ДООП 2024 Смысловое чтение (Загадки текста)

Управление образования администрации МО «г. Березники»
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества»
СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом

Директор МАУ ДО ДДЮТ

Протокол № 2

________ Л.А. Малахова

«07» октября 2024

«07» октября 2024 г.

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа

«Смысловое чтение»
Детское творческое объединение
«Литературная гостиная «Загадки текста»

Направленность:
Уровень: стартовый
Срок реализации программы: 1 год
Возраст обучающихся: 7-10 лет

Автор: Сабурова Галина Витальевна,
педагог дополнительного образования

Усолье, 2024 г.

Содержание
1.
1.1.

1.2.
1.3.

1.4.
2.

2.1.
2.2.
2.3.
2.4.

3.
3.1.

Стр.
Раздел № 1
Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
3
Нормативно-правовая база
Направленность программы
Уровень освоения
Актуальность
Отличительная особенность.
Целевая группа, особенности состава учащихся
Срок обучения:
Формы организации образовательного процесса:
Особенности
организации
образовательного
процесса.
Цель и задачи программы
Содержание программы
Учебный план
Содержание
1 год
2 год
Планируемые результаты
Раздел № 2
Комплекс
организационно-педагогических
условий
Календарный учебный график
Условия реализации программы
Оценка качества освоения программы обучающимися
Методическое обеспечение
Принципы построения и реализации программы
Методы обучения
Перечень методических материалов
Особенности организации образовательного процесса
в период карантина и дистанционного режима.
Приложения
Приложение 1. Программа «Воспитание».
Календарный график воспитательной работы
Список литературы и других источников
информации

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Смысловое
чтение» (далее по тексту – Программа) направлена на обеспечение духовно-нравственного
воспитания, формирование читательской грамотности, универсальных учебных действий по
работе с текстами (тексты художественных произведений, видео и аудио тексты, …) в рамках
работы литературной гостиной «Загадки текста». Программа может быть использована
общеобразовательным учреждением для формирования планируемых метапредметных и
личностных результатов.
Программа составлена в соответствии с требованиями нормативно-правовых
документов, в контексте актуальных направлений стратегического развития образования:
– Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р;
– Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. № 326-р;
– Указ Президента Российской Федерации от 07.0 .2018 г. № 204 «О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
– Государственная программа Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642 «Развитие
образования» (2018-202 годы);
– Перечень приоритетных направлений обновления содержания и технологий
дополнительного
образования
по
направленностям
(физкультурно-спортивной,
художественной, социально-гуманитарной, технической, естественнонаучной, туристскокраеведческой) на 2023 год: Приложение № 1 к Протоколу заочного заседания Рабочей
группы по дополнительному образования детей Экспертного совета Министерства
просвещения Российской Федерации по вопросам дополнительного образования детей и
взрослых, воспитания и детского отдыха от 22 марта 2023 г. № ДО6-23/06-пр;
- Приказ Министерства просвещения «Об утверждении Порядка
организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» от 27 июля 2022 г.;
–
Актуальность программы
Программа
направлена на обеспечение духовно-нравственного воспитания
обучающихся, формирование нравственных ценностей старшеклассников в процессе
смыслового прочтения с обсуждением смыслов текстов художественной литературы,
видеотекстов. Особое внимание уделяется формированию таких качеств, как: патриотизм,
чувство ответственности, любовь к своей Родине. На примере героев художественных
произведений русской (в т.ч. классической) литературы прослеживается становление и
формирование личности растущего человека. Программа своевременна и актуальна в
контексте социально экономических преобразований в Российской Федерации. В
«Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России»:
«Современный воспитательный идеал личности – это высоконравственный, творческий,
компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную,
осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных
и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». В «Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации на период до 202 года»: «Развитие
высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности,
обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовывать свой потенциал в
условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины».
Встает вопрос: «Какими должны быть ценностные ориентации современных
старшеклассников, чтобы они могли соответствовать требованиям общества?» Современные
старшеклассники сильно изменились, они стали другими. Как показывают наши ранние
исследования, их отличительные особенности проявляются, прежде всего, в новой личностной
ориентации: они свободно высказывают свое мнение, открыты в диалоге с учителем, требуют
уважения своей позиции, готовы к личностному и прогрессивному самоуважению

