2024 ДЕТСТВО Делаем первые шаги вместе

Управление образования администрации МО «г. Березники»
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества»
СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом

Директор МАУ ДО ДДЮТ

Протокол № 2

________ Л.А. Малахова

«07» октября 2024 г.

«07» октября 2024 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Делаем первые шаги вместе»
Студии раннего развития «Детство»
Направленность: социально-гуманитарная
Возраст учащихся: 4-5 лет
Срок реализации: 1 год

Составители:
педагоги дополнительного образования
Моор Екатерина Александровна
Болдишор Ризиля Рафаильевна
Лобач Наталья Львовна

Березники, 2024 г.
1

СОДЕРЖАНИЕ
1
1.1

1.2

РАЗДЕЛ № 1
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовая база
Направленность программы
Уровень освоения
Актуальность
Отличительная особенность.
Целевая группа, особенности состава учащихся
Срок обучения:
Формы организации образовательного процесса:
Особенности организации образовательного процесса.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
Предмет «Изобразительное искусство»
Тематическое планирование
содержание
Предмет №Музыка-игроритмикм»
Тематическое планирование
содержание
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
РАЗДЕЛ № 2
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

стр.
3

4

4
5

14

13

17

2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

17

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ОБУЧАЮЩИМИСЯ
2.4 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Принципы построения и реализации программы
Методы обучения
Особенности организации образовательного процесса в период
карантина и дистанционного режима.
2.5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

18

2.3

2

18

19

РАЗДЕЛ № 1
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Делаем
первые шаги вместе» создана для организации образовательного процесса в МАУ
ДО «Дворец детского (юношеского) творчества» для дошкольников в Студии
«Детство»
Нормативно-правовая база
В процессе создания программы учтены положения следующих нормативных
документов:
 Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012 г.;
 Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);
 Приказ Министерства Просвещения России от 09.11.2018 N 196 "Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
 СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
 Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 093242);
 Устав МАУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества».
Направленность программ: социально-гуманитарная
Уровень освоения: ознакомительный
Актуальность
Дошкольный возраст один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого
человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного
умственного, эстетического, художественного, нравственного и физического
развития. Дошкольное детство – период познания мира и человеческих отношений.
Дошкольное детство – период первоначального становления личности. Дошкольное
детство – период творчества
Отличительная особенность.
Программа создавалась с учетом дальнейшей преемственности по отношению к
образовательной программе ШРР «Дарование» «Ступени творчества»
Целевая группа, особенности состава учащихся: дети от 3,5 до 4,5 лет
Срок обучения: 1 год
Формы организации образовательного процесса: Очная, групповая
Особенности организации образовательного процесса.
3

Данная программа, разработана с учетом психолого-возрастных особенностей и
потребностей детей дошкольного возраста как модульная система. В нее вошли:
 Модуль «Изобразительное искусство»
 Модуль «Музыка-игроритмика»
В программе сконцентрированы наиболее эффективные технологии,
разработанные и адаптированные педагогами с многолетним опытом работы в
дополнительном образовании:
 развивающие игры и упражнения;
 занятия и практикумы;
 совместные уроки-консультации: «ребенок + родитель» для успешного развития
детей в помощь родителям;
 коллективные конкурсные проекты и праздники с целью обучения и воспитания
дошкольников.
Занятия проводятся в группах до 15 человек, 1 раз в неделю. Учебные кабинеты
оборудованы в соответствии СаН Пинами, методически и технически оснащены в
соответствии с материальными потребностями заложенными в программе.
1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: содействие творческому и интеллектуальному
развитию
личности дошкольника, актуально отвечающей запросам социума в современном
мире.
Основные задачи программы формулируются не как передача конкретных знаний,
умений и навыков (описаны по предметам в каждом модуле программы), а как
развитие сфер личности дошкольника с раннего возраста:
 Развитие
познавательной сферы: расширение кругозора и обогащение
активного словаря дошкольника, формирование устойчивого интереса к
познавательной деятельности;
 Формирование креативного восприятия: активизация воображения, мотивации
самовыражения;
 Овладение положительными коммуникативными навыками среди сверстников и
ближайшего круга взрослых.
1.4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план

