2024 АНТРЕ ИСТОКИ

Управление образования администрации МО «г. Березники»
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества»
СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом

Директор МАУ ДО ДДЮТ

Протокол № 2

________ Л.А. Малахова

«07» октября 2024 г.

«07» октября 2024 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
по народно-сценическому танцу

«Истоки»
Образцового детского коллектива
Хореографический ансамбль «Антре»
Направленность: художественная
Предметная область: хореография, народно-сценический танец.
Уровень освоения: общекультурный (базовый)
Возраст учащихся: 12-18 лет
Срок реализации: 6 лет

Составители:
педагог дополнительного образования
Аксёнова Евгения Юрьевна,
концертмейстер Моор Екатерина Александровна

Березники, 2024 г.

СОДЕРЖАНИЕ
1
1.1

1.2
1.3.

1.4.

РАЗДЕЛ № 1
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовая база
Направленность программы
Уровень освоения
Актуальность
Отличительная особенность
Целевая группа, особенности состава учащихся
Срок обучения
Формы организации образовательного процесса
Особенности организации образовательного процесса
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
Содержание программы
Тематический план и содержание 5 год обучения в хореографическом
ансамбле для обучающихся в мужском классе
Тематический план и содержание 6 года обучения в хореографическом
ансамбле
Тематический план и содержание 7 года обучения в хореографическом
ансамбле
Тематический план и содержание 8 года обучения в хореографическом
ансамбле
Тематический план и содержание 9 года обучения в хореографическом
ансамбле
Тематический план и содержание 10 года обучения в хореографическом
ансамбле
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Стр.
3
3

6
7
8
8
11
15
18
21
24
28
31

2.5.

РАЗДЕЛ № 2
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Принципы построения и реализации программы
Методы обучения
Перечень методических материалов
Особенности организации образовательного процесса в период карантина и
дистанционного режима.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

2.6

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

42

2.1
2.2
2.3
2.4

31
31
32
37

41

2

РАЗДЕЛ № 1
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
по
народно-сценическому танцу «Истоки» создана для организации образовательного
процесса в МАУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества» в образцовом
детском коллективе Хореографический ансамбль «Антре».
В процессе создания программы учтены положения следующих нормативных
документов:
 Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273 от 29.12.2012 г.;
 Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р);
 Приказ Министерства Просвещения России от 09.11.2018 №196 "Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
 СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
 Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242);
 Устав МАУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества».
Направленность программы: художественная
Предметная область: хореография, народно-сценический танец.
Уровень освоения: общекультурный (базовый)
Актуальность
Данная программа актуальна, так как создаёт условия для полного раскрытия
творческого потенциала учащегося. Следуя основной идее обновления и
оптимизации
системы
образования,
делает
образование
более
индивидуализированным,
функциональным
и
эффективным.
Программа
ориентирована на профилизацию обучения. Пройдя курс обучения по данному
предмету, выпускники ансамбля, имея предпрофессиональную подготовку,
конкурентоспособны на рынке труда и могут продолжить обучение в среднеспециальных и высших учебных заведениях.
Изданная ранее Государственная программа для внешкольных учреждений
1986 г. под ред. М. С. Боголюбской предлагает определённый минимум умений,
навыков и сведений о хореографическом искусстве. При разделении программы на
отдельные крупные тематические части – разделы («Элементы классического
танца», «Элементы народно-сценического танца», «Элементы историко-бытового
танца», «Танцевальные импровизации»), границы их на занятии сливаются, даётся
3

лишь общее поверхностное представление о различных танцевальных жанрах и
формах. Таким образом, само содержание государственной программы под ред. М.
С. Боголюбской требует пересмотрения и изменения.
Актуальность программы возрастает, так как на современном этапе развития
хореографического искусства, когда интерес к народному танцу и фольклору
заметно снизился, необходимо влить свежую струю в развитие этого жанра, чтобы
ребята почувствовали интерес и вкус к исполнению народного танца. Нужно
обладать способностью чутко улавливать реалии современной жизни, использовать
оригинальный материал, искать самостоятельные решения, поощрять неординарные
находки в сфере стилизации народного танца, больше творить, чем копировать.
Создание данной программы обучения является результатом активного поиска
средств наиболее органичного соотношения разных дисциплин в едином процессе
обучения, а также формирования интересного сценического репертуара. Главная
задача работы в этом направлении – изучение сохранившихся образцов
танцевального фольклора и его умелая сценическая интерпретация, а также
создание на этой основе оригинального, разнообразно - стилизованного репертуара,
учитывающего исполнительские возможности учащихся. Это и определяет
специфику учебного процесса, его направления и результаты.
Отличительная особенность
Во-первых, выделение народно-сценического танца в отдельный курс
обучения, расширение границ ключевых компетенций учащихся. Более глубокое и
детальное обучение народно-сценическому экзерсису, что позволяет повысить
профессиональный уровень исполнения танцевальных этюдов, композиций и
законченных хореографических постановок.
Во-вторых, в дифференцированном подходе к процессу обучения, знания
физиологических и психологических особенностей каждого ребёнка, а также общей
хореографической подготовки группы, в зависимости от этого задаются комбинации
и этюды, различные по уровню, технической сложности и манере исполнения.
В-третьих, образовательная программа адаптирована применительно к студии
Дворца детского (юношеского) творчества, так как организация занятий, изучение
народно-сценического, фольклорного материала зависит от принципов
формирования репертуара, в основе которого стилизованные хореографические
композиции, органично сочетающие в себе народную пластику, классический
академизм и современные реалии.
В-четвертых, обучение девочек и мальчиков, в отличие от государственной
программы, ведётся отдельно, но, вместе с тем, параллельно, что позволяет достичь
более высоких результатов в техническом плане и в психологическом, помогая
сделать женский танец более чувственным, утончённым, а мужской – сильным,
выразительным и мужественным. При постановке хореографических номеров,
4

мальчики и девочки объединяются; это прививает чувство партнёрства и
закладывает основы дуэтного сценического танца.
Целевая группа: Образовательная программа по народно-сценическому танцу
своеобразна. Обучение начинается с 6 класса хореографической студии (12-14 лет),
когда учащиеся уже владеют основами классического экзерсиса1, так как многие
элементы народно-сценического экзерсиса возникли на основе классического танца.
Однако нельзя считать его вспомогательным или второстепенным. Это большой
специальный тренинг, продолжающий развитие двигательного аппарата учащихся в
специфике пластики народного танца.
Данная программа педагогически целесообразна, т.к. ее реализация органично
вписывается в единое образовательное пространство образовательной организации
и позволяет применять ее в инклюзивных группах. Занятия помогают ребенку
социализироваться, благоприятно влияют на становление личности ребенка с ОВЗ в
целом.
Возраст обучающихся: 12 - 17 лет.
Состав обучающихся: девочки и мальчики (смешанные группы)
Допуск врача: обучение по программе предполагает наличие допуска врача.
Срок обучения: 5 лет
Форма организации образовательного процесса: очная
Особенности организации образовательного процесса
Представленная программа разработана в соответствии с требованиями
преподавания и переосмыслением методик ведущих преподавателей. Направлена на
выявление творческой одарённости детей и их дальнейшее профессиональное
самоопределение. Программа разработана для обучающихся ансамбля «Антре»,
начиная с 6-го года обучения и к началу обучения по программе «Истоки», уже
имеют хореографическую подготовку, и изучают народный танец параллельнос
классическим танцем.
Для профилактики и предотвращения распространения гриппа, ОРВИ, новой
коронавирусной инфекции в условиях карантина или режима самоизоляции
реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
проводится в дистанционном режиме с использованием электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий.

5

1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы – повышение уровня хореографического образования
обучающихся через грани характера народно-сценического танца.
Достижение названной цели предусматривает решение следующих задач:
 грамотное владение танцевальным материалом и умение передать образ,
характер каждой национальности;
 выявление творческой индивидуальности;
 ритмическая чёткость исполнения движений и музыкальность прочтения
пластического текста;
 соблюдение традиционной национальной манеры и развитие воображения и
фантазии, способность к импровизации;
 прививание чувств стиля, формирование исполнительской манеры.

