ДООП 2024 Волшебный мир театра

Управление образования администрации МО «г. Березники»
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества»
СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом

Директор МАУ ДО ДДЮТ

Протокол № 2

________ Л.А. Малахова

«07» октября 2024

«07» октября 2024 г.

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа

«Волшебный мир театра»
Направленность: художественная
Уровень освоения: общекультурный (базовый)
Возраст учащихся: 7-16 лет
Срок реализации: 1 года

Составитель:
Шведова Екатерина Сергеевна,
педагог дополнительного образования

Усолье, 2024 г.
1

Содержание

1.4

Раздел № 1
Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Нормативно-правовая база
Направленность программы
Уровень освоения
Актуальность
Отличительная особенность.
Целевая группа, особенности состава учащихся
Срок обучения:
Формы организации образовательного процесса:
Особенности организации образовательного процесса.
Цель и задачи программы
Содержание программы
Учебный план
Содержание
1 год
2 год
Планируемые результаты

2.1
2.2

Раздел № 2
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Условия реализации программы

1
1.1

1.2
1.3
.

Стр.

Стр.
Стр.

.
Стр.
Стр.
Стр.

.
2.3
2.4

2.5

Оценка качества освоения программы обучающимися
Методическое обеспечение
Принципы построения и реализации программы
Методы обучения
Перечень методических материалов
Особенности организации образовательного процесса в
период карантина и дистанционного режима.
Список литературы

.
2.6

Терминологический словарь

2

Стр.

Стр.

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Волшебный мир театра» художественной направленности создана для формирования у
детей и подростков основ театральной деятельности в 2022 году.В процессе создания
программы учтены положения следующих нормативных документов:
 Федеральный закон №273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ»,
 Приказ Министерства Просвещения России от 09.11.2018 №196 «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»,
 СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
 Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242);
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение
Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р)

 Стратегияразвития воспитания в Российской Федерациина период до 2025 года
Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 05 2015№ 996 р
 План мероприятий по реализации в 2021 2025 годах стратегии развития воспитания в
РоссийскойФедерации на период до 2025 года Утвержден распоряжением Правительства
Российской Федерацииот 12 11 2020 № 2945 р
 Федеральный проект « Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» 2021
2024годы) Национального проекта «Образование» Утвержден Президиумом Совета при
Президенте РФпо стратегическому развитию и национальным проектам, протоколот 24 12
2018 № 16
 Федеральный
проект
«Успех
каждого
ребенка»
Национального
проекта
«Образование»Утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому
развитию и национальнымпроектам, протокол от 24 12 2018 № 16
 Примернаярабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций
Одобрена решением федерального учебно методического объединения по общему
образовани(протоколот 23 июня 2022 г № 3 22
 Устав МАУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества».

Программа театральной студии «Волшебный мир театра» разработана на основе
учебно-методическихпособий Н.Ф. Сорокиной, И.Б. Караманенко, С.М. Альхимович, Ю.Л.
Алянского,Л.Б. Баряевой, И.Б. Белюшкиной, в которых рассматриваются вопросы
организациитеатра в общеобразовательной школе.Программа предназначена для детей
среднего и старшего школьного возрастаи рассчитана на 1 год обучения (4 часа в неделю,
144ч в год).Школьный возраст – наиболее ответственный этап детства. Действенная заботао
здоровье и гармоничном развитии ребят предполагает создание адекватныхусловий обучения
для каждого переступившего школьный порог ребёнка. Знания,умения и навыки сохраняют
свое исключительное значение, но уже не как цель, акак средство достижения цели – развития
личности учащегося.Все школьники – творцы, у каждого есть способности и таланты. Одни
склоннык изобразительному творчеству, другие – к конструированию, третьи –
ксочинительству, а четвёртые – ещё к чему-либо. Но все они, такие разные, любятдетский
театр.Театр – искусство синтетическое, оно воздействует на ребят целым комплексом
художественных средств. При показе спектаклей применяются и художественное слово, и
наглядный образ, и живописно-декоративное оформление, и музыка – песня, музыкальное
сопровождение. Театральная деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый
интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать определённые переживания,
побуждает к созданию новых образов, развивает речь. Благодаря занятиям в школьном театре
3

