2024 ЭСКИЗ сцен движение

Управление образования администрации МО «г. Березники»
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества»
СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом

Директор МАУ ДО ДДЮТ

Протокол № 2

________ Л.А. Малахова

«07» октября 2024 г.

«07» октября 2024 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Сценическое движение»
Детский коллектив изостудия «Эскиз»
Направленность: художественная
Возраст учащихся: 12 - 16 лет
Срок реализации: 4 год

Составители:
педагог дополнительного образования
Худякова Ольга Михайловна

Березники, 2024 г.
1

СОДЕРЖАНИЕ

1
1.1

1.2

РАЗДЕЛ № 1
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовая база
Направленность программы
Уровень освоения
Актуальность
Отличительная особенность.
Целевая группа, особенности состава учащихся
Срок обучения:
Формы организации образовательного процесса:
Особенности организации образовательного процесса.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
Содержание
1 год
2-4 год
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

2.1

РАЗДЕЛ № 2
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

3

3

4
5
7
10

10

2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

10

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ОБУЧАЮЩИМИСЯ
2.4 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Принципы построения и реализации программы
Методы обучения
Особенности организации образовательного процесса в период
карантина и дистанционного режима
2.5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

11

2.3

2

11

15

РАЗДЕЛ № 1
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовая база
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Волшебная глина» создана для организации образовательного процесса в МАУ
ДО «Дворец детского (юношеского) творчества» в изостудии «Эскиз»
В процессе создания программы учтены положения следующих
нормативных документов:
 Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273 от 29.12.2012 г.;
 Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р);
 Приказ Министерства Просвещения России от 09.11.2018 №196 "Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
 СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
 Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №093242);
 Устав МАУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества».
В процессе обучения по программе «Золотое сечение» юные художники
создают модели из бумаги, расписывают коллекции костюмов из ткани, обучение
по программе «Сценическое движение» позволяет учащимся научиться самим
демонстрировать их на сцене созданные рукописные коллекции одежды, это
подтверждает актуальность и новизну данной программы.
Программа художественной направленности, предполагает обучение
обучающихся с 12-16 лет и рассчитана на 4 года.
1.2.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: Содействие всестороннему развитию учащихся средствами
свободной хореографической пластики.
Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих задач:
Укрепление здоровья:
 развитие опорно-двигательного аппарата, оптимизация роста;
 формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия.
3








Совершенствование психомоторных способностей учащихся:
развитие мышечной силы, выносливости, координационных способностей;
содействие развитого чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания,
умения согласовывать движения с музыкой;
формирование пластичности, грациозности, изящества, красоты движения в
пространстве.
Развитие творческих способностей учащихся:
воспитание умения эмоционального выражения, раскрепощенности и
творчества в движениях;
формирование навыков самостоятельного движения под музыку.

Данная программа педагогически целесообразна, т.к. ее реализация органично
вписывается в единое образовательное пространство образовательной
организации и позволяет применять ее в инклюзивных группах. Занятия
помогают ребенку социализироваться, благоприятно влияют на становление
личности ребенка с ОВЗ в целом.
1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.3.1 УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Сценическое движение»
№

предмет

1

Введение в предмет.
Сценическое
движение.

2

3

4

Формирование
двигательных
навыков, умения
согласовывать
движения с музыкой
Передвижение в
пространстве и
формирование
навыков
сценического
движения.
Комбинации и

1 г/об в
изостудии
«Эскиз»

2 г/об в
изостудии
«Эскиз»

2

12

12

22
4

3 г/об в
изостудии
«Эскиз»

4 г/об в
изостудии
«Эскиз»

5
6

7
8
9

импровизации.
Созерцательная
практика.
Формирование
навыков свободного
движения под
музыку.
Передвижение и
перемещение в
пространстве сцены.
Комбинации и
дефиле-композиции.
Сценическая
практика.

10 Итого

4

4

4

16

16

16

8

8

8

24

24

24

2

18

18

18

70

70

70

70

Всего по программе 280 часов
Тематическое планирование. 1 год обучения
сценическое движение.
№

Тема занятий.
И краткое содержание

Всего

Тео Практ.
р.

