_2024 ЛогоРитмика

Управление образования администрации МО «г. Березники»
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества»
СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом

Директор МАУ ДО ДДЮТ

Протокол № 2

________ Л.А. Малахова

«07» октября 2024 г.

«07» октября 2024 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«ЛогоРитмика»
студии развития речи «Тви-Тви»
Направленность:
Возраст учащихся: 3-5 лет
Срок реализации: 1 года

Составитель:
педагог дополнительного образования
Хитрина Светлана Сергеевна

Березники, 2024 г.
1

СОДЕРЖАНИЕ
1
1.1

1.2

РАЗДЕЛ № 1
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовая база
Направленность программы
Уровень освоения
Актуальность
Отличительная особенность.
Целевая группа, особенности состава учащихся
Срок обучения:
Формы организации образовательного процесса:
Особенности организации образовательного процесса.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

стр.
3

4

1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
Тематическое планирование
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
РАЗДЕЛ № 2
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

13

2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

17

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ОБУЧАЮЩИМИСЯ
2.4 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Принципы построения и реализации программы
Методы обучения
Особенности организации образовательного процесса в период
карантина и дистанционного режима.
2.5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

18

2.3

2

4

17

18

19

РАЗДЕЛ № 1
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Говоруша» создана для организации образовательного процесса в МАУ ДО
«Дворец детского (юношеского) творчества» для дошкольников в возрасте с 3х-5
лет.
Нормативно-правовая база
В процессе создания программы учтены положения следующих нормативных
документов:
 Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012 г.;
 Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);
 Приказ Министерства Просвещения России от 09.11.2018 N 196 "Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
 СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
 Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 093242);
 Устав МАУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества».
Направленность программ: социально-гуманитарная
Уровень освоения: ознакомительный
Актуальность
Дошкольный возраст один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого
человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья. Современные
исследования показывают увеличение количества детей с речевыми нарушениями.
Коррекция и развитие речи в дошкольном возрасте являются необходимыми
условиями для успешного развития ребенка в школе и обществе. Программа
направлена на устранение образований речевых нарушений и развитие
коммуникативных навыков у детей 3-5 лет.
Отличительная особенность.
Программа рассчитана на 1 года обучения и учитывает все аспекты речевого
развития, начиная с артикуляционной гимнастики и заканчивая развитием связной
речи. Включает занятия, направленные на всестороннее развитие речи, и учитывает
возрастные особенности детей
Целевая группа, особенности состава учащихся: дети от 3 до 5 лет
Срок обучения: 1 год
3

Формы организации образовательного процесса: Очная, групповая
Особенности организации образовательного процесса.
Данная программа, разработана с учетом психолого-возрастных особенностей и
потребностей детей дошкольного возраста.
Занятия проводятся в группах до 10 человек, 3 раз в неделю. Учебные кабинеты
оборудованы в соответствии санитарно-эпидемиологическими требованиями,
методически и технически оснащены в соответствии с материальными
потребностями, заложенными в программе.
1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: Формирование логической речи у детей, формирование и
совершенствование коммуникативных навыков.
Основные задачи
- Развитие и стабилизация мышц речевого аппарата обучающихся.
- Коррекция звукопроизношения обучающихся: исправление дефектов
произношения звуков.
- Расширение словарного запаса обучающихся: обогащение активного и пассивного
словаря ребенка.
- Развитие фонематического слуха обучающихся: упражнения по различению и
правильному восприятию звуков.
- Развитие у обучающихся умений формировать грамматические фразы: Обучение
построению предложений и правильному использованию грамматических форм.
- Развитие у обучающихся связной речи: составление рассказов, пересказов,
диалогов и монологов.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
3-4 года

Улучшение артикуляции и
звукопроизношения
Развитие фонематического слуха и
навыков чтения
Увеличение активного и
пассивного словарного запаса
Развитие навыков составления
предложений и рассказов
Развитие связной речи

4-5 лет

теория

практика

ИТОГО

теория

практика

ИТОГО

0

36

36

0

36

36

0

36

36

0

36

36

0

36

36

0

36

36

108

4

108

Тематический план.
Группа возраст 3-4 года
Месяц

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Недели

Среда (30 мин)