жизнь ребят становится более интересной и содержательней, наполняется яркими
впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Возникшая в XX веке и
построенная на принципах тиражирование, стандартизации, упрощения, предельной массовая
культура не без успеха поглощает, перемалывает и выдает за свои высшие образцы
культурной деятельности человека.происходит постоянная подмена смыслов, низкое выдается
за высокое, высокое начинает служить низкому. Чтобы не потеряться в потоке этих
трансформаций, от человека требуется постоянное эстетическое самоопределение.
Основной задачей театра является воспитание творчески активной и гармонично развитой
личности через театральную деятельность. Воспитание театром формирует мировоззрение,
эстетический вкус, пробуждает самостоятельное и независимое мышление. Особенности
театрального искусства - массовость, зрелищность, синтетичность - предполагает ряд богатых
возможностей как в развивающем и эстетическом воспитании детей, так и в организации их
досуга.
Театр как вид искусства предполагает возможность гибкого построения образовательного
процесса в условиях дополнительного образования, смену видов деятельности, широкие
возможности индивидуального участия детей и развитие их способностей. А программный
подход позволяет моделировать индивидуальный образовательный маршрут каждого ребенка.
Данная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный мир театра»
рассчитана на изучение актерского мастерства.
Уровень освоения:Стартовый (ознакомительный)
Специфика:
– освоение первоначальных знаний и знакомство со спецификой предметной области;
– общедоступные и универсальные формы обучения;
– минимальная сложность материала
Актуальность программы.Актуальность и востребованность данной общеобразовательной,
общеразвивающей программы обусловлена не только требованиями современного общества к
развитию и воспитанию обучающихся, но и адаптации среди сверстников в период обучения.
Программа компенсирует средствами театра недостаточное внимание современной
педагогики к эмоциональной сфере личности ребенка и возможности выражения этой
личности через «проигрывание» жизненных ситуаций. Раскрывая чувственно-эмоциональную
природу обучающегося, происходит индивидуальное развитие тех или иных чувственных
умений, которые отрабатываются в тренингах и закрепляются, развиваются в постановочной
работе, а постановочная работа вновь подкрепляется тренингами (ход обучения
"концентрическими кругами"), связанных с детальной отработкой отдельных навыков и
умений. Театральная деятельность в рамках данной образовательной программы призвана
восполнить информационный, социальный, коммуникативный и творческий дефицит.
Предоставляя детям возможность неформального общения, творческого самовыражения,
необременительного и увлекательного познания нового, программа успешно решает одну из
важнейших задач системы дополнительного образования: проблему организации полезного
досуга и внеурочной занятости. Современный компетентностный подход к образованию
требует изменения во всей парадигме образования, поэтому именно сейчас работа
театрального объединения становится особенно актуальной.
Отличительной особенностью программы театрального объединения является то, что она
даёт возможность каждому ребёнку с разными способностями реализовать себя как в
массовой постановочной работе, так и в сольном исполнении, выбрать самому из
предложенного материала роль, элементы костюма, музыкальное сопровождение
Целевая группа, особенности состава учащихся:В группу обучения принимаются
желающие заниматься актерским мастерством. В работе объединения могут участвовать дети
инвалиды и дети с ОВЗ без нарушений функций опорно-двигательного аппарата. Дети
инвалиды могут заниматься индивидуально.
Возраст обучающихся: 7 - 16 лет.
Допуск врача: не требуется
4

Педагогическая целесообразность: В основе программы лежит идея использования
потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка,
оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений,
эмоциональной сферы через игровую деятельность. Основной язык театрального искусства –
действие, основные видовые признаки – диалог и игра. А игра и общение являются для
обучающихся ведущей психологической деятельностью. Игра помогает в постижении мира и
развивает стремление к творчеству. Приобретение детьми знаний происходит через
собственный опыт и самостоятельное творчество. Индивидуальный подход к каждому
ребенку, положительный эмоциональный настрой на занятиях,
взаимодействие педагога и детей в ходе учебного процесса через игровую деятельность
позволяет получить максимально положительный результат.
Срок обучения: 1 год.
Формы организации образовательного процесса: очная, групповая, возможна частично
дистанционная форма организации.
(Для профилактики и предотвращения распространения гриппа, ОРВИ, новой коронавирусной
инфекции в условиях карантина или режима самоизоляции реализация дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы проводится в дистанционном режиме с
использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.)
Особенности организации образовательного процесса:
Продолжительность обучения по программе1год по 4 часа в неделю,.144 часа в год;
Наполняемость группы-10( при наличии 1-3детей с ОВЗ) -15 человек;
Предусматриваются:
-аудиторные занятия, которые проводятся одновременно со всей группой, по выбранной теме
самостоятельно выбранном темпе;
-внеаудиторные (самостоятельные) занятия;
Курс обучения строится по следующей схеме:
Практическая работа с детьми
Итоговые занятия, на которых обучающиеся участвуют в отчетных концертах и спектаклях.
1.2
Цель и задачи программы1 год обучения
Цель: Развитие творческих способностей, речевой и сценической культуры обучающихся
средствами театрализованной деятельности
Задачи:
Предметные:
1. Сформировать специальные программные знания, умения определять понятия:роль,
позиции роли в постановке, память физических действий (ПФД), этюд, миниатюра, спектакль.
2. Совершенствовать речевую культуру обучающихся через позиционный анализ текста,
сценическую роль.
3. Развивать коммуникативные навыки через исполнение ролей
4.Формировать умения выполнять сценическое движение, перевоплощаться в персонажей с
помощью речи, костюмов и грима.
Метапредметные
1.Формировать умения проводить позиционный анализ текста
2. Развивать умение работать в коллективе
3. Развивать умения слушать, вступать и вести диалог
Личностные:
1. Формирование у обучающихсяпозитивного отношения к действительности:
участникам детской театральной студии, взрослым, детям, семье, к образовательному
учреждению, родному городу.
Цель и задачи программы 2 год обучения
5

Новизна общеобразовательной и общеразвивающей программы «Волшебный мир
театра» состоит в том, что дополнительное образование осуществляется через различные
направления работы:развитие навыков исполнительской деятельности, развитие речи и
ритмопластической выразительности, формирование предметных (театр) и коммуникативных
компетенций. На занятиях в детском театральном коллективе дети имеют возможность пройти
путь от общеразвивающих игр и тренинговых упражнений до участия в творческой
постановке. Проигрывая те или иные ситуации, примеряя на себя «сценические образы»,
работая над творческой постановкой, дети получают полезные навыки коллективной и
индивидуальной работы, адекватно реагируют на окружающий мир.
1.3. Содержание программы
Учебный план 1 год обучения
№
п\п

Название раздела
темы

Количество часов
Всего

Теория

Практика

Формы
аттестации/
контроля

1
2

Вводное занятие
Беседа об
истории театра.
Любительский театр.
Развивающие театральные игры
Учебные театральные этюды и
миниатюры

2
2

1
1

1
1

опрос

6
30

1
3

5
27

наблюдение
наблюдение

5

Просмотр
профессионального 10
спектакля и его обсуждение

2

8

собеседование

6

Чтение
и
обсуждения 10
постановочного материала

10

зачет

7

Просмотр
и
обсуждение 10
постановочного спектакля

10

круглый стол

8

Распределение
репетиции

ролей

и 50

6

44

наблюдение

9

Подготовка
реквизита. Грим

костюмов, 20

3

17

экспертиза

10

Показ и обсуждение спектакля

4

4

спектакль

ИТОГО

144

3.
4.

