Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Театр, где играют дети»
Возраст обучающихся 10-16 лет;
Срок реализации – 3 года.
Составитель:
педагог дополнительного образования
Зырянова Ольга Валентиновна.
п. Орел, 2023 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1.Пояснительная записка:
1.1 Актуальность программы.
1.2 Новизна и отличительные особенности программы.
1.3. Цель и задачи программы.
1.4. Концептуальные принципы программы.
1.5. Основные разделы программы
1.6 Условия реализации программы
1.7 Этапы обучения
1.8 Предполагаемые результаты
реализации
программы
(личностные,
метапредметные
и
предметные УУД)
1.9 Формы подведения итогов и контроля
2. Учебный план. Учебно-тематический план по годам
обучения
3. Содержание 1-го года обучения
4. Содержание 2-го года обучения
5. Содержание 3-го года обучения
6. Методическое обеспечение программы
7. Список литературы для педагогов
8. Список литературы для детей и родителей
ВВЕДЕНИЕ
Одним из основных направлений современной школы и системы
дополнительного образования – усиление воспитывающей функции всего
учебно-воспитательного процесса, дальнейшее обновление содержания, форм,
методов обучения и воспитания в соответствии с поставленными целями и
задачами.
Во все века детское театральное творчество было тесно связано с
образованием и передачей культурных традиций в самом широком смысле этого
слова. Особенностью «Детского исторического театра» является особенный
акцент именно на историческую составляющую.
Современный детский и молодёжный любительский театр крайне
востребован нашим обществом. В погоне за престижем и деньгами, в борьбе
за выживание, наши дети лишаются детства, не успевая по-настоящему
раскрыть свою индивидуальность, да и просто пофантазировать или
помечтать, а из-за непомерно больших учебных нагрузок, ребёнок все меньше
двигается, отучаясь управлять своим телом и владеть своим голосом. Именно
театр помогает ребёнку раскрываться, поиграть в своё детство, найти своё
место в жизни, среди ровесников и людей.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность - художественная,
Уровень - базовый.
Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность,
синтетичность предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающеэстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. во Театр симбиоз многих искусств, вступающих взаимодействие друг с другом. Поэтому
занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой,
изобразительным искусством и прикладными ремеслами.
Программа «Театр, где играют дети» учитывает эти особенности общения
с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и
исполнительскую культуру.
Данная программа разработана с учётом примерных требований к
программам дополнительного образования детей Нормативно-правовой аспект
(из письма Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной
поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844).
Актуальность программы заключается в том, что детский исторический
театр «Ожившая история» создан и функционирует на базе Орлинской средней
школы в п. Орел Усольского района. Особенностью социальной структуры
Орлинского сельского поселения является большой процент приемных семей.
В муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Орлинская
средняя общеобразовательная школа» треть учащихся составляют приемные
дети. Именно на данную целевую группу изначально и был ориентирован
детский коллектив. Сейчас в объединении занимаются дети не только из
приемных, но также и из многодетных и малообеспеченных семей Орлинского
сельского поселения. Поэтому программа нацелена на социализацию
приемных детей в ближайшем социуме и знакомство детей с историей родного
края с помощью живого языка театрального искусства.
Новизна образовательной программы «Театр, где играют дети»,
заключается в синтезе типовых образовательных программ по всеобщему и
специальному театральному образованию и современных образовательных
технологий:
1. Щуркова
Н.Е.
«Программа
воспитания
школьника»
(культурологическое направление в воспитательной деятельности
педагога);
2. И.С. Козлова «Театральные технологии, обеспечивающие интеграцию
воспитания и образования на уроке и во внеурочной деятельности»;
Отличительная особенность программы «Театр, где играют дети» в
том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные
направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие
навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые
переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что
способствует
объединения.
формированию
нравственных
качеств
у
воспитанников
Главная цель программы – Общекультурное развитие, воспитание
нравственных качеств личности, развитие творческих умений и навыков
обучающихся средствами театрального искусства.
Задачи программы:
способствовать формированию:
необходимых представлений о театральном искусстве;
актерских способностей – умение взаимодействовать с партнером,
создавать образ героя, работать над ролью;
речевой культуры ребенка при помощи специальных заданий и
упражнений на постановку дыхания, дикции, интонации;
практических навыков пластической выразительности с учетом
индивидуальных физических возможностей ребенка;
способствовать развитию:
творческой
активности
через
индивидуальное
раскрытие
способностей каждого ребёнка;
эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого
воображения;
создать условия воспитания:
воспитание эстетического вкуса, исполнительской культуры;
творческой активности подростка, ценящей в себе и других такие
качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других;
духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание
средствами традиционной народной и мировой культуры
Программа «Театр, где играют дети» включает несколько основных
разделов:
1.
История театра. Театр как вид искусства.
2.
Актерская грамота.
3.
Художественное чтение.
4.
Сценическое движение.
5.
Работа над пьесой.
Занятия в детском самодеятельном театре состоят из теоретической и
практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о
развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и
творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас,
профессиональной ориентации школьников. Практическая часть работы
направлена на получение навыков актерского мастерства.
Обучающиеся по программе. Сроки реализации . Формы и режим
занятий.
Количество детей в группах – 15-16 человек. Рекомендуемый возраст
детей от 10-16 лет.
Согласно Приложения №3 к СанПиНу 2.4.4.1251-03 рекомендуемый режим
занятий по программе таков: 45 минут занятий, 10 минут перерыв, 45 минут
занятий.
Занятия в группах проводятся:
в группе 1 года обучения (от 10 до 11 лет) – 2 раза в неделю по 2
часа.
