Управление образования администрации МО «г. Березники» Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества» СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Педагогическим советом Директор МАУ ДО ДДЮТ Протокол № 2 ________ Л.А. Малахова «07» октября 2024 «07» октября 2024 г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Литературное краеведение» Детский коллектив «Юные краеведы» Направленность: туристско-краеведческая Возраст обучающихся: 11-15 лет Срок реализации: 2 года Составитель: педагог дополнительного образования Белокурова Галина Альбертовна Усолье, 2024 г 1 СОДЕРЖАНИЕ 1 РАЗДЕЛ № 1 КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА стр. Нормативно-правовая база Направленность программы Уровень освоения Актуальность Отличительная особенность. Целевая группа, особенности состава учащихся Срок обучения: Формы организации образовательного процесса: Особенности организации образовательного процесса. 1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ стр. 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ стр. Учебный план Содержание 1 год 2 год 1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАЗДЕЛ № 2 стр. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК стр. 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ стр. 2.3 ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОБУЧАЮЩИМИСЯ 2.4 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ стр. Принципы построения и реализации программы Методы обучения Перечень методических материалов Особенности организации образовательного процесса в период карантина и дистанционного режима. 2.5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 2.6 ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 2 стр. РАЗДЕЛ № 1 КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Нормативно-правовая база Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Познавательное краеведение.» создана для организации образовательного процесса в МАУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества» в 2022-24 учебном году. В процессе создания программы учтены положения следующих нормативных документов: Федеральный закон №273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ», Приказ Министерства Просвещения России от 09.11.2018 №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи; Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242); Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242) Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р) Устав МАУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества». Направленность программы: туристско-краеведческая Уровень освоения: базовый Целевая группа, особенности состава учащихся: Возраст обучающихся: 7 - 16 лет . Состав обучающихся: ученики 5,7-8 классов Допуск врача: не требует специального допуска врача Данная программа педагогически целесообразна, т.к. ее реализация органично вписывается в единое образовательное пространство образовательной организации и позволяет применять ее в инклюзивных группах. Занятия помогают ребенку социализироваться, благоприятно влияют на становление личности ребенка с ОВЗ в целом. Срок обучения: 2 года Формы организации образовательного процесса: очная, групповая, возможна частично дистанционная форма организации. (Для профилактики и предотвращения распространения гриппа, ОРВИ, новой коронавирусной инфекции в условиях карантина или режима самоизоляции реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы проводится в дистанционном режиме с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.) Цели: Создание условий для получения дополнительных знаний каждым обучающимся о природе, географии, истории и культуре родного края, способствующих развитию познавательного интереса к краеведению, воспитанию социальной активности школьников. Данная программа дает возможность школьникам шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности его природы, истории и культуры, приобщиться к исследовательской деятельности, имеющей общественное значение и практическую 3 ценность, принять участие в созидательной деятельности, развивать свои творческие способности. Программа способствует осуществлению одной из важнейших задач образования: введению растущего человека в поле родной культуры, в духовную