2024 АНТРЕ НеРазУмные импровизации

Управление образования администрации МО «г. Березники»
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества»
СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом

Директор МАУ ДО ДДЮТ

Протокол № 2

________ Л.А. Малахова

«07» октября 2024 г.

«07» октября 2024 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«НеРазУмные импровизации»
по современному танцу
образцового детского коллектива
хореографический ансамбль «Антре»

Направленность: художественная
Уровень освоения: углубленный
Возраст учащихся: 13-18 лет
Срок реализации: 4 года

Составители:
педагог дополнительного образования
Худякова Ольга Михайловна

Березники, 2024 г.
1

СОДЕРЖАНИЕ

2.5.

РАЗДЕЛ № 1
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовая база
Направленность программы
Уровень освоения
Актуальность
Отличительная особенность.
Целевая группа, особенности состава учащихся
Срок обучения:
Формы организации образовательного процесса:
Особенности организации образовательного процесса.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
Содержание
1 год
2 год
3 год
4 год
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
РАЗДЕЛ № 2
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ОБУЧАЮЩИМИСЯ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Принципы построения и реализации программы
Методы обучения
Перечень методических материалов
Особенности организации образовательного процесса в период
карантина и дистанционного режима.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

2.6

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

1

1.1

1.2
1.3.

1.4.

2.1
2.2.
2.3
2.4

2

стр. 3-5

стр. 5-6
стр. 6
стр. 7-8
стр. 9-13
стр. 13-18
стр. 18-23
стр. 23-27
стр. 28-29

стр. 29
стр. 30
стр. 30-35
стр. 35

стр. 35 -39
стр. 39-40

РАЗДЕЛ № 1
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА;
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«НеРазУмные импровизации» создана для организации образовательного процесса в
МАУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества» в образцовом детском
коллективе хореографический ансамбль «Антре». Программа дорабатывается,
ежегодно
ориентируясь на идею
комплексного
обучения в образцовом
хореографическом ансамбле «Антре», а также на развитие индивидуальных
способностей и творческой одарённости учащихся, и дорабатывается ежегодно.
В процессе создания программы учтены положения следующих нормативных
документов:
 Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273 от 29.12.2012 г.;
 Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);
 Приказ Министерства Просвещения России от 09.11.2018 N196 "Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам";
 СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
 Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 093242);
 Устав МАУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества».
Введение
Современный танец - танец живой, зыбкий, свободный, неукротимый, его
нельзя подогнать под какие-то рамки и правила, всё в нём зиждется на чувствах,
эмоциях, освобождении, полете фантазии. Танец позволяет соединить эстетическое
наслаждение с эмоциональным. Современный танец – одно из важнейших
направлений хореографического искусства. Это язык выражения свободной
хореографии, свободного танца, в который органично вплелись и классика, и
модерн, и джаз. Программа «НеРазУмные импровизации» представляет собой
учебно-методическое пособие. Она составлена на основе собственных знаний
педагога, полученных на семинарах-практикумах у педагогов танца модерн Е.
Панфилова и А. Кукина, педагогов джаз-танца В. Иванова, М. Ивановой, Н.
Каспаровой. В работе предлагается использовать видеоматериалы и записи
современных постановок зарубежных и русских хореографов, уроков американских
и европейских педагогов современного танца, в частности А. Эйли, Д. Феликсдала,
М. Бежара, С. Гилем и др.
3

Направленность программы : художественная .
Уровень освоения: углубленный
Актуальность. Данная программа актуальна, так как создаёт условия для
раскрытия творческого потенциала учащихся. Следуя основной идее обновления и
оптимизации
системы
образования,
делает
образование
более
индивидуализированным,
функциональным
и
эффективным.
Программа
ориентирована на профилизацию обучения. Пройдя курс обучения по данному
предмету, выпускники студии, имея предпрофессиональную подготовку, могут
продолжить обучение в среднеспециальных и высших учебных заведениях и будут
конкурентоспособны на рынке труда.
Создание данной программы обучения является результатом активного поиска
средств наиболее органичного соотношения разных дисциплин в едином процессе
обучения, а также формирования интересного, оригинального, разнообразностилизованного репертуара, учитывающего исполнительские возможности
учащихся. Это и определяет специфику учебного процесса, его направления и
результаты.
Отличительная особенность программы.
Во-первых, выделение современного танца в отдельный курс обучения,
расширение границ ключевых компетенций учащихся. Более глубокое и детальное
обучение экзерсису, что позволяет повысить профессиональный уровень
исполнения танцевальных этюдов, композиций и законченных хореографических
постановок.
Во-вторых, в дифференцированном подходе к процессу обучения, знания
физиологических и психологических особенностей каждого ребёнка, а также общей
хореографической подготовки группы позволяют задавать комбинации и этюды,
различные по уровню, технической сложности и манере исполнения.
В-третьих,
образовательная программа адаптирована применительно в
хореографической студии Дворца детского (юношеского) творчества, так как
организация занятий, изучение современного танцевального материала зависят от
принципов формирования репертуара, в основе которого стилизованные
хореографические композиции, ограниченно сочетающие в себе свободную
пластику, классический академизм и современные реалии.
Целевая группа: чтобы умело импровизировать и выражать в своих движениях
чувства, необходимо иметь хорошую хореографическую подготовку. Именно
поэтому программа рассчитана на обучение детей с седьмого класса
хореографической студии, когда учащиеся владеют необходимыми основами
классического танца, что позволяет на этой основе вести обучение грамотно,
улучшать танцевальную технику учащихся, продолжать развитие двигательного
4

аппарата, вкуса, музыкальности, пластичности, свободного движения в
пространстве.
Особенности состава учащихся
В хореографическом ансамбле «Антре» занимаются и мальчики. Мужской
современный танец – это танец атлетичный, силовой, мужские комбинации на
занятиях могут отличаться от женских, в них включаются трюки, спортивные
элементы и т.д.
Занятия для мальчиков корректируются, они имеют более выраженную
атлетическую и силовую направленность, готовят их к дуэтному танцу, к
исполнению поддержек в паре. Занятия по современному танцу могут проходить
совместно у мальчиков с девочками. Пластика современного танца предполагает
множество партерных, воздушных поддержек, обширную работу в контакте с
партнером, поэтому классы мальчиков и девочек необходимо объединять
соответственно возрасту учащихся.
Данная программа педагогически целесообразна, т.к. ее реализация органично
вписывается в единое образовательное пространство образовательной организации
и позволяет применять ее в инклюзивных группах. Занятия помогают ребенку
социализироваться, благоприятно влияют на становление личности ребенка с ОВЗ в
целом.
Срок обучения: 4 года
Формы организации образовательного процесса: очная
Для профилактики и предотвращения распространения гриппа, ОРВИ, новой
коронавирусной инфекции в условиях карантина или режима самоизоляции
реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
проводится в дистанционном режиме с использованием электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий.
1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ;
Цель программы – раскрытие выразительных возможностей человеческого
тела,
индивидуальности
каждого
учащегося
средствами
свободной
хореографической пластики.
Задачи:
обучающие:
 совершенствование технического мастерства, ритмической чёткости исполнения
движений и музыкального прочтения пластического ритма;
 создание оптимальных условий для реализации творческого потенциала
учащихся и помощь в формировании их профессиональной ориентации,
допрофессиональная подготовка.
развивающие:
5

 пробуждение фантазии, свободы самовыражения, творческого мышления,
креативных и коммуникативных способностей учащихся;
воспитывающие:
 эстетическое воспитание учащихся, формирование их духовной культуры,
потребности общения с различными видами искусства и нравственноэмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающей действительности;
знакомство с творческим наследием выдающихся хореографов прошлого и
настоящего;
 обеспечение духовного, нравственного и интеллектуального развития учащихся
вне учебной деятельности.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план программы "НеРазУмные импровизации"
Разделы программы

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

4 год обучения

7 год обучения
а «Антре»

8 год обучения
а «Антре»

9 год обучения
а «Антре»

10 год обучения
а «Антре»

теор

теор

теор

практ

практ

практ

теор

практ

4

4

4

3

4

3

4

3

Танцевальный
экзерсис.

4

12

4

10

4

12

4

12

Stretch – растяжение.

1

11

1

9

1

9

1

11

Jumps – прыжки.

2

6

1

7

1

7

2

7

Turs – вращения.

1

4

2

4

1

9

-

3

Блюз.

1

9

1

11

1

9

1

9

-

11

-

13

-

15

-

13

13

57

13

57

12

58

12

58

Стили и направления
современного танца.

