Управление образования администрации МО «г. Березники» Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества» СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Педагогическим советом Директор МАУ ДО ДДЮТ Протокол № 2 ________ Л.А. Малахова «07» октября 2024 г. «07» октября 2024 г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Делаем первые шаги вместе» Студии раннего развития «Детство» Направленность: социально-гуманитарная Возраст учащихся: 4-5 лет Срок реализации: 1 год Составители: педагоги дополнительного образования Моор Екатерина Александровна Болдишор Ризиля Рафаильевна Лобач Наталья Львовна Березники, 2024 г. 1 СОДЕРЖАНИЕ 1 1.1 1.2 РАЗДЕЛ № 1 КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Нормативно-правовая база Направленность программы Уровень освоения Актуальность Отличительная особенность. Целевая группа, особенности состава учащихся Срок обучения: Формы организации образовательного процесса: Особенности организации образовательного процесса. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Учебный план Предмет «Изобразительное искусство» Тематическое планирование содержание Предмет №Музыка-игроритмикм» Тематическое планирование содержание 1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАЗДЕЛ № 2 КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК стр. 3 4 4 5 14 13 17 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 17 ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОБУЧАЮЩИМИСЯ 2.4 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Принципы построения и реализации программы Методы обучения Особенности организации образовательного процесса в период карантина и дистанционного режима. 2.5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18 2.3 2 18 19 РАЗДЕЛ № 1 КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Делаем первые шаги вместе» создана для организации образовательного процесса в МАУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества» для дошкольников в Студии «Детство» Нормативно-правовая база В процессе создания программы учтены положения следующих нормативных документов: Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012 г.; Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р); Приказ Министерства Просвещения России от 09.11.2018 N 196 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"; СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи; Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 093242); Устав МАУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества». Направленность программ: социально-гуманитарная Уровень освоения: ознакомительный Актуальность Дошкольный возраст один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, эстетического, художественного, нравственного и физического развития. Дошкольное детство – период познания мира и человеческих отношений. Дошкольное детство – период первоначального становления личности. Дошкольное детство – период творчества Отличительная особенность. Программа создавалась с учетом дальнейшей преемственности по отношению к образовательной программе ШРР «Дарование» «Ступени творчества» Целевая группа, особенности состава учащихся: дети от 3,5 до 4,5 лет Срок обучения: 1 год Формы организации образовательного процесса: Очная, групповая Особенности организации образовательного процесса. 3 Данная программа, разработана с учетом психолого-возрастных особенностей и потребностей детей дошкольного возраста как модульная система. В нее вошли: Модуль «Изобразительное искусство» Модуль «Музыка-игроритмика» В программе сконцентрированы наиболее эффективные технологии, разработанные и адаптированные педагогами с многолетним опытом работы в дополнительном образовании: развивающие игры и упражнения; занятия и практикумы; совместные уроки-консультации: «ребенок + родитель» для успешного развития детей в помощь родителям; коллективные конкурсные проекты и праздники с целью обучения и воспитания дошкольников. Занятия проводятся в группах до 15 человек, 1 раз в неделю. Учебные кабинеты оборудованы в соответствии СаН Пинами, методически и технически оснащены в соответствии с материальными потребностями заложенными в программе. 