атмосферу того места, с которого начинается его судьба, воспитанию у школьников патриотизма, бережному отношению к природному и духовному наследию родного края. Задачи: - усвоить комплекс краеведческих знаний о природе, истории и культуре родного края в процессе внеурочной деятельности; - создать условия в образовательном пространстве для проявления и развития ключевых компетентностей школьников; - сформировать потребность в активной жизненной позиции по сохранению и преобразованию родного края; - воспитать патриотизм и экологическую культуру юных граждан; - углубленное изучение родного края, дальнейшее развитие у школьников интереса к краеведению; - выявление одаренных детей, склонных к научно-исследовательской работе, предоставление им возможностей для реализации своих способностей. Успешность деятельности определяется методами мотивации, используемыми учителем. Это социальные, эмоциональные, познавательные, волевые методы. Программа рассчитана на 8 часов занятий в неделю. 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫЙ ПЛАН № Темы программы 1. Количество часов Всего теория практика 1 год обучения Изучаем родной поселок (4 часа в неделю, 35 учебных недель) 10 4 6 Географическое положение 2. 3 Пермского края и поселка Орел. История поселка Орел Современная жизнь поселка 100 20 30 6 ИТОГО за 1 год обучения 140 30 2 год обучения Литературное краеведение (4 часа в неделю, 35 учебных недель) 1. Прикамские писатели 120 40 2. Литературные гостиные 20 ИТОГО за 2 год обучения 140 40 3 год обучения Изучаем родной край (4 часа в неделю, 35 учебных недель) История территорий Пермского 120 40 края Литературные гостиные 20 ИТОГО за 3 год обучения 140 40 Общее количество часов по ДООП 420 110 80 24 110 80 20 100 80 20 100 310 СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГО ПЛАНА: 1 год обучения Раздел1. Географическое положение Пермского края и поселка Орел. Практика: экскурсия по поселку Раздел 2.Достопримечательности поселка Орел. Церковь Похвалы Богородице, памятник Ермаку, сосновый бор. Раздел 3.Природные особенности Орла как острова. Лужки. Черное озеро. Раздел 4.История страны в истории поселка. Гражданская война. Великая отечественная война. 4 Практическая работа: экскурсия к памятнику, просмотр документальных фильмов. Раздел 5.Известные люди поселка. Директор фабрики «Спорт» В.А.Тимашов, директора школы Самосушев В.Т., Орлова М.И., Яндукина Ф.В. директор Дома культуры Распутин В.В. Практическая работа: встречи, просмотр документальных фильмов. Раздел 6.Предприятия поселка(бывшие и настоящие).Фабрика «Спорт», Орлинский сплавной рейд, пристань, лесничество, почта, сберкасса. Практическая работа : экскурсии на предприятия Раздел 7.История образования в поселке. Церковно-приходская школа, школа в годы гражданской и Великой отечественной войны, строительство нового здания школы. Практическая работа: просмотр документального фильма, экскурсия к старым зданиям школы. Раздел 8.Досуг в поселке. Дом культуры, ,погибшим в годы В.О.войны Практическая работа :экскурсия Раздел 10.Современная жизнь поселка. Население поселка поселковая библиотека. Практическая работа: экскурсии Раздел 9. Огурдино. Географическое положение, население, памятник воинам. Будущее поселка. Практическая работа : создание проектов 2 год обучения .Литературное краеведение. Раздел 1.Творчество Л.И.Давыдычева. Жизнь Ивана Семенова, второклассника и второгодника. Лелишна из 3 подъезда. Друзья мои, приятели. Раздел 2.Творчество В.П.Астафьева. Весенний остров. Конь с розовой гривой. Мальчик в белой рубахе. Последний поклон. Сибиряк. Раздел 3.Творчество В.И.Воробьева. Капризка. Сказки. Солнцева сестра. Раздел 4.Творчество Л.И.Кузьмина. Дом с колокольчиком. Сказки. Капитан Коко и зеленое стеклышко. Серебряная труба. Раздел 5. Сказки Прикамья. Раздел 6.Творчество В.Телегиной. Стихи. Раздел 7.Творчество Е.Ф.Трутневой. Стихи. Раздел 8.Творчество И.П.Христолюбовой. Рассказы. 3 год обучения. Изучаем Пермский край. Раздел 1.МО «Город Березники». Город Березники. Усолье. Пыскор. Романово. Раздел 2.Северные места нашего края. Соликамск. Красновишерск. Чердынь, Ныроб. Раздел 3. Юг Пермского края. Чайковский. Чернушка. Куеда. Раздел 4.Столица Пермского края- Пермь. Раздел 5. Города с интересной историей. Кунгур. Лысьва. Нытва. Оса. 3 год обучения. 