Управление образования администрации МО «г. Березники» Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества» СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Педагогическим советом Директор МАУ ДО ДДЮТ Протокол № 2 ________ Л.А. Малахова «07» октября 2024 г. «07» октября 2024 г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Шахматного клуба «Девятая вертикаль» Направленность: физкультурно-спортивная Уровень освоения: общекультурный (ознакомительный) Возраст учащихся: 7-12 лет Срок реализации: 1 год Составитель: педагог дополнительного образования Ершова Светлана Владимировна Березники, 2024 г. 1 СОДЕРЖАНИЕ 2.5. РАЗДЕЛ № 1 КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Нормативно-правовая база Направленность программы Уровень освоения Актуальность Отличительная особенность. Целевая группа, особенности состава учащихся Срок обучения: Формы организации образовательного процесса: Особенности организации образовательного процесса. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Учебный план Содержание ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАЗДЕЛ № 2 КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОБУЧАЮЩИМИСЯ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Принципы построения и реализации программы Методы обучения Особенности организации образовательного процесса в период карантина и дистанционного режима. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 2.6 ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 1 1.1 1.2 1.3. 1.4. 2.1 2.2. 2.3 2.4 2 3 4 4 6 7 8 8 8 9 11 РАЗДЕЛ № 1 КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы в школе» создана для организации образовательного процесса в МАУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества» в шахматном клубе «Девятая вертикаль». В процессе создания программы учтены положения следующих нормативных документов: Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273 от 29.12.2012 г.; Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р); Приказ Министерства Просвещения России от 09.11.2018 №196 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"; СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи; Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242); Устав МАУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества». Направленность: физкультурно-спортивная Уровень освоения: общекультурный (ознакомительный) Актуальность Шахматы, одна из самых популярных интеллектуальных игр в мире, являются эффективным средством развития когнитивных способностей, поскольку позволяют тренировать многие действия «в уме»: запоминание, сравнение, обобщение, предвидение результатов своей деятельности. Шахматы ненавязчиво учат управлять своим мышлением, воспитывают целый комплекс полезных личностных качеств, такие как усидчивость, внимательность, целеустремлённость, объективность, самокритичность, ответственность за свои поступки. Представляется целесообразным включение шахмат как факультативного предмета в школьную программу, особенно для классов с углублённым изучением математики. Отличительная особенность Курс «Шахматы в школе» разработан на основе авторской дополнительной образовательной программы шахматного клуба «Девятая вертикаль» ДДЮТ. Содержание данного курса адаптировано к условиям преподавания шахмат в пятых (физико-математических) классах МОУ СОШ №3. 3 Курс рассчитан на 1 год обучения, 34 часа (1 час в неделю). Целевая группа: дети 11-12 лет Особенности состава учащихся. Программа предназначена для обучения всех желающих (и девочек и мальчиков) и не требует специального допуска врача. Данная программа педагогически целесообразна, т.к. ее реализация органично вписывается в единое образовательное пространство образовательной организации и позволяет применять ее в инклюзивных группах. Занятия помогают ребенку социализироваться, благоприятно влияют на становление личности ребенка с ОВЗ в целом. Срок обучения: 1 год Формы организации образовательного процесса: очная, групповая Особенности организации образовательного процесса Каждое занятие состоит из 30-35 минут теории и 10-15 минут игровой практики В условиях карантина профилактики и предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции, профилактики и предотвращения распространения гриппа и ОРВИ, в условиях карантина или режима самоизоляции реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы проводится с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. 1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цель: содействие развитию когнитивных способностей школьников. Задачи: изучение правил шахмат; формирование представления об истории игры, свойствах фигур, стратегии и тактике шахмат; развитие комбинационного зрения и техники расчёта вариантов; формирование начального опыта адаптации теоретических знаний к игровой практике. 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1.3.1 УЧЕБНЫЙ ПЛАН № п/п 1. 2. Содержание Введение в образовательную программу. Исторический обзор развития шахмат. Шахматная доска, фигуры. Шахматная нотация. Правила шахмат. Ходы фигур. 4 Часы 1 1 3. 