Управление образования администрации МО «г. Березники» Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества» СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Педагогическим советом Директор МАУ ДО ДДЮТ Протокол № 2 ________ Л.А. Малахова «07» октября 2024 «07» октября 2024 г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Снимается кино» Детский коллектив Видеостудия «Вдохновение» Направленность: техническая Предметная область: мультимедиа студии и киностудии Уровень освоения: базовый Возраст обучающихся: 7-16 лет Срок реализации: 2 года Составитель: педагог дополнительного образования Мельников Алексей Тимофеевич Орел, 2024 г. 1 СОДЕРЖАНИЕ 1 РАЗДЕЛ № 1 КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА стр. 3 Нормативно-правовая база Направленность программы Уровень освоения Актуальность Отличительная особенность. Целевая группа, особенности состава учащихся Срок обучения: Формы организации образовательного процесса: Особенности организации образовательного процесса. 1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ стр. 5 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ стр. 5 Учебный план Содержание 1 год 2 год 1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ стр. 8 РАЗДЕЛ № 2 стр. 9 КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК стр. 9 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ стр. 9 2.3 ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОБУЧАЮЩИМИСЯ стр. 9 2.4 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ стр. Принципы построения и реализации программы 10 Методы обучения Особенности организации образовательного процесса в период карантина и 2.5. стр. дистанционного режима. 10 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ стр. 11 2 РАЗДЕЛ № 1 КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Нормативно-правовая база Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Снимается кино» создана для организации образовательного процесса в МАУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества» в 2021 году. В процессе создания программы учтены положения следующих нормативных документов: Федеральный закон №273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ», Приказ Министерства Просвещения России от 09.11.2018 №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи; Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242); Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242) Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р) Устав МАУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества». Направленность программы: Техническая Предметная область: Мультимедиа студии и киностудии Уровень освоения : Базовый Уровень освоения Общекультурный (Базовый) Специфика – освоение определенного вида деятельности, специализированных знаний, развитие приобретенных ранее навыков; – специальные методы и приемы обучения; – средняя степень сложности материала Актуальность (актуальность, новизна, педагогическая целесообразность) Данная программа имеет социально-гуманитарную направленность. Потребность в данном курсе возникла в связи с широким применением в образовательных учреждениях метода проектов как технологии формирования метапредметных и личностных универсальных учебных действий у обучающихся. Освоение способов деятельности, применимых к очень широкому кругу объектов воздействия, в рамках изучения данного курса, позволяет сформировать у учащихся важный внутренний ресурс, который специально в других составляющих образовательного процесса в школе не формируется. 3 Программа призвана обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над проектами способов деятельности учащимися основной и средней школы и подготовку их, таким образом, к разработке и реализации собственных проектов. Внедрение ФГОС нового поколения предполагает формирование у детей метапредметных и личностных универсальных учебных действий. Но решить эту задачу невозможно, изучая теоретический материал школьных предметов, и, при этом, не подкрепляя его практической деятельностью. Вот почему на современном этапе актуальным направлением образовательного процесса является социальное проектирование, которое позволяет: 1) Соединить теоретические знания, практические навыки и умения с формированием активной жизненной позиции. 2) Помогает адаптации школьников к жизни в меняющемся обществе. 3) Формирует чувство сопричастности с близким социумом, чувство толерантности, ответственности за свои поступки. Отличительная особенность. Занятие в студии - это одна из форм, объединяющая обучение и воспитание, так как развивает навыки критического мышления, анализа проблемы, участия в дискуссии, выбора альтернативного решения. Важной частью программы является умение не только выделять проблемы, предлагать пути их решения, но и активное участие детей в самом процессе. Особое внимание при этом уделяется коллективной работе учащихся, выработке активной гражданской позиции. Целевая группа, особенности состава учащихся: обучающиеся Возраст обучающихся: 7 - 16 лет. Состав обучающихся : все желающие и девочки, и мальчики (смешанные группы) Допуск врача: не требует специального допуска врача. Данная программа педагогически целесообразна, т.