1-4
недели

1 час
Знакомство.
Диагностика.
Изучение
артикуляционного
аппарата.
Артикуляционная
гимнастика

1-4
недели

Артикуляционная
гимнастика.
Пальчиковая
гимнастика.
Дыхательная
гимнастика

1-5
недели

Артикуляционная
гимнастика.
Пальчиковая
гимнастика.
Дыхательная
гимнастика

1-4
недели

Артикуляционная
гимнастика.
Пальчиковая
гимнастика.
Дыхательная
гимнастика

2-5
недели

Артикуляционная
гимнастика.
Пальчиковая
гимнастика.
Дыхательная
гимнастика

1-4
недели

Артикуляционная
гимнастика.
Пальчиковая
гимнастика.
Дыхательная
гимнастика

Март

1-4
недели

Апрель

1-4

Артикуляционная
гимнастика.
Пальчиковая
гимнастика.
Дыхательная
гимнастика
Артикуляционная

Суббота (1-е занятие,
30 мин)
Изучение
артикуляционного
аппарата.
Развитие
фонематического
слуха.
Артикуляционная
гимнастика.
Дыхательная
гимнастика.
Развитие
фонематического
слуха.
Артикуляционная
гимнастика на звуки
(э, а, и, ы, о, у)
Развитие
фонематического
слуха.
Артикуляционная
гимнастика на
звуки(м’-м, н’-н, j, л’л, р’-р)
Развитие
фонематического
слуха.
Артикуляционная
гимнастика на звуки
(п’-п, б’-б, т’-т, д’-д,
к’-к, г’-г)
Развитие
фонематического
слуха.
Артикуляционная
гимнастика на
звуки(ф’-ф, в’-в)
Развитие
фонематического
слуха.
Артикуляционная
гимнастика на
звуки(с’-с, з’-з, ш-ж,
х’-х, щ, ч, ц)
Развитие
фонематического
слуха.
Артикуляционная
гимнастика на
звуки(м’-м, н’-н, j, л’л, р’-р) Пальчиковая
гимнастика
Развитие
5

Суббота (2-е занятие,
30 мин)

Звуки и буквы.
Фонетические
упражнения. Игры на
расширение
словарного запаса.

часов

12

Лексические игры.
Обогащение
словарного запаса.
Игры на построение
предложений.

12

Фонетические
упражнения.
Упражнения на
различение звуков
Игры на составление
рассказов.

15

12
Составление простых
предложений.
Пересказы.

Работа с звуками (ф’ф, в’-в),
Развитие
диалогической речи.
Лексические игры.

12

12
Связная речь.
Составление простых
предложений. Игры на
развитие речи.
12
Комплексные занятия.
Игры на развитие
словарного запаса.

Упражнения на

недели

Май

1-3
недели

гимнастика.
Пальчиковая
гимнастика.
Дыхательная
гимнастика

Артикуляционная
гимнастика.
Пальчиковая
гимнастика.
Дыхательная
гимнастика

фонематического
слуха.
Артикуляционная
гимнастика на звуки
(п’-п, б’-б, т’-т, д’-д,
к’-к, г’-г) Пальчиковая
гимнастика
Развитие
фонематического
слуха.
Артикуляционная
гимнастика на
звуки(ф’-ф, в’-в), (с’-с,
з’-з, ш-ж, х’-х, щ, ч, ц).
Пальчиковая
гимнастика

различение звуков.
Лексические игры.

10
Итоговая диагностика.
Рекомендации для
родителей.
Повторение и
закрепление
материала.
108

Группа возраст 4-5 лет
Месяц

Недели

1-4
Сентябрь
недели

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

1-5
недели

Среда (30 мин)
Знакомство.
Диагностика.
Изучение
артикуляционного
аппарата.
Артикуляционная
гимнастика
Артикуляционная
гимнастика. Игры на
развитие
межполушарного
взаимодействия.
Дыхательная
гимнастика.

1-4
недели

Артикуляционная
гимнастика.
Пальчиковая
гимнастика.
Дыхательная
гимнастика.