1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Планируемые результаты изучения программы «Познавательное краеведение». Личностными результатами являются: установка на поиск решения проблем; критичность; развитие навыков сотрудничества со взрослым и сверстниками при постановке и решении учебных, конкретно-практических и проектных задач, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; Метапредметными результатами являются: способность регулировать свою познавательную и учебную деятельность; способность осуществлять информационный поиск; способность анализировать, выделять существенное и фиксировать его в знаковых моделях; основы умения учиться: различать известное и неизвестное, критериально и содержательно оценивать процесс и результат собственной учебной работы, целенаправленно совершенствовать предметные умения, делать запрос к различным источникам информации; 5 освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа; способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. Предметными результатами являются: усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности; владение базовыми понятиями, необходимыми для дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин; умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира; овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде; понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в ее современной жизни; понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России. В результате обучения у школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия. Личностные действия. Выпускник научится и приобретет: научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее; приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей; приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения. Выпускник получит возможность для формирования: основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин страны, чувства сопричастности и гордости за свой родной край; мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы; эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Воронежского края; чувства гордости за свой край, за успехи своих земляков; эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей. Регулятивные действия. Выпускник научится: планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации; выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме; проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве; самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции; использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности. Выпускник получит возможность: уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией; 6 вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные действия. Выпускник научится: используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов; узнавать символику родного края; описывать достопримечательности Пермского края; использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о Пермском крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек, сети Интернет; использовать знаково‐символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Пермского края и атласом; работать с атласом, глобусом и картой; находить на карте свой край; устанавливать причинно‐следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; устанавливать аналогии. Выпускник получит возможность: самостоятельно подбирать литературу по теме; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; работать в семейных архивах. Коммуникативные действия. Выпускник научится: понимать различные позиции других людей, отличные от собственной; ориентироваться на позицию партнера в общении; учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. Выпускник получит возможность: готовить и выступать с сообщениями; наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края; аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности. Формы подведения итогов. Подведение итогов деятельности по каждому разделу рекомендуется организовывать в форме: викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов; создания и защиты собственного проекта; создания презентаций - представлений по изученной теме; конкурсов исследовательских работ-соревнований, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников; участия в конференциях разного уровня. 