теория
Модуль «Изобразительное искусство» 0
Модуль «Музыка - игроритмика»
0
4

1 год
практика ИТОГО
35 часов 35 часов
35 часов 35 часов

Предмет «Изобразительное искусство»
Тематический план
1 год обучения
Возраст учащихся 4 года
1 раза в неделю
№
I
1
2
3
4
5
6
7
II
1
2
2
3
4
5
6
7
III
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
IV
1
2
3
4
6

Раздел, тема
Осение мотивы
Вводное занятие: « Золотая осень.»
Тема: «Портрет бабушки»
Тема: «Осьминог»
Тема: «Птицы улетели на юг»
Тема «Куколка -матрешка»
Тема: «»Теремок»»
Тема «Яркий букет»
Зимние мотивы
Тема: «Танец снежинок»
Тема: «Портрет мамы».
Тема: «Матрёшка»
Тема «Новогоднее волшебство»
Тема: «Божья коровка»
Тема. «Пингвин на льдине»
Тема «Солнышко».
Тема: «Бублики-баранки».
Весенние мотивы
Тема: «За синими морями, за высокими горами»
Тема: «Мамин день»
Тема: «Сосульки - воображульки»
Тема: «Домик для муравья»
Тема: «Бабочка»
Тема: «Гусеница»
Тема: «Весна-красна»
Тема: «Летающая тарелка»
Тема: «Курочка Ряба»
Тема: «Cолнечный зайчик»
Летние мотивы
Тема: «Сороконожка»
Тема: «Мыльные пузыри»
Тема: «Раскрась мир для друзей»»
Тема: «Носит одуванчик-желтый сарафанчик»
Итоговое занятие: «Ах, лето»
Итого:

5

часы
9
3
1
1
1
1
1
1
11
1
1
1
4
1
1
1
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
35

Содержание
I Осенние мотивы
Занятие №1, №2, №3(РИСОВАНИЕ, ЛЕПКА, АППЛИКАЦИЯ))
Тема: Вводное занятие: «Золотая осень».
Этапы занятия:
 гимнастика для пальчиков;
 сюрпризный момент с листиками (переворачиваем с зеленой стороны на
желтую), собираем грибочки в корзинку, собираем урожай (задействовать
родителей);
 сказка о осеннем деревце, сказка про гриб, загадки про овощи и фрукты.
 А) (аппликация)практическая работа по изображению на листе А-4 осеннего
дерева с помощью цветной бумаги и клея. Самостоятельное изготовление
листиков для дерева из цветной бумаги. Умение резать по линии. Развитие
чувства цвета и ритма.
 Б) (лепка) практическая работа «Грибы на пеньке». Создание коллективной
композиции из грибов. Лепка грибов из 3-х частей (ножка, шляпка, полянка).
Прочное и аккуратное соединение деталей.
 В)
(рисование) практическая работа «Осенний натюрморт».создание
аппликативных картинок из 2-3 элементов , составление композиции из
готовых (разнородных.0 элементов на фоне и поочередное наклеивание
деталей.
Занятие №4 (РИСОВАНИЕ)
Тема: «Портрет Бабушки»
- гимнастика для пальчиков;
- стихи про бабушку ,загадки.
- беседа с детьми о любимом занятии их бабушки.
- практическая работа «портрет бабушки» на листе А-4, (Тех фломастеры и цветные
мелки) (показ, демонстрация готовой работы),
- организация выставки: «Бабушка»
Занятие №5
Тема: «Осьминог». (ЛЕПКА)
Этапы занятия:
 гимнастика для пальчиков;
 сюрпризный момент танец под песенку «Осминожки»;
 практическая работа по изготовлению поделки «Осьминог» - Получение
элементов поделки разными способами Задачи урока прочное и аккуратное
соединение деталей.
- игровой момент «игры осьминожек..»
«палка, палка, огуречиквот и вышел человечек,
а теперь добавим ножек
получился осьминожек...»
6