6

1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ
Учебный план
1 год
обучения

2 год
обучения

3 год
обучения

4 год
обучения

5 год
обучения

6 год
обучения

5 год
обучения в
«Антре»
Для
обучающих
ся в
мужском
классе

6 год
обучения в
«Антре»

7 год
обучения в
«Антре»

8 год
обучения в
«Антре»

9 год
обучения в
«Антре»

10 год
обучения в
«Антре»

теор
ия

практи
ка

теор
ия

практи
ка

теор
ия

практи
ка

теор
ия

практи
ка

теор
ия

практи
ка

теор
ия

практи
ка

4

-

4

-

2

-

2

-

2

-

2

-

Народносценический
экзерсис у
станка

2

24

2

24

2

18

2

18

2

10

2

12

Народносценический
экзерсис на
середине

2

18

2

18

3

25

3

25

4

38

2

32

Танцевальные
этюды
и сценическая
практика

2

18

2

18

2

18

2

18

2

12

2

18

ИТОГО

10

60

10

60

9

61

9

61

10

60

8

62

История
развития
хореографичес
кого искусства
в России и в
мире

70

70

70

70

70

70

Недельная нагрузка на ребенка составляет 2 недельных часа.
Всего – 70 часа в год. Весь курс обучения – 420 часов за 6 лет.

7

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы включает в себя четыре основных раздела, которые
взаимосвязаны между собой и реализуются в комплексе.
Качество обучения – предельная точность и профессиональная
требовательность не только в достижении технического совершенства, но и в
постижении внутреннего содержания, глубины и национальной самобытности
образа.
Содержание программы последовательно и грамотно знакомит учащихся:
С историей развития хореографического искусства (Раздел I), который
включает перечень тем, посвященных истории возникновения и развития народного
танца; знакомству с национальной танцевальной культурой, традициями и обычаями
народов мира; творчеству ведущих хореографов и танцовщиков, работающих в
жанре народного танца.
С народно-сценическим экзерсисом у станка (Раздел II), включающий
проучивание элементов, движений, упражнений, характерных для народного танца.
С народно-сценическим экзерсисом на середине зала (Раздел III), который
знакомит учащихся со спецификой пластики танцев различных народов мира,
прививает необходимую манеру исполнения и передачи образов.
С танцевальными этюдами и композициями (Раздел IV), которые
развивают танцевальную выразительность, эмоциональность и профессиональные
танцевальные навыки учащихся.
Реализация программы предполагает обучение в форме лекций, творческих
встреч, семинаров, семинаров-практикумов, работы Мастер-класса, а также
организацию репетиций и проведение художественных и концертных программ для
школьников города.
1 год обучения
(пятый год обучения в хореографическом ансамбле)
Для обучающихся в мужском классе

Тематический план
Тема
1

2

История развития русского танца
 Жанры и народной хореографии, виды русского
народного танца. Своеобразие русского танца
бытующего на Урале.
 Просмотр видеоматериала, встреча с
фольклорным коллективом города «Веретия»
Народно-сценический экзерсис у станка:
постановка корпуса, рук, головы. Позиции рук, ног;

теория практика Всего
часов
4
4
2

2
2

24

26

8

проучивание элементов и движений у станка:
 элементы, основанные на движениях
классического танца;
 элементы, характерные для народносценического танца;
 элементы, характерные для русского танца.
3

4

Народно-сценический экзерсис на середине зала:
 элементы русского танца;
 дроби, выстукивания, удары, хлопушки,
вращения.
Танцевальные этюды:
 хороводы;
 кадрили, пляски (встреча с русским танцем –
программа для родителей )
Сценическая практика
ИТОГО

6

7
19

1

6

0,5

6

0,5
2

6
18

20

1

9

10

1
2

9
18

10
20

10

60

70

Содержание первого года обучения
Для обучающихся в мужском классе
Раздел. I. История развития хореографического искусства.
Диалоги о жанрах и формах народной хореографии. Виды русского народного
танца. Своеобразие русского танца, бытующего на Урале.
1. Зарождение искусства, формирование танцевальной культуры народов мира.
2. Виды русского народного танца (хороводы; пляски, кадрили, лансье)
3. Особенности уральских танцев, хороводы и кадрили Пермской области.
Все эти темы занятий имеют целью познакомить обучающихся с богатейшей
национальной культурой русского и особенностями уральского танца, ее
историей и развитием.
Раздел II. Народно-сценический экзерсис у станка.
Задачами экзерсиса
первого года обучения являются изучение основ и
формирование первоначальных профессиональных навыков, а также развитие
суставно-связочного аппарата, выработка пластичности, силы мышц и натянутости
ног.
Все упражнения экзерсиса выполняются в медленном темпе, в «чистом темпе»
или в простейших комбинациях. В начале изучения движений корпус и руки
находятся в статическом положении, упражнение исполняется только ногами.
9

На первом году обучения дать обучающимся понятие о русском народном
танце. Дать представление о таких разновидностях русского танца, как хоровод,
кадриль, перепляс, пляска. На первом году обучения экзерсису отводится
значительная часть времени – до половины урока. Остальная часть урока
посвящается изучению основных элементов русского народного танца и
танцевальным комбинациям.
 Проучивание правильной постановки корпуса, рук, ног, головы у палки;
 Проучивание открывания и хакрывания руки у палки. Музыкальный
размер 2/4.
 Demi-plie, grand-plie. Музыкакльный размер 2/4, 4/4.
- плавное;
- отрывистое;
- резкое;
 Battement tendu. Музыкальный размер 2/4.
- с переходом работающей ноги с носка на каблук;
- переходом работающей ноги с носка на каблук и с двумя demi-plie.
- с ударом работающей ноги в 3 позицию;
- с подъёмом опорной пятки.
 Battement tendu jete. Музыкальный размер 2/4
- с акцентом «от себя»;
- с акцентом «от себя» и plie на опорной ноге;
- с работой опорной пятки.
 Подготовка к «веревочке». Музыкальный размер 2/4
- на целой стопе;
- на полупальцах.
 Упражнение для бедра. Музыкальный размер 2/4
- на целой стопе;
- на полупальцах.
 Упражнение на выстукивание. Музыкальный размер 2/4
- с переносом работающей ноги выворотно;
- с поворотом стопы невыворотно.
 Упражнение «Каблучное». Музыкальный размер 2/4.
Раздел III. Народно-сценический экзерсис на середине зала.
 Проучивание положений ног на середине зала.
 Проучивание «ковырялочки». Музыкальный размер 2/4.
- на простой стопе;
- с demi-plie
- c мазком на полу.
 «Маятник». Музыкальный размер 2/4.
- просто;
- с мазком на полу.
 «Моталочка». Музыкальный размер 2/4.
10











- с выносом ноиг вперед;
С выносом ноги в стороны;
С мазком на полу.
«Припадание» и «Упадание». Музыкальный размер 4/4.
«Гармошка», «Ёлочка». Музыкальный размер 2/4.
«Веревочка». Музыкальный размер 2/4.
Выстукивание, ключи, дроби, дробные дорожки. Музыкальный размер 2/4.
Танцевальные шаги (переменный, с выносом ноги на каблук, с притопом и
т.д.)
Танцевальный бег (с соскоком в 4 позиции, в повороте, в сочетании с другими
элементами). Музыкальный размер 2/4.
Вращения (по диагонали, на месте, по 4, 5 позициям, дробные вращения и
др.);
Хлопки и хлопушки (просто и в сочетании с дробями). Музыкальный размер
2/4, 4/4;
Присядки по I невыворотной и I выворотной позициям, присядка с выносом
ноги в сторону, мячик по I невыворотной и I выворотной позициям.

Раздел IV. Танцевальные этюды и композиции.
Построение различных танцевальных комбинаций на основе выученных
элементов русского танца. А также разучивание танцевальных композиций
шуточных кадрилей, переплясов, парных плясок и т.д.
В конце первого года обучения (дополнительного) в мужском классе
учащиеся должны знать и уметь исполнять экзерсис у станка, на середине,
элементы русского народного танца. Обучающиеся должны иметь представление о
таких разновидностях русского танца, как хоровод, кадриль, перепляс, пляска.
Предметные компетенции первого года обучения:
 уметь грамотно владеть танцевальным материалом,
 уметь ритмически четко выполнять движения,
 владеть традиционной манерой исполнения.

