Управление образования администрации МО «г. Березники» Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества» СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Педагогическим советом Директор МАУ ДО ДДЮТ Протокол № 2 ________ Л.А. Малахова «07» октября 2024 «07» октября 2024 г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир фантазий» Направленность: художественная Уровень освоения: общекультурный (базовый) Возраст учащихся: 8-10 лет Срок реализации: 2 года Составитель: педагог дополнительного образования Журкина Зоя Юрьевна Березники, 2024 г. 1 СОДЕРЖАНИЕ 1 Раздел РАЗДЕЛ № 1 КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ стр. 3 1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3 1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ 4 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1.3.1 Учебный план 1.3.2 Содержание 1 год 2 год 1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 5 6 6 10 11 2.1 РАЗДЕЛ № 2 КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 11 2.3 ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОБУЧАЮЩИМИСЯ 11 2.4 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Принципы построения и реализации программы Методы обучения Перечень методических материалов Особенности организации образовательного процесса в период карантина и дистанционного режима. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 13 2 2.5. 2 11 14 14 РАЗДЕЛ № 1 КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Нормативно-правовая база Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир фантазий» создана для организации образовательного процесса в МАУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества» для обучения детей основам словесного творчества и развития ассоциативного мышления. В процессе создания программы учтены положения следующих нормативных документов: Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273 от 29.12.2012 г.; Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р); Приказ Министерства Просвещения России от 09.11.2018 №196 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"; СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи; Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242); Устав МАУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества». Введение. Направленность программы: художественная. Уровень освоения: общекультурный (базовый). Актуальность программы связано с изменениями в социально экономической сфере общества и модернизацией образования в России, что обуславливает подготовку обучающихся к самостоятельной трудовой и творческой деятельности, сохранение и приумножение культурных традиций. Программа «Мир фантазий» знакомит ребёнка с разнообразием приёмов фантазирования в детской художественной литературе, устном народном творчестве и учит его применять полученные знания на практике, создавая свои устные истории. Обучение по курсу поможет ребёнку полюбить литературное творчество, разовъёт художественное мышление и речь и будет полезно в освоении школьной программы по литературе. 3 Особенность Программа ставит в основу образовательного процесса разговорную устную практику, занятия проходят в устной форме в виде бесед, игр и творческих заданий. В рамках программы ребёнок знакомится с разными видами литературного фантазирования, приобретает навыки и создаёт культурные продукты (своя загадка, история, сказка). Целевая группа: дети 8-10 лет Особенности состава учащихся. Данная программа педагогически целесообразна. Занятия помогут ребёнку социализироваться, творчески выразить себя, благоприятно влияют на становление личности ребёнка в целом. Срок обучения: 1 год. В течение года ребёнок получает все необходимые знания по приёмам литературного фантазирования. Форма обучения: очная. Особенности организации образовательного процесса В течение учебного года обучающиеся будут реализовывать творческие продукты: учиться придумывать загадки, истории, сказки. Данная программа является для детей промежуточной, помогает им выбрать творческую направленность для своего дальнейшего развития. Для профилактики и предотвращения распространения гриппа, ОРВИ, новой коронавирусной инфекции в условиях карантина или режима самоизоляции реализация программы проводится в дистанционном режиме с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. 