1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цель программы: содействие творческому и интеллектуальному развитию личности дошкольника, актуально отвечающей запросам социума в современном мире. Основные задачи программы формулируются не как передача конкретных знаний, умений и навыков (описаны по предметам в каждом модуле программы), а как развитие сфер личности дошкольника с раннего возраста: Развитие познавательной сферы: расширение кругозора и обогащение активного словаря дошкольника, формирование устойчивого интереса к познавательной деятельности; Формирование креативного восприятия: активизация воображения, мотивации самовыражения; Овладение положительными коммуникативными навыками среди сверстников и ближайшего круга взрослых. 1.4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Учебный план теория Модуль «Изобразительное искусство» 0 Модуль «Музыка - игроритмика» 0 4 1 год практика ИТОГО 35 часов 35 часов 35 часов 35 часов Предмет «Изобразительное искусство» Тематический план 1 год обучения Возраст учащихся 4 года 1 раза в неделю № I 1 2 3 4 5 6 7 II 1 2 2 3 4 5 6 7 III 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 IV 1 2 3 4 6 Раздел, тема Осение мотивы Вводное занятие: « Золотая осень.» Тема: «Портрет бабушки» Тема: «Осьминог» Тема: «Птицы улетели на юг» Тема «Куколка -матрешка» Тема: «»Теремок»» Тема «Яркий букет» Зимние мотивы Тема: «Танец снежинок» Тема: «Портрет мамы». Тема: «Матрёшка» Тема «Новогоднее волшебство» Тема: «Божья коровка» Тема. «Пингвин на льдине» Тема «Солнышко». Тема: «Бублики-баранки». Весенние мотивы Тема: «За синими морями, за высокими горами» Тема: «Мамин день» Тема: «Сосульки - воображульки» Тема: «Домик для муравья» Тема: «Бабочка» Тема: «Гусеница» Тема: «Весна-красна» Тема: «Летающая тарелка» Тема: «Курочка Ряба» Тема: «Cолнечный зайчик» Летние мотивы Тема: «Сороконожка» Тема: «Мыльные пузыри» Тема: «Раскрась мир для друзей»» Тема: «Носит одуванчик-желтый сарафанчик» Итоговое занятие: «Ах, лето» Итого: 5 часы 9 3 1 1 1 1 1 1 11 1 1 1 4 1 1 1 1 10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 35 Содержание I Осенние мотивы Занятие №1, №2, №3(РИСОВАНИЕ, ЛЕПКА, АППЛИКАЦИЯ)) Тема: Вводное занятие: «Золотая осень». Этапы занятия: гимнастика для пальчиков; сюрпризный момент с листиками (переворачиваем с зеленой стороны на желтую), собираем грибочки в корзинку, собираем урожай (задействовать родителей); сказка о осеннем деревце, сказка про гриб, загадки про овощи и фрукты. А) (аппликация)практическая работа по изображению на листе А-4 осеннего дерева с помощью цветной бумаги и клея. Самостоятельное изготовление листиков для дерева из цветной бумаги. Умение резать по линии. Развитие чувства цвета и ритма. Б) (лепка) практическая работа «Грибы на пеньке». Создание коллективной композиции из грибов. Лепка грибов из 3-х частей (ножка, шляпка, полянка). Прочное и аккуратное соединение деталей. В) (рисование) практическая работа «Осенний натюрморт».создание аппликативных картинок из 2-3 элементов , составление композиции из готовых (разнородных.0 элементов на фоне и поочередное наклеивание деталей. Занятие №4 (РИСОВАНИЕ) Тема: «Портрет Бабушки» - гимнастика для пальчиков; - стихи про бабушку ,загадки. - беседа с детьми о любимом занятии их бабушки. - практическая работа «портрет бабушки» на листе А-4, (Тех фломастеры и цветные мелки) (показ, демонстрация готовой работы), - организация выставки: «Бабушка» Занятие №5 Тема: «Осьминог». (ЛЕПКА) Этапы занятия: гимнастика для пальчиков; сюрпризный момент танец под песенку «Осминожки»; практическая работа по изготовлению поделки «Осьминог» - Получение элементов поделки разными способами Задачи урока прочное и аккуратное соединение деталей. - игровой момент «игры осьминожек..» «палка, палка, огуречиквот и вышел человечек, а теперь добавим ножек получился осьминожек...» 