При этом нельзя не учитывать, что сегодняшние старшеклассники – это новое
поколение, современного мира, в котором значительно снизились ценности духовной
культуры и нравственности; утрачиваются такие качественные характеристики личности как
добросовестность, доброжелательность, вера в справедливость, трудолюбие. Размываются
такие святые понятия, как «Родина» и «патриотизм». В этих условиях в формировании
духовно- нравственных ценностей старшеклассников особое значение принадлежит
литературному образованию, и, в частности, нашей литературной гостиной «Загадки текста»,
содержание которой имеет значительный воспитательный потенциал, способствующий
воспитанию нравственного, ответственного гражданина своей страны. Произведения
художественной литературы содержат духовно-нравственные ориентиры для многих
поколений людей, воспитывают в нас лучшие человеческие качества: честность, глубину
чувства, достоинство, духовность, гражданственность. Таким образом, Программа
«Смысловое чтение», играет уникальную роль в духовно-нравственном становлении
личности, в формировании и развитии духовно-нравственных ценностей подростков.
Смысловое чтение отличает ся от любого др угого чт ения тем, что при таком
виде чтения происходят процессы постижения чита телем ценностн о смысловых асп ектов текст а, т.е. ос уществляет ся процесс его интерпретаци и
(истолкования), наделения личностн ым смыслом.
Смысловое чтение - это
такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, семантической
и идейной сторон произведения. Цель такого чтения - максимально точно и полно понять
содержание текста, учесть все детали и практически осмыслить извлеченную из текста
информацию. Проблема понимания смысла текста особенно актуальна сейчас, когда многие
школьники, выросшие в компьютерном мире, не способны проникнуть не только в суть
классического литературного текста, но и просто верно понять и воспроизвести содержание
задания. Через смысловое чтение формируется одна из самых важных функциональных
грамотностей - читательская грамотность.
Читательская грамотность - способность к чтению и пониманию учебных текстов,
умение извлекать информацию из текста, интерпретировать и использовать ее при решении
учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни
Нельзя не согласиться с известным русским философом И.А. Ильиным, в том, что
«образование без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создает чаще всего людей
полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и
беззастенчивых карьеристов, оно... развязывает и поощряет в человеке волка». Именно эта
проблема стоит перед современным обществом, в том числе перед дополнительным
образованием. В рамках реализации Программы педагог переходит от объяснения к
пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к
самоуправлению. И здесь основная задача — общение, взаимопонимание с детьми и
подростками, формирование духовно-нравственных ценностей российской культуры.
Отличительная особенность Программы.
Отличительные особенности программы:
– Главная особенность представляемой Программы – форма «Литературная гостиная»
детского творческого объединения, которая предполагает практическое применение в жизни
полученных знаний по литературе и культуре, организацию культурного досуга
обучающихся, расширение круга общения, преодоление комплексов, зажатости,
«психологическая победа над собой». Общение – это роскошь, условие развития души,
важнейший образ жизни. Имеется в виду общение культурное, творческое, которое
обогащает и помогает нам творить. Именно такому общению учит нас литература. К
сожалению, в век информационных компьютерных технологий современная молодёжь не
очень любит читать.
– Содержание другая особенность программы: духовно-нравственные литературные
тексты, фото, аудио и видео-тексты, тексты живописи.
– Новые планируемые результаты: смысловое чтение и читательская грамотность
Целевая группа, особенности состава обучающихся.
Срок обучения.

Формы организации образовательного процесса.
Обычно выделяются три группы форм обучения:




фронтальные,
групповые,
индивидуальные.

Классификация носит эмпирический характер, так как в её основе лежит количественная характеристика:
если осуществляется общеклассная работа, то есть акт обучения осуществляется в отношении всего
учебного коллектива (класса), то это фронтальные формы; если класс делится на относительно автономные
части (группы), то групповые; а если каждый ученик класса работает обособленно, независимо от
остальных, то индивидуальные.
При этом, по сути, способ упорядочивания взаимодействия участников обучения во фронтальной
(общеклассной) форме и в групповой может быть одинаковым.
Об эмпирическом характере такого деления свидетельствует также оформление терминов во
множественном числе.

Особенности организации образовательного процесса.
Цель и задачи программы:
Цель: Духовно-нравственное воспитание подростков через смысловое чтение и
обсуждение текстов художественных произведений, видео и аудио текстов в рамках работы
детской литературной гостиной.
1.2.

–
–
–
–

Задачи:
Организовать работу детской литературной гостиной «Загадки текста»
Организовать коллективные прочтения и обсуждения смыслов современных текстов
художественных произведений, видео и аудио текстов.
Воспитывать положительное отношение к миру (к членам объединения, семье, школе,
городу, России,…).
Формировать читательскую грамотность, духовно-нравственные ценности русской
культуры.

1.3.
Содержание программы.
Учебный план программы
№

Темы программы

Количество часов
Всего
теория
1 год обучения (4 часа в неделю, 3 учебных недель)
1.
Работа с текстом: поиск информации и
понимание прочитанного
2.
Работа с текстом: преобразование и
интерпретация информации
3
Работа с текстом: оценка информации
ИТОГО за 1 год обучения
140