1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цель: развить в ребёнке фантазию и воображение через поиск новых форм; помочь ему почувствовать свою значимость, поверить в свои силы, ощутить в себе созидающее начало и стать создателем творческих продуктов. Задачи: Обучающие: Научить ребёнка: 1. Искать, находить и познавать без страха новое. 2. Свободно и логически мыслить, рассуждать. 4 3. Применять различные приёмы фантазирования для создания собственных историй. 4. Придумывать загадки, пословицы, небольшие фантастические и сказочные рассказы, оттолкнувшись от устного и письменного народного творчества, примеров из классической авторской детской художественной литературы. Развивающие: 1. Развитие ассоциативного мышления в процессе создания творческого продукта, формирование навыков самостоятельного творчества; 2. Развитие наблюдательности и внимания к окружающему миру; 3. Формирование творческой активности. Воспитывающие: 1. Формирование художественного вкуса в процессе создания нового; 2. Формирование бережного отношения к традициям в искусстве. 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1.3.1 УЧЕБНЫЙ ПЛАН ТЕМЫ Вводное занятие Понятие о фантазировании. Приемы фантазирования 1 год обучения всего теори практ часов я ика 2 1 1 52 26 2 год обучения всего теория практи часов ка 26 Обобщение приёмов 8 4 4 фантазирования. Итоги обучения Журналистика 26 13 13 творчество Театральное 30 15 15 творчество Обобщение 6 3 3 Изученного ТОГО 62 31 31 62 31 31 Всего на курс обучения в расчёте на одного ребенка по программе необходимо: 124 часа. 5 1.3.2 СОДЕРЖАНИЕ В течение учебного года обучающиеся будут реализовывать творческие продукты: учиться придумывать загадки, истории, сказки. По итогам каждой четверти ребята будут выполнять небольшие контрольные работы для закрепления знаний, а в конце учебного года сделают общий литературный продукт. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа (15 минут перерыв, 45 минут) или 2 раза в неделю (по 45 минут). К программе прилагается тематический план. Тематическое планирование. Первый год обучения. Количество часов: в год - 62 ч., в неделю - 2 ч. N п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 РАЗДЕЛ, ТЕМА КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ теория практ всего ика Понятие о фантазировании. Понятие о психологической инерции. Развитие ассоциативности. Критерии новизны. Ассоциативные загадки. Метафоры. Значение ассоциативности. Развитие ассоциативности: обобщение. Приём «Объединение». Приём «Морфологический анализ». Игры со словами. Конструктор игр. Придумывание загадок. Приём «Морфологический анализ». Обобщение. Признаки объектов. Действия объектов. Метод фокальных объектов. Приёмы фантазирования Дж. Родари. «Круги по воде». Приёмы фантазирования Дж. Родари. «Бином фантазии». «Произвольная приставка». Приём «Что потом?». 6 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 2 1 1 2 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Приём «Творческая ошибка». Обобщение приёмов фантазирования Дж. Родари. Приём «Оживление». Приём «Увеличение – уменьшение». Приём «Ускорение – замедление». Метод Робинзона. Приём «Наоборот». Приём «Связки антонимов». Обобщение Обобщение приёмов фантазирования. Сказки про животных. Фантазирование и прогнозирование. Итоги обучения. Итого: 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 31 1 1 1 1 31 2 2 2 2 62 1. Понятие о фантазировании. Представление предмета «Мир фантазий». Беседы на разные темы. Чтение отрывка из рассказа Н. Носова «Фантазёры». Творческие задания: из сказки сделать рассказ, из рассказа сделать сказку, дорисуй фигуры и подпиши, что получилось. 