в группе 2 года обучения (от 12 до 13 лет) – 3 раза в неделю по 2
часа.
в группе 3 года обучения (от 14 до 16 лет) – 3 раза в неделю по 2
часа. +2 часа индивидуальных занятий.
Исходя из особенностей учебно-тематического плана и специфики
занятий, проводятся как групповые занятия, количество детей в группе 15-16
человек, так и индивидуальные.
Формы обучения:
1. Тренинги
2. Видеозапись
3. Звукозапись
4. Репетиция
5. Спектакль
Структура взаимодействия
и работы детского исторического театра «Ожившая история»
(сокращенно ДИТ «Ожившая история») с другими коллективами
МБОУ «Орлинская СОШ», МБОУ «Дом детского творчества», МБОУ
ДО «Детская школа искусств».
Руководитель ДИТ «Ожившая история»
МБОУ ДО «ДДТ»
Зырянова О.В.
оги п«оВдвокханлоувеМ
Руководитель видеП
осетдуадги
ниБеО»У ДО «Детская школХа оирсекоугсрсатфв»
МБОУ ДО «ДДТ»
МБОУ ДО «ДДТ» Мельникова Т.Н.
Истомина С.Л.
Мельников А.Т.
Мельников В.С.
1.2. Этапы обучения
Срок реализации программы – 3 года. Выполнение программы рассчитано
на 144 учебных часа (1-й год обучения) и на 216 учебных часов (2-й обучения),
288 часов (3-й год обучения)
Образовательный процесс построен как последовательный переход
воспитанника от одной ступени мастерства к другой:
3-я ступень - допрофессиональная
«Мастерство + Вдохновение»
2-я ступень - расширенная
«Тропинками творчества»
1-я ступень - начальная
«Первые шаги »
Каждая ступень представляет собой определённый уровень образования,
отличается особенностью содержания, применяемых педагогических
технологий, технических средств обучения, использованием на занятиях
дидактического и наглядного материала.
1- й год обучения - начальная ступень «Первые шаги» - основная цель
этой ступени – выявление и развитие общих исполнительских способностей
детей, формирование интереса к актерскому творчеству. В течение первого
года дети получают первоначальные знания и умения в области театрального
искусства, открывают для себя поведение (действие) как основной материал
актерского мастерства, закладывается фундамент для углубленного
представления о театре как виде искусства. Основной формой работы на
первом этапе являются театральные игры и упражнения- импровизации.
2- й год обучения – расширенная ступень «Тропинками творчества» –
основная цель – углубленное изучение и овладение актерским мастерством с
ориентацией на исполнительскую деятельность. В течение второго года
обучения происходит закрепление и расширение знаний, полученных на
первом этапе, продолжают совершенствоваться выразительность и яркость
поведения в выступлении актера перед зрителем. Формы работы - тренинги,
репетиции.
3- й
год
обучения
допрофессиональная
ступень
«Мастерство+Вдохновение» – цель ступени – закрепление и развитие
стремления к творческой деятельности, полная самостоятельность в работе,
педагог выступает в качестве помощника и консультанта. Третий год
направлен на усвоение более сложного теоретического материала, ориентацию
детей на исполнительскую работу и создания «характера» на сцене. Основной
формой работы является постановка спектаклей и репетиции.
Построение программы по крупным блокам тем - «Актёрское
мастерство», «Сценическая речь», «По страницам истории театра»,
«Сценическое движение», «Обучение танцу и искусству танцевальной
импровизации» - даёт педагогу возможность вариативно выстраивать работу с
детьми.
В работе по программе принципиально важным является ролевое
существование воспитанника на занятиях: он бывает актёром, режиссёром,
зрителем.
По завершении 1 года обучающиеся будут знать:
особенности театрального процесса, значение театра как вида искусства,
какие существуют театральные профессии,
методику подготовки реферата на тему.
как исполнять свою роль, держаться на сцене, анализировать выступление,
основы этики артиста, зрителя
Будут уметь:
рассуждать на темы об искусстве.
коллективно выполнять задания;
выполнять элементы разных по стилю танцевальных форм.
разрабатывать и выступать с рефератом по заданной теме.
исполнять свою роль, держаться на сцене, анализировать выступление.
В качестве занятия-зачета предусмотрено выступление на сцене
(спектакль,или хореографическая композиция, или мюзикл)
По завершении 2 года обучающиеся будут знать:
историю театра
Древней Греции, особенность древнегреческого театра;
достопримечательности Усольского района, п.Орёл;
виды театрального искусства, о взаимосвязи театра с другими видами
искусства;
как логично и естественно произнести небольшой отрывок из заданного
текста;
как выстроить ваимодействие с партнером на сцене,
как создавать образ героя, работать над ролью,
методику разработки сценария досугового мероприятия.
особенности создания и использования театрального костюма.
будут уметь:
составлять и анализировать сценарии ,
составлять творческий отчёт,
провести виртуальную экскурсию
логично и естественно произнести небольшой отрывок из заданного текста;
ваимодействовать с партнером, создавать образ героя, работать над ролью.
создавать и защищать коллективный реферат-презентацию
анализировать работу свою и товарищей;
выполнять основные элементы вальса.
выполнять основные виды грима
Содержание занятия-зачета: спектакль или открытое занятие,
включающее: упражнения на коллективную согласованность действий и
исполнение воспитанниками работ из своего чтецкого репертуара.
По завершении 3 года обучающиеся будут
знать:
историю развития театра , произведения драматургов
достопримечательности Усольского района, п.Орёл
различия между исполнением монолога и диалога.
как наносить простой грим, и создавать эскизы сложного грима
как вписать собственную роль в общее выступление.
как проводить анализ выступления.