Занятие №6
Тема: «Птицы улетели на юг» (РИСОВАНИЕ)
Этапы занятия:
- гимнастика для пальчиков;
- игра с детьми «Перелетные птицы»
работа по предметной картинке: «Птицы»;
-А) практическая работа по изображению на формате А-4 выбранную птицу.
Рисование выразительного образа птицы. Развитие чувства цвета и формы.
Воспитание интереса к природе.
- выставка работ на доске.
Занятие №7
Тема: «Куколка-матрешка». ( АППЛИКАЦИЯ)
Этапы занятия:
- гимнастика для пальчиков;
- рассматривание первых куколок, работа с презентацией.
 практическая работа по изображению на листе А-4 матрешки, Знакомство с
куклой - матрешкой. Проведение тонких прямых линий кисточкой, нанесение
тонких цветных пятен приёмом «примакивание». Воспитание к народному
декоративно-прикладному искусству, Развитие «зрительской» культуры и
художественного вкуса.
- выставка работ на доске
Занятие №8
Тема: «Теремок
Этапы занятия:
- гимнастика для пальчиков;
- игровой момент с использованием импровизированного домика;
- игра «Теремок»;
- практическая работа изготовлению пластилиновых жгутиков и конструированию
вылепленных «бревен» для домика в готовую поделку. Поиск приёмов :
сплющивание, скручивание, вытягивание, свивание, налепы.
- игра: «К нам гости пришли!».
Занятие №9
Тема: «Яркий букет» (АППЛИКАЦИЯ)
Этапы занятия:
- гимнастика для пальчиков;
- игровой момент с использованием импровизированного домика;
- игра «Теремок»;
- практическая работа «Букет». Создание красивых композиций: выбор наклеивание
вазы ( из фактурной бумаги) и составление букета из бумажных цветов. Развитие
чувства цвета и формы.
- игра украшение сервированного стола букетом
7

II Зимние мотивы
Занятие №1
Тема: «Танец снежинок» (РИСОВАНИЕ)
Этапы занятия:
- гимнастика для пальчиков;
- игра — танец «Снежинки»;
-А) (рисование) практическая работа по изображению белых снежинок на цветном
фоне. Рисование прямых и волнистых шестилучевых перекрещивающихся линий,
дорисовывание узоров. Согласование пропорций, раскрепощение рисующей руки.
- танец «снежинок» под музыку
Занятие №2
Тема: «Моя МАМА» (РИСОВАНИЕ)
Этапы занятия:
- гимнастика для пальчиков;
- беседа о маме
- практическая работа «Моя мама» задача занятия уверенное владение линиями.
- выставка работ «Моя МАМА»
Занятие №3
Тема: «Матрешка» (ЛЕПКА)
Этапы занятия:
- гимнастика для пальчиков;
 - практическая работа «Матрешка» продолжение знакомства с русской
матрешкой. Рассматривание, обследование, сравнение. Лепка фигурок в
стилистике и по мотивам народной пластики. Воспитание к народному
декоративно-прикладному искусству, Развитие «зрительской» культуры и
художественного вкуса.
Занятие №4, №5, №6, №7
Тема: «Новогодние волшебство» (РИСОВАНИЕ, ЛЕПКА, АПЛИКАЦИЯ)
Этапы занятия:
- гимнастика для пальчиков;
- игровой момент по теме ;
- А)Рисование с элементами аппликации) практическая работа «Новогодняя
открытка». Сочетание изобразительных техник. Создание красивых композиций с
помощью фломастеров и разных фактур бумаги. Развитие художественного вкуса,
чувства цвета и формы.
-Б)(аппликация)практическое занятие«Новогодняя маска» Новогодние стихи,
загадки, хоровод вокруг ёлочки, игра «мороз не велик, а стоять не велит».Создание
выразительного образа маски(ЗАНЯТИЕ С РОДИТЕЛЯМИ)