6 Занятие №6 Тема: «Птицы улетели на юг» (РИСОВАНИЕ) Этапы занятия: - гимнастика для пальчиков; - игра с детьми «Перелетные птицы» работа по предметной картинке: «Птицы»; -А) практическая работа по изображению на формате А-4 выбранную птицу. Рисование выразительного образа птицы. Развитие чувства цвета и формы. Воспитание интереса к природе. - выставка работ на доске. Занятие №7 Тема: «Куколка-матрешка». ( АППЛИКАЦИЯ) Этапы занятия: - гимнастика для пальчиков; - рассматривание первых куколок, работа с презентацией. практическая работа по изображению на листе А-4 матрешки, Знакомство с куклой - матрешкой. Проведение тонких прямых линий кисточкой, нанесение тонких цветных пятен приёмом «примакивание». Воспитание к народному декоративно-прикладному искусству, Развитие «зрительской» культуры и художественного вкуса. - выставка работ на доске Занятие №8 Тема: «Теремок Этапы занятия: - гимнастика для пальчиков; - игровой момент с использованием импровизированного домика; - игра «Теремок»; - практическая работа изготовлению пластилиновых жгутиков и конструированию вылепленных «бревен» для домика в готовую поделку. Поиск приёмов : сплющивание, скручивание, вытягивание, свивание, налепы. - игра: «К нам гости пришли!». Занятие №9 Тема: «Яркий букет» (АППЛИКАЦИЯ) Этапы занятия: - гимнастика для пальчиков; - игровой момент с использованием импровизированного домика; - игра «Теремок»; - практическая работа «Букет». Создание красивых композиций: выбор наклеивание вазы ( из фактурной бумаги) и составление букета из бумажных цветов. Развитие чувства цвета и формы. - игра украшение сервированного стола букетом 7 II Зимние мотивы Занятие №1 Тема: «Танец снежинок» (РИСОВАНИЕ) Этапы занятия: - гимнастика для пальчиков; - игра — танец «Снежинки»; -А) (рисование) практическая работа по изображению белых снежинок на цветном фоне. Рисование прямых и волнистых шестилучевых перекрещивающихся линий, дорисовывание узоров. Согласование пропорций, раскрепощение рисующей руки. - танец «снежинок» под музыку Занятие №2 Тема: «Моя МАМА» (РИСОВАНИЕ) Этапы занятия: - гимнастика для пальчиков; - беседа о маме - практическая работа «Моя мама» задача занятия уверенное владение линиями. - выставка работ «Моя МАМА» Занятие №3 Тема: «Матрешка» (ЛЕПКА) Этапы занятия: - гимнастика для пальчиков; - практическая работа «Матрешка» продолжение знакомства с русской матрешкой. Рассматривание, обследование, сравнение. Лепка фигурок в стилистике и по мотивам народной пластики. Воспитание к народному декоративно-прикладному искусству, Развитие «зрительской» культуры и художественного вкуса. Занятие №4, №5, №6, №7 Тема: «Новогодние волшебство» (РИСОВАНИЕ, ЛЕПКА, АПЛИКАЦИЯ) Этапы занятия: - гимнастика для пальчиков; - игровой момент по теме ; - А)Рисование с элементами аппликации) практическая работа «Новогодняя открытка». Сочетание изобразительных техник. Создание красивых композиций с помощью фломастеров и разных фактур бумаги. Развитие художественного вкуса, чувства цвета и формы. -Б)(аппликация)практическое занятие«Новогодняя маска» Новогодние стихи, загадки, хоровод вокруг ёлочки, игра «мороз не велик, а стоять не велит».Создание выразительного образа маски(ЗАНЯТИЕ С РОДИТЕЛЯМИ) 8 -В) (лепка) практическая работа «Елочка» задачи занятия: моделирование деталей ёлочки. Сочетание разных приёмов лепки: раскатывание округлых форм. Соединение деталей сплющивание, прощипывание вдавливание. Г) (рисование)практическая работа «Зимние забавы». Раскрепощение рисующей руки. Развитие чувство цвета. Занятие №13. Тема: «Божья коровка».(РИСОВАНИЕ) Этапы занятия: - гимнастика для пальчиков; - сюрпризный момент- игра «веселый жук» - практическая работа «Божья коровка »Рисование выразительного эмоционального образа жука на основе зелёного листика, вырезанного преподавателем. Развитие чувство цвета и формы; Занятие №14 Тема: «Пингвин на льдине». (ОРИГАМИ) Этапы занятия: - гимнастика для пальчиков; - Сказка про пингвина сочиненной с ребятами на уроке; - просмотр наглядного материала и образца(продемонстрировать малышам ); - практическая работа в технике оригами, работа вместе с педагогом. Развитие мелкой моторики, координации движения руки, пространственного воображения. Учимся следовать инструкция и выполнять действия в определенной последовательности, вырабатывается усидчивость. - выставка работ на выставочном столе накрытого синей тканью(океан) Занятие №15 Тема: «Солнышко» (РИСОВАНИЕ) Этапы занятия: - гимнастика для пальчиков; -подвижная игра «Яркие лучики» практическая работа «Солнышко».