методику разработки сценария досугового мероприятия
как проанализировать проведенное мероприятие
уметь:
культурно воспринимать реакцию зрителей;
самостоятельно работать над ролью, вносить корректировку в исполнение
своей роли от спектакля к спектаклю;
читать монолог и диалог
наносить простой грим, создавать эскизы сложного грима
разрабатывать сценарии мероприятий,
анализировать собственное выступление и выступление товарищей.
танцевать фрагменты различных танцев;
выступать в спектаклях
.Формы контроля и учёта знаний:
Контроль знаний и умений учащихся проводится в форме отчётного
спектакля, рефератов-презентаций, творческих конкурсов, участия в
фестивалях и конкурсах.
1.3
Предполагаемые результаты реализации программы:
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы
УУД:Личностные результаты.
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к
сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к
мнению одноклассников;
целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе
опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование
следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя
позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре
видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
Коммуникативные УУД:
включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и
активность
работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,
приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
выразительному чтению;
различать произведения по жанру;
развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
сочинять этюды по сказкам;
умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость,
злоба, удивление, восхищение)
1.4 Формы подведения итогов и контроля
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды
контроля: текущий – осуществляется посредством наблюдения за
деятельностью ребенка в процессе занятий;
промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы
проводимые в Доме детского творчества;
итоговый – открытые занятия, спектакли, фестивали.
Мероприятия и праздники, проводимые в коллективе, являются
промежуточными этапами контроля за развитием каждого ребенка,
раскрытием его творческих и духовных устремлений.
Критерии усвоения программного материала и развитие других качеств
ребенка определяются по трем уровням:
максимальный – программный материал усвоен обучающимся полностью,
имеет высокие достижения (победитель международных, всероссийских,
областных конкурсов, района и т.д.);
средний – усвоение программы в полном объеме, при наличии
несущественных ошибок; участвует в смотрах конкурсах и др. на уровне Дома
детского творчества, посёлка.
минимальный – усвоение программы в неполном объеме, допускает
существенные ошибки в теоретических и практических заданиях; участвует в
конкурсах на уровне коллектива.
Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. Учебный план
№
Раздел
1
.
Вводное занятие.
2
История театра. Театр как вид
. искусства.
Количество часов
1 год
2 год
3 год
2
3
3
30
42
42
3
.
Актерская грамота.
32
48
64
4
.
Художественное чтение
10
18
22
5
.
Сценическое движение.
10
15
27
6
.
Работа над пьесой
40
66
103
7
Мероприятия и
. психологические практикумы
10
12
18
8
.
Экскурсии, посещение театра.
8
9
9
9
Итоговое занятие
2
3
3
ВСЕГО:
2.3.
144
216
288
2.2.
Краткое описание содержания программы
2.4. 1-й год обучения
1. Вводное занятие «Разрешите представиться» - 2 часа
Теория: Цели и задачи обучения. Перспективы творческого роста.
Знакомство с театром как видом искусства.
Практическая работа: Просмотр творческих работ, видеофильмов со
спектаклями, мероприятиями выпускников.
Форма проведения занятия – презентация коллектива.
Приёмы и методы: игровой, наглядный, иллюстрированный.
Дидактический материал: видеофильмы, фотографии.
Форма подведения итогов: анкетирование, беседа.
Будут знать: историю детского коллектива.
Будут уметь: анализировать выступления ровесников.
2. История театра. Театр как вид искусства - 30 часов
2.1.Первоначальные представления о театре как виде искусства.
Теория: Знакомство с особенностями современного театра как вида
искусства. Место театра в жизни общества. Общее представление о видах и
жанрах театрального искусства: драматический театр, музыкальный театр
(опера, балет, оперетта, мюзикл), театр кукол, радио- и телетеатр.
Практическая работа: использование имеющегося художественного опыта
учащихся; творческие игры; рисование кинофильма для закрепления
представлений о театре как виде искусства. Просмотр театральных
постановок драматического театра им.Щепкина г.Белгород. Игры «Театр в
твоей жизни («Что такое театр?», «Театр в твоем доме. Театр на улице»,
«Школьный театр. Профессиональный театр для детей. Зачем люди ходят в
театр?». Упражнения-тренинги «Так и не так в театре (готовимся, приходим,
смотрим)». Занятие-тренинг по культуре поведения «Как себя вести в
театре».
Формы проведения занятий: групповые занятия по усвоению новых
знаний.
Приёмы и методы: метод игрового содержания, наглядный, объяснительноиллюстративный.
Дидактический материал: карточки с заданиями, фотографии, DVD, CD –
диски с записями спектаклей.
Форма подведения итогов: блиц-опрос, самостоятельные импровизации.
Будут знать: особенности современного театра как вида искусства
Будут уметь: рассуждать на темы об искусстве.
2.2. Театр как одно из древнейших искусств
Теория: Народные истоки театрального искусства («обряд инициации»,
славянский обряд «плювиальной» (дождевой магии) песни, пляски,
посвящённые Яриле, игры, празднества). Скоморохи – первые
профессиональные актеры на Руси, их популярность в народе.
Преследование скоморохов со стороны государства и церкви.
Практическая работа: проигрывание игр, обрядов Белгородской области,
Валуйской земли, праздники «Масленица», «Сретенье», «Покрова»,
«Рождественские посиделки», «Сочельник и Коляда» и т.д. «Игры в
скоморохов» - на придуманные или взятые из литературных источников
сюжеты. Кукольный скомороший театр. О Петрушке.
Формы проведения занятий: игровые групповые занятия.
Приёмы и методы: метод игрового содержания, наглядный, объяснительноиллюстративный
Дидактический материал: карточки с заданиями, фотографии, DVD, CD –
диски с народными песнями, танцами.
