ДООП 2024 Крепыш

Управление образования администрации МО «г. Березники»
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества»
СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом

Директор МАУ ДО ДДЮТ

Протокол № 2

________ Л.А. Малахова

«07» октября 2024

«07» октября 2024 г.

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа

«КРЕПЫШ»

Направленность: физкультурно-спортивная
Возраст обучающихся: 6-8 лет
Срок реализации: от 1до 3 лет

Автор:
Педагог дополнительного образования:
Родионов Виктор Иванович

г.Усолье, 2024 г.

Аннотация
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Крепыш»
удовлетворяет потребности каждого ребёнка в физической активности, повышает интерес
к физическим упражнениям, приобщает к здоровому образу жизни.
На занятиях дети выполняют общефизические упражнения, изучают элементы
спортивной борьбы, играют в подвижные игры, участвуют в соревнованиях. Дети учатся
общаться в группе, сотрудничать, дружить.
При этом у детей формируется правильное дыхание, приобретаются навыки
физкультурной грамотности, вырабатывается моральная и физическая выносливость,
происходит становление психической и эмоциональной сферы, нарабатывается
координация тела, чувство ритма, а главное удовлетворяется потребность каждого
ребёнка в физической активности.
Возраст учащихся: 6-18 лет.
Срок реализации – 1 год.

РАЗДЕЛ I
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Программа по борьбе
направленности.

«Крепыш»

относится

к

физкультурно-

спортивной

Отличительные особенности программы. Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа «Крепыш» разработана с учетом дополнительной
предпрофессиональной программы в физкультурной деятельности с оздоровительнокорригирующей направленностью области физической культуры и спорта, основу
учебного предмета составляет содержание.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что программа «Крепыш»
дополняет и расширяет возможности школьных образовательных учреждений в
реализации оздоровительных и здоровьесберегающих технологий. Программа выполнима,
с высоким оздоровительным эффектом, доступна детям школьного возраста, независимо
от физической подготовки.
Адресат - программа рассчитана на обучающихся в возрасте 6-8 лет.
Психолого-педагогические особенности возраста обучающихся по программе.
К этому возрасту у детей отмечаются высокие темпы прироста показателей,
характеризующих быстроту движений и времени двигательной реакции, скорости
однократных движений, частоты повторяющихся движений.
На основе совершенствования разных видов движений и физических качеств у детей
происходит преобразование моторной сферы. Им доступно произвольное регулирование
двигательной активности, стремление достичь положительного результата, а также
осознанное отношение к качеству выполнения упражнений. В то же время у детей
появляется умение самостоятельно пользоваться приобретенным двигательным опытом в
различных условиях.
Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности.
Для него характерны новые отношения с взрослыми и сверстниками, включение в целую
систему коллективов, включение в новый вид деятельности – занятия спортом, которое
предъявляет ряд серьёзных требований к обучающемуся. Всё это решающим образом

сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям,
коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю,
расширяет круг интересов, развивает способности.
Сроки реализации: 1 учебный год.
Режим занятий: 3 раза в неделю по 2 академических часа.
Общее количество часов обучения – 276 часов.
Цель программы:
Целью данной образовательной программы по греко-римской борьбе «Крепыш» для
детей школьного возраста является содействие разностороннему, гармоничному развитию
личности.
Задачи программы:
Образовательные:
обучить технике безопасности при занятиях в спортивном зале;
обучить теоретическим основам и правилам греко-римской борьбы;
познакомить с историей данного вида спорта;
обучить безопасным приемам выполнения физических упражнений;
обучить приемам контроля физического самочувствия.
Развивающие:
развить общефизические навыки;
развить физические качества (силу, ловкость, выносливость и т.д.);
развить активность и самостоятельность;
развить культуру поведения, коммуникабельность, социальную адаптацию
в среде сверстников.