17

127

Учебный план 2 год обучения
№
п\п

Название раздела
темы

1
2

Вводное занятие
Театральные игры
обучения

Количество часов
Всего

2

года

Теория

2
10

1
2
6

Практика
1
8

Формы
аттестации/
контроля

Игра

4.

Грим. Подготовка костюмов и
реквизита к спектаклям

28

6

14

5

Чтение
и
обсуждение
постановочного материала

10

2

16

Презентация
сценических
костюмов
круглый стол

6

Инсценировка
миниатюр
и
этюдов
по
произведениям
классиков
Сценическая речь и сценическое
движение

12

2

10

показ

20

6

14

9

Распределение
репетиции

54

8

46

открытая
репетиция

10

Показ (премьера) спектаклей

8

Контрольный
показ

7

ИТОГО

ролей

и

8

144

29

115

Краткая характеристика содержания учебного плана 1 года обучения:
Тема 1.Вводное занятие.(2 часа)
Теория: Слово о театре, правила техники безопасности, правила поведения на занятиях.
Знакомство с понятиями «театр»: драматург, режиссёр, актёр, зритель.
Практика: Игры; «Зип-зеп-зоп», «Мафия», «Зеркало» и т.д.
Тема 2. Беседа об истории театра. Любительский театр. (2)
Теория: Как зародился театр. Что такое любительский театр?
Практика: Викторина «Любительский театр»
Раздел 3.Развивающие театральные игры. (6)
Теория:Знакомство с понятиями фантазия, воображение, сценическое внимание, сценическая
импровизация, вера в предлагаемые обстоятельства – как необходимые качества актёра.
Практика:Игровые упражнения на развитие:
- Сценического внимания «Зип-зеп-зоп», «Мафия».
-Фантазии и воображения «Сочини сказку», «Я диван», «Полоса препядствий».
-Особенности актёрского мышления, рассмотреть детально предмет и придумать для него
историю.
Тема 4.Учебные театральные этюды и миниатюры. (30)
Теория: Понятия: театральный этюд, миниатюра, память физических действий, парные этюды,
отличительные особенности понятий
Практика:
-Этюды на животных, растение, игрушки. Отличительные особенности.
-Наблюдения за людьми с целью выявления их индивидуальных особенностей.
Этюды по итогам наблюдения за людьми
-Этюды на ПФД (память физических действий)
-Парные этюды и групповые этюды
-Миниатюры по басням И.А. Крылова, сказкам А.С. Пушкина
Тема5.Просмотр профессионального спектакля и его обсуждение (10)
Теория:Что такое спектакль.Алгоритм обсуждения спектакля: тема, идея автора (смысл
спектакля), сюжет , герои и их позиции, средства демонстрации художественного образа, роль
декораций, реквизита, костюмов в восприятии спектакля.
7

Практика: Просмотр и обсуждение спектакля «Сказка о Попе и работники его Балде» А.С.
Пушкин
Тема6.Чтение и обсуждение постановочного материала. «Сказка о Попе и работнике его
Балде» А.С. Пушкин (10)
Теория:Определение темы произведения, смысла ,характера и позиции героев
Практика: Групповое чтение сказки
Тема 7. Просмотр и обсуждение постановочного спектакля.(10)
Теория: нет
Практика:Просмотр и обсуждение постановочного спектакля.
Тема 8.Распределение ролей и репетиции. (50)
Теория: Что такое роль.Что такое актерское амплуа. Какие они бывают.Кто занимается
постановкой спектакля. Определение понятия режиссер.Что такое репетиционный процесс.
Определение понятия репетиция. Этапы репетиционного процесса
Репетиции на сцене. Что такое сцена. Из чего состоит сцена.Кто занимается постановкой
спектакля. Определение понятия режиссер
Как вести себя в пространстве сцены. Правила поведения актера на сцене. Как вести себя в
пространстве сцены. Правила поведения актера за кулисами.Законы сцены. Действие и
география
Практика: Репетиция разводка (распределение актеров по сценической площадке.Репетиция
в «выгородке»( репетиция без костюмов, декораций, реквизита за место этого используются
подручные средства например стулья).Прогонная репетиция.Генеральная репетиция.(
репетиция без декораций, костюмов, грима)
Тема 9.Подготовка костюмов и реквизита. Грим.
Теория: Как подобрать себе костюм и реквизит, отталкиваясь от задумки автора и
особенностей персонажа.
История возникновения грима. Техника безопасности при использовании гримировальных
красок. Технология нанесения грима. Рисуем грим животных для отработки техники
нанесения гримировальных красок. Рисуем грим персонажа сказки
Практика: Подбор и доработка костюмов
Тема 10.Показ и обсуждение спектакля
Теория: нет
Практика: Показ и обсуждение спектакля
Краткая характеристика содержания учебного плана 2 года обучения:
Тема 1. Вводное занятие (2 ч)
Теория: Подведение итогов прошлого года. Рассказ как я провел лето.
Практика: Театральные игры и упражнения по итогам первого года обучения
Тема 2.Театральные игры и упражнения второго года обучения (10)
Теория: Техника безопасности при выполнении упражнений и игр
Практика: Игровые упражнения на:
-Организацию и взаимодействие в парах, развитие (актерских качеств – это отличная память,
коммуникабельность, ораторские способности, креативность, уверенность в себе ,
энергичность и решительность ,умение работать в команде и т.д.). «Насос и мяч»,
«Баскетболист и мяч» и т.д.
-Развитие сценического взаимодействия с предметами быта и игрушками, воображения и
фантазии «Сочини рассказ о предмете», «Театр всевозможного».
-Развитие пантомимики «Покажи частями тела»
-Развитие выразительности речи и групповой коммуникации «Прогноз погоды».
- Развитие слухового внимания и ритма «Слушаем звуки», «Перевертыши».
8