Сценическая практика
ВСЕГО:

70 ч

70 ч

Итого на весь курс обучения необходимо 280 часа

6

70 ч

70 ч

Содержание программы включает в себя семь основных разделов, которые
связаны между собой и реализуются в комплексе.
Характеристика разделов программы
Раздел I. «Знакомство с многообразием стилей и направлений современного
танца» Этот раздел предусматривает включение в занятия теоретических часов и
просмотр видеоматериала, на которых учащиеся глубже и обширнее знакомятся с
различными направлениями и стилями современной хореографии, а также с
творчеством ведущих хореографов в этой области – М. Бетаром, Б. Эйфманом, Э.
Эйлли, П. Бауш, С. Гилем и др. Этот раздел подразумевает созерцательную
практику, т.е. посещение учащимися различных балетных спектаклей, где они
ближе познакомятся с творчеством хореографов, работающих в жанре свободной
пластики и современной хореографии.
Раздел II «Танцевальный экзерсис» Знакомит учащихся с основными понятиями
и принципами движения в разных жанрах современного танца. Объясняет роль ритма и
музыкально-ритмических акцентов в джазовой, эстрадной и других направлениях
музыки. Раздел «Isolation» - представляет собой изолированные движения различных
частей тела в координации с другими частями тела. Раздел «Wolks» - представляет
собой передвижение и перемещение в разных темпах и ритмах, и помогает
ориентироваться в пространстве сцены.
Раздел III «Stretch» (растяжение). Способствует растяжению связок и мышц;
развитию гибкости и пластичности корпуса, рук, ног; развитию природных физических
данных учащихся. Контактный партнеринг, где учащиеся пробуют различные позы,
поддержки, перемещения и танцевальные переходы, работая в паре или группе, т.е. в
непосредственном контакте с партнёром.
Раздел IV «Jumps» (прыжки). Включает в себя различные прыжки, характерные
для современного танца, а также стилизацию прыжков классического экзерсиса.
Раздел V «Turs» (вращения). Включает в себя различные повороты, вращения на
одной ноге, двух ногах, вращения в прыжке, на полу и в различных комбинациях.
Раздел VI «Блюз». Способствует развитию раскрепощённости, свободе танцевания
и самовыражения, а также творческой фантазии и неординарности воображения и
мышления, т.к. предлагает учащимся проявить себя в искусстве импровизации и
сочинения танцевальных комбинаций, композиций, этюдов на основе изученного
материала.
Раздел VII «Сценическая практика». Является результатом успешного усвоения
программы и требует высокого профессионального уровня исполнения учащимися
развёрнутых хореографических номеров, композиций и сюит, участия в фестивалях –
конкурсах городского, областного, российского и международного уровня. А также

7

подразумевает участие в семинарах и мастер-классах по современному танцу у
различных педагогов и танцовщиков.
На первом году обучения учащиеся знакомятся с основами современного
танца и эстрадным танцем. Основная задача этого этапа обучение – развитие умения
исполнять элементарные движения и комбинации, чувствуя заданный ритм музыки.
Второй год обучения – постижение основ джазового танцевания, в частности
европейской его ветви. На этом этапе обучения учащиеся должны понять и
почувствовать превращения принципа дыхания в способ движения. Сочетание в
разных амплитудах, темпах и ритмах такого принципа движения позволяет создать
очень выразительную форму танца.
На третьем году изучается следующая разновидность джаз-танца – «Афроджаз», который базируется на афро-негритянском наследии и на американской
ветви танца модерн. На этом этапе учащиеся на основе знаний и навыков,
полученных ранее, постигают неисчерпаемое богатство пластических нюансов и
ритмов джаз-танца.
На четвёртом году обучения изучается наиболее сложное направление
современного танца – танец-модерн. Основная задача данного этапа обучения –
свободное владение своим телом, знание его возможностей, умение
импровизировать.
На протяжении всего процесса обучения современному танцу отводится много
времени импровизации, как индивидуальной, так и контактной (т.е. работа в паре,
группе), что очень важно для раскрепощения детей, пробуждению у них фантазии,
свободы выражения. Это «растанцовывает» детей, готовит их к сцене.
Программа предусматривает включение в занятия помимо теоретических часов,
просмотр видеоматериала, на которых учащиеся глубже и обширнее знакомятся с
различными направлениями и стилями современной
хореографии, а также с
творчеством ведущих хореографов в этой области – М. Бежаром, Б. Эйфманом, А.
Эйли, П. Бауш, С. Гилем, С. Смирновым, Е. Панфиловым и др.

8

Тематический план
1 год обучения (7 год обучения в «Антре»)

1

2

3

4

5
6

7

Тема

Теория

Практика

Всего
часов

Знакомство с многообразием стилей и
направлений современного танца:
 вводное занятие: многоликий эстрадный танец
– такой знакомый и незнакомый;
 просмотр видеоматериалов: отличия и
особенности разных танцевальных стилей и
техник;
 созерцательная практика
Танцевальный экзерсис:
 основные положения корпуса, рук, ног,
головы, характерные для эстрадного танца;
 Isolation-изоляция;
 экзерсис - учебные комбинации;
 Wolks-ходы, шаги, перемещения.

4

4

8

1

1

2

2
1

3

2
4

4
1

12
1

16
2

1
1
1
1
1
2
1
1
1

4
4
3
11
6
5
6
3
3
4

5
5
4
12
6
6
8
4
4
5

1
1
-

9
3
4
2

10
4
4
2

13

11
4
7
57

11
4
7
70

Stetch-растяжение:
 партерная гимнастика;
 контактный партнеринг.
Jumps-прыжки:
 маленькие прыжки;
 средние и большие прыжки
Turns-вращение
Блюз:
 танцевальные композиции в медленном
темпе;
 контактная импровизация;
 индивидуальная импровизация.
Сценическая практика:
 участие в мастер-классах;
 постановка хореографических композиций
ИТОГО:

Содержание первого года обучения.
9

На первом году обучения обучающиеся знакомятся с различными стилями,
техниками и направлениями современной хореографии, изучают основы эстрадного
танца.
Основные задачи первого года обучения:
1. дать представление учащимся о многообразии и стилевом богатстве
современного танца;
2. уметь определить и отличить разные стили и техники современного танца;
3. дать понятие о принципе движения и дыхания при исполнении эстрадного танца;
4. научить двигаться свободно, координировано, правильно уметь, владеть своим
телом;
5. дать основы индивидуальной и контактной импровизации, поощрять творческие
потенциалы и фантазию учащихся.
Учебный материал первого года обучения разбит на следующие разделы:
Раздел I. Стили и направления современного танца.
1. Вводное занятие по теме: многоликий эстрадный танец – такой знакомый и
незнакомый.
Цель занятия: дать учащимся представление о многообразии направлений
эстрадного танца.
Задачи:
1. знакомство с направлениями современного танца;
2. определение отличий разных танцевальных стилей;
3. проучивание основных элементов танца рок-н-ролл;
4. пробуждение и развитие эмоциональной раскрепощённости и свободы
выражения.
Предполагается интегрированное занятие, которое устанавливает связь между
разными жанрами хореографии (классической, народной и современной), развивает
танцевальные способности детей, обогащает их знания о хореографическом
искусстве, открывает перспективы дальнейших занятий современным танцем.
Рекомендуется построить занятия в форме игры-путешествия с преобладанием
учебной, исследовательской и культурологической мотивации, используя
проблемно-поисковые методы обучения.
2. Просмотр видеоматериала:
рекомендуемый видеоматериал:
1. балеты М. Бежара.
2. Уроки Б. Феликсдала.
3. Х/ф «Весь этот джаз» (фрагменты).
4.Х/ф «Авансцена» (фрагменты).
5.Д/ф «Отличия и особенности разных стилей и техник танцевания».
3. Созерцательная практика.
Обязательное посещение спектаклей приезжих танцевальных групп: балет Е.
Панфилова (г. Пермь), танцевальных команд (г. Екатеринбург, г. Челябинск и др.)
10

Приглашение педагогов города и области на мастер – классы и семинары
обучающихся.
Раздел II. Танцевальный экзерсис.
1. Основные положения корпуса, рук, ног, головы.
 Release – расширение.
 Contraction – в спине, груди, боку.
 Позиции рук – I,II,III, подготовительная, «утрированные» позиции рук за счёт
плечевого пояса.
 Позиции ног – выворотные, невыворотные, параллельные, скрещенные.
2. Isolation – изоляция.
Изоляционные упражнения для различных частей тела:
 наклоны головы;
 повороты головы;
 круговые движения головы;
 сдвигание шейных позвонков в различные направления;
 поднимание, опускание, круговые движения плечами;
 упражнения для грудной клетки – contraction-relaction;
 сдвигание грудной клетки;
 упражнения для рук – port de bras с усложнённой координацией движения;
 упражнения для бёдер – сдвигание, поднимание, круговые движения;
 упражнения для стоп – различные releve на полупальцы просто и в сочетании с
plie, круговые движения стопами, перекаты с пятки на носок и обратно.
3. Экзерсис – учебные комбинации.
 Demi-plie, grand plie по выворотным и невыворотным позициям с добавлением
работы рук и головы.
 Battement tendu и battement tendu jete по выворотным и невыворотным позициям с
добавлением работы корпуса и рук в положении contraction, relaction.
 Rond de jamb par terre – по выворотным позициям, с добавлением переходов и
переворотов на ½, ¼, 1/8, круга.
 Battement foondu по выворотным позициям ног, с добавлением различных tombe
и падений, и усложнённой работой корпуса и рук.
 Grand
battement jete – броски ног в различные направления выворотно и
невыворотно, с включением rond и вращений, tombe падений, а также элементов
«ножницы», «кабриоль»
4. Wаlks – ходы, шаги, перемещения.
 Ходьба с увеличением темпа и изменением ритма исполнения различных
движений руками, корпусом, головой.
 Приставные шаги в различных направлениях.
 Синкопированные шаги.
 Pas de bourre –переступания.
 Шаги в повороте, на plie, на plie и полупальцах, с окончанием в различные позы.
11