8

-В) (лепка) практическая работа «Елочка» задачи занятия: моделирование деталей
ёлочки. Сочетание разных приёмов лепки: раскатывание округлых форм.
Соединение деталей сплющивание, прощипывание вдавливание.
Г) (рисование)практическая работа «Зимние забавы». Раскрепощение рисующей
руки. Развитие чувство цвета.
Занятие №13.
Тема: «Божья коровка».(РИСОВАНИЕ)
Этапы занятия:
- гимнастика для пальчиков;
- сюрпризный момент- игра «веселый жук»
- практическая работа «Божья коровка »Рисование выразительного эмоционального
образа жука на основе зелёного листика, вырезанного преподавателем. Развитие
чувство цвета и формы;
Занятие №14
Тема: «Пингвин на льдине». (ОРИГАМИ)
Этапы занятия:
- гимнастика для пальчиков;
- Сказка про пингвина сочиненной с ребятами на уроке;
- просмотр наглядного материала и образца(продемонстрировать малышам );
- практическая работа в технике оригами, работа вместе с педагогом. Развитие
мелкой моторики, координации движения руки, пространственного воображения.
Учимся следовать инструкция и выполнять действия в определенной
последовательности, вырабатывается усидчивость.
- выставка работ на выставочном столе накрытого синей тканью(океан)
Занятие №15
Тема: «Солнышко» (РИСОВАНИЕ)
Этапы занятия:
- гимнастика для пальчиков;
-подвижная игра «Яркие лучики»
практическая работа «Солнышко».Самостоятельный выбор материалов и средств
художественной выразительности для создания образа солнца (показ педагога);
- беседа с каждым ребенком о настроении его солнышка.
Занятие №16
Тема: «Бублики — баранки» (АПЛИКАЦИЯ)
Этапы занятия:
- гимнастика для пальчиков;
- игра «Пригласим друзей!» (сервировка стола);
- практическая работа «Бублики- баранки» Наклеивание готовых форм колец
разного размера- в соответствие с замыслом ( «нанизывание» бубликов-баранок на
связку). Нанесения клея по окружности. Воспитание аккуратности, уверенности ,
самостоятельности.
9

III Весенние мотивы
Занятие №1 (АППЛИКАЦИЯ с элементами рисования)
Тема: «За синими морями, за высокими горами».
Этапы занятия:
- гимнастика для пальчиков;
- игровой момент (дети отгадывают простые загадки о море, океане и горах);
 практическая работа «Морской пейзаж». Знакомство с техникой обрывная
аппликация разрывание бумаги на кусочки и полоски, сминание, наклеивание
в соответствии с замыслом.
 Выставка — галерея работ на доске.
Занятие №2
Тема: «Мамин день» (РИСОВАНИЕ, с элементами аппликации).
Этапы занятия:
- гимнастика для пальчиков;;
игровой момент(Дети отгадывают простые загадки про маму, чтения
стихотворения «Моя мама» );
 практическая работа «Открытка для мамы» в» Создание красивой открытки
для мамы, используя различные материалы и техники изобразительного
искусства, с предварительной демонстрацией и показом педагога. Развитие
воображения.
Занятие №3
Тема: «Сосульки воображульки» (ЛЕПКА)
Этапы занятия:
- гимнастика для пальчиков;
-сюрпризный момент с обнаружением на своем месте цветную коробочки, кругов и
квадратиков, после ответа на загадку или выполнения какого-либо игрового
задания;
 практическая работа «Сосульки — воображульки» Освоение способа лепки
предметов в форме конуса. Моделирование сосулек разной длинны и
толщины. Поиск приемов для усиления выразительности образов:
сплющивание, скручивание, вытягивание, свивание, налепы.
 - игра «Воображульки».
Занятие №4
Тема: «Домик для муравья». (РИСОВАНИЕ)
Этапы занятия:
- гимнастика для пальчиков;
- Басня «Стрекоза и муравей»
- просмотр наглядного материала (продемонстрировать малышам );
- практическая работа на формате А-4 Рисование Домика муравья и самого муравья
понимание взаимосвязи формы, величины и пропорции изображаемых предметов и
образов.
 выставка работ на доске
10