2. Понятие о психологической инерции (ПИ). Беседа о понятии «психологическая инерция». Чтобы интересно придумывать, нужно бороться с ПИ. Практическая работа в группах «Боремся с ПИ». Решение задач на ПИ. 3. Развитие ассоциативности. Критерии новизны. Существуют приёмы придумывания того, на что похожи рисунки и предметы. Игра «Теремок». Работа в группах «Кляксы». Приём «Думай о другом». 4. Ассоциативные загадки. Можно придумывать загадки, описывая, на что похож предмет. Игра «Отгадай-ка». Алгоритм сочинения ассоциативных загодок. Работа в группах по сочинению загадок. 5. Метафоры. Правила придумывания метафор (образных сравнений). Игра «Море волнуется». Работа в группах «Превращения». Придумывание метафор. 6. Значение ассоциативности. Игры на внимание и проверку памяти (игры со словами). Упражнение «Цепочка ассоциаций». Работа в группах «Словарные слова». 7. Развитие ассоциативности: обобщение. Проведение интеллектуальной игры с разными станциями и творческими заданиями по пройденной теме. 8. Приём «Объединение». Способ придумывания необычных животных. Упраженение «Новые названия». 9. Приём «Морфологический анализ». Способ придумывания разных вариантов одного художественного образа (рисунок). Упраженение «Домик». Устная игра «Фантастическое животное». 7 10. Игры со словами. Анализ структуры слова позволяет играть с ним. Игра на внимание «Мальчики или девочки?». Упражнение «Имена и числа в словах». Работа в группах «Почему не говорят?» Шарады. 11. Конструктор игр. Как при помощи приёма «Морфлогический анализ» можно придумывать новые игры? Упражнение «Игра для слонов». Игры на уроке. 12. Придумывание сказок. Как при помощи приёма «Морфлогический анализ» придумывать сказки? Игра на внимание «Герои сказки». Беседа «Структура сказки». Работа в группах «Ваши варианты». 13. Приём «Морфологический анализ»: обобщение. Выполнение различных практических заданий на закрепление пройденной темы. 14. Признаки объектов. Можно сочинять загадки, описывая признаками предмета. Игра «Аукцион». Игра «Цепочка». Сочинение загадок. Упражнение «Если бы…». 15. Действия объектов. Как сочинять загадки и нелепицы, описывая действия предмета? Игра «Кто? Что делает?». Игра-театрализация. Сочинение загадок по действиям. Упражнение «Путаница». Игра «Перевёртыши». 16. Метод фокальных объектов. Как придумать новое с помощью метода фокальных объектов? Игра на внимание «Невпопад». Упражнение «Где можно использовать выдуманное изобретение?» Объяснение метода фокальных объектов. Практические задания. 17. Приемы фантазирования Дж. Родари. «Круги по воде». Приёмы придумывания сказок. Приём «Круги по воде». 18.Приёмы фантазирования Дж. Родари. «Бином фантазии». «Произвольная приставка». Сочинение истории с заданной парой слов. Придумывание словобразов и историй с их участием с помощью произвольной приставки. 19. Приём «Что потом?». Как придумывать продолжение сказки? Загадкишутки. Придумывание продолжения известных или реальных сюжетов с использованием приёма фантазирования «Что потом?». Три концовки одной сказки. Фантастическая концовка реального события. 20. Приём «Творческая ошибка». Как использовать ошибки в словах для придумывания сказки? Игра на внимание «Запрещённое движение». Игра «Объясни ошибку». 21. Обобщение приёмов фантазирования Дж. Родари. Придумывание сказки с известными и неизвестными приёмами фантазирования Дж. Родари. 22. Приём «Оживление». Игра на внимание «Живое – неживое». Беседа о приёме «Оживление». Игра «Что думают предметы». Сочинение сказки. 23. Приём «Увеличение – уменьшение». Приёмы фантазирования с изменением количества и свойств. Игра на внимание «Карлики и великаны». Беседа о приёме «Увеличение – уменьшение». Упраженение «Изменяем свойства». 24. Приём «Ускорение – замедление». Игра «Быстро – медленно». Беседа о приёме «Ускорение – замедление». Загадка «Времена года». Сочинение сказки 8 с помощью приёма фантазирования, связанного с преобразованием времени. Упражнение «Если бы время…». 