2024 ФРУТТИ СТАЙЛ

Управление образования администрации МО «г. Березники»
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества»
СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом

Директор МАУ ДО ДДЮТ

Протокол № 2

________ Л.А. Малахова

«07» октября 2024 г.

«07» октября 2024 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Фрутти- Style»
Коллектива изготовления муляжей фруктов и ягод

Направленность: техническая
Уровень освоения: общекультурный (базовый)
Возраст учащихся: 7-15 лет
Срок реализации: 5 год

Составитель:
Петрова Елена Юрьевна

Березники, 2024 г.
1

СОДЕРЖАНИЕ
1
1.1

1.2
1.3.

1.4.

2.1
2.2.
2.3
2.4

2.5.

РАЗДЕЛ № 1
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовая база
Направленность программы
Уровень освоения
Актуальность
Отличительная особенность.
Целевая группа, особенности состава учащихся
Срок обучения:
Формы организации образовательного процесса:
Особенности организации образовательного процесса.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
1 год. Учебно-тематический план. Содержание
2 год. Учебно-тематический план. Содержание
3 год. Учебно-тематический план. Содержание
4 год. Учебно-тематический план. Содержание
5 год. Учебно-тематический план. Содержание
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
РАЗДЕЛ № 2
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Принципы построения и реализации программы
Методы обучения
Особенности организации образовательного процесса в период карантина и
дистанционного режима.
Перечень методических материалов
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

2

стр.
3

5
5

26

27
27
27
31

39

РАЗДЕЛ № 1
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ФруттиStyle» создана для организации образовательного процесса в МАУ ДО «Дворец
детского (юношеского) творчества» в коллективе «Фруктовое чудо» изготовления
муляжей фруктов и ягод. Коллектив реализует свою деятельность с 1986 году,
Программа дорабатывается ежегодно.
Нормативно-правовая база
В процессе создания программы учтены положения следующих нормативных
документов:
 Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273 от 29.12.2012 г.;
 Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р);
 Приказ Министерства Просвещения России от 09.11.2018 №196 "Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам";
 СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
 Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242);
 Устав МАУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества».
Введение
С давних времен человек стремился запечатлеть недолговечные состояния
природы. Живописцы создавали прекрасные картины, с холста которых хотелось
взять плод; ювелиры терпеливо подбирали драгоценные камни, стараясь передать в
заколке или броши очарование трепетной бабочки; мастерицы декоративно –
прикладного искусства из лоскутков нежного шелка собирали бутоны роз, которые
трудно было отличить от живых.
Искусство изготовления муляжей фруктов и ягод имеет древние традиции.
Костюмы и головные уборы украшали искусственными цветами и фруктами, без них
не обходился ни один театральный спектакль, и в современном интерьере жилья
искусственные цветы, фрукты и ягоды занимают достойное место.
3

Коллектив изготовления муляжей фруктов и ягод существует во дворце
творчества уже более 45 лет. Их изготовление и аранжировка в композиции
проходит в рамках интеграции двух направленностей дополнительного образования:
технической и художественной. У учащихся развивается художественное видения и
творческого мышления, но еще больше требуют технических навыков, строгого
соблюдения рецептуры растворов и тт.д.
Направленность программы: техническая
Уровень освоения: общекультурный (базовый)
Актуальность программы состоит в том, что занятия этим необычным видом
декоративно - прикладного искусства не
только позволяют овладеть
специфическими умениями, но и формируют творческую личность, помогают
восстановить связь с природой, глубже понять и осознать гармонию человека и
окружающей среды, воспитывают гражданственность, прививая любовь к своей
«малой» родине, Отечеству.
Отличительной особенностью программы является
определенная
экологическая направленность, благодаря которой педагог не только учит
детей изготовлению муляжей
фруктов
и
ягод, но и дает возможность
больше узнать о живых растениях, ценить и беречь их как часть природы, без
которой жизнь человека немыслима.
Новизна программы «Фрутти-Style» в её уникальности, аналогичных
программ по данному направлению не известно.
Гибкость программы, позволит использующему ее педагогу, нарабатывая
личный опыт, корректировать ее в зависимости от уровня собственных притязаний.
Программа носит открытый и вариативный характер. Она дает возможность
дифференцированного подхода к обучению и предусматривает введение новых тем,
подсказанных опытом ее реализации и изменениями тенденций в мире дизайна.
Целевая группа, особенности состава учащихся:
Возраст обучающихся: 7 - 15 лет.
Состав обучающихся: все желающие и девочки, и мальчики (смешанные
группы)
Допуск врача: не требуется
Данная программа педагогически целесообразна, т.к. ее реализация органично
вписывается в единое образовательное пространство образовательной организации и
позволяет применять ее в инклюзивных группах. Занятия помогают ребенку
социализироваться, благоприятно влияют на становление личности ребенка с ОВЗ в
целом.
Срок обучения: 5 лет
4

Форма обучения: очная, групповая возможна частично дистанционная форма
организации.
(Для профилактики и предотвращения распространения гриппа, ОРВИ, новой
коронавирусной инфекции в условиях карантина или режима самоизоляции
реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
проводится в дистанционном режиме с использованием электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий.)
Особенности организации образовательного процесса
Предлагаемая программа строится на интеграции базовых тем с другими
школьными учебными программами: черчением и изобразительным искусством –
при изучении формы и цвета плодов, составлении композиций; географии - при
знакомстве с местами произрастания растений; ботаникой – при изучении
особенности строения и биологических свойств фруктов, геометрией – при
знакомстве с формой плода.
Интеграция позволяет достичь целостного представления у ребенка об
изучаемом предмете, помогает преодолеть фрагментарность видения, готовит
необходимую базу для более углубленного изучения материала, формирует у
учащихся интерес к естественно – научным дисциплинам, оказывает влияние на
общее развитие и профессиональное самоопределение подростков.
1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы. Развитие у учащихся творческих способностей и
художественного вкуса через обучение технологии изготовления муляжей фруктов
и ягод, путем создания разнообразных композиций и участия в конкурсной и
выставочной деятельности.
Задачи:
Обучающие:
обучать детей основным приемам и правилам работы по изготовлению муляжей;
Развивающие:
развивать образное и пространственное мышление, фантазию, творческую
активность;
Воспитывающие:
воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы базируется на достижениях науки и культуры,
учитывает
психологические особенности детей подросткового возраста.
5

Преподавание материала ведется по дидактико - реалистическому методу: от общего
к частному, от частного к общему.
Программа последовательно и грамотно знакомит учащихся:
 с географией, историей, биологией и бытовыми сведениями об изготовляемых
фруктах и ягодах;
 с техникой безопасности при работе с режущими и колющими предметами, с
горячими жидкостями;
 с технологией изготовления простых муляжей фруктов и ягод;
 с технологией изготовления комбинированных муляжей фруктов и ягод;
 с технологией изготовления сложных муляжей фруктов и ягод;
 с аранжировкой готовых фруктов и ягод.
 с современными видами декоративно – прикладного творчества, актуальными и
востребованными в подростковой среде.
1.3.1 УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
1 год
обучения
теори практ
я
ика

вводные занятия
Техника безопасности
Изготовление муляжей
по простейшей
технологии
Изготовление муляжей
по комбинированной
технологии
Изготовление муляжей
по желатиненной
технологии
Квиллинг. Технология
бумагокручения.
Композиции в технике
квиллинг
Экскурсии, выставки

итоговые занятия

2
1
8,5

2 год обучения
теория

1
31,5

2
1
8,5

22,5 71,5

39,5

2

практи
ка

3 год обучения
теория

1
27,5

2
1
5,5

126,5

32,5

2
2

4
2

практи
ка

4 год обучения
теория

практи
ка

5 год обучения
теория

практи
ка

1
26,5

1
1
7,5

32,5

135,5

15

85

25,5

112,5

11

49

10

40

4,5

13,5

6
2

1
1

2

140
210
210
210
210
На весь курс обучения необходимо – 980 учебных часов

6

1.3.2 СОДЕРЖАНИЕ
Содержание программы включает в себя 18 взаимосвязанных разделов, которые и
реализуются в комплексе.
1 год обучения
1. Изготовление муляжей Яблока
2. Изготовление муляжей ветки ягоды земляники
3. Изготовление муляжей абрикоса
2 год обучения
4. Изготовление муляжей ягоды вишни или черешни ( на выбор)
5. Изготовление муляжей ягоды малины
6. Изготовление муляжей желтой сливы
7. Изготовление муляжей персика
3 год обучения
8. Изготовление муляжей мандарина
9. Изготовление муляжей синей сливы
10.Изготовление муляжей алычи
11.Изготовление муляжей груши
4 год обучения
12.Изготовление муляжей ягоды уральской рябины
13.Изготовление муляжей ягоды ежевики
14.Изготовление муляжей черной смородины
5 год обучения
15.Изготовление муляжей красной рябины
16.Изготовление муляжей красной и белой смородины (на выбор)
17.Изготовление муляжей черноплодной рябины
18 Квиллинг. Изготовление композиций в технике квиллинга.
Учебно-тематический план 1 год обучения
№
заня
тия

1

2

3
4-5

Кол-во часов
Тео Прак
Всего
рия тика

Название темы

Введение в образовательную программу.
Интегрированное занятие «Яблоня –
краса и гордость российских садов».
Правила
поведения
в
кабинете.
Организационные вопросы.
Оборудование, материалы, инструменты
и техника безопасности при работе с
ними. Правила хранения и пользования
горячими смесями.