2

2

-

2

-

2

2

-

2

2

-

2

2

1

1

2

1

1

2

1

1

Введение в предмет. Сценическое движение.
1.
2.
3.
4.

5.
6.
7.

Знакомство с многообразием стилей и направлений
сценического движения.
Знакомство с направлениями: подиумная пластика и
дефиле.
Знакомство с направлением эстрадный танец.
Формирование двигательных навыков, умения
согласовывать движения с музыкой.
Упражнение на развитие чувства ритма
Изоляция. Упражнение на работу мышц, плечевого
пояса, рук.
Изоляция. Упражнения на работу мышц грудной
клетки, тазобедренного сустава.
Изоляция. Упражнения на работу и растяжение
мышц и связок ног.
5

8.
9.
10.

11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23
24
25
26

Танцевальные комбинации на развитие
координации.
Ритмические упражнения.
Передвижение в пространстве и формирование
навыков сценического движения.
Знакомство с планом сцены и особенностями
подиума.
Танцевальные шаги в различных ритмических
сочетаниях.
Проучивание поворотов на 90, 180, 360 градусов.
Трёхшаговые повороты, остановки в различных
позах.
Особенности ходьбы по подиуму.
Просмотр дефиле-показов.
Танцевальные комбинации на основе выученных
шагов и поворотов.
Комбинации и импровизации.
Танцевальные комбинации в стиле «блюз»
Танцевальные комбинации в стиле «джаз».
Танцевальные комбинации в стиле «хип-хоп»,
«фанк».
Стилизация движений различных танцев,
направлений для дефиле-показов.
Творческие задания на представление своей модели.
Творческие задания на представление своей
коллекции.
Сценическая практика.
Открытый показ моделей внутри отдела
декоративно-прикладного творчества.
Показ коллекций одежды на разных сценических
площадках (городских, ДДЮТ).
Выездная программа в профилактории, санатории,
предприятия
Выездная программа в загородные оздоровительные
центры
ИТОГО:

6

2

-

2

2

-

2

2

1

1

2

1

1

2
2

1

2
1

2
2
6

2
2

2

4
4
4

1
1

3
4
3

6

1

5

2
2

-

2
2

2

-

2

4

-

4

2

-

2

2

-

2

70

15

55

4

Тематическое планирование. 2-4 год обучения
сценическое движение.
№

1

2.

3.
4.
5.
6.

7.

8

Тема занятий.
И краткое содержание

Созерцательная
практика.
Формирование навыков
свободного движения
под музыку.
Упражнение на развитие
чувства ритма, сочетание
движения в различных
ритмах и темпах
Разминочные упражнения,
растяжки различных
связок и мышц тела.
Пластическая гимнастика,
партерные упражнения.
Партерная гимнастика,
перевороты на полу.
Танцевально-ритмические
упражнения. Комбинации
на различные виды шагов.
Танцевальные
комбинации в различных
темпах и музыкальных
ритмах.
Передвижение и
перемещение в
пространстве сцены.
Работа на подиуме.
Отработка навыков
сценического движения
Сочетание шагов с
поворотами и вращениями

2 год
3 год
4 год
Вс Тео Пра Все Тео Пра Все Тео Пра
ег р.
кт. го. р.
кт. го. р.
кт.
о.
4 2
2
4
2
2
4
2
2

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

-

2

2

-

2

2

-

2

2

-

2

2

-

2

2

-

2

2

-

2

2

-

2

2

-

2

2

-

2

2

-

2

2

-

2

6

2

4

6

2

4

6

2

4

2

1

1

2

1

1

2

1

1

7

9.

10.
11.

12.

13

14.

15.

16.

17.

18
19

20

Формирование чувства
позы, переходы из одного
положения в другое.
Танцевальные шаги в
стиле «латино».
Стилизация движений
народно-сценического и
фольклорного танца.
Комбинации и дефилекомпозиции.
Танцевальное дефилекомбинации в стиле
«латино».
Танцевальные дефилекомбинации: деловой
стиль.
Танцевальное дефиле,
танцевальные композиции
в стиле «Folk».
Танцевальные дефилекомбинации: спортивный
стиль.
Танцевальные дефилекомбинации в разных
стилях
Передача различных
образов в сценической
манере движения.
Сценическая практика.