25. Метод Робинзона. При фантазировании можно использовать ресурсы. Рассказ о методе Робинзона. Игра «Зонтик в Африке». 26. Приём «Наоборот». Беседа о приёме «Наоборот». Игра «Не-предметы». Рисование с противоречиями. 27.Приём «Связки антонимов». Беседа по приёму «Связки антонимов». Сочинение сказок. 28. Обобщение приёмов фантазирования. Придумыванием примеров на приёмы фантазирования. 29. Сказки про животных. Сказки про особенности животных. Игра «Превращалки». Беседа о сказках про животных. Игра «Сказки от слова «Почему?». Рисование «Сказочные места». 30. Фантазирование и прогнозирование. Способы прогнозирования. Игра «Чего раньше не было?». Беседа о будущем. Игра «Прогнозирование». 31. Итоги обучения. Повторение основных разделов курса. Проведение коньрольной работы. Анкетирование «Если бы я был волшебником». Беседа о творчестве. Тематическое планирование. Второй год обучения. Количество часов: в год - 62 ч., в неделю - 2 ч. N п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 РАЗДЕЛ, ТЕМА Журналистика Журналистика – интересная профессия. Жанры в журналистике. Что такое новость. Как брать интервью у человека. Рассказываем интересный случай. Профессии в журналистике. Что такое газета? Разработка своего проекта: детской полосы в «Не_газете». Планирование содержания детской полосы. Подготовка материалов для детской полосы. Знакомство с вёрсткой детской полосы. Вёрстка детской полосы. 9 КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ теори практи все я ка го 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Защита проекта: своей детской полосы. Обратная связь. Театральное творччество Что такое театр? Виды театра. Театральные жанры. Актёрский тренинг на раскрепощение (разрушение личного пространства) и объединение в команду: 17.1. Ходьба в круге в хаотичном порядке на 10 скоростях, поиск партнёра через взгляд и объятия в парах. Обратная связь. Актёрский тренинг на раскрепощение и развитие пластики и мимики: 18.1 Наблюдение за животными. Обратная связь. Актёрский тренинг на раскрепощение и развитие наблюдательности и исполнительности в команде: 19.1 Игра «Король и его подданные». Обратная связь. Актёрский тренинг на развитие ораторского искусства: 20.1 Убедительный устный рассказ, случай: работа в парах. Обратная связь. Ставим спектакль: поиск идеи, замысла, темы. Разработка содержания спектакля: герои, сюжет, концовка. Распределение ролей. Написание сценария спектакля. Чтение сценария по ролям. Подготовка костюмов. Подготовка декораций. Репетиция спектакля. Показ спектакля. Обобщение Обратная связь от обучающихся после показа спектакля. Выпуск детской полосы «Не_газеты» с отзывами о спектакле. Итоговое занятие. Итоги обучения. Итого: 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 1 1 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 1 1 2 1 1 2 1 31 1 31 2 62 1. Журналистика – интересная профессия. Рассказ о профессии: цели и задачи. Беседы на разные темы, игры в парах. 10 2. Жанры в журналистике. Беседа «Зачем нужны жанры в журналистике?» Игры в парах, в группе. 3. Что такое новость. Беседа о том, что и как можно описать легко и интересно. Принцип «пирамида», ответы на пять вопросов. 4. Как брать интервью у человека. Беседа о том, о чём можно с человеком поговорить. Темы для разговора: сам собеседник, событие, в котором собеседник участвовал, или сложная тема или проблема, которую вы хотите, чтобы вам собеседник разъяснил. Игра в парах: журналист – собеседеник. 5. Рассказываем интересный случай. Беседа о том, о чём и как можно рассказать легко и интересно. Игры в парах, группах. 6. Профессии в журналистике. Беседа о профессиях, которые в журналистике могут быть. Кто чем занимается. Игры в группе по ролям. 7. Что такое газета? Определение газеты как типа СМИ. Беседа о том, зачем нужна газета в цифровом настоящем? Типы газет в зависимости от темы. Создание газеты из подручных материалов. 8. Разработка своего проекта: детской полосы в «Не_газете». Беседа о внешнем виде и тематике содержания полосы. 