7 РАЗДЕЛ № 2 КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК, 3 год обучения ПРИЛОЖЕНИЕ № 1. К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «Познавательное краеведение» Календарный учебный график Первый год обучения Ном ер п/п Месяц Число Время проведе ния занятий Форма занятий Кол-во часов Тема занятий 01 сентябрь 04.09 06.09 15.0016.45 Теория 4 Вводное занятие. Техника безопасности. 02 сентябрь 11.09 13.09 15.0016.45 Теория 4 Географическое положение Пермского края 03 сентябрь 18.09 20.09 15.0016.45 Теория 4 Особенности географического положения пос.Орел 04 сентябрь 25.09 27.09 15.0016.45 Экскурсия 4 Особенности географического положения пос.Орел 05 октябрь 02.10 04.10 15.0016.45 Минисочинение 4 «Мой родной поселок» 06 октябрь 09.10 11.10 15.0016.45 Экскурсия 4 Достопримечательно сти пос. Орел 07 октябрь 16.10 18.10 15.0016.45 Экскурсия 4 Достопримечательно сти пос.Орел 08 сентябрь 29.09 30.09 15.0016.45 Викторина 4 Достопримечательно сти пос. Орел 09 октябрь 2310 25.10 15.0016.45 Экскурсия 4 Церковь Похвалы Богородице 10 октябрь 30.10 01.11 15.0016.45 теория 4 Богатство поселкасосновый бор 11 ноябрь 11.10 12.10 15.0016.45 Экскурсия 4 Богатство поселкасосновый бор 15.0065.30 теория 4 Растения и животные бора 15.00- Практическое 4 Богатство поселка- 12 13 18.10 8 Место проведени я Форма контроля 19.10 16.45 занятие сосновый бор 14 20.10 21.10 15.0016.45 Экскурсия 4 Орел-остров 15 25.10 26.10 15.0016.45 Экскурсия 4 Лужки 16 27.10 28.10 15.0016.45 Экскурсия 4 Черное озеро 17 ноябрь 08.11 09.11 15.0016.45 Творческое занятие 4 Красивые места пос. Орел 18 ноябрь 10.11 11.11 15.0016.45 теория 4 Гражданская война в истории поселка 19 ноябрь 15.11 16.11 54.0016.45 экскурсия 4 Герой гражданской войныЯ.М.Пирожков 20 ноябрь 17.11 18.11 15.0016.45 Теория 4 Великая Отечественная война в истории поселка 21 ноябрь 22.11 23.11 15.0016.45 Просмотр фильма 4 Орляне-участники В.О.войны 22 ноябрь 24.11 25.11 15.0016.45 Экскурсия 4 Памятник орлинцам,погибшим в В.О.войе 23 ноябрь 29.11 30 11 15.0016.45 Творческое занятие 4 Мини-сочинение о героях В.О.войны 24 декабрь 01.12 02.12 15.0016.45 Лекция 4 Известные люди пос.Орел 25 декабрь 06.12 07.12 15.0016.45 Просмотр фильма 4 Известные люди пос.Орел 26 декабрь 08.12 09.12 15.0016.45 Просмотр фильма 4 Известные люди пос.Орел 27 декабрь 13.12 14.12 15.0016.45 Встреча 4 Известные люди пос.Орел 28 декабрь 15.12 16.12 15.0016.45 Творческое занятие 4 Мини-сочинение об известных людях поселка. 29 декабрь 20.12 21.12 15.0016.45 Презентация 4 Известные люди поселка 30 декабрь 22.12 23.12 15.0016.30 лекция 4 Предприятия поселка,их история 31 декабрь 27.12 15.00- экскурсия 4 Фабрика «Спорт» 9 28.12 16.45 32 декабрь 29.12 30.12 15.0016.45 Экскурсия 4 Орлинский сплавной рейд 33 январь 10.01 11.01 15.0016.45 экскурсия 4 Рыбцех 34 январь 12.01 13.01 15.0016.45 экскурсия 4 Пристань 35 январь 17.01 18.01 15.0016.45 экскурсия 4 Почта,отделение сбербанка 36 январь 19.01 20.01 15.0016.45 экскурсия 4 Лесничество 37 январь 24.01 25.01 15.0016.45 Практическая работа 4 Предприятия поселка 38 январь 26.01 27.01 15.0016.45 Викторина 4 Предприятия поселка 39 февраль 31.01 01.02 15.0016.45 Теория 4 История образования в поселке 40 февраль 02.02 03.02 15.0016.45 Просмотр фильма 4 История образования в поселке 41 февраль 07.02 08.02 15.0016.45 Экскурсия 4 История образования в поселке 42 февраль 09.02 10.02 15.0016.45 Творческое занятие 4 История образования в поселке 43 февраль 14.02 15.02 15.0016.45 Теория 4 Школа готовится к юбилею 44 февраль 16.02 17.02 15.0016.45 Практическое занятие 4 Школа готовится к юбилею 45 февраль 21.02 24.02 15.0016.45 Практическое занятие 4 Школа готовится к юбилею 46 март 28.02 01.03 14.0015.30 Просмотр фильма 4 Выпускники Орлинской школы 47 март 02.03 03.03 14.0015.30 Просмотр фильма 4 Выпускники Орлинской школы 48 март 07.03 09.03 14.0015.30 Встреча 4 Выпускники Орлинской школы 49 март 10.03 14.03 14.0015.30 Встреча 4 Выпускники Орлинской школы 10 50 март 15.03 16.03 14.0015.30 Экскурсия 4 Центр культуры пос. Орел-Дом культуры 51 март 17.03 21.03 14.0015.30 Экскурсия 4 Центр культуры пос. Орел- поселковая библиотека 