-Развитие зрительного внимания «Какого цвета »
-Упражнение на снятие мышечных зажимов «Пень- колода» и т. д.
Тема 3. Грим. Подготовка костюмов и реквизита к спектаклям.(28)
Теория: Техника безопасности при использовании гримировальных красок. Повторение
технологии нанесения гримировальных красок. Как подобрать себе костюм и реквизит,
отталкиваясь от задумки автора и особенностей персонажа
Практика: Рисуем грим. Подбор и изготовление костюмов к спектаклям.
- Рисуем грим с дефектами на коже: шрамы, синяки, ссадины
-Рисуем характерный грим: веселого, доброго, злого, грустного лица
-Рисуем грим как компонент сценического образа
-Грим сказочных персонажей: Баба-Яга, Леший, Кикимора
-Национальный грим
-Цирковой грим
-Мистический грим: вампир, ведьма
-Новогодний грим: Дед Мороз, Снегурочка
Тема 4.Чтение и обсуждение постановочного материала (10)
Теория: Определение темы произведения, смысла ,характера и позиции героев
Практика: Групповое чтение сказки
Тема 5.
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Год
Обучения

Предметные

Метапредметные

Личностные

1

1.Знает и определяет основные
программные понятия
2.Демонстрирует сценический образ
3.Знает и умеет применять основные
требования к сценической речи
4.Развитие устойчивого внимания и
артистической смелости

1.Знает алгоритм и умет
провести
позиционный
анализ текста
2.Умеет работать в группе

1.Демонстрирует
отношение к миру

2

1. Научатся планировать работу по
реализации замысла, предвидеть
результат и достигать его, при
необходимости внося коррективы в
первоначальный замысел.
2.Знает виды
сценического грима: (старческий,
сказочный, грим зверей и т. д.) и
умеет наносить гримировальные
краски

1.Умеет
и применяет
полученную информацию
при выполнении заданий;
2.Развивает
фантазию,
воображение,
художественную интуицию

3.Знает и умеет
изготовлять сценический костюм

положительное

1..Формирует собственное мнение
2. Умеет договариваться о распределении
функций
и
ролей
в
совместной
деятельности, приходить к общему
решению
3.Демонстрирует
адекватную
оценку
собственного
поведения и поведения
окружающих
4.Демонстрирует
адекватную
оценку
своих творческих работ и оружающих

РАЗДЕЛ № 2
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

9

2.1. Календарный учебный график
№

Месяц

Форма занятия

1

Сентябрь

беседа

Колво
часов
2

2

Сентябрь

беседа

2

3

Сентябрь

игра

2

4

Сентябрь

игра

2

5

Сентябрь

игра

2

6

Октябрь

наблюдение

2

Октябрь

наблюдение

2

8

Октябрь

наблюдение

2

9

Октябрь

наблюдение

2

10

Октябрь

наблюдение

2

7

Тема занятия

Место
проведения

Вводное занятие
Беседа истории театра.
Любительский театр.
Развивающие театральные
игры(6)
Развивающие театральные
игры
Развивающие театральные
игры
Учебные театральные этюды
и миниатюры.(30)
Учебные театральные этюды и
миниатюры. Определение
понятий, что такое этюд
,миниатюра и их
отличительные особенности
Учебные театральные этюды
на животных, растения,
игрушки,
Учебные театральные этюды
на животных , растения,
игрушки
Учебные театральные этюды
по итогам наблюдения за
людьми

11

Октябрь

наблюдение

2
Учебные театральные этюды
по итогам наблюдения за
людьми
Учебные театральные этюды
на память физических
действий
.

12

Октябрь

наблюдение

2

13

Октябрь

наблюдение

2

Учебные театральные этюды
на память физических
действий

14

Ноябрь

наблюдение

2

15

Ноябрь

наблюдение

2

16

Ноябрь

наблюдение

2

17

Ноябрь

наблюдение

2

18

Ноябрь

наблюдение

2

19

Ноябрь

наблюдение

2

20

Ноябрь

наблюдение

2

21

Ноябрь

2

22

Ноябрь

2

23

Декабрь

2

Учебные театральные этюды
парные и групповые
Учебные театральные этюды
парные и групповые
Миниатюры по басням И. А.
Крылова, сказкам
А.С.Пушкина
Миниатюры по басням И. А.
Крылова, сказкам
А.С.Пушкина
Миниатюры по басням И. А.
Крылова, сказкам
А.С.Пушкина
Миниатюры по басням И. А.
Крылова, сказкам
А.С.Пушкина
Миниатюры по басням И. А.
Крылова, сказкам
А.С.Пушкина
Просмотр
профессионального
спектакля и его обсуждение
(10)
Просмотр профессионального
спектакля и его обсуждение.
Определение понятия, что
такое спектакль. Виды
спектаклей.
Алгоритм обсуждения
спектакля, тема, идея, (смысл
спектакля), сюжет.