-

Воспитательные:
воспитать волевые качества, такие как собранность, настойчивость;
воспитать чувство уважения к окружающим, умение общаться со
взрослыми и своими сверстниками;
выработать стремление к достижению высоких спортивных результатов.

-

Планируемый результат.
Метапредметные результаты: учащиеся научатся
- планировать свою деятельность под руководством тренера-преподавателя;
- сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами;
- участвовать в совместной деятельности.
Личностные результаты: учащиеся усвоят
- социальные нормы и правила поведения;
- правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях;
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
- базовой технике греко-римской борьбы.
- технике выполнения упражнений на развитие гибкости, подвижности в
суставах и ловкости.
Учащиеся узнают:
- технику самостраховки;

-

- историю развития греко-римской борьбы;
- о способах закаливания организма.
Содержание программы. Учебный план.

№
п/
п
1.

Количество часов
всего
теория
практика

Наименование раздела,
темы
Теоретическая подготовка

16

2.

Общая физическая
подготовка

130

130

3.

Специальная физическая
подготовка

122

122

4.

Тестирование физической
и теоретической
подготовки

8

16

4

4

Формы
контроля
Собеседование
по вопросам
Выполнение
контрольных
упражнений
Выполнение
контрольных
упражнений
Собеседование,
выполнение
контрольных
упражнений

Содержание учебного плана.
Теоретическая подготовка
ТЕМА 1. Физическая культура и спорт в РФ
Физические упражнения как одно из эффективных средств физического
совершенствования человека. Формы и организации занятий по физической культуре и
спорту.
ТЕМА 2. Спортивные единоборства в РФ
Единоборства – старейший самобытный вид физических упражнений. Широкое
отображение их в исторических летописях и памятниках народного эпоса. Виды и характер
самобытных единоборств у различных народов.
ТЕМА 3. Влияние занятий единоборствами на строение и функции
организма спортсмена
Краткие сведения о строении организма человека. Влияние систематических
занятий физической культурой и спортом на укрепление здоровья, развитие физических
качеств: силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости, формирование правильной
осанки и гармонического телосложения, повышение умственной и физической
работоспособности.

ТЕМА 4. Гигиена, закаливание, питание и режим борца.
Общее понятие о гигиене физической культуры и спорта. Личная гигиена борца:
рациональный распорядок дня, уход за телом, избавление от вредных привычек.
Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви. Гигиенические основы режима
труда и отдыха юного спортсмена. Основные элементы режима для их выполнения.
Примерная схема режима дня юного бойца.