1-4
недели

Артикуляционная
гимнастика. Игры на
развитие
межполушарного
взаимодействия.
Дыхательная
гимнастика.

2-5
недели

Пальчиковая
гимнастика
Дыхательная
гимнастика.
Артикуляционная
гимнастика (ф’-ф, в’в),

Суббота (1-е занятие,
30 мин)

Суббота (2-е занятие,
30 мин)

Развитие
фонематического
слуха.
Артикуляционная
гимнастика (э, а, и, ы,
о, у).

Игры на расширение
словарного запаса.
Игры на развитие
мелкой моторики.

Развитие
фонематического
слуха.
Артикуляционная
гимнастика на звуки
(м’-м, н’-н, j, л’-л, р’-р)
Развитие
фонематического
слуха.
Артикуляционная
гимнастика на звуки
(п’-п, б’-б, т’-т, д’-д,
к’-к, г’-г).
Развитие
фонематического
слуха.
Артикуляционная
гимнастика на звуки
(с’-с, з’-з, ш-ж, х’-х, щ,
ч, ц). Пальчиковая
гимнастика.
Развитие
фонематического
слуха.
Артикуляционная
гимнастика на звуки
(ф’-ф, в’-в).
6

часов

12

12
Работа над интонацией
и темпом речи.
Лексические игры.
Игры на развитие
межполушарного
взаимодействия.
Составление
рассказов. Игры на
построение
предложений.

15

12
Развитие лексикограмматических
навыков. Пересказы.

12
Игры на развитие
речи.
Лексические игры.

Февраль

Март

Апрель

Май

1-4
недели

Артикуляционная
гимнастика. Игры на
развитие
межполушарного
взаимодействия.
Дыхательная
гимнастика

1-5
недели

Пальчиковая
гимнастика
Дыхательная
гимнастика.
Артикуляционная
гимнастика

1-4
недели

Артикуляционная
гимнастика. Игры на
развитие
межполушарного
взаимодействия.
Дыхательная
гимнастика

1-4
недели

Артикуляционная
гимнастика.
Пальчиковая
гимнастика.
Дыхательная
гимнастика

Развитие
фонематического
слуха.
Артикуляционная
гимнастика (с’-с, з’-з,
ш-ж, х’-х, щ, ч, ц).
Углубление работы
над звуковым
анализом и синтезом.
Развитие
фонематического
слуха.
Артикуляционная
гимнастика. Игры на
развитие
межполушарного
взаимодействия.
Развитие
фонематического
слуха.
Артикуляционная
гимнастика.
Пальчиковая
гимнастика
Развитие
фонематического
слуха.
Артикуляционная
гимнастика.
Пальчиковая
гимнастика

12
Углубление работы
над звуковым
анализом и синтезом.

12
Углубление работы
над звуковым
анализом и синтезом.
Выразительность речи.
Лексические игры.
12
Интеграция всех
речевых навыков.
Игры на построение
предложений.
10

Итоговая диагностика.
Рекомендации для
родителей.
Повторение и
закрепление
материала.

108

Планируемые результаты
Критерий

Ожидаемые результаты

Улучшение артикуляции и
звукопроизношения

Дети правильно произносят звуки, соответствующие
возрасту.

Увеличение активного и пассивного
словарного запаса

Дети используют разнообразный словарный запас в речи.

Развитие навыков составления предложений Дети умеют строить простые и сложные предложения,
и рассказов
пересказывать рассказы.
Развитие фонематического слуха и навыков
чтения

Дети различают звуки.

Развитие связной речи

Дети умеют выстраивать логически последовательные
высказывания.