10

Форма
контроля

24

Декабрь

2

Герои и их позиции

25

Декабрь

2

26

Декабрь

2

27

Декабрь

2

28

Декабрь

2

29

Декабрь

2

Средства
демонстрации
художественного образа.
Роль декораций, реквизита,
костюмов,
в
восприятии
спектакля .
Чтение и обсуждения
постановочного
материала(10)
Чтение и обсуждения
постановочного материала
« Сказки о Попе и работнике
его Балде» А. С. Пушкина
Определение темы
произведения, смысла,
характера и позиции героев
Групповое чтение сказки

30

Январь

2

Групповое чтение сказки

31

Январь

2

32

Январь

2

33

Январь

2

34

Январь

2

35

Январь

2

36

Январь

2

37

Февраль

2

Просмотр и обсуждение
постановочного
спектакля(10)
Анализ просмотренного
спектакля
Определение жанровых
особенностей спектакля
Обсуждение актерской игры,
основных проблем
поднимаемых автором, их
актуальность.
Обсуждение общих
впечатлений о спектакле.
Распределение ролей и
репетиции(50)
Что такое роль

38

Февраль

2

39

Февраль

2

40

Февраль

2

41

Февраль

2

42

Февраль

2

43

Февраль

2

44

Февраль

2

45

Март

2

46

Март

2

47

Март

2

48

Март

2

49

Март

2

50

Март

2

51

Март

2

52

Март

2

53

Март

2

Что такое актерское
амплуа..Какие они бывают.
Что такое актерское амплуа.
.Какие они бывают
Что такое актерское амплуа.
.Какие они бывают.
Закрепление тем, опрос
Кто занимается постановкой
спектакля. Определение
понятия режиссер
Кто занимается постановкой
спектакля. Определение
понятия режиссер.
Закрепление темы, опрос.
Что такое репетиционный
процесс. Определение понятия
репетиция
Этапы репетиционного
процесса
Репетиции на сцене. Что такое
сцена. Из чего состоит сцена.
Репетиции на сцене. Что такое
сцена. Из чего состоит сцена.
Как вести себя в пространстве
сцены. Правила поведения
актера за кулисами
Законы сцены. Действие и
география
Законы сцены. Действие и
география
Репетиция разводка
(распределение актеров по
сценической площадке)
Репетиция разводка
(распределение актеров по
сценической площадке)
Репетиция разводка ( рап
Репетиция в «выгородке»
( репетиция без декораций,
костюмов, грима)

11

54

Апрель

2

Репетиция в «выгородке»
( репетиция без декораций,
костюмов, грима)

55

Апрель

2

Репетиция в «выгородке»
( репетиция без декораций,
костюмов, грима)

56

Апрель

2

Прогонная репетиция

57

Апрель

2

Прогонная репетиция

58

Апрель

2

Прогонная репетиция

59

Апрель

2

Прогонная репетиция

60

Апрель

2

Генеральная репетиция

61

Апрель

2

62

Май

2

63

Май

2

64

Май

2

Подготовка костюмов,
реквизита. Грим(20)
Как подобрать себе костюм и
реквизит, отталкиваясь от
задумки автора и особенностей
персонажа
Как подобрать себе костюм и
реквизит, отталкиваясь от
задумки автора и особенностей
персонажа
История возникновения грима.

65

Май

2

66

Май

2

67

Май

2

68

Май

2

69

Май

2

Рисуем грим животных для
отработки техники нанесения
гримировальных красок
Рисуем грим животных для
отработки техники нанесения
гримировальных красок
Рисуем грим персонажа сказки

70

Май

2

Подбор и доработка костюмов

71

Май

2

72

Май

2

Показ и обсуждение
спектакля (4)
Показ и обсуждение спектакля

Техника безопасности при
использовании
гримировальных красок
Технология нанесения грима

Календарный учебный график 2 год обучения

№

Месяц

Форма занятия

1

Сентябрь

беседа

Колво
часов
2

2

Сентябрь

беседа

2

3

Сентябрь

игра

2

4

Сентябрь

игра

2

5

Сентябрь

игра

2

6

Октябрь

наблюдение

2

Тема занятия

Место
проведения

Вводное занятие
Театральные игры
второго года обучения
(10)
Театральные игры второго
года обучения
«Баскетболист и
мяч»,»Насос и мяч» и т.д
Театральные игры второго
года обучения «Сочини
рассказ о предмете»,
«Театр всевозможного» и т.
д.
Театральные игры второго
года обучения»Покажи
частями тела», «Прогноз
погоды»
Театральные игры второго
года обучения «Слушаем
звуки», «Какого цвета»,
«Пень - колода»

12

Форма
контроля

Октябрь

наблюдение

2

Грим. Подготовка
костюмов и реквизита к
спектаклям(28)

8

Октябрь

наблюдение

2

9

Октябрь

наблюдение

2

10

Октябрь

наблюдение

2

11

Октябрь

наблюдение

2

12

Октябрь

наблюдение

2

13

Октябрь

наблюдение

2

Т/б при использовании
гримировальных красок
.Повторяем технологию
нанесения гримировальных
красок, историю
возникновения грима,
понятия.. Рисуем грим
животного
Рисуем грим с дефектами на
коже: шрамы, синяки, ссадины
Рисуем характерный грим:
веселого, доброго, злого,
грустного лица
Грим как компонент
сценического образа. Рисуем
грим времен года: зима, весна,
лето, осень
Грим сказочных персонажей:
Баба- Яга, Леший и т. д.
Рисуем национальный грим

14

Ноябрь

наблюдение

2

Рисуем цирковой грим

15

Ноябрь

наблюдение

2

16

Ноябрь

наблюдение

2

Рисуем мистический грим:
вампир, ведьма
Рисуем «Новогодний грим»

