Управление образования администрации МО «г. Березники» Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества» СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Педагогическим советом Директор МАУ ДО ДДЮТ Протокол № 2 ________ Л.А. Малахова «07» октября 2024 «07» октября 2024 г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «КРЕПЫШ» Направленность: физкультурно-спортивная Возраст обучающихся: 6-8 лет Срок реализации: от 1до 3 лет Автор: Педагог дополнительного образования: Родионов Виктор Иванович г.Усолье, 2024 г. Аннотация Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Крепыш» удовлетворяет потребности каждого ребёнка в физической активности, повышает интерес к физическим упражнениям, приобщает к здоровому образу жизни. На занятиях дети выполняют общефизические упражнения, изучают элементы спортивной борьбы, играют в подвижные игры, участвуют в соревнованиях. Дети учатся общаться в группе, сотрудничать, дружить. При этом у детей формируется правильное дыхание, приобретаются навыки физкультурной грамотности, вырабатывается моральная и физическая выносливость, происходит становление психической и эмоциональной сферы, нарабатывается координация тела, чувство ритма, а главное удовлетворяется потребность каждого ребёнка в физической активности. Возраст учащихся: 6-18 лет. Срок реализации – 1 год. РАЗДЕЛ I КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ Пояснительная записка Программа по борьбе направленности. «Крепыш» относится к физкультурно- спортивной Отличительные особенности программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Крепыш» разработана с учетом дополнительной предпрофессиональной программы в физкультурной деятельности с оздоровительнокорригирующей направленностью области физической культуры и спорта, основу учебного предмета составляет содержание. Педагогическая целесообразность заключается в том, что программа «Крепыш» дополняет и расширяет возможности школьных образовательных учреждений в реализации оздоровительных и здоровьесберегающих технологий. Программа выполнима, с высоким оздоровительным эффектом, доступна детям школьного возраста, независимо от физической подготовки. Адресат - программа рассчитана на обучающихся в возрасте 6-8 лет. Психолого-педагогические особенности возраста обучающихся по программе. К этому возрасту у детей отмечаются высокие темпы прироста показателей, характеризующих быстроту движений и времени двигательной реакции, скорости однократных движений, частоты повторяющихся движений. На основе совершенствования разных видов движений и физических качеств у детей происходит преобразование моторной сферы. Им доступно произвольное регулирование двигательной активности, стремление достичь положительного результата, а также осознанное отношение к качеству выполнения упражнений. В то же время у детей появляется умение самостоятельно пользоваться приобретенным двигательным опытом в различных условиях. Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения с взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – занятия спортом, которое предъявляет ряд серьёзных требований к обучающемуся. Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности. Сроки реализации: 1 учебный год. Режим занятий: 3 раза в неделю по 2 академических часа. Общее количество часов обучения – 276 часов. Цель программы: Целью данной образовательной программы по греко-римской борьбе «Крепыш» для детей школьного возраста является содействие разностороннему, гармоничному развитию личности. Задачи программы: Образовательные: обучить технике безопасности при занятиях в спортивном зале; обучить теоретическим основам и правилам греко-римской борьбы; познакомить с историей данного вида спорта; обучить безопасным приемам выполнения физических упражнений; обучить приемам контроля физического самочувствия. Развивающие: развить общефизические навыки; развить физические качества (силу, ловкость, выносливость и т.