52 март 22.03 23.03 14.0015.30 экскурсия 4 Места для отдыхасквер 53 март 24.03 28.03 14.0015.30 экскурсия 4 Места для отдыхадетская площадка «Берег радости» 54 апрель 04.04 05.04 14.0015.30 Практическое занятие 4 Места для отдыхарейдовская площадка 55 апрель 06.04 07.04 14.0015.30 Практическое занятие 4 Места для отдыха 56 апрель 11.04 12.04 14.0015.30 Практическое занятие 4 Места для отдыха 57 апрель 13.04 14.04 14.0015.30 лекция 4 Огурдино 58 апрель 18.04 19.04 15.0016.45 Экскурсия 4 Огурдино 59 апрель 20.04 21.04 15.0016.45 Экскурсия 4 60 апрель 25.04 26.04 15.0016..45 Теория 4 Население поселка 61 апрель 27.04 28.04 15.0016.45 Теория 4 Охрана природы 62 апрель 29.04 30.04 15.0016.45 Практическое занятие 4 Охрана природы 63 май 02.05 03.05 15.0016.45 Практическое занятие 4 Охрана природы 64 май 04.05 05.05 15.0016.45 Теория 4 Будущее поселка 65 май 10.05 11.05 15.0016.45 Творческая работа 4 Будущее поселка 66 май 12.05 16.05 15.0016.45 Творческая работа 4 Будущее поселка 67 май 17.05 18.05 15.0016.45 Викторина 4 Мой поселок 68 май 19.05 15.00- 4 Итоговое занятие Огурдино 11 23.05 16.45. 3 год Ном ер п/п Месяц Число Время проведе ния занятий Форма занятий Кол-во часов Тема занятий 01 сентябрь 03.09 05.09 15.0016.45 Теория 4 Вводное занятие. Техника безопасности. 02 сентябрь 10.09 12.09 15.0016.45 Теория 4 Путешествуем по Пермскому краю. 03 сентябрь 17.09 19.09 15.0016.45 Теория 4 МО « Город Березники» 04 сентябрь 24.09 26.09 15.0016.45 практика 4 Викторина 05 октябрь 01.10 03.10 15.0016.45 Просмотр фильма 4 Просмотр фильма 06 октябрь 08.10 10.10 15.0016.45 теория 4 Город Березники: история, достопримечательно сти 07 октябрь 15.10 17.10 15.0016.45 теория 4 Чем славятся Березники 08 октябрь 22.10 24.10 15.0016.45 Просмотр фильма 4 Просмотр фильма 09 октябрь 03.10 04.10 15.0016.45 теория 2 Село Пыскор: история 10 октябрь 29.10 31.10 15.0016.45 теория 4 Виртуальное путешествие по Пыскору 11 ноябрь 05.11 07.11 15.0016.45 теория 4 Село Романово: история 12 октябрь 12.10 13.10 15.0065.45 теория 4 Просмотр фильма 13 октябрь 17.10 18.10 15.0016.45 теория 4 Путешествие по городу Усолье. 14 октябрь 19.10 20.10 15.0016.45 теория 4 Старый город.»Строгановски е палаты» 12 Место проведени я Форма контроля 15 октябрь 24.10 25.10 15.0016.45 Творческое занятие Мини сочинение «Мой край» 16 октябрь 2610 78.10 15.0016.45 теория 4 Серерные города Пермского края. 17 ноябрь 07.11 08.11 15.0016.45 теория 4 Соликамск: история 18 ноябрь 09.11 10.11 15.0016.45 теория 4 Достопримечательно сти города. 19 ноябрь 14.11 15.11 54.0016.45 теория 4 Музей соли. 20 ноябрь 16.11 17.11 15.0016.45 Теория 4 Храмы города 21 ноябрь 21.11 22.11 15.0016.45 Просмотр фильма 4 Просмотр фильма 22 ноябрь 23.11 24.11 15.0016.45 Теория 4 В Красновишерске. 23 ноябрь 28.11 29 11 15.0016.45 Просмотр фильма 4 Природа севера. 24 декабрь 30.11 01.12 15.0016.45 Теория 4 Старинный городЧердынь. 25 декабрь 05.12 06.12 15.0016.45 Теория 4 Достопримечательно сти города 26 декабрь 07.12 08.12 15.0016.45 Просмотр фильма 4 Виртуальное путешествие по городу 27 декабрь 12.12 13.12 15.0016.45 теория 4 .Ныроб: история, люди. 28 декабрь 14.12 15.12 15.0016.45 Творческое занятие 4 Мини сочинение «Чем интересен север Пермского края» 29 декабрь 19.12 20.12 15.0016.45 Презентация 4 Презентации о городах севера Пермского края 30 декабрь 21.12 22.12 15.0016.45 теория 4 Отправляемся на юг Пермского края 31 декабрь 26.12 27.12 15.0015.45 теория 4 Чайковский: история, люди 32 декабрь 29.12 30.12 15.0015.45 лекция 4 Путешествуем по городу 13 33 январь 10.01 11.01 15.0015.45 Просмотр фильма 4 Просмотр фильма 34 январь 12.01 13.01 15.0016.45. теория 4 Чернушка: история, достопримечательно сти 35 январь 17.01 18.01 15.0016.45 теория 4 Куеда. 36 январь 19.01 20.01 15.0015.30 презентации 4 Презентации о городах юга Пермского края 37 январь 24.01 25.01 15.0015.30 презентации 4 Презентации о городах юга Пермского края 38 январь 26.01 27.01 15.0015.30 теория 4 Пермь-столица Пермского края 39 февраль 31.01 01.02 15.0015.30 Теория 4 Город с богатой историей. 40 февраль 02.02 03.02 15.0015.30 теория 4 Главные достопримечательно сти города 41 февраль 07.02 08.02 15.0015.30 теория 4 Главные достопримечательно сти города 42 февраль 09.02 10.02 15.0015.30 Творческое занятие 4 Презентации о достопримечательно стях Перми 43 февраль 14.02 15.02 15.0015.30 Теория 4 Великая Отечественная война и Пермь. 