17

Ноябрь

наблюдение

2

18

Ноябрь

наблюдение

2

Т/б при изготовлении костюма.
Подбор и изготовления
костюма своего персонажа
Изготовление костюма

19

Ноябрь

наблюдение

2

Изготовления костюма

20

Ноябрь

наблюдение

2

Изготовление костюма

21

Ноябрь

2

22

Ноябрь

2

23

Декабрь

2

24

Декабрь

2

Чтение и обсуждение
постановочного материала
(10)
Чтение и обсуждение
постановочного материала
Определение темы
произведения, смысла,
характера и позиции героев
Групповое чтение сказки

25

Декабрь

2

Групповое чтение сказки

26

Декабрь

2

Инсценировка миниатюр и
этюдов по произведениям
С.Я. Маршака, ( 12)

27

Декабрь

2

28

Декабрь

2

29

Декабрь

2

30

Январь

2

31

Январь

2

32

Январь

2

33

Январь

2

34

Январь

2

35

Январь

2

36

Январь

2

37

Февраль

2

38

Февраль

2

39

Февраль

2

40

Февраль

2

41

Февраль

2

42

Февраль

2

7

13

43

Февраль

2

44

Февраль

2

45

Март

2

46

Март

2

47

Март

2

48

Март

2

49

Март

2

50

Март

2

51

Март

2

52

Март

2

53

Март

2

54

Апрель

2

55

Апрель

2

56

Апрель

2

57

Апрель

2

58

Апрель

2

59

Апрель

2

60

Апрель

2

61

Апрель

2

62

Май

2

63

Май

2

64

Май

2

65

Май

2

66

Май

2

67

Май

2

68

Май

2

69

Май

2

70

Май

2

71

Май

2

72

Май

2

2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования.
Материально-техническое обеспечение: Помещения: Кабинет по размеру, освещению и
тепловому режиму соответствующий требованиям СанПин,
Мебель: ученические столы, стулья, доска, шкафы для хранения реквизита,
Учебные и дидактические материалы: методической литературы для обучающихся и
педагога, вешалка, мячи теннисные, гримировальные краски
Технические средства обучения: компьютер, медиапроектор колонки, микрофоны со
стойками.
Адреса реализации ДООП: МАУ ДО ДДЮТ г. Усолье, Красноармейская 85,
Оборудование для детей: нет
Форма одежды для детей: свободная, удобная, не яркая
2.3 ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
Диагностическая карта (индивидуальная или групповая
Лист оценки предметных планируемых результатов
14

Планируемый результат
ПР1.Знает и определяет
основные программные
понятия:спектакль,роль,этюд,

ПР 2. Демонстрирует
сценический образ в
соответствии с сценарием

Критерии оценки

Уровень
освоения
ДООП
Знает все программные понятия, определяет 6-8 Высокий
понятий
(В)
Знает большую часть понятий и определяет 3-5 Средний
из них
(С)
Знает меньшую часть понятий (больше4) и Низкий (Н)
определяет меньше 2х из них
Понимает особенности роль и показывает их на Высокий
сцене
(В)
Испытывает
трудности
в
понимании Средний
особенности роли, показывает ее только с (С)
помощью педагога
Не понимает роль и не умеет ее показывать даже Низкий (Н)
при педагоге
Демонстрирует
основные
требования
к Высокий
сценической речи
(В)

ПР3. Знает и демонстрирует
основные требования
сценической речи:
1.Четкость дикции
Демонстрирует большую часть 4-3 требований
2.Подача голоса
сценической речи
3.Артистизм
Демонстрирует меньшую часть требований 1-2
4.Эмоциональность
и
выразительность
5.Осолбенности речи
персонажа
ПР4. Развитие устойчивого
1.Не отвлекается в течении всей постановки
внимания и артистической
2.Знает слова роли
смелости
3.Не боится сцены, легко импровизирует
Демонстрирует больше 2х перечисленных выше
критерий
Демонстрирует меньше 2х перечисленных выше
критерий
МР 1. Знает алгоритм и умет 1.Знает алгоритм текста
провести
позиционный 2.Определяет героев текста
анализ текста
3.Определяет позиции героев
4.Умеет доказать силу позиции героя
Знает и демонстрирует большую часть
критериев
Знает и демонстрирует меньшую часть
критериев
ЛР 1.Демонстрирует
1.Демонстрирует положительное отношение к
положительное отношение к
детям
миру
2.Не вступает в конфликты
3.умеет сглаживать конфликты
Выполняет 2 критерия
Выполняет меньше 2х критериев

2.4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
15

Средний
(С)
Низкий (Н)

Высокий
(В)
Средний
(С)
Низкий (Н)
Высокий
(В)
Средний
(С)
Низкий (Н)
Высокий
(В)
Средний
(С)
Низкий (Н)