9. Планирование содержания детской полосы. Определение тем, событий. Планирование дат и сроков. Распределение функционала. 10. Подготовка материалов для детской полосы. Создание материалов для полосы: тексты (новости, сказки, стихи), рисунки, иллюстрации, кроссворды, загадки. 11. Знакомство с вёрсткой детской полосы. Беседа о том, что такое вёрстка полосы. Обсуждение, как можно сверстать детскую полосу. 12. Вёрстка детской полосы. Процесс вёрстки детской полосы. Распределение объёма между обучающимися. 13. Защита проекта детской полосы. Обратная связь. Подготовка проекта детской полосы к защите. Защита перед аудиторией. Обратная связь. 14. Что такое театр? Беседа о том, для чего существует театр? Какие профессии в театре есть. Кто за что отвечает. Кто какие спектакли смотрел или делал лично. 15. Виды театра. Беседа о том, какие виды театра существуют, в чём их отличия и общее. Игры в группе. 16. Театральные жанры. Беседа о том, какие жанры в театре используются. Игры в группе. 17. Актёрский тренинг на раскрепощение (разрушение личного пространства) и объединение в команду. Ходьба в круге на 10 скоростях, поиск партнёра через взгляд, приветствие партнёра обращением «Привет!», получение через взгляд партнёра согласия на сближение, сближение и объятие в парах. Обратная связь. 11 18. Актёрский тренинг на раскрепощение и развитие наблюдения, пластики и мимики. Короткие этюды: поведение животного в определённом моменте. Обратная связь. 19. Актёрский тренинг на раскрепощение и развитие наблюдательности и исполнительности в команде. Игра «Король и подданные». Обучающиеся в молчании стараются по взгляду водящего угадать, что он хочет, чтобы сделали участники игры, и его требование выполнить. Обратная связь. 20. Актёрский тренинг на развитие ораторского искусства. Убедительный устный рассказ, случай, работа в парах. Обучающиеся рассказывают друг другу реальную историю из своей жизни с диалогом и сюжетом. После этого каждый рассказывает зрителям историю своего напарника от себя, используя свой жизненный опыт, чувства, мысли, фантазию, гиперболизацию. Цель – убедить зрителей в происходящем. Обратная связь. 21. Ставим спектакль. Поиск идеи, замысла, темы. 22. Разработка содержания спектакля: герои, сюжет, концовка. Распределение ролей. 23. Написание сценария спектакля. Пишем текст, по ходу дорабатываем сюжет, оттачиваем роли. 24. Чтение сценария по ролям. Читка сценария обучающимися, работа в парах, в группе. 25. Подготовка костюмов. Придумывание обучающимися идей для внешнего художественного образа своих героев. Индивидуальная и коллективная работа. 26. Подготовка декораций. Придумывание обучающимися идей для внешнего художественного фона всех сцен спектакля. Индивидуальное и коллективное творчество. 27. Репетиция спектакля. Отработка спектакля обучающимися на всех уровнях: ведение героя, речь, пластика, взаимодействие героев, динамичное развитие действия, схождение и расхождение на сцене, концовка. 28. Показ спектакля. Обучающиеся демонстрируют свои актёрские, художественые и режиссёрские способности в процессе спектакля перед публикой, одноклассниками, родителями. 29.Обратная связь от обучающихся после показа спектакля. Обучающиеся продумывают, организуют и проводят сбор откликов и отзывов зрителей спектакля с целью проанализировать качество своей проделанной работы. 30. Выпуск детской полосы в «Не_газете» с отзывами о спектакле. Обучающиеся распределяют собранный материал (отзывы зрителей о спектакле) на своей детской полосе, учатся верстать, выпускают номер. 31. Итоговое занятие. На итоговом занятии подводятся итоги обучения за год. Обучающиеся делятся своими впечатлениямии от участия в учебном процессе, отмечают плюсы, высказывают свои критические пожелания с целью улучшить учебный процесс в дальнейшем. 