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

4

1

3

4

1

3

4

1

3

4

1

3

4

1

3

4

1

3

4

1

3

4

1

3

4

1

3

4

1

3

4

1

3

4

1

3

4

1

3

4

1

3

4

1

3

4

-

4

4

-

4

4

-

4

-

4

4

-

4

4

-

4

4

4

4

4

4

2

2

2

2

2

Подготовка и участие в
конкурсе «Звёздная нить». 4
Подготовка и участие в
4
муниципальном конкурсе
«Эдельвейс».
Показ коллекции одежды 2
и дефиле на разных
сценических площадках
(областных, городских, на

8

базе учреждения).
Выездные программы в
профилактории,
санатории, предприятия
и загородные
оздоровительные
центры.
Подготовка к
позированию.
Фотосессия, создание
портфолио модели.
ИТОГО

21

22
23

4

1

3

4

1

3

4

1

3

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

53

70

17

53

70

17

53

70 17

СОДЕРЖАНИЕ

1.

2.

3.

4.

Каждое рабочее занятие по предмету сценическое движение состоит из
нескольких взаимосвязанных частей:
Разогрев или разминка.
Задача этого раздела или занятия – привести двигательный аппарат в рабочее
состояние, разогреть все мышцы. Разогрев должен состоять из 5 – 10
упражнений на различные группы мышц. Возможно сочетание нескольких
движений в единую комбинацию, которая обязательно исполняется с двух ног
и во всех направлениях
Изоляция.
Это часть занятия более насыщена упражнениям, чем предыдущая
Если в разогреве всё тело активизируется, то при изоляции происходит
глубокая работа с мышцами различных частей тела.
Передвижение в пространстве.
Этот раздел занятия развивает танцевальность и позволяет приобрести манеру,
стиль движения. Традиционных зафиксированных шагов, вращений немного,
но их сочетание, вариации и комбинации можно придумывать бесконечно.
Это хорошее поле для импровизации.
Комбинации или импровизации.
Главное требование комбинации – это её танцевальность, использование
определённого рисунка движения, различных направлений и ракурсов,
чередование сильных и слабых направлений т.е. использование всех средств
танцевальной выразительности, раскрывающих индивидуальность
исполнителя.
9

1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ






Предметные компетенции :
уметь правильно держать корпус и координировать несложные
упражнения;
уметь менять движения в зависимости от характера музыки.
Уметь передавать эмоциональное состояние сценического образа;
Четко исполнять разученные движения;
Уметь выражать эмоции и чувства, заложенные в музыкальном оформлении
занятия.

РАЗДЕЛ № 2
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 2023-2024 учебный год
Год
обуч
ения

Целевая
группа
Возраст

Количес
тво
часов по
програм
ме в год

Недельн
ая
нагрузка

Режим
занятий

Количество
групп и ФИО
педагога
реализующего
программу
с
данной группой

1

с 8-10 лет

70 ч.

2

с
10-11 70 ч.
лет

3

с
12-13 70 ч.
лет

4

с
14-15 70 ч.
лет

2 часа
в
неделю
2 часа
в
неделю
2 часа
в
неделю
2 часа
в
неделю

1 раз в
неделю
по 2 часа
1 раз в
неделю
по 2 часа
1 раз в
неделю
по 2 часа
1 раз в 1 группа
неделю
Гончарова
по 2 часа С.Л.

Сроки
реализации
(кол-во недель в год,
каникулы, сроки)

Сроки
проведения
промежуточн
ой
аттестации

36 уч. недель
начало уч/г
01.09. 2024
каникулы
с 28 .12.2024
по 08.01.2025 окончание уч/г
25.05.2025

С
01.04.2025
по
25.05.2025

2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог хореограф дополнительного образования
Гончарова С.Л.
ФИО
Образование
Квалификационная Стаж
категория
работы
Гончарова
Светлана Высшее
Высшая
лет
Львовна
Адрес реализации ДООП: МАУ ДО ДДЮТ – г. Березники, Ломоносова 89а
Материально-техническое обеспечение
Помещение:
10