ТЕМА 5. Техника безопасности и профилактика травматизма на
занятиях греко-римской борьбой.
Правила поведения в спортивном зале и на спортивных площадках. Запрещенные
действия в греко-римской борьбе. Техника безопасности при выполнении различных обще
подготовительных и специально-подготовительных упражнений. Страховка и помощь.
Правила поведения на занятиях и соревнованиях по греко-римской борьбе и другим видам
спортивных единоборств.
Общая физическая подготовка
Строевые и порядковые упражнения: общие понятия о строевых упражнениях и
командах; действия в строю, на месте и в движении: построение, расчет, рапорт,
приветствие, повороты, перестроения, размыкания и смыкание строя, перемена
направления движения, остановка во время движения, шагом и бегом, переход с шага на
бег и с бега на шаг, изменение скорости движения.
Ходьба: обычная, спиной вперед, боком; на носках, пятках, наружном крае стопы,
разворачивая стопу (внутрь, наружу); в полу приседе, приседе; ускоренная; спортивная; с
выпадами; на коленях, на четвереньках; приставным шагом в одну и другую сторону.
Бег: на короткие дистанции (30,60 м) из различных стартовых положений; на
средние и длинные дистанции (от 400 до 5000 м); по пересеченной местности (кросс), с
преодолением различных препятствий; по песку, воде, змейкой; вперед, спиной вперед,
боком; с высоким подниманием бедра, касаясь пятками ягодиц, с поворотом на носках; в
равномерном и переменном (с ускорениями) темпе; мелкими и широким шагом; с
изменением направления.
Прыжки: в длину и высоту с места и с разбега; на одной и двух ногах; со сменой
положения ног; с одной ноги на другую; с двух ног на одну; с одной ноги на две; вперед,
назад, боком, с поворотами, с вращением; выпрыгиванием на возвышение разной высоты;
спрыгивание с высоты; в глубину; через скакалку; опорные через козла, коня.
Метания: теннисного мяча, гранаты, набивного мяча, камня; вперед из-за головы,
из положения руки внизу, от груди; назад; толкание ядра, набивного мяча и других
отягощений.
Упражнения без предметов:
а) упражнения для рук и плечевого пояса – одновременные, переменные и
последовательные движения в плечах, локтевых и лучезапястных суставах (сгибание,
разгибание, отведение, приведение, повороты, маховые движения, круговые движения);
сгибания и разгибания рук в упоре лежа (ноги на полу, на гимнастической скамейке, с
опорой ногами о стену); упражнения для укрепления мышц кистей и сгибателей пальцев
рук; отталкивания обеими руками и одной рукой от стены, пола;
б) упражнения для туловища – упражнения для формирования правильной осанки
(наклоны вперед, назад и в стороны из различных исходных положений и с различными
движениями руками); дополнительные пружинистые наклоны; круговые движения
туловищем; прогибания лежа лицом вниз с различными положениями и движениями
руками и ногами; сгибание туловища лежа на спине, поднимание ног и рук поочередно и
одновременно; поднимание и медленное опускание прямых ног; поднимание
туловища, не отрывая ног от ковра; круговые движения ногами.
в) упражнения для ног – в положении стоя различные движения прямой и
согнутой ногой; приседания на двух и на одной ноге; маховые движения; выпады с
дополнительными пружинистыми движениями; поднимание на носки; различные прыжки

на одной и на двух ногах на месте и в движении; продвижение прыжками на одной и на
двух ногах; упражнения для развития гибкости и на расслабление;
г) упражнения на расслабление – из полунаклона туловища вперед приподнимание
и опускание плеч с полным расслаблением, свободным покачиванием и встряхиванием
рук; из положения руки вверх, в стороны – свободное опускание, покачивание и
потряхивание расслабленных рук; из полунаклона туловища в стороны - встряхивание
свободно висящей расслабленной руки и кисти; махи свободно висящими руками при
поворотах туловища; из стойки на одной ноге на скамейке – свободные покачивания,
встряхивания другой ноги; из основной стойки или стойки ноги врозь, руки вверху –
расслабление мышц рук, туловища и ног до положения присев согнувшись;
д) дыхательные упражнения – синхронное чередование акцентированного вдоха
(короткого, энергичного, шумного) с выдохом (с частотой – вдох в секунду); повороты
головы с одновременным вдохом; покачивания головы влево-вправо с одновременным
вдохом; движения головы вверх-вниз с одновременным вдохом; наклон туловища вперед
с одновременным вдохом; ритмичные акцентированные вдохи при наклоне туловища
вперед и его выпрямлении; перенос веса туловища с акцентированными вдохами на
каждое движение одной ноги на другую (ноги широко расставлены в стороны); шаги на
месте с вдохом на каждый подъем ноги; выпады в стороны; шаги на месте с вдохом на
каждый выпад; повороты туловища в стороны с вдохом на каждое движение.
Упражнения с предметами:
а) со скакалкой – прыжки с вращением скакалки вперед и назад, на одной и обеих
ногах, с ноги на ногу, с поворотами; два прыжка на один оборот скакалки; с двойным
вращением скакалки; со скрещиванием рук; бег со скакалкой по прямой и по кругу и др.;
б) упражнения с теннисным мячом – броски и ловля мяча из положения сидя (стоя,
лежа) одной и двумя руками; ловля мяча, отскочившего от стенки; перебрасывание мяча
на ходу и при беге; метание мяча в цель(мишень) и на дальность (соревновательного
характера); броски и ловля мяча с партнером на месте и в движении;
в) упражнения с набивным мячом (вес мяча 1-2 кг) – вращение мяча пальцами;
сгибание и разгибание рук; круговые движения руками; сочетание движений руками с
движениями туловищем; броски и ловля мяча с поворотом и приседанием;
перебрасывание по кругу и друг другу из положения стоя (стоя на коленях, сидя, лежа на
спине, на груди) в различных направлениях, различными
способами (толчком от груди двумя руками, толчком от плеча одной рукой, двумя руками
из-за головы, через голову, между ногами); броски и подкидывания мяча одной и двумя
ногами в прыжке); эстафеты и игры с мячом; соревнования на дальность броска одной и
двумя руками (вперед, назад).
Упражнения на гимнастических снарядах:
а) на гимнастической стенке – передвижение и лазание с помощью и без помощи
ног, стоя на разной высоте; прыжки вверх с рейки на рейку с одновременным толчком
руками и ногами; прыжки в стороны, сверху вниз, подтягивания на верхней рейке в висе
лицом к стенке, спиной к стенке; в висе на верхней рейке поднимание ног до касания
рейки; угол в висе; стоя лицом к стенке (хват рейки на уровне груди), махи ногой с
возможно большей амплитудой; стоя лицом к стенке, коснуться ногой рейки как можно
выше, прыжки на другой ноге (ногу отставлять от стенки возможно дальше); стоя лицом к
стенке на расстоянии 1-2 шагов (хват рейки на уровне плеч), махи ногой назад одновременно с наклоном вперед и др.;