д.); развить активность и самостоятельность; развить культуру поведения, коммуникабельность, социальную адаптацию в среде сверстников. - Воспитательные: воспитать волевые качества, такие как собранность, настойчивость; воспитать чувство уважения к окружающим, умение общаться со взрослыми и своими сверстниками; выработать стремление к достижению высоких спортивных результатов. - Планируемый результат. Метапредметные результаты: учащиеся научатся - планировать свою деятельность под руководством тренера-преподавателя; - сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами; - участвовать в совместной деятельности. Личностные результаты: учащиеся усвоят - социальные нормы и правила поведения; - правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях; Предметные результаты: Учащиеся научатся: - базовой технике греко-римской борьбы. - технике выполнения упражнений на развитие гибкости, подвижности в суставах и ловкости. Учащиеся узнают: - технику самостраховки; - - историю развития греко-римской борьбы; - о способах закаливания организма. Содержание программы. Учебный план. № п/ п 1. Количество часов всего теория практика Наименование раздела, темы Теоретическая подготовка 16 2. Общая физическая подготовка 130 130 3. Специальная физическая подготовка 122 122 4. Тестирование физической и теоретической подготовки 8 16 4 4 Формы контроля Собеседование по вопросам Выполнение контрольных упражнений Выполнение контрольных упражнений Собеседование, выполнение контрольных упражнений Содержание учебного плана. Теоретическая подготовка ТЕМА 1. Физическая культура и спорт в РФ Физические упражнения как одно из эффективных средств физического совершенствования человека. Формы и организации занятий по физической культуре и спорту. ТЕМА 2. Спортивные единоборства в РФ Единоборства – старейший самобытный вид физических упражнений. Широкое отображение их в исторических летописях и памятниках народного эпоса. Виды и характер самобытных единоборств у различных народов. ТЕМА 3. Влияние занятий единоборствами на строение и функции организма спортсмена Краткие сведения о строении организма человека. Влияние систематических занятий физической культурой и спортом на укрепление здоровья, развитие физических качеств: силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости, формирование правильной осанки и гармонического телосложения, повышение умственной и физической работоспособности. ТЕМА 4. Гигиена, закаливание, питание и режим борца. Общее понятие о гигиене физической культуры и спорта. Личная гигиена борца: рациональный распорядок дня, уход за телом, избавление от вредных привычек. Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви. Гигиенические основы режима труда и отдыха юного спортсмена. Основные элементы режима для их выполнения. Примерная схема режима дня юного бойца. ТЕМА 5. Техника безопасности и профилактика травматизма на занятиях греко-римской борьбой. Правила поведения в спортивном зале и на спортивных площадках. Запрещенные действия в греко-римской борьбе. Техника безопасности при выполнении различных обще подготовительных и специально-подготовительных упражнений. Страховка и помощь. Правила поведения на занятиях и соревнованиях по греко-римской борьбе и другим видам спортивных единоборств. Общая физическая подготовка Строевые и порядковые упражнения: общие понятия о строевых упражнениях и командах; действия в строю, на месте и в движении: построение, расчет, рапорт, приветствие, повороты, перестроения, размыкания и смыкание строя, перемена направления движения, остановка во время движения, шагом и бегом, переход с шага на бег и с бега на шаг, изменение скорости движения. Ходьба: обычная, спиной вперед, боком; на носках, пятках, наружном крае стопы, разворачивая стопу (внутрь, наружу); в полу приседе, приседе; ускоренная; спортивная; с выпадами; на коленях, на четвереньках; приставным шагом в одну и другую сторону. Бег: на короткие дистанции (30,60 м) из различных стартовых положений; на средние и длинные дистанции (от 400 до 5000 м); по пересеченной местности (кросс), с преодолением различных препятствий; по песку, воде, змейкой; вперед, спиной вперед, боком; с высоким подниманием бедра, касаясь пятками ягодиц, с поворотом на носках; в равномерном и переменном (с ускорениями) темпе; мелкими и широким шагом; с изменением направления. Прыжки: в длину и высоту с места и с разбега; на одной и двух ногах; со сменой положения ног; с одной ноги на другую; с двух ног на одну; с одной ноги на две; вперед, назад, боком, с поворотами, с вращением; выпрыгиванием на возвышение разной высоты; спрыгивание с высоты; в глубину; через скакалку; опорные через козла, коня. Метания: теннисного мяча, гранаты, набивного мяча, камня; вперед из-за головы, из положения руки внизу, от груди; назад; толкание ядра, набивного мяча и других отягощений. Упражнения без предметов: а) упражнения для рук и плечевого пояса – одновременные, переменные и последовательные движения в плечах, локтевых и лучезапястных суставах (сгибание, разгибание, отведение, приведение, повороты, маховые движения, круговые движения); сгибания и разгибания рук в упоре лежа (ноги на полу, на гимнастической скамейке, с опорой ногами о стену); упражнения для укрепления мышц кистей и сгибателей пальцев рук; отталкивания обеими