44 февраль 16.02 17.02 15.0016.30 Практическое занятие 4 Театры города 45 февраль 21.02 24.02 15.0016.30 Практическое занятие 4 Театры города 46 март 28.02 01.03 14.0015.30 Просмотр фильма 4 Просмотр фильма 47 март 02.03 03.03 14.0015.30 Просмотр фильма 4 Просмотр фильма 48 март 07.03 09.03 14.0015.30 викторина 4 Викторина 49 март 10.03 14.03 14.0015.30 теория 4 Учебные заведения Перми 14 50 март 15.03 16.03 14.0015.30 теория 4 Учебные заведения Перми 51 март 17.03 21.03 15.0016.45 теория 4 Чем гордится город 52 март 22.03 23.03 15.0016.45 теория 4 Прогуляемся по набережной Камы 53 март 24.03 28.03 15.0016.45 Творческая работа 4 Рисунки о Каме 54 апрель 04.04 05.04 15.0016.45 Практическое занятие 4 Презентации о городе 55 апрель 06.04 07.04 15.0016.45 Практическое занятие 4 Презентации о городе 56 апрель 11.04 12.04 15.0015.30 Практическое занятие 4 Викторина 57 апрель 13.04 14.04 15.0015.30 лекция 4 Города с богатой историей 58 апрель 18.04 19.04 15.0015.30 Практическое занятие 4 Купеческий город Кунгур. 59 апрель 20.04 21.04 15.0015.30 теория 4 Прогуляемся по городу 60 апрель 25.04 26.04 15.0015.30 Теория 4 Лысьва :история,люди 61 апрель 27.04 28.04 15.0015.30 Теория 4 Великая Отечественная война и Лысьва. Музей касок. 62 апрель 29.04 30.04 15.0015.30 Практическое занятие 4 Нытва: история. 63 май 02.05 03.05 14.0015.30 Практическое занятие 4 Музей ложек. 64 май 04.05 05.05 15.0015.30 Творческая работа 4 Оса: история. 65 май 10.05 11.05 150015.30 Теория 4 Чусовой: история 66 май 12.05 16.05 14.0015.30 Творческая работа 4 Кроссворды 67 май 17.05 18.05 15.0016.45 Викторина 4 Викторина 68 май 19.05 23.05 15.0016.45 4 Итоговое занятие 15 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Кадровое обеспечение: высшее педагогическое образование,стаж педагогической деятельности 40 лет. Материально-техническое обеспечение:компьютер,проектор Адрес реализации ДООП: МАУ ДО ДДЮТ – г. Усолье, Красноармейская 85 Помещение:кабинет с учебными столами. Оборудование для педагога:медиапроектор, компьютер для педагога, демонстрационная магнитная доска. Оборудование для детей: 2.3 ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОБУЧАЮЩИМИСЯ Формы аттестации: Форма предъявления Формы фиксации и демонстрации образовательных образовательных результатов результатов Входной контроль Наблюдение педагога Оперативный контроль Текущий контроль (Промежуточная аттестация) -по годам, - по уровням (Если есть необходимость) Итоговая аттестация Наблюдение педагога творческие работы, самостоятельные работы зачет, контрольная работа, творческая работа, - - выставки, фестиваль, отчетные выставки, отчетные концерты, открытые уроки, итоговые концерты, Диагностическая карта индивидуальная, Диагностическая карта групповая, Реестр одаренных, Портфолио учащихся, тестирование, конкурс, защита творческих работ, проектов, конференция, соревнование, турнир, зачетные занятия. Ведомость, Аналитические материалы выставка, конкурс, отчетные выставки, отчетные концерты, открытые уроки, вернисажи и другие. Индивидуальный творческий проект, Исследовательская работа, соло-выступление По окончании обучения по программе обучающемуся выдается сертификат об окончании обучения по программе 16 2.4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Принципы построения и реализации программы: Формы проведения учебных занятий: Методы обучения: Принципы построения и реализации программы : Комплексность – реализуется посредством обучения учащихся поэтапно по всем разделам программы. Материал каждого года обучения взаимопересекается и опирается на базовые знания учащихся по классическому, народно-сценическому и современному танцу. Коммуникативность - в основе процесса обучения лежит принцип диалогического общения «педагог-ученик» и «ученик-ученик» Активность и осознанность детей в обучении – использование преимущественно активных форм и методов обучения. Отсутствие жёсткой регламентации и стандартизации обучения, что открывает широкий простор для детского и педагогического творчества, инноваций, экспериментирования. Преемственность между блоками программы – взаимное