2.4.1. Принципы построения и реализации программы:
Педагогические принципы программы
Принцип успеха
• . Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой либо сфере деятельности. Это ведет к
формированию позитивной «Я концепции» и признанию себя, как уникальной составляющей
окружающего мира.
Принцип динамики • Предоставить ребенку возможность активного поиска и освоения
объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что
нравиться.
Принцип демократии • Добровольная ориентация на получение знаний конкретно
выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на
предстоящий учебный год.
Принцип доступности • Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и
индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных
перегрузок.
Принцип наглядности • В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации,
видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.
Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность
осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот
принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов
2.4.2. Формы проведения учебных занятий: очная
2.4.3. Методы обучения:
Методы и формы театральной педагогики.
В рамках компетентностного подхода современный образовательно-воспитательный процесс
должен быть подчинен цели становления личности школьника, развитию его креативности,
самостоятельности, ответственности, самосознания и самооценки. Это необходимо для
вхождения школьника в общество и взаимодействия с окружающим миром. Для
человеческого общества универсальным средством общения (коммуникации) является речь.
Поэтому одной из актуальных социально-педагогических проблем является повышение
уровня речевого развития учащегося, совершенствование коммуникативной культуры как
основы развития его личности. Поэтому успешное решение данной проблемы во многом
определяется использованием в процессе обучения методов и форм театральной педагогики,
В основу всего цикла реализации образованельно - воспитательного процесса, от его начала до
определения эффективности, положены следующие методы, которые составляют единую
целостную систему: метод игры. Каждый из нас испытывает потребность в игре, и именно в
игре формируются его эстетические потребности. Шиллер считал: «Человек играет только
тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда,
когда он играет».
Основополагающим методом в театральной педагогике является метод физических
действий. Данный метод основан на анализе пьесы, последующие действия которой
выстраиваются в логическую цепь, образуя сквозное действие. При исполнении роли сквозное
действие всегда остается неизменным, помогая актеру становиться образом, жить его жизнью
как своей. В свою очередь действия актера приобретают различный характер, обусловленный
его самочувствием в момент творчества, предполагая формирование и проявление таких
чувств, как искренность, открытость, убежденность. Для педагогической профессии данный
метод интересен тем, что предполагает развитие свойств познавательных психических
процессов личности школьника, определяющих выразительность ее экспрессивных
проявлений, а также способность к самокоррекции, гармоничности поведения.
- метод «психологического жеста» Михаила Чехова. Помогает актеру в оттачивании работы
над ролью, в поиске внешней характеристики.
16

Метод исторических параллелей, особенностью которого является эмоциональнологическое сравнение представлений, свойственных различным исторических эпохам и
периодам развития общества. Такое сравнение способствует эффективному решению
поставленных задач как при усвоении теоретических знаний по предмету, так и через
обеспечение глубокого понимания коммуникативной стороны учебного процесса. Реализация
данного метода может происходить тремя способами: рассказ учителя, коллективное
обсуждение наиболее известных фактов и событий, а также анализ профессиональных качеств
личности школьника с опорой на текстовой материал художественного произведения,
раскрывающего сущность данного вопроса или проблемы. Поэтому для использования
данного метода в процессе обучения необходимо обращаться к высокохудожественным,
созданным на реалистической основе, литературным произведениям .
Метод действенного анализа – это способ научения навыкам волевого поведения,
называемым «сценическим». Согласно этому методу, логика действий становится как бы
партитурой артиста. К.С. Станиславский сравнивает действия актера с нотами, а логику
действий с мелодией, которую они образуют. От пропуска в логической цепочке одного
действующего лица могут быть неверно поняты поступки нескольких других действующих
лиц, что влечет за собой изменения смысла сценического произведения. В педагогической
профессии использование этого метода необходимо при построении логики урока, с целью
формирования коммуникативной культуры школьника.
Метод ролевого действия основан на заранее установленном подтексте, дающий
возможность разрабатывать индивидуальные особенности каждого обучающегося, а также
осуществлять контроль за качеством подготовки каждого школьника. В ходе использования
этого метода акцентируется внимание на умении использовать те или иные элементы техники
речи в зависимости от количества слушателей в классе, где осуществляется общение.
Использование этого метода в процессе формирования коммуникативной культуры
школьника способствует оптимизации выработки умений и навыков его устной
монологической диалогической речи.
Этюдный метод – это творческое исследование, изучение умом и телом какого-либо
жизненного действия, человеческого поступка или события в предлагаемых обстоятельствах
спектакля. В учебной практике выделяют различные виды этюдов.
Среди них такие, как:
*одиночный этюд, нацеленный на освоение простейшей жизненной ситуации в тот момент,
когда возникает необходимость освоения логики и последовательности физических действий
в их непрерывной цепочке;
* одиночный этюд, нацеленный на эмоциональные воспоминания, на физическое
самочувствие; *парный этюд на действие с воображаемыми предметами для формирования
чувства непрерывности логически развивающегося действия;
*этюды типа «цирк», развивающие артистическую смелость;
групповые этюды, воспитывающие импровизационное самочувствие;
этюд на освоение способов словесного воздействия.
В работе учителя над педагогическими этюдами формируется у школьника умение логично
выстраивать и высказывать свою точку зрения. Более того, для достижения результата каждый
метод дополняется такими приемами, помогающими более детально овладеть техникой
перевоплощения и освоить коммуникативную культуру, как:
*выработки «мышечного контроля» - снятие физического напряжения,
17