Форма подведения итогов: игры-импровизации
Будут знать:
как народное творчество воплощается в театральном
искусстве.
Будут уметь: проигрывать простейшие народные игры.
2.3. Развитие представления о видах театрального искусства: театр
кукол
Теория: Рождение театра кукол. Зарубежные братья Петрушки. Виды
кукольного театра. Знакомство с современным кукольным театром. Его
художественные возможности.
Практическая работа: просмотр с детьми кукольных спектаклей.
Формы проведения занятий: кинопоказ.
Приёмы и методы: метод игрового содержания, наглядный, объяснительноиллюстративный, метод импровизации.
Дидактический материал: карточки с заданиями, фотографии, DVD, CD –
диски с кукольными спектаклями.
Форма подведения итогов: разыгрывание сценок на темы сказочных
сюжетов.
Будут знать: о зарождении и развитии кукольного театра.
Будут уметь: анализировать постановки кукольного театра.
2.4. Театр – искусство коллективное
Теория: Знакомство с театральными профессиями. Спектакль – результат
коллективного творчества. Кто есть кто в театре. Актер – «главное чудо
театра».
Практическая работа: творческие задания на ознакомление с элементами
театральных профессий: создание афиш, эскизов декораций и костюмов.
Формы проведения занятий: заочная экскурсия по театральным цехам.
Приёмы и методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный
Дидактический материал: фотографии, DVD, CD – диски.
Форма подведения итогов: рефераты на тему:
«Путешествие по
театральной программке».
Будут знать: какие существуют театральные профессии, как подготовить
реферат на тему.
Будут уметь: разработать и выступить с рефератом по заданной теме.
3. Актерская грамота - 32 часа
3.1. Многообразие выразительных средств в театре
Теория: Знакомство с драматургией, декорациями, костюмами, гримом,
музыкальным и шумовым оформлением. Стержень театрального искусства –
исполнительское искусство актера.
Практическая работа: тренинги
на внимание: «Поймать хлопок»,
«Невидимая нить».
Формы проведения занятий: беседы, игровые формы.
Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания,
метод импровизации.
Дидактический материал: карточки с заданиями.
Форма подведения итогов: анализ практической деятельности.
Будут знать: какие существуют выразительные средства в театре.
Будут уметь: выполнять театральные тренинги, «держать внимание»
3.2. Значение поведения в актерском искусстве.
Теория: возможности актера «превращать», преображать с помощью
изменения своего поведения место, время, ситуацию, партнеров.
Практическая работа: упражнения на коллективную согласованность
действий (одновременно, друг за другом, вовремя).
Формы проведения занятий: беседы, игровые формы.
Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания,
метод импровизации.
Дидактический материал: карточки с заданиями.
Форма подведения итогов: самостоятельная импровизация
Будут знать: как действовать согласованно, в команде.
Будут уметь: работать в команде.
3.3. Бессловесные и словесные действия
Теория: Развитие требований к органичности поведения в условиях вымысла.
Словесные действия. Психофизическая выразительность речи. Словесные
воздействия как подтекст. Этюдное оправдание заданной цепочки словесных
действий.
Практическая работа: Выполнение этюдов, упражнений- тренингов.,
упражнение: «Я сегодня – это …», этюды на пословицы, крылатые выражения,
поговорки, сюжетные стихи, картины – одиночные, парные, групповые, без
слов и с минимальным использованием текста.
Формы проведения занятий: беседы, игровые формы, занятия-зачёт.
Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания,
метод импровизации.
Дидактический материал: карточки с заданиями.
Форма подведения итогов: анализ работы своей и товарищей.
Будут знать: как сделать свою речь выразительней
Будут уметь: владеть своим голосом, мимикой, жестами.
4. Художественное чтение – 10 часов
4.1. Художественное чтение как вид исполнительского искусства.
Теория: Роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры.
Основы практической работы над голосом. Анатомия, физиология и гигиена
речевого аппарата. Литературное произношение.
Практическая работа: отработка навыка правильного дыхания при чтении и
сознательного управления речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса, его
силой и подвижностью». Упражнения на рождение звука: «Бамбук», «Корни»,
«Тряпичная кукла», Резиновая кукла», «Фонарь», Антенна», «Разноцветный
фонтан». Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного
управления речевым аппаратом.
Формы проведения занятий: групповые
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод
игрового содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по
теме.
Форма подведения итогов: упражнения на управление речеголосовым
аппаратом.
Будут знать: знать , как использовать свой речевой аппарат.
Будут уметь: использовать свой речевой аппарат.
4.1. Логика речи.
Теория: Основы сценической «лепки» фразы (логика речи). Понятие о фразе.
Естественное построение фразы. Фраза простая и сложная. Основа и
пояснение фразы. Пояснения на басах и верхах.
Практическая работа: Артикуляционная гимнастика: упражнения для
губ.Чтение отрывков или литературных анекдотов.
Формы проведения занятий: групповые, игровые.
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод
игрового содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по
теме.
Форма подведения итогов: исполнение текста.
Будут знать: как логично построить фразу, речь.
Будут уметь: логично построить фразу, речь.
4.2. Словесные воздействия.
Теория: Классификация словесных воздействий. Текст и подтекст
литературного произведения Возможность звучащим голосом рисовать ту или
иную картину. Связь рисуемой картины с жанром литературного
произведения.
Практическая работа: Упражнения для голоса: «Прыжок в воду»,
«Колокола», «Прыгун», «Аквалангист».
Формы проведения занятий: групповые, занятие-зачёт.
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод
игрового содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по
теме.