Самостоятельный выбор материалов и средств художественной выразительности для создания образа солнца (показ педагога); - беседа с каждым ребенком о настроении его солнышка. Занятие №16 Тема: «Бублики — баранки» (АПЛИКАЦИЯ) Этапы занятия: - гимнастика для пальчиков; - игра «Пригласим друзей!» (сервировка стола); - практическая работа «Бублики- баранки» Наклеивание готовых форм колец разного размера- в соответствие с замыслом ( «нанизывание» бубликов-баранок на связку). Нанесения клея по окружности. Воспитание аккуратности, уверенности , самостоятельности. 9 III Весенние мотивы Занятие №1 (АППЛИКАЦИЯ с элементами рисования) Тема: «За синими морями, за высокими горами». Этапы занятия: - гимнастика для пальчиков; - игровой момент (дети отгадывают простые загадки о море, океане и горах); практическая работа «Морской пейзаж». Знакомство с техникой обрывная аппликация разрывание бумаги на кусочки и полоски, сминание, наклеивание в соответствии с замыслом. Выставка — галерея работ на доске. Занятие №2 Тема: «Мамин день» (РИСОВАНИЕ, с элементами аппликации). Этапы занятия: - гимнастика для пальчиков;; игровой момент(Дети отгадывают простые загадки про маму, чтения стихотворения «Моя мама» ); практическая работа «Открытка для мамы» в» Создание красивой открытки для мамы, используя различные материалы и техники изобразительного искусства, с предварительной демонстрацией и показом педагога. Развитие воображения. Занятие №3 Тема: «Сосульки воображульки» (ЛЕПКА) Этапы занятия: - гимнастика для пальчиков; -сюрпризный момент с обнаружением на своем месте цветную коробочки, кругов и квадратиков, после ответа на загадку или выполнения какого-либо игрового задания; практическая работа «Сосульки — воображульки» Освоение способа лепки предметов в форме конуса. Моделирование сосулек разной длинны и толщины. Поиск приемов для усиления выразительности образов: сплющивание, скручивание, вытягивание, свивание, налепы. - игра «Воображульки». Занятие №4 Тема: «Домик для муравья». (РИСОВАНИЕ) Этапы занятия: - гимнастика для пальчиков; - Басня «Стрекоза и муравей» - просмотр наглядного материала (продемонстрировать малышам ); - практическая работа на формате А-4 Рисование Домика муравья и самого муравья понимание взаимосвязи формы, величины и пропорции изображаемых предметов и образов. выставка работ на доске 10 Занятие №5 Тема: «Бабочка» (ЛЕПКА) Этапы занятия: гимнастика для пальчиков; игровой момент загадки про насекомых, стих про бабочку; демонстрация наглядного материала; практическая работа «Бабочка» , сочетание разных приемов лепки: раскатывание округлых форм, «колбасок», сворачивание в спиральки, соединение деталей, сплющивание, прищипывание, вдавливание. Занятие №6 Тема: «Гусеница» (АППЛИКАЦИЯ с элементами рисования) Этапы занятия: гимнастика для пальчиков; игровой момент «В гостях у Вупсеня и Пупсиня» демонстрация наглядного материала и образца; практическая работа «Гусеница», навыки вырезание по линии, ритмичное раскладывание готовых форм (одинаковых по цвету и размеру), аккуратное наклеивание. Прорисовка частей лица, (глазки, рот, нос). Занятие №7 Тема: «Весна-красна» (РИСОВАНИЕ) Этапы занятия: - гимнастика для пальчиков; -сюрпризный момент показ презентации . «Весна красна» - практическая работа «Весна».