4-5. 6-7. 8-10. 11-14. 15. 16-18. 19-21 22-24. 25-26. 27-29. 30-32. 33. Пешка. Превращение пешки. Взятие на проходе. Король, значение короля. Шах. 3 способа защиты от шаха. Мат. Пат. Ценность фигур. Рокировка. Случаи, когда рокировка невозможна. Эндшпиль. Матование одинокого короля. Линейный мат, мат ферзём, мат ладьёй. Миттельшпиль. Основные тактические приёмы. Двойной удар. «Рентген». Связка. Использование связки. Открытое нападение. Обобщающее занятие. Миттельшпиль. Понятие о комбинации. Комбинации на тему отвлечения, завлечения, блокировки. «Спёртый» мат. Эндшпиль. Основная идея эндшпиля. Пешечный эндшпиль. Король и пешка против короля. Правило квадрата. Оппозиция. Цугцванг. Правило «блуждающего» квадрата. «Вредные» пешки. Прорыв, преграда. Дебют. Основные принципы дебюта. Быстрейшая мобилизация сил, безопасность короля, владение центром. Миттельшпиль. Простейшие правила разыгрывания. Игра всеми фигурами. Определение ближайшей и последующей задач. Элементы оценки позиции. Расположение фигур. Открытые линии. Слабые поля и пешки. Сравнительная сила фигур. Атака и защита в шахматной партии. Взаимодействие фигур в атаке. Защита от непосредственных угроз. «Вечный» шах. Реализация значительного материального преимущества. Шахматная композиция. 5 1 2 2 3 4 1 3 3 3 2 3 3 1 34. Задачи. Этюды. Итоговое занятие. «Волшебный дар Каиссы» 1 ИТОГО 34 Каждое занятие состоит из 30-35 минут теории и 10-15 минут игровой практики. 1.3.2 СОДЕРЖАНИЕ Введение в образовательную программу. Исторический обзор развития шахмат. Шахматная доска, фигуры. Шахматная нотация. Правила шахмат. Ходы фигур Пешка. Превращение пешки. Взятие на проходе. Король, значение короля. Шах. 3 способа защиты от шаха. Мат. Пат. Ценность фигур. Рокировка. Случаи, когда рокировка невозможна. Эндшпиль. Матование одинокого короля. Линейный мат, мат ферзём, мат ладьёй. Миттельшпиль. Основные тактические приёмы. Двойной удар. «Рентген». Связка. Использование связки. Открытое нападение. Обобщающее занятие. Миттельшпиль. Понятие о комбинации. Комбинации на тему отвлечения, завлечения, блокировки. «Спёртый» мат. Эндшпиль. 6 Основная идея эндшпиля. Пешечный эндшпиль. Король и пешка против короля. Правило квадрата. Оппозиция. Цугцванг. Типы и особенности проходных пешек. Правило «блуждающего» квадрата. «Вредные» пешки. Прорыв, преграда. Дебют. Основные принципы дебюта. Быстрейшая мобилизация сил, безопасность короля, владение центром. Миттельшпиль. Простейшие правила разыгрывания. Игра всеми фигурами. Определение ближайшей и последующей задач. Элементы оценки позиции. Расположение фигур. Открытые линии. Слабые поля и пешки. Сравнительная сила фигур. Атака и защита в шахматной партии. Взаимодействие фигур в атаке. Защита от непосредственных угроз. «Вечный» шах. Реализация значительного материального преимущества. Шахматная композиция. Задачи. Этюды. Итоговое занятие. «Мир я сравнил бы с шахматной доской» 1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты должны отражать: знание правил игры и предусмотренной программой специальной терминологии; умение пользоваться шахматной нотацией; умение матовать одинокого короля; формирование умения грамотно разыгрыватьдебют; умение реализовывать большой материальный перевес; планирование действий в миттельшпиле; формирование понимания основной идеи эндшпиля и роли короля в нём; формирование навыка решения позиций. 7 Метапредметные результаты должны отражать: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. Личностные результаты должны отражать: формирование уважительного отношения к сопернику; формирование начальных навыков адаптации в динамично изменяющейся среде. РАЗДЕЛ № 2 КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Год обуч ения Целевая группа Возраст Количес тво часов по програм ме в год Недельн ая нагрузка Режим занятий Количество групп и ФИО педагога, реализующего программу с данной группой Сроки реализации (кол-во недель в год, каникулы, сроки) 1 7-8 лет 34 ч. 1 час в 1 раз в 1 группа на 36 уч. недель неделю неделю по базе МАЛУ 1 часу СОШ № 2 начало уч/г 02.09. 2024 Сроки проведения аттестации С 01.04.2025 по 25.05.2025 каникулы с 28 .12.2024 по 08.01.2025 окончание уч/г 25.05.2025 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования Ершова Светлана Владимировна, высшая квалификационная категория Материально-техническое обеспечение: Помещение: кабинет с ученическими столами Оборудование для педагога: демонстрационная доска, комплект демонстрационных шахмат, медиапроектор, компьютер. Оборудование для учащихся: комплекты шахматы, шахматные часы. 2.3 ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОБУЧАЮЩИМИСЯ Аналитическая справка о качестве освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 8 СОХРАННОСТЬ КОНТИНГЕНТА на конец года на начало года причины отсева, или прибытия % количество у/групп количество учащихся 1 г/об ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОГРАММЫ к-во часов по программе г/об и фамилия педагога к-во часов по факту % выполнения программы причины неполного выполнения программы 1 г/об