2

2

Беседа, знакомство.
Выставочные работы
старшей группы.

2

1

1

Раздел: Изготовление муляжа яблока
Изучение приёмов изготовления муляжа
яблока.
2
1
1
Шитьё муляжа яблока.

4
7

1

Формы работы

3

Рассказ,
беседа.
Демонстрация
материалов.
Практическая
работа.
Демонстрация
готовых
работ.
Практическая раб.
Рассказ.

Обработка муляжа яблока парафином.
6 -7

8 -9

1011

1213

14
1516
1718
1920
21

Обработка муляжа яблока раствором
желатина перед раскрашиванием.
Знакомство
с
понятием
Раскрашивание муляжа яблока.

Правила выполнения крахмаливания
ткани. Крахмаливание ткани.
для

1

3

4

1

3

4

1

3

4

1

3

2

1

1

4

1

3

4

1

3

4

1

3

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

«цвет».

Обработка муляжа яблока раствором
желатина после раскрашивания.

Обработка проволоки
листиков.
Изготовление листиков.

4

черенков

Обработка проволоки у черенка муляжа.
Подкрашивание черенков у муляжа и
листиков.
Сборка веточки муляжа яблока.

22

23

Подкрашивание веточки и обработка её
«пыльцой».

24

Раздел: Изготовление муляжа земляники.
Интегрированное занятие введения в
тему «Солнечная ягода – земляника»
2
1
1

2527
2829

Изучение
приёмов
изготовления
составляющих элементов муляжа: плод,
стебелёк, плод. Изготовление ягоды.
Раскрашивание ягоды земляники
8

6

1

5

4

1

3

Практическая
работа.
Беседа о парафине.
Практическая
работа.
Рассказ.
Беседа.
Практическая
работа.
Рассказ.
Демонстрация.
Практическая
работа. Игра.
Рассказ.
Демонстрация.
Практическая
работа.
Беседа.
Демонстрация.
Практическая
работа.
Беседа Практическая
работа.
Демонстрация.
Практическая раб.
Практическая
работа.
Рассказ.
Практическая
работа.
Демонстрация
иллюстраций.
Практическая
работа.
Беседа.
Практическая
работа.
Рассказ.
Беседа.
Демонстрация.
Практическая
работа.
Беседа.
Практическая
работа.
Демонстрация.
Практическая

30
3133
3435
3639
4041

Крахмаливание белой и зелёной тканей.
Изготовление
выкроек
цветочков.
Вырезание листьев и венчиков цветков.
Обработка черенков ягод, цветочков,
листиков.

2

0,5

1,5

6

1

5

4

1

3

8

1

7

4

1

3

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

Изготовление листиков и «звёздочек».
Подкрашивание черенков ягод, листиков,
цветочков.
Сборка веточки земляники.

42
Подкрашивание веточки.
43

44

4546
4749
5052
5354
5557
58

Раздел: Изготовление муляжа абрикоса.
Изучение приёмов изготовления муляжа
абрикоса.
2
0,5

1,5

Шитьё муляжа абрикоса.
4

1

3

6

1

5

6

1

5

4

1

3

6

1

5

2

0,5

1,5

Обработка муляжа абрикоса парафином.
Обработка муляжа абрикоса раствором
желатина перед раскрашиванием.
Раскрашивание муляжа абрикоса.
Обработка муляжа абрикоса раствором
желатина после раскрашивания.
Крахмаливание ткани.
9

работа.
Практическая
работа.
Упражнение.
Практическая
работа.
Демонстрация.
Наблюдение.
Практическая
работа.
Упражнение.
Практическая
работа.
Беседа.
Практическая
работа.
Беседа.
Рассказ.
Практическая
работа.
Рассказ.
Практическая
работа.
Иллюстрация.
Беседа.
Рассказ.
Упражнение.
Практическая раб.
Рассказ.
Практическая
работа.
Беседа.
Рассказ.
Практическая
работа.
Упражнение.
Рассказ.
Практическая
работа.
Иллюстрация.
Практическая
работа.
Рассказ.
Практическая
работа.
Практическая
работа.

5960

Обработка
листиков.

проволоки

для

черенков
4

1

3

6

1

5

4

1

3

4

1

3

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2
140

2

-

Изготовление листиков. приклеивание
6163
6465
6667

Обработка проволоки у черенков муляжа.
Подкрашивание черенков у муляжа и
листиков.
Сборка веточки муляжа абрикоса.

68

69
70

Подкрашивание веточки и обработка её
«пыльцой».
Итоговая выставка.
ИТОГО:

Беседа.
Практическая
работа.
Иллюстрация.
Рассказ.
Практическая
работа.
Беседа.
Практическая
работа.
Рассказ.
Упражнение.
Практическая
работа.
Иллюстрация.
Практическая
работа.
Рассказ.
Практическая
работа.
Презентация выст.

Содержание 1 год обучения.
- На первом году обучения изготавливая муляжи яблока, абрикоса, ягоды
земляники учащиеся знакомятся с двумя видами технологий изготовления муляжей простейшая технология (земляника), комбинированная технология (яблоко, абрикос).
Подробно технологии описаны в приложении №1.
-Осваивая эти технологии дети знакомятся с такими приемами работы как:
 шитье муляжа
 крахмаливание ткани
 обработка парафином
 вырезание выкройки листа
 обработка желатином
 пробуливание
 раскрашивание
 обработка крупами
 сборка ветки
Учебно-тематический план 2 год обучения
№
заня
тия

1
2

Кол-во часов
Тео Прак
Всего
рия тика

Название темы

Знакомство с содержанием программы,
правилами поведения в кабинете.
Организационные вопросы.
Материал. оборудование, инструменты,
10

2

2

-

Формы работы

Беседа.
Демонстрация.
Иллюстрация.
Рассказ,

техника безопасности при работе с ними,
демонстрация.
Правила хранения и использования
2
1
1
практическая работа.
горячих смесей.
Раздел: Изготовление муляжа вишен, черешен.(На выбор)
Изучение
приемов
изготовления
Рассказ.
составляющих элементов плода.
Упражнение.
3
2
0,5
1,5
Практическая
работа.
Шитьё муляжа вишен, черешен.
Демонстрация,
Рассказ.
4-6
6
1
5
Практическая
работа.
Обработка муляжа
вишен, черешен
Рассказ.
Беседа
7-10 парафином.
8
1
7
Практическая
работа.
Обработка муляжа
вишен, черешен
Иллюстрация.
11светлым раствором желатина.
6
1
5
Наглядные пособия.
13
практическая работа.
14- Обработка муляжа
вишен, черешен
Наглядные пособия.
6
1
5
16 темным раствором желатина.
практическая работа.
Крахмаливание ткани.
.
Практическая
17
2
0,5
1,5
работа.
18- Обработка проволоки для черенков
Беседа Практическая
4
1
3
19 листиков.
работа.
Изготовление листиков.
Демонстрация.
206
1
5
Практическая
22
работа.
Обработка проволоки у черенков муляжа
Беседа.
Рассказ.
23вишен, черешен.
4
1
3
Практическая
24
работа.
Подкрашивание черенков у муляжей и
Рассказ.
25 листиков.
2
0,5
1,5 Практическая
работа.
Декоративная сборка веточки муляжа
Демонстрация
яблока.
иллюстраций.
26
2
0,5
1,5
Практическая
работа.
Подкрашивание веточки.
Беседа.
27
2
0,5
1,5 Практическая
работа.
Раздел: Изготовление муляжа малины.
Изучение приёмов изготовления ягоды
Рассказ.
Беседа.
Демонстрация.
28
2
1
1
Практическая
работа.
29- Изготовление заготовки малины .
6
1
5
Беседа.
11

31
Шлифовка пшена у ягоды малины
32
3334
35
3637
3840
4142
43

2

0,5

1,5

4

1

3

2

0,5

1,5

4

1

3

6

1

5

4

1

3

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

Раскрашивание ягоды малины
Крахмаливание ткани
Обработка
листьев

проволоки для черенков

Изготовление листиков
Обработка проволоки у черенков ягоды
малины.
Подкрашивание черенков у ягод и
листиков.
Сборка веточки малины.