б) на перекладине – подтягивание разным хватом (ладонями к себе и от себя,
широким и узким); подъем силой; висы на согнутых руках, головой вниз, на коленях, на
носках; раскачивание вперед, назад, в стороны, круговое;
в) на канате – лазание с помощью ног, без помощи ног, в положении сед углом;
раскачивание в висе на канате; прыжки на дальность, держась за канат и раскачиваясь;
прыжки, держась за канат, через препятствие (условное).
Специальная физическая подготовка
Акробатические упражнения: кувырки вперед из упора присев, скрестив голени,
из основной стойки, из стойки на голове и руках, из стойки на руках до положения сидя в
группировке, до упора присев, с выходом на одну ногу, в стойку на лопатках; длинный
кувырок с прыжка, через препятствие; кувырок через левое (правое) плечо; кувырки назад
из упора присев, кувырки назад с выходом в стойку, через левое (правое) плечо; «колесо»,
подъем разгибом.
Упражнения для укрепления мышц шеи: наклоны головы вперед с упором
рукой в подбородок; наклоны головы вперед и назад с упором соединенных рук в затылок
(с захватом головы руками); наклон головы в сторону с помощью руки; движение головы
вперед-назад, в стороны, кругообразные из упора головой в ковер с помощью и без
помощи рук; движения вперед-назад, в стороны, кругообразные, стоя на голове с опорой
ногами о стену; наклоны головы в стойке с помощью партнера; стоя на четвереньках,
поднимание и опускание головы; повороты головы в стороны с помощью партнера.
Упражнения на мосту: вставание на мост, лежа на спине; движения в положении
на мосту вперед-назад, с поворотом головы влево (вправо); забегания на мосту с помощью
и без помощи партнера; передвижения на мосту головой вперед, ногами вперед, левым
(правым) боком, уходы с моста без партнера, с партнером, проводящим удержание.
Упражнения в самостраховке: перекаты в группировке на спине; положение рук
при падении на спину; падение на спину из положения сидя, из приседа, из полуприседа,
из стойки, прыжком через стоящего на четвереньках партнера; через горизонтальную
палку; положение при падении на бок; перекат на бок, с одного бока на другой; падение
на бок; из положения сидя, из приседа, из основной стойки, через стоящего на
четвереньках партнера, через шест (палку); кувырок вперед через стоящего на
четвереньках партнера с падением на бок; кувырок через палку с падением на бок;
кувырок с прыжка, держась за руку партнера; падение вперед с опорой на кисти из стойки
на коленях, из основной стойки, из основной стойки с поворотом направо (налево) после
падения назад.
Имитационные упражнения: имитация различных технических действий и
приемов без партнера; имитация различных бросковых действий с резиновыми
амортизаторами, набивными мячами, отягощениями; имитация изучаемых атакующих
бросков с партнером без отрыва и с отрывом его от ковра; выполнение различных
технических действий и приемов с партнером, имитирующими различные действия,
захваты, перемещения.
Упражнения с партнером: поднимание партнера из стойки обхватом за бедра,
пояс, грудь; поднимание партнера, стоящего на четвереньках, лежащего на животе;
переноска партнера на плечах, на спине, на бедре; приседания и наклоны с партнером на
плечах; приседание, стоя спиной друг к другу, сцепив руки в локтевых сгибах; стоя
спиной друг к другу и взявшись за руки, наклоны, сведение и разведение рук, перевороты,
круговые вращения; отжимание рук в разных исходных положениях – стоя лицом друг к
другу руки внизу, вверху, перед грудью; положив ноги на плечи стоящего в основной
стойке партнера; выпрямление рук, стоя лицом друг к другу; лежа на спине ногами друг к
другу; отжимание ног; стоя лицом друг к другу, поднимание и опускание рук через
стороны, разведение и сведение рук на уровне плеч, сгибание и разгибание рук; кружение,