 Мягкие шаги, шаги с ударом в пол, пружинистые шаги, с акцентом в plie, с
акцентом наверх и др.
Раздел III. Stretch – растяжение.
1. Партерная гимнастика.
 Упражнения для стоп – выворотные и невыворотные положения, круговые
движения.
 Упражнения на развитие мышц брюшного пресса.
 Упражнение на развитие шага активного действия и выворотности в
тазобедренном суставе.
 Упражнение на развитие гибкости спины.
 Упражнение на развитие пластичности корпуса – «волны» в положении сидя и
лёжа на спине и на животе.
 «Разножки» в положении сидя и лёжа.
 Перевороты и перекаты в шпагат, и другие различные партерные позы.
2. Контактный партнеринг.
 Работа в контакте с партнёром – различные перевороты, поддержки (партерные и
вертикальные), переходы из позы в позу.
 Творческие задания, построенные на заданных элементах.
 Творческие задания, построенные на свободной импровизации.
Раздел IV. Jumps – прыжки.
Стилизованные прыжки классического танца по невыворотным и выворотным
позициям, усложнённые темпоритмически и координационно.
 Temp leve sautes
 Pas assemble
 Pas jete
 Pas echappe
 Pas glissade
 Sissonne, разновидность sissonne и efasse
Раздел V. Turns – вращение.
 Turs chene по диагонали, по кругу, на прямых ногах и на demi plie.
 Вращение на двух ногах – шагами.
 Вращение «винтом» - скрученные столы.
 Вращения на одной ноге на вытянутом колене и на demi plie на опорной ноге.
 Вращение в прыжке по VI,II позициям.
Раздел VI. Блюз.
1. Танцевальные композиции в медленном темпе.
 Восстановление дыхания – широкие, спокойные движения руками, корпусом,
головой.
12

 Медленное исполнение комбинации, сочетающих в себе подъём и спад, широкие
движения руками, простые шаги и качания в корпусе.
2. Импровизация.
 Контактная импровизация в группах или паре.
 Передвижения в хаотичном порядке с различными партерными поддержками,
небольшими падениями и переворотами.
 Индивидуальная импровизация на заданный музыкальный ритм, или мелодию.
Раздел VII. Сценическая практика.
1. Участие в мастер-классах, семинарах. Приглашение других педагогов
современного танца из города или области, обмен знаниями и опытом.
2. Постановка хореографических композиций – развёрнутых, сюжетных или
бессюжетных для концертных программ или театрализованных представлений
Дворца.
3. Участие в фестивалях-конкурсах городского, областного, российского уровней.
На первом году обучения занятия в основном комбинированного типа, т.е. на
разных этапах занятия преследуются различные цели. Занятия может включать в
себя все разделы или выборочно, в зависимости от цели, которая поставлена на
данный момент. На начальном этапе проучивания движений и упражнений педагог
управляет деятельностью детей на содержательном и организационном уровне,
обучает, объясняет и развивает навыки движения. Затем на этапе более
углублённого проучивания движений педагог управляет работой с разной степенью
жёсткости. На этапе закрепления и совершенствования движений, педагог
исполняет
роль консультанта, становится партнёром учащихся, давая им
приобрести навыки самостоятельной работы, проявить свои творческие
коммуникативные способности.
Тематический план
2 год обучения (8 год обучения в хореографическом ансамбле «Антре»)

1

Тема

Теория

Знакомство с многообразием стилей и
направлений современного танца:
 вводное занятие: джаз-танец –
экзотический остров в океане современной
хореографии;
 просмотр видеоматериала: балеты Э. Эйли,
Б. Фосса, фрагменты х/ф «All that jazz»,
«Кордебалет»;
13

4
1

Практик
а
3
1

Всего
часов
7
2

2
1

2

2
3

 созерцательная практика

Танцевальный экзерсис в стиле джаз-танца:
 основные положения корпуса, рук, ног,
характерные для джаз-танца. Принцип
дыхания;
 Isolation-изоляция;
 джаз-экзерсис – учебные и танцевальные
комбинации;
 Wolks-ходы, шаги, перемещения.
Stetch-растяжение:
 партерная гимнастика;
 контактный партнеринг

4
1
1
1
1

10
1
3
3
3

14
2
4
4
4

1
1

9
5
4

10
5
5

4

Jumps-прыжки:
 маленькие прыжки;
 средние и большие прыжки;
 прыжки и падения.

1
1

7
2
3
2

8
2
3
3

5

Turns-вращения:
 повороты и turns;
 партерные перевороты.
Блюз:
 танцевальные джаз-композиции
 (европейский стиль);
 контактная импровизация;
 индивидуальная импровизация.
Сценическая практика:
 постановка хореографических композиций;
 участие в семинарских занятиях и мастерклассах.
ИТОГО

2
1
1
1
1
-

4
2
2
11
5
4
2

6
3
3
12
6
4
2

-

13
9
4

13
9
4

13

57

70

2

3

6

7

Содержание второго года обучения.
На втором году обучения учащиеся подробно знакомятся с направлениями
современного танца – Jazz-dance, в частности с таким его ответвлением, как
“европейский” стиль танцевания. “Джаз-танец” основан на природной
раскрепощённости тела, он интересен и сложен своими нетрадиционными,
трудными для координациями движениями. В основе всех типов танцевания лежит
14

ритм. Источником ритма, импульса в “джаз-танце” становится корпус. Принцип
дыхания превращается в корпус движения, тело джаз-танцовщика становится самой
природой. Такая система танцевания присуща народам Африки и Латинской
Америки. Не случайно, система обучения джаз-танца возникла на континенте, где
все народности соединились в одной стране – Америке, а затем распространилась по
всему миру, изменяя окраску, манеру, технику исполнения, оставляя в основе
принцип движения.
Основные задачи второго года обучения:
 знакомство учащихся с историей возникновения и развития джаз-танца.
 знакомство с принципом дыхания в джаз-танце.
 дать понятие и научить движению в стиле джаз-танца.
 объяснить роль ритма в джаз-танце.
 пробудить фантазию и свободу выражения своего эмоционального состояния в
танце.
Учебный материал II года обучения состоит из следующих разделов:
Раздел I. Стили и направления современного танца.
1. Вводное занятие по теме: джаз-танец – экзотический остров в океане
современной хореографии.
Цель занятия: обобщение знаний о различных направлениях современной
хореографии и познакомиться с техникой джаз-танца.
Задачи:
 систематизация знаний полученных ранее, на первом году обучения;
 знакомство с основными понятиями джаз-танца – Release, contraction, relax;
 развитие фантазии, свободы выражения своего эмоционального состояния в
танце;
 вызвать интерес к музыкальному и танцевальному направлению «Jazz».
Занятие интегрированного типа проводится с целью установления связей
между различными видами современного танца, определения культурологических и
исторических связей танцевального искусства разных народов мира.
Занятие рекомендуется построить как проблемное, с доминированием
исследовательской и коммуникативной мотивации, – например, попадание на
необитаемый остров.
2. Просмотр видеоматериала:
рекомендуемый материал:
 балеты Э. Эйли.
 сценические постановки Б. Фосса.
 Фрагменты х/ф «Весь этот джаз»
 Фрагменты х/ф «Кордебалет».
 Джаз-семинары в г. Петербурге, г. Екатеринбурге и др.
3. Созерцательная практика.
15