1

2 год обучения
(шестой год обучения в хореографическом ансамбле)
Тематический план
Тема
теория практика Всего
часов
История развития русского танца
4
4
2
 Жанры и народной хореографии, виды русского
народного танца. Своеобразие русского танца
бытующего на Урале.
11

2

3

4

 Просмотр видеоматериала, встреча с
фольклорным коллективом города «Веретия»
Народно-сценический экзерсис у станка:
постановка корпуса, рук, головы. Позиции рук, ног;
проучивание элементов и движений у станка:
 элементы, основанные на движениях
классического танца;
 элементы, характерные для народносценического танца;
 элементы, характерные для русского танца.
Народно-сценический экзерсис на середине зала:
 элементы русского танца;
 дроби, выстукивания, удары, хлопушки,
вращения.
Танцевальные этюды:
 хороводы;
 кадрили, пляски (встреча с русским танцем –
программа для родителей )
Сценическая практика
ИТОГО

2
2

24

26

6

7
19

1

6

0,5

6

0,5
2

6
18

20

1

9

10

1
2

9
18

10
20

10

60

70

Содержание 2 года обучения
Основная задача первого года обучения заключается в ознакомлении с
основами народного танца, мотивации учащихся к занятиям народным танцем.
Необходимо добиваться точности и чистоты исполнения, после этого упражнения
усложняются композиционно, координационно, ритмически..
На втором году обучения обучающиеся изучают элементы русского танца.
Экзерсис у палки проводится до половины занятия, остальная часть посвящена
изучению новых элементов и танцевальным композициям.
Раздел. I. История развития хореографического искусства.
Диалоги о жанрах и формах народной хореографии. Виды русского народного
танца. Своеобразие русского танца, бытующего на Урале.
4. Зарождение искусства, формирование танцевальной культуры народов мира.
5. Виды русского народного танца (хороводы; пляски, кадрили, лансье)
6. Особенности уральских танцев, хороводы и кадрили Пермского края.

12

Все темы занятий имеют целью познакомить обучающихся с богатейшей
национальной культурой русского и особенностями уральского танца, ее историей и
развитием.
Раздел II. Народно-сценический экзерсис у станка.
Задачами экзерсиса
первого года обучения являются изучение основ и
формирование первоначальных профессиональных навыков, а также развитие
суставно-связочного аппарата, выработка пластичности, силы мышц и натянутости
ног.
Все упражнения экзерсиса выполняются в медленном темпе, в «чистом темпе» или
в простейших комбинациях. В начале изучения движений корпус и руки находятся в
статическом положении, упражнение исполняется только ногами.
На первом году обучения дать обучающимся понятие о русском народном танце,
представление о таких разновидностях русского танца как хоровод, кадриль,
перепляс, пляска. На первом году обучения экзерсису отводится значительная часть
времени – до половины занятия. Остальная часть занятия посвящается изучению
основных элементов русского народного танца и танцевальным комбинациям.
 Проучивание правильной постановки корпуса, рук, ног, головы у палки.
 Проучивание открывания и закрывания руки у палки. Музыкальный
размер 2/4.
 Demi-plie, grand-plie. Музыкакльный размер 2/4, 4/4.
- плавное;
- отрывистое;
- резкое.
 Battement tendu. Музыкальный размер 2/4.
- с переходом работающей ноги с носка на каблук;
- переходом работающей ноги с носка на каблук и с двумя demi-plie.
- с ударом работающей ноги в 3 позицию;
- с подъёмом опорной пятки.
 Battement tendu jete. Музыкальный размер 2/4
- с акцентом «от себя»;
- с акцентом «от себя» и plie на опорной ноге;
- с работой опорной пятки.
 Подготовка к flic-flac. Музыкальный размер 2/4
- на croisse;
- с ударом ноги в пол. Все на простой стопе.
 Rond de jamb par terre. Музыкальный размер 2/4, ¾.
 Подготовка к «веревочке». Музыкальный размер 2/4
- на целой стопе;
- на полупальцах.
 Упражнение для бедра. Музыкальный размер 2/4
13

- на целой стопе;
- на полупальцах.
 Упражнение на выстукивание. Музыкальный размер 2/4
- с переносом работающей ноги выворотно;
- с поворотом стопы невыворотно.
 Упражнение «Каблучное». Музыкальный размер 2/4.
 Battemenet develloppe. Музыкальный размер 2/4.
- legato (плавное) 4/4;
- staccato (отрывистое) 2/4;
- отрывистое на полупальцы.
 Перегибы корпуса лицом к палке. Музыкальный размер 2/4.
Раздел III. Народно-сценический экзерсис на середине зала.
 Проучивание положений ног на середине зала.
 Проучивание «ковырялочки». Музыкальный размер 2/4.
- на простой стопе;
- с demi-plie;
- c мазком на полу.

«Маятник». Музыкальный размер 2/4.
- просто;
- с мазком на полу.

«Моталочка». Музыкальный размер 2/4.
- с выносом ноиг вперед;
С выносом ноги в стороны;
С мазком на полу.

«Припадание» и «Упадание». Музыкальный размер 4/4.

«Гармошка», «Ёлочка». Музыкальный размер 2/4.

«Веревочка». Музыкальный размер 2/4.

Выстукивание, ключи, дроби, дробные дорожки. Музыкальный размер 2/4.

Танцевальные шаги (переменный, с выносом ноги на каблук, с притопом и
т.д.)

Танцевальный бег (с соскоком в 4 позиции, в повороте, в сочетании с другими
элементами). Музыкальный размер 2/4.

Вращения (по диагонали, на месте, по 4, 5 позициям, дробные вращения и
др.);

Хлопки и хлопушки (просто и в сочетании с дробями). Музыкальный размер
2/4, 4/4.
Раздел IV. Танцевальные этюды и композиции.
Построение различных танцевальных комбинаций на основе выученных элементов
русского танца. А также разучивание
танцевальных композиций русских
хороводов, шуточных кадрилей, переплясов, парных плясок и т.д.
14

1

2

3

4

3 год обучения (седьмой год обучения в ансамбле)
Тематический план
Тема
теория практи
ка
История развития хореографического искусства:
2
 сценическая обработка фольклорного танца.
Творчество Государственного Академического
1
ансамбля народного танца под управлением
И.Моисеева .
 семинар-практикум по фольклорному танцу
1
(просмотр видеоматериала).

Всего
часов
2

Народно-сценический экзерсис у станка:
 проучивание новых элементов и движений
экзерсиса у станка;
 комбинирование движений в учебную
танцевальную композицию;
 танцевание комбинаций у станка в характере
национальных танцев Прибалтики, Белоруссии и
др.

2
1

Народно-сценический экзерсис на середине зала:
 элементы прибалтийских танцев;
 элементы немецкого танца;
 элементы белорусского танца.

3

25

28

1
1
1
2
0,5
0,5
1

8
8
9
18
5
5
8

9
9
10
20
5,5
5,5
9

9

61

70

Танцевальные этюды:
 «йохсу – полька» (Эстония);
 немецкий танец;
 «Лявониха» , «Крутуха», «Весялуха»
(Белорусия).
Сценическая практика
ИТОГО

1

18
8

20
9

4

5

6

6

Содержание 3 года обучения.
Основная задача второго года обучения заключается в закреплении основы,
заложенной на первом году обучения. Необходимо добиваться точности и чистоты
исполнения,
после
этого
упражнения
усложняются
композиционно,
координационно, ритмически. На основе уже изученных элементов идет освоение
более сложных форм, развития танцевальности. В комбинации шире вводятся Port
de bras, повороты, наклоны и перегибы корпуса, комбинации усложняются по
ритмическому рисунку и технике исполнения.
15

На втором году обучения обучающиеся изучают элементы (украинского танца)
танцев народов Прибалтики, немецкого танца, белорусского танца.
На втором году обучения экзерсис у палки проводится до половины занятия,
остальная часть посвящена изучению новых элементов и танцевальным
композициям.
Раздел 1. История развития хореографического искусства.
Знакомство со сценической обработкой фольклорного танца, с творчеством
Государственного Академического ансамбля народного танца под управлением И.
Моисеева.
Семинар-практикум по фольклорным танцам, ставшими законченными
сценическими, хореографическими произведениями. Просмотр видеоматериалов
«Бульба» - белорусский танец, балетмейстер И. Моисеев, «Казачий пляс» балетмейстер И.Моисеев.
Знакомство (беседа) с биографией и творчеством И.Моисеева и просмотр
репертуара Ансамбля Академического народного танца.
Раздел II. Народно-сценический экзерсис у станка.
 Demi-plie и grand-plie по выворотным и невыворотным позициям.
- с перегибами корпуса;
- с port de bras.
 Battement tendu. Battement tendu jete. Музыкальный размер 2/4.
- с ударом в 5 позиции;
С поворотом бедра (ковырялочка).
 Flic-flac. Музыкальный размер 2/4.
- на низких полупальцах;
- с переступанием;
- на croisse.
 Pas tortilla. Музыкальный размер 2/4, ¾.
- одинарное;
- с ударом стопы.
 Rond de jamb, rond de pied.
- с поворотом опорной ноги;
- «восьмерка».
 Подготовка к «верёвочке» и «веревочка». Музыкальный размер 2/4.
- на «И»;
- на низких полупальцах и в demi-plie.
 Battement fondu. Музыкальный размер 2/4., ¾.
- на простой стопе;
- с flic-flac.
 Упражнение на выстукивание. Музыкальный размер 2/4., ¾.
- чередование ударов полупальцы и каблук;
16