12 1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Обучающиеся приобретают: Предметные компетенции: - самостоятельный художественный анализ; - владение приёмами литературного фантазирования; - владение литературным, художественным словом; - умение сочинять загадки, истории, сказки; - самоконтроль за качеством выполняемой работы. Метапредметные компетенции: - умение наблюдать за внешним миром, - анализировать информацию извне и свои чувства, - выражать своё видение и мнение, - работать индивидуально и в группе. Личностные компетенции: - освоение социальных и нравственных норм, правил поведения; - формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Формы организации занятий: коллективная. 2. РАЗДЕЛ № 2 КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Год обуч ения Целевая группа Возраст Количес тво часов по програм ме в год Недельн ая нагрузка Режим занятий Количество групп и ФИО педагога, реализующего программу с данной группой 1 8-10 62 4 1 раз в неделю по 2 13 Сроки реализации (кол-во недель в год, каникулы, сроки) Сроки проведения аттестации 2 10-11 62 2 часа два раза 1 группа в Журкина неделю З.Ю. по 1 часу 36 уч. недель 01.05.2025 начало уч/г – 04.09.2024 15.05.2025 каникулы с 28.12.2024 по 10.01.2025 окончание уч/г 25.05.2025 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования Журкина Зоя Юрьевна. Адрес реализации ДООП: МАУ ДО ДДЮТ – г. Березники, Ломоносова 89а. Материально-техническое обеспечение Помещение: учебный класс оборудован партами, есть демонстрационная доска и канцелярия. 2.3 ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОБУЧАЮЩИМИСЯ Формы аттестации: практические задания; самостоятельная творческая работа. Форма фиксации образовательных обучающихся (Приложение 1). результатов: карта личного роста Форма предъявления и демонстрации образовательных результатов: публикация материалов в учебной группе творческого объединения «Живая журналистика», на сайте и в группе «ВКонтакте» МАУ ДО ДДЮТ. 14 ДИАГНОСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. Формы, методы. Ответственные 1 Наблюдение. 2 Беседа. педагог педагог 3 Практические задания. педагог 4 Промежуточная аттестация: проведение самостоятельной педагог творческой работы и контроль результатов. 5 Итоговая аттестация: проведение самостоятельной творческой педагог работы и контроль результатов. Карта личностного роста обучающихся у/год. 2023-2024 Приложение 1 Название коллектива: «Мир фантазий» Руководитель: Журкина З.Ю. Образец Год обучения: _первый_________, группа №_1_____________ Результаты года: В - % , С - % , Н – % N Фамил ия Имя Возра ст 1 полугодие Приём Анализ фантазирования информа ции ВСН N Фамил ия Имя Возра ст 2 полугодие Приём Анализ фантазирования информа ции 15 Владеет приёмом Язык и стиль Раскр ыл тему ВСН ВСН ВСН Самос тоятельно сть ВСН Владеет приёмом Язык и стиль Раскр ыл тему Самос тоятельно ВСН N Фамил ия Имя Возра ст Возра ст ВСН Годовая аттестационная работа обучающихся Приём Анализ Владеет Язык фантазирования информа приёмом и ции стиль ВСН N Фамил ия Имя ВСН ВСН ВСН Годовая аттестационная работа обучающихся Приём Анализ Владеет Язык фантазирования информа приёмом и ции стиль ВСН Карта личностного роста обучающихся Название коллектива: «Мир фантазий» Руководитель: Журкина З.Ю. ВСН ВСН ВСН Раскр ыл тему ВСН Раскр ыл тему ВСН сть ВСН Самос тоятельно сть ВСН Самос тоятельно сть ВСН у/год. 2024-2025 Образец Год обучения: _второй_________, группа №_1_____________ Результаты года: В - % , С - % , Н – % N Фамил ия Имя Возра ст Основы журналистики 1 полугодие Анализ информа ции ВСН 16 Владеет жанром Язык и стиль Раскр ыл тему ВСН ВСН ВСН Самос тоятельно сть ВСН N Фамил ия Имя N Фамил ия Имя Возра ст Возра ст Театральное творчество Творческая работа Вживани е в роль Взаимод ействие с партнёр ом Суще ствов ание на сцене ВСН ВСН ВСН Вживани е в роль Взаимод ействие с партнёр ом Суще ствов ание на сцене ВСН ВСН ВСН Самостоятельность ВСН Самостоятельность ВСН 2.4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Принципы построения и реализации программы Методы обучения 1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные: рассказ, беседа; наглядно-иллюстративные: демонстрация, показ, объяснения; репродуктивные: активное восприятие, запоминание и воспроизведение; проблемно-поисковые: творческие задания на борьбу с психологической инерцией, поиск новых художественных форм выражения чувств и мыслей, развитие воображения. 