дополнение и обогащение блоков программы между собой (теоретический, практический и сценическая практика). . Здоровьесбережение – предусматривает учёт психологических и физиологических возможностей учащихся, построение учебного процесса путём постепенного усложнения учебного материала технически, темпоритмически; воспитание сорадования и соперничествования партнёру, создание ситуации успеха. Формы проведения занятий: Тренировочное занятие, практическая работа, творческие задания, семинары, практикумы, дополнительные задания, экскурсии,. лекции - изложение преподавателем предметной информации; семинары и коллоквиумы - заранее подготовленные сообщения и выступления в группе и их обсуждение обучающие игры - моделирование различных жизненных обстоятельств с дидактической целью. презентация - публичное представление определенной темы или предмета; защиту проекта обоснование проделанной работы; круглый стол - неформальное обсуждение выбранной тематики; мозговая атака - коллективное решение нестандартных задач; ролевые игры - предложение стать на место персонажа и действовать от его имени в моделируемой ситуации. 1. Методы обучения Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные - рассказ, лекция, беседа, дискуссия; наглядно–иллюстративные - демонстрация, показ, объяснения; индуктивные - раскрытие материала от «частного» к «общему»; репродуктивные - активное восприятие, запоминание и воспроизведение; проблемно–поисковые - исследовательская деятельность, задания на развитие творческого мышления и воображения; практические – различные по уровню сложности задания и упражнения. 17 2. 3. 4. 5. Методы самостоятельной работы: по заданию педагога; по собственной инициативе (обучающихся). Методы стимулирования и мотивации обучения: ситуация новизны, неожиданности; театрализация, драматургия; ситуация успеха; актуализация значимости обучения, коллективного результата. Методы контроля и самоконтроля: анализ результатов деятельности обучающихся; создание контролирующих ситуаций (открытые занятия, сценические выступления, мастерклассы, семинары); самонаблюдение; самоанализ и самоотчёт. формы работы и контроля: практическая работа, творческие задания, свободная работа, семинары, практикумы, дополнительные задания, экскурсии, выездные выступления, участие в конкурсных программах и фестивалях и др. Словесный метод - используется на каждом занятии в форме беседы, лекции, рассказа, изложения нового материала, закрепления изученного и повторения пройденного. Самостоятельная творческая работа - развивает самостоятельность, воображение, способствует выработке творческого подхода к выполнению задания, поиску нестандартных творческих решений. Коллективная работа - один из методов. Приучающих обучающихся справляться с поставленной задачей сообща, учитывать мнение окружающих. Способствует взаимопониманию между членами группы, созданию дружественной обстановки. Отработка технических навыков работы с художественными материалами и инструментами, способствует повышению качества работы, учит терпению, аккуратности, целеустремленности. Репродуктивный метод - используется педагогом для наглядной демонстрации способов работы, выполнения отдельных её элементов при объяснении нового материала. Смотр творческих достижений - используется на каждом занятии для определения типичных ошибок, достоинств и недостатков каждой работы, обмена опытом Воспитательная деятельность в детском коллективе осуществляется в соответствии с ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ МАУ ДО ДДЮТ «ТВОРЧЕСТВО НАМ ДАРИТ СЧАСТЬЕ» Модуль «ВОСПИТАНИЕ НА УЧЕБНОМ ЗАНЯТИИ» Воспитание в дополнительном образовании детей рассматривается как целенаправленно организованная деятельность детей, вовлекающая их во взаимодействие с окружающим 18 миром и формирующая у них систему ценностных отношений к этому миру, как стимулирование процессов, детерминирующих качественные изменения в личности. В этой логике, дополнительное образование детей не просто сегмент, структурная часть существующей системы общего образования, но компонент субъектного становления личности и ее внутреннего роста (самоопределения и саморазвития индивидуальности). Главный акцент современной образовательной политики сделан на усиление воспитательного