- удары каблуком в пол;
- каблучное упражнение.
 Упражнение для бедра в «один темп». Музыкальный размер 2/4.
 Battemenet develloppe с ударом в пол. Музыкальный размер 4/4
 Перегибы корпуса. Музыкальный размер 4/4
 Подготовка к «штопору» и «штопор». Музыкальный размер 2/4
 Подготовка к «качалке» и «качалка». Музыкальный размер 2/4
Раздел III. Народно-сценический экзерсис на середине зала.
 Элементы русского танца.
- «веревочка» на plie и низких полупальцах с подниманием высоко бедра.
Музыкальный размер 2/4.
- «косыночка». Музыкальный размер 2/4
- «моталочка - ковырялочка» в повороте. Музыкальный размер 2/4
- дробные выстукивания. Музыкальный размер 2/4.
- бег в повороте. Музыкальный размер 2/4.
- дроби в повороте. Музыкальный размер 2/4.
- вращения по 4 и 5 позициям, с опусканием работающей ноги в позицию и без
опускания. Музыкальный размер 2/4.
 Элементы «Йоксу-польки» (Эстония)
- основной ход. Музыкальный размер 2/4;
- «приседы», «галоп», «полька».
- различные построения и рисунке в паре.
 Элементы немецкого танца. (Вальс. Музыкальный размер ¾)
- основной ход с каблука;
- основной ход с носка;
- balance по 5 позиции;
- дроби и хлопушки.
 Элементы белорусского танца «Лявониха».
- основной ход «Лявонихи»;
- боковая скользящая подбивка;
- ход с отбивкой;
- повороты и подскоки с откидыванием ноги в сторону и назад;
- притопы.
Раздел IV. Танцевальные этюды и композиции.
Разучивание учебных танцевальных комбинаций на основе выученных движений.
Разучивание танцев и композиций:
 «йоксу-полька» (Эстония);
 немецкий вальс;
 «Лявониха»;
 русские кадрили и пляски.
17

4 год обучения (восьмой год обучения в ансамбле)
Тематический план
Тема
1

2

3

4

История развития хореографического искусства:
 творчество известных коллективов народного
танца России;
 Государственный Академический русский
народный хор имени Пятницкого под
управлением Т.А. Устинова;
 Государственный Академический
хореографический ансамбль «Березка»
основатель Н.Надеждина;
 театр танца «Гжель» (просмотр
видеоматериала).

Народно-сценический экзерсис у станка:
 проучивание новых элементов и
комбинирование элементов в учебнотанцевальный комбинации;
 комбинации в характере танцев Украины;
 комбинации в характере танцев Прибалтики;
 комбинации в характере польских танцев.
Народно-сценический экзерсис на середине зала:
 элементы украинского танцев;
 элементы эстонского танца;
 элементы польского танца.
Танцевальные этюды:
 танцевальный этюд «Гопак»;
 танцевальный этюд «Краковяк»;
 танцевальный этюд «Хиу-вальс».
Итоговая концертная программа для школьников
города по литературным произведениям
Сценическая практика
ИТОГО

теория практика Всего
часов
2
2
1
1

2
1

18
7

20
8

1
-

3
4

4
4

3
1
1
1
2

4
25
9
8
8
18

4
28
10
9
9
20

0,5

6
6
6

6,5
6,5
7

61

70

0,5
1
9

18

Содержание 4 года обучения.
Основная задача третьего года обучения – дальнейшее развитие профессиональных
навыков. Танцевальные комбинации построены на базе движений, изученных в
прошлые года.
Вводятся новые, более сложные элементы, которые изучаются в «чистом» виде.
Темп исполнения комбинаций ускоряется. Большое значение придается
выразительности исполнения каждого элемента.
На третьем году обучения изучаются танцы народом Украины, Белоруссии,
Эстонии, Польши, России.
Раздел 1. История развития хореографического искусства.
Беседы о творчестве известных коллективов народного танца России.
1. Государственный Академический русский народный хор имени Пятницкого.
Знакомство с работами балетмейстера Т.А. Устиновой.
2. Государственный Академический ансамбль «Березка». Знакомство с творчеством
основателя и балетмейстера Н.Надеждина.
3. Театр танца «Гжель». Знакомство с творчеством руководителя театра В.Захарова.
Беседа и просмотр видеоматериалов с обучающимися.
Раздел II. Народно-сценический экзерсис у станка.
 Plie с опусканием с полупальцев. Музыкальный размер 4/4.
 Battement tendu. Battement tendu jete. Музыкальный размер 2/4.
 Каблучное упражнение на 90 градусов и с выниманием ноги через developpe.
Музыкальный размер 2/4.
 Flic-flac. Музыкальный размер 2/4, ¾ со скачком на полу.
 «Веревочка» назад и вперед. Музыкальный размер 2/4
- русская (глубокая);
- украинская.
 Упражнения для бедра с прыжком.
 Battement fondu. Музыкальный размер 2/4
-с полупальцами;
- с заворотом бедра к палке.
 Упражнение на выстукивание:
- в русском характере. Музыкальный размер 2/4;
- одинарное (простое) заключение в польском характере.
 Battement developpe с двойным ударом опорной пятки. Музыкальный размер ¾.
 Grand battement jete. Музыкальный размер 2/4.
 Port de bras и перегибы корпуса. Музыкальный размер 4/4.
 Подготовка к revoltade.
Раздел III. Народно-сценический экзерсис на середине.
1. Элементы русского танца. Музыкальный размер 2/4, 5/6.
19

- все виды хороводов;
- дроби, дробные дорожки;
- вращения (бег, на подскоках, с откидыванием ног в сторону), в сочетании с
дробями.
Мужчины:
- полуприсядки и полные присядки с продвижением;
- хлопки и хлопушки.
2.
Элементы украинского танца «Гопак». Музыкальный размер 2/4
- «бигунец» - стремительный бег;
- «тынок» - 3-е переступание;
- медленный женский ход с остановкой на 3-ем шаге;
- «дорожка» - припадание;
- «дорожка-плетение»;
- «веревочка»;
-«вихиплясник» - ковырялочка;
- «голубец»;
- припадание в повороте.
Мужчины:
- присядки, «ползунок», «метелочка», «подсечка».
3. Элементы белорусского танца «Крутуха». Музыкальный размер 4/4.
-подскоки в пол;
-перескоки из стороны в сторону;
-присюды;
-притопы, прихлопы в характере.
4. Элементы эстонского танца «Хиу-вальса». Музыкальный размер ¾.
-основной шаг вальса;
- в паре;
-шаги с выносом ноги вперед на croisse;
-шаги с проскальзыванием и подыманием ноиг вперед с сокращенной стопой и
коленом.
5. Элементы польского танца «Краковяк».
-«голубец», «обертас»; основной ход «Краковяк»; удары всей стопой в пол.
Раздел IV. Танцевальные этюды.
На основе выученных движений проучиваются этюды на материале «Гопак»
(Украина), «Крутуха» (Белоруссия), «Хиу-вальс» (Эстония), «Краковяк» (Польша) и
русские этюды.
Предлагается итоговое занятие в форме концертной программы для школьников
города по литературным произведениям, куда входят национальные танцы
ближнего зарубежья.
20

5 год обучения (девятый год обучения в ансамбле)
Тематический план
Тема
1

2

3

4

История развития хореографического
искусства:
 своеобразие и национальный колорит
танцев народов мира. Образные и
сюжетные танцы. Театр Л.Якобсона
«Хореографические миниатюры»
(просмотр видеоматериала)
 академический народный танец.
Характерные танцы балетных спектаклей:
«Щелкунчик», «Лебединое озеро»,
«Раймонда». (просмотр видеоматериала,
конференция)
Народно-сценический экзерсис у станка:
 становление учебных комбинаций на
основе выученных элементов;
 комбинации в национальном характере
танцев Италии, Грузии, Молдавии и др.
Народно-сценический экзерсис на середине
зала:
 основы венгерского, польского, испанского
танцев;
 элементы итальянского танца;
 элементы цыганского танца;
 элементы грузинского танца;
 элементы молдавского танца .
Танцевальные этюды:
 «Тарантелла»;
 «Лезгинка»;
 «Цыганский таборный»;
 танцевальные этюды: «Хора», «Сырба»;
 итоговая концертная программа для
школьников города «Этот зажигательный
танец».
Сценическая практика
ИТОГО