к. ее реализация органично вписывается в единое образовательное пространство образовательной организации и позволяет применять ее в инклюзивных группах. Занятия помогают ребенку социализироваться, благоприятно влияют на становление личности ребенка с ОВЗ в целом. Срок обучения: 2 года Формы организации образовательного процесса: очная, групповая, возможна частично дистанционная форма организации. Формы и режим занятий: Занятия проходят 2 раза в неделю продолжительностью 2 академических часа. Особенности организации образовательного процесса. Для профилактики и предотвращения распространения гриппа, ОРВИ, новой коронавирусной инфекции в условиях карантина или режима самоизоляции реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы проводится в дистанционном режиме с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.) 4 1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цель: Обучение основам видеосъемки и монтажа, развитие творческих способностей, воспитание гражданственности и коллективизма. Задачи: формирование и развитие творческих способностей обучающихся; удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; образовательные: изучение основных принципов кино и телевидения; обучение основам написания сценария, обучение раскадровке фильмов, обучение видеосъемке, обучение монтажу, создание спецэффектов, обучение работе в программах. воспитательные: воспитание уважения к истории поселка, школы, к старшему поколению. воспитание дружеских взаимоотношений и потребности в совместной работе над общим проектом, воспитание навыка доводить начатое дело до конца. развивающие: развитие интереса к информатике, вычислительной технике и компьютерному монтажу и озвучиванию фильмов, развитие нестандартного мышления и креатива. 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ № Учебный план 1 года обучения Темы программы Количество часов Всего Теория Практика 1 Вводное занятие. Техника безопасности. Организация рабочего места. 2 1 1 2 Основы видеосъемки 60 20 40 14 Основы видеомонтажа. 80 30 50 27 Итоговое занятие 2 Итого № 1 144 Учебный план 2 года обучения Темы программы Вводное занятие. Техника безопасности. 5 2 51 93 Количество часов Всего Теория Практика 2 1 1 Организация рабочего места. 2 Основы режиссуры. 36 16 20 9 Структура фильма. Кадр, сцена, эпизод. 12 6 6 10 Основы актерского мастерства. 20 10 10 11 История кино 12 10 2 17 Программа видеомонтажа Adobe Premiere. Знакомство с программой. 40 10 30 28 Съемка мероприятий (СОШ № 22 п. Орел, МАУ ДО ДДЮТ г. Усолье) 20 20 29 Итоговое занятие 2 2 Итого 144 1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1 год обучения. по окончании 1 года обучения учащиеся будут знать: основные принципы кино и телевидения, виды видеокамер, основы видеосъемки, основные спецэффекты, основы видеомонтажа; правила работы с программой Studio 9, правила монтажа фильма, основные видеоформаты. по окончании 1 года обучения учащиеся будут уметь: пользоваться видеокамерой, снимать животных, птиц, соревнования, репортажи, вести съемку в сложных условиях и скрытой камерой. захватывать видеоматериал с видеокамеры, монтировать простые фильмы, использовать в фильмах титры, транзакции, аудио- и видеоэффекты, выводить готовый фильм в файл. 2 год обучения. по окончании 2 года обучения учащиеся будут знать: основы режиссуры, композиции, понятие мизансцены, виды и правила написания простых сценариев, структуру фильма, основы актерского мастерства, различные жанры кино, известных режиссеров; писать простые литературные и режиссерские сценарии, делать раскадровку фильма. по окончании 2 года обучения учащиеся будут уметь: основные приемы работы в программе Adobe Premiere, понятия линейного и нелинейного монтажа. монтировать фильмы на линии времени, 6 53 91 захватывать видео в программе Adobe Premiere, использовать титры, транзакции, аудио- и видеоэффекты, работать со звуком при монтаже, вести съемку школьных мероприятий. РАЗДЕЛ № 2 КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Год обучения Продолжительность занятия Периодичность в неделю Количество часов в год I 2 часа 2 раза 144 II 2 часа 2 раза 144 № Темы программы Всего 1 Вводное занятие. Техника безопасности. Организация рабочего места. 2 2 Основные принципы кино и телевидения. 4 3 Виды видеокамер. Аналоговые и цифровые видеокамеры. 4 4 Основы работы с видеокамерой. 4 5 Основы видеосъемки. 4 6 Планы и ракурсы. 4 7 Статика и динамика. 6 8 Съемка животных и птиц 6 9 Съемка спортивных соревнований. 6 10 Репортажная съемка. 6 11 Съемка скрытой камерой. 6 12 Съемка в сложных условиях. 6 13 Съемка со спецэффектами. 6 14 Основы видеомонтажа. 8 15 Работа с программой видеомонтажа Studio 9. Знакомство с программой 4 16 Интерфейс программы. 4 17 Захват видео. 4 18 Монтаж простого фильма. 8 19 Титры и транзакции. 6 7 20 Нелинейный монтаж. 