44

45

46

4750
5154
5557
5860

Подкрашивание веточки малины.

2

0,5

1,5

Раздел: Изготовление муляжа желтой сливы.
Знакомство с методикой изготовления
муляжа
2
1
1
Шитьё муляжа желтой сливы.
8

1

7

8

1

7

6

1

5

6

1

5

Обработка муляжа парафином.
Обработка муляжа
сливы раствором
желатина перед раскрашиванием.
Понятие
«цвет»,
«радуга».
Раскрашивание муляжа сливы.
12

Практическая
работа.
Рассказ.
Практическая
работа.
Демонстрация.
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Упражнение.
Рассказ.
Практическая работа
Упражнение.
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Беседа.
Рассказ.
Практическая
работа.
Беседа.
Рассказ.
Практическая
работа.
Рассказ.
Практическая
работа.
Иллюстрация.
Беседа.
Рассказ.
Упражнение.
Практическая
работа.
Рассказ.
Практическая
работа.
Беседа.
Рассказ.
Практическая
работа.
Упражнение.
Рассказ.
Практическая
работа.
Игра. Иллюстрация.
Демонстрация.
Практическая

6163
64
6567

Обработка муляжа
сливы раствором
желатина после раскрашивания.
Крахмаливание ткани.
Обработка
листиков.

проволоки

для

6

1

5

2

0,5

1,5

6

1

5

6

1

5

4

1

3

4

1

3

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

черенков

Изготовление листиков
6870
7172
7374

Обработка проволоки у черенков муляжа.
Подкрашивание черенков у муляжа и
листиков.
Сборка веточки муляжа желтой сливы.

75

76

Подкрашивание веточки и обработка её
«пыльцой».

работа.
Рассказ.
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Беседа.
Практическая
работа.
Иллюстрация.
Рассказ.
Практическая
работа.
Беседа.
Практическая
работа.
Рассказ.
Упражнение.
Практическая
работа.
Иллюстрация.
Практическая
работа.
Рассказ.
Практическая
работа.

Раздел: Изготовление муляжа персика.
7779

Шитье муляжа персика

6

1

5

8882

Обработка муляжа персика парафином.

6

1

5

8385

Обработка муляжа персика раствором
6
желатина перед раскрашиванием

1

5

8687

Раскрашивание муляжа персика.

4

1

3

8890

Обработка муляжа персика раствором
6
желатина после раскрашивания.

1

5

91

Крахмаливание ткани.

2

0,5

1,5

9293

Обработка
листиков.

4

1

3

проволоки

для

черенков
13

Иллюстрация.
Практическая
работа.
Рассказ.
практическая работа.
Беседа.
Рассказ.
Практическая
работа.
Упражнение.
Рассказ.
Практическая
работа.
Иллюстрация.
Практическая
работа.
Практическая
работа.

Иллюстрация.
Рассказ.
Практическая
работа.
Беседа.
Практическая
работа.
Рассказ.
Упражнение.
Практическая
работа.
Иллюстрация.
Практическая
работа.
Рассказ.
Практическая
работа.
Оформление
изделий.
Оформление
выставки.

9496

Изготовление листиков.

6

1

5

9798

Обработка проволоки у черенка муляжа.

4

1

3

99100

Подкрашивание черенков у муляжа и
4
листиков.

1

3

101

Сборка веточки у муляжа персика.

2

0,5

1,5

102

Подкрашивание веточки и обработка ее
2
густой «пыльцой».

0,5

1,5

103

Выполнение композиций из фруктов.

2

1

1

104

Экскурсия на выставку прикладного
творчества, работающую в городе, в 2
краеведческом музее

2

-

Экскурсия.

105

Итоговое занятие.

2

2

-

Игры.
Зачет.

ИТОГО:

210

Конкурсы.

Содержание 2 год обучения.
- На втором году обучения дети изготавливают муляжи: вишен, черешен
(на выбор); малины; желтой сливы; персика. При изготовлении данных муляжей
используются технологии освоенные детьми на первом году обучения, а именно –
простейшая ( малина) и комбинированная ( вишня, черешня, желтая слива, персик) .
Но изготовление предложенного набора фруктов и ягод сложнее, что требует
расширения приемов работы. К изученным ранее приемам, в этом году добавляются
следующие :
 шлифовка пшена
 повторная обработка желатином после раскрашивания
 сборка ветки с большим количеством плодов
Учебно-тематический план 3 год обучения
№
заня
тия

Кол-во часов
Тео Прак
Всего
рия тика

Название темы

14

Формы работы

Вводное
занятие.
Знакомство
с
содержанием
программы.
Организационные вопросы.
Техника безопасности при работе с
инструментами,
оборудованием.
Методика приготовления желатина..

Беседа, знакомство.
1
2
2
Выставочные работы
старшей группы.
Рассказ,
беседа.
Демонстрация
2
2
1
1
материалов.
Практическая
работа.
Раздел: Изготовление муляжа мандарина.
Изучение приёмов изготовления муляжа
Демонстрация
3
мандарина.
2
0,5
1,5 готовых
работ.
Практическая раб.
Шитьё муляжа мандарина.
Рассказ.
4-6
6
1
5
Практическая
работа.
Обработка муляжа манной крупой.
Рассказ.
7-10
8
1
7
Практическая
работа.
Раскрашивание муляжа мандарина.
Демонстрация.
118
1
7
Практическая
14
работа.
Обработка муляжа мандарина раствором
Рассказ.
15желатина после раскрашивания.
Демонстрация.
4
1
3
16
Практическая
работа.
Оформление муляжей мандарин
Демонстрация.
17Рассказ.
4
1
3
18
Практическая
работа.
Раздел. Изготовление муляжа синей сливы.
Технология изготовление синей сливы
Демонстрация.
19
2
1
1
Ииллюстрация.
Практическая работа
20- Шитье муляжа синей сливы
Рассказ.
8
1
7
23
практическая работа.
24- Обработка
муляжа
синей
сливы
Беседа. практическая
6
1
5
26 парафином
работа.
27- Обработка муляжа синей сливы светлым
Рассказ.
беседа.
4
1
3
28 желатином.
практическая работа.
Обработка муляжа синей сливы темным
Рассказ.
29раствором желатина
4
1
3
Практическая
30
работа.
Крахмаливание ткани.
Практическая
31
2
0,5
1,5
работа.
32- Обработка проволоки для черенков
Беседа.
4
1
3
33 листиков.
Практическая
15

Изготовление листиков.
3436
3738
3940

Обработка проволоки у черенков муляжа
синей сливы.
Подкрашивание черенков у муляжа и
листиков.

6

1

5

4

1

3

4

1

3

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

Сборка веточки муляжа синей сливы.
41

42

Подкрашивание веточки и обработка её
синей «пыльцой».

43

Раздел: Изготовление муляжа алычи.
Изучение приёмов изготовления муляжа
алычи.
2
1

4446
4750
5153

1

Шитье муляжа алычи.
6

1

5

8

1

7

6

1

5

4

1

3

6

1

5

8

1

7

4

1

3

Обработка муляжа алычи парафином.
Обработка муляжа алычи раствором
желатина перед раскрашиванием.
Раскрашивание муляжа алычи.

5455

5658
5962
6364

Обработка муляжа алычи раствором
желатина после раскрашивания.
Изготовление листиков.
Подкрашивание черенков ягод, листиков.

16

работа.
Иллюстрация.
Рассказ.
Практическая
работа.
Беседа.
Практическая
работа.
Рассказ.
Упражнение.
Практическая
работа.
Иллюстрация.
Практическая
работа.
Рассказ.
Практическая
работа.
Рассказ.
Беседа.
Демонстрация.
Практическая
работа.
Беседа.
Практическая
работа.
Беседа.
Практическая
работа.
Рассказ.
Практическая
работа.
Демонстрация.
Рассказ.
Практическая
работа.
Демонстрация.
Наблюдение.
Практическая
работа.
Упражнение.
Практическая
работа.
Беседа.
Практическая
работа.

Сборка веточки алычи.
65

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

Подкрашивание веточки.
66

Беседа.
Рассказ.
Практическая
работа.
Рассказ.
Практическая
работа.

Раздел. Изготовление муляжа груши.
Демонстрация
готовых
работ.
Рассказ.
практическая работа.
Рассказ.
Практическая
работа.
Рассказ.
Практическая
работа.
Беседа.
Рассказ.
Практическая
работа.
Игра.
Рассказ.
Практическая
работа.
Рассказ.
Практическая
работа.

67

Технология
изготовления
2
комбинированных муляжей

1

1

6871

Шитье муляжа груши

8

1

7

7275

Обработка муляжа груши парафином.

8

1

7

7679

Обработка муляжа груши раствором
8
желатина перед раскрашиванием.