руками и одной рукой от стены, пола; б) упражнения для туловища – упражнения для формирования правильной осанки (наклоны вперед, назад и в стороны из различных исходных положений и с различными движениями руками); дополнительные пружинистые наклоны; круговые движения туловищем; прогибания лежа лицом вниз с различными положениями и движениями руками и ногами; сгибание туловища лежа на спине, поднимание ног и рук поочередно и одновременно; поднимание и медленное опускание прямых ног; поднимание туловища, не отрывая ног от ковра; круговые движения ногами. в) упражнения для ног – в положении стоя различные движения прямой и согнутой ногой; приседания на двух и на одной ноге; маховые движения; выпады с дополнительными пружинистыми движениями; поднимание на носки; различные прыжки на одной и на двух ногах на месте и в движении; продвижение прыжками на одной и на двух ногах; упражнения для развития гибкости и на расслабление; г) упражнения на расслабление – из полунаклона туловища вперед приподнимание и опускание плеч с полным расслаблением, свободным покачиванием и встряхиванием рук; из положения руки вверх, в стороны – свободное опускание, покачивание и потряхивание расслабленных рук; из полунаклона туловища в стороны - встряхивание свободно висящей расслабленной руки и кисти; махи свободно висящими руками при поворотах туловища; из стойки на одной ноге на скамейке – свободные покачивания, встряхивания другой ноги; из основной стойки или стойки ноги врозь, руки вверху – расслабление мышц рук, туловища и ног до положения присев согнувшись; д) дыхательные упражнения – синхронное чередование акцентированного вдоха (короткого, энергичного, шумного) с выдохом (с частотой – вдох в секунду); повороты головы с одновременным вдохом; покачивания головы влево-вправо с одновременным вдохом; движения головы вверх-вниз с одновременным вдохом; наклон туловища вперед с одновременным вдохом; ритмичные акцентированные вдохи при наклоне туловища вперед и его выпрямлении; перенос веса туловища с акцентированными вдохами на каждое движение одной ноги на другую (ноги широко расставлены в стороны); шаги на месте с вдохом на каждый подъем ноги; выпады в стороны; шаги на месте с вдохом на каждый выпад; повороты туловища в стороны с вдохом на каждое движение. Упражнения с предметами: а) со скакалкой – прыжки с вращением скакалки вперед и назад, на одной и обеих ногах, с ноги на ногу, с поворотами; два прыжка на один оборот скакалки; с двойным вращением скакалки; со скрещиванием рук; бег со скакалкой по прямой и по кругу и др.; б) упражнения с теннисным мячом – броски и ловля мяча из положения сидя (стоя, лежа) одной и двумя руками; ловля мяча, отскочившего от стенки; перебрасывание мяча на ходу и при беге; метание мяча в цель(мишень) и на дальность (соревновательного характера); броски и ловля мяча с партнером на месте и в движении; в) упражнения с набивным мячом (вес мяча 1-2 кг) – вращение мяча пальцами; сгибание и разгибание рук; круговые движения руками; сочетание движений руками с движениями туловищем; броски и ловля мяча с поворотом и приседанием; перебрасывание по кругу и друг другу из положения стоя (стоя на коленях, сидя, лежа на спине, на груди) в различных направлениях, различными способами (толчком от груди двумя руками, толчком от плеча одной рукой, двумя руками из-за головы, через голову, между ногами); броски и подкидывания мяча одной и двумя ногами в прыжке); эстафеты и игры с мячом; соревнования на дальность броска одной и двумя руками (вперед, назад). Упражнения на гимнастических снарядах: а) на гимнастической стенке – передвижение и лазание с помощью и без помощи ног, стоя на разной высоте; прыжки вверх с рейки на рейку с одновременным толчком руками и ногами; прыжки в стороны, сверху вниз, подтягивания на верхней рейке в висе лицом к стенке, спиной к стенке; в висе на верхней рейке поднимание ног до касания рейки; угол в висе; стоя лицом к стенке (хват рейки на уровне груди), махи ногой с возможно большей амплитудой; стоя лицом к стенке, коснуться ногой рейки как можно выше, прыжки на другой ноге (ногу отставлять от стенки возможно дальше); стоя лицом к стенке на расстоянии 1-2 шагов (хват рейки на уровне плеч), махи ногой назад одновременно с наклоном вперед и др.; б) на перекладине – подтягивание разным хватом (ладонями к себе и от себя, широким и узким); подъем силой; висы на согнутых руках, головой вниз, на коленях, на носках; раскачивание вперед, назад, в стороны, круговое; в) на канате – лазание с помощью ног, без помощи ног, в положении сед углом; раскачивание в висе на канате; прыжки на дальность, держась