Форма подведения итогов: исполнение каждым воспитанником работ из
своего чтецкого репертуара.
Будут знать: о возможности звучащим голосом рисовать ту или иную
картину.
Будут уметь голосом рисовать ту или иную картину.
5. Сценическое движение – 10 часов
Обучение танцу и искусству танцевальной импровизации.
Теория: Беседы: «В поисках собственного стиля», «Танец сегодня», «Об
Айседоре Дункан». «Бальные» танцы: «Танец-шествие», «Фигурный вальс».
Практическая работа: Универсальная разминка. Элементы разных по стилю
танцевальных форм. Классический танец. Основные позиции рук, ног,
постановка корпуса. Разучивание основных элементов народного танца:
простой шаг, переменный шаг, шаг с притопом, веревочка, ковырялочка.
«Бальные» танцы: «Фигурный вальс», «Танец-шествие», Разучивание их
основных элементов.
Хореографические композиции для «Ансамбля церемониальной культуры»,
состоящего из мажореток и отряда гусар.
Формы проведения занятий: групповые.
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод плотных
нагрузок, метод взаимообучения.Форма подведения итогов: танцевальная
композиция на заданную тему. Будут знать: танцевальные элементы и их
последовательность. Будут уметь: исполнять танцы и шествия
6. Работа над пьесой – 40 часов
6.1. Пьеса – основа спектакля
Теория: Особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция,
завязка, кульминация и развязка. Время в пьесе. Персонажи - действующие
лица спектакля.
Практическая работа: работа над выбранной пьесой, осмысление сюжета,
выделение основных событий, являющихся поворотными моментами в
развитии действия. Определение главной моментами в развитии действия.
Определение главной темы пьесы и идеи автора, раскрывающиеся через
основной конфликт. Определение жанра спектакля. Чтение и обсуждение
пьесы, ее темы, идеи. Общий разговор о замысле спектакля.
Формы проведения занятий: практические
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод
игрового содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по
теме.
Форма подведения итогов: анализ пьесы
Будут знать: как проанализировать пьесу.
Будут уметь: анализировать пьесу.
6.2. Текст-основа постановки.
Теория: Повествовательный и драматический текст. Речевая характеристика
персонажа. Речевое и внеречевое поведение. Монолог и диалог.
Практическая работа: работа по карточкам «от прозы к драматическому
диалогу», «Сфера диалога и сфера игры», «Кто это сказал?», «Создание
речевых характеристик персонажей через анализ текста», выразительное
чтение по ролям, расстановка ударение в тексте, упражнения на коллективную
согласованность действий, отработка логического соединения текста и
движения. Основная этюдно-постановочная работа по ролям
Формы проведения занятий: практические
Приёмы и методы: эвристический, проблемный
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по
теме.
Форма подведения итогов: собеседование.
Будут знать: правила исполнения монолога и диалога.
Будут уметь: исполнять монолог и диалог.
6.3. Театральный грим. Костюм.
Теория: Отражение сценического образа при помощи грима. Грим как один
из способов достижения выразительности: обычный, эстрадный,
характерный, абстрактный. Способы накладывания грима.
Практическая работа: Приемы накладывания грима. Создание эскизов грима
для героев выбранной пьесы. Накладывание грима воспитанниками друг
другу.
Формы проведения занятий: творческие лаборатории
Приёмы и методы: эвристический, объяснительно-иллюстративный
Дидактический материал: гримировальный набор, жирный крем,
тональный крем, различные кисти, ватные тампоны, бумажные салфетки,
альбомы, краски, карандаши.
Форма подведения итогов: создание эскизов более сложного грима.
Будут знать: способы нанесения грима.
Будут уметь: наносить самостоятельно грим.
6.4. Театральный костюм.
Теория: Костюм – один из основных элементов, влияющих на представление
об образе и характере. Костюм «конкретизированный» и «универсальный».
Цвет, фактура.
Практическая работа: создание эскизов костюмов для выбранной пьесы.
Формы проведения занятий: творческие лаборатории
Приёмы и методы: эвристический, объяснительно-иллюстративный
Дидактический материал: иллюстрации из книг, фотографии, альбомы,
краски, карандаши.
Форма подведения итогов: рефераты на тему: «Эпохи в зеркале моды».
Будут знать: виды театральных костюмов, как подготовить реферат на тему.
Будут уметь: разрабатывать и выступать с докладом по реферату.
6.5. Репетиционный период.
Практическая работа: Соединение сцен, эпизодов; репетиции в декорациях, с
реквизитом и бутафорией, репетиции в костюмах, репетиции с музыкальным и
световым оформлением, сводные репетиции, репетиции с объединением всех
выразительных средств. Генеральная репетиция.
Формы проведения занятий: репетиции
Приёмы и методы: метод импровизации, метод полных нагрузок.
Форма подведения итогов: премьера (первый показ спектакля на зрителя).
Обсуждение премьерного спектакля (участвуют все актеры, все службы).
Будут знать: как исполнять свою роль, держаться на сцене, анализировать
выступление.
Будут уметь: выступать на сцене, анализировать собственное выступление.
7. Мероприятия и психологические практикумы-10 часов.
Теория: Знакомство с методикой проведения и организации досуговых
мероприятий. Тематическое планирование, разработка сценариев.
Практическая работа. Участие в подготовке досуговых мероприятий внутри
учреждения. Выявление ошибок Оформление газеты «В мире театра».
Форма проведения занятия: вечера, праздники, конкурсы.
Приёмы и методы: эвристический, метод полных нагрузок
Дидактический материал : сценарии.
Формы подведения итогов: Совместное обсуждение и оценка сделанного.
Будут знать: как разработать сценарий мероприятия.