 Обязательный просмотр журналов «Балет», «Танец» с последующим
обсуждением и дискуссией.
 Посещение спектаклей танцевальных коллективов, работающих в эстрадном
жанре исполнения.
 Выезд в г. Пермь и другие города для посещения концертных программ…
Раздел II. Танцевальный экзерсис в стиле джаз-танца.
1. Основные положения корпуса, рук, ног, головы, характерные для джаз-танца.
Принцип дыхания - как способ движения
- Relax – расслабление, как правило, исходное положение тела, находящегося в
покое или его отдельных частей, направленных на расслабление.
- Release – реализация, расширение, распространение. Движение, аналогичное
вдоху, когда энергия из центра тела распространяется к периферии – в результате
рождается какая-либо поза или движение – маленькое или большое.
- Contraction – сжатие-движение, аналогичное выдоху и направленное на
группировку тела к центру или сжатие отдельных частей тела.
2. Isolation – изолированные движения различных частей тела отдельно от
других, и сочетание их в координации с другими частями тела:
 наклоны, повороты, круговые движения головой;
 сдвигание шейных позвонков вперёд, назад, в стороны, по кругу;
 поднимание, опускание, сдвигание, перевод, круговые движения плечами;
 работа корпусом – различные сontraction в груди, спине, боку;
 работа ногами со смещением бёдер, в координации с руками и головой;
 вытягивание и сгибание стопы (развитие направления);
 вытягивание и сгибание коленей;
Все движения исполняются в разных темпах и ритмах, усложняясь
координально.
2. Джаз – экзерсис – учебные и танцевальные комбинации.
- Проучивание понятий и элементов.
 KIK – бросок ноги;
 BOLL – положение стопы, имитирующее обнимание мяча;
 CHANGE – менять;
 TWIST – вращение;
 BRASH – мазок;
 TEP – удар;
 STЕP – шаг;
 LANDJE – выпад;
Составление комбинации в стиле джаз-танца, с включением оригинальных
танцевальных элементов:
 Plie
 Battement tendu и battement tendu jete
 Rond de jamb en l’eir
16

 Battement foondu
 Battement developpe
 Grand battement jete
4. Wolks – ходы, щаги, переходы – передвижение с пространстве сцены, класса
в разных темпах, ритмах, присущие разным народностям – в национальных ритмах
и движениях.
Раздел III. Stretch –растяжение. Движения, способствующие растяжению связок
и мышц, имеющие самостоятельную роль в построении форм танцевания, как
устремление руками, ногами, так и самим позвоночником.
Формы:
 стоя на двух ногах по II позиции, растягивается позвоночник при помощи рук,
направленных вверх, в стороны, вниз, назад;
 то же самое, но корпус наклоняется параллельно полу – вперёд, назад, в стороны;
 корпус наклонён вниз, параллельно линии ног, руки тянутся вниз и между ног
назад;
 складывание к ногам, сидя на полу, в позициях: ноги вместе, в полушпагате,
разножки, полном шпагате;
 с опорой на руки – растягиваются ноги в разных направлениях.
Работа в контакте с партнёром, преследует цель лучшего растяжения связок и
мышц, а также творческая свободная работа с построением различных поз,
направленная на развитие пространственного мышления.
Раздел IV. Jumps – прыжки.
 На двух ногах по разным позициям;
 С двух на две, на одну на месте и с продвижением;
 Шаг – толчок – поза;
 Шаг – толчок – мах – поза;
 Прыжки в повороте;
 Средние и большие прыжки – стилизованные sissone basgue, assemble, pas jete,
fuette, pas de chat;
Все прыжки исполняются в положении корпуса Release и Contraction,
усложняясь темпоритмически и координационно.
Раздел V. Turs – вращения.
 Трёхшаговые вращения в стороны;
 Трёхшаговые вращения с падением;
 Трёхшаговые вращения с переворотом;
 Chene с круговыми движениями рук вверху и внизу – параллельно и в аппозиции;
 Pas – glissade с работой корпуса – contraction в груди, в спине;
 Вращения в различных «jete» - партерных и прыжковых;
 Партерные перевороты;
 «Разножка» шпагат;
17

 Прыжки с вращением или вращения в прыжке. С махом ноги в фиксированной
позе, с махом обеих ног – в перемене с согнутыми и прямыми ногами;
Раздел VI. Блюз.
 Танцевальные композиции, развивающие пластичность и выразительность
движения в пространстве сцены, с включением импровизированных моментов
(по заданию педагога);
 Сочинение учащимися небольших комбинаций на основе проученных движений,
элементов;
 Импровизация свободная и контактная, подчинённая ритму или мелодии
музыкального сопровождения;
Раздел VII. Сценическая практика.
 Участие в семинарах-практикумах, мастер-классах с приглашением других
педагогов по джаз-танцу (бинарные занятия);
 Постановка хореографических композиций с развёрнутой драматургией
танцевального номера, для выступления учащихся в концертных и
театрализованных программах ДДЮТ, города и области (репертуарная
классификация прилагается);
 Участие в фестивалях-конкурсах городского, областного, российского,
международного уровней.
На втором году обучения занятия в основном комбинированного типа, с
включением всех разделов поочерёдно в занятие. При необходимости более
подробного изучения материала какого-либо раздела, время на занятии для этого
удваивается. На втором году обучения стоит добиваться большей активности
обучающихся, чаще изменяя условия выполнения упражнения и ставя перед
учащимися проблемы, направленные на развитие позитивного отношения к
собственному творчеству. На занятиях должна преобладать креативная и
коммуникативная мотивация обучающихся, а педагог, снижая жёсткость управления
до минимума становится партнёром.
Тематический план

3 года обучения (9 год обучения в хореографическом ансамбле «Антре»)
Тема
1

Знакомство с многообразием стилей и
направлений современного танца:
 вводное занятие :афро-джаз – мифы и
реальность.;
 просмотр в/материала «Хореографические
миниатюры Э. Эйли» и др.;
18

Теория

Практика

Всего
часов

4

3

7

1
2
1

1
2

2
3
2

2

3

4

5

6

7

 созерцательная практика.
Танцевальный экзерсис в стиле афро-джаз:
 принципы дыхания;
 Isolation-изоляция;
 джаз-экзерсис – учебные и танцевальные
комбинации в стиле афро-джаз;
 Wolks-ходы, шаги, перемещения.
Stretch-растяжение:
 партерная гимнастика;
 перевороты, падения, партерная
импровизация.
Jumps-прыжки:
 маленькие прыжки;
 средние и большие прыжки;
 прыжки и падения.
Turns-вращения:
 повороты и turns;
 партерные перевороты.
Блюз:
 танцевальные композиции в стиле афроджаз;
 контактная импровизация.
Сценическая практика:
 постановка хореографических композиций;
 участие в семинарах и мастер-классах.
ИТОГО

4

12

16

1
1
1
1
1
1

1
4
4
3
9
5
4

2
5
5
4
10
5
5

1
1
1
1
1
1
-

7
2
3
2
5
2
3
9
5
4

8
2
3
3
6
2
4
10
6
4

12

13
8
5
58

13
8
5
70

Содержание третьего года обучения.
На третьем году обучения изучается следующая разновидность Jazz-dance –
стиль афро–джаз. Это очень интересное и сложное направление джазового
танцевания, оно требует определенных знаний и навыков, полученных ранее.
Афро-джаз или американский стиль джаз-танца называют ещё «чёрным»
джазом, т.к. он возник на континентах, где живёт чернокожее население – Африка и
Латинская Америка. Это этнический стиль, уходящий корнями в глубокую
древность – к ритуальным танцам первобытных людей, с их инстинктами, близкими
животным. Конечно же, с развитием человеческой цивилизации танец приобретает
более эстетическое звучание, он развивается и определяется в систему.
Основные задачи третьего года обучения:
19

 знакомство с историей зарождения, развития стиля афро-джаза и оформление его
в сценическое искусство;
 дать понятие о принципе движения афро-джаз;
 совершенствование технического мастерства, стилевой окраски исполнения;
 умение импровизировать под заданную музыку, сочинять небольшие
танцевальные этюды, с опорой на изученный материал;
 развитие свободы самовыражения, творческого мышления и воображения.
Учебный материал третьего года обучения состоит из следующих разделов.
Раздел I. Стили и направления современного танца.
1. Вводное занятие по теме: афро-джаз-мифы и реальность.
Цель занятия: проследить эволюционный путь стиля афро-джаз от ритуальных
плясок до сценического искусства.
Задачи:
 узнать об истории возникновения, развития и утверждения в систему,
направления афро-джаз;
 дать ясное представление о различии
двух основных ветвей джазового
танцевания – европейской и афро-американской;
 знакомство с оригинальным способом движения стиля афро-джаз;
 вызвать интерес к новому способу танцевания, открыть новые перспективы в
мире музыки и танца.
Занятие – интегрированное, прослеживающее взаимосвязь различных
направлений и жанров искусства музыки и танца, ориентированное на развитие
когнитивных, креативных и коммуникативных способностей учащихся.
Рекомендуется построить занятие в форме сюжетно-ролевой игры –
путешествие во времени.
2. Просмотр видеоматериала:
рекомендуемый видеоматериал:
 Балеты Э.Эйли “Stek up”,”Spirituals”
 Уроки Б. Фелакдалла;
 Екатеринбург. ADF – 96.
 Джаз - фрагменты постановок.
С течением времени в/материал может обновляться и обогащаться.
3. Созерцательная практика.
 Просмотр и чтение журналов: «Балет» и «Танец» с последующим обсуждением,
дискуссией и анализом;
 Посещение балетных спектаклей и концертных программ, коллективов и
хореографов, работающих в жанре современной хореографии;
 Выезд в г. Пермь, г. Екатеринбург и другие города с целью участия в фестивалях
и конкурсах танцевального искусства.
Раздел II. Танцевальный экзерсис в стиле афро-джаз
1. Принципы дыхания и движения. Роль ритма в джаз-танце.
Основные понятия:
20