теория практика
-

Всего
часов
2

2
1

10
5

12
6

1
4

5
38

6
42

2

10

12

0.5
0.5
0.5
0.5
2
0,5
0,5
0,5
0,5

7
7
7
7
12
3
3
3
3

7,5
7,5
7,5
7,5
14
3,5
3,5
3,5
3,5

10

60

70

2
1

1

21

Содержание 5 года обучения.
Задачей четвертого года обучения является продолжение изучения элементов
народно-сценического танца у станка и станка середине, а также расширение круга
усвоенных упражнений и движений. Комбинации усложняются по темпу и ритму.
Воспитывать в обучающихся умение отличать особенности стиля и характера
танцев различных народов.
На 4 году обучения проучивается танцевальный материал испанского, венгерского,
польского танцев, а также широко изучается итальянский, цыганский, грузинский
танцы, требующие техники и виртуозности исполнения.
Комбинации развернутые, сочетаются с танцевальными элементами.
Раздел 1. История развития хореографического искусства.
Конференция по теме: своеобразие и национальный колорит танцев народов
мира. Образные сюжетные танцы. Театр Л.Якобсона «Хореографические
миниатюры».
Варианты вопросов:
1. Танцевальные культуры народов мира, воздействие на формированием
хореографических и общественных факторов;
2. Образно-смысловое единство музыки и танца.
3. Знакомство с творчеством Л.Якобсона и театра «Хореографические миниатюры».
Литература:
- Р.Захаров. Записки балетмейстера. – М.: 1976.
- И.Смирнов. Искусство балетмейстера. М.: 1986.
- журнал «Балет» № 2,3,4.1989.
Просмотр отрывков из балетных спектаклей «Щелкунчик», «Лебединое озеро»,
«Раймонда».
Раздел II. Народно-сценический экзерсис у станка.
 Plie. Музыкальный размер 2/4? 4/4/
 Battement tendu с “мазком» полупальцами на полу. Музыкальный размер 2/4, ¾.
 Battement tendu jete. Музыкальный размер 2/4, ¾.
 Flic-flac. Музыкальный размер 2/4.
 Double – flic. Музыкальный размер 2/4.
 «Веер» на полу. Музыкальный размер 2/4.
 Дробь, обратная дробь. Музыкальный размер 2/4.
 Выстукивание в испанском характере. Музыкальный размер 3/3.
 Pas tortillе. Музыкальный размер 4/4.
-с двойным поворотом;
-с двойным ударом.
 Battement developpe с туром. Музыкальный размер 2/4, ¾.
 «Голубец» одинарный в прыжке. Музыкальный размер 2/4.
22

 Одинарное заключение. Музыкальный размер 2/4, ¾.
 Двойное заключение. Музыкальный размер 2/4, ¾.
 «Голубец» с двойным ударом в прыжке.
Раздел III. Народно-сценический экзерсис на середине зала.
Различные комбинации на дроби, вращения в русском характере на основе
изученных движений.
1. Port de bras
-в характере Венгрии. Музыкальный размер 2/4.
- в характере Польши. Музыкальный размер 3/4.
- в характере Испании. Музыкальный размер 3/4.
2. Balanse
- на croise и effasse Венгрия. Музыкальный размер 2/4.
- в характере Испании. Музыкальный размер 3/4.
3. Элементы цыганского танца. Музыкальный размер 2/4.
-положение рук;
-мелкие, скользящие шаги на вытянутых носках;
-переменный шаг с отбрасыванием ноги назад от колена;
-шаг в сторону, скрещивая ноги;
-мужской ход с хлопушкой;
- чечетка и выстукивание (мужское);
- перегибы корпуса;
-различные продвижения по кругу (вихревые и легкие).
4. Элементы итальянского танца «тарантелла». Музыкальный размер 2/4.
-ballone – ход;
-emboite – ход;
-выбрасывание ног с каблука;
-Pas echappe с поворотом;
-вынос ноги на каблук.
5. Элементы грузинского танца «Лезгинка». Музыкальный размер 2/4.
-положение и движение рук и кистей;
-шаги в три переступания, с продвижением в сторону, назад, переменный шаг,
скользящие шаги;
-ударные движения. Удар каблуком с переводом на носок и т.д.
-повороты – на одной ноге с переходом на другую.
6. Элементы молдавского танца.
-положение рук, ног, положение рук в паре, в групповых танцах.
-характерный шаг с переменой ног вперед, в сторону, назад, с носка, с каблука;
-боковой ход из 6 позиции в 4 позицию;
-ход «трясучка»;
23

-«Дорожка», «дорожка с ударом»;
-перескоки с одной ноги на другую – одинарные, двойные, тройные с ударом и без
удара;
-подбивки в сторону и вперед;
-«ножницы»;
-«веер»;
-«дроби» в различных сочетаниях;
-«голубец» на полу и в воздухе.
Раздел IV. Танцевальные этюды.
Этюды на материале: цыганского танца, «Тарантелла» - итальянского народного
танца, «Лезгинка» - грузинского народно танца; «Сырба», «Хора», «Жок» молдавских народных танцев.
Итоговое занятие предлагается а форме художественной программы для
школьников города «Этот зажигательный танец».
6 год обучения (десятый год обучения в ансамбле)
Тематический план
Тема
1

История развития хореографического искусства
 «У танца должен быть характер». Великие
характерные танцовщики ХХ века;
 просмотр видеоматериала, викторина «Для них
танец стал жизнью».

теория практика Всего
часов
2
2
1
1

Народно-сценический экзерсис у станка:
 комбинирование и усложнение движений и
упражнений у станка;
 комбинации в национальном характере танцев
Венгрии, Испании, Польши, Мексики и др.

2
1

12
4

14
5

1

8

9

3

Народно-сценический экзерсис на середине зала:
 элементы венгерского танца;
 элементы польского танца;
 элементы испанского танца;
 элементы мексиканского танца.

4

Танцевальные этюды:
 «Чардаш» - Венгрия;

2
0.5
0.5
0.5
0.5
2
0,5

32
8
8
8
8
18
5

34
8,5
8,5
8,5
8,5
14
5,5

2

24

 «Арагонская хота» - Испания;
 «Мазурка» - Польша;
 «Авалюлька»-Мексика
Сценическая практика
итоговая концертная программа для школьников
и родителей города.
ИТОГО

0,5
0,5
0,5

4
5
4

4,5
5,5
4,5

8

62

70

Содержание 6 года обучения.
Задача пятого года обучения – обобщение и закрепление знаний и навыков,
приобретенных за предыдущие четыре года обучения. Работа над сценической
выразительностью.
На пятом году обучения изучаются сценические академические танцы.
Венгерскому сценическому танцу присуща благородная сдержанная манера.
Испанскому танцу присуща гибкость, пластичность корпуса и рук, он развивает
выразительность, танцевальность и широту движения.
Польский танец «Мазурка» требует изящности, благородства, элегантности и
легкости. Также изучаются элементы мексиканских танцев и аргентинского танго,
требующие темпераментного и виртуозного исполнения.
Раздел 1. История развития хореографического искусства.
Варианты викторины «Какой у танца должен быть характер?»
«Великие характерные танцовщики XX века». Знакомтсво с творчеством
Владимира Моисеева, Юлиана Малхасянц, Ядвига Сангович.
Раздел II. Народно-сценический экзерсис у станка.
 Demi-plie, grand-plie. Музыкальный размер 4/4, ¾.
 Battement tendu. Battement tendu jete. Музыкальный размер 2/, ¾.
 Flic-flac, double flic, «веер». Музыкальный размер 2/4.
 Упражнения на выстукивание:
-в характере Испании. Музыкальный размер ¾.
-в характере Мексики. Музыкальный размер ¾.
 «Веревочка». Музыкальный размер 2/4.
 Battement fondu. Музыкальный размер 4/4, ¾.
 Опускание на подъём. Музыкальный размер 2/4.
-просто;
-с переходом с одной ноги на другую;
-с ½ поворота при опускании.
 Battement developpe. Музыкальный размер 2/4, ¾.
25

