2024 АНТРЕ Имидж Studio

Управление образования администрации МО «г. Березники»
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества»
СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом

Директор МАУ ДО ДДЮТ

Протокол № 2

________ Л.А. Малахова

«07» октября 2024 г.

«07» октября 2024 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«ИмиджStudio»
Хореографического ансамбля «Антре»
Направленность: художественная
Предметная область: визаж, театральный грим
Уровень освоения: базовый
Возраст учащихся: 9-13 лет
Срок реализации: 2 года

Составители:
педагог дополнительного образования
Жовнерчак Нталалья Иосифовна

Березники, 2024 г.
1

РАЗДЕЛ № 1
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовая база
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Искусство грима» создана для организации образовательного процесса в МАУ
ДО «Дворец детского (юношеского) творчества» в хореографическом ансамбле
«Антре»
В процессе создания программы учтены положения следующих
нормативных документов:
 Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273 от 29.12.2012 г.;
 Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р);
 Приказ Министерства Просвещения России от 09.11.2018 №196 "Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
 СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
 Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №093242);
 Устав МАУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества».
Направленность программы: художественная.
Предметная область: визаж, театральный грим
Уровень освоения: базовый
Необходимость введения программы «Искусство грима» в ансамбле
"Антре" возникла потому что грим, сценический макияж – неотъемлемая часть
сценического искусства. Всем, кто выходит на сцену, необходимо овладеть
навыками по преобразованию своей внешности, умению сделать ее
выразительной и привлекательной для зрителя.
Каждый учащийся
хореографического ансамбля «Антре» должен приобрести устойчивые знания в
области применения декоративных (и не только) средств косметики и макияжа.
Поэтому
Программы по гриму входят в курс обучения в специальных средних и
высших учебных заведениях искусства и культуры. Новизна данной программы
заключается в адаптированности материала к школьному возрасту.
2

Программа разработана с учетом современных тенденций сценического
грима и обновления стилевых особенностей макияжа, что подтверждает её
актуальность.
Гримерное искусство прошло длинный путь развития – от тату и росписи
лица и тела первобытных людей до суперстильных макияжей компьютерного
века. Косметика (в переводе с греческого) означает искусство украшать.
Косметика, грим (как средство) тот материал, с помощью которого
происходит обучение предмету. Базовые сведения о средствах, методах
изменения внешности, а также исторические сведения об искусстве грима
изучаются в начальном разделе предмета, а практические навыки учащиеся
приобретают в процессе основной части обучения. Работая по эскизам
профессиональных театральных гримеров и современных визажистов, учащиеся
приобретают знания по созданию эскизов макияжа, грима. Творческие занятия на
основе художественной импровизации позволяют ученикам развить творческую
фантазию, выработать креативное мышление, приобрести позитивную «Яконцепцию». «Искусство грима» тот самый предмет, где присутствует
своеобразная «зона ограниченного вмешательства взрослых», что является
важным аспектом в воспитании ребенка. Получая опыт самостоятельного
гримирования, свободы творческого выбора учащиеся развивают иные сферы
индивидуальных творческих способностей.
Создание грима – процесс сложный, ответственный, требующий особого
внимания, терпения, как педагога, так и учащегося. Поэтому в преподавании
предмета большое значение имеют личностно-ориентированные установки.
Только при этих условиях возможен успешный результат в обучении.
Главное достоинство предмета «Искусства грима» - воспитание
индивидуального эстетического вкуса, внутренней художественной культуры.
Программа «Искусство грима» интегративная, так как предполагает
знакомство с историей косметики, макияжа, грима. Материалы занятий тесно
переплетаются с историей театрального искусства, мировой художественной
культуры, изобразительного и прикладного искусства, с базовыми знаниями
анатомии человека.
Цель программы:
Развитие творческих способностей учащихся,
через приобретение устойчивых навыков по созданию
сценического макияжа, театрального грима
Для реализации цели необходимо осуществление следующих задач:
обучающие:
3