 Bit – удар – основная доля;
 Offbit – джаз- акцент или синкопа перед или после основной доли;
 Swing – свинг-качание – способ движения - акцентируя не только основные
доли, но и доли в промежутках между основными.
Упражнения для развития ритма:
 хлопки в ладони в различных темпо-ритмических сочетаниях;
 удары стопой в пол носком, пяткой, всей стопой;
 шаги на месте с продвижением;
 щелчки пальцами;
 сочетание ударов стопами, хлопков и щелчков.
2. Isolation – изоляция.
Изолированные движения различных частей тела отдельно и в координации
друг с другом.
 наклоны, повороты, круговые движения головой;
 акцентированное сдвигание шейных позвонков.
 упражнение для плечей – поднимание, сдвигание, круговые движения и др.
 упражнения для корпуса – release, contraction, relax;
 упражнения для рук – нетрадиционные и оригинальные по координации;
 упражнения для стоп – различные releve, повороты, вращения, скручивания.
3. Джаз-экзерсис – учебные и танцевальные элементы и комбинации.
Элементы, характерные только для стиля афро-джаз.
 “Chranga” – развороты бёдер, скручивание корпуса;
 “Apple Djek” – синкопированные удары стопами с одновременной работой бёдер;
 “Budi-green” – разворот стоп из невыворотного положения в выворотное, с
одновременной работой бёдер;
 “Kick-boll-change” – сочетание бросков ногами с работой стоп.
Сочетание танцевальных элементов между собой и другими движениями, и
элементами джаз-танца и оформление их в танцевальные комбинации и этюды.
4. Wolks – ходы, шаги, перемещения.
Характерная особенность афро-американского стиля танцевания – все
движения исполняются мягко- «по-кошачьи», как у животных, эластично и вместе с
тем с яркими акцентами в движении:
 шаги простые с пятки;
 шаги мягкие на plie;
 шаги с круговыми движениями плечей;
 шаги с работой бёдер вперёд-назад;
 шаги по второй позиции с работой бёдер вправо-влево;
 шаги по второй позиции с работой бёдер в диагональном направлении;
 шаги с круговыми движениями бёдер;
 шаги с мягким подтягиванием бедра наверх;
 шаги с «волной» в корпусе.
Раздел III. Stretch - растяжение.
21

1. Партерная гимнастика.
 Упражнения для стоп – сокращение, натяжение, разворот, круговые движения;
 «складка» - упражнение на растягивание связок и мышц внешней стороны ног;
 «волна» - упражнение на развитие гибкости, пластичности корпуса;
 «перевороты» - партерные;
- вертикальные;
- с раскрытием ног в поперечный шпагат;
 «заноски» - упражнение для укрепления внутренней мышцы бедра и мышц
брюшного пресса;
 «разножки» - упражнение на развитие шага, растягивание паховых связок и
внутренней стороны бедра,
 «перегибы» - упражнения на развитие гибкости спины;
 упражнения на укрепление широчайших мышц спины;
 «мост» - упражнение на развитие гибкости спины;
2. Партерная импровизация.
Задания на сочинение небольших комбинаций блюзовых (в медленном темпе)
или ритмичных (в более быстром темпе) и контактного партнеринга.
Раздел IV. Jumps – прыжки.
 Прыжки и соскоки в пол по четвёртой и второй позициям;
 Прыжки с раскрытием ног в воздухе;
 Прыжки с двух ног с положением ног «крестом» в воздухе;
 Прыжки с вращением в воздухе;
 Прыжки с падением на бедро, с перекатом на спину;
 Прыжки с окончанием в положение «twist» - «скручивание»;
Сочетание разных прыжков в комбинациях, сложных координационно и
темпоритмически.
Раздел V. Turs – вращения.
 рёхшаговые повороты с окончанием в характерные позы;
 сhene из стороны в стороны;
 Sutenu на глубоком plie с работой корпуса – contraction-release;
 вращения на полу с согнутыми ногами;
 вращение на полу в положении ног в шпагате;
 вращения из стороны в сторону и вперёд-назад с перекидыванием ног;
Раздел VI. Блюз.
Танцевальные комбинации в медленном темпе, развивающие физические,
эмоциональные, креативные способности обучающихся. Импровизации под
мелодичную музыку; под барабанную дробь; без музыки, выбивая ритм ногами,
руками.
Контактная импровизация.
22





Хаотичное перемещение в пространстве зала с постепенным контактированием
кистей, плечей, локтей, переходя к небольшим поддержкам в падении, мягким
подталкиванием партнёров.
Импровизация в паре, группе.
Индивидуальные импровизационные задания на развитие чувства ритма,
свободного движения и реализации полученных знаний.

Раздел VII. Сценическая практика.
1. Бинарные занятия с приглашением педагогов, работающих в жанре современной
хореографии.
2. Постановка хореографических композиций в стиле «Афро-джаз» для концертных
программ и театрализованных представлений Дворца детского (юношеского)
творчества, города и области.
3. Участие в совместных проектах по современному танцу с обучающимися
первого, второго, третьего годов обучения.
4. Участие в фестивалях-конкурсах танцевального искусства городского, краевого,
российского и международного уровней.
На третьем году обучения необходимо совершенствовать деятельность по
развитию
мотивации
обучающихся
к
познанию,
творчеству,
профессиональному самоопределению.
Рекомендуются комбинированные занятия и творческие мастерские, на
которых осуществляется диалогическое взаимодействие и сотрудничество,
совместная творческая работа педагога с детьми, а также развивается
индивидуальность и творческий потенциал учащегося.
Тематический план

4 год обучения (десятый год обучения в хореографическом ансамбле «Антре»)
Тема
1

Теория

Знакомство с многообразием стилей и
направлений современного танца:
 вводное занятие: Модерн? Модерн!
 просмотр видеоматериалов: «Творчество
М. Бежара и его балеты»,
 «Балеты С. Гилем», «Танец П. Бауш» и
др.
 созерцательная практика.

23

4

Практик
а
3

Всего
часов
7

1

1

2

2

-

2

1

2

3

3

4

5
6

7

Танцевальный экзерсис в стиле танца
модерн:
 положение корпуса, рук, ног, головы;
принципы движения;
 Isolation – изоляция;
 экзерсис – учебные и танцевальные
комбинации в стиле танца модерн;
 Wolks – движение, шаги, перемещение.

4

12

16

1
1
1
1

1
3
5
3

2
4
6
4

Stretch-растяжение:
 партерная гимнастика;
 перевороты, падения, партерная
импровизация;
 контактный партнеринг.
Jumps-прыжки:
 маленькие прыжки;
 средние и большие прыжки;
 падения, прыжки с окончанием в падении.
Turns-вращения.
Блюз:
 танцевальные композиции в стиле танца
модерн;
 контактная импровизация;
 индивидуальная импровизация.
Сценическая практика:
 постановка хореографических
композиций;
 участие в семинарах и мастер-классах.
ИТОГО:

1
1

11
6
3
2

12
6
3
3

2
1
1
1
1
-

7
2
2
3
3
9
5
2
2

9
2
3
4
3
10
6
2
2

-

13
10
3

13
10
3

12

58

70

Содержание четвёртого года обучения.
На четвёртом году обучения учащиеся изучают наиболее сложное направление
современного танца – Modern-dance.
Modern – это своеобразная классика направления современной хореографии.
Занятия танцем – модерн требуют от учащихся хорошей предпрофессиональной
подготовки – грамотное владение основами классического и современного танцев.
Modern-dance характерен тем, что танцовщики абсолютно раскрепощены, на первый
взгляд может показаться, что они расслаблены и просто импровизируют на ходу.
Именно сочетание сжатого и расслабленного состояния корпуса и создаёт систему
движения и координации в танце модерн.
Модернисты не ограничивают себя никакими рамками. В целом же танец
модерн – это духовный взлёт человека, свободного, владеющего каждой мышцей
своего тела, движением души.
Основные задачи четвёртого года обучения:
24