1

7

8082

Раскрашивание муляжа груши.

6

1

5

8386

Обработка муляжа груши раствором
8
желатина после раскрашивания

1

7

1

3

Беседа. практическая
работа.
Рассказ.
Практическая
работа.

8788

Обработка проволоки у черенков муляжа
груши.
4

89

Крахмаливание ткани

2

0,5

1,5

9093

Изготовление листиков.

8

1

7

9495

Обработка проволоки у черенков муляжа
груши.
4

1

3

9698

Подкрашивание черенков у муляжа и
6
листиков.

1

5

99100

Сборка веточки муляжа груши.

1

3

4

17

Рассказ.
Практическая
работа.
Рассказ.
Практическая
работа.
Демонстрация.
Рассказ.
Практическая
работа.

101

Подкрашивание веточки и обработка ее
2
«пыльцой».

0,5

1,5

102

Выполнение композиций из фруктов.

2

1

1

103

Итоговое занятие
материала.

2

2

-

104105

Экскурсия в парк с наблюдением
цветущих яблонь. Посещение фруктового 4
рынка.
210
ИТОГО:

4

-

с

закреплением

Рассказ.
Практическая
работа.
Беседа.
Демонстрация.
Практическая работа
Игра.
Конкурс.
Викторина.
Тестирование.
Экскурсия.

Содержание 3 год обучения.
- На третьем году обучения дети изготавливают муляжи: мандарина, синей
сливы, алычи, груши. В этом году обучающиеся продолжают совершенствовать
умения изготавливать муляжи пользуясь простейшей технологией (мандарин ,
апельсин на выбор) и комбинированной ( синяя слива, алыча, груша). К изученным
ранее приемам, в этом году добавляются следующие :
 шитье сложных по форме фруктов (груша, слива)
 самостоятельное приготовление раствора желатина,
 обработка муляжей цветными растворами желатина
Учащиеся учатся оформлять декоративные композиции из муляжей фруктов и ягод.
Учебно-тематический план 4 год обучения
№
заня
тия

1

2

3

4-7

Кол-во часов
Тео Прак
Всего
рия тика

Название темы

Формы работы

Вводное
занятие.
Знакомство
с
Беседа,
рассказ.
программой. Организационные вопросы.
Демонстрация
2
2
Техника безопасности с материалами,
материалов
и
инструментами и горячими жидкостями.
инструментов.
Экскурсия в лес с целью знакомства с
Экскурсия, рассказ,
2
2
уральской рябиной.
наблюдение.
Раздел: Изготовление муляжа ягоды уральской рябины
Методика
изготовления
Демонстрация.
комбинированных муляжей.
Рассказ.
2
1
1
Практическая
работа.
Изготовление заготовки муляжа ягод
Беседа.
уральской рябины.
8
1
7
Практическая
работа.
18

8-11
1215

Обработка заготовок муляжа ягод
уральской рябины парафином.
Обработка муляжа ягод уральской
рябины раствором желатина перед
раскрашиванием.
Раскрашивание уральской рябины.

1619
2023
2427
2831

Изготовление «крестиков» на заготовке
уральской рябины.
Обработка уральской рябины желатином
после раскрашивания.
Обработка
листиков.

проволоки

для

8

1

7

8

1

7

8

1

7

8

1

7

8

1

7

8

1

7

2

0,5

1,5

8

1

7

8

1

7

2

0,5

1,5

8

1

7

6

1

5

4

1

3

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

черенков

Крахмаливание ткани.
32

3336
3740

Изготовление
листиков.
листиков, буление.

Вырезание

Изготовление зубчиков на листиках,
приклеивание.
Обработка листиков парафином.

41
4245
4648
4950

51
52

Изготовление
сложного
подкрашивание черенков.

листа,

Обработка проволоки у черенка муляжа.
Сборка муляжа ягод уральской рябины в
соцветия.
Сборка веточки муляжа ягод уральской
рябины.
Подкрашивание веточки.
19

Беседа.
рассказ.
практическая работа.
Рассказ.
Практическая
работа.
Рассказ.
Демонстрация.
Практическая
работа.
Рассказ.
Практическая
работа.
Рассказ.
Демонстрация.
Практическая
работа.
Беседа.
Практическая
работа.
Демонстрация.
Практическая
работа.
Рассказ.
Демонстрация.
Практическая
работа.
Рассказ.
практическая работа.
Рассказ.
Практическая
работа.
Демонстрация.
Практическая
работа.
Рассказ.
Практическая
работа.
Демонстрация.
Рассказ.
Практическая
работа.
Рассказ.
Практическая
работа.
Рассказ.
Практическая

работа.

53

5457
5860
61
6163
6467
6869
70

71

72
7376
7780
8184
8586

Раздел: Изготовление муляжа ягоды ежевики
Приёмы изготовления составляющих
Рассказ.
Беседа.
элементов муляжа ягоды ежевики.
2
1
1
Практическая
работа.
Изготовление заготовки муляжа ягоды
Беседа.
ежевики.
Демонстрация.
8
1
7
Практическая
работа.
Раскрашивание муляжа ягоды ежевики.
Рассказ.
6
1
5
Практическая
работа.
Крахмаливание ткани.
Практическая
2
0,5
1,5
работа.
Обработка черенков ягод, листиков.
Демонстрация.
6
1
5
Практическая
работа.
Изготовление листиков и «звёздочек».
Упражнение.
Рассказ.
8
1
7
Практическая
работа.
Подкрашивание черенков ягод, листиков.
Беседа.
4
1
3
Практическая
работа.
Сборка веточки муляжа ягоды ежевики.
Рассказ.
2
0,5
1,5 Практическая
работа.
Подкрашивание веточки.
Рассказ.
2
0,5
1,5 Практическая
работа.
Раздел: Изготовление муляжа ягоды чёрной смородины
Изготовление муляжа ягоды чёрной
Беседа.
Рассказ.
смородины.
2
0,5
1,5 Практическая
работа.
Изготовление заготовок для муляжа
Беседа.
чёрной смородины
8
1
7
Практическая
работа.
Обработка заготовок раствором желатина
Беседа.
с 1 по 5 раз.
8
1
7
Практическая
работа.
Обработка заготовок раствором желатина
Беседа.
с 6 по 10 раз.
8
1
7
Практическая
работа.
Обработка проволоки у черенков ягод.
Беседа.
4
1
3
Практическая
работа.
20

8788

Подкрашивание черенков у ягод.
4

1

3

2

0,5

1,5

4

1

3

8

1

7

2

0,5

1,5

4

1

3

4

1

3

2

0,5

1,5

2

2

-

2

2

-

4

4

-

Крахмаливание ткани.
89
9091
9295

Обработка
листиков.

проволоки

для

черенков

Изготовление листиков.
Подкрашивание черенков у листиков.

96
9798
99100

Сборка кисточек ягод.
Сборка веточки муляжа ягоды чёрной
смородины.
Подкрашивание веточки.

101
102

Итоговое занятие.

103 Посещение выставок в городе.
104- Экскурсии на природу.
105
ИТОГО:

Беседа.
Практическая
работа.
Беседа.
Практическая
работа.
Беседа.
Практическая
работа.
Беседа.
Практическая
работа.
Беседа.
Практическая
работа.
Беседа.
Практическая
работа.
Беседа.
Практическая
работа.
Беседа.
Практическая
работа.
Игры,
конкурсы,
тестирования.
Экскурсия.
Экскурсия.

210

Содержание 4 год обучения.
-На четвертом году обучения дети изготавливают муляжи: ягод ежевики черной
смородины, уральской рябины. В этом году обучающиеся продолжают
совершенствовать умения изготавливать муляжи пользуясь простейшей технологией
(ежевика) и комбинированной (уральская рябина), а также знакомятся с новой
технологией изготовления муляжей – желатиненной. Эта технология считается самой
сложной и трудоемкой. Изготавливая муляжи, по выше перечисленным технологиям,
учащиеся пользуются ранее изученными приемами и узнают новые:
 наращивание объема плода многоразовой обработкой заготовки раствором
желатина.
 обработка раствором парафина листьев (рябина)
 Сборка грозди.
Учебно-тематический план 5 год обучения
21