практика

Тема «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типы речи. Речь книжная
и разговорная. Художественный стиль речи. Изобразительно-выразительные средства. Текст,
его основные признаки. Тема текста, основная мысль текста, идея. Авторская позиция.
Заголовок текста. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в
явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие
мысли в тексте. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте.
Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Упорядочивание информации по
заданному основанию. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение.
Разные способы представления информации: словесно, в виде рисунка, символа, таблицы,
схемы. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в
соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари. Использование
формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации.
Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»
Подробный и сжатый пересказ. Вопросы по содержанию текста. Формулирование
выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод.
Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование
информации, полученной из рисунка, в текстовую задачу. Заполнение предложенных схем с
опорой на прочитанный текст. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими
сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
Раздел «Работа с текстом: оценка информации»
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста, места и роли
иллюстраций в тексте. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация.
Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная
информация. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного
текста. Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление
различных точек зрения на информацию.
1.4.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
Личностные результаты освоения рабочей программы по смысловому чтению
достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с
традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами
и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и
саморазвития, формирования внутренней позиции личности. Личностные результаты освоения
программы по смысловому чтению готовность обучающихся руководствоваться системой
позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в
процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в
сопоставлении с ситуациями, отражёнными в изучаемых текстах; неприятие любых форм
экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни
человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы;
представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной совместной
деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на
примеры из литературы; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию
в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
осознание
российской
гражданской
идентичности
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории,
культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте работы с текстами
произведений русской и зарубежной литературы; ценностное отношение к достижениям своей
Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа, в том числе отражённым в изучаемых текстах; уважение к символам
России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам,
традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых текстах;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся
условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения,
форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по
профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из
другой культурной среды; потребность во взаимодействии в условиях неопределённости,
открытость опыту и знаниям других; в действии в условиях неопределенности, повышение
уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у
других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из
опыта других; в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых
знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том
числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей,
планировать своё развитие; умение оперировать основными понятиями, терминами и
представлениями в области концепции устойчивого развития; анализировать и выявлять
взаимосвязи природы, общества и экономики; оценивать свои действия с учётом влияния на
окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт; воспринимать
стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса,
корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и
2

последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть
готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.
Метапредметные результаты

овладение элементарными навыками работы с книгой, умениями ставить перед
собой
цель
чтения
и
выбирать
соответствующий
цели
вид
чтения
(поисковый/просмотровый,
ознакомительный,
изучающий/аналитический),
элементарными навыками чтения текстов разных стилей и типов речи (в первую очередь
научно-учебных, научно-познавательных).
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность,
направленную на поиск информации и понимание прочитанного, на основе умений:

определять главную тему, общую цель или назначение текста;

предвосхищать содержание текста по заголовку с опорой на имеющийся
читательский и жизненный опыт;

находить основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных
текстах);

находить в тексте требуемую информацию (явную): главную и второстепенную,
фактическую и иллюстративную, тезисную и доказательную и т.п.;

выделять термины, обозначающие основные понятия текста.
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность,
направленную на понимание и интерпретацию информации, на основе умений:

понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в разных видах
текстов;

выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и
общему смыслу текста;

формулировать тезис, выражающий общий смысл текста, передавать в устной и
письменной форме главное в содержании текста;

объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;

сопоставлять и объяснять основные текстовые и внетекстовые компоненты (в
несплошных текстах);

интерпретировать содержание: сравнивать и противопоставлять заключённую в
тексте информацию разного характера, определять причинно-следственные и логические
связи, делать выводы из сформулированных посылок о намерении автора / главной
мысли текста;

задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;

прогнозировать содержание текста;

находить скрытую информацию в тексте;

использовать словари с целью уточнения непонятного значения слова.
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность,
направленную на понимание и преобразование информации, на основе умений:

составлять план к тексту и структурировать текст, используя план;

делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с
коммуникативным замыслом;

приводить аргументы/примеры к тезису, содержащемуся в тексте;

преобразовывать (перекодировать) текст, используя новые формы представления
информации (опорные схемы, таблицы, рисунки и т.п.).
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществить
деятельность, направленную на оценку информации и рефлексию, на основе умений:

откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в
тексте, со своими представлениями о мире;

оценивать утверждения, находить доводы в защиту своей точки зрения в тексте;

3


использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления
несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования
утверждений / тезисов;

оценивать не только содержание текста, но и его форму.
Предметные результаты:

использовать базовые умения и навыки смыслового чтения и работы с текстом на
уроках разных предметных дисциплин при совершении интеллектуальных (познавательных)
действий, для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, в ситуациях
моделирования и проектирования;

обогатить, углубить знания, расширить общий культурный кругозор на основе
работы с информацией (текстами) в разных предметных областях.
По итогам 1 года обучения
Планируемые результаты (перечень)
Предметные
Метапредметные
Умение определять понятия:

Личностные
Готовность к выполнению
обязанностей гражданина и
реализации
его
прав,
уважение прав, свобод и
законных интересов других
людей

Умение определять главную
тему, общую цель или
назначение текста
Умение находить в тексте
требуемую
информацию
(явную):
главную
и
второстепенную,
фактическую
и
иллюстративную, тезисную и
доказательную и т.п.;

Раздел № 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарные учебные графики.
Календарный учебный график 1 год обучения
№
п/
п

Наименование разделов и Количество часов
тем программы
теори контро практи
я
льные
ческие
работы работы

Раздел 1. Работа с текстом: 16
поиск
информации
и
понимание прочитанного

-

40

1

Восприятие на слух и 1
понимание
различных
видов сообщений.

-

-

2

Типы речи. Речь книжная и 1
разговорная.

-

5

Дата
изуч
ения

Виды
деятельности

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образователь
ные ресурсы

Работа с текстами. Устный опрос, https://fg.resh.e
Работа
с письменный
du.ru/.
несколькими
опрос,
источниками.
тестирование, https://myshop.
Выступление
по терминологич ru/shop/product
теме. Обсуждение еский диктант,
ответа товарища. практическая /4539226.html.
Самостоятельная работа, анализ
https://fioco.ru/
работа с учебным текста.