 научится свободно двигаться, под музыку, владеть своим телом;
 дать представление о системе движения стиля Modern, совершенствовать навыки
танцевания;
 развитие творческого воображения, умение импровизировать, работать в
контакте, в паре, в группе;
 сочинение танцевальных этюдов и комбинаций на основе изученного материала.
Учебный материал IV года обучения состоит из следующих разделов:
Раздел I. Стили и направления современного танца.
1. Вводное занятие по теме: Модерн? Модерн! Модерн….
Цель занятия: вызвать у обучающихся интерес к изучению танца модерн и
желание обучаться этому виду современной хореографии.
Задачи педагога:
 рассказать об истории возникновения стиля «Модерн» в искусстве на рубеже
XIX – XX веков;
 познакомить с величайшими именами хореографов и танцовщиков модерн-танца;
 дать понятие о характерных особенностях движения в танце модерн;
 подтолкнуть обучающихся к соперничеству, дать возможность самореализации и
самосовершенствования.
Занятия интегрированного типа, наглядно иллюстрирующие взаимосвязь и
взаимопроникновение различных видов искусства: музыка, танец, театр, скульптура,
живопись. Преобладает культурологическое и историческое направление в
образовательном процессе.
Рекомендуется построить занятие в форме сюжетно-ролевой игры-путешествия
в «Modern-museum».
2. Просмотр видеоматериала.
Рекомендуемый видеоматериал: балеты С. Гилем; танец П. Бауш;
Екатеринбург. Фестивали ADF; балеты М. Бетара;
Уроки школы «Kannon-Dance.: г. Санкт-Петербург. Второй фестиваль
современного танца «Открытый взгляд» г. Санкт-Петербург.
3. Созерцательная практика.
Просмотр и чтение журналов: «Балет» и «Танец» с последующим
обсуждением, дискуссией и анализом;
Посещение концертных программ коллективов, работающих в жанре
современной хореографии;
Выезд в другие города, края и России с целью посещения концертных
танцевальных трупп и обмена опытом.
Раздел II. Танцевальный экзерсис в стиле модерн
1. Принципы движения, основные положения корпуса, рук, ног, головы.
 Для модерн-танца характерно постоянное стремление от центра тела к
периферии; руки, ноги, позвоночник не напряжены, а растянуты.
25




















 Основные положения корпуса:
- «Opposite» - прямая линия - руки против ног – растяжения
- «change» - «поменять» - рука противоположна ноге.
- «twist» - скручивание корпуса
- «tombe» - падение, падающие позы.
2. Isolation:
Наклоны, повороты, круговые движения головой – движения широкие с
добавлением работы плечевого пояса.
Поднимание, опускание, круговые движения, сдвигание плечей.
Contraction и release в спине, груди, боку.
Движения бёдрами вперёд, назад, вверх, вниз, круговые движения – просто и в
demi-plie.
Движения для стоп – различные releve, повороты, вращательные движения.
2. Экзерсис - учебные и танцевальные комбинации в стиле танца Модерн.
«Падающие» позы – маленькие и большие в различных направлениях.
Plie со смещением бёдер и корпуса.
Battement tendu и battement tendu jete по выворотным и невыворотным позициям,
мягко, со сдвигом.
Rond de jamb par terre с разворачиванием бёдер, переступанием на efasse и croisse.
Passe – положение ноги выворотно, невыворотно, с contraction в груди.
Battement developpe в положении корпуса «opposite».
Grand battement jete – резкие, мягкие, свинговые и др.
3. Wаlk – ходы, шаги, перемещения:
Различные шаги с окончанием в маленькие и «падающие» позы.
«вальсовые» повороты корпусом.
Шаги с переменой направления.
Шаги лицом и спиной в одном направлении.
Различные переступания – pas de bourre усложнённая работой корпуса и рук.
Pas chasse во всех направлениях с окончанием в plie, или в позу «opposite»

Раздел III. Stretch - растяжение.
1. Партерная гимнастика
 Различные упражнения на полу, способствующие развитию природных
физических данных учащихся – шага активного действия, выворотности в
тазобедренном суставе, гибкости корпуса, эластичности связок и др.
 Партерные танцевальные композиции на основе проученных элементов в стиле
танца-Модерн c включением переворотов, поз с опорой на плечи, руки, стопы
ит.д.
 Партерная импровизация и контактный партнеринг. Сочинение обучающимися
комбинаций с использованием поднятий и опусканий корпуса, падений и
вращений, индивидуально и в группе.
26

Раздел IV. Jumps - прыжки.
1) Маленькие прыжки:
 Assemble – стелящиеся, с корпусом, отстающим от ног.
 «Jete» - выворотным, невыворотным позициям, сбрасыванием корпуса.
 Pas eshappe – по невыворотным позициям со «сбрасыванием» корпуса.
2) Большие прыжки:
 Sissone ferme с корпусом;
 Sissone в различных направлениях, в летящих позах;
 Assemble-cabriolle в падающем положении корпуса;
 Fuette с окончанием в позы apposite, и с падением на пол.
 Jete en tournant.
 Pas de chat на croisse.
 Разновидность sissone – «пистолет».
 Jete с разворотом корпуса в воздухе и перемещении в позу «пистолет».
 Sissonne basgue с подтянутыми коленями.
Раздел V. Turs – вращения:
 Простые en dehors – по выворотным и невыворотным позициям.
 На plie и полупальцах в положении корпуса «contraction».
 Turns с окончанием в позу со смещением центра.
 В большие позы с круговыми движениями рук.
 Chene на plie и полупальцах.
Раздел VI. Блюз.
 Танцевальные композиции в стиле танца- «модерн», отражающие характер и
построение музыки. Музыкальное сопровождение может быть самое
различное – классическая, джазовая, музыка в стиле TRANS, TEXHO,
PSIHODELIK и др.
 Сочинение
танцевальных
композиций
самими
обучающимися
с
консультациями педагога.
 Развёрнутые импровизации – свободное движение под музыку.
Раздел VII. Сценическая практика.
 бинарные занятия, семинары-практикумы, мастер-классы с приглашением
педагогов, работающих в жанре современной хореографии;
 участие в совместных проектах по современному танцу с учащимися
первого – четвёртого годов обучения;
 постановка хореографических сюит и этюдов в стиле модерн-танца для
концертных и театрализованных программ Дворца детского (юношеского)
творчества, города, края;
 участие в фестивалях-конкурсах городского, областного, российского и
международного уровней.
27

Четвёртый год обучения – заключительный, поэтому учебно-воспитательный и
творческий процесс должен быть ориентирован на профессиональное
самоопределение обучающихся, создание условий для реализации их способностей
в творческом процессе.
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные компетенции первого года обучения:
 иметь правильное художественно-эстетическое представление об эстрадном
танце, как о сценическом искусстве;
 знать основные положения рук, корпуса, головы, ног;
 иметь навыки свободного движения под разнообразную музыку;
 уметь свободно владеть своим телом и координировано двигаться;
 иметь способность выразить свои чувства, эмоциональное состояние в танце.
Предметные компетенции второго года обучения:
 иметь правильное художественно-эстетическое представление о джаз-танце,
как о сценическом искусстве;
 знать принципы дыхания и движения, характерные для джаз-танца;
 знать основные понятия и уметь правильно выполнять элементы джаз-танца;
 уметь двигаться координационно, слаженно, свободно управлять частями
своего тела и сочинять небольшую танцевальную комбинацию или
импровизацию;
 уметь выражать эмоции и чувства, заложенные в музыке или сюжетном
танцевальном номере.
Предметные компетенции третьего года обучения:

знать принципы движения техники афро-джаз;

уметь грамотно и эмоционально исполнять танцевальные комбинации и
хореографические композиции;

уметь
сочинить
небольшую
комбинацию,
импровизировать,
оригинально мыслить образами;

грамотно, раскованно и свободно владеть своим телом.
К концу обучения по данной программе обучающие должны свободно владеть
современным танцем, что отражается в портрете выпускника:
Предметные компетенции четвертого года обучения:
 уметь различать стили, техники, направления современного танца (джазтанец, афро-танец, хип-хоп, степ-танец и др.);
 знать основные положения корпуса, рук, ног, голов, характерные для разных
направлений современного танца;
28









 уметь хорошо и легко импровизировать;
 уметь передать эмоциональное построение, характер исполняемого образа, в
сценическом хореографическом произведении;
 иметь представление о постановке хореографических композиций.
Межпредметные компетенции учащихся
Иметь хороший художетсвенно-эстетический вкус, представление о современном
танце как о сценическом искусстве.
Относится к танцевальному искусству, как к творчеству – к определённой
степени мастерства.
Иметь ясное представление о жанрах хореографии (классической, народносценической, современной).
Уметь свободно владеть своим телом, двигаться координационно слажено,
свободно управлять частями своего тела, красиво танцевать.
Свободно импровизировать, уметь сочинить небольшой танцевальный этюд или
комбинацию.
Владеть хорошим актёрским мастерством.
Видеть ошибки и трудности в исполнении движений, уметь их исправить и
добиться нужного результата и иметь способность к самоанализу и самооценке.
РАЗДЕЛ № 2
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

Год
обучения

Целева
я
группа
Возрас
т

1 год
7 г/об в
«Антре»
2 год
8 г/об в
«Антре»

13-14
лет
13-14
лет

2 год
14-15
9 г/об
в лет
«Антре»
3 год
15-16
10 г/об в лет
«Антре»

2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Количе Недель Режим
Количество
Сроки реализации
ство
ная
занятий
групп и ФИО (кол-во недель в
часов
нагруз
педагога,
год, каникулы,
по
ка
реализующег сроки)
програ
о программу с
мме в
данной
год
группой
72 ч.
2 часа
1 раз в
36 уч. недель
в
неделю
неделю по 2 часа
начало уч/г
01.09. 2024
72 ч.
2 часа
1 раз в
1 группа
каникулы
в
неделю
Семёнова
с 28 .12.2024
неделю по 2 часа Е.А.
по 10.01.2025
72 ч.
2 часа
1 раз в
72 ч.