Самостоятельный выбор материалов и средств художественной выразительности для создания образа солнца (показ педагога), развитие воображения; - беседа с каждым ребенком о настроении. Занятие №8 Тема: «Летающая тарелка» (ЛЕПКА) Этапы занятия: гимнастика для пальчиков; игровой момент игра «Космодром»; демонстрация наглядного материала и образцов; практическая работа «Бабочка» , сочетание разных приемов лепки: раскатывание округлых форм, «колбасок», сворачивание в спиральки, соединение деталей, сплющивание, прищипывание, вдавливание. Использование в работе пластилин и зубочистоки. Занятие №9 Тема: «Курочка ряба» (АППЛИКАЦИЯ ) 11 Этапы занятия: гимнастика для пальчиков; игровой момент сказка «Курочка ряба» демонстрация наглядного материала и образца; практическая работа «Курочка ряба», наклеивание готовых форм (одинаковых по размеру но разных по цвету). Аккуратное наклеивание. Развитие чувства формы и ритма. Занятие №10 Тема: «Солнечный зайчик» (ЛЕПКА) Этапы занятия: гимнастика для пальчиков; демонстрация наглядного материала и образца; практическая работа «Солнечный зайчик», получение шарообразной формы разными приёмами: круговыми движениями ладоней (для туловища зайчика) и пальцев (для головы). IV Летние мотивы Занятие №1 Тема: «Сороконожка в магазине» (РИСОВАНИЕ) Этапы занятия: - гимнастика для пальчиков; -сюрпризный момент показ презентации «Обувь»., чтение стихотворения «Тётушка сороконожка». практическая работа «Сороконожка в магазине».Рисование сложных по форме волнистых линий. Согласование пропорций фона (листа бумаги) и задуманного образа (показ педагога), развитие воображения; Занятие №2 Тема: «Мыльные пузыри». (РИСОВАНИЕ) Этапы занятия: гимнастика для пальчиков; игра «Поймай мыльный пузырь» -практическая работа на формате А-4 рисование круглых форм разных по размеру и цвету. Развитие чувство цвета и формы. Раскрепощение рисующей руки. Занятие №3 Тема: «Давай раскрасим мир вместе». (РИСОВАНИЕ) Этапы занятия: гимнастика для пальчиков; игра «Мы вместе» 12 практическая коллективная работа на формате А-1 и больше рисование на свободную тему. Развитие чувство цвета и формы. Раскрепощение рисующей руки. Развитие воображения. Занятие №4 Тема: «Носит одуванчик желтый сарафанчик». (АППЛИКАЦИЯ) Этапы занятия: гимнастика для пальчиков; -практическая работа «Одуванчик». Создание выразительных образов луговых цветов- желтых и белых одуванчиков — в технике обрывной аппликации. Развитие мелкой моторики, синхронизация движений обеих рук. Занятие №5 Тема: праздничная программа для малышей«Ах, Лето!» (ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ) Этапы занятия - встреча родителей и малышей сказочным героем (использование сюрпризных моментов); - праздничная программа для детей: «Сказочная страна»; - танцевальное шоу; - чаепитие и/или конкурсы (по усмотрению педагога). Темы: Подготовка к праздникам: «День матери», «Новый год», «День Защитника Отечества», выпускной «Разноцветный мир!» Подготовка проводится по выбранному заранее педагогом материалу, раздаются задания для повторения с родителями в домашних условиях. Данные занятия могут проводиться в виде конкурсных программ или защиты творческих работ, семинаров и.т. п по усмотрению педагога и с учетом пожеланий родителей в каждой группе индивидуально ( на основе мониторинга). Предметные компетенции Знания: иметь первоначальное представление об использовании: цветовой гаммы, материалов работы в соответствии с изображаемыми или изготовляемыми поделками (пластилином, глиной, аэро-массой, бумагой разной текстуры и.т. п). Умения: уверенно владеть кистью и работать с предлагаемыми материалами; комбинировать геометрические формы, выделять основные свойства предмета через рассматривание и наблюдение, уметь из частей изделия собрать одно целое и сравнивать основные детали, воплощать воображаемый замысел. Навыки: работать по словесному описанию или восприятию с натуры, наглядности, подражать действиям педагога. 13 Модуль «Музыка-игроритмика» Тематический план 1 год обучения Возраст учащихся: 4 года 1 раз в неделю № Разделы Теория Практика Всего 1 Знакомство с предметом. Слушание музыки. 4 2 Партерная гимнастика. Пальчиковая 6 гимнастика. Ритмические упражнения. 3 Дыхательная гимнастика. Артикуляционная 6 гимнастика. Пение. Исполнение песен. 4 Знакомство с элементами музыкальной 2 грамоты. 5 Знакомство с музыкальными инструментами. 2 Игра на детских музыкальных инструментах (шумовой оркестр) 6 Элементарные танцевальные движения и их 8 комбинации. Танцевальные этюды. 