 создать устойчивые понятия о гриме (макияже), как о компоненте
сценического образа;
 обучить детей основным правилам технологии наложения декоративных
средств:
- тонирования лица;
- макияжа глаз и бровей;
- моделирования лица с помощью румян;
- макияжа губ.
 обучить детей основным правилам технологии наложения средств
театрального грима:
- портретного;
- национального;
- возрастного;
- исторического;
- и т.п.).
 обучить юных гримеров подбору цветовой палитры грима (макияжа),
учитывая индивидуальные особенности лица.
развивающие:
 развивать творческие способности учащихся, через образцы создания
авторского грима (макияжа);
 развивать навыки и умения корректировки неблагоприятных фрагментов
внешности.
воспитательные:
 воспитывать отношение учащихся к сценическому гриму, как к части
качественно созданного художественного образа;
 воспитывать аккуратность, индивидуальный вкус и эстетическую культуру
учащихся.
здоровьесберегающие:
 обучать детей правилам ухода за кожей лица и тела с учетом возраста;
 развивать навыки безопасной техники выполнения макияжа, грима.
Программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия проходят 1 раз в неделю по
2 часа. Возраст обучающихся 9–12 лет. (3- 4 год обучения в хореографическом
ансамбле «Антре»)
Основной формой преподавания предмета являются практические занятия,
но в обучении присутствуют - теоретические занятия, подготовка и защита
рефератов, видео-просмотры, мастер-классы, «Уроки красоты», занятияимпровизации.
4

Реализация программы носит вариативный характер
и предполагает
изменение последовательности изучения некоторых тем в разных учебных
группах в зависимости от уровня усвоения программного материала.

Программа реализуется с 1993 года. В основу программы легли пособия И.
Сыромятниковой «Искусство грима и макияжа» и «Детские праздники.
Раскрашиваем лицо. Театральный грим» под редакцией Ч. Эванса и личный опыт
обучения этому предмету. В процессе реализации программа неоднократно
дополнялась и модернизировалась.
Данная программа педагогически целесообразна, т.к. ее реализация
органично вписывается в единое образовательное пространство образовательной
организации и позволяет применять ее в инклюзивных группах. Занятия
помогают ребенку социализироваться, благоприятно влияют на становление
личности ребенка с ОВЗ в целом.
Программа может быть частью комплексной программы для театральных,
цирковых, хореографических коллективов, театров моды, арт-шоу групп, и т.п.
Программа может дополняться, изменяться корректироваться в соответствии с
жанровой направленностью коллектива.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ

5

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
образовательной программы «Искусство грима»

Название разделов
1.

2.
3.

4.
5.
6.
7.
8.
9.

10.

История косметики, театрального
грима, сценического макияжа.
Жанровые особенности грима
Основные сведения о правилах,
последовательности, выполнения
макияжа, грима. Средства для
создания сценического макияжа,
грима.
Разработка эскизов, выполнение
макияжа, театрального грима.
Образный макияж: эскизирование,
особенности выполнения.
Технология образного макияжа и
театрального грима
Параллельный макияж, грим
(работа на моделях)
Авторский макияж, грим,
стилевые особенности
современного макияжа
Эскиз и выполнение сценического
макияжа, макияжа с накладными
ресницами
Кожа. Уход за кожей
Технология дневного и вечернего
макияжа

1 год обучения

2 год обучения

4 год обучения в
«Антре»

5 год обучения в
«Антре»

Теория

Практи
ка

Всего

Теория

Практи
ка

Всего

18

6

24

4

2

6

7

19

26
11

33

44

6

6

6

6

4

4

6

6

1

1

2

3

4

2

2

4

1

1

2

Рефераты тематические
сообщения «Стилевые
особенности современного
макияжа»
Итоговые занятия

ИТОГО

1

2

29

2

2

41

70

18

2
2

2

52

70

6

Тематический план на первый год обучения
(3 год обучении в хореографическом ансамбле)

1.
2.

3.

Теория Практика
Темы занятий
История косметики, сценического макияжа,
грима. Основные сведения о правилах,
18
6
последовательности, выполнения макияжа
грима. Средства для создания сценического
макияжа, грима.
Основные сведения о гриме и косметике
2
Из истории косметики, грима.
Анатомические основы грима. Основы
безопасности при выполнении макияжа , грима,
2
последовательность макияжа , грима
Чтение лица, типы и формы лица
4

4.

Исторические сведение о театральном гриме

5.

История жанрового грима

6.

Наложение общего тона

7.

Моделирование лица с помощью румян

8.

Корректировка и оформление бровей

9.