взявшись за руки, за одну руку; внезапные остановки после кружения и вращения;
кувырки вперед и назад, захватив ноги партнера.
Формы аттестации
Образовательной программой предусмотрено проведение входящей, текущей и
итоговой диагностики уровня физической подготовленности детей:
Входящая диагностика проводится в начале обучения в форме собеседования;
Текущая диагностика (в конце первого полугодия) и итоговая диагностика (в
конце года) проводятся в следующих формах: диагностическое исследование
качественных показателей, наблюдение во время проведения подвижных игр.

РАЗДЕЛ II
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Методическое обеспечение программы
В основу программы положены теоретические и практические занятия, имеющие
научное обоснование об оздоровительных системах, комплексах учебно-оздоровительной
гимнастики:
- теоретические занятия предваряют практическую отработку запланированных учебных
тем и практических занятий;
- практические занятия с использованием игровых форм, сюжетно- ролевых игр группой.
Предусмотрена работа в аэробном режиме (непрерывная работа 30 – 40 минут),
учитывается начальная степень подготовленности и самочувствие ребёнка на момент
занятия.
Нагрузка дозируется количеством повторений. Группа может дробиться, и минигруппа выполняет индивидуальную работу.
Занятия делятся на подготовительную, основную и заключительную части, что
определяется закономерными изменениями функционального состояния организма во
время работы.
Вводно-подготовительная часть.
Используются
общеподготовительные
упражнения
для
повышения
общей
работоспособности организма.
2.
В основной части занятий решается главная задача.
Выполняемая работа должна обеспечивать повышение специальной физической и
психологической подготовленности, совершенствование оптимальной техники изучаемых
упражнений.
3.
В заключительной части занятий, постепенно снижают интенсивность работы,
чтобы привести организм в состояние, близкое к до рабочему, и создать условия,
благоприятствующие интенсивному протеканию восстановительных процессов.

1.

Успех выполнения программы зависит от правильной организации процесса обучения. В
процессе изучения двигательных действий используются следующие методы:
словесные методы (рассказ, описание, объяснение, беседа, инструктаж, разбор,
распоряжение, словесные оценки, обсуждения.)
наглядные методы (показ, демонстрация наглядных иллюстраций.)
практические методы (метод разучивания упражнений в целом, по частям,
вспомогательный метод – подводящие упражнения.)
метод непрерывного упражнения (аэробный процесс, для воспитания общей
выносливости.)