№
заня
тия

Кол-во часов
Тео Прак
Всего
рия тика

Название темы

Формы работы

Вводное
занятие.
Знакомство
с
Беседа,
рассказ.
программой. Организационные вопросы.
Демонстрация
1
2
2
Техника безопасности с материалами,
материалов
и
инструментами и горячими жидкостями.
инструментов.
Раздел: Изготовление муляжа ягоды крымской рябины
Шитьё муляжа крымской рябины.
Демонстрация.
Рассказ.
2
2
1
1
Практическая
работа.
Обработка муляжа крымской рябины
Беседа.
3-6 парафином.
8
1
7
Практическая
работа.
Обработка муляжа ягод крымской
Беседа.
рассказ.
7-10 рябины раствором желатина перед
8
1
7
практическая работа.
раскрашиванием.
Раскрашивание
муляжа
крымской
Рассказ.
11рябины.
8
1
7
Практическая
14
работа.
Изготовление «крестиков» на заготовке
Рассказ.
15крымской рябины.
8
1
7
Практическая
18
работа.
Обработка проволоки у черенков ягод
Беседа.
19рябины.
8
1
7
Практическая
22
работа.
Подкрашивание черенков у ягод.
Демонстрация.
23
2
0,5
1,5 Практическая
работа.
Крахмаливание ткани.
Рассказ.
248
1
7
Практическая
27
работа.
Обработка проволоки для черенков
Рассказ.
28листиков.
8
1
7
Практическая
31
работа.
Изготовление
листиков.
Вырезание
Рассказ.
32 листиков. Буление.
2
0,5
1,5 Практическая
работа.
Изготовление зубчиков на листиках,
Рассказ.
33приклеивание.
8
1
7
Практическая
36
работа.
Обработка листиков парафином.
Рассказ.
376
1
5
Практическая
39
работа.
40- Изготовление
сложного
листа.
4
1
3
Рассказ.
22

41

42

43

44

4548
4951
52
5355
5659
6061
62

63
6465
6667
68

Подкрашивание черенков.

Практическая
работа.
Сборка муляжа ягод крымской рябины в
Рассказ.
кисть.
2
0,5
1,5 Практическая
работа.
Сборка веточки муляжа ягод крымской
Рассказ.
рябины.
2
0,5
1,5 Практическая
работа.
Подкрашивание веточки.
Рассказ.
2
0,5
1,5 Практическая
работа.
Раздел: Изготовление муляжа ягоды красной, белой смородины
Изготовление заготовки муляжа ягоды
Беседа.
смородины.
Демонстрация.
8
1
7
Практическая
работа.
Обработка заготовок раствором желатина
Рассказ.
с 1 по 4 раз.
6
1
5
Практическая
работа.
Обработка заготовок раствором желатина
Рассказ.
с 5 по 8 раз.
2
0,5
1,5 Практическая
работа.
Обработка проволоки у черенков ягод.
Рассказ.
6
1
5
Практическая
работа.
Подкрашивание черенков у ягод.
Рассказ.
8
1
7
Практическая
работа.
Крахмаливание ткани.
Беседа.
4
1
3
Практическая
работа.
Обработка проволоки у черенков
Рассказ.
листиков.
2
0,5
1,5 Практическая
работа.
Изготовление листиков.
Рассказ.
2
0,5
1,5 Практическая
работа.
Подкрашивание черенков у листиков.
Рассказ.
4
1
3
Практическая
работа.
Сборка кисточек ягод.
Рассказ.
4
1
3
Практическая
работа.
Сборка веточки муляжа ягод красной,
Рассказ.
белой смородины.
2
1
1
Практическая
работа.
23

Подкрашивание веточки.
69

70
7173
7476
7778
7980
8182
83
8485
86
8789
9091
9293
94

95

Рассказ.
2
0,5
1,5 Практическая
работа.
Раздел: Изготовление муляжа ягоды черноплодной рябины
Изготовление
муляжа
ягоды
Беседа.
Рассказ.
черноплодной рябины.
2
1 1
Практическая
работа.
Изготовление заготовок для муляжа
Беседа.
черноплодной рябины
6
1
5
Практическая
работа.
Обработка
заготовок
муляжа
Беседа.
черноплодной рябины парафином.
6
1
5
Практическая
работа.
Обработка муляжа чёрноплодной рябины
Беседа.
раствором
желатина
перед
4
1
3
Практическая
раскрашиванием.
работа.
Раскрашивание черноплодной рябины.
Беседа.
4
1
3
Практическая
работа.
Обработка
черноплодной
рябины
Беседа.
раствором
желатина
после
4
1
3
Практическая
раскрашивания.
работа.
Обработка проволоки у черенков ягод.
Беседа.
2
0,5
1,5 Практическая
работа.
Обработка проволоки для черенков
Беседа.
листиков.
4
1
3
Практическая
работа.
Крахмаливание ткани.
Беседа.
2
0,5
1,5 Практическая
работа.
Изготовление листиков.
Беседа.
6
1
5
Практическая
работа.
Подкрашивание проволоки у черенков
Беседа.
листиков.
4
1
3
Практическая
работа.
Сборка
соцветий
веточки
ягоды
Беседа.
черноплодной рябины.
4
1
3
Практическая
работа.
Сборка веточки муляжа черноплодной
Беседа.
рябины.
2
0,5
1,5 Практическая
работа.
Подкрашивание веточки.
Рассказ.
2
0,5
1,5 Практическая
работа.
24

Раздел: Квиллинг. Композиции в технологии квиллинга.
Знакомство с материалами,
Беседа. рассказ.
96инструментами, приемами выполнения,
4
1
3
Практическая
97
изготовление простых форм.
работа.
Изготовление композиций
Рассказ.
98поздравительных открыток.
4
1
3
Практическая
99
работа.
Изготовление композиций декоративных
Рассказ.
100панно.
4
1
3
Практическая
101
работа.
Раскрашивание плодов.
Рассказ.
1024
1
3
Практическая
103
работа.
Изготовление объемных форм.
Рассказ.
104
2
0,5
1,5 Практическая
работа.
Итоговое занятие. Выявление уровня
Итоговая выставка.
105
2
2
освоения образовательной программы.
210
ИТОГО:
Содержание 5 год обучения.
- Пятый год обучения - завершающий год программы. На этом году
обучения дети изготавливают муляжи: крымской и черноплодной рябины, красной и
белой смородины. На ряду с освоенными технологиями - комбинированной (крымская
и черноплодная рябины) и желатиненной (красная и белая смородина), обучающиеся
выполняют композиции из фруктов и цветов. Изготовление фруктов и ягод долгий по
времени процесс, а для вариаций композиций требуется много готового материала.
Находкой для этой цели стал квиллинг, технология бумагокручения. Изготовленные в
технике
квиллинг
композиции
становятся
готовыми
художественными
произведениями – открытки, панно, сувениры.
На протяжении всего курса обучения содержание деятельности по программе
включает в себя некоторые актуальные компоненты:
 Интеграция со школьными предметами. Параллельно с освоением технологией
изготовления муляжей учащиеся получают дополнительные знания из области:
географии (места произрастания фруктов и ягод), биологии (особенности сорта),
медицины (целебные свойства), изобразительного искусства (цветоведение,
композиция)
 Интеграция с другими коллективами Дворца. Творческие работы учащихся
этого коллектива становятся экспонатами на выставках разного уровня.

25

Изделия используются при изготовлении театрализованных костюмов.
Декоративные композиции из муляжей фруктов и ягод используются в изостудии
«Эскиз» при работе над натюрмортом
 Технический компонент (основы материаловедения, техника безопасности,
работа с электроприборами, механическими инструментами)
 Сетевое взаимодействие
с
другими ОУ,
учреждениями культуры. На
протяжении всего периода обучения по ДООП в коллективе организуются и
проводятся экскурсии, поездки, творческие встречи в учреждения культуры (в
музеи на выставки декоративно-прикладного и экскурсии, в картинные галереи), а
так же проводятся совместные мероприятия.
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В процессе обучения учащиеся приобретают
ключевые компетенции –
совокупность знаний, умений и навыков, способов деятельности.
Предметные результаты:
 навыки безопасного труда с инструментами и материалами (ножницы, иголки,
горячие смеси);
 владение технологией изготовления муляжей фруктов и ягод;
 целостное представление о значении фруктов и ягод в жизни и здоровье человека;
 интеграция знаний учащихся в учебной области: геометрии, географии и биологии.
 эстетический вкус и композиционное мышление;
Метапредметные результаты:
 умение формулировать понятия, определять категории, сравнивать, обобщать,
классифицировать;
 строить логическое рассуждение, делать умозаключения и выводы;
 самостоятельно принимать решения, определять цели, планировать деятельность;
 осуществлять поиск и обработку нужной информации;
 работать индивидуально и в группе.
Личностные результаты:
 освоение социальных и нравственных норм, правил поведения;
 формирование осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам;
 умение сотрудничать для достижения общих результатов;
 развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
РАЗДЕЛ № 2
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
26

2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК на 2023-2024 учебный год
Год
обуч
ения

Целевая
группа
Возраст

Количес
тво
часов по
програм
ме в год

Недельн
ая
нагрузка

1

7-8 лет

140
часов
в год
210
часов в
год
210
часов в
год
210
часов в
год
210
часов в
год

4 часа 2 раз в
в
неделю
неделю по 2 часа
3 раза в
неделю
по 2 часа
6 часов 3 раза в
в
неделю
неделю по 2 часа
6 часов 3 раза в
в
неделю
неделю по 2 часа
6 часов 3 раза в
в
неделю
неделю по 2 часа

2

8-9

3

9-10

4

10-11

5

11-12

Режим
занятий

Количество
групп и ФИО
педагога,
реализующего
программу
с
данной группой

Сроки
реализации
(кол-во недель в год,
каникулы, сроки)

Сроки
проведения
аттестации

1 группа
Петрова Е.Ю.