за канат и раскачиваясь; прыжки, держась за канат, через препятствие (условное). Специальная физическая подготовка Акробатические упражнения: кувырки вперед из упора присев, скрестив голени, из основной стойки, из стойки на голове и руках, из стойки на руках до положения сидя в группировке, до упора присев, с выходом на одну ногу, в стойку на лопатках; длинный кувырок с прыжка, через препятствие; кувырок через левое (правое) плечо; кувырки назад из упора присев, кувырки назад с выходом в стойку, через левое (правое) плечо; «колесо», подъем разгибом. Упражнения для укрепления мышц шеи: наклоны головы вперед с упором рукой в подбородок; наклоны головы вперед и назад с упором соединенных рук в затылок (с захватом головы руками); наклон головы в сторону с помощью руки; движение головы вперед-назад, в стороны, кругообразные из упора головой в ковер с помощью и без помощи рук; движения вперед-назад, в стороны, кругообразные, стоя на голове с опорой ногами о стену; наклоны головы в стойке с помощью партнера; стоя на четвереньках, поднимание и опускание головы; повороты головы в стороны с помощью партнера. Упражнения на мосту: вставание на мост, лежа на спине; движения в положении на мосту вперед-назад, с поворотом головы влево (вправо); забегания на мосту с помощью и без помощи партнера; передвижения на мосту головой вперед, ногами вперед, левым (правым) боком, уходы с моста без партнера, с партнером, проводящим удержание. Упражнения в самостраховке: перекаты в группировке на спине; положение рук при падении на спину; падение на спину из положения сидя, из приседа, из полуприседа, из стойки, прыжком через стоящего на четвереньках партнера; через горизонтальную палку; положение при падении на бок; перекат на бок, с одного бока на другой; падение на бок; из положения сидя, из приседа, из основной стойки, через стоящего на четвереньках партнера, через шест (палку); кувырок вперед через стоящего на четвереньках партнера с падением на бок; кувырок через палку с падением на бок; кувырок с прыжка, держась за руку партнера; падение вперед с опорой на кисти из стойки на коленях, из основной стойки, из основной стойки с поворотом направо (налево) после падения назад. Имитационные упражнения: имитация различных технических действий и приемов без партнера; имитация различных бросковых действий с резиновыми амортизаторами, набивными мячами, отягощениями; имитация изучаемых атакующих бросков с партнером без отрыва и с отрывом его от ковра; выполнение различных технических действий и приемов с партнером, имитирующими различные действия, захваты, перемещения. Упражнения с партнером: поднимание партнера из стойки обхватом за бедра, пояс, грудь; поднимание партнера, стоящего на четвереньках, лежащего на животе; переноска партнера на плечах, на спине, на бедре; приседания и наклоны с партнером на плечах; приседание, стоя спиной друг к другу, сцепив руки в локтевых сгибах; стоя спиной друг к другу и взявшись за руки, наклоны, сведение и разведение рук, перевороты, круговые вращения; отжимание рук в разных исходных положениях – стоя лицом друг к другу руки внизу, вверху, перед грудью; положив ноги на плечи стоящего в основной стойке партнера; выпрямление рук, стоя лицом друг к другу; лежа на спине ногами друг к другу; отжимание ног; стоя лицом друг к другу, поднимание и опускание рук через стороны, разведение и сведение рук на уровне плеч, сгибание и разгибание рук; кружение, взявшись за руки, за одну руку; внезапные остановки после кружения и вращения; кувырки вперед и назад, захватив ноги партнера. Формы аттестации Образовательной программой предусмотрено проведение входящей, текущей и итоговой диагностики уровня физической подготовленности детей: Входящая диагностика проводится в начале обучения в форме собеседования; Текущая диагностика (в конце первого полугодия) и итоговая диагностика (в конце года) проводятся в следующих формах: диагностическое исследование качественных показателей, наблюдение во время проведения подвижных игр. РАЗДЕЛ II КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ Методическое обеспечение программы В основу программы положены теоретические и практические занятия, имеющие научное обоснование об оздоровительных системах, комплексах учебно-оздоровительной гимнастики: - теоретические занятия предваряют практическую отработку запланированных учебных тем и практических занятий; - практические занятия с использованием игровых форм, сюжетно- ролевых игр группой. Предусмотрена работа в аэробном режиме (непрерывная работа 30 – 40 минут), учитывается начальная степень подготовленности и самочувствие ребёнка на момент занятия. Нагрузка дозируется количеством повторений. Группа может дробиться, и минигруппа выполняет индивидуальную работу. Занятия делятся на подготовительную, основную и заключительную части, что определяется закономерными изменениями функционального состояния организма во время работы. Вводно-подготовительная часть. Используются общеподготовительные упражнения для повышения общей работоспособности организма. 