примеры-

4

Художественный
речи.

стиль

3

Изобразительновыразительные
средства.

1

-

5

4

Текст,
его
основные 1
признаки. Тема текста,
основная мысль текста,
идея.

-

1

5

Авторская
Заголовок
текста. основная
текста, идея.

-

5

позиция. 1

текстом. Сравнение
источников. Отбор
материала по теме
из
нескольких
источников. Поиск
нужной
информации
в
тексте. Задания на
разграничение
понятий. Работа со
словарями.

мысль

6

Вычленение
из
текста 1
информации, конкретных
сведений, фактов, заданных
в явном виде.

-

1

7

Основные
события, 1
содержащиеся в тексте, их
последовательность.

-

-

8

Развитие мысли в тексте. 1
«Тестовые
задания
с
выбором ответа»

-

-

9

Способы и средства связи 1
предложений в тексте.

-

-

10

Смысловые части текста, 1
микротема, абзац, план
текста.

-

1

11

Упорядочивание
1
информации по заданному
основанию.
«Тестовые
задания с краткой записью
ответа»

12

Существенные
признаки 1
объектов, описанных в
тексте, их сравнение.

2

13

Разные
способы 1
представления
информации: словесно, в
виде рисунка, символа,
таблицы, схемы.

4

14

Виды
чтения: 1
ознакомительное,
изучающее,
поисковое,
выбор
вида чтения в соответствии
с целью чтения.

6

15

Источники
информации: 1
справочники, словари

6

5

задач-pisa.

16

Использование
1
формальных
элементов
текста
(подзаголовки,
сноски) для поиска нужной
информации.

Всего по разделу 1

4

16

0

40

Раздел 2. «Работа с текстом: 26
преобразование
и
интерпретация информации»

-

53

17

Подробный
пересказ 1
текстов по плану.

-

3

18

Особенности
пересказа текста.

сжатого 1

-

4

19

Составление
различных 5
видов
вопросов
по
содержанию текста

-

5

20

Формулирование выводов, 3
основанных на содержании
текста

-

5

21

Аргументы,
подтверждающие вывод.

4

-

10

22

Преобразование
4
(дополнение) информации
из сплошного
текста в таблицу.

-

5

Преобразование
2
информации, полученной
из рисунка, в текстовую
задачу.

10

24

Заполнение предложенных 1
схем
с
опорой
на
прочитанный текст.

1

25

Выступление
перед
аудиторией сверстников с
небольшими сообщениями,
используя иллюстративный
ряд
(плакаты, презентацию).

23

Всего по разделу 2

22

Раздел 3. «Работа с текстом: 9
оценка информации»

1

5

1

3

1

1

26

Оценка
содержания
структуры текста.

и 1

-

-

27

Оценка
языковых 1
особенностей текста.

-

-

28

Места и роли иллюстраций 1
в тексте.

-

1

Работа с текстами и Устный опрос, https://myshop.
заданиями. Задания письменный ru/shop/product
на разграничение опрос,
/4539226.html.
понятий. Работа со тестирование, https://fg.resh.e
словарями.
терминологич
du.ru/.
Объяснение
еский диктант,
понятий.
практическая
Объяснение
работа, анализ
наблюдаемых
текста,
https://fioco.ru/
явлений.
оценивание с
примерыСоставление
помощью
задач-pisa.
вопросов
по «Листа
содержанию.
самооценки»
текста.
Решение
проблемных
ситуаций.
Подготовка
выступления.
Обсуждение
выступления
товарища.

Работа с текстами. Устный опрос, https://fg.resh.e
Отбор материала по письменный du.ru/.
теме (из разных опрос,
источников).
терминологич
https://myshop.
Задания
на еский диктант,
ru/shop/product
разграничение
практическая
понятий. Работа со работа, анализ /4539226.html
словарями.
текста,
Объяснение
оценивание с . https://fioco.r
u/примерыпонятий.
помощью
Объяснение
«Листа
задач-pisa.

6

29

Выражение собственного 1
мнения о прочитанном, его
аргументация. «Текстовые
связи»

-

-

30

Достоверность
и недостоверность
информации в тексте.

1

-

-

31

Недостающая
или 1
избыточная информация в
тексте

-

-

32

Участие в учебном диалоге 2
при
обсуждении
прочитанного или
прослушанного текста.

-

2

33

Итоговая творческая работа 1

-

3

34

Повторение изученного.

1

1

-

26

1

53

Общее количество часов по 42
программе

1

93

Всего по разделу

наблюдаемых
самооценки»,
явлений.
зачёт.
Доклад
с
использованием
разнообразного
зрительного ряда и
других источников.
Учебный
диалог.
Анализ текста.