потенциала современного дополнительного образования детей. Для этого предлагается включение детей в коллективные общественно полезные практики, создание новых возможностей для гражданско-нравственного и патриотического воспитания, использования получаемых знаний для решения реальных социальных проблем местного сообщества, региона, страны, а главное для личного самоопределения и самореализации. Именно поэтому дополнительной общеразвивающей программе необходим модуль воспитания. Главная цель воспитания в моей программе: воспитание хорошего современного человека, положительного отношения его к миру. Первая группа реализует педагогическое сопровождение в нравственном самоопределении. Педагог призван помочь ответить ребенку на главные вопросы жизни: каким быть и каким должен быть проект своего будущего существования? Это возможно только при доверии ребенка педагогу. А со стороны педагога необходима реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы с воспитанником, ориентированных на идеальное представление о нравственном облике современного человека, на формирование гражданской идентичности и патриотических чувств. Вторая группа воспитательных задач предполагает педагогическое сопровождение социального выбора и помогает ребенку ответить на следующие вопросы: с кем быть, как строить свои отношения с людьми, как обеспечить свое участие в улучшении окружающей жизни? Дополнительное образование предоставляет ребенку возможности приобретения для него нового социального опыта. Третья группа воспитательных задач предполагает педагогическое сопровождение профессионального выбора, которая помогает ответить ребенку на вопрос кем быть? Четвертая группа воспитательных задач предполагает педагогическое сопровождение овладения ребенком нормами общественной жизни и культуры, помогает ответить на вопрос что такое красота жизни и искусства? Сроки Мероприятия Ответственный Уровень Охват Охват реализации участников зрителей (уч. группа, колл-в, учреждени е, город, край Модуль «ВОСПИТАНИЕ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ» октябрь Экскурсия в библиотеку( «Россия») поселковую Белокурова Г.А. квиз-игра Модуль «НАСТАВНИЧЕСТВО И ТЬЮТОРСТВО» 19 Уч.группа 15 март Литературный праздник для 4 Белокурова Г.А. класса Уч.группа Модуль «КЛЮЧЕВЫЕ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ» декабрь Стихи о нашем крае(конкурс Белокурова Г.А.) коллектив стихов) 15 7 30 15 Модуль «ВЕКТОР РАЗВИТИЯ» (Творческое, личностное развитие и профессиональное самоопределение) ноябрь День гения Белокурова Г.А. группа 15 Модуль «МЫ ВМЕСТЕ» (Взаимодействие с родителями) апрель Литературный праздник «Мое Белокурова Г.А. Прикамье» Учебная группа 15 15 Модуль «СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ» Гражданско-патриотическое, экологическое воспитание и деятельность в рамках РДДМ, реализация социальных проектов май Уборка братского кладбища Белокурова Г.А. коллектив Модуль «ПРЕДМЕТНО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА УЧРЕЖДЕНИЯ» февраль Выпуск литературного Белокурова Г.А. Уч.группа 15 вестника 2.5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Н.Н. Назаров, Н.Г. Циберкин «Природная география Пермской области (хрестоматия)», Пермь Издательство «Книжный мир», 2001 г. 1 Н.Н. Назаров, М.Д. Шарыгин «География Пермской области», Пермь Издательство «Книжный мир», 1999 г. 2 С.Б.Девяткова. Рабочая тетрадь «География Пермской области»/ Пермь: «Книжный мир», 1999 г. – 32с. 3 А.М. Белавин, Н.Н. Агафонова, Н.Б. Крылысова, М.Г. Нечаев, А.Б. Суслов «Страницы истории Земли Пермской», Пермь «Книжный мир», 1997 г. 4 Н.В. Иванова, А.А. Неулыбина, Е.А. Черных «География Пермской области» Пермское книжное издательство, 1984 г. 5 А.Комлев, Е.Черных «Реки Пермской области», Пермское книжное издательство, 1984г. 6 А. Иванов «MESSAGE: ЧУСОВАЯ», Санкт-Петербург изд. Дом «Азбука-классика», 2007г. 7 Ю.К. Николаев «Чусовой», Пермское книжное издательство, 2004 г. 8 И.Лоскутов, А Лоскутова сер. «Заповедные земли Прикамья. Чусовские «Бойцы»» , Пермь АО полиграфический салон «Мультиграф» 9 «Твое Прикамье», Пермь книжное издательство, 2002 г. 20 10 Н. Дубилет, А. Пак «Кама», Молотовское областное государстеннон издательство, 1950 г. 11 Интернет сайт: http://www. .perm1.ru 21