оправдание позы на основе анализа ощущений и чувств; оправдания внимания к объекту –
интонационные модуляции и пантономические приспособления, концентрирующие внимание
на действии с объектом;
*активизации эмоциональной памяти – рекомбинация прежних впечатлений и установление
их соответствия действительности вторично;
* «если бы» - действия в воображаемых предлагаемых обстоятельствах;
* «действия с окраской»- образное воспроизведение эмоционального состояния посредством
движения или интонации;
*оперирования образами – комбинация отдельных образов, добавление к ним элементов,
отсечение элементов;
* повтора – темпо-ритмическая организация физического действия, обеспечивающая
динамику напряжения действия;
*«монологическая пауза» - выражение отношения к объекту посредством внутреннего
монолога;
* «качелей» - неоднократное прерывание намерения совершить ожидаемое физическое
действие посредством увлечения словесным действием;
*противопоставления – ассоциативная импровизация действия противоположного действию
партнера по темпу-ритму, смыслу, образу;
*координации движений и речи – смысловая координация движений и речи в групповой
деятельности;
*фиксирования, не «А» - выражение парадоксального поступка, неожиданного для зрителей,
но возможного варианта разрешения конкретной ситуации;
*сатирического гротеска – разрешение противоречий в стиле острой карикатуры, сознательное
нарушение жизненных форм и пропорций для отражения двойственности явлений;
* зеркального решения – оправдание персонажем комментариев о происходящем на сцене за
его спиной;
* нарушение сценической иллюзии – непосредственное обращение актера к зрителю, перенос
сценического действия в зрительный зал, изменение декораций на виду у зрителя;
* расслабления – нацелен на освобождение мышц от излишнего физического напряжения,
которое свидетельствует о существовании психического напряжения личности и реализуется в
упражнениях на релаксацию и на выработку в себе «мышечного контролера»;
* сосредоточения – связан с развитием волевой сферы личности, основанный на концентрации
всех видов чувственного внимания на конкретном объекте в реальной или воображаемой
плоскости.
Вышеперечисленные приемы помогают раскрыть в каждом обучающемся такие качества, как
эмоциональность, креативность, высокая координация движений, волеизъявление,
ассоциативная импровизация и т.д., являющиеся проявлением коммуникативной культуры
Таким образом, использование методов и приемов театральной педагогики в ходе обучения,
способствует эффективному общению и взаимодействию с участниками образовательного
процесса, т.е. формированию коммуникативной культуры школьника. Каждый из
вышеперечисленных методов и приемов находит свое выражение в разнообразных формах
обучения.
18

К наиболее распространенным формам относят: театрализованное представление, игровое
театрализованное представление, игровая пьеса, имитационно-игровая театрализация.
Театрализованное представление – это сценическое театральное действие, объединенное
единым авторским замыслом, способствующее соединению различных видов и жанров
литературы. Признаками театрализованного представления являются:
*зрелищность;
* синтетичность;
* экспрессивность;
* идейно-художественная целостность.
Такая форма театральной педагогики способствует эстетическому воспитанию. Сильный
воспитательный эффект определяется тем, что личность, сопереживая положительным
персонажам, самостоятельно выбирает образец для подражания, приходит к какому-либо
выводу, избирает ориентиры собственного поведения, которые нередко проявляются в его
реальной жизни и деятельности.
Игровое театрализованное представление - предполагает использование организованных
действий, способствующих развитию основной идеи. Данная форма не предлагает конкретных
временных и пространственных ограничений. Важнейшим элементом действия здесь является
игра в силу ее особого языка и возможностей. Она заключается в привлечении к активному
сотворчеству зрителей как в создании сюжета, драматической коллизии, так и в развитии
действия.
Игровая пьеса - это пьеса, включающая игры или игровые эпизоды со зрителями. Данная
форма предполагает диалоги персонажей со зрителями, выступающими в роли коллективного
положительного персонажа. В отличие от игрового театрализованного представления, игровая
пьеса наиболее разнообразна художественно-образным языком с использованием игры. Игра
помогает противодействующим персонажам вовлекать в действие, создавая сложную
захватывающую интригу, обогащая сюжет и обостряя конфликт. Имитационно-игровая
театрализация – Особенность данной формы заключается в том, что представление создается
как будто бы тот час самими зрителями, а ведущие лишь определяют контуры сюжета. Такая
организация работы в процессе обучения требует предварительной активизации фантазии
школьника, без существенной организационной и методической подготовки.(Экспромт –
театр)
Таким образом, активное использование методов и форм театральной педагогики в процессе
обучения и формирования личности учащегося способствует выражению таких качеств, как
артистичность, экспрессивность, свобода мысли и действия, творческое самочувствие и
импровизационность.

19

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

МОДУЛЬ «ВОСПИТАНИЕ»
Воспитательная деятельность в детском коллективе осуществляется в соответствии с
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ МАУ ДО ДДЮТ «ТВОРЧЕСТВО НАМ ДАРИТ
СЧАСТЬЕ» Модуль «Воспитание» содержит описание содержания воспитательной работы
дополнительной общеразвивающей программы по модулям рабочей программы воспитания
«Творчество нам дарит счастье»
Цель: Формирование положительного отношения к миру через театрализованную
деятельность.
Задачи:
1. Учить позиционному анализу текстов художественных произведений
2. Формировать умение описывать героев произведений, начиная с положительных
характеристик
3. Учить создавать образ роли средствами костюма, сценических движений, речи
4.
Модуль «Воспитание на учебном занятии»
Модуль направлен на творческое развитие детей, формирование положительного
отношения к миру, сценической культуры.
Театр-это игра. Нет ничего лучше и понятней для ребенка, чем игровой материал.
Именно посредством театра детям можно объяснить многие сложные для восприятия вещи.
Думаю не ошибусь, если скажу, что часто родители и педагоги задумаются, как объяснить
ребенку, что такое душевные переживания, милосердие, сопереживание. Об этом трудно
рассказывать, но намного проще пережить вместе с актерами или спроецировать ситуацию в
игре.
Спектакль имеет огромный воспитательный потенциал. Речь идет не о подготовке к
профессиональной актерской карьере, но «о проверке действием» множества межличностных
взаимодействий: я и товарищи, я и другой, я и родители. Дети приобрели опыт публичного
выступления, научились владеть своим телом и не стесняться его.
Театральная деятельность способствует формированию и развитию творческого мышления,
сплочению коллектива. Занимаясь в театральной студии, подростки удовлетворяют потребность в
самовыражении, самореализации в разных видах деятельности.

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».