2.2. Условия реализации программы
Материальные ресурсы
Учебное помещение
Учебные ресурсы.
Компьютер, мультимедиапроектор;
· библиотека справочных изданий по содержанию программы
· наглядные и демонстрационные пособия ( литературные тексты, аудио и видео тексты);.
Информационно-методическое обеспечение программы:
· фотографии, слайды, видео-аудио пособия;
· индивидуальные карточки.
Дидактические материалы, используемые в программе:
· сборники с заданиями по формированию и оценке планируемых результатов
· индивидуальные карточки.
Кадровые
2.3.Оценка качества освоения программы обучающимися
Вид
Форма
Сроки
Стартовая диагностика
Например:
Сентябрь
Анкетирование
(3-4 неделя)

7

Процедура
Время
Форма аттестации
Критерии оценки
Кто оценивает

Промежуточная
аттестация по итогам 1
года обучения

Например:
Ярмарка
творческих работ

Промежуточная
аттестация по итогам 2
года обучения

Например:
Выставка,
концерт

Промежуточная
аттестация по итогам 3
года обучения

Например:
Презентация

Итоговая аттестация по
завершении ДООП

Например:
Защита
творческого
проекта,…

Апрель
(последняя
неделя) - май (до
15.05)
Апрель
(последняя
неделя)-май (до
15.05)
Апрель
(последняя
неделя)-май (до
15.05)
май
(до 1 .0 )

Время
Форма аттестации
Критерии оценки
Кто оценивает
Время
Форма аттестации
Критерии оценки
Кто оценивает
Время
Форма аттестации
Критерии оценки
Кто оценивает
Время
Форма аттестации
Критерии оценки
Кто оценивает

2.4. Методическое обеспечение
Принципы построения и реализации программы
Методы обучения
Перечень методических материалов
2.5. Особенности организации образовательного процесса в период карантина и
дистанционного режима.

3. Приложения (с новой стр.).
Приложение 1.
Программа «Воспитание».
Пояснительная записка: главная идея (идеи), цель, задачи, механизмы реализации
Содержание программы:
Модуль «Воспитание на учебном занятии»
(текст о воспитании на занятиях, кратко. Основная идея)
Календарный график воспитательной работы
Сроки
Мероприятия
Ответс
Уровень
Охват
Охват
твенный реализации Участнико зрител
в
ей
Модуль «Воспитание в детском коллективе»

Модуль «Наставничество и тьюторство»

Модуль «Ключевые культурно-образовательные события»

Модуль «Вектор развития» (Творческое, личностное развитие и профессиональное
самоопределение)
8

Модуль «Мы вместе» (Взаимодействие с родителями)

Модуль «Социальная активность»
Гражданско-патриотическое, экологическое воспитание и деятельность в рамках
РДДМ, реализация социальных проектов

Модуль «Предметно-эстетическая и информационная среда учреждения»

4. Список литературы, других источников информации
Общая характеристика курса «Смысловое чтение»
5. Приложения.
Приложение 1.
Программа «Воспитание».
Пояснительная записка: главная идея (идеи), цель, задачи, механизмы реализации
Содержание программы:
Модуль «Воспитание на учебном занятии»
(текст)
Календарный график воспитательной работы
Сроки
Мероприятия
Ответс
Уровень
Охват
Охват
твенный реализации Участнико зрител
в
ей
Модуль «Воспитание в детском коллективе»

Модуль «Наставничество и тьюторство»

Модуль «Ключевые культурно-образовательные события»

Модуль «Вектор развития» (Творческое, личностное развитие и профессиональное
самоопределение)

9

Модуль «Мы вместе» (Взаимодействие с родителями)

Модуль «Социальная активность»
Гражданско-патриотическое, экологическое воспитание и деятельность в рамках
РДДМ, реализация социальных проектов

Модуль «Предметно-эстетическая и информационная среда учреждения»

6. Список литературы, других источников информации
Общая характеристика курса «Смысловое чтение»
Методические материалы для учителя:
1. Назарова, Т.С. Концептуальные основания формирования функциональной
грамотности в образовании / Т. С. Назарова // Педагогика : науч.-теорет. журн. - 2017. - N 10. С. 14-24.
2. Седова, Е.А. Научные основы построения структурной модели функциональной
грамотности школьника / Е. А. Седова, С. А. Седов // Стандарты и мониторинг в образовании :
науч.-метод. и информ. журн. - 2016. - N 3. - С. 2 -32.
3.Стефанова, Л.М. Приемы формирования функциональной грамотности учащихся / Л.
М. Стефанова // Педагогическая мастерская. Всё для учителя! : научно-методический журнал. 2019. - N 5/6. - С. 71-74.
4. Трубина, И.И. Подходы обучающихся к понятию "функциональная грамотность",
принятые в инновационном обществе / И. И. Трубина // Стандарты и мониторинг в образовании
: науч.-метод. и информ. журн. - 2016. - N 2. - С. 44-53.
ЦОР и Интернет-ресурсы:
1. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся
основной школы ( -9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования российской
академии образования: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/.
2. Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся
класса. ФГБНУ «Институт стратегии развития образования российской академии образования»
(Демонстрационные материалы http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/.
3. Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa.
4. Сборники эталонных заданий серии «Функциональная грамотность. Учимся для
жизни»
издательства
«Просвещение»: https://myshop.ru/shop/product/4539226.html.
. Электронный банк заданий по функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/.
6. «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной
грамотности»: https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa.
10