КОЛИЧЕСТВО ВЫПУСКНИКОВ Количество выпускников ДИАГНОСТИКА уровня освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы г/об и фамилия педагога всего учащихся низкий уровень количество низкий уровень % средний уровень количество средний уровень % высокий уровень количество высокий уровень % 1 г/об Критерии оценки уровня освоения программы Параметры Критерии средний уровень высокий уровень низкий уровень I год обучения Формирование В дебюте выводит умения грамотно все лёгкие фигуры, разыгрывать дебют король рокирует, коней на край доски не ставит, «лишних» ходов пешками и ферзём не делает. В дебюте оставляет 1-2 лёгкие фигуры на местах, король рокирует, коней на край доски не ставит, делает 1-2 «лишних» хода пешками или ферзём. Умение матовать одинокого короля Ф: 16 – 25 ходов Л: 21 – 30 ходов 2С: 26 – 35 ходов Ф: 10 – 15 ходов Л: 14 – 20 ходов 2С: 17 – 25 ходов МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 9 В дебюте оставляет 2-3 лёгкие фигуры на местах, короля не рокирует, конь может поставить на край доски, делает 3-4 «лишних» хода пешками или ферзём. Ф: 26 – 50 ходов Л: 31 – 50 ходов 2С: 36 – 50 ходов Принципы построения и реализации программы Комлексность. Реализуется посредством обучения детей по всем разделам программы. Дифференцированность. Реализуется через изменение состава учебных групп в зависимости от игрового уровня учащихся, подбор разных обучающих примеров для учащихся одной и той же группы. Активность и осознанность участия детей в обучении. Использование преимущественно активных форм и методов обучения, взаимосвязь организованного обучения с самостоятельной работой учащихся над шахматами. Особенности организации образовательного процесса в период самоизоляции и дистанционного режима. Для профилактики и предотвращения распространения гриппа и ОРВИ, новой коронавирусной инфекции в условиях карантина или режима самоизоляции реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы проводится в дистанционном режиме с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Специфика дополнительного образования требует организации интеллектуального взаимодействия педагогов и обучающихся, и обучающихся друг с другом. В связи с этим основной сложностью реализации образовательной программы является сохранение содержания с учетом ограниченных возможностей дистанционного обучения. При переходе к дистанционной форме обучения педагогу рекомендуется: акцентировать внимание на самостоятельную творческую работу детей; определить новые временные рамки освоения новых компетенций; использовать презентационную форму подачи материала, используя фото и видео мастер-классов; определить варианты контактов с детьми с целью предоставления им возможности получения помощи и обратной связи; определить вместе с обучающимися запрос новой информации для освоения тех или иных способов овладения новыми художественными умениями и навыками; определить четкую последовательность необходимых действий для выполнения заданий, что позволит доступно донести информацию и получить хорошие результаты работы; использовать видео- и аудиозанятия, лекции, мастер-классы; открытые электронные библиотеки, виртуальные краеведческие музеи, концерты, выступления; тесты, викторины по изученным теоретическим темам; адресные дистанционные консультации; 10 при обучении детей и подростков необходимо обеспечить непосредственный контакт с педагогом. Ребенок должен понимать, что от него требуется, видеть примеры работ, то, как педагог сам выполняет то или иное действие; организовать регулярную обратную связь с обучающимися; расширять представление детей о народном творчестве, традициях и культурном наследии регионов через содержание проводимых дистанционных занятий. Образовательный процесс организуется в офлайн и онлайн форматах. Сетевые технологии (офлайн-обучение) – средства коммуникации, позволяющие передавать и получать данные в удобное время для каждого участника образовательного процесса, независимо друг от друга. К данному типу коммуникаций относятся: электронная почта; форумы; система дистанционного обучения (СДО); медиатеки, видеохостинги: YouTube, BigBlueButton, Jitsi, TrueConf; группы в социальных сетях (твиттер, в контакте, фейсбук); месенджеры (вайбер, вацап и др.). Сетевые технологии (онлайн-обучение) – средства коммуникации, позволяющие обмениваться информацией в режиме реального времени: видеоконференции (Skype, Zoom, Microsoft Teams и др. онлайн-платформы для видеосвязи с возможностью организации командной работы, в том числе распределения задач); чаты (обмен мгновенными сообщениями, аудио-, видеоинформацией в мессенджерах); виртуальные учебные классы (к примеру Google Classroom). Специализированные интернет платформы https://lichess.org/ https://www.chess.com/ Для организации обратной связи удобно использовать группу в контакте Шахматного клуба «Девятая вертикаль» https://vk.com/club193438474 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Уильямс Г. Шахматы – М: БММ АО, 1998. 2. Конотоп В.А., Конотоп С.В. Тесты по тактике для начинающих шахматистов – Краснодар: 2005. 11