17 практические: игры, сценки, задания на создание устных творческих продуктов. 2. Методы самостоятельной работы: по заданию педагога, по собственной инициативе обучающихся. 3. Методы стимулирования и мотивации обучения: ситуация новизны, неожиданности; ситуация успеха; значимость обучения и результата. 4. Методы контроля и самоконтроля для корректировки: анализ результатов деятельности обучающихся; самоанализ и самоотчёт. Методы и формы организации обучения. Методические материалы Методическое обеспечение программы - художественные тексты, - схемы, таблицы, - рисунки. Особенности организации образовательного процесса в период самоизоляции и дистанционного режима. В условиях карантина профилактики и предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции, профилактики и предотвращения распространения гриппа и ОРВИ, в условиях карантина или режима самоизоляции реализация программы проводится с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Обратную связь удобно осуществлять через группу и мессенджер творческого объединения «Живая журналистика» в ВК https://vk.com/club219310141. Официальная группа Дворца творчества в ВК https://vk.com/club157184428 . 2.5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Нормативные документы, регламентирующие образовательную деятельность. 1.1 Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273 от 29.12.2012 г.; 18 1.2 Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р); 1.3 Приказ Министерства Просвещения России от 09.11.2018 №196 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"; 1.4 СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи; 1.5 Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242); 1.6 Устав МАУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества». 2. Нормативные документы, регламентирующие образовательную деятельность педагога. 2.1. Должностная инструкция педагога. 2.2. Тематическое планирование по предмету: основы словесного творчества. 3. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса. 3.1 Мир фантазии. Методическое пособие для учителей начальной школы Гин С.И. – М.: 2021. 3.2 Юный журналист. Рабочая программа курса социально-педагогической направленности педагога дополнительного образования Ореховой М.Н..– М.: 2018. 3.3. Учимся писать тексты. Простые объяснения и нескучные задания: Учебное пособие. – М.:2000. 3.4. Журналистика: дополнительная общеобразовательная программа для детей 11-17 лет педагога дополнительного образования Каменской И.В. – Сп-б.: 2020. o Агапова И.А., Давыдова М.А. Театральные постановки в средней школе. Пьесы для 5 – 9 классов. Волгоград, изд. «Учитель», 2009г. o Гальцова Е.А. Детско-юношеский театр мюзикла. Программа, разработки занятий, рекомендации. Волгоград, изд. «Учитель», 2009г. o Генералова И.А. Театр (Методические рекомендации для учителя). – М., 2005г. 4. Литература для педагога. 4.1 Ардашева НИ. и др. Истории про… - Ульяновск, 1993. 4.2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М: Просвещение, 1991. 4.3 Злотин Б.Л., Зусман А.В. Месяц под звёздами фантазии. – Кишинёв: Лумина, 1988. 4.4 Нестеренко А.А. Страна загодок. – Ростов-на-Дону, 1993. 4.5 Родари Дж. Сказки. – М.: Юнацтва, 1987. 4.6 Упражнения для творческого воображения. – Свердловск, 1988. 4.7 Колесниченко А.В. Практическая журналистика // М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008. 19 4.8. Корконосенко С.Г. Основы творческой деятельности журналиста // СПб. и Лен. обл.: Общество «Знание», 2000. 4.9 Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики // М.: Аспект Пресс, 2011. 5. Тертычный А.А. Жанры периодической печати // М.: Аспект Пресс, 2000. 