Будут уметь: разрабатывать несложные сценарии.
8. Экскурсии – 8 часов.
Теория: Знакомство с экспозициями краеведческих музеев. Посещение
храмов посёлка. Экскурсии в природу. Составление творческих отчётов о
проведенных экскурсиях. Правила ПДД, ТБ.
Форма проведения занятий: Экскурсия.
Приёмы и методы: наглядный.
Дидактический материал: репродукции.
Форма подведения итогов: творческий отчёт
Будут знать: достопримечательности Усольского района и п. Орел
Будут уметь: составлять творческий отчет.
9. Итоговое занятие – 2 часа
Теория: Викторина по разделам программы обучения за год.
Практическая работа: экзамен-выступление: упражнения на коллективную
согласованность;
Форма проведения занятия: зачет.
Приёмы и методы: создание ситуации достижения и успеха.
Формы подведения итогов: экзамен, самоанализ деятельности.
Будут знать: основные положения теории курса.
Будут уметь: владеть голосом, телом (танцы, марши, шествия), мимикой,
жестом.
2-й год обучения
1. Вводное занятие. – 3 часа
Цели и задачи обучения. Знакомство с курсом. Перспектива творческого
роста на 2-ом году обучения.
Практическая работа: Участие детей в мероприятии «День открытых
дверей».
Форма проведения занятия – игра-путешествие.
Приёмы и методы: игровой, наглядный, иллюстрированный.
Дидактический материал: видеофильмы, фотографии.
Форма подведения итогов: анкетирование, беседа.
Будут знать: историю детского
театрального коллектива «Ожившая
история».
Будут уметь: анализировать выступления, высказывать собственную точку
зрения, аргументировать ее.
2. История театра. Театр как вид искусства - 42 часа
2.1. Страницы истории театра: театр Древнего Востока.
Теория: Культура и искусство Древнего Востока. Мистерии - праздники в
храмах Древнего Востока.
Практическая работа: Драматургический анализ мифа об Осирисе: завязка,
кульминация, промежуточные события, главные герои-противники.
Реконструкция мистерии «Песнь семи Хатхор».
Формы проведения занятий: групповые занятия по усвоению новых
знаний.
Приёмы и методы: эвристический, метод импровизации.
Дидактический материал: карточки с раздаточным материалом, таблицы
для драматургического анализа мифа.
Форма подведения итогов: разыгрывание мистерии.
Будут знать: об основных памятниках культуры Древнего Востока, иметь
представление о постановке мистерии.
Будут уметь: исполнять роль в исторической постановке.
2.2. Страницы истории театра: театр Древней Греции.
Теория: Общий подъем культуры и искусства в Древней Греции.
Общественно-воспитательная роль театра. Особенности древнегреческого
театра: сочетание музыки и пластики, слова – активное средство воздействия
на зрителя. Костюм и маска – элементы обобщенной характеристики
персонажей. Трагедия и комедия – основные жанры древнегреческой
драматургии.
Практическая работа: Комментирование чтение отрывков из «Прометея
прикованного» Эсхила. Чтение книги А.Говорова «Алкамен – театральный
мальчик». Знакомство по иллюстрациям и фотографиям с устройством
зрительного зала и оформлением сценической площадки древнегреческого
театра. Заочная экскурсия по современному театральному зданию.
Формы проведения занятий: групповые занятия по усвоению новых
знаний.
Приёмы и методы: метод игрового содержания, наглядный, объяснительноиллюстративный.
Дидактический материал: карточки с заданиями, фотографии, DVD, CD –
диски.
Форма подведения итогов: блиц-опрос, самостоятельные импровизации.
Будут знать: Об основных произведениях древнегреческих драматургов и
комедиантов, готовить выступление для проведения виртуальной экскурсии.
Будут уметь:
проводить виртуальную экскурсию, используя
мультимедийную аппаратуру.
2.3. Развитие представлений о видах театрального искусства:
музыкальный театр.
Теория: Опера, балет, оперетта, мюзикл. Общее и специфическое в каждом
жанре. Работа композитора. Либретто. Значение сценографии. Хореография.
Практическая работа: Просмотр спектакля (телеспектакля) музыкального
театра. Прослушивание отрывка из мюзикла «Юнона и Авось».
Формы проведения занятий: практические занятия, творческая
лаборатория.
Приёмы и методы: метод игрового содержания, наглядный, объяснительноиллюстративный, метод импровизации.
Дидактический материал: карточки с заданиями, фотографии, DVD, CD –
диски с музыкальными спектаклями.
Форма подведения итогов: творческие работы на тему: «О чём рассказала
музыка».
Будут знать: основные театральные жанры, их особенности.
Будут уметь: анализировать театральное произведение.
2.4. Театр в ряду других искусств. Общее и особенное.
Теория: Театр и литература. Театр и кино – «друзья и соперники».
Изобразительное искусство и театр. Театр и музыка. Взаимосвязь театра с
другими видами искусства.
Практическая работа: Просмотр театральных постановок драматического
театра им.Щепкина г.Белгород. Закрепление представлений и зрительского
опыта воспитанников в рассказах, сочинениях, рисунках.
Формы проведения занятий: творческая лаборатория.
Приёмы и методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный,
поисковый
Дидактический материал: фотографии, DVD, CD – диски.
Форма подведения итогов: Творческие задания по сопоставлению
литературного прозаического произведения, пьесы, спектакля, кинофильма,
мультфильма, оперы, балета и т.д.
Будут знать: особенности театра в сравнении с кино и музыкой.
Будут уметь: проводить сопоставление литературного прозаического
произведения, пьесы, спектакля, кинофильма, мультфильма, оперы, балета и
т.д.