35 уч. недель

С
01.04.2025
по
25.05.2025

1 группа
Петрова Е.Ю.

начало уч/г
02.09.2024
каникулы
с 28 .12.2024
по 10.01.2025 окончание уч/г
25.05.2025

2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Кадровое обеспечение:
Требования
Программу реализует
Педагогическое образование
педагог дополнительного образования,
Опыт работы в сфере декоративноПетрова Елена Юрьевна,
прикладного творчества
Образование среднее педагогическое
первая квалификационная категория
Адрес реализации ДООП: МАУ ДО ДДЮТ – г. Березники, Ломоносова 89а
Материально-техническое обеспечение.
Помещение: учебный класс, с учебными столами и оборудованными рабочими
зонами
Оборудование: комплект инструментов для педагога и учащихся
 Столы кухонные
 Стулья
 Доска-мольберт
 Шкафы, полки для хранения рабочего материала
 Шкафы для хранения фруктов и их заготовок
 Рабочий стол педагога
 Инструменты для каждого учащегося:
ножницы, завивочные ножи, краски, кисти, шило, иглы, нитки,
 Кастрюли
 Электрические плитки
 Утюг
27

2.3 ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
Формы аттестации:

Входной контроль
(при поступлении
ребенка в коллектив)
Оперативный контроль
Текущий контроль
(Промежуточная
аттестация)

Итоговая аттестация

Наблюдение педагога
Наблюдение педагога
творческие работы,
самостоятельные работы,
тестирование,
выставка, конкурс, отчетные
выставки, открытые уроки,
вернисажи.
Индивидуальный творческий
проект,

Форма
предъявления и
демонстрации
образовательных
результатов
-

творческие работы,
самостоятельные
работы,
тестирование,
выставка, конкурс,
отчетные выставки,
открытые
уроки,
вернисажи.

Формы фиксации
образовательных
результатов

-

Диагностическая
карта групповая
(заполняется
ежегодно)
Реестр одаренных.
Участие в конкурсах
(уровень городской и
выше)
(заполняется
поквартально)
Аналитические
справки о качестве
освоения
образовательной
программы.
(ежегодно)

По окончании обучения по программе обучающемуся выдается сертификат об окончании обучения
по программе
Карта личностного роста. Заполняется по итогам каждого учебного года.

28

Критерии оценки уровня освоения программы
Параметры
Теория о
технологии
изготовления
Практика
Практическое
изготовление
изделия по
программе

высокий уровень
Делает полный ответ
на поставленный
вопрос
Самостоятельно
выполняет работы
по программе

Критерии
средний уровень
Допускает
незначительные ошибки
Выполняет работы с
небольшой помощью
педагога

низкий уровень
Ответы на вопросы не
дает
Выполняет работы по
программе только при
полном контроле
педагога

Аналитическая справка
о качестве освоения дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
на 20__-20__ учебный год
Педагог:__________________________________________________________________________
СОХРАННОСТЬ КОНТИНГЕНТА
на начало
года

на конец
года

%

количество у/групп
количество учащихся

1 г/об
2 г/об
3 г/об
4 г/об
5 г/об
29

причины отсева, или прибытия

ИТОГО

ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОГРАММЫ

г/об и фамилия педагога

к-во часов
по
программе

к-во часов
по факту

%
выполнения
программы

причины неполного выполнения программы

1 г/об
2 г/об
3 г/об
4 г/об
5 г/об
ИТОГО:
КОЛИЧЕСТВО ВЫПУСКНИКОВ
Количество
выпускников в 20__
году:

30

ДИАГНОСТИКА
уровня освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

г/об и фамилия
педагога

всего
учащихся

низкий
низкий
уровень
уровень
количество %

средний
средний
уровень
уровень
количество %

высокий
уровень
высокий
количество уровень %

1 г/об
2 г/об
3 г/об
4г/об
5 г/об

ДИАГНОСТИКА
участия в конкурсах, фестивалях, турнирах учащихся

г/об и
фамилия
педагога
1 г/об
2 г/об
3 г/об
4г/об
5 г/об
ИТОГО:

количество участников конкурсов
количество
учащихся
на конец
городской краевой Российский Международный
года
уровень
уровень
уровень
уровень

% от
общего
ИТОГО количества

Количественная и качественная оценка освоения программы обучающимися по
годам обучения проводится ежегодно в виде статистических таблиц данных в
количественном и процентном отношении. Таблицы диагностики уровня освоения
программы и диагностики участия в конкурсах, фестивалях, турнирах учащихся для
наглядности динамики сопровождаются диаграммами.

31

2.4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Принципы построения и реализации программы:
 комплексность – программа реализуется путем последовательного обучения детей
по всем разделам;
 концентричность – темы и задания программы изучаются методом «послойного
наложения», т.е. углубление и усложнение предыдущего материала;
 взаимосвязь между блоками программы - технология изготовления фруктов и ягод
сочетается с теоретическими блоками и блоками аранжировки композиций, что
повышает качество образования, а следовательно и результат.
 коммуникативность – в основе процесса обучения лежит принцип диалогического
общения (педагог – ученик, ученик – ученик), что в итоге приводит к совместному
творчеству;
 дифференцированность и гибкость – изменение сложности задания в зависимости
от состава групп, индивидуальная работа с одаренными детьми или детьми с
ограниченными возможностями;
 деятельное (практикоориентированное) обучение – предполагает получение
знаний и расширение собственного практического опыта;
 активность и осознанность детей в обучении - реализация принципа во внедрении
инновационных технологий: личностно-ориентированного обучения, игровых,
развивающих и т.п.
 здоровьесберегающие принципы – реализуются через учет возрастных,
психологических и физических возможностей учащихся, создание в коллективе
атмосферы доброжелательности, сотворчества и взаимоподдержки
Технологии изготовления муляжей фруктов и ягод в предлагаемой программе
способствуют достижению максимального результата благодаря рациональному
использованию всех форм, средств и методов обучения.
Формы обучения:
 игра
 беседа
 экскурсия
 выставка-обсуждение
 лекция-рассказ
 анализ работ
 тестирование
32

 коллективная работа
Использование тех или иных форм обучения
особенностей, года обучения и способностей учащихся.

зависит от возрастных

Качество обучения достигается при условии последовательного выполнения
технологии изготовления муляжей, использования знаний об изготовляемом фрукте,
применения законов композиции при аранжировке готовых изделий.
Особенности организации образовательного процесса в период самоизоляции
и дистанционного режима.
В условиях карантина профилактики и предотвращения распространения новой
коронавирусной инфекции, профилактики и предотвращения распространения гриппа
и ОРВИ, в условиях карантина или режима самоизоляции реализация дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы проводится с использованием
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Специфика дополнительного образования художественной направленности
требует организации творческого взаимодействия педагогов и обучающихся, их
сотворчества в освоении форм художественного творчества. В связи с этим основной
сложностью
реализации
образовательной
программы
художественной
направленности является сохранение содержания с учетом ограниченных
возможностей дистанционного обучения.
При переходе к дистанционной форме обучения педагогу рекомендуется:
 акцентировать внимание на самостоятельную творческую работу детей;
 определить новые временные рамки освоения новых компетенций;
 использовать презентационную форму подачи материала, используя фото и видео
мастер-классов;
 определить варианты контактов с детьми с целью предоставления им возможности
получения помощи и обратной связи;
 определить вместе с обучающимися запрос новой информации для освоения тех
или иных способов овладения новыми художественными умениями и навыками;
 определить четкую последовательность необходимых действий для выполнения
заданий, добавить фото примеров работ в используемых техниках, что позволит
доступно донести информацию и получить хорошие результаты работы;
 использовать видео- и аудиозанятия, лекции, мастер-классы; открытые
электронные библиотеки, виртуальные краеведческие музеи, концерты,
выступления; тесты, викторины по изученным теоретическим темам; адресные
дистанционные консультации;
33