5.1 Шостак М. И. Журналист и его произведение // М.: ТОО «Гендальф», 1998. 5.2Детская журналистика. Блогинг. Медиа https://detskayajournalistika.ru/ 5.3 Агапова И.А., Давыдова М.А. Театральные постановки в средней школе. Пьесы для 5 – 9 классов. Волгоград, изд. «Учитель», 2009г. 5.4 Гальцова Е.А. Детско-юношеский театр мюзикла. Программа, разработки занятий, рекомендации. Волгоград, изд. «Учитель», 2009г. 5.5 Генералова И.А. Театр (Методические рекомендации для учителя). – М., 2005г. 6. Литература для учащихся. 6.1. Дефо Д. Робинзон Крузо. 6.2 Носов Н. Фантазёры. 6.3 Родари Дж. Сказки. 6.4 Свифт Д. Путешествия Гулливера. 6.5 Толстой А. Золотой ключик, или Приключения Буратино. 20 Управление образования администрации МО «г. Березники» Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества» СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Педагогическим советом Директор МАУ ДО ДДЮТ Протокол № ________ Л.А. Малахова «07» октября 2024 г. «07» октября 2024 г. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мир фантазий» «Слышим друг друга» ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «Живая журналистика» Возраст учащихся: 8-10 лет Срок реализации: 2023-2024 учебный год Составители: педагог дополнительного образования Журкина Зоя Юрьевна Березники, 2024 г. 21 Воспитательная деятельность в творческом объединении осуществляется в соответствии с РАБОЧЕЙ ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ МАУ ДО ДДЮТ «ТВОРЧЕСТВО НАМ ДАРИТ СЧАСТЬЕ». Содержательные (тематические) модули программы реализуются на нескольких уровнях. И ребёнок, приходя в объединение, погружается в разнообразную творческую деятельность по литературному фантазированию, отвечающую содержанию модулям программы. Модуль «ВОСПИТАНИЕ НА УЧЕБНОМ ЗАНЯТИИ» Учебные занятия по основам словесного творчества, помимо навыков литературного фантазирования и формирования художественного вкуса, позволяют формировать следующие универсальные качества и навыки: любовь к литературному творчеству и чтению книг, умение с уважением слушать и слышать друг друга, умение свободно говорить о том, что хочется сказать, усидчивость, внимание на проработке деталей в создании устного творческого продукта, аналитическое и ассоциативное мышление. Занятия направлены на раскрытие творческого потенциала ребёнка, получение опыта познания себя и связей с людьми и событиями окружающего мира, повышают общекультурный уровень обучающихся. Сроки Мероприятия Ответственный Уровень Охват реализации участников уч. группа, коллектив, учреждение, город, край Модуль «ВОСПИТАНИЕ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ» Сентабр Разговорная практика. ьУстный тренинг «Услышь октябрь мою историю». 2024 Журкина З.Ю. ДДЮТ Модуль «НАСТАВНИЧЕСТВО И ТЬЮТОРСТВО» В течении 20242025 Мастер-классы ребят по различным видам своей творческой деятельности для своих же Журкина З.Ю. 22 ДДЮТ Охват зрителей уч.года одногрупников «Я умею, и тебя научу». Модуль «КЛЮЧЕВЫЕ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ» Май 2025 Итоговая встреча за год с обсуждением итоговых творческих работ и награждением за труд. Журкина З.Ю. ДДЮТ Модуль «ВЕКТОР РАЗВИТИЯ» (Творческое, личностное развитие и профессиональное самоопределение) В течении 20242025 уч.года Публикация творческих работ обучающихся в объединении в городских СМИ. Журкина З.Ю. городско й Модуль «СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ» Гражданско-патриотическое, экологическое воспитание и деятельность в рамках РДДМ, реализация социальных проектов В течении 20242025 уч.года Праздничная встреча родителей обучающихся в объединении со своими детьми «Фантазёры ты и я». Журкина З.Ю. ДДЮТ Модуль «ПРЕДМЕТНО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА УЧРЕЖДЕНИЯ» В течении 20242025 уч.года Публикация новостных Журкина З.Ю. постов в группе объединения «ВКонтакте» (группа «Волшебники»), рассказывающих о событиях в жизни объединения и реализации творческих продуктов. 23 ДДЮТ