Занятие №5
Тема: «Бабочка» (ЛЕПКА)
Этапы занятия:
 гимнастика для пальчиков;
 игровой момент загадки про насекомых, стих про бабочку;
 демонстрация наглядного материала;
 практическая работа «Бабочка» , сочетание разных приемов лепки:
раскатывание округлых форм, «колбасок», сворачивание в спиральки,
соединение деталей, сплющивание, прищипывание, вдавливание.
Занятие №6
Тема: «Гусеница» (АППЛИКАЦИЯ с элементами рисования)
Этапы занятия:
 гимнастика для пальчиков;
 игровой момент «В гостях у Вупсеня и Пупсиня»
 демонстрация наглядного материала и образца;
 практическая работа «Гусеница», навыки вырезание по линии, ритмичное
раскладывание готовых форм (одинаковых по цвету и размеру), аккуратное
наклеивание. Прорисовка частей лица, (глазки, рот, нос).
Занятие №7
Тема: «Весна-красна» (РИСОВАНИЕ)
Этапы занятия:
- гимнастика для пальчиков;
-сюрпризный момент показ презентации . «Весна красна»
- практическая работа «Весна».Самостоятельный выбор материалов и средств
художественной выразительности для создания образа солнца (показ педагога),
развитие воображения;
- беседа с каждым ребенком о настроении.
Занятие №8
Тема: «Летающая тарелка» (ЛЕПКА)
Этапы занятия:
 гимнастика для пальчиков;
 игровой момент игра «Космодром»;
 демонстрация наглядного материала и образцов;
 практическая работа «Бабочка» , сочетание разных приемов лепки:
раскатывание округлых форм, «колбасок», сворачивание в спиральки,
соединение
деталей,
сплющивание,
прищипывание,
вдавливание.
Использование в работе пластилин и зубочистоки.
Занятие №9
Тема: «Курочка ряба» (АППЛИКАЦИЯ )
11

Этапы занятия:
 гимнастика для пальчиков;
 игровой момент сказка «Курочка ряба»
 демонстрация наглядного материала и образца;
 практическая работа «Курочка ряба», наклеивание готовых форм (одинаковых
по размеру но разных по цвету). Аккуратное наклеивание. Развитие чувства
формы и ритма.
Занятие №10
Тема: «Солнечный зайчик» (ЛЕПКА)
Этапы занятия:
 гимнастика для пальчиков;
 демонстрация наглядного материала и образца;
 практическая работа «Солнечный зайчик», получение шарообразной формы
разными приёмами: круговыми движениями ладоней (для туловища зайчика)
и пальцев (для головы).

IV Летние мотивы
Занятие №1
Тема: «Сороконожка в магазине» (РИСОВАНИЕ)
Этапы занятия:
- гимнастика для пальчиков;
-сюрпризный момент показ презентации «Обувь»., чтение стихотворения «Тётушка
сороконожка».
 практическая работа «Сороконожка в магазине».Рисование сложных по форме
волнистых линий. Согласование пропорций фона (листа бумаги) и
задуманного образа (показ педагога), развитие воображения;
Занятие №2
Тема: «Мыльные пузыри». (РИСОВАНИЕ)
Этапы занятия:
 гимнастика для пальчиков;
 игра «Поймай мыльный пузырь»
 -практическая работа на формате А-4 рисование круглых форм разных по
размеру и цвету. Развитие чувство цвета и формы. Раскрепощение рисующей
руки.
Занятие №3
Тема: «Давай раскрасим мир вместе». (РИСОВАНИЕ)
Этапы занятия:
 гимнастика для пальчиков;
 игра «Мы вместе»
12