в
неделю
2 часа
в
неделю

неделю
по 2 часа
1 раз в
неделю
по 2 часа

1 группа

Семёнова
Е.А.
29

окончание уч/г
25.05.2025

Сроки
проведения
аттестации

С 01.04.2025
по 25.05.2025

2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ;
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования Семенова
Елена Анатольевна.
Материально-техническое обеспечение
Помещение:
 оборудованных хореографические кабинеты и репетиционные залы (просторное,
светлое помещение с половым танцевальным покрытием, зеркалами и хорошей
вентиляцией).
 зрительный зал с звуковым, световым оборудованием.
Оборудование:
 муз. центр, видеодвойка, видео-, аудио, -CD-материал)
2.3 ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
Формы аттестации; открытые занятия, экзамен.
Формы фиксации образовательных результатов: Индивидуальная
диагностическая карта
Форма предъявления и демонстрации образовательных результатов:
открытые занятия, класс-концерты, участие в итоговых и выпускных
концертных программых.
Индивидуальная диагностическая карта

30

31

Критерии уровней личностного роста учащихся
К концу каждого учебного года а отдельности и за весь курс обучения в целом
учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками., необходимыми для
практической реализации программы.
Отслеживание результатов и достижений, диагностика образовательного
процесса привели к разработке критериев уровней личного роста учащихся.
Высокий уровень (4,5-5,0 баллов)
 Учащийся обладает хорошими природными данными, природным музыкальным
и ритмическим слухом, хорошей памятью;
 В полном объёме усваивает учебную программу соответственно году обучения;
 Отличается высокой техникой исполнения, отлично знает терминологию, может
самостоятельно сочинить комбинацию или танцевальный этюд.;
 Умеет проанализировать правильность исполнения движений;
 Обладает высоким актерским мастерством, прекрасно передает в сценических
постановках, умеет импровизировать, исполняет сольные партии;
 Имеет высокие результаты, активно участвуя в конкурсной деятельности,
фестивалях-конкурсах городского, областного, российских уровней.












Средний уровень (3,5-4,5 баллов)
Учащийся обладает хорошими физическими данными, музыкальным слухом,
чувством ритма, хорошей памятью;
В полном объёме усваивает учебный материал, соответствующий году обучения;
Отличается хорошей техникой исполнения, знает терминологию, умеет
проанализировать правильность исполнения движений;
Может передать художественный образ в танцевальных постановках,
выразителен и интересен на сцене;
Участвует в концертной деятельности и театрализованных программах ДДЮТ,
имеет хорошие результаты в фестивалях-конкурсах городского и областного
уровней.
Низкий уровень (2,0-3,5 баллов)
Учащийся обладает средними физическими данными и музыкальными
способностями;
В соответствии со своими способностями выполняет учебную программу, знает
терминологию, с помощью педагога может проанализировать качество
исполнения движений;
Невыразителен, ему сложно передать художественный образ в сценических
постановках;
Участвует в массовых концертных номерах, конкурсах, фестивалях,
художественных программах.

32

Аналитическая справка
уровня освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
на 20__-20__ учебный год
Педагог(и):
СОХРАННОСТЬ КОНТИНГЕНТА
на начало
года

на конец
года

причины отсева, или прибытия

%

количество у/групп
количество учащихся

7 г/об
8 г/об
9 г/об
10 г/об
ИТОГО

ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОГРАММЫ

г/об и фамилия педагога

к-во часов
по
программе

к-во часов
по факту

%
выполнения
программы

причины неполного выполнения программы

7 г/об
8 г/об
9 г/об
10 г/об
ИТОГО:

КОЛИЧЕСТВО ВЫПУСКНИКОВ
Количество
выпускников в 20__
году:

33

ДИАГНОСТИКА
уровня освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

на 20__-20__ учебный год
Педагог(и):

г/об и фамилия
педагога

всего
учащихся

низкий
низкий
уровень
уровень
количество %

средний
средний
уровень
уровень
количество %

высокий
уровень
высокий
количество уровень %

7 г/об
8 г/об
9 г/об
10 г/об

ДИАГНОСТИКА
участия в конкурсах, фестивалях, турнирах учащихся

количество участников конкурсов
количество
г/об и
учащихся
фамилия
на конец
городской
педагога
года
уровень
7 г/об
8 г/об
9 г/об
10 г/об
ИТОГО:

краевой
уровень

Российский
уровень

Международный
уровень

% от
общего
ИТОГО количества

Количественная и качественная оценка освоения программы обучающимися по
годам обучения проводится ежегодно в виде статистических таблиц данных в
количественном и процентном отношении. Таблицы диагностики уровня
освоения программы и диагностики участия в конкурсах, фестивалях, турнирах
учащихся для наглядности динамики сопровождаются диаграммами.

34

2.4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Принципы построения и реализации программы
Комплексность – реализуется посредством обучения учащихся поэтапно по
всем разделам программы. Материал каждого года обучения взаимопересекается и
опирается на базовые знания учащихся по классическому, народно-сценическому и
современному танцу.
Коммуникативность в основе процесса обучения
лежит принцип
диалогического общения «педагог-ученик» и «ученик-ученик», что в итоге
подводит к совместному творчеству в создании сценических хореографических
образов.
Концентричность – элементы и упражнения изучаются и реализуются методом
«послойного наложения», т.е. углубления и усложнения предыдущего материала,
изменяя окраску, стиль, смещая музыкальные акценты и усложняясь темпоритмически и координально.
Гибкость и дифференцированность – позволяет мобильно и оперативно
обновлять опыт и знания учащихся в связи с быстрым развитием танцевального
искусства на современном этапе. Допускает изменения состава групп детей в
зависимости от уровня танцевального мастерства и подбор танцевальных этюдов и
композиций для групп учащихся с разной подготовкой. Индивидуализация обучения
– предельный случай дифференциации (работа с одарёнными детьми)
Вариативность – программа обозначает только каркас последовательного
обучения основных движений и элементов современных направлений танца, а
дальше предоставляет возможность себе и другим педагогам творить, выдумывать,
пробовать.
Активность и осознанность детей в обучении – использование
преимущественно активных форм и методов обучения. Отсутствие жёсткой
регламентации и стандартизации обучения, что открывает широкий простор для
детского и педагогического творчества, инноваций, экспериментирования.
Преемственность между блоками программы – взаимное дополнение и
обогащение блоков программы между собой (теоретический, практический и
сценическая практика). Теоретический блок – открывает учащимся двери в мир
современной хореографии, знакомит с танцевальной историей народов мира,
практический – повышает уровень знаний, качество исполнения, сценическая
практика – позволяет раскрыть образ, почувствовать и передать в танце всю глубину
человеческих эмоций и характерные танцевальные черты, присущие культурам
разных народов мира.
Здоровьесбережение
–
предусматривает
учёт
психологических
и
физиологических возможностей учащихся, построение учебного процесса путём

35

постепенного усложнения учебного материала технически, темпоритмически;
воспитание сорадования и соперничествования партнёру, создание ситуации успеха.
Методы обучения
Методы и формы организации обучения.
1.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной
деятельности:
 Словесные - (рассказ, лекция, беседа, дискуссия…);
 Наглядно–иллюстративные - (демонстрация, показ, объяснения);
 Индуктивные - (раскрытие материала от «частного» к «общему»);
 Репродуктивные - (активное восприятие, запоминание и воспроизведение);
 Проблемно–поисковые - (исследовательская деятельность, задания на развитие
творческого мышления и креативного воображения);
 практические – (различные по уровню сложности задания и упражнения).
2.
Методы самостоятельной работы:
 по заданию педагог;
 по собственной инициативе.
3.
Методы стимулирования и мотивации обучения:
 ситуация новизны, неожиданности;
 театрализация, драматургия;
 ситуация успеха;
 значимость обучения, результат.
4.
Методы контроля и самоконтроля:
 анализ результатов деятельности учащихся;
 создание контролирующих ситуаций (открытые занятия, сценические
выступления, мастер-классы);
 самонаблюдение;
 самоанализ и самоотчёт.
5.
Предусматриваются различные формы работы и контроля:
 практическая работа,
 творческие задания,
 свободная работа,
 семинары, практикумы,
 дополнительные задания,
 экскурсии,
 выездные выступления,
 участие в конкурсных программах и фестивалях и др.
36

всегда мотивирующие, побуждающие
саморазвитию и самосовершенствованию.