Метод смыслового чтения состоит
из 3 главных фраз
1. Восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла.
Происходит некая расшифровка прочитанного, при которой слова и фразы обретают смысл и
образы. В этой фазе чтение включает просмотр, установление значений ключевых и
незнакомых слов, нахождение соответствий, узнавание фактов, анализ сюжета,
воспроизведение и пересказ.
2. Извлечение смысла и интерпретация текста.
Здесь происходит объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний,
упорядочивание и классифицирование, суммирование и различение, сравнение и
сопоставление, группировка, анализ и обобщение, соотнесение с собственным опытом,
размышление над контекстом и выводами.
3. Создание собственного нового смысла.
То есть – присвоение добытых новых знаний как собственных в результате размышления.
Для обучения смысловому чтению применяются несколько методов, в том числе: развитие
анализа задания, поиск ключевых слов в заданиях и анализ их с первоначальным текстом,
ответы на поставленные вопросы, определение последовательности событий в сюжете,
сопоставление иллюстраций с текстов(поэтому так необходимы картинки в книгах), анализ и
перенос событий сюжета на собственный опыт, сравнение своих возможных действий с
действиями персонажей.
Вот некоторые задания, которые можно использовать при применении метода смыслового
чтения.
«Тонкие» и «толстые» вопросы.
Во время урока учащимся можно предложить самостоятельно задать вопросы к сюжету
отдельного параграфа или всего прочитанного произведения. А затем ответить на вопросы
друг друга.
Тонкие» вопросы – требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы –
вопросы, предполагающие подробный, развёрнутый ответ и объяснение. Стратегия позволяет
формировать умение формулировать вопросы и умение соотносить понятия.
Тонкие» вопросы – требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы –
вопросы, предполагающие подробный, развёрнутый ответ и объяснение. Стратегия позволяет
формировать умение формулировать вопросы и умение соотносить понятия.
«Чтение с остановками».
Во время чтения учитель делает остановки для того, чтобы спросить детей о том, что
произошло в только что прочитанном предложении или параграфе или чтобы
спрогнозировать дальнейшее развитие сюжета.
«Читаем и спрашиваем».
Ученики читают про себя предложенный текст, а затем объединяются в пары для обсуждения.
Вместе выделяют ключевые слова, формулируют вопросы и отвечают на них, корректируют
друг друга при ошибках и неточностях.
Работу по формированию умений и навыков самостоятельного чтения и понимания текста
необходимо начинать с 2-го класса и проводить в системе, усложняя приемы и способы
чтения и обработки информации от класса к классу. Таким образом ребенок будет вовлечен в
процесс чтения, заинтересуется им и уже в начальной школе научится не просто без запинки
читать текст, но и понимать сюжет, анализировать его и персонажей.

11

Смысловое чтение: способность понимать и размышлять.
Автор: Наталья Прокаева
В школе необходимо обучать чтению и пониманию текста. И это заключается не только в
освоении учащимися алфавита и техники чтения. Появилось новое понятие – смысловое
чтение. Смысловое чтение – это вид чтения, которое нацелено на понимание читающим
смыслового содержания текста.
Если мы будем учить сегодня
так, как мы учили вчера,
мы украдем у детей завтра.
Джон Дьюи
Проблема понимания смысла текста особенно актуальна сейчас, когда многие школьники,
выросшие в компьютерном мире, не способны проникнуть не только в суть классического
литературного текста, но и просто верно понять и воспроизвести содержание задания.
Чтение — это способность понимать и размышлять над письменным текстом, пользоваться
им, чтобы достичь определённой цели, узнавать что-то новое, развиваться, а также
участвовать в жизни общества.
Установленные новым ФГОС требования к результатам обучения вызывают необходимость в
изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия
достижения высокого качества образования. Педагог сегодня должен стать создателем новых
педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных
способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.
Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет
добиваться оптимального результата.
В школе необходимо обучать чтению и пониманию текста. И это заключается не только в
освоении учащимися алфавита, техникой чтения. Появилось новое понятие — смысловое
чтение. Смысловое чтение — вид чтения, которое нацелено на понимание читающим
смыслового содержания текста.
В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская
И. А. и др.), наряду с многими универсальными действиями, выделены действия смыслового
чтения, связанные с осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от
коммуникативной задачи и определением основной и второстепенной информации, с
формулированием проблемы и главной идеи текста.
Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст. Необходимо дать оценку
информации, откликнуться на содержание.
При работе с текстом понимание начинается еще до его чтения, разворачивается по ходу чтения
и продолжается в размышлениях о прочитанном. С точки зрения лингвистики понимание текста
— это вычитывание разных видов текстовой информации: фактуальной, подтекстовой,
концептуальной. Фактуальную информацию составляет описание событий, героев, места и
времени действия и т.д. Подтекстовая информация напрямую не выражена в словах. Она
содержится в текстовых «скважинах» (пропусках, которые читатель заполняет, опираясь на
имеющиеся знания, опыт), в словах-образах (художественных средствах) и т. д. Под
концептуальной информацией понимается система взглядов, мыслей и чувств автора, которые
он отражает в тексте, рассчитывая на ее восприятие читателем. Конечно, текст — это единое
целое, и виды текстовой информации разграничиваются условно: в науке — в
исследовательских, а на практике — в учебных целях.
С точки зрения психологов, в процессе, направленном на понимание текста, сливаются
внимание и память, воображение и мышление, эмоции и воля, интересы и установки читателя.
Поэтому одна из основных психологических задач обучения смысловому чтению —
активизация психических процессов ученика при работе с текстом.
12