 при обучении детей и подростков необходимо обеспечить непосредственный
контакт с педагогом. Ребенок должен понимать, что от него требуется, видеть
примеры работ, то, как педагог сам выполняет то или иное действие;
 организовать регулярную обратную связь с обучающимися;
 расширять представление детей о народном творчестве, традициях и культурном
наследии регионов через содержание проводимых дистанционных занятий.
Образовательный процесс организуется в офлайн и онлайн форматах.
Сетевые технологии (офлайн-обучение) – средства коммуникации, позволяющие
передавать и получать данные в удобное время для каждого участника
образовательного процесса, независимо друг от друга. К данному типу коммуникаций
относятся:
 электронная почта;
 форумы;
 система дистанционного обучения (СДО);
 медиатеки, видеохостинги: YouTube, BigBlueButton, Jitsi, TrueConf;
 группы в социальных сетях (твиттер, в контакте, фейсбук);
 месенджеры (вайбер, вацап и др.).
Сетевые технологии (онлайн-обучение) – средства коммуникации, позволяющие
обмениваться информацией в режиме реального времени:
 видеоконференции (Skype, Zoom, Microsoft Teams и др. онлайн-платформы для
видеосвязи с возможностью организации командной работы, в том числе
распределения задач);
 чаты (обмен мгновенными сообщениями, аудио-, видеоинформацией в
мессенджерах);
 виртуальные учебные классы (к примеру Google Classroom).
Обратную связь удобно осуществлять через социальные группы в VK:
Официальная группа Дворца творчества в контакте https://vk.com/club157184428
Программа апробируется с 1986 года и имеет конкретные результаты:
Дипломы лауреатов и победителей конкурсов прикладного - творчества различных
уровней, специальные призы в конкурсах для детей с ограниченными физическими
возможностями, благодарственные письма за участие в фестивалях и проектах.
34

Программа разработана в соответствии с требованиями преподавания, опирается
на мой личный многолетний педагогический опыт и направлена на воспитание
социально адаптированного, умеющего работать в коллективе, творческого
выпускника.
Программа может быть полностью использована педагогом дополнительного
образования для открытия подобного объединения в своем учреждении, без поисков
дополнительных источников.
Дидактическое обеспечение программы
Название дидактического
материала
Комплекты открыток
«Ягоды»
«Ваш приусадебный участок»
«Хризантемы»
Иллюстративный раздаточный
материал «Сорта фруктов и
ягод»
«Советы садоводам любителям.
Яблоки»
Стенд,
«Технология изготовления
простейших муляжей»
Стенд
«Технология изготовления
комбинированных муляжей»

Стенд
«Технология изготовления
желатиненных муляжей»
Дидактический материал

«Технология папье-маше»
Методическая разработка
«изготовление листьев ягод и
фруктов»

При изучении каких разделов программы применяются
данные дидактические средства и материалы
все разделы программы

все разделы программы
1 г.об. – изготовление муляжа яблока
1 г. об.- изготовление муляжа земляники,
2 г. об.- изготовление муляжей малины,
3 г.об. - изготовление муляжей мандарина.
4 г.об.- изготовление муляжей ежевики, клубники,

1 г.об.- изготовление муляжей: яблока, абрикоса.
2 г.об.- изготовление муляжей: вишни, черешни, сливы,
персика.
3 г.об.– изготовление муляжей: груши, алычи.
4 г.об. - изготовление муляжа уральской рябины
5 г. об.- изготовление муляжей: крымской рябины ,
черноплодной рябины
4 г.об.– изготовление муляжей: черной смородины
5 г.об.– изготовление муляжей: красной, белой
смородины
5 г.об. .– изготовление муляжей
экзотических плодов:
бананов, ананасов
Все разделы программы
35

Методическая разработка
«Подготовительная работа по
изготовлению цветов»

1 г. об. изготовление муляжа земляники,
5 г. об. Составление композиций из
фруктов и цветов

Методическая разработка
«Основные приемы изготовления
цветов»

1 г. об. изготовление муляжа земляники,
5 г. об. Составление композиций из
фруктов и цветов

Слайдотека
«Фрукты и ягоды»

Все разделы программы

Раздаточный материал
Технология изготовления фруктов

1 г.об.

Дидактические игры
«Волшебный мешочек»
«Кто я?»
«Разноцветный калейдоскоп»
«Знатоки искусства»
«Попади в яблочко»
Схемы
«Формы фруктов»

1 г. об.
2 г. об.
3 г. об.
4 г. об.
4 г. об.
Все разделы программы

Все разделы программы
Иллюстративный материал
«оформление композиций из
фруктов и ягод»
Все разделы программы
Географическая карта
«Районы произрастания фруктов и
ягод»
Карты-схемы
«технологии изготовления
муляжей»
всех типов
Учебный видеофильм

«Яблоко наливное – чудо
рукотворное»
Тематический альбом

«Плакаты по цветоведению»

Все разделы программы
1 г.об. изготовление муляжей яблок
1 г. об.
4 г. об

36

Методические разработки

Используется при проведении вводных комбинированных занятиях

«Свойства сортов яблока»

перед изготовлением муляжей

«Свойства сортов абрикоса» «Свойства
сортов сливы»

1 г.об – яблока, абрикоса.

«Свойства сортов персика»

2 г.об.- вишни, сливы, персика;
3 г. об.- груши;

«Свойства сортов вишни»
«Свойства сортов черешни»
«Свойства сортов груши»

Все разделы программы

Карточки обратной связи

Методическое обеспечение образовательной программы
Изготовление муляжей фруктов и ягод «Фрутти-STYLE»
№

название
методического
материала

1.

Схемы формы
плодов
(геометрические
формы: круг,
треугольник,
трапеция, квадрат,
прямоугольник).
Карты – схемы
изготовления всех
плодов.
Плакаты - игры

2.

3.

4.

Таблица:
«Классификация
плодов по их
технологии
изготовления»

форма
раздел и
год обучения
назначение
методическ
тема
методического
ого
программы
материала
материала
таблица
Все разделы I-V года об.
для проведения
(15 штук)
программы (интегрирова интеграции в
нные
занятиях
занятия)

таблица
(3 штуки)

Все разделы I-V года
программы обучения

плакаты
(6 штук)

Все разделы I-III года
программы обучения

таблица
(1 штука)

Все разделы I-II года
программы обучения

37

алгоритм действий
учащихся на
занятиях.
для организации и
проведения
результативности.
систематизация
знаний учащихся

5.

Варианты
оформления плодов
в композиции.

плакаты,
рисунки
(15 штук)

Все разделы I-V года
программы обучения

6.

Варианты
оформления кисти
плода яблока
(различные сорта).

плакаты в
рисунках
(7 штук).

I раздел.

I год
обучения

7.

Карта России и
ближнего
зарубежья.

географическ
ая карта и
схематическа
я карта

I-V года
обучения

8.

Цветовой круг.

9.

Словарь терминов.

плакаты
(3 штуки).
плакат
(1 штука).

интегриров
анные
занятия
всех
разделов
I-II раздел.

10 Виды швов и
.
варианты тканей.

плакаты
(4 штуки)

11 Широты земли.
.
12 Картинка-загадка
.
«Определи плод по
вопросам».
13 Кроссворды.
.
14 Образцы
.
изготовления
изделий муляжей:
 яблоко;
 земляника;
 абрикос;
 черешня;
 малина;

перекидной
календарь.
плакаты
(2 штуки).
плакаты.

оформленная
ветка,
оформление
в картине,
варианты
натюрмортов

I год
обучения
Все разделы I год
I года
обучения
обучения.
Введение в I год
образовател обучения
ьную
программу.
Все
I-V года
разделы.
обучения
Все разделы I год
I года
обучения
обучения.
XIV, XVI
IV – V года
разделы.
обучения.
I – III
разделы.
IV – VII
разделы.
38

варианты и
предложения
творческой
деятельности для
учащихся
Для творческой
деятельности на
занятии.
Интеграция с
учебным
школьным
материалом.
интеграция с
учебными
материалами
школы
(география).
умение правильно
смешивать цвета.
знания учебного
материала.
знакомство с
фактурой тканей
изготовление
литры плодов.
Иллюстративный
материал.
подведение
итоговых знаний
на занятиях.
обобщение
материала.
Иллюстративный
материала для
занятий.











сливы;
персик;
мандарин;
алыча;
груши;
рябины;
ежевики;
смородины;
экзотических
плодов.
15 Методика
.
изготовления:
 яблока;
 вишни;
 алычи;
 черешни;
 смородины;
 рябины.
16 Методика
.
изготовления листа.

17 Методика
.
изготовления
цветка.

,
декоративное
оформление VIII – XI
интерьера.
разделы.
XII – XIV
разделы.
XV – XVIII
разделы.
Раздаточные
карточки
(15 штук,
индивидуаль
ные)

Все
разделы.

I-V года
обучения

алгоритм действий
учащихся во время
занятий.

Раздаточные
(индивидуал
ьные)
карточки
(15 штук).
Раздаточные
(индивидуал
ьные)
карточки
(15 штук).

Все
разделы.

I год
обучения.

алгоритм действий
учащихся во время
занятий.

Все
разделы.