-с туром на полупальцы;
-с туром в воздухе.
 Grand battement jete. Музыкальный размер 2/4, ¾.
 Port de bras и перегибы корпуса. Музыкальный размер 2/4, ¾.
Раздел III. Народно-сценический экзерсис на середине зала.
 Элементы венгерского танца «Чардаш». Музыкальный размер 2/4, 4/4.
-основной ход;
-ballanse на efasse;
-«веревочка» на месте и с продвижением;
-подготовка к «голубцу» и «Голубец»;
-ход с выбрасыванием ноги вперед с одним ударом;
-опускание на подъём с продвижением вперед;
-«голубец» с вращением на месте (закрытый поворот);
-кабриоль, ход с кабриолем;
-заключение одинарное, двойное, простое и в повороте.
 Элементы испанского танца. Музыкальный размер ¾.
-сценический ход pas de basque;
-ballanse;
-sissonne pas de bourre;
-Clissade;
-Pasde chat;
-подготовка к renverse.
 Элементы испанского народного танца «Хота»
- основной ход pas de basque;
-выброс ног с каблука на носок и обратно;
-вращение из 2 позиции;
-battement в стороны;
-мягкие battement.
 Элементы польского танца «Мазурка». Музыкальный размер ¾.
-основной ход pas courru – легкий бег;
-Pas qalla;
-закрытый и открытый поврот;
-«Обертас»;
-Balanse;
-ключи;
-переход dos a dos.
 Элементы мексиканского танца. Музыкальный размер ¾.
-выстукивание;
-вращение с выстукиванием;
26

-«гаучо»;
-перегибы корпуса;
-balanse с корпусом;
-соскоки по 6 позиции с корпусом;
-дроби, полупальцы в пол.
Раздел IV. Танцевальные этюды.
Этюды:
 «Чардаш» - Венгрия;
 «Хота» - Испания;
 «Мазурка» - Польша;
 Испанский академический;
 Мексиканский народный.
Итоговое занятие предлагается в форме художественной программы для
школьников города и родителей.

27

1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предполагаемые результаты освоения программы
в области народного танца:
Предметные результаты:
1 год обучения:
 Уметь исполнять экзерсис у станка, на середине, элементы русского
народного танца и иметь представление о таких разновидностях русского
танца, как хоровод, кадриль, перепляс, пляска.
 Уметь грамотно владеть танцевальным материалом, ритмически четко
выполнять движения;
 Владеть традиционной манерой исполнения.
2 год обучения:
 Знать элементы белорусского, немецкого танцев и танцев народов
Прибалтики, а также уметь исполнять танцевальные этюды на основе
выученных элементов.
 Уметь грамотно владеть танцевальным материалом, ритмически четко
исполнять движения;
 Владеть традиционной манерой исполнения;
 Уметь передать характер каждой национальности.
3 год обучения:
 Знать элементы украинского, эстонского, белорусского и польского танцев.
 Уметь исполнять этюды на материале украинского танца «Гопак»,
белорусского – «Крутуха», эстонского – «Хиу-вальс», польского –
«Краковяк».
 Уметь грамотно владеть танцевальным материалом и ритмически четко
исполнять движения;
 Владеть традиционной манерой исполнения;
 Уметь передать образ, характер каждой национальности и импровизировать.
4 и 5 год обучения:
 Иметь представление об академическом народно-сценическом танце, уметь
выразительно выполнять этюды на материале венгерского танца «Чардаш»,
испанского танца «Хота», польского – «Мазурка».
 Знать и уметь исполнять элементы итальянского, цыганского, грузинского,
молдавского танцев; а также иметь представление об основных элементах
венгерского, польского и испанского танцев.
 Владение танцевальным материалом;
 Уметь ритмически четко исполнять движения;
 Владеть традиционной манерой исполнения;
 Уметь передать образ, характер каждой национальности и импровизировать.
28

6 год обучения:
 Владеть танцевальным материалом и ритмически четко исполнять движения;
 Владеть традиционной манерой исполнения;
 Уметь передать образ, характер каждой национальности;
 Уметь импровизировать и передавать внутреннее содержание музыкального
произведения.
Метапредметные результаты:
 уметь сравнивать, обобщать, классифицировать;
 быть способным принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
 Устанавливать связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения
и выводы;
 Самостоятельно принимать решения, определять цели, планировать
деятельность;
 Уметь формулировать понятия, определять категории, сравнивать, обобщать,
классифицировать;
 Осуществлять поиск и обработку нужной информации;
 Работать индивидуально и в группе.
Личностные результаты:
 поддерживать осознанное и ответственное отношение к собственным
поступкам;
 предоставлять возможность сотрудничать со сверстниками для достижения
собственных результатов;
 обучать правилам индивидуального и коллективного безопасного поведения в
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
 приобщать к участию в ученическом самоуправлении, в мероприятиях,
акциях, в культурной и общественной жизни;
 формировать эстетическое сознание через освоение художественного
наследия России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
К концу обучения по данной программе обучающие должны иметь
представление об академическом народно-сценическом танце, уметь выразительно
выполнять этюды в характере изученных народных танцев, что отражается в
портрете выпускника:
 Владеть танцевальным материалом и ритмически четко исполнять движения;
 Владеть традиционной манерой исполнения;
 Уметь передать образ, характер каждой национальности;
 Уметь импровизировать и передавать внутреннее содержание музыкального
произведения.
29









Предполагаемые результаты освоения программы
в области развития личности и воспитания:
Иметь хороший художетсвенно-эстетический вкус, представление о современном
танце как о сценическом искусстве.
Относится к танцевальному искусству, как к творчеству – к определённой
степени мастерства.
Иметь ясное представление о жанрах хореографии (классической, народносценической, современной).
Уметь свободно владеть своим телом, двигаться координационно слажено,
свободно управлять частями своего тела, красиво танцевать.
Свободно импровизировать, уметь сочинить небольшой танцевальный этюд или
комбинацию.
Владеть хорошим актёрским мастерством.
Видеть ошибки и трудности в исполнении движений, уметь их исправить и
добиться нужного результата и иметь способность к самоанализу и самооценке.

30

РАЗДЕЛ № 2
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год
обучени
я

Целева
я
группа
Возрас
т

Коли
честв
о
часов
по
прогр
амме
в год
70 ч.

1 год
5 год в
«Антре»

11-12
лет

2 год
6 год в
«Антре»

12-13
лет

3 год
7 год в
«Антре»

13-14
лет

70 ч.

4 год
8 год в
4Антре»

14-15
лет

70 ч.

5 год
9 год в
«Антре»

15-16
лет

70 ч.

6 год
10 год в
«Антре»

16-17
лет

70 ч.

70 ч.

Недель
ная
нагруз
ка

Режим
занятий

Количество
групп и ФИО
педагога,
реализующего
программу с
данной
группой

Сроки реализации
(кол-во недель в
год,
каникулы,
сроки)

Сроки
проведени
я
аттестации

2 часа
в
неделю
2 часа
в
неделю
2 часа
в
неделю
2 часа
в
неделю
2 часа
в
неделю
2 часа
в
неделю

1 раза в
неделю
по 2 часа
1 раза в
неделю
по 2 часа
1 раза в
неделю
по 2 часа
1 раза в
неделю
по 2 часа
1 раза в
неделю
по 2 часа
1 раза в
неделю
по 2 часа

2 группы
Аксенова
Е.Ю.
2 группы
Аксенова
Е.Ю.

36 уч. недель

15.03.202425.05.2025

1 группа
Аксенова
Е.Ю.

окончание уч/г
25.05.2025

начало уч/г
02.09. 2024
каникулы
с 28 .12.2024
по 10.01.2025

1 группа
Аксенова
Е.Ю.