Продуктивность учебной деятельности зависит от умения ориентироваться в информационных
потоках, искать и использовать недостающие знания или другие ресурсы для достижения
поставленных целей.
Важно развитие у учащихся умений читать тексты с разным уровнем понимания содержащейся
в них информации:
 с пониманием основного содержания (просмотровое чтение);
 с полным пониманием содержания (изучающее (аналитическое) чтение);
 с извлечением необходимо значимой информации (поисковое);
 критическое понимание информации.
Сегодня нам необходимо воспитать грамотного читателя. Одним из путей развития
читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению.
Смысловое чтение — вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового
содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст,
необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Смысловое чтение
является метапредметным результатом освоения образовательной программы основного
общего образования, а также является универсальным учебным действием. Составляющие
смыслового чтения входят в структуру всех универсальных учебных действий:
 в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к
школе;
 в регулятивные УУД — принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция
деятельности;
 в познавательные УУД — логическое и абстрактное мышление, оперативная память,
творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря;
 в коммуникативные УУД — умение организовать и осуществить сотрудничество и
кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать
предметное содержание и условия деятельности в речи.
Зрелое умение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так и легкость перехода
от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из
данного текста.
Выделяется 3 этапа работы с текстом:
Название
Текст
этапа

Предтекстовый
этап

—
снимите лексические трудности;
—
прочитайте заглавие, выделите в нём знакомые и новые
лексические единицы;
—
поставьте вопросы к заглавию и определите, какой материал
необходимо повторить;
—
попробуйте предположить, о чём пойдёт речь, и поставьте
вопросы от заглавия;
—
попробуйте самостоятельно ответить на поставленные
вопросы.

Текстовый этап
(чтение текста)

—
находите новые слова и определяйте их значения по
словарю;
—
ставьте вопросы к отдельным абзацам или предложениям
текста, пробуйте ответить на эти вопросы;
—
отделяйте теоретическую информацию от иллюстративной;
—
выясните, как новые слова связаны с известными;
—
прокомментируйте приведённые примеры;
—
подумайте, почему текст разделён на абзацы именно таким
образом, для этого определите микротему каждого абзаца;
—
уточните, как микротемы раскрывают смысл всего текста.
13

—
представление текста в иной форме (план, схема, таблица,
алгоритм)
—
построение развёрнутого монологического ответа на
Послетекстовый
поставленные вопросы;
этап
—
самостоятельная постановка вопросов к тексту;
—
составьте план текста и перескажите его по плану.
—
рефлексия собственной деятельности.
В научной литературе «стратегии смыслового чтения» понимаются как различные комбинации
приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой
информации и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с
коммуникативно-познавательной задачей. В целом насчитывается около ста стратегий чтения, и
согласно статистике, около 30–40 применяется в школе. Сущность стратегий смыслового
чтения состоит в том, что стратегия имеет отношение к выбору, функционирует автоматически
на бессознательном уровне и формируется в ходе развития познавательной деятельности.
Обучение стратегии чтения включает в себя приобретение навыков:
 различения типов содержания сообщений — факты, мнения, суждения, оценки;
 распознавания иерархии смыслов в рамках текста — основная идея, тема и ее
составляющие;
 собственное понимание — процесс рефлексивного восприятия культурного смысла
информации.
Овладение стратегиями происходит преимущественно в группах или парах, что позволяет
выработать у учеников не только речевую, но и коммуникативную компетентность.
К ключевым направлениям формирования умений работы с текстом относят следующие:
V — VI классы
 выделение главного в тексте;
 составление примеров, аналогичных приведенным в тексте;
 умение найти в тексте ответ на поставленный вопрос;
 грамотно пересказать прочитанный текст.
VII — VIII классы
 умение составить план прочитанного;
 воспроизводить текст по предложенному плану;
 умение пользоваться образцами решения задач;
 запоминание определений, формул, теорем.
IX — XI классы
 работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами);
 использование новой теории в различных учебных и жизненных ситуациях;
 подтверждение научных фактов;
 конспектирование новой темы.
Работу по формированию умений и навыков самостоятельного чтения и понимания текста
необходимо начинать с -го класса и проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения
и обработки информации от класса к классу. Варианты приёмов работы с текстом, задания,
которые позволят расширить предметную область и способствуют формированию важнейших
метапреметных умений.
1. Приём «Тонкие» и «толстые» вопросы. Вопросы такого плана возникают на протяжении
всего урока . А можно учащимся предложить задание: составьте вопросы по теме, по тексту и т.
д. «Тонкие» вопросы — вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые»
вопросы — вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа. Стратегия позволяет
формировать умение формулировать вопросы и умение соотносить понятия. После изучения
темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса,
связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы
«толстых» и «тонких» вопросов.
«Толстые» вопросы
«Тонкие» вопросы
14