7

РАЗДЕЛ № 2
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год
обуч
ения

Целевая
группа
Возраст

Количес
тво
часов по
програм
ме в год

Недельн
ая
нагрузка

3-4 года

108
часов

3 час в 1 раз 1 час 1 группа
неделю 1 раз 2 Хитрина С.С.
часа

4-5 лет

108
часов

Режим
занятий

Количество
групп и ФИО
педагога,
реализующего
программу
с
данной группой

3 час в 1 раз 1 час 1 группа
неделю 1 раз 2 Хитрина С.С.
часа

Сроки
реализации
(кол-во недель в год,
каникулы, сроки)

Сроки
проведения
аттестации

36 уч. недель
начало уч/г
02.09. 2024
каникулы
с 29 .12.2024
по 09.01.2025 -

С
01.04.2025
по
31.05.2025

окончание уч/г
31.05.2025

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования Хитрина Светлана
Сергеевна
Адрес реализации ДООП: МАУ ДО ДДЮТ – г. Березники, Ломоносова 89а.
Материально-техническое обеспечение
Помещение:
учебный класс оборудован детскими столами, демонстрационной доской
Оборудование:
настольные зеркалами, коврики, игровое оборудование на каждого ребенка.
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
Отслеживается несколько показателей:
 уверенное использование речевых навыков в повседневной жизни;
 комфортность пребывания дошкольников на занятиях;
 удовлетворенность родителей образовательным процессом, результатами и
достижениями детей;
Формы подведения результатов
Открытые занятия (проходят три раза в год, с целью подведения итогов и
демонстрации родителям достижений детей).
Октябрь – демонстрация начального уровня.
8

Декабрь – итоговые занятия за полугодие.
Май – итоговые занятия за год.
Комфортность пребывания обучающихся на занятиях и удовлетворенность
родителей результатами и достижениями детей выявляется при помощи
тестирования и анкетирования родителей, которые проводятся в декабре январе и в мае.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Принципы построения и реализации программы и методы обучения
Программа разработана на основе современных
учитывающих возрастные особенности детей.
- наглядность и доступность;
- активное подражание;
- действия по словесной инструкции;
- действия по представлению;
- координация участия семьи на занятиях.












логопедических

методик,

Принципы работы педагога
В основе данной программы лежат следующие принципы:
совмещение в деятельности ребенка элементов игры и обучения; постепенный
переход от игр-забав через игры-задачи к учебно-познавательной деятельности;
постепенное усложнение обучающей задачи и условий игры;
повышение умственной активности ребенка в решении предлагаемых задач;
единство обучающих и воспитательных воздействий;
создание комфортной психологической атмосферы для детей и родителей на
занятиях;
эффективное и плодотворное использование наглядности, методических
пособий, развивающих игр в воспитании, развитии дошкольников;
формирование положительной «Я - позиции» у ребят;
опора на возрастные особенности и потребности дошкольников;
мотивация дошкольников на коммуникативную и познавательную активность.

Особенности организации образовательного процесса в период карантина и
дистанционного режима. В период карантина занятия не ведутся.

9

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Архипова, Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста _ Е. Ф.
Архипова. - Москва, 2007. – 231 с. (1)
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте _ Л. И.
Божович. – М., «Просвещение», 1968 – 317 с.
3. Гвоздев А.Н., Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. — СПб._
Изв-во «Акцидент», 1995.— 64 с.
4. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в
условиях ДОУ. Сборник методических рекомендаций. - СПб._ ДЕТСТВОПРЕСС, 2000. – 240с.
5. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи_ Пособие для
логопеда — М._ Просвещение, 1985. - 207 с.
6. Микляева Н. В., Полозова О. А., Родионова Ю. Н. Фонетическая и
логопедическая ритмика в ДОУ_ Пособие для воспитателей и логопедов. — 2е изд. — М._ Айрис-пресс, 2005.— 112 с.
7. Нищева Н. В., Программа коррекционно-развивающей работы в
логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи
(с 4 до 7 лет) – СПб._ ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 325 с.
8. Семаго, Н. Теория и практика оценки психического развития ребенка.
Дошкольный и младший школьный возраст _ Н. Семаго, М. Семаго. – СПб._
Речь, 205. – 384 с. (1)
9. Тверская, О. Н. Альбом для обследования речевого развития детей 3-7 лет _ О.
Н. Тверская, Е. Г. Кряжевских. – СПб._ ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018. – 64 с. + 28
с. цв. ил..
10.Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями
речи_ Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений _ Гульнара
Рустэмовна Шашкина. — М._ Издательский центр «Академия», 2005. — 192 с.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».