2. В основной части занятий решается главная задача. Выполняемая работа должна обеспечивать повышение специальной физической и психологической подготовленности, совершенствование оптимальной техники изучаемых упражнений. 3. В заключительной части занятий, постепенно снижают интенсивность работы, чтобы привести организм в состояние, близкое к до рабочему, и создать условия, благоприятствующие интенсивному протеканию восстановительных процессов. 1. Успех выполнения программы зависит от правильной организации процесса обучения. В процессе изучения двигательных действий используются следующие методы: словесные методы (рассказ, описание, объяснение, беседа, инструктаж, разбор, распоряжение, словесные оценки, обсуждения.) наглядные методы (показ, демонстрация наглядных иллюстраций.) практические методы (метод разучивания упражнений в целом, по частям, вспомогательный метод – подводящие упражнения.) метод непрерывного упражнения (аэробный процесс, для воспитания общей выносливости.) - игровой метод (игры - одно из средств физической культуры, они содействуют укреплению дружбы, взаимопомощи и помогают закрепить знания базовых упражнений.) Условия реализации программы Техническое обеспечение N п/п 1. 2. Наименование оборудования, спортивного инвентаря Гимнастические маты Единица измерения Штука Количество изделий 1 на 2 чел Борцовский ковер комплект 1 Дополнительное и вспомогательное оборудование, спортивный инвентарь 1. 2. Канат для перетягивания диаметром 30 - 40 мм , Маты поролоновые (120 x 200 x 10 см) Штука Штука 1 12 3. Медицинбол 1 кг Штука 6 4. Перекладина гимнастическая переменной высоты (универсальная) Штука 1 5. Секундомер электронный Штука 2 6. Скакалка гимнастическая Штука 15 7. Скамейка гимнастическая Штука 2 8. Стенка «шведская» Штука 2 Оценочные материалы В начале, середине и в конце учебного года проводится мониторинг оценки исходного и конечного уровня физической подготовленности детей. В диагностику включены следующие качественные показатели: бег 30 метров, подъем туловища за 30 секунд, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, а также поведение детей во время совместной двигательной деятельности. Прием показателей производится в игровой или соревновательной форме. В процессе наблюдения за детьми акцентируется внимание на следующих критериях: выполняет ребенок задания самостоятельно или подражает другим детям или обращается за помощью, как реагирует на трудности, преодолевает их или оставляет работу, как контактирует с детьми: помогает, уступает, или командует ими, как выполняет правила. Такой мониторинг способствует формированию у детей положительных эмоций, активности в самостоятельной двигательной деятельности, участию в совместных играх и физических упражнениях. Фамилия, имя ребенка Качественные показатели физического развития Бег 30м Сгибание и Подъем туловища за разгибание рук в 30 сек. упоре лежа Проверка теоретической подготовленности проводится путем собеседования. Список литературы 1. Акопян А. О., Новиков А.А. Анализ-синтез спортивной деятельности как основной фактор совершенствования методики тренировки // Научные труды ВНИИФК за 1995 г. Т.1. - М.,2014. 2. Булкин В.А. Основные понятия и термины физической культуры и спорта: Учебное пособие. – СПб : СПбГАФК, 2015. 3. Вайцеховский С. М. Книга тренера. - М.: ФиС, 2015. 4. Верхоишиский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 2017. 5.Спортивная борьба. Учебник для ИФК / Под ред. А.П. Купцова. М.: ФИС, 1978. 6. Ашкинази С.М., Климов К.В. Технико-тактическая подготовка спортсменов в комплексных единоборствах: Монография. – СПб: СПбГУФК им. П.Ф.Лесгафта, 2007. 7. Галковский Н.М., Катулин А.З., Чионов Н.Г. Спортивная борьба: Учебник для ИФК / Под ред. Н.М.Галковского. –М.: ФиС, 1952. 8. Греко-римская борьба: Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ и СДЮШОР. –М., изд. «Советский спорт»,2004. Дополнительнаялитература 9. Правила вида спорта «Спортивная борьба», России (приказ №906 от 05 ноября 2019г.) утвержденные Минспортом 10. Никитушкин В.Г. Современная подготовка юных спортсменов: методическое пособие / В.Г. Никитушкин. - Москва: Москомспорт, 2009. 11. Мазур А.Г. Классическая борьба. –М.