 практическая коллективная работа на формате А-1 и больше рисование на
свободную тему. Развитие чувство цвета и формы. Раскрепощение рисующей
руки. Развитие воображения.
Занятие №4
Тема: «Носит одуванчик желтый сарафанчик». (АППЛИКАЦИЯ)
Этапы занятия:
 гимнастика для пальчиков;
 -практическая работа
«Одуванчик». Создание выразительных образов
луговых цветов- желтых и белых одуванчиков — в технике обрывной
аппликации. Развитие мелкой моторики, синхронизация движений обеих рук.
Занятие №5
Тема: праздничная программа для малышей«Ах, Лето!» (ИТОГОВОЕ
ЗАНЯТИЕ)
Этапы занятия
- встреча родителей и малышей сказочным героем (использование сюрпризных
моментов);
- праздничная программа для детей: «Сказочная страна»;
- танцевальное шоу;
- чаепитие и/или конкурсы (по усмотрению педагога).
Темы: Подготовка к праздникам: «День матери», «Новый год», «День
Защитника Отечества», выпускной «Разноцветный мир!»
Подготовка проводится по выбранному заранее педагогом материалу, раздаются
задания для повторения с родителями в домашних условиях. Данные занятия могут
проводиться в виде конкурсных программ или защиты творческих работ, семинаров
и.т. п по усмотрению педагога и с учетом пожеланий родителей в каждой группе
индивидуально ( на основе мониторинга).

Предметные компетенции
Знания: иметь первоначальное представление об использовании: цветовой гаммы,
материалов работы в соответствии с изображаемыми или изготовляемыми
поделками (пластилином, глиной, аэро-массой, бумагой разной текстуры и.т. п).
Умения:
уверенно владеть кистью и работать с предлагаемыми материалами;
комбинировать геометрические формы, выделять основные свойства предмета через
рассматривание и наблюдение, уметь из частей изделия собрать одно целое и
сравнивать основные детали, воплощать воображаемый замысел.
Навыки:
работать по словесному описанию или восприятию с натуры,
наглядности, подражать действиям педагога.

13

Модуль «Музыка-игроритмика»
Тематический план
1 год обучения
Возраст учащихся: 4 года
1 раз в неделю
№
Разделы
Теория Практика Всего
1 Знакомство с предметом. Слушание музыки. 4
2 Партерная гимнастика. Пальчиковая
6
гимнастика. Ритмические упражнения.
3 Дыхательная гимнастика. Артикуляционная
6
гимнастика. Пение. Исполнение песен.
4 Знакомство с элементами музыкальной
2
грамоты.
5 Знакомство с музыкальными инструментами.
2
Игра на детских музыкальных инструментах
(шумовой оркестр)
6 Элементарные танцевальные движения и их
8
комбинации. Танцевальные этюды.
7 Музыкально-танцевальные игры. Образные
4
игры.
8 Повторение и закрепление ранее изученного
3
3
материала (обобщающие и итоговые
занятия).
Итого:
35ч

Содержание модуля
Раздел 1: Знакомство с предметом. Слушание музыки
Знакомство с разными музыкальными жанрами и отличие их на слух: песня, марш,
танец. Слушание и обсуждение характера песен с тематикой времени года на
усмотрение педагога («Лиса по лесу ходила», «Зайчики», «Веселый жук» и.т. п.).
Знакомство с танцевальными жанрами: марш, полька.
Раздел 2: Партерная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Ритмические
упражнения.
Упражнения партерной гимнастики на развитие координации, силы и гибкости.
Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики «Зайка», «Червячок»,
«Жуки», «Семья», «Строим кормушку», «Шишка» и проч. Ритмические упражнения
со словами для развития координации в пространстве, чувства ритма и темпа.
14