7 Музыкально-танцевальные игры. Образные 4 игры. 8 Повторение и закрепление ранее изученного 3 3 материала (обобщающие и итоговые занятия). Итого: 35ч Содержание модуля Раздел 1: Знакомство с предметом. Слушание музыки Знакомство с разными музыкальными жанрами и отличие их на слух: песня, марш, танец. Слушание и обсуждение характера песен с тематикой времени года на усмотрение педагога («Лиса по лесу ходила», «Зайчики», «Веселый жук» и.т. п.). Знакомство с танцевальными жанрами: марш, полька. Раздел 2: Партерная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Ритмические упражнения. Упражнения партерной гимнастики на развитие координации, силы и гибкости. Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики «Зайка», «Червячок», «Жуки», «Семья», «Строим кормушку», «Шишка» и проч. Ритмические упражнения со словами для развития координации в пространстве, чувства ритма и темпа. 14 Раздел 3: Дыхательная гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Пение. Исполнение песен. Упражнения дыхательной гимнастики: «Сильный ветер и слабый ветерок», «Осенний листочек», «Аромат цветка», «Сдуваем снежинку», «Воздушный шар» и др. Упражнения артикуляционной гимнастики: «Филин», «Скрипучее дерево», «Рыбки», «Лягушки», «Музыкальные лошадки» и др. Разучивание и исполнение песен «Листики дубовые», «Мама», «Лиса по лесу ходила», «Мамины руки», «Паровоз», «Дед Мороз», «По дороге мишка шел» и др. Раздел 4: Знакомство с элементами музыкальной грамоты. Знакомство с понятиями в игровой форме: громкость звука: форте и пиано; регистр: высокий, средний и низкий регистр, темп: быстро, медленно; мажор и минор. Семантика музыкальных элементов. Раздел 5: Знакомство с музыкальными инструментами. Игра музыкальных инструментах (шумовой оркестр) на детских Знакомство с музыкальными инструментами и игра на них: треугольник, металлофон, колокольчик, маракас, барабан. Разучивание музыкальных композиций с игрой на инструментах: «Колокольчики», «По лесной лужайке», «Шумовой оркестр» и др. Раздел 6: Элементарные танцевальные движения и их комбинации. Танцевальные этюды. Разучивание элементарных танцевальных движений под музыку: танцевальные шаги, танцевальный бег, прыжки, работа рук. Исполнение заданных танцевальных комбинаций в игровой форме (сказочные образы, образы животных): «Цапля», «Лягушата», «Зайчик», «Медведь», «Лиса», «Белка», «Волк», «Ёжик» и проч. Танцевальные этюды: танец с платочками «Осенний лес», «Под дождем», «Тучка», «Паучок», «Ловим капли дождя», «Снежинки», «Котята», «Лыжник», «Курочкарябя», «Топ-топ», «Солнышко» и др. на усмотрение педагога. Раздел 7: Музыкально-танцевальные игры. Образные игры. Игры на развитие координации, чувства ритма и темпа, фантазии и образного мышления, взаимодействия в коллективе: «Дружные ладошки», «Зайцы и волк», «Выйди, выйди, солнышко», «Прыгаем через лужи», «Снежное зеркало»; русские народные игры «Платочки», «Ленточки»., «Золотые ворота». Раздел 8: Повторение и закрепление ранее изученного материала (обобщающие и итоговые занятия). Открытые и /или итоговые занятия. 15 Предметные компетенции Знания: иметь представление о танцевальных жанрах (марш, полька), о жанрах музыки (песня, танец, марш), элементарными понятиями музыки и танца. Умения: координировать танцевальные движения в зависимости от темпа и характера музыки; исполнять музыкальный материал по программе, ориентироваться в музыкальном пространстве. Навыки: исполнение заданных танцевальных движений в простейших фигурах, слушание музыки, исполнение песен, прибауток, муз. сценок и сказок с использованием инструментов шумового оркестра. 1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Овладение детьми базовыми умениями и навыками по предметам. Владение базовыми основами танцевального, музыкального, изобразительного искусства. Укрепление опорно-двигательного аппарата и мышечной системы организма детей. Определение и развитие способностей ребенка к тому или иному виду творчества. Мотивация детей к выбранному виду творчества. Развитие интеллектуальных способностей и познавательных процессов детей. Развитие коммуникативных способностей и социальных навыков детей. 