Объясните, почему….?
Кто…? Что…? Когда…?
Почему вы думаете….?
Может…? Мог ли…?
Предположите, что будет если…? Было ли…? Будет…?
В чём различие…?
Согласны ли вы…?
Почему вы считаете….?
Верно ли…?
2. Приём «Составление вопросов к тексту». Анализ информации, представленной в
объёмном тексте, формулировка вопросов к тексту, для ответа на которые нужно: использовать
все имеющиеся данные; останутся неиспользованные данные; нужны дополнительные данные.
3. Приём «Учимся задавать вопросы разных типов» — «Ромашка Блума»
Шесть лепестков — шесть типов вопросов.
Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести
некую информацию. Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты
говоришь, что…?», «Если я правильно поняла, то…?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы
сказали о…?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи ученику
относительно того, что он только что сказал. Очень важно эти вопросы задавать без негативной
мимики.
Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В
некоторых ситуациях (как об этом говорилось выше) могут восприниматься негативно, как
принуждение к оправданию. В других случаях такие вопросы направлены на установление
причинно-следственных связей.
Творческие вопросы. В вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы
условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в …., если бы ….?», «Как
вы думаете, как будет….?».
Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или фактов.
«Чем …… отличается от ……?» и т. д.
Практические вопросы. Это вопросы, направленные на установление взаимосвязи между
теорией и практикой. Например: «Где вы в обычной жизни вы могли наблюдать …?».
4. Приём «Инсерт». Прием «Инсерт» — это маркировка текста по мере его чтения.
Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в
увлекательное путешествие.
1.Чтение
индивидуальное.
Читая,
ученик
делает
пометки
в
тексте:
V
—
уже
знал;
+—
новое;
–—
думал
иначе;
? — не понял, есть вопросы.
2. Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал.
Уже знал (V) Узнал новое (+) Думал иначе (–) Есть вопросы (?)
Записи делают краткие, ключевые слова, фразы. Заполнив таблицу, учащиеся будут иметь
мини-конспект. После заполнения учащимися таблицы мы обобщаем результаты работы в
режиме беседы. Если у обучающихся возникли вопросы, то я отвечаю на них, предварительно
выяснив, не может ли кто-то из обучающихся ответить на него. Этот приём способствует
развитию умения классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять
новое.
5. Приём «Кластер». Кластеры я использую для структуризации и систематизации материала.
Кластер — способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в
том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по
сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки), с ним связанные.
Предлагаю ребятам прочитать изучаемый материал и вокруг основного слова (тема урока)
выписать ключевые, по их мнению понятия, выражения, формулы. А затем вместе в ходе
15

беседы или ребята работая в парах, группах наполняют эти ключевые понятия, выражения,
формулы необходимой информацией.
6. Приём «Ключевые слова». Это слова, по которым можно составить рассказ или
определения некоторого понятия.
7. Приём «Верные и неверные утверждения». Универсальный прием, способствующий
актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает
возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к
изучению темы урока. Стратегия формирует умение оценивать ситуацию или факты, умение
анализировать информацию, умение отражать свое мнение. Детям предлагается выразить свое
отношение к ряду утверждений по правилу: верно — «+», не верно — «-».
8. Приём «Верите ли вы…». Проводится с целью вызвать интерес к изучению темы и создать
положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме.Проводится в
начале урока, после сообщения темы.
9. Приём «Синквейн». Развивает умение учащихся выделять ключевые понятия в
прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания и проявлять творческие
способности. Структура синквейна:
Существительное (тема).
Два прилагательных (описание).
Три глагола (действие).
Фраза из четырех слов (описание).
Существительное (перефразировка темы).
Смысловое чтение, как универсальное действие формируется благодаря использованию
учителем следующих технологий, форм работы:
 технологии проблемного обучения;
 интерактивных технологий;
 технологии критического мышления.
Учитывая стратегии современных подходов к чтению, можно порекомендовать учителямпредметникам следующее:
 выбирать наиболее рациональные виды чтения для усвоения учащимися нового
материала;
 формировать у учащихся интерес к чтению путем внедрения нестандартных форм и
методов работы с текстом;
 определять характер деятельности различных групп учащихся при работе с учебником;
 предвидеть возможные затруднения учащихся в тех или иных видах учебной
деятельности;
 повышать уровень самостоятельности учащихся в чтении по мере их продвижения
вперед;
 организовывать различные виды деятельности учащихся с целью развития у них
творческого мыщления;
 обучать самоконтролю и самоорганизации в различных видах деятельности
Таким образом, использование данной методики работы с текстом позволяет овладеть
стратегией смыслового чтения, поэтапно планируя последовательность действий педагога и
учеников. Можно сделать вывод о том, что формирование умения смыслового чтения является
сложным, комплексным процессом, который заключается в синтезе множества различных
навыков и умений, и при отсутствии хотя бы одного из них умение смыслового чтения
считается несформированным.
[links&resources]
1. Куропятник И. В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей //
Педагогическая
мастерская.
Все
для
учителя.
—
2012.
—
№
6
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
3. Сметанникова Н. Н. Обучение стратегиям чтения в —9 классах: Как реализовать ФГОС.
Пособие для учителя / Н. Н. Сметанникова. — М.: Баласс, 2011.
16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».