2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Кадровое
обеспечение:
наличие
опытных
педагогов,
умеющих
организовывать творческую и учебную деятельность обучающихся, наличие
опытных концертмейстеров:
Педагог дополнительного образования:
Аксенова Е.Ю. (высшая квалификационная категория),
Концертмейстер:
Моор Е.А. (высшая квалификационная категория).
Принципы построения и реализации программы
Адрес реализации ДООП: МАУ ДО ДДЮТ – г. Березники, Ломоносова 89а
Помещение: наличие оборудованных учебных кабинетов и репетиционных
залов (просторное светлое помещение с танцевальным половым покрытием,
балетным станком, зеркалами и хорошей вентиляцией);
Оборудование: муз. центр, видео-, аудио-аппаратура, медиа-аппаратура,
фортепиано.
31

Форма одежды для детей:
девочки: черный купальник, народная юбка, народные туфли, розовое трико,
волосы прибраны в пучок;
мальчики: белая футболка, черные тренировочные брюки, народные сапоги.
2.3 ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
Формы отслеживания результатов
Год
обучения
6 год
обучения

7 год
обучения

8 год
обучения

9 год
обучения
10 год
обучения

Формы аттестации и форма
Формы фиксации
предъявления и демонстрации
образовательных результатов
образовательных результатов
Итоговые занятия. Концертные
художественные программы для
социума, Дворца творчества, города,
края. Участие в конкурсах, фестивалях
Итоговые занятия. Танцевальные
представления и балетные спектакли для
старшеклассников города и социума.
Участие в конкурсах, фестивалях
Итоговые занятия. Танцевальные
представления и балетные спектакли для
старшеклассников города и социума.
Участие в конкурсах, фестивалях
Итоговые занятия. Итоговый концерт
для родителей и социума. Участие в
конкурсах, фестивалях.
Итоговые занятия. Сольные постановки к По окончании обучения по программе
выпускному вечеру. Выпускной вечер.
обучающемуся выдается сертификат
об окончании обучения по программе

32

Индивидуальная диагностическая карта

33

Критерии уровней личностного роста учащихся
К концу каждого учебного года а отдельности и за весь курс обучения в целом
учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками., необходимыми для
практической реализации программы.
Отслеживание результатов и достижений, диагностика образовательного
процесса привели к разработке критериев уровней личного роста учащихся.
Высокий уровень (4,5-5,0 баллов)
 Учащийся обладает хорошими природными данными, природным музыкальным
и ритмическим слухом, хорошей памятью;
 В полном объёме усваивает учебную программу соответственно году обучения;
 Отличается высокой техникой исполнения, отлично знает терминологию, может
самостоятельно сочинить комбинацию или танцевальный этюд.;
 Умеет проанализировать правильность исполнения движений;
 Обладает высоким актерским мастерством, прекрасно передает в сценических
постановках, умеет импровизировать, исполняет сольные партии;
 Имеет высокие результаты, активно участвуя в конкурсной деятельности,
фестивалях-конкурсах городского, областного, российских уровней.












Средний уровень (3,5-4,5 баллов)
Учащийся обладает хорошими физическими данными, музыкальным слухом,
чувством ритма, хорошей памятью;
В полном объёме усваивает учебный материал, соответствующий году обучения;
Отличается хорошей техникой исполнения, знает терминологию, умеет
проанализировать правильность исполнения движений;
Может передать художественный образ в танцевальных постановках,
выразителен и интересен на сцене;
Участвует в концертной деятельности и театрализованных программах ДДЮТ,
имеет хорошие результаты в фестивалях-конкурсах городского и областного
уровней.
Низкий уровень (2,0-3,5 баллов)
Учащийся обладает средними физическими данными и музыкальными
способностями;
В соответствии со своими способностями выполняет учебную программу, знает
терминологию, с помощью педагога может проанализировать качество
исполнения движений;
Невыразителен, ему сложно передать художественный образ в сценических
постановках;
Участвует в массовых концертных номерах, конкурсах, фестивалях,
художественных программах.

34

Аналитические материалы
ДИАГНОСТИКА
уровня освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
на 20__-20__ учебный год
Педагог(и):
СОХРАННОСТЬ КОНТИНГЕНТА
на начало
года

на конец
года

%

причины отсева, или прибытия

количество у/групп
количество учащихся

6 г/об
7 г/об
8 г/об
9 г/об
10 г/об
ИТОГО

ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОГРАММЫ

г/об и фамилия педагога

к-во часов
по
программе

к-во часов
по факту

%
выполнения
программы

причины неполного выполнения программы

6 г/об
7 г/об
8 г/об
9 г/об
10 г/об
ИТОГО:

КОЛИЧЕСТВО ВЫПУСКНИКОВ
Количество
выпускников в 20__
году:

35

ДИАГНОСТИКА
уровня освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

на 20__-20__ учебный год
Педагог(и):

г/об и фамилия
педагога

всего
учащихся

низкий
низкий
уровень
уровень
количество %

средний
средний
уровень
уровень
количество %

высокий
уровень
высокий
количество уровень %

6 г/об
7 г/об
8 г/об
9 г/об
10 г/об

ДИАГНОСТИКА
участия в конкурсах, фестивалях, турнирах учащихся

г/об и
фамилия
педагога
6 г/об
7 г/об
8 г/об
9 г/об
10 г/об
ИТОГО:

количество участников конкурсов
количество
учащихся
на конец
городской краевой Российский Международный
года
уровень
уровень
уровень
уровень

% от
общего
ИТОГО количества

Количественная и качественная оценка освоения программы обучающимися по
годам обучения проводится ежегодно в виде статистических таблиц данных в
количественном и процентном отношении. Таблицы диагностики уровня
освоения программы и диагностики участия в конкурсах, фестивалях, турнирах
учащихся для наглядности динамики сопровождаются диаграммами.

2.4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
 Комплексность – программа реализуется путём последовательного обучения
детей по всем разделам;
 Концентричность - элементы и упражнения изучаются и реализуются
методом «Послойного наложения», то есть углубление и усложнение
предыдущего материала;
 Гибкость и дифференцированность – реализуется через изменение состава
групп детей в зависимости от уровня танцевального мастерства и подбор
танцевальных этюдов и композиций для групп детей с разной подготовкой.
Индивидуализация обучения – предельный случай дифференциации (работа с
одарёнными детьми)
 Преемственность – народно-сценический экзерсис (у станка и на середине)
выделяется в отдельные блоки (специальный тренинг), что повышает качество
исполнения в техническом плане, а блок «История развития
хореографического искусства», знакомя с национальными традициями,
позволяет глубже раскрыть образ, прочувствовать и передать в танце
характерные национальные особенности народов мира.
 Интегрированность – реализуется через взаимопроникновение всех разделов
содержания образования в программе по народно-сценическому танцу и
структурно соответствует всем разделам программ других жанровых
направлений хореографии (классический танец, эстрадный танец, ритмика и
танец).
 здоровьесбережение
предусматривает
учёт
психологических
и
физиологических возможностей обучающихся, построение учебного процесса
через постепенное усложнение материала технически, темпоритмически;
воспитание сорадования и соперничествование партнёру, создание ситуации
успеха;
 активность и осознанность детей в обучении – использование
преимущественно активных форм и методов обучения.
Методы обучения
Методические материалы
1. Методы
организации
и
осуществления
учебно-познавательной
деятельности:
 словесные - рассказ, лекция, беседа, дискуссия…;
 наглядно–иллюстративные - демонстрация, показ, объяснения;
 индуктивные - раскрытие материала от «частного» к «общему»;
 репродуктивные - активное восприятие, запоминание и воспроизведение;
37

 проблемно–поисковые - исследовательская деятельность, задания на развитие
творческого мышления и воображения;
 практические – различные по уровню сложности задания и упражнения.
2. Методы самостоятельной работы:
 по заданию педагога;
 по собственной инициативе (обучающихся).
3. Методы стимулирования и мотивации обучения:
 ситуация новизны, неожиданности;
 театрализация, драматургия;
 ситуация успеха;
 актуализация значимости обучения, коллективного результата.
4. Методы контроля и самоконтроля:
 анализ результатов деятельности обучающихся;
 создание контролирующих ситуаций (открытые занятия, сценические
выступления, мастер-классы, семинары);
 самонаблюдение;
 самоанализ и самоотчёт.
5. Предусматриваются различные формы работы и контроля:
 практическая работа,
 творческие задания,
 свободная работа,
 семинары, практикумы,
 дополнительные задания,
 экскурсии,
 выездные выступления,
 участие в конкурсных программах и фестивалях и др.
Особенности организации образовательного процесса в период
самоизоляции и дистанционного режима.
В условиях карантина профилактики и предотвращения распространения
новой
коронавирусной
инфекции,
профилактики
и
предотвращения
распространения гриппа и ОРВИ, в условиях карантина или режима самоизоляции
реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
проводится с использованием электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий.
Специфика дополнительного образования художественной направленности
требует организации творческого взаимодействия педагогов и обучающихся, их
сотворчества в освоении форм художественного творчества. В связи с этим
38