 учебный класс для занятий хореографией, оборудованный
хореографическими станками, зеркалами.
 Оборудование для педагога: медиапроектор, компьютер для педагога,
демонстрационная магнитная доска, магнитофон, фортепиано
2.3 ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
2.3 ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
Формы
Форма предъявления
Формы фиксации
аттестации:
и демонстрации
образовательных
образовательных
результатов
результатов
Входной контроль
Наблюдение
педагога
Оперативный
контроль
Текущий контроль

Итоговая
аттестация






Наблюдение
педагога
конкурс, защита
творческих работ,
проектов, конкурс,
отчетные выставки,
отчетные концерты,
открытые уроки и
другие.
Индивидуальный
творческий проект,

-

-

фестиваль, отчетные Реестр одаренных,
концерты, открытые Портфолио учащихся,
уроки,
итоговые Аналитические
материалы
концерты,

По окончании
обучения по
программе
обучающемуся
выдается сертификат
об окончании
обучения по
программе

2.4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Принципы построения и реализации программы
целостность и комплексность образования - программа реализуется путем
последовательного обучения детей по всем предметам;
концентричность - темы и задания программы изучаются методом
«послойного наложения»;
дифференцированность и гибкость обучения - реализуется через изменения
сложности задания в зависимости от состава групп и уровня подготовки детей;
коммуникативность - в основе процесса обучения лежит принцип
диалогического общения (педагог – ученик, ученик – ученик), что в итоге
приводит к совместному творчеству;

11

 здоровьесбережение - реализуется через учет возрастных, психологических и
физических
возможностей,
создание
атмосферы
сотворчества
и
взаимоподдержки;
 активность и осознанность детей в обучении - реализуется принцип через
внедрение инновационных технологий: игровых, развивающих.
Формы организации образовательного процесса:
- лекционно-семинарские занятия;
- классические занятия;
- интегрированные занятия;
- творческие мастерские;
- проектные работы;
- автономное учение;
- свободная работа;
- мастер-классы.
Методы обучения
1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
 словесные: рассказ, лекция, беседа, дискуссия;
 наглядно-иллюстративные : демонстрация, показ, объяснения;
 репродуктивные: активное восприятие, запоминание и воспроизведение;
 проблемно-поисковые:
исследовательская деятельность, задания на
развитие творческого мышления и воображения;
 практические: различные по уровню сложности задания и упражнения.
2. Методы самостоятельной работы:
 по заданию педагога,
 по собственной инициативе обучающихся.
3. Методы стимулирования и мотивации обучения:
 ситуация новизны, неожиданности;
 театрализация и драматургия;
 ситуация успеха;
 значимость обучения и результат.
4. Методы контроля и самоконтроля:
 анализ результатов деятельности обучающихся;
 создание контролирующих ситуаций (открытые занятия, сценические
выступления, мастер – классы, семинары);
 самонаблюдение;
 самоанализ и самоотчёт.
Особенности организации образовательного процесса в период
самоизоляции и дистанционного режима.
В условиях карантина профилактики и предотвращения распространения
новой
коронавирусной
инфекции,
профилактики
и
предотвращения
12