16 РАЗДЕЛ № 2 КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Год обуч ения Целевая группа Возраст Количес тво часов по програм ме в год Недельн ая нагрузка Режим занятий 1 3,5-4,5 70 часов 2 час в 1 раз в неделю неделю по 1 часу ИЗО И 1 час Музыкаигроритми ка Количество групп и ФИО педагога, реализующего программу с данной группой Сроки реализации (кол-во недель в год, каникулы, сроки) Сроки проведения аттестации 1 группа ИЗО – Лобач Н.Л. Музыка-игр ритмика Моор Е.А., Закизянова К.А. 36 уч. недель С 01.04.2025 по 25.05.2025 начало уч/г 02.09. 2024 каникулы с 28 .12.2024 по 08.01.2025 окончание уч/г 25.05.2025 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования Лобач Н.Л. Моор Е.А., Закизянова К.А. Адрес реализации ДООП: МАУ ДО ДДЮТ – г. Березники, Ломоносова 89а. Материально-техническое обеспечение Помещение: учебный класс оборудован партами, демонстрационной доской, проектор и экран для презентаций и видеоматериалов, необходимые инструменты и материалы для занятий ИЗО и ДПИ, учебный класс оборудованный для занятий хореографией, фортепр\иано, магнитофон, коврики для занятий партером, игровое оборудование. Образовательный процесс осуществляется в специально оборудованных учебных кабинетах, оснащенных компьтерами, оргтехникой, проекторами, демонстрационным и раздаточным материалом, в соответствии с требованиями по предмету, подбор аудио и видео материалов, презентаций по разделам программы. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОБУЧАЮЩИМИСЯ Отслеживается несколько показателей: овладение детьми базовыми умениями и навыками по предметам; 17 комфортность пребывания дошкольников на занятиях; удовлетворенность родителей образовательным процессом, результатами и достижениями детей; Формы подведения результатов Выставки детских работ (проводятся ежеквартально). Открытые занятия (проходят три раза в год, с целью подведения итогов и демонстрации родителям достижений детей). Октябрь – демонстрация начального уровня. Декабрь – итоговые занятия за полугодие. Май – итоговые занятия за год. Итоговые занятия проходят по всем предметам в красочной, неформальной, торжественной обстановке. Формы проведения итоговых занятий разнообразны – фестиваль, конкурс, спартакиада, игра и др. Комфортность пребывания обучающихся на занятиях и удовлетворенность родителей результатами и достижениями детей выявляется при помощи тестирования и анкетирования, которые проводятся в декабре - январе и в мае. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Принципы построения и реализации программы и методы обучения Программа разработана на основе использования методов наиболее эффективных в работе с детьми раннего возраста: - наглядность и доступность; - активное подражание; - действия по словесной инструкции; - действия по представлению; - координация участия семьи на занятиях. Принципы работы педагога В основе данной модульной системы заложены следующие принципы: совмещение в деятельности ребенка элементов игры и обучения; постепенный переход от игр-забав через игры-задачи к учебно-познавательной деятельности; постепенное усложнение обучающей задачи и условий игры; повышение умственной активности ребенка в решении предлагаемых задач; единство обучающих и воспитательных воздействий; Разработанные нами развивающие игры и занятия в модульной программе студии «Детство» 18 создание комфортной психологической атмосферы для детей и родителей на занятиях; эффективное и плодотворное использование наглядности, методических пособий, развивающих игр в воспитании, развитии дошкольников; формирование положительной «Я - позиции» у ребят; опора на возрастные особенности и потребности дошкольников; мотивация дошкольников на коммуникативную и познавательную активность. Особенности организации образовательного процесса в период карантина и дистанционного режима. В период карантина занятия не ведаться. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19