основной сложностью реализации образовательной программы художественной
направленности является сохранение содержания с учетом ограниченных
возможностей дистанционного обучения.
При переходе к дистанционной форме обучения педагогу рекомендуется:
 акцентировать внимание на самостоятельную творческую работу детей;
 определить новые временные рамки освоения новых компетенций;
 использовать презентационную форму подачи материала, используя фото и
видео мастер-классов;
 определить варианты контактов с детьми с целью предоставления им
возможности получения помощи и обратной связи;
 определить вместе с обучающимися запрос новой информации для освоения тех
или иных способов овладения новыми художественными умениями и навыками;
 определить четкую последовательность необходимых действий для выполнения
заданий, добавить фото примеров работ в используемых техниках, что позволит
доступно донести информацию и получить хорошие результаты работы;
 использовать видео- и аудиозанятия, лекции, мастер-классы; открытые
электронные библиотеки, виртуальные краеведческие музеи, концерты,
выступления; тесты, викторины по изученным теоретическим темам; адресные
дистанционные консультации;
 при обучении детей и подростков необходимо обеспечить непосредственный
контакт с педагогом. Ребенок должен понимать, что от него требуется, видеть
примеры работ, то, как педагог сам выполняет то или иное действие;
 организовать регулярную обратную связь с обучающимися;
 расширять представление детей о народном творчестве, традициях и
культурном наследии регионов через содержание проводимых дистанционных
занятий.
Образовательный процесс организуется в офлайн и онлайн форматах.
Сетевые технологии (офлайн-обучение) – средства коммуникации, позволяющие
передавать и получать данные в удобное время для каждого участника
образовательного процесса, независимо друг от друга. К данному типу
коммуникаций относятся:
 электронная почта;
 форумы;
 система дистанционного обучения (СДО);
 медиатеки, видеохостинги: YouTube, BigBlueButton, Jitsi, TrueConf;
 группы в социальных сетях (твиттер, в контакте, фейсбук);
 месенджеры (вайбер, вацап и др.).
39

Сетевые технологии (онлайн-обучение) – средства коммуникации, позволяющие
обмениваться информацией в режиме реального времени:
 видеоконференции (Skype, Zoom, Microsoft Teams и др. онлайн-платформы для
видеосвязи с возможностью организации командной работы, в том числе
распределения задач);
 чаты (обмен мгновенными сообщениями, аудио-, видеоинформацией в
мессенджерах);
 виртуальные учебные классы (к примеру Google Classroom).
Для реализации перечисленных задач возможно использование компьютерных
программ:
 программы для танца: Just Dance Now, Dance Hip-Hopspan, Coco Party, Gangnam
Dance School, Finger Dance Evolution;
Обратную связь удобно осуществлять через социальные группы в VK:
 Официальная
группа
Дворца
творчества
в
контакте
https://vk.com/club157184428
 Официальная
группа
хореографического
ансамбля
«Антре»
https://vk.com/antreandantr

40

2.5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Тарасова И.Б. Теория и методика преподавания народно-сценического танца.
– СПб.: 1996
2. Климов А. Основы русского народного танца. – М.: 1994
3. Кудашева Т. Народный танец. Упражнения и этюды. – М.:1980
4. Учебное пособие. Народно сценический танец. – Пермь.:1999
5. Ткаченко Т. Народные танцы. – М.: 1975
6. Шульгин А., Томилина Л., Замалина Л. Костюмы для танцевальных и
хоровых коллективов. - М.: 1974
7. Голизовский К. Основы русского народного танца. – М.:1984
8. Настюков В.А. Народный танец на самодеятельной сцене.- М.: 1986
9. Чурко К. Беларусский народный танец. - М.: 1976
10.Князева Т. Танцы Урала. - М.: 1962.
11.Сборник танцев народов СССР.- Киев.: 1962
12.Казаринова Т.А. Хороводы и кадриль Пермской области. – Пермь.: 2002.

41

2.6 СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Для различных видов хореографического искусства, в первую очередь для
классического, а также для характерного и историко-бытового танца, используется
одна общепринятая терминология, которая даёт словесное определение
танцевального элемента.
Танец своими истоками исходит к глубокой древности, но его терминология
сложилась в XVII веке (1661) во Франции, в Королевской Академии танца.
Постепенно эта танцевальная терминология стала общепризнанной во всём мире. Но
она претерпевала много изменений, дополнений, уточнений, прежде чем пришла к
той стройной и строгой системе, которой мы пользуемся в настоящее время.
Немалый вклад в уточнение терминологии
внесла советская школа
классического танца и известный педагог-хореограф, профессор Агриппина
Яковлевна Ваганова. Однако французский язык остался в терминологии столь же
обязательным, как латынь в медицине.
Приводится перечень основных терминов; произношение французских слов,
указанное в скобках является условным.
adajio (адажио) – медленно, медленная часть танца
allonge (алонже) – удлинить, продлить, вытянуть; движение из adajio,
обозначающее вытянутое положение ноги и
открытую кисть руки
aplomb (апломб) - устойчивость
attitude (аттитюд) – поза, положение фигуры; поднятая вверх нога
полусогнута
balance (балансе) – качать, покачиваться; покачивающееся движение
balancoire (балансуар) – качели; применяется в grand battement jete
ballotte pas (па балотте) – колебаться. Движение, в котором ноги в
момент прыжка вытягиваются вперёд и назад,
проходя центральную точку. Корпус
наклоняется вперёд и назад, как бы колеблясь
basque, pas de (па де баск) – шаг басков; для движения характерен счёт
3/4 или 6/8, т. е. трёхдольный размер;
исполняется вперёд и назад
battement (батман) – размах, биение
battement developpe (батман девлоппе) – разворачивать, раскрывать,
вынимать ногу на 90 в нужное
направление, позу
battement fondu (батман фондю) – мягкое, плавное, “тающее” движение
battement frappe (батман фраппа) – движение с ударом
42

battement tendu (батман тандю) – отведение и приведение вытянутой
ноги
bourree, pas de (па де буррэ) – чеканный танцевальный шаг,
переступание с небольшим продвижением
cabriole (кабриоль) – прыжок с подбиванием одной ноги другой
chain (шен) - цепочка
chasse pas (па шассе) – гнать, подгонять; партнёрный прыжок с
продвижением, во время которого одна нога
подбивает другую
coupe (купэ) – отрывистый; подбивание; отрывистое движение
couru pas (па курю) - пробежка
croisee (круазе) - скркщивание; поза, при которой ноги скрещены
demi-plie (деми плие) - полуприседание
ecartee (экартэ) – отводить, раздвигать; поза, при которой вся фигура
повёрнута по диагонали
effacee (эфасэ) – развёрнутое положение корпуса и ног
en dedans (ан дедан) – внутрь, вкруг
en dehors (ан деор) – наружу, из круга
en fase (ан фас) – прямо, прямое положение корпуса, головы и ног
en tournant (ан турнан) – вращать, поворачивать корпус во время
движения
epaulement (эпольман) – поворот плеча, корпуса и головы
exercice (экзерсис) - упражнение
flic-flac (флик-фляк) – щелчок, хлопок; короткое движение, часто
служит как связующее звено между движениями
galoper (галоп) – гоняться, преследовать, скакать, мчаться; движение,
сходное с chasse
glissade (глиссад) – скользить, скольжение; прыжок, исполняемый без
отрыва носков от пола
grand (гранд) - большой
jete (жете) – бросок, бросок ноги на месте или в прыжке
pas (па) – шаг; движение или комбинация движенией. Употребляется
как равнозначное понятию “танец”
passe (пассэ) – продолжать, проходить; связующее движение,
проведение или переведение ноги
petit (пти) - маленький
plie (плие) - приседание
port de bras (пор де бра) – упражнение для рук, корпуса и головы
preparation (прэпарасьон) – приготовление, подготовка
43

releve (релевэ) - приподнимать, возвышать; подъём на пальцы или на
полупальцы
releve lent (релевэ лян) – медленный подъём ноги на 90
renverse (ранверсэ) – опрокидывать, переворачивать;
опрокидыватькорпус в сильном перегибе и
повороте
rond de jambe en l air (рон де жамб ан лер) – круг ногой в воздухе
rond de jambe par terre (рон де жамб пар тер) – вращательное движение
ноги на полу, круг носком по полу
sur le cou de pied (сюр ле ку де пье) – положение одной ноги на
щиколотке другой, опорной ноги
tour chainee (тур шенэ) – сцепленный, связанный, цепь кружков;
быстрые повороты, следующие один за другим
tortille, pas (па тортье) – кривой, искривлённый; перемещение ноги из
выворотного в невыворотное положение

44


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».