распространения гриппа и ОРВИ, в условиях карантина или режима
самоизоляции
реализация
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы проводится с использованием электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий.
Специфика дополнительного образования художественной направленности
требует организации творческого взаимодействия педагогов и обучающихся, их
сотворчества в освоении форм художественного творчества. В связи с этим
основной сложностью реализации образовательной программы художественной
направленности является сохранение содержания с учетом ограниченных
возможностей дистанционного обучения.
При переходе к дистанционной форме обучения педагогу рекомендуется:
 акцентировать внимание на самостоятельную творческую работу детей;
 определить новые временные рамки освоения новых компетенций;
 использовать презентационную форму подачи материала, используя фото и
видео мастер-классов;
 определить варианты контактов с детьми с целью предоставления им
возможности получения помощи и обратной связи;
 определить вместе с обучающимися запрос новой информации для освоения
тех или иных способов овладения новыми художественными умениями и
навыками;
 определить четкую последовательность необходимых действий для
выполнения заданий, добавить фото примеров работ в используемых
техниках, что позволит доступно донести информацию и получить хорошие
результаты работы;
 использовать видео- и аудиозанятия, лекции, мастер-классы; открытые
электронные библиотеки, виртуальные краеведческие музеи, концерты,
выступления; тесты, викторины по изученным теоретическим темам;
адресные дистанционные консультации;
 при обучении детей и подростков необходимо обеспечить непосредственный
контакт с педагогом. Ребенок должен понимать, что от него требуется, видеть
примеры работ, то, как педагог сам выполняет то или иное действие;
 организовать регулярную обратную связь с обучающимися;
 расширять представление детей о народном творчестве, традициях и
культурном
наследии
регионов
через
содержание
проводимых
дистанционных занятий.
Образовательный процесс организуется в офлайн и онлайн форматах.
Сетевые технологии (офлайн-обучение) – средства коммуникации, позволяющие
передавать и получать данные в удобное время для каждого участника
13

образовательного процесса, независимо друг от друга. К данному типу
коммуникаций относятся:
 электронная почта;
 форумы;
 система дистанционного обучения (СДО);
 медиатеки, видеохостинги: YouTube, BigBlueButton, Jitsi, TrueConf;
 группы в социальных сетях (твиттер, в контакте, фейсбук);
 месенджеры (вайбер, вацап и др.).
Сетевые технологии (онлайн-обучение) – средства коммуникации, позволяющие
обмениваться информацией в режиме реального времени:
 видеоконференции (Skype, Zoom, Microsoft Teams и др. онлайн-платформы
для видеосвязи с возможностью организации командной работы, в том числе
распределения задач);
 чаты (обмен мгновенными сообщениями, аудио-, видеоинформацией в
мессенджерах);
 виртуальные учебные классы (к примеру Google Classroom).
Для реализации перечисленных задач возможно использование компьютерных
программ:
 программы для создания анимации: Cartoon Animator 4, Anime Studio Pro
(Moho), Adobe Animate, Toon Boom Harmony, Blender, Cinema 4D;
 программы для рисования: Infinite Painter, ArtRage, Autodesk Sketchbook, Ibis
Paint X, MediBang Paint, Procreate, Affinity Designer, Adobe Fresco;
 программы для дизайна интерьера: дизайн Интерьера 3D, PRO100, Planner
5D, Floorplan 3D, Planoplan;
 программы звукозаписи: Audacity, Free Audio Recorder, Аудио Мастер, Free
Audio Editor;
 программы для вокала: Erol Singer's Studio, Sing Sharp, SwiftScales, Vox Tools;
 программы для сведения музыки и голоса: Audacity, Virtual DJ, Traktor Pro,
Cubase, Ableton Live, Reason, Reaper;
 программы для танца: Just Dance Now, Dance Hip-Hopspan, Coco Party,
Gangnam Dance School, Finger Dance Evolution;
 программы для основ журналистики и писателей: Scrivener, Letterspace,
Writing Challenge;
 программы для модельеров и дизайнеров: ZWTextile, Grafis;
 программы для рукоделия: Craftybase, INKSCAPE, RedCafe, PatternsCAD;
 программы для фотографов: Camera51, Pixelmator, Enlight.
Обратную связь удобно осуществлять через социальные группы в VK:
14

Официальная
группа
https://vk.com/club157184428

Дворца

творчества

в

Литература к предмету:
сценическое движение.
1. Васильева Т. Балетная осанка. - М., 1993 г.
2. Долгушина Н. Уроки хореографической школы: видео (1-2
класс).
3. Музыка и движение: Сборник.
4. Пинаева Е.А Ритмика. - Пермь, 1997.
5. Руднева С., Фиш Э. Ритмика, музыкальные движения. - М., 1972.
6. Яновская В. Ритмика. М., 2009.
Интернет ресурсы, сайты
1. Лучшие ресурсы по искусству http://www.smirnova.net/promo_line/
2. Погружение в классику http://intoclassics.net/
3. Форум «Классика» http://www.forumklassika.ru/forum.php

15

контакте


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».