3. Актерская грамота - 48 часов
3.1. Средства актёрского искусства.
Теория: Значение и способы превращения своей логики действия в логику
действий персонажа. Разные логики поведения одного и того же действующего
лица в избранном отрывке. Первоначальное представление о средствах
актерского искусства, помогающих преодолеть статичность исполнения (или
«купание в чувствах» по К.С. Станиславскому).
Практическая работа: Просмотр и прослушивание музыки и видеоклипов.
Работа над одной ролью (одним отрывком) всех студийцев. Коллективные
показы одного и того же отрывка в разных составах. Определение различий в
характере действия. Упражнения на коллективную согласованность действий
(одновременно, друг за другом, вовремя).
Формы проведения занятий: беседы, игровые формы.
Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания,
метод импровизации.
Дидактический материал: карточки с заданиями.
Форма подведения итогов: анализ практической деятельности.
Будут знать: о средствах театральной выразительности.
Будут уметь: передавать настроение персонажа.
3.2. Актер и его роли.
Теория: Параллельная отделочная работа над несколькими ролями каждого
воспитанника как средство активизации овладения техникой действий.
Практическая работа: упражнения на коллективную согласованность
действий (одновременно, друг за другом, вовремя); воспитывающие ситуации
«Что будет, если я буду играть один..»; превращения заданного предмета с
помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощниками).
Тренинги на внимание: «Поймать хлопок», «Невидимая нить», «Много
ниточек, или Большое зеркало». Выполнение этюдов, упражнений- тренингов.
Упражнение: «Я сегодня – это …»
Формы проведения занятий: игровые, практические.
Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания,
метод импровизации.
Дидактический материал: карточки с заданиями.
Форма подведения итогов: Анализ работы своей и товарищей.
Будут знать: правила работы в команде, анализа выступления.
Будут уметь: анализировать работу: свою и товарищей.
3.3. Бессловесные и словесные действия (повторение).
Теория: Этюдное оправдание заданной цепочки словесных действий.
Практическая работа: Этюды на пословицы, крылатые выражения,
поговорки, сюжетные стихи, картины – одиночные, парные, групповые, без
слов и с минимальным использованием текста.
Формы проведения занятий: беседы, игровые формы, занятия-зачёт.
Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания,
метод импровизации.
Дидактический материал: карточки с заданиями.
Форма подведения итогов: анализ работы своей и товарищей.
Будут знать: как проигрывать различные ситуации.
Будут уметь: анализировать работу: свою и товарищей.
4. Художественное чтение – 18 часов
4.1. Художественное чтение как вид исполнительского искусства.
Теория: Чтение произведения вслух как последний этап освоения текста.
Словесные воздействия в живой речи и использование их в чтецкой работе.
Практическая работа: Отработка навыка правильного дыхания при чтении и
сознательного управления речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса, его
силой и подвижностью». Основы сценической «лепки» фразы (логика речи).
Понятие о фразе. Естественное построение фразы.
Формы проведения занятий: групповые
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод
игрового содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по
теме.
Форма подведения итогов: Исполнение текста
Будут знать: как управлять голосом для выразительного чтения текста.
Будут уметь: выразительно читать.
4.2. Разнообразие художественных приемов литературы.
Теория: Возможность звучащим голосом «рисовать» ту или иную картину.
Связь рисуемой картины с жанром литературного произведения. Особенности
исполнения лирики.
Практическая работа: самостоятельная подготовка произведения к
исполнению (на материале русской прозы и поэзии).
Формы проведения занятий: групповые, игровые, занятие – зачёт.
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод
игрового содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по
теме.
Форма подведения итогов: исполнение каждым воспитанником работ из
своего чтецкого репертуара (связь со школой – исполнение программных
произведений)
Будут знать: различные приемы выразительного исполнения произведения.
Будут уметь: выразительно читать прозу и поэзию (при желании – из
школьного репертуара)
4.3. Словесные воздействия.
Теория: Их классификация. Текст и подтекст литературного произведения.
Возможность звучащим голосом рисовать ту или иную картину. Связь
рисуемой картины с жанром литературного произведения.
Практическая работа: Упражнения на «распро-ультра-натуральное
действие»: превращение заданного предмета с помощью действий во что-то
другое (индивидуально, с помощником). Работа над художественным
произведением. Подготовка чтецкого репертуара.
Формы проведения занятий: групповые, игровые, занятие – зачёт.
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод
игрового содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по
теме.
Форма подведения итогов: исполнение каждым воспитанником работ из
своего чтецкого репертуара.
Будут знать: что такое текст и подтекст в литературном произведении.
Будут уметь: выразительно исполнять текст.
5.
Сценическое движение – 15 часов
Обучение танцу и искусству танцевальной импровизации.
Теория: Контрастная музыка: быстрая, медленная, веселая грустная. Сюжеты
некоторых танцев. Особенности их движений. Элементы современного танца.
Обучение танцу и искусству танцевальной импровизации.
Практическая работа: Учебно-тренировочная работа: универсальная
разминка, тренировка суставно-мышечного аппарата, разучивание основных
движений под музыку. Упражнения на вокально-двигательную координацию.
Элементы разных по стилю танцевальных форм.
Формы проведения занятий: групповые.
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод плотных
нагрузок, метод взаимообучения.
Форма подведения итогов: Составление
и разучивание танцевальной
композиции с выученными элементами.
Будут знать: танцевальную музыку, танцевальные движения
Будут уметь: исполнять танцы к спектаклю, танцевальные и маршевые
движения хореографический композиции «АЦК»
6. Работа над пьесой – 66 часов
6.1. Пьеса – основа спектакля
Теория: Особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция,
завязка, кульминация и развязка. Время в пьесе. Персонажи- действующие
лица спектакля.