ребёнка

к дальнейшей

работе,

Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса в период
самоизоляции и дистанционного режима.
В условиях карантина профилактики и предотвращения распространения
новой
коронавирусной
инфекции,
профилактики
и
предотвращения
распространения гриппа и ОРВИ, в условиях карантина или режима самоизоляции
реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
проводится с использованием электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий.
Специфика дополнительного образования художественной направленности
требует организации творческого взаимодействия педагогов и обучающихся, их
сотворчества в освоении форм художественного творчества. В связи с этим
основной сложностью реализации образовательной программы художественной
направленности является сохранение содержания с учетом ограниченных
возможностей дистанционного обучения.
При переходе к дистанционной форме обучения педагогу рекомендуется:
 акцентировать внимание на самостоятельную творческую работу детей;
 определить новые временные рамки освоения новых компетенций;
 использовать презентационную форму подачи материала, используя фото и
видео мастер-классов;
 определить варианты контактов с детьми с целью предоставления им
возможности получения помощи и обратной связи;
 определить вместе с обучающимися запрос новой информации для освоения тех
или иных способов овладения новыми художественными умениями и навыками;
 определить четкую последовательность необходимых действий для выполнения
заданий, добавить фото примеров работ в используемых техниках, что позволит
доступно донести информацию и получить хорошие результаты работы;
 использовать видео- и аудиозанятия, лекции, мастер-классы; открытые
электронные библиотеки, виртуальные краеведческие музеи, концерты,
выступления; тесты, викторины по изученным теоретическим темам; адресные
дистанционные консультации;
 при обучении детей и подростков необходимо обеспечить непосредственный
контакт с педагогом. Ребенок должен понимать, что от него требуется, видеть
примеры работ, то, как педагог сам выполняет то или иное действие;
 организовать регулярную обратную связь с обучающимися;
37

 расширять представление детей о народном творчестве, традициях и
культурном наследии регионов через содержание проводимых дистанционных
занятий.
Образовательный процесс организуется в офлайн и онлайн форматах.
Сетевые технологии (офлайн-обучение) – средства коммуникации, позволяющие
передавать и получать данные в удобное время для каждого участника
образовательного процесса, независимо друг от друга. К данному типу
коммуникаций относятся:
 электронная почта;
 форумы;
 система дистанционного обучения (СДО);
 медиатеки, видеохостинги: YouTube, BigBlueButton, Jitsi, TrueConf;
 группы в социальных сетях (твиттер, в контакте, фейсбук);
 месенджеры (вайбер, вацап и др.).
Сетевые технологии (онлайн-обучение) – средства коммуникации, позволяющие
обмениваться информацией в режиме реального времени:
 видеоконференции (Skype, Zoom, Microsoft Teams и др. онлайн-платформы для
видеосвязи с возможностью организации командной работы, в том числе
распределения задач);
 чаты (обмен мгновенными сообщениями, аудио-, видеоинформацией в
мессенджерах);
 виртуальные учебные классы (к примеру Google Classroom).
Для реализации перечисленных задач возможно использование компьютерных
программ:
 программы для танца: Just Dance Now, Dance Hip-Hopspan, Coco Party, Gangnam
Dance School, Finger Dance Evolution;
Обратную связь удобно осуществлять через социальные группы в VK:
 Официальная
группа
Дворца
творчества
в
https://vk.com/club157184428
 Официальная
группа
хореографического
ансамбля
https://vk.com/antreandantr

38

контакте
«Антре»

2.5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Список рекомендуемой литературы для педагогов
1. Асорина М. Секретный мир детей., г. Санкт-Петербург, 2000 г.
2. Бартиникова Т. Азбука хореографии,- СПб, 1996 г.
3. Бежар М. Мгновения в жизни другого Т.1, - г. Санкт-Петербург, 2002 г.
4. Бежар М. Чьей жизни Том 2, - г. Санкт-Петербург, 2002 г.
5. Бордовская Н., Реан А. Педагогика, - г. Санкт-Петербург, 2000 г.
6. Бочорникова Э. Страна волшебная – балет, - г. Москва, 1974 г.
7. Ваганова А. Основы классического танца.
8. Васильева Т. Секрет танца,- СПб, 1997 г.
9. Гиппенрейтер Ю. Общаться с ребёнком. Как?, - г. Москва, 2003 г.
10.Жак-Далькроз Э. Ритм,- г. Москва, 2004 г.
11.Захаров Записки балетмейстера.
12.Колеченко А. Энциклопедия педагогических технологий,- г. Санкт-Петербург,
2004 г.
13.Коробков С. Путь в большой балет, - г.Пермь, 1989 г.
14.Литературно-музыкальный альманах Танцуем, играем и поём, г. Москва.: ЗАО РИФМЭ, 2000 г.
15.Пасютинская В. Волшебный мир танца, - г. Москва.: Просвещение, 1985 г.
16.Приложение журнала Балет, Линия.
17.Ромм В. Танец и секреты древнейших, - г. Новосибирск, 2004 г.
18.Сайкина Е., Фирилева Ж. Са-фи-дансе, - г. Санкт-Петербург: Детство-кресс, 2001
г.
19.Сборник статей Музыка и хореография современного балета Вып. 1,2,3 - г.
Ленинград, 1979 г.
20.Серебренников Н. Поддержка в дуэтном танце, - г. Ленинград: Искусств, 1985 г.
21.Смирнов И. Искусство балетмейстера, - г. Москва: Просвещение, 1986 г
22.Соловейчик С. Педагогика для всех, - г. Москва, 1987 г.
23.Шереметьевская Н. Танец на эстраде, - г. Москва: Искусство, 1985 г.

Список рекомендуемой литературы для детей и родителей:
Бежар М. Мгновения в жизни другого,- г. Санкт-Петербург, 2002 г.
Бежар М. Чьей жизни Том 2, - г. Санкт-Петербург, 2002 г.
Бочорникова Э. Страна волшебная – балет,- г. Москва, 1974 г.
Энциклопедия для детей Искусство Часть 3, Музыка. Театр. Кино, - Москва:
Аванта, 2001 г.
5. Энциклопедия для детей Искусство Часть 3, Музыка. Театр. Кино, - Москва:
Аванта, 2001 г.
1.
2.
3.
4.

Словарь терминов.
1. Экзерсис (фр.) – система упражнений.
2. Isolation (англ.) – “изоляция” – изолированные движения различных частей тела
отдельно от других.
3. Wаlk (англ.) – “ходы”, шаги, бег – передвижение в пространстве тела.
4. Stretch (англ.) – “растяжение”.
5. Партер (фр.) - “пол”.
39

Партнеринг (англ.) – образовано от “партнёр”, работа в контакте с партнёром.
Jumps (англ.) – «прыжки».
Turns (англ.) – “вращения”.
Release (англ.) – “реализация”, расширение, распространение. Движение,
аналогичное вдоху, в результате которого рождается какая-либо поза или
движение.
10.Contraction (англ.) – “сжатие” – движение, аналогичное выдоху и направленное
на группировку тела к центру.
11.Relax (фр.) – “расслабление”, покой.
12.Port de bras (фр.) – упражнение для рук, корпуса, головы.
13.Releve (фр.) – “поднимание”.
14.Plie (фр.) – “приседание”.
15.Demi-plie (фр.) – маленькое приседание
16.Grand-plie (фр.) –большое приседание.
17.Battement tendu (фр.) – отведение и преведение ноги по полу.
18.Battement tendu jete (фр.) – маленький бросок ноги.
19.Rond de jamb par terre (фр.) – круг ногой по полу.
20.Rond de jamb en l’eir (фр.) – круг ногой по воздуху.
21.Fondu (фр.) – “таять”, мягкое тающее движение.
22.Grand battement jete (фр.) – большой бросок ноги.
23.Battement developpe (фр.) – вынимание ноги через положение “passe”
24.Passe (фр.) – «проводить».
25.Tombe (фр.) – “падать”.
26.Temps leve sautee (фр.) – прыжок из I, II, V поз.
27.Assemble (фр.) – “собирать”, прыжок с собиранием ног в воздухе.
28.Echappe (фр.) – “вырываться”, прыжок из II в VI позицию.
29.Glissade (фр.) – “скользить”, прыжок без отрыва носков ног от пола.
30.Sissonne (фр.) – вид прыжка.
31.Pas de chat (фр.) – “мякгий” прыжок.
32.Croisse (фр.) – “скрещивание”, поза при которой ноги скрещены.
33.Effacee (фр.) – развёрнутое положение ног и корпуса.
34.Chene (фр.) – цепь вращений.
35.Kick (англ.) – бросок ноги.
36.Boll (англ.) – “мяч”, положение стопы, имитирующее обнимание мяча.
37.Change (англ.) – “менять”, перемена.
38.Twist (англ.) – “скручивание”.
39.Tep (англ.) – “удар”.
40.Step (англ.) – “шаг”.
41.Opposite (англ.) –“напротив”, положение тела.
42.Fuette (фр.) – быстрый резкий поворот.
43.Bit (англ.) – удар” (в музыке).
44.Offbit (англ.) – “джаз”, акцент или синкопа до или после основной доли (в
музыке).
45.Swing (англ.) – “качание”, способ движения.
46.Brash (англ.) – “мазок”.
6.
7.
8.
9.

40


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».