Макияж глаз

10. Макияж губ
11. Демакияж, снятие грима
Разработка эскизов выполнение макияжа,
театрального грима
12. Эскиз и выполнение макияжа «Штрих»
13. Эскиз и выполнение грима «Пятнистый щенок»
14. Эскиз и выполнение макияжа «Магия»
15. Эскиз и выполнение грима «Мышка-лапушка»
16. Эскиз и выполнение макияжа «Велюр»

Всего

24

2
2
4

2

2

2

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

7

19

26

1

1

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2
7

17. Эскиз и выполнение грима «Пес с белой
мордочкой»
18. Эскиз и выполнение макияжа «Пепита»

0,5

19. Эскиз и выполнение грима «Веселый клоун»
20. Эскиз и выполнение макияжа «Экспромт»
21. Эскиз и выполнение грима «Пьеро»
22. Эскиз и выполнение макияжа «Ламбада»
23. Эскиз и выполнение грима «Вампир»
24. Эскиз и выполнение грима «Леопард»
25. Параллельный макияж, грим
моделях
26. Авторский макияж, грим,

(работа

27. Эскиз и выполнение сценического макияжа,
макияжа с накладными ресницам.
28. Кожа. Уход за кожей
29. Технология дневного и вечернего макияжей
30. Итоговые занятия
ИТОГО

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

6

6

4

4

1

1

2

2

2

4

1

1

2

-

2

2

на

70

8

1.

2.
3.

4.
5.
6.
7.
8.
9.

Тематический план на второй год обучения
(4 год обучения в хореографическом ансамбле)
Теория Практика
Темы занятий
История театрального грима. Правила
гримирования. Сведения безопасности при
4
2
выполнении
грима.
Последовательность.
жанровые особенности грима
Анатомические основы грима. Основы
безопасности при выполнении макияжа , грима,
2
последовательность макияжа , грима
Особенности наложения театрального грима
1
1
Особенности разрисовки лица. Живописный и
скульптурно-объемный приемы
Образный макияж: эскизирование,
особенности выполнения. Технология образного
макияжа и театрального грима.
Эскиз и выполнение образного макияжа
«Гадалка»
Эскиз и выполнение грима «Тигр»

Всего

6

2
2

1

1

2

11

33

44

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

Эскиз и выполнение образного макияжа «Жарптица»
Эскиз и выполнение грима «Кошка»

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

Эскиз и выполнение образного макияжа
«Тропическое лето»
Эскиз и выполнение грима «Зимний венок»

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

10. Эскиз и выполнение образного макияжа
«Снежная королева»
11. Эскиз и выполнение грима «Декоративный
узор»
12. Эскиз и выполнение образного макияжа
«Фантазийный»
13. Эскиз и выполнение грима «Чудовище» (на
выбор)
14. Эскиз и выполнение макияжа «Чуть-чуть
Голливуда»
15. Эскиз и выполнение грима «Цветочная
гирлянда» (с изменением цветового фона)
16. Эскиз и выполнение грима «Японская кукла»

9

17. Эскиз и выполнение грима «Ведьма»
18. Эскиз и выполнение грима «Зимний пейзаж»
19. Эскиз и выполнение макияжа «Вечерний»
20. Эскиз и выполнение грима «Призрак»
21. Эскиз и выполнение грима «Бабочка»
22. Эскиз и выполнение грима «Пейзаж на
рассвете»
23. Эскиз и выполнение грима «Старушка»
24. Эскиз и выполнение грима «Самурай» (на
выбор)
25. Эскиз и выполнение сценического макияжа,
макияжа с накладными ресницами.
26. Выполнение параллельного макияжа, грима
27. Выполнение авторского макияжа, грима
28. Рефераты тематические сообщения
«Стилевые особенности современного
макияжа»
29. Итоговые занятия
ИТОГО

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

1

3

4

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

1

3

4

-

6

6

-

6

6

2

-

2

2

2

52

70

18

1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Каждый учащийся в процессе обучения овладевает
теоретическими знаниями:
 об истории искусства грима;
 о правилах технологии наложения декоративных средств и театрального
грима;
 о правилах безопасной техники выполнения макияжа, грима.
практическими навыками:
 технологии наложения декоративных средств;
 корректировки неблагоприятных фрагментов внешности;
 подбора цветовой палитры грима (макияжа);
10

 технологии наложения средств театрального грима.
Навыки и умения, приобретенные на занятиях «Искусства грима», учащиеся
применяют при создании художественного образа в концертных и
театрализованных представлениях.
Для осуществления программы необходим специально оборудованный
кабинет, где имеются удобные столы и стулья, хорошее освещение, трехмерные
зеркала (чтобы учащийся видел себя с разных ракурсов).
Каждый учащийся, должен иметь индивидуальные средства макияжа и
грима, косметический и декоративный набор, театральный грим и набор по уходу
за кожей лица, рук, дезинфицирующие средства (спиртовой лосьон), средства для
демакияжа, для снятия грима (молочко, сливки, косметический вазелин).