Раздел 3: Дыхательная гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Пение.
Исполнение песен.
Упражнения дыхательной гимнастики: «Сильный ветер и слабый ветерок»,
«Осенний листочек», «Аромат цветка», «Сдуваем снежинку», «Воздушный шар» и
др. Упражнения артикуляционной гимнастики: «Филин», «Скрипучее дерево»,
«Рыбки», «Лягушки», «Музыкальные лошадки» и др. Разучивание и исполнение
песен «Листики дубовые», «Мама», «Лиса по лесу ходила», «Мамины руки»,
«Паровоз», «Дед Мороз», «По дороге мишка шел» и др.
Раздел 4: Знакомство с элементами музыкальной грамоты.
Знакомство с понятиями в игровой форме: громкость звука: форте и пиано; регистр:
высокий, средний и низкий регистр, темп: быстро, медленно; мажор и минор.
Семантика музыкальных элементов.
Раздел 5: Знакомство с музыкальными инструментами. Игра
музыкальных инструментах (шумовой оркестр)

на детских

Знакомство с музыкальными инструментами и игра на них: треугольник,
металлофон, колокольчик, маракас, барабан. Разучивание музыкальных композиций
с игрой на инструментах: «Колокольчики», «По лесной лужайке», «Шумовой
оркестр» и др.
Раздел 6: Элементарные танцевальные движения и их комбинации.
Танцевальные этюды.
Разучивание элементарных танцевальных движений под музыку: танцевальные
шаги, танцевальный бег, прыжки, работа рук. Исполнение заданных танцевальных
комбинаций в игровой форме (сказочные образы, образы животных): «Цапля»,
«Лягушата», «Зайчик», «Медведь», «Лиса», «Белка», «Волк», «Ёжик» и проч.
Танцевальные этюды: танец с платочками «Осенний лес», «Под дождем», «Тучка»,
«Паучок», «Ловим капли дождя», «Снежинки», «Котята», «Лыжник», «Курочкарябя», «Топ-топ», «Солнышко» и др. на усмотрение педагога.
Раздел 7: Музыкально-танцевальные игры. Образные игры.
Игры на развитие координации, чувства ритма и темпа, фантазии и образного
мышления, взаимодействия в коллективе: «Дружные ладошки», «Зайцы и волк»,
«Выйди, выйди, солнышко», «Прыгаем через лужи», «Снежное зеркало»; русские
народные игры «Платочки», «Ленточки»., «Золотые ворота».
Раздел 8: Повторение и закрепление ранее изученного материала (обобщающие
и итоговые занятия).
Открытые и /или итоговые занятия.

15

Предметные компетенции
Знания: иметь представление о танцевальных жанрах (марш, полька), о жанрах
музыки (песня, танец, марш), элементарными понятиями музыки и танца.
Умения: координировать танцевальные движения в зависимости от темпа и
характера музыки; исполнять музыкальный материал по программе,
ориентироваться в музыкальном пространстве.
Навыки: исполнение заданных танцевальных движений в простейших фигурах,
слушание музыки, исполнение песен, прибауток, муз. сценок и сказок с
использованием инструментов шумового оркестра.
1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
 Овладение детьми базовыми умениями и навыками по предметам. Владение
базовыми основами танцевального, музыкального, изобразительного искусства.
 Укрепление опорно-двигательного аппарата и мышечной системы организма
детей.
 Определение и развитие способностей ребенка к тому или иному виду
творчества.
 Мотивация детей к выбранному виду творчества.
 Развитие интеллектуальных способностей и познавательных процессов детей.
 Развитие коммуникативных способностей и социальных навыков детей.