-

игровой метод (игры - одно из средств физической культуры, они содействуют
укреплению дружбы, взаимопомощи и помогают закрепить знания базовых упражнений.)

Условия реализации программы
Техническое обеспечение
N
п/п
1.
2.

Наименование оборудования, спортивного
инвентаря
Гимнастические маты

Единица
измерения
Штука

Количество
изделий
1 на 2 чел

Борцовский ковер

комплект

1

Дополнительное и вспомогательное оборудование, спортивный инвентарь
1.
2.

Канат для перетягивания диаметром 30 - 40 мм ,
Маты поролоновые (120 x 200 x 10 см)

Штука
Штука

1
12

3.

Медицинбол 1 кг

Штука

6

4.

Перекладина гимнастическая переменной высоты
(универсальная)

Штука

1

5.

Секундомер электронный

Штука

2

6.

Скакалка гимнастическая

Штука

15

7.

Скамейка гимнастическая

Штука

2

8.

Стенка «шведская»

Штука

2

Оценочные материалы
В начале, середине и в конце учебного года проводится мониторинг оценки
исходного и конечного уровня физической подготовленности детей.
В диагностику включены следующие качественные показатели: бег 30 метров,
подъем туловища за 30 секунд, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, а также
поведение детей во время совместной двигательной деятельности. Прием показателей
производится в игровой или соревновательной форме.
В процессе наблюдения за детьми акцентируется внимание на следующих
критериях:
выполняет ребенок задания самостоятельно или подражает другим детям или
обращается за помощью,
как реагирует на трудности, преодолевает их или оставляет работу,
как контактирует с детьми: помогает, уступает, или командует ими,
как выполняет правила.
Такой мониторинг способствует формированию у детей положительных эмоций,
активности в самостоятельной двигательной деятельности, участию в совместных играх и
физических упражнениях.

Фамилия, имя
ребенка

Качественные показатели физического развития
Бег 30м
Сгибание и
Подъем туловища за
разгибание рук в
30 сек.
упоре лежа

Проверка теоретической подготовленности проводится путем собеседования.

Список литературы

1. Акопян А. О., Новиков А.А. Анализ-синтез спортивной деятельности как основной
фактор совершенствования методики тренировки // Научные труды ВНИИФК за
1995 г. Т.1. - М.,2014.
2.
Булкин В.А. Основные понятия и термины физической культуры и спорта:
Учебное пособие. – СПб : СПбГАФК, 2015.
3.
Вайцеховский С. М. Книга тренера. - М.: ФиС, 2015.
4.
Верхоишиский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 2017.
5.Спортивная борьба. Учебник для ИФК / Под ред. А.П. Купцова. М.: ФИС,
1978.
6. Ашкинази С.М., Климов К.В. Технико-тактическая подготовка спортсменов в
комплексных единоборствах: Монография. – СПб: СПбГУФК им. П.Ф.Лесгафта,
2007.
7. Галковский Н.М., Катулин А.З., Чионов Н.Г. Спортивная борьба: Учебник для
ИФК / Под ред. Н.М.Галковского. –М.: ФиС, 1952.
8. Греко-римская борьба: Примерная программа спортивной подготовки для
ДЮСШ и СДЮШОР. –М., изд. «Советский спорт»,2004.
Дополнительнаялитература
9.

Правила вида спорта «Спортивная борьба»,
России (приказ №906 от 05 ноября 2019г.)

утвержденные

Минспортом

10. Никитушкин В.Г. Современная подготовка юных спортсменов: методическое
пособие / В.Г. Никитушкин. - Москва: Москомспорт, 2009.
11. Мазур А.Г. Классическая борьба. –М.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».