I год
обучения.

алгоритм действий
учащихся во время
занятий.

Слайдотека.
Варианты
оформления
композиций из
фруктов и ягод.
Учебный
видеофильм по
технологии
изготовления
муляжа яблока
«Яблочко наливное
– чудо рукотворное
39

Оформление кабинета













«Райский сад» коллективная работа группы 4 года обучения
«Корзина с мандаринами» коллективная работа группы 5 года обучения
«Разноцветные смородины» коллективная работа группы 5 года обучения
«Фруктовый натюрморт» коллективная работа группы 3 года обучения
«Созвездие яблок» коллективная работа группы 4 года обучения.
«Смородина» Лебедева Светлана 16 лет.
«Ранетки» Фризен Валентина 16 лет
«Желтая слива» Суханова Евгения 15 лет.
«Ежевика» Носова Елена 16 лет.
«Крымская рябина» Петрова Светлана 14 лет.
«Декоративное оформление из фруктов» коллективная работа учащихся 1-3
годов обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Литература для педагога.
Борисов В.П. как оформить выставку в городе., М., 1979.
Барнетт Фиона Живые цветы. Букеты. Композиции. Аранжировка. М., Дрофа 2000.
Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. М., Просвещение, 1991.
Дополнительное образование детей / Под редакцией О.Е. Лебедевой, М., Владос,
2000.
Красило А.И. Психология обучения художественному творчеству., М., Институт
практической психологии, 1998.
Прекрасное своими руками. М. 1979
Федотов Г.А. Дарите людям радость. М., 1976
Шорохов Е.В. основы композиции. М., 1979
Яковлева К. Чудо чудное, диво дивное. М., 1985.
Литература для обучающихся.

1.
2.
3.
4.

Вышинская Т.Н. Уроки рисования. Донецк.: БАО.,1998.
Искусство. Детская энциклопедия. М.: Педагогика. 1992.
Краткий словарь терминов изобразительного искусства.
М.: Советский художник. 1959.

40

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Дворец детского (юношеского) творчества»
СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МАУ ДО ДДЮТ
Протокол № 2
«07» октября 2024

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАУ ДО ДДЮТ
__________Л.А. Малахова
«07» октября 2024

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ
Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«ОЧУМЕЛЫЕ РУЧКИ»
ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Возраст учащихся: 7-12 лет
Срок реализации: 2023-2024 учебный год

Составители:
педагог дополнительного образования
Лелина Ольга Владимировна,
Мухутдинова Наталья Валентиновна.
Петрова Елена Юьевна

Березники, 2024 г.
41

Воспитательная деятельность в детском коллективе осуществляется в
соответствии с РАБОЧЕЙ ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ МАУ ДО
ДДЮТ «ТВОРЧЕСТВО НАМ ДАРИТ СЧАСТЬЕ»
Модуль «ВОСПИТАНИЕ НА УЧЕБНОМ ЗАНЯТИ»
Учебное занятие в системе дополнительного образования направлено
на развитие личностно-смысловой сферы ребенка (отношение к
действительности, переживание, осознание ценностных ориентиров и
т.п.). Главное в образовательном процессе дополнительного образования
– успешность ребенка как результат педагогической деятельности, а
мера этой успешности определяется только относительно личностного
роста каждого ребенка. При описании преимущественных форм и видов
деятельности
обучающихся на учебном занятии, обязательным
требованием является учет направленности программ.
Содержание деятельности по данной программе проходят на стыке
двух направленностей художественной и технической
Занятия художественной направленности направлены на раскрытие
творческого потенциала ребенка, получение опыта познания себя и
преображения окружающего мира по законам красоты, повышают
общекультурный уровень детей. Воспитывающее воздействие оказывает
музыкальный и танцевальный репертуар, изучаемые шедевры мировой
культуры.
Учебные занятия технической и естественнонауч-ной направленности
направлены на повышение технологической грамотности в области
инженерных и технических профессий, они проходят с использованием
учебно-лабораторного оборудования, что находит отражение в формах
и
видах
учебной
деятельности
обучающихся, способствуют
целенаправленному формированию у детей научной и целостной
(интегративной) картины мира, освоению методов познания окружающей
среды, совершенствованию навыков по математике, физике, биологии,
химии, географии, экологии. Ключевое значение имеет обучение на
занятиях
навыкам экспериментальной работы, исследо-вательской
42

деятельности, моделированию с использованием новейших технологий и
оборудования, а также программного обеспечения, позволяющего
обрабатывать
результаты практической работы,
способствуют
приобретению навыка самостоятельного решения теоретических проблем.
Сроки

Мероприятия

Ответственн
ый

Уровень
Охват
реализаци участник
и
ов
уч.
группа,
коллекти
в,
учрежден
ие,
город,
край

Охват
зрителей

Модуль «ВОСПИТАНИЕ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ»
Март

Поездка г.Пермь
Международная Ярмарка
народных промыслов.
Экскурсия, мастер-классы

Лелина О.В.
Край
Мухутдинова
Н.В.
Петрова Е.Ю.
Лобач Н.Л.
Апрель Поездка г.Пермь
Лелина О.В.
Край
Международная выставка Мухутдинова
художников и дизайнеров Н.В.
«Арт-Пермь». Экскурсия, Петрова Е.Ю.
мастер-классы
Лобач Н.Л.
Модуль «НАСТАВНИЧЕСТВО И ТЬЮТОРСТВО»

Модуль «КЛЮЧЕВЫЕ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬ-НЫЕ СОБЫТИЯ»
Декабрь Творческие мастерские по Лелина О.В.
Учрежде 200
созданию рисунков и
Мухутдинова
ние
работ декоративноН.В.
прикладного искусства
Петрова Е.Ю.
«Новогодний
Лобач Н.Л.
калейдоскоп»
43

Декабрь Новогодний праздник

Май

Итоговый праздник
коллективов ОИПИ

Лелина О.В.
Мухутдинова
Н.В.
Петрова Е.Ю.
Лобач Н.Л.
Лелина О.В.
Мухутдинова
Н.В.
Петрова Е.Ю.
Лобач Н.Л.

Модуль «ВЕКТОР РАЗВИТИЯ» (Творческое, личностное развитие и
профессиональное самоопределение)
Ноябрь МК для учащихся Дворца: Шибанова
Учрежде 50
«Энкаустика – горячий И.Л.
ние
импрессионизм»
(технология
плавления
восковых мелков)
Январь Интеллектуальная игра
Бугрина А.А. Учрежде 30
«Что? Где? Когда?»
ние
В
течении
года

Экскурсии в музей им.
Коновалова (г.
Березники), музеи г.
Усолье

Лелина О.В.
Учрежде
Мухутдинова
ние
Н.В.
Петрова Е.Ю.
Лобач Н.Л.
Модуль «МЫ ВМЕСТЕ» (Взаимодействие с родителями)
Октябрь Поздравительная
Лелина О.В.
Учрежде
сувенирная акция ко Дню Мухутдинова
ние
пожилого человека
Н.В.
Петрова Е.Ю.
Лобач Н.Л.
Ноябрь Нашим мамам- ласковым Лелина О.В.
Учрежде
и нежным!»
Мухутдинова
ние
(мероприятие,
Н.В.
посвященное Дню матери) Петрова Е.Ю.
Лобач Н.Л.
Апрель Итоговый праздник отдела Лелина О.В.
Учрежде
изобразительного и
Мухутдинова
ние
прикладного творчества
Н.В.
Петрова Е.Ю.
44

100

70

50

Лобач Н.Л.
Модуль «СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ»
Гражданско-патриотическое, экологическое воспитание и деятельность в рамках
РДДМ, реализация социальных проектов
Октябрь Мастер-классы в
Петрова Е.Ю. Город
40
,апрель реабилитационном центре
Ноябрь Экскурсионная поездка в Мухутдинова Учрежде 25
«Музей печки» г.
ние
Н.В.
Соликамск
Март

Создание макетов
Шибанова
городской среды
И.Л.
«Сделаем город чище!»
для учащихся коллективов
«Эскиз».

Февраль Викторина «Сто вопросов
об Армии»

Лелина О.В.

Апрель

Учрежде
ние

35

Учрежде
ние

50

Викторина-конкурс
Учрежде 30
Лобач Н.Л.
«Впервые в космосе»
ние
посвящённая Дню
космонавтики для
учащихся коллективов
прикладного творчества
Май
Мероприятие.
Учрежде 45
Лелина О.В.
посвященное Дню Победы
ние
«Никто не забыт, ничто не
забыто» О Ветеранах ВОВ
1941-1945гг.
Модуль «ПРЕДМЕТНО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА
УЧРЕЖДЕНИЯ»
Май
Выставка учащихся - Шибанова И.Л. Учрежде 20
выпускников
изостудии
ние
«Эскиз»
«Учительученик»

45


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».