Практическая работа: работа над выбранной пьесой, осмысление сюжета,
выделение основных событий, являющихся поворотными моментами в
развитии действия. Определение главной темы пьесы и идеи автора,
раскрывающиеся через основной конфликт. Определение жанра спектакля.
Чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи. Общий разговор о замысле
спектакля.
Формы проведения занятий: практические
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод
игрового содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по
теме.
Форма подведения итогов: анализ пьесы
Будут знать: особенности композиционного построения пьесы.
Будут уметь: анализировать пьесу.
6.2. Текст-основа постановки.
Теория: Повествовательный и драматический текст. Речевая характеристика
персонажа. Речевое и внеречевое поведение. Монолог и диалог.
Практическая работа: работа по карточкам «от прозы к драматическому
диалогу», «Сфера диалога и сфера игры», «Кто это сказал?», «Создание
речевых характеристик персонажей через анализ текста», , выразительное
чтение по ролям, расстановка ударение в тексте, упражнения на коллективную
согласованность действий, отработка логического соединения текста и
движения. Основная этюдно-постановочная работа по ролям
Формы проведения занятий: практические
Приёмы и методы: эвристический, проблемный
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по
теме.
Форма подведения итогов: составление таблицы «История про…,
который…».
Будут знать: особенности монологической и диалогической речи.
Будут уметь: читать монолог и диалог.
6.3. Театральный грим.
Теория: Отражение сценического образа при помощи грима. Грим как один
из способов достижения выразительности: обычный, эстрадный,
характерный, абстрактный. Способы накладывания грима.
Практическая работа: Приемы накладывания грима. Создание эскизов грима
для героев выбранной пьесы. Накладывание грима воспитанниками друг
другу.
Формы проведения занятий: творческие лаборатории
Приёмы и методы: эвристический, объяснительно-иллюстративный
Дидактический материал:
гримировальный набор, жирный крем,
тональный крем, помада, гуммоз, пудра, различные кисти, ватные тампоны,
бумажные салфетки, альбомы, краски, карандаши.
Форма подведения итогов: создание эскизов более сложного грима.
Будут знать: способы накладывания грима.
Будут уметь: накладывать простейший грим, создавать эскизы более
сложного.
6.4. Театральный костюм.
Теория: Костюм – один из основных элементов, влияющих на представление
об образе и характере. Костюм «конкретизированный» и «универсальный».
Цвет, фактура.
Практическая работа: создание эскизов костюмов для выбранной пьесы.
Формы проведения занятий: творческие лаборатории
Приёмы и методы: эвристический, объяснительно-иллюстративный
Дидактический материал: иллюстрации из книг, фотографии, альбомы,
краски, карандаши.
Форма подведения итогов: рефераты на тему: «Эпохи в зеркале моды».
Будут знать: особенности театрального костюма.
Будут уметь: составлять и защищать реферат.
6.5. Репетиционный период.
Практическая работа: Соединение сцен, эпизодов; репетиции в декорациях, с
реквизитом и бутафорией, репетиции в костюмах, репетиции с музыкальным и
световым оформлением, сводные репетиции, репетиции с объединением всех
выразительных средств. Генеральная репетиция.
Формы проведения занятий: репетиции
Приёмы и методы: метод импровизации, метод полных нагрузок.
Форма подведения итогов: премьера (первый показ спектакля на зрителя).
Обсуждение премьерного спектакля (участвуют все актеры, все педагоги,
работающие с коллективом).
Будут знать: как вписать собственную роль в общее выступление. Как
проводить анализ выступления.
Будут уметь: исполнять свою роль, анализировать собственное выступление
и выступление товарищей.
7. Мероприятия и психологические практикумы-12 часов.
Теория: Знакомство с методикой проведения и организации досуговых
мероприятий. Тематическое планирование, разработка сценариев.
Практическая работа. Участие в подготовке досуговых мероприятий внутри
учреждения. Выявление ошибок Оформление газеты «В мире театра».
Форма проведения занятия: вечера, праздники, конкурсы.
Приёмы и методы: эвристический, метод полных нагрузок
Дидактический материал : сценарии.
Формы подведения итогов: Совместное обсуждение и оценка сделанного.
Будут знать: как разрабатывать сценарий мероприятия.
Будут уметь: составлять и анализировать сценарии.
8. Экскурсии – 9 часов.
Теория: Знакомство с экспозициями краеведческих музеев. Посещение
храмов посёлка. Экскурсии в природу. Составление творческих отчётов о
проведенных экскурсиях. Правила ПДД, ТБ.
Форма проведения занятий: Экскурсия.
Приёмы и методы: наглядный.
Дидактический материал: репродукции.
Форма подведения итогов: творческий отчёт
Будут знать: Достопримечательности Усольского района и п. Орел.
Будут уметь: составлять творческий отчет.
9. Итоговое занятие – 3 часа
Практическая работа: упражнения на коллективную согласованность;
Форма проведения занятия: выступление.
Приёмы и методы: создание ситуации достижения и успеха.
Будут знать: как работать в группе, коллективе.
Будут уметь: держать себя на сцене, не теряя самообладания и уверенности.
3-й год обучения
1. Вводное занятие. – 3 часа
Теория: Цели и задачи обучения. Учебный план. Перспектива творческого
роста.
Практика: Показ литературно-музыкальной композиции для воспитанников
1-го года обучения..
Форма проведения занятия: выставка, мини-конференция.
Приемы и методы: создание ситуации успеха, наглядный, словесный,
игровой.
Дидактический материал: выставочные экспонаты, фото, иллюстрации.
Формы подