения (на любой стадии подготовки) – это передача его смысловой сущности, его художественных образов; это выявление средствами музыки человеческих мыслей и чувств. Художественное исполнение должно донести до слушателя содержания произведения, сделать его понятным по внутренней логике и структуре, предельно осмысленным и ясным по существу музыкальных образов. Однако проникнуть в смысл исполняемого можно только при условии овладения исполнительскими знаниями, умениями и 3 навыками, что требует сознательного и упорного труда. И не только этим определяется успешность исполнительской деятельности. Кроме того, необходимо последовательно развивать мышление и волю, внимание и воображение, приучать себя преодолевать трудности, вырабатывать стремление самостоятельно справляться со все более и более сложными заданиями, воспитывать умение оперировать музыкальными представлениями. Процесс исполнения – это напряжение всей духовной сферы человека. Исполнительство, как и всякое другое творчество, по словам К.С.Станиславского, «есть прежде всего полная сосредоточенность всей духовной и физической природы. Она захватывает не только зрение и слух, но все пять чувств человека. Она захватывает, кроме того, и тело, и мысль, и ум, и волю, и чувство, и память, и воображение». В художественно – исполнительской деятельности активно развиваются творческие задатки детей, растут и крепнут творческие силы и способности. С самого раннего возраста ребенок испытывает воздействие внешнего мира во всех его проявлениях. Это побуждает его к активной реакции на явления действительности, вызывает стремление познать, эмоционально пережить их. Отраженные в художественных образах явления действительности вызывают у детей в процессе исполнения ответную реакцию. Являясь огромной школой труда и высоких эстетических музыкальное исполнительство воспитывает у детей стремление к совершенству, к постижению прекрасного. Программа направлена на формирование начальных навыков пения и игры на музыкальных инструментах (Духовые, гитара, вокал). Обучение должно соединять в себе два главных и взаимосвязанных направления. Одно из них - формирование игровых навыков и приемов, становление исполнительского аппарата. Второе - развитие практических форм музицирования на музыкальном инструменте, в том числе, аккомпанирования, подбора по слуху. Отличительная особенность. Отличительной особенностью программы «Музыкальный калейдоскоп» является то, что программа модульная, разноуровневая. Она состоит из 5 модулей, где каждый модуль представляет отдельную минипрограмму. Программа гибкая, возможен переход с одного модуля на другой. Целевая группа, особенности состава учащихся: В группу обучения принимаются желающие заниматься музыкой, на основании прослушивания. Если ребенок имеет определенный объем знаний по данному направлению, то возможен прием на базовый и продвинутый уровень. В работе объединения могут участвовать дети инвалиды и дети с ОВЗ без нарушений функций опорно-двигательного аппарата. Дети инвалиды могут заниматься индивидуально. Возраст обучающихся: Программа «Музыкальный калейдоскоп» рассчитана на детей 7 – 17 лет. Состав обучающихся: все желающие и девочки, и мальчики (смешанные группы) Допуск врача: не требует специального допуска врача. Данная программа педагогически целесообразна, т.к. ее реализация органично вписывается в единое образовательное пространство образовательной организации и позволяет применять ее в инклюзивных группах. Занятия помогают ребенку социализироваться, благоприятно влияют на становление личности ребенка с ОВЗ в целом. Срок обучения: 4 года Формы организации образовательного процесса: очная, групповая, возможна частично дистанционная форма организации. (Для профилактики и предотвращения распространения гриппа, ОРВИ, новой коронавирусной инфекции в условиях карантина или режима самоизоляции реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы проводится в дистанционном режиме с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.) 4 Особенности организации образовательного процесса. Продолжительность обучения по программе 1 год по 4 часа в неделю, 144 часа в год; Наполняемость группы – 10 – 15 человек; Предусматриваются: - аудиторные занятия, которые проводятся одновременно со всей группой, по выбранному модулю самостоятельно выбранном темпе; - внеаудиторные (самостоятельные) занятия; - индивидуальные занятия, где обучающиеся репетируют концертные выступления; Курс обучения строится по следующей схеме: Знакомство с музыкальной грамотой; Практическая работа на выбранном инструменте (знакомство с инструментом, простые способы игры); Итоговые занятия, полугодовые, на которых обучающиеся исполняют выученную программу. Конкретные критерии оценки качества и оценочные листы индивидуальны для каждого модуля и заложены в пояснительных записках обучающих модулей. Оценка качества обучения проводится не менее 2 раз в год. 1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цель: Развитие художественного творчества детей через обучение бучение пению и игре на музыкальных инструментах Задачи: Обучающие: формировать умение петь и играть на музыкальных инструментах (гитара, блокфлейта, саксофон), ставить простые мюзиклы; Познакомить с основами музыкальной грамоты; Формировать умения работать в команде; Развивающие: Развивать языковые средства музыкального общения; Развитие музыкального вкуса; Развитие самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности; формирование ключевых компетентностей, таких как: коммуникация, работа в команде, работа в условиях неопределенности и так далее; Воспитательные: формирование общественной активности личности; формирование гражданской позиции; формирование культуры общения и поведения в социуме; 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. УЧЕБНЫЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ Модуль 1 год 2 год «Гитара» «Вокал» «Ансамбль духовых инструментов» «Вокальноинструментальный ансамбль» «Музыкальный театр» 144 144 72 3 год 4 год 5 год 288 72 144 144 216 144 144 Всего 216 216 648 288 5 «Гитара» 1 год обучения № Тема п/п Введение и техника 1. безопасности Звукоизвлечение 2. Аккорды и аккордовые 3. цепочки Концертные выступления 4. Итого Кол-во часов общее теория практика 4 4 38 5 33 88 17 71 26 14 118 14 144 Форма контроля 1. Итоговое занятие. Последний урок в полугодии. (Исполнение 2 пьес разного характера. Чтение с листа) 1. Публичные выступления. В течении учебного года (Концерты Конкурсы Фестивали) 1. Введение и техника безопасности(4часа) ТЕОРИЯ Техника безопасности при игре на инструменте. Знакомство с историей инструмента. Строение и уход за инструментом 2. Звукоизвлечение (38часов) ТЕОРИЯ Знакомство с терминами видов звукоизвлечения на гитаре, таких как Бой четверка; Бой шестерка; Простые переборы; ПРАКТИКА Практические упражнения для тренировки правой руки: Бой четверка; Бой шестерка; Простые переборы; Аккорды (88часа) ТЕОРИЯ Что такое аккорд, какие бывают аккорды (мажорное и минорное трезвучие, септаккорд), аккордовая цепочка. ПРАКТИКА Знакомство с мажорными, минорными трезвучиями и септаккордами на практике. Практическая работа над аккордовыми цепочками. Концертные выступления (14часов) ПРАКТИКА Выступления на праздниках ДДЮТ (день матери, день пожилого человека, новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День победы). Выступление на итоговом отчетном концерте ДДЮТ. «Гитара» 2 год обучения № Тема Кол-во часов Форма контроля п/п общее теория практика Введение 2 1 1 1. Итоговое занятие. 1. Последний урок в Звукоизвлечение 14 4 10 2. полугодии. Аккорды 30 6 24 3. 6 4. 5. 6. Музыкальные направления, исполняемые на гитаре Работа над песенным репертуаром Концертные выступления Итого 24 8 16 56 16 40 35 18 109 18 144 (Исполнение 2 пьес разного характера. Чтение с листа) 1. Публичные выступления. В течении учебного года (Концерты Конкурсы Фестивали) 1. Введение (2 часа) ТЕОРИЯ Техника безопасности при игре на инструменте. Настройка и уход за инструментом. 2. Звукоизвлечение (14часов) ТЕОРИЯ Знакомство с терминами видов звукоизвлечения на гитаре, таких как Повторение Бой четверка; Бой шестерка; Бой кантри; Простые переборы Знакомство Бой восьмерка; Сложные переборы; ПРАКТИКА Практические упражнения для тренировки правой руки: Бой четверка; Бой шестерка; Бой восьмерка; Бой кантри; Простые и сложные переборы; 3. Аккорды (30часов) ТЕОРИЯ Транспанирование аккордов в другую тональность. Что такое табулатура ПРАКТИКА Транспанирование вверх и вниз на различные интервалы .Чтение табулатур на практике. Практическая работа над аккордовыми цепочками. 4. Музыкальные направления, исполняемые на гитаре (24часов) ТЕОРИЯ Знакомство с различными музыкальными направлениями такими как: Бардовская песня; Авторская песня; Направление хип-хоп; Направление поп-музыка; Рок-музыка; ПРАКТИКА Работа над песнями различных музыкальных направлений, исполняемых на гитаре 5. Работа над песенным репертуаром (56часов) ТЕОРИЯ Как читать с листа музыкальные произведения. Приемы запоминания музыкального произведения. ПРАКТИКА 7 Чтение с листа. Разбор, проучивание и закрепление песен на различную тематику. 6. Концертные выступления (18часов) ПРАКТИКА Выступления на праздниках ДДТ (день открытых дверей, праздник осени, день матери, день пожилого человека, новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День победы). Выступление на итоговом отчетном концерте ДДТ. «Вокал» 2 год обучения № Тема Кол-во часов Форма контроля п/п общее теория практика Введение 1 1 1. Итоговое занятие. 1. Последний урок в каждом Постановка голоса 33 6 27 2. полугодии. вокалиста. (Исполнение 2 пьес Работа с микрофоном и 10 1 9 3. разного характера.) фонограммой 1. Публичные Работа над тематическим 13 3 10 4. выступления. В репертуаром. течении учебного года Концертные 11 1 10 5. (Концерты выступления. Конкурсы Итоговое занятие. 4 4 6 Фестивали) 72 12 60 ИТОГО Введение 1 час Знакомство с артикуляционным аппаратом и его особенностями. Прослушивание голосов. Постановка голоса вокалиста. 33 часа Знакомство с певческим дыханием и его видами, пение на опоре. Работа над артикуляцией и культурой звука Работа над чистым интонированием. Развитие музыкального слуха и музыкальной памяти. Тембровая окраска звука. Работа с микрофоном и фонограммой 10 часов Правила работы с микрофоном. Правила исполнения под минусовую фонограмму. Практическая работа под фонограмму с микрофоном Работа над тематическим репертуаром. 13 часов Подбор репертуара и работа над ним к календарным праздникам. Работа над характером произведений, над сценическим образом. Над целостностью художественного номера Концертные выступления. 11 часов Выступления на праздниках, посвященных Дню пожилого человека, Дню матери, к Новому году, ко Дню защитника отечества, к Международному дню, ко Дню победы и Итоговый отчетный концерт объединения. Итоговое занятие. 4 часа Подготовка к итоговому занятию и итоговое занятие, на котором, исполняется 2 разнохарактерные песни. «Ансамбль духовых инструментов» 3 год обучения № Тема Кол-во часов Форма контроля п/п общее теория практика Введение 2 2 1. Итоговое занятие. 1. Последний урок в Постановка. 6 2 4 2. полугодии. Звукоизвлечение 14 4 10 3. (Исполнение 2 пьес Атака 6 1 5 4. разного характера. Штрихи и динамические 10 2 8 5. 8 6. 7. 8. оттенки Работа над нотным материалом Развитие навыков ансамблевой игры. Концертные выступления Итого 56 16 40 28 8 20 22 144 4 39 18 105 Чтение с листа) 1. Публичные выступления. В течении учебного года (Концерты Конкурсы Фестивали) 1. Введение (2 часса) ТЕОРИЯ Краткая история духовых инструментов. Роль духовых инструментов в оркестре, ансамбле, сольном музицировании. Устройство духовых инструментов и уход за духовыми инструментами. Организация занятий в классе и дома. Правильное использование инструмента, меры предосторожности, уход за инструментом. Качество и количество домашних занятий. 2. Постановка (6 часов) ТЕОРИЯ Постановка дыхания. Отличие исполнительского дыхания от обычного физического. Виды исполнительского дыхания. Постановка корпуса и рук исполнителя. Правильное положение корпуса при игре. Постановка рук на инструменте. Амбушюр. Роль амбушюра в звукоизвлечении. Положение губ. ПРАКТИКА Развитие мышц диафрагмы. Дыхательные упражнения. Упражнения для развития амбушюра. 3. Звукоизвлечение (14 часов) ТЕОРИЯ Горло. Роль гортани и голосовых связок при звукоизвлечении. Выдох «теплого» воздуха. Положение «зевка» в горле. Координация движений при игре на инструменте. Развитие навыка контроля над несколькими процессами одновременно: дыхание, амбушюр, пальцы. ПРАКТИКА Извлечение звука на головке инструмента. Упражнение «продолжительные звуки». Поиск красивого звука на головке. Извлечение звуков от «до» 1 октавы до «ми» 3 октавы. Первоначальные упражнения на указанных звуках. «Продолжительные звуки». 4. Атака (6 часов) ТЕОРИЯ Что такое атака, виды атаки. Правильная атака. ПРАКТИКА Упражнения для языка. 5. Штрихи и динамические оттенки (10 часов) ТЕОРИЯ Штрихи как выразительное средство в музыке. Понятие «штриха» применительно к духовым инструментам. Основные штрихи. ПРАКТИКА 9 Штрих «легато». Знакомство с исполнением штриха «легато». Штрих «деташе». Правильное звуковедение при исполнении штриха «деташе». Работа над музыкальными произведениями разными штрихами. 6. Работа над нотным материалом (56 часов) ТЕОРИЯ Знакомство с музыкой эпохи барокко, классицизма, романтизма и современной музыки. Отличительные особенности исполнения музыки разных эпох. ПРАКТИКА Исполнение музыкальных произведений разных жанров и разных эпох. 7. Развитие навыков ансамблевой игры. (28 часов) ТЕОРИЯ Ансамбли однородных и неоднородных инструментов. Примеры ансамблей с участием духовых инструментов. Особенности игры в ансамбле. Что такое дуэт, трио, квартет. ПРАКТИКА Знание и слушание всех партий ансамбля. Игра в ансамбле (дуэте, трио, квартете). 8. Концертные выступления. (22 часов) ТЕОРИЯ Практическая и психологическая подготовка к концертному выступлению. Способы борьбы с концертным волнением, поиски вдохновения, построение занятий перед концертом, разыгрывание. Правила поведения, выход и уход со сцены, сценический образ, контакт с концертмейстером и со зрителями. ПРАКТИКА Концертные выступления в течении учебного года на промежуточной и итоговой аттестации. «Вокально-инструментальный ансамбль» 3 год обучения № Раздел Количество часов Форма контроля Всего Теория Практика Вводное занятие 3 3 1. Итоговое занятие. Последний урок в Работа с электро63 13 50 2. полугодии. инструментами. (Исполнение 66 13 53 3. Работа над репертуаром концертной Работа с 36 6 30 4. программы, в компьютерными которую включены программами не менее 10 пьес) Концертные 48 10 38 5. 2. Публичные выступления. выступления. В 216 45 171 ВСЕГО течении учебного года (Концерты Конкурсы Фестивали) Вводное занятие. (3часа) Теоретические занятия: План работы. Оборудование кабинета, техника безопасности при работе с электро-инструментами и микрофонами. Организационные вопросы. Правила поведения на занятиях. Работа с электро-инструментами.(63часа) 10 Теоретические занятия: Познакомить с устройством электро-инструментов и ударной установки. Научить подключать электро-инструменты и микрофоны к микшерному пульту. Рассказать основные функции каждого инструмента в ансамбле. Практические занятия: научить детей играть на электро-инструментах и барабанной установке, научить работать с микрофонами и микшерным пультом. Работа над репертуаром. (66 часов) Теоретические занятия: рассказать как подбирать репертуар, как проучивать и соединять партии. Практические занятия: Научить детей подбирать, проучивать и исполнять концертный репертуар. Работать над выразительностью и качеством концертного номера. Работа с компьютерными программами. (36часов) Теоретические занятия: Рассказать основные возможности компьютерных программ по обработке звука и видео (АудиоМастер, muvee Reveal, Movavi Video Editor Plus). Практические занятия: Научить работать в компьютерных программах по обработке звука и видео (АудиоМастер, muvee Reveal, Movavi Video Editor Plus). Концертные выступления. (48часов) Теоретические занятия: Рассказать правилам борьбы со сценическим волнением, основные правила культуры на сцене. Практические занятия: Выступления на праздниках ДДТ (день открытых дверей, праздник осени, день матери, день пожилого человека, новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День победы). Выступление на итоговом отчетном концерте ДДТ. «Музыкальный театр» 1 год обучения № Раздел Количество часов Форма контроля Всего Теория Практика Вводное занятие 2 2 1. Итоговое занятие. Последний урок в 6 1 5 2. Театр как вид искусства полугодии. 15 3 12 3. Техника и культура (Исполнение речи. поставленного Пластический образ 12 2 10 4. мюзикла) персонажа. 3. Публичные Сценическое действие 62 10 52 5. выступления. В Волшебные краски 36 4 32 6. течении учебного Итоговое занятие 11 11 7. года 144 22 122 ВСЕГО (Концерты Конкурсы Фестивали) Вводное занятие. (2часа) Теоретические занятия: План работы. Организационные вопросы. Правила поведения на занятиях. Театр как вид искусства. (6часов) Теория. Виды искусства (литература, музыка, живопись). Театр как вид искусства. Особенности театрального искусства. Отличие театра от других видов искусства. Виды и жанры театрального искусства. Презентация «Виды театрального искусства». Театральные термины: Театр, Опера, Балет, Кукольный Театр. Практика. Просмотр отрывков из спектаклей (кукольный театр, драматический театр, театр оперы и балета). Техника и культура речи. (15часов) 11 Теория. Рождение звука. Строение речевого аппарата. Дыхание и голос. Постановка дыхания. Артикуляция и дикция. Звукоряд. Гласные, согласные. Свойства голоса. Тон. Тембр. Интонация. Расширение диапазона и силы голоса. Полетность голоса. Практика. Речевой тренинг: дыхательная гимнастика. Артикуляционная гимнастика: упражнения для языка, челюсти, губ. Дикционные упражнения. Упражнения на развитие речевых характеристик голоса. Чистоговорки, скороговорки, потешки, небылицы, стихи. Пластический образ персонажа. (12 часов) Теория. Пластическая выразительность. Практика. Ритмопластический тренинг: Осанка. Построение позвоночника. Развитие индивидуальности. Коммуникабельность и избавление от комплексов. Разминка, настройка, освобождение мышц от напряжения и зажимов, релаксация. Музыка и движение. Темп и ритм. Эмоциональное восприятие музыки через пластику тела. Пластический образ живой и неживой природы. Просмотр д/ф о природе, животных. Пластические импровизации на музыкальную тему. Пластические импровизации на смену настроения. Пластические импровизации на передачу образа животных. Сценическое действие. (62часа) Теория. Действие - язык театрального искусства. Целенаправленность и логика действия. Связь предлагаемых обстоятельств с поведением. «Я в предлагаемых обстоятельствах». Этюд. Виды этюдов. Элементы бессловесного действия. «Вес». «Оценка». «Пристройка». Практика. Практическое овладение логикой действия. Упражнения и этюды. Выбор драматического отрывка (миниатюры). Этюдные пробы. Анализ. Показ и обсуждение. Работа за столом. Чтение пьесы. Обсуждение пьесы. Что понравилось. Какие вызвала чувства. Работа над созданием образа, выразительностью и характером персонажа. Поиск выразительных средств и приемов. Выбор музыкального оформления. Подбор грима. Постановка спектакля. Волшебные краски. (36часов) Теория. Что такое декорации? Технология изготовления. Значение грима. Технология по нанесению грима. Костюм – как средство передачи театрального образа. Изготовление кукол из различных материалов. Советы по изготовлению костюмов и кукол. Практика. Изготовление декораций, костюмов. Нанесение грима. Итоговое занятие. (11 часов) Практика. Постановка спектакля, прогон, выступление на конкурсах и фестивалях. № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. «Музыкальный театр» 2 год обучения Раздел Количество часов Всего Теория Практика Вводное занятие 2 2 Техника и культура 24 4 20 речи. Пластический образ 18 3 15 персонажа. Сценическое действие 56 11 45 Волшебные краски 20 4 16 Работа в компьютерных 12 2 10 программах Итоговое занятие 12 12 144 26 118 ВСЕГО 12 Форма контроля Итоговое занятие. Последний урок в полугодии. (Исполнение поставленного мюзикла) 4. Публичные выступления. В течении учебного года (Концерты Конкурсы Фестивали) Вводное занятие (2часа) Теоретические занятия: План работы. Организационные вопросы. Правила поведения на занятиях. Техника и культура речи (24часа) Теория. Дыхание и голос. Артикуляция и дикция. Звукоряд. Гласные, согласные. Свойства голоса. Тон. Тембр. Интонация. Расширение диапазона и силы голоса. Полетность голоса. Практика. Речевой тренинг: дыхательная гимнастика. Артикуляционная гимнастика: упражнения для языка, челюсти, губ. Дикционные упражнения. Упражнения на развитие речевых характеристик голоса. Чистоговорки, скороговорки, потешки, небылицы, стихи. Пластический образ персонажа (18часов) Теория. Пластическая выразительность. Практика. Ритмопластический тренинг: пластичность куклы. Развитие индивидуальности. Коммуникабельность и избавление от комплексов. Разминка, настройка. Музыка и движение. Темп и ритм. Эмоциональное восприятие музыки через пластику кукольного тела. Пластические импровизации на музыкальную тему. Сценическое действие (56часов) Теория. Действие - язык театрального искусства. Целенаправленность и логика действия. Связь предлагаемых обстоятельств с поведением. «Я в предлагаемых обстоятельствах». Этюд. Виды этюдов. Элементы бессловесного действия. «Вес». «Оценка». «Пристройка». Практика. Практическое овладение логикой действия. Упражнения и этюды. Выбор драматического отрывка (миниатюры). Этюдные пробы. Анализ. Показ и обсуждение. Работа за столом. Чтение пьесы. Обсуждение пьесы. Что понравилось. Какие вызвала чувства. Работа над созданием образа, выразительностью и характером персонажа. Поиск выразительных средств и приемов. Выбор музыкального оформления. Постановка спектакля. Волшебные краски (20часов) Теория. Технология изготовления кукол для кукольного театра. Практика. Изготовление кукол из различных материалов. Работа в компьютерных программах (12часов) Теория Демонстрация компьютерных программ по озвучиванию и созданию мультипликации. Практика Работа по созданию и озвучиванию мультипликации в компьютерных программах. Итоговое занятие (12часов) Практика. Постановка кукольного спектакля, прогон, выступление на конкурсах и фестивалях. 1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ предметные результаты: По итогам изучения модуля «Гитара» обучающиеся Будут знать: Историю, устройство гитары. Уход за ней Постановку корпуса и рук. Аккорды Музыкальные направления, исполняемые на гитаре Правила поведения на сцене Будут уметь: Настраивать гитару Правильно держать гитару, корпус и руки во время исполнения. Играть аккомпанемент Играть и петь песни под гитару Выступать на сцене 13 По итогам изучения модуля «Вокал» обучающиеся Будут знать: Виды певческого дыхания Гигиену певческого голоса Правила запоминания музыкального произведения Части жанра песня Что такое минусовая фонограмма Правила работы с микрофоном Как поставить сценический номер Будут уметь: Использовать различные виды певческого дыхания Ухаживать за голосом вокалиста Учить музыкальное произведение на память Проводить анализ жанра песня Исполнять произведение под минусовую фонограмму Исполнять музыкальные произведения с микрофоном Ставить сценические номера. По итогам изучения модуля «Ансамбль духовых инструментов» обучающиеся Будут знать: Устройство духовых инструментов и уход за ним. Упражнения на дыхание. Правила звукоизвлечения, и различные виды атаки. Аппликатуру. Штрихи и динамические оттенки. Правила игры в ансамбле. Что такое фонограмма, метроном; Правила поведения на сцене. Будут уметь: Ухаживать за духовым инструментом. Выполнять упражнения на дыхание Играть на духовых инструментах различными способами атаки, различными штрихами и динамическими оттенками Играть в ансамбле (дуете, трио, квартете) Работать с минусовой фонограммой, метрономом; Выступать на эстраде По итогам изучения модуля «Вокально-инструментальный ансамбль» обучающиеся Будут знать: Будут уметь: Технику безопасности при игре на электроинструментах Принципы вокального дыхания. Пользоваться принципами Гигиену голоса и голосовых связок вокального дыхания. Ухаживать за голосовым аппаратом Устройство электро-инструментов и Петь с микрофонами и играть на ударной установки электро-инструментах и ударной Функции и роль каждого установке инструмента и голоса в ансамбле Основные функции компьютерных Работать в компьютерных программ по обработке звука и ведео программах по обработке звука и (АудиоМастер, muvee Reveal, Movavi видео (АудиоМастер, muvee Reveal, Video Editor Plus) Movavi Video Editor Plus) Основные современные стили (рэп, Исполнять темы в современных бит-боксинг и др.) стилях (рэп, бит-боксинг и др.) 14 Правила поведения на сцене Выступать на сцене По итогам изучения модуля «Музыкальный театр» обучающиеся будут иметь представления: - о правилах поведения на сцене и в зрительном зале; - об устройстве речевого аппарата и звукообразования. Обучающиеся будут знать: - что такое театр, сцена; - с чего зародился театр; - отличие музыкального театра от других его видов; Обучающиеся будут уметь: - концентрировать внимание; - ориентироваться на сценической площадке; Обучающиеся будут иметь навыки: - пения в хоре; - общения с партнером; - коллективного творчества; технический компонент: Освоение и работа с техникой и оборудованием (микрофоны, усилительная аппаратура, электроинструменты, работа с фото и видео техникой, умение работать в компьютерных программах по фото и видеомонтажу. сетевое взаимодействие с образовательными организациями, учреждениями культуры: Активное сотрудничество с МАУК ЦБР «Усольская библиотека», МАУК «Усольский дом народного творчества», МАУК «Усолье Стгановское» профессиональное самоопределение и профессиональные пробы: На протяжении всего периода обучения по ДООП с целью изучения сферы деятельности соответствующей направленности программы, в коллективах организуются и проводятся экскурсии, поездки, творческие встречи в учреждения культуры (в музеи на выставки и экскурсии, в картинные галереи, в драматические театры на спектакли, в театры балета, на концерты с участием музыкантов и вокалистов, в цирк и др.) в учебные учреждения по профилю ДООП (Бе-резниковский музыкальный колледж, Пермское хореографическое училище, Пермский институт культуры, Екатеринбургский колледж искусств, Академия архитектуры г. Екатеринбург и др.) в развлекательные центры по профилю ДООП (техно-центр, техно-парк, кванториум и др.) Данные экскурсии и встречи дают обучающимся представления о многообразии профессий в сфере искусства, их особенностях, возможностях, социальном значении и имидже профессии в современном обществе Сценическая практика. Учреждение обладает разнообразным опытом проведения массовых программ. Свое творчество наши юные артисты с удовольствием дарят зрителям на концертных программах, посвященных важным календарным датам. Такая сценическая практика позволяет детям, посещающим творческий коллектив «Музыкальный калейдоскоп» демонстрировать свои достижения, дарить свое творчество. 15 РАЗДЕЛ № 2 КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Модуль «Гитара» 1 год обучения № Месяц 1 Число Время Форма проведения занятия занятия Сентябрь Лекция 2 Лекция 3 Лекция 4 Практикум 5 Практикум 6 Лекция Практикум Практикум Лекция, Практикум Практикум 7 8 9 Октябрь 10 Практикум 11 Практикум 12 Практикум 13 Лекция, Практикум 14 Практикум 15 Практикум 16 Концерт 17 Ноябрь Практикум Кол- Тема занятия во часов 2 Техника безопасности при игре на гитаре. 2 История происхождения музыкального инструмента. 2 Строение гитары и уход за гитарой 2 Работа над звукоизвлечением. Бой шестерка. 2 Работа над звукоизвлечением. Бой шестерка. 2 Что такое аккорд. Аккорды С и Аm 2 Аккорды С и Аm 2 Какие бывают аккорды. Dm и G 2 Аккордовая цепочка С-Аm-Dm- G 2 Аккордовая цепочка С-Аm-Dm- G 2 Координация правой и левой руки. 2 Упражнения для координации правой и левой руки 2 Как правильно разбирать музыкальное произведение 2 Знакомство с аккордами Е и А7 2 Аккордовая цепочка Аm-Dm-Е- Аm 2 Концертная программа «Люди пожилые сердцем молодые» 2 Работа над звукоизвлечением. 16 Место Форма проведения контроля ДДЮТ Опрос ДДЮТ Опрос ДДЮТ Опрос ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ ДДЮТ Наблюдение Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение 18 Практикум 2 19 Практикум 2 20 Практикум 2 21 Практикум 2 22 Практикум 2 23 Практикум 2 24 Концерт 25 Декабрь Практикум 2 26 Практикум 2 27 Практикум 2 28 Практикум 2 29 Практикум 2 30 Практикум 2 31 32 Практикум 2 Концерт 2 33 Январь Практикум 2 34 Практикум 2 35 Практикум 2 Простой перебор 6(5.4)-3-2-3-1-3-23 Работа над звукоизвлечением. Простой перебор 6(5.4)-3-2-3-1-3-23 Аккордовая цепочка Em-A-C-D Септаккорд. Особенности септаккорда. Знакомство с септаккордом Н7 Аккордовая цепочка Em-Am-H7-Em Аккордовая цепочка Em-Am-D-G-CAm-H7-Em Концертная программа ко дню матери Работа над звукоизвлечением Бой четверка Работа над звукоизвлечением Бой четверка Аккордовая цепочка Dm-Am-E7-Am Аккордовая цепочка Am-G-C-Dm-Am Аккордовая цепочка E7-Am- G-C-DmAm-E7-AmПодготовка к итоговому занятию Итоговое занятие Новогодний концерт Работа над звукоизвлечением. Повторение бой шестерка. Знакомство с аккордом Н. Работа над переходом G-H Аккордовая 2 17 ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ ДДЮТ Наблюдение Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение 36 Практикум 2 37 Практикум 2 38 Практикум 2 39 Практикум 2 40 Практикум 2 41 Февраль Практикум 2 42 Практикум 2 43 Практикум 2 44 Практикум 2 45 Практикум 2 46 Практикум 2 47 Практикум 2 цепочка Em-Am-D-G-H Аккордовая цепочка Em-Am-D-G-H Аккордовая цепочка Em-Am-H-Em Аккордовая цепочка Em-Am-H-Em Соединение 2 аккордовых цепочек Em-Am-D-G-H и Em-Am-H-Em Соединение 2 аккордовых цепочек Em-Am-D-G-H и Em-Am-H-Em Работа над звукоизвлечением. Бой кантри. Работа над звукоизвлечением. Бой кантри. Бой кантри, аккордовая цепочка Am-Dm-E-AmDm-G-C-Am-DmE-Am Бой кантри, аккордовая цепочка Am-Dm-E-AmDm-G-C-Am-DmE-Am Бой кантри, аккордовая цепочка G-C-E-Am-DmAm-E-Am Бой кантри, аккордовая цепочка G-C-E-Am-DmAm-E-Am Бой кантри, соединение 2х аккордовых цепочек Am-Dm-E-AmDm-G-C-Am-DmE-Am и G-C-E-Am-Dm18 ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение 48 Концерт 49 Март Практикум 2 50 Концерт 51 Практикум 2 52 Практикум 2 53 Практикум 2 54 Практикум 2 55 Практикум 2 56 Практикум 2 57 Апрель Практикум 2 58 Практикум 2 59 Практикум 2 60 Практикум 2 61 Практикум 2 62 Практикум 2 Am-E-Am Концертная программа, посвященная дню защитника отечества. Повторение выученных песен. Концертная программа , посвященная международному женскому дню. Переход аккордов G-C-G Аккордовая цепочка G-C-G-D-Em Аккордовая цепочка G-C-G-D-Em Аккордовая цепочка Em-E7-Am-EmH7-Em Аккордовая цепочка Em-E7-Am-EmH7-Em Cоединение 2х аккордовых цепочек G-C-G-D-Em и Em-E7-Am-EmH7-Em Работа над звукоизвлечением. Бой восьмерка. Работа над звукоизвлечением. Бой восьмерка. Бой восьмерка. Аккордовая цепочка Am-F-Dm-E-AmDm-E-Am Бой восьмерка. Аккордовая цепочка Am-F-Dm-E Бой восьмерка. Аккордовая цепочка Am-F-Dm-E Бой восьмерка. Аккордовая цепочка 2 2 19 ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение 63 Практикум 2 64 Практикум 2 65 Май Практикум 2 66 Практикум 2 67 Практикум 2 68 Практикум 2 69 Практикум 2 70 Практикум 2 71 72 Практикум 2 Концерт 2 Am-Dm-E-Am Бой восьмерка. Аккордовая цепочка Am-Dm-E-Am Бой восьмерка. Соединение аккордовых цепочек Am-F-Dm-E и AmDm-E-Am Аккордовая цепочка Am-Dm-G-C-AmDm-E-Am Аккордовая цепочка Am-Dm-G-C-AmDm-H7-E Аккордовая цепочка Am-Dm-G-C-AmDm-H7-E Аккордовая цепочка Am-Dm-G-C-FDm-E-Am Аккордовая цепочка Am-Dm-G-C-FDm-E-Am Подготовка к итоговому занятию Итоговое занятие Концертная программа «Ура, у нас каникулы!» ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ ДДЮТ Наблюдение Наблюдение Модуль «Гитара» 2 год обучения № 1 2 Месяц Число Время проведения занятия Сентябрь 7 16.00-16-.40 16.50-17.30 9 16.00-16-.40 16.50-17.30 3 14 16.00-16-.40 16.50-17.30 4 16 16.00-16-.40 16.50-17.30 5 21 16.00-16-.40 Форма занятия Кол- Тема занятия во часов Лекция 2 Техника безопасности при игре на гитаре. Лекция, 2 Основные приемы и Практикум способы настройки гитары Практикум 2 Работа над звукоизвлечением. Бой четверка, шестерка, восьмерка. Практикум 2 Повторение простых аккордов. Чтение с листа простых аккордовых цепочек. Лекция, 2 Транспонирование на 20 Место Форма проведения контроля ДДЮТ Опрос ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение 16.50-17.30 Практикум 6 23 16.00-16-.40 16.50-17.30 Практикум 2 7 Сентябрь 28 16.00-16-.40 16.50-17.30 Практикум 2 8 30 16.00-16-.40 16.50-17.30 Практикум 2 5 16.00-16-.40 16.50-17.30 16.00-16-.40 16.50-17.30 Лекция, 2 Практикум Практикум 2 9 Октябрь 10 7 11 12 16.00-16-.40 16.50-17.30 Практикум 2 12 14 16.00-16-.40 16.50-17.30 Практикум 2 13 19 16.00-16-.40 16.50-17.30 Практикум 2 14 21 16.00-16-.40 16.50-17.30 Практикум 2 15 26 16.00-16-.40 16.50-17.30 Лекция, 2 Практикум 16 28 16.00-16-.40 16.50-17.30 Концерт 2 16.00-16-.40 16.50-17.30 Практикум 2 18 4 16.00-16-.40 16.50-17.30 Практикум 2 19 9 16.00-16-.40 Практикум 2 17 Ноябрь секунду, терцию, кварту вверх. Транспонирование на секунду, терцию, кварту вниз. Транспонирование на квинту, сексту, септиму вверх. Транспонирование на квинту, сексту септиму вниз. Аккорд В и В7. Упражнения для баре. Аккордовая цепочка Em-B-Em-E7-Am-BEm-C-Am-B-Em-DmE7 Аккордовая цепочка Em-B-Em-E7-Am-BEm-C-Am-B-Em-DmE7 Аккордовая цепочка Em-C-Am-B-Em-CAm-B-Am-B-Em-CAm-B-Em Аккордовая цепочка Em-C-Am-B-Em-CAm-B-Am-B-Em-CAm-B-Em Соединение двух аккордовых цепочек Em-B-Em-E7-Am-BEm-C-Am-B-Em-DmE7 Em-C-Am-B-Em-CAm-B-Am-B-Em-CAm-B-Em (Песня «Осень» из репертуара группы ДДТ) Пение с аккомпанементом. Что такое аккомпанемент. Концертная программа , посвященная Дню пожилого человека. Работа над звукоизвлечением. Простой перебор 6(5,4)-3-2-3-1-3-2-3 Работа над звукоизвлечением. Простой перебор 6(5,4)-3-2-3-1-3-2-3 Упражнения на баре. 2 21 ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение Аккорд Gm. Аккордовая цепочка Dm-Gm-A7-Dm-D7Gm-C7-Dm Аккордовая цепочка Dm-Gm-A7-Dm-D7Gm-C7-Dm Аккордовая цепочка D7-Gm-A7-Dm-GmA7-Dm Аккордовая цепочка D7-Gm-A7-Dm-GmA7-Dm Соединение аккордовых цепочек Dm-Gm-A7-Dm-D7Gm-C7-Dm и D7-Gm-A7-Dm-GmA7-Dm («Мама», по небу плывет луна…) Концертная программа посвященная дню матери. Работа над звукоизвлечением. Повторение бой восьмерка. Бой восьмерка. Аккордовая цепочка H-E-H-E-D7-Gm-E-FH-E-D7-Gm-Cm-F-H Бой восьмерка. Аккордовая цепочка H-E-F-H-E-D7-Gm-EH-E-F-H Бой восьмерка. Аккордовая цепочка H-E-F-H-E-D7-Gm-EH-E-F-H Соединение аккордовых цепочек H-E-H-E-D7-Gm-E-FH-E-D7-Gm-Cm-F-H и H-E-F-H-E-D7-Gm-EH-E-F-H («Последний час декабря») Соединение аккордовых цепочек H-E-H-E-D7-Gm-E-FH-E-D7-Gm-Cm-F-H и H-E-F-H-E-D7-Gm-EH-E-F-H («Последний час декабря») Подготовка к итоговому занятию Итоговое занятие 16.50-17.30 20 11 16.00-16-.40 16.50-17.30 Практикум 2 21 16 16.00-16-.40 16.50-17.30 Практикум 2 22 18 16.00-16-.40 16.50-17.30 Практикум 2 23 23 16.00-16-.40 16.50-17.30 Практикум 2 24 25 16.00-16-.40 16.50-17.30 Репетиция и Концерт 25 30 16.00-16-.40 16.50-17.30 Практикум 2 2 16.00-16-.40 16.50-17.30 Практикум 2 27 9 16.00-16-.40 16.50-17.30 Практикум 2 28 14 16.00-16-.40 16.50-17.30 Практикум 2 29 16 16.00-16-.40 16.50-17.30 Практикум 2 21 16.00-16-.40 16.50-17.30 Практикум 2 31 23 Практикум 2 32 28 16.00-16-.40 16.50-17.30 16.00-16-.40 26 30 Декабрь Декабрь Зачет 2 2 22 ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение 30 33 34 Январь 11 16.50-17.30 16.00-16-.40 16.50-17.30 16.00-16-.40 16.50-17.30 Репетиция и концерт Лекция 2 Новогодний концерт ДДЮТ Наблюдение 2 ДДЮТ Опрос 16.00-16-.40 16.50-17.30 16.00-16-.40 16.50-17.30 Лекция 2 Поп-музыка. Известные попмузыканты. Творчество Сергея Жукова. Чередование простых переборов и боя шестерка. Аккордовая цепочка Gm-Cm-D-Gm-CmD#-D Gm-Cm-F-A#-Gm-CmD-Gm («Студент») Творчество группы Краски. Аккордовые цепочки Hm-G-A-F#-Hm, Hm-Em-A-F#-Hm («Старший брат») Творчество группы «Вирус» Повторение бой шестерка, восьмерка.Аккордовая цепочка Hm-G-D-A («Ты меня не ищи») Направление рокмузыка, известные рок- музыканты Творчество Виктора Цоя(группа «Кино»). Творчество Валерия Кипелова(группа «Ария»). Творчество группы «Би2» Творчество певицы Земфиры Концертная программа, посвященная дню защитника отечества. Работа над выученным песенным репертуаром Концертная программа , посвященная международному женскому дню. Творчество группы «ДДТ» Творчество группы ДДЮТ Опрос ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Опрос ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Опрос ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Опрос ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение 35 13 36 18 37 20 16.00-16-.40 16.50-17.30 Практикум 2 38 25 Лекция 39 27 16.00-16-.40 16.50-17.30 16.00-16-.40 16.50-17.30 16.00-16-.40 16.50-17.30 16.00-16-.40 16.50-17.30 Лекция 40 Февраль 1 Практикум 2 2 Практикум 2 2 Практикум 2 41 3 42 8 16.00-16-.40 16.50-17.30 Лекция 10 16.00-16-.40 16.50-17.30 16.00-16-.40 16.50-17.30 Практикум 2 16.00-16-.40 16.50-17.30 16.00-16-.40 16.50-17.30 16.00-16-.40 16.50-17.30 Практикум 2 1 16.00-16-.40 16.50-17.30 Практикум 2 49 3 16.00-16-.40 16.50-17.30 Концерт 51 10 Практикум 2 52 15 16.00-16-.40 16.50-17.30 16.00-16-.40 43 Февраль 44 15 45 17 46 22 47 24 48 Март 2 Практикум 2 Практикум 2 Репетиция и концерт 2 2 Практикум 2 23 «Смысловые Галлюцинации» Направление хип-хоп, реп. Творчество группы «Пропаганда». Особенности исполнения репа. Аккордовая цепочка Dm-B-F-A («Мелом») Творчество группы «Баста» Аккордовая цепочка Hm-G-A-F#mG-EmF#-Hm («Выпускной») Творчество Кирилла Толмацкого Dm-F-Dm-F Em-Cm-Dm-Em Авторская и бардовская песня. Творчество Юрия Визбора. Сложный перебор 6(5,4)-321-321 Сложный перебор 6(5,4)-321-321 Аккордовая цепочка Am-C-E7-F-A7-DmE7-Am Am-Dm-G7-C-AmDm-E7-Am Творчество Юрия Лозы Аккордовая цепочка Am-Dm-E7-Am Em-F-Dm-Am-Dm-E7Am («Плот») Творчество Владимира Высоцкого Аккордовая цепочка Am-Dm-G7-C-A7-DmAm-E7-F-Dm-Am-E7Am («Звезды») Аккордовая цепочка Cm-Fm-G-Cm и С7-Fm-A#-D#-G-CmFm-Fm6-D7-G-Cm («Братские могилы») Творчество Булата Окуджавы Аккордовая цепочка Dm-Gm-A7-Gm-A7- 16.50-17.30 16.00-16-.40 16.50-17.30 16.00-16-.40 16.50-17.30 Лекция 16.00-16-.40 16.50-17.30 16.00-16-.40 16.50-17.30 16.00-16-.40 16.50-17.30 Практикум 2 5 16.00-16-.40 16.50-17.30 Практикум 2 7 16.00-16-.40 16.50-17.30 16.00-16-.40 16.50-17.30 Лекция 14 16.00-16-.40 16.50-17.30 Практикум 2 62 19 Практикум 2 63 21 16.00-16-.40 16.50-17.30 16.00-16-.40 16.50-17.30 64 26 16.00-16-.40 16.50-17.30 Практикум 2 65 28 16.00-16-.40 16.50-17.30 Практикум 2 3 16.00-16-.40 16.50-17.30 Практикум 2 67 5 Практикум 2 68 10 16.00-16-.40 16.50-17.30 16.00-16-.40 16.50-17.30 53 17 54 22 55 24 56 29 57 31 58 59 Апрель 12 60 61 66 Апрель Май 2 Практикум 2 Практикум 2 Практикум 2 2 Практикум 2 Практикум 2 Практикум 2 24 ДДЮТ Опрос ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Опрос ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение 69 12 16.00-16-.40 16.50-17.30 Репетиция и концерт 70 17 Практикум 2 71 19 72 24 73 26 16.00-16-.40 16.50-17.30 16.00-16-.40 16.50-17.30 16.00-16-.40 16.50-17.30 16.00-16-.40 16.50-17.30 Dm-D7-Gm-C7-F7-D7Gm-A7-B-E7-A7-DmGm-A7-Dm Концертная программа «Песни в солдатской шинели. Табулатура. Чтение табулатур. Подготовка к итоговому занятию Итоговое занятие 2 Практикум 2 Зачет 2 Репетиция и концерт 2 Концертная программа «Ура, у нас каникулы!» ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение ДДЮТ Наблюдение 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Кадровое обеспечение: ФИО педагога/ов, квалификация Материально-техническое обеспечение: Адрес реализации ДООП: МАУ ДО ДДЮТ – г. Березники, Ломоносова 89а МАУ ДО ДДЮТ – г. Усолье, Красноармейская 85 Помещение: кабинет с учебными столами, / хореографический класс, оборудованный хореографическими станками, зеркалами Оборудование для педагога: медиапроектор, компьютер для педагога, демонстрационная магнитная доска, магнитофон, фортепиано Оборудование для детей: Форма одежды для детей: 2.3 ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОБУЧАЮЩИМИСЯ Формы аттестации Форма предъявления Формы фиксации и демонстрации образовательных образовательных результатов результатов Педагогическое Собеседование Лист оценки Входной контроль наблюдение Текущий контроль (Промежуточная аттестация) - по годам, - по уровням (Если есть необходимость) творческие работы, самостоятельные работы зачет, контрольная работа, творческая работа, тестирование, конкурс, защита творческих работ, проектов, конференция, соревнование, турнир, зачетные занятия. выставка, конкурс, отчетные выставки, Выставки, фестиваль, отчетные выставки, отчетные концерты, открытые уроки, итоговые концерты, 25 Диагностическая карта индивидуальная, Диагностическая карта групповая, Реестр одаренных, Портфолио учащихся, Ведомость, Аналитические материалы отчетные концерты, открытые уроки, вернисажи и другие. Индивидуальный творческий проект, Исследовательская работа, соло-выступление Итоговая аттестация Параметры По окончании обучения по программе обучающемуся выдается сертификат об окончании обучения по программе Контрольно-измерительные материалы Критерии оценки уровня освоения программы (пока не обязательно) Критерии высокий уровень средний уровень низкий уровень По годам обучения, по уровням, по предметам Диагностическая карта (индивидуальная или групповая) Фамилия имя обучающегося________________________________________ Сроки Показатели Память Чувство ритма Слух Интонирование Практические умения Начало года Стартовый уровень Середина года Конец года Аналитические материалы (скопировать пустой бланк) 2.4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Принципы построения и реализации программы: Комплексность – реализуется посредством обучения учащихся поэтапно по всем разделам программы. Материал каждого года обучения взаимопересекается и опирается на базовые знания учащихся по классическому, народно-сценическому и современному танцу. Коммуникативность - в основе процесса обучения лежит принцип диалогического общения «педагог-ученик» и «ученик-ученик», что в итоге подводит к совместному творчеству в создании сценических хореографических образов. Концентричность – элементы и упражнения изучаются и реализуются методом «послойного наложения», т.е. углубления и усложнения предыдущего материала, изменяя окраску, стиль, смещая музыкальные акценты и усложняясь темпо-ритмически и координально. Гибкость и дифференцированность – позволяет мобильно и оперативно обновлять опыт и знания учащихся в связи с быстрым развитием танцевального искусства на современном этапе. 26 Допускает изменения состава групп детей в зависимости от уровня танцевального мастерства и подбор танцевальных этюдов и композиций для групп учащихся с разной подготовкой. Индивидуализация обучения – предельный случай дифференциации (работа с одарёнными детьми) Вариативность – программа обозначает только каркас последовательного обучения основных движений и элементов современных направлений танца, а дальше предоставляет возможность себе и другим педагогам творить, выдумывать, пробовать. Активность и осознанность детей в обучении – использование преимущественно активных форм и методов обучения. Отсутствие жёсткой регламентации и стандартизации обучения, что открывает широкий простор для детского и педагогического творчества, инноваций, экспериментирования. Преемственность между блоками программы – взаимное дополнение и обогащение блоков программы между собой (теоретический, практический и сценическая практика). Теоретический блок – открывает учащимся двери в мир современной хореографии, знакомит с танцевальной историей народов мира, практический – повышает уровень знаний, качество исполнения, сценическая практика – позволяет раскрыть образ, почувствовать и передать в танце всю глубину человеческих эмоций и характерные танцевальные черты, присущие культурам разных народов мира. Здоровьесбережение – предусматривает учёт психологических и физиологических возможностей учащихся, построение учебного процесса путём постепенного усложнения учебного материала технически, темпоритмически; воспитание сорадования и соперничествования партнёру, создание ситуации успеха. Формы проведения учебных занятий: практическая работа, творческие задания, семинары, практикумы, дополнительные задания, выездные выступления, участие в конкурсных программах и фестивалях и др. лекции - изложение преподавателем предметной информации; дискуссии - постановка спорных вопросов с целью отработки умения отстаивать и аргументировать свою точку зрения; презентация - публичное представление определенной темы или предмета; защиту проекта обоснование проделанной работы; ролевые игры - предложение стать на место персонажа и действовать от его имени в моделируемой ситуации. Методы обучения: 1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные - рассказ, лекция, беседа, дискуссия…; наглядно–иллюстративные - демонстрация, показ, объяснения; индуктивные - раскрытие материала от «частного» к «общему»; репродуктивные - активное восприятие, запоминание и воспроизведение; проблемно–поисковые - исследовательская деятельность, задания на развитие творческого мышления и воображения; практические – различные по уровню сложности задания и упражнения. 27 3. 2. Методы самостоятельной работы: по заданию педагога; по собственной инициативе (обучающихся). Методы стимулирования и мотивации обучения: ситуация новизны, неожиданности; театрализация, драматургия; ситуация успеха; актуализация значимости обучения, коллективного результата. 4. Методы контроля и самоконтроля: анализ результатов деятельности обучающихся; создание контролирующих ситуаций (открытые занятия, сценические выступления, мастерклассы, семинары); самонаблюдение; самоанализ и самоотчёт. 5. формы работы и контроля: практическая работа, творческие задания, свободная работа, семинары, практикумы, дополнительные задания, экскурсии, выездные выступления, участие в конкурсных программах и фестивалях и др. Словесный метод - используется на каждом занятии в форме беседы, лекции, рассказа, изложения нового материала, закрепления изученного и повторения пройденного. Самостоятельная творческая работа - развивает самостоятельность, воображение, способствует выработке творческого подхода к выполнению задания, поиску нестандартных творческих решений. Коллективная работа - один из методов. Приучающих обучающихся справляться с поставленной задачей сообща, учитывать мнение окружающих. Способствует взаимопониманию между членами группы, созданию дружественной обстановки. Отработка технических навыков работы с художественными материалами и инструментами, способствует повышению качества работы, учит терпению, аккуратности, целеустремленности. Репродуктивный метод - используется педагогом для наглядной демонстрации способов работы, выполнения отдельных её элементов при объяснении нового материала. Смотр творческих достижений - используется на каждом занятии для определения типичных ошибок, достоинств и недостатков каждой работы, обмена опытом. Перечень методических материалов Нотная литература по изучаемым инструментам. Методическая литература для педагога, КИМы. Особенности организации образовательного процесса в период самоизоляции и дистанционного режима. 