16

РАЗДЕЛ № 2
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год
обуч
ения

Целевая
группа
Возраст

Количес
тво
часов по
програм
ме в год

Недельн
ая
нагрузка

Режим
занятий

1

3,5-4,5

70
часов

2 час в 1 раз в
неделю неделю по
1
часу
ИЗО
И 1 час
Музыкаигроритми
ка

Количество
групп и ФИО
педагога,
реализующего
программу
с
данной группой

Сроки
реализации
(кол-во недель в год,
каникулы, сроки)

Сроки
проведения
аттестации

1 группа
ИЗО – Лобач
Н.Л.
Музыка-игр
ритмика Моор
Е.А.,
Закизянова
К.А.

36 уч. недель

С
01.04.2025
по
25.05.2025

начало уч/г
02.09. 2024
каникулы
с 28 .12.2024
по 08.01.2025 окончание уч/г
25.05.2025

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования Лобач Н.Л. Моор
Е.А., Закизянова К.А.
Адрес реализации ДООП: МАУ ДО ДДЮТ – г. Березники, Ломоносова 89а.
Материально-техническое обеспечение
Помещение:
учебный класс оборудован партами, демонстрационной доской, проектор и экран
для презентаций и видеоматериалов, необходимые инструменты и материалы для
занятий ИЗО и ДПИ,
учебный класс оборудованный для занятий хореографией, фортепр\иано,
магнитофон, коврики для занятий партером, игровое оборудование.
Образовательный процесс осуществляется в специально оборудованных учебных
кабинетах,
оснащенных
компьтерами,
оргтехникой,
проекторами,
демонстрационным и раздаточным материалом, в соответствии с требованиями по
предмету, подбор аудио и видео материалов, презентаций по разделам программы.

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
Отслеживается несколько показателей:
 овладение детьми базовыми умениями и навыками по предметам;
17

 комфортность пребывания дошкольников на занятиях;
 удовлетворенность родителей образовательным процессом, результатами и
достижениями детей;
Формы подведения результатов
Выставки детских работ (проводятся ежеквартально).
Открытые занятия (проходят три раза в год, с целью подведения итогов и
демонстрации родителям достижений детей).
Октябрь – демонстрация начального уровня.
Декабрь – итоговые занятия за полугодие.
Май – итоговые занятия за год.
Итоговые занятия проходят по всем предметам в красочной, неформальной,
торжественной обстановке. Формы проведения итоговых занятий разнообразны –
фестиваль, конкурс, спартакиада, игра и др.
Комфортность пребывания обучающихся на занятиях и удовлетворенность
родителей результатами и достижениями детей выявляется при помощи
тестирования и анкетирования, которые проводятся в декабре - январе и в мае.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Принципы построения и реализации программы и методы обучения
Программа разработана на основе использования методов наиболее эффективных в
работе с детьми раннего возраста:
- наглядность и доступность;
- активное подражание;
- действия по словесной инструкции;
- действия по представлению;
- координация участия семьи на занятиях.








Принципы работы педагога
В основе данной модульной системы заложены следующие принципы:
совмещение в деятельности ребенка элементов игры и обучения; постепенный
переход от игр-забав через игры-задачи к учебно-познавательной деятельности;
постепенное усложнение обучающей задачи и условий игры;
повышение умственной активности ребенка в решении предлагаемых задач;
единство обучающих и воспитательных воздействий;
Разработанные нами развивающие игры и занятия в модульной программе
студии «Детство»
18

 создание комфортной психологической атмосферы для детей и родителей на
занятиях;
 эффективное и плодотворное использование наглядности, методических
пособий, развивающих игр в воспитании, развитии дошкольников;
 формирование положительной «Я - позиции» у ребят;
 опора на возрастные особенности и потребности дошкольников;
 мотивация дошкольников на коммуникативную и познавательную активность.
Особенности организации образовательного процесса в период карантина и
дистанционного режима. В период карантина занятия не ведаться.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».