18 21 Озвучивание фильма. 10 22 Захват стопкадров. 2 23 Видеоэффекты в монтаже. 6 24 Аудиоэффекты в монтаже. 2 25 Видеоформаты. 2 26 Вывод фильма в разных форматах. 4 27 Итоговое занятие 2 Итого Учебно-тематический план 2 года обучения Темы программы № 144 Всего 1 Вводное занятие. Техника безопасности. Организация рабочего места. 2 2 Основы режиссуры. 4 3 Композиция. 4 4 Мизансцена. 4 5 Сценарное мастерство. Сценарий. 6 6 Литературный сценарий. 4 7 Режиссерский сценарий. 4 8 Раскадровка фильма. 6 9 Структура фильма. Кадр, сцена, эпизод. 6 10 Основы актерского мастерства. 20 11 Документальное кино. 2 12 Игровое кино. 2 13 Анимационные фильмы. 2 14 Репортаж. 6 15 История кино. 2 16 Известные режиссеры. 2 17 Программа видеомонтажа Adobe Premiere. Знакомство с программой. 2 8 18 Интерфейс программы. 2 19 Линия времени, инструменты. 2 20 Захват видео. 2 21 Линейный монтаж. 8 22 Титрование. 4 23 Транзакции. 4 24 Нелинейный монтаж. 20 25 Работа со звуком. 4 26 Видеоэффекты. 6 27 Аудиоэффекты. 2 28 Съемка школьных мероприятий 10 29 Итоговое занятие 2 Итого 144 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Кадровое обеспечение: Мельников Алексей Тимофеевич, педагог дополнительного образования Материально-техническое обеспечение Видеокамера, штатив, осветитель, компьютеры Адрес реализации ДООП: МАОУ «Школа №22», учебный корпус п.Орёл, ул.Советская, 72а МАУ ДО ДДЮТ – г. Усолье, Красноармейская 85 Помещение: кабинет с учебными столами и компьютерами Оборудование для педагога: медиапроектор, компьютер для педагога 2.3 ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОБУЧАЮЩИМИСЯ Формы аттестации: Форма предъявления Формы фиксации и демонстрации образовательных образовательных результатов результатов Наблюдение педагога Ведомость оценок Входной контроль собеседование Текущий контроль Итоговая аттестация творческие работы, самостоятельные работы, конкурс выставки, фестиваль Индивидуальный творческий проект Презентация видеофильма Реестр одаренных Портфолио учащихся 9 Протокол аттестационной комиссии, видеофильм 1. 2. 3. 4. 5. 2.4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Принципы построения и реализации программы: Комплексность – реализуется посредством обучения учащихся поэтапно по всем разделам программы. Материал каждого года обучения взаимопересекается и опирается на базовые знания учащихся. Коммуникативность - в основе процесса обучения лежит принцип диалогического общения «педагог-ученик» и «ученик-ученик», что в итоге подводит к совместному творчеству. Формы проведения учебных занятий: практическая работа, творческие задания, свободная работа, дополнительные задания, участие в конкурсных программах и фестивалях и др. Методы обучения: Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные - рассказ, лекция, наглядно–иллюстративные - демонстрация, показ, объяснения; индуктивные - раскрытие материала от «частного» к «общему»; репродуктивные - активное восприятие, запоминание и воспроизведение; проблемно–поисковые - исследовательская деятельность, задания на развитие творческого мышления и воображения; практические – различные по уровню сложности задания и упражнения. Методы самостоятельной работы: по заданию педагога; по собственной инициативе (обучающихся). Методы стимулирования и мотивации обучения: ситуация новизны, неожиданности; ситуация успеха; актуализация значимости обучения, коллективного результата. Методы контроля и самоконтроля: анализ результатов деятельности обучающихся; самонаблюдение; формы работы и контроля: практическая работа, творческие задания, свободная работа, Особенности организации образовательного процесса в период самоизоляции и дистанционного режима. С точки зрения реализации дополнительных общеобразовательных программ технической направленности через исследовательскую и проектную деятельность педагогу рекомендуется использовать: инструменты структурного представления образовательного материала, коммуникационные системы, с возможностью организации командной работы, в том числе распределения задач. Основные действия для повышения эффективности реализации дополнительных общеобразовательных программ технической направленности в дистанционном формате: 10 обеспечение доступности электронной информационно-образовательной среды для детей и их родителей. 2.5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Жан Озер. Домашняя видеостудия. Pinnacle Studio 8.6 - М: ДМК Пресс, 2004 г. 2. Ильин Р. Техника киносъемки. М: Искусство, 1968 г. 3. Кудряшов Н. Как самому снять и показать кинофильм. - М: Искусство, 1966 г. 4. Основы режиссуры мультимедиа-программ: учебное пособие. СПб: Изд-во СПбГУП, 2005г. 5. Рабигер М. Режиссура документального кино. М.: Институт: повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, учебное пособие, 1999 г. эл.вид. 6. Ривкин М.Ю. Видеомонтаж на домашнем компьютере. Подробное иллюстрированное руководство - М: Лучшие книги, 2005 г. 7. Иванов А.И. «Видеомонтаж на компьютере», С-Петербург, изд. «Корона», 2002г. 11