28 В условиях карантина профилактики и предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции, профилактики и предотвращения распространения гриппа и ОРВИ, в условиях карантина или режима самоизоляции реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы проводится с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Специфика дополнительного образования художественной направленности требует организации творческого взаимодействия педагогов и обучающихся, их сотворчества в освоении форм художественного творчества. В связи с этим основной сложностью реализации образовательной программы художественной направленности является сохранение содержания с учетом ограниченных возможностей дистанционного обучения. При переходе к дистанционной форме обучения педагогу рекомендуется: акцентировать внимание на самостоятельную творческую работу детей; определить новые временные рамки освоения новых компетенций; использовать презентационную форму подачи материала, используя фото и видео мастерклассов; определить варианты контактов с детьми с целью предоставления им возможности получения помощи и обратной связи; определить вместе с обучающимися запрос новой информации для освоения тех или иных способов овладения новыми художественными умениями и навыками; определить четкую последовательность необходимых действий для выполнения заданий, добавить фото примеров работ в используемых техниках, что позволит доступно донести информацию и получить хорошие результаты работы; использовать видео- и аудиозанятия, лекции, мастер-классы; открытые электронные библиотеки, виртуальные краеведческие музеи, концерты, выступления; тесты, викторины по изученным теоретическим темам; адресные дистанционные консультации; при обучении детей и подростков необходимо обеспечить непосредственный контакт с педагогом. Ребенок должен понимать, что от него требуется, видеть примеры работ, то, как педагог сам выполняет то или иное действие; организовать регулярную обратную связь с обучающимися; расширять представление детей о народном творчестве, традициях и культурном наследии регионов через содержание проводимых дистанционных занятий. Образовательный процесс организуется в офлайн и онлайн форматах. Сетевые технологии (офлайн-обучение) – средства коммуникации, позволяющие передавать и получать данные в удобное время для каждого участника образовательного процесса, независимо друг от друга. К данному типу коммуникаций относятся: электронная почта; форумы; система дистанционного обучения (СДО); медиатеки, видеохостинги: YouTube, BigBlueButton, Jitsi, TrueConf; группы в социальных сетях (твиттер, в контакте, фейсбук); месенджеры (вайбер, вацап и др.). Сетевые технологии (онлайн-обучение) – средства коммуникации, позволяющие обмениваться информацией в режиме реального времени: видеоконференции (Skype, Zoom, Microsoft Teams и др. онлайн-платформы для видеосвязи с возможностью организации командной работы, в том числе распределения задач); чаты (обмен мгновенными сообщениями, аудио-, видеоинформацией в мессенджерах); 29 2.5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Литература для педагога 1. Болотова А.К. , Молчанова О.Н. Психология развития. – М.: Омега-Л, 2005. 2. Бухарова Г.Д., Л.Д. Старикова Л.Д. Общая и профессиональная педагогика.- М.: Академия, 2009. 3. Выготский Л.С.. Психология развития ребёнка. – М.: Эксмо cерия: Библиотека всемирной психологии, 2005. 4. Ермолаева Т.И. Современное программно-методическое обеспечение учреждения дополнительного образования детей. Методические рекомендации для руководящих и педагогических работников учреждений дополнительного образования детей. - Самара: СДДЮТ, 2008. 5. Ирина В.Р. Исполнительское искусство и музыковедение. Параллели и взаимодействия. М.: Человек, 2010. 6. Колесов Д.И. Современный подросток. – М.:, 2003. Модуль «Гитара» 1. Аудиокурс игры на гитаре. Класс дебютанта (для начинающих), изд.: Synchrobook, 2010. 2. Калгин В. Виктор Цой и его Кино. – М.: АСТ, 2015. 3. Репертуар начинающего гитариста: ноты и табулатура. Выпуск 1. Традиционная и безнотная система обучения. – М.: Современная школа, 2010. 4. Филипс М., Чаппек Д. Гитара для чайников. - Москва - Санкт-Петербург – Киев, 2006. 5. http://www.akkords.ru/?roistat_visit=718840 6. http://altkord.ru/?roistat_visit=718840 7. http://notly.ru/programmi/notation-editor?roistat_visit=718840 Модуль «Вокал» 1. Багрунов, В. Азбука владения голосом / В. Багрунов. - М., 2008. 2. Емельянов, В.В. Практический метод воспитания голоса / В.В. Емельянов. - М., 2006. - 342 с. 3. Зайцева, А.С. Джазовый вокал от блюза до джаз-рока / А.С. Зайцева// Современная музыкальная культура и образование в России: проблемы и перспективы: Материалы II Всероссийской конференции: Сб. статей. - М.: Издательство «Спутник +», 2010. - С. 15-17. 4. http://ru.wikihow.com/петь-чисто 5. http://x-minus.org/ Модуль «Ансамбль духовых инструментов» 1. Музыка для флейты. Ансамбли. Тетрадь 1. Сост. Зайвей Е., СанктПетербург, 2004 2. Музыка для флейты. Ансамбли. Тетрадь 2. Сост. Зайвей Е., СанктПетербург, 2004 3. Тутунов В. И. История военной музыки России. - М., 2005 4. http://bigjazzbook.ru/?roistat_visit=718840 5. http://www.notomania.ru/?roistat_visit=718840 Модуль «Вокально-инструментальный ансамбль» 1. Популярный учебник игры на электрогитаре. Электрогитара для всех. – М.: издательский дом Катанского, 2007. 2. Красильников И., Алемская А., Клип И. Школа игры на синтезаторе. М: ВЛАДОС, 2005 3. http://muzland.ru/?roistat_visit=718840 30 4. http://notes.tarakanov.net/index.htm?roistat_visit=718840 5. http://www.gitaristu.ru/?roistat_visit=718840 Модуль «Музыкальный театр» 1. Бутенко Э. Сценическое перевоплощение. Теория и практика. 3-е издание. – М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»)2007. – 160 с. 2. Театр, где играют дети. Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов. Под редакцией А.Б. Никитиной. М., 2001 3. Анисимов, Г. П. Лабиринты музыкального театра ХХ века / Г.П. Анисимов. - М.: РАТИГИТИС, 2006. - 184 c. 4. Белякова, Н. Н. Идем в музыкальный театр / Н.Н. Белякова, Е.М. Демьянова, Э.С. Котвицкая. - М.: Златоуст, 2005. - 224 c. 5. Давыдова М.Агапова И., Музыкальные вечера в школе. – М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 256 с., с илл. 6. http://biblioteka.potal-etud.ru 7. https://www.culture.ru/lectures 8. http://fcior.edu.ru/card/5451/bolshoy-teatr-rossii-v-xix-veke.html 9. http://fcior.edu.ru/card/985/v-muzykalnom-teatre-opera.html 31