РАЗДЕЛ № 2
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Го
д
об
уч
ен
ия

Целевая
группа
Возраст

1

9-10 лет 72 ч.
4
год
обучени
я
в
«Антре»
10-12
72 ч.
лет
5
год
обучени
я
в
«Антре»

2

Количе Недельн
ство
ая
часов
нагрузка
по
програ
мме в
год

Режим
занятий

Количество
групп и ФИО
педагога,
реализующего
программу
с
данной
группой

2 часов 1 раз в
в
неделю
неделю
по 2 часа

2 часов 1 раз в 2 гр.
в
неделю
Полякова Т.В.
неделю
по 2 часа

Сроки реализации
(кол-во недель в
год,
каникулы,
сроки)

Сроки
проведени
я
аттестации

36 уч. недель
начало уч/г
01.09. 2024
каникулы
с 28 .12.2024
по 10.01.2025

01.12.202428.12.2024;
01.04.202525.05.2025

окончание уч/г
25.05.2025

2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования Полякова Татьяна
Васильевна
Материально-техническое обеспечение:
Адрес реализации ДООП: МАУ ДО ДДЮТ – г. Березники, Ломоносова 89а
Помещение: кабинет с партами-столами, ,
11

Оборудование для педагога: медиапроектор, компьютер для педагога,
демонстрационная магнитная доска,
Оборудование для детей: зеркала и грим для всех учащихся
Форма одежды для детей:
2.3 ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
Формы
Форма предъявления
Формы фиксации
аттестации:
и демонстрации
образовательных
образовательных
результатов
результатов
Входной контроль
Наблюдение
педагога
Оперативный
контроль
Текущий контроль
(Промежуточная
аттестация)

Наблюдение
педагога
творческие работы,
самостоятельные
работы

творческие работы,
самостоятельные
работы

ДЕФИЛЕ

ДЕФИЛЕ

контрольная работа,
творческая работа,

контрольная работа,
творческая работа,

тестирование,
конкурс,

тестирование,
конкурс,

защита творческих
работ, проектов,

защита творческих
работ, проектов,

Итоговая аттестация Индивидуальный
творческий проект,

-

-

Диагностическая
карта
индивидуальная,
ДЕФИЛЕ

Аналитические
материалы

По окончании
обучения по
программе
обучающемуся
выдается сертификат
об окончании
обучения по
программе

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Селли Нортон «Макияж и уход за кожей» -М: РОСМЭН – 1996 – 128с: ил..
2. И.Сыромятникова «Искусство грима и макияжа». - М: Издательский дом
«Рипол Классик», 2005 – 272 с.:ил.
3. Н.Сергеенкова «Волшебный мир макияжа». - М.:ТОО «Кевиарт», фирма
«Унисерв», 1995 – 75с.

12

4. Ли Хоффман «Диалоги». - М: Издательский дом «Рипол Классик», (серия
«Библиотека салона красоты»), 2006 – 270 с. – пер. с англ. И.А.Литвиновой.
5. К.Станиславский «Работа актёра над собой» (глава « Я - в предлагаемых
обстоятельствах») - М: «Издательский дом: Артист. Режиссер. Театр.»,
2008.
6. Б.И. Кононенко «Большой толковый словарь по культурологии.» - М:
Издательство: Вече 2000, 2003 г. – 512с.
7. Ч.Эванс. «Детские праздники. Раскрашиваем лицо. Театральный грим.» М.:Росмэн, серия «Наши руки не для скуки», 1999 - 64с. – перевод.
Т.Покидаева.
8. Линда Сонтонг «Причёска и красота» - М: ЭКСМО, 1997 – 128с., илл..
9. Христель Бушер « Какой цвет вам к лицу». - Издательство «Кристина и К.»
- Москва -1997г.
10.Александра Кавелиус, Саша Вауллимет «Татуировки, боди-арт, пирсинг» М: ООО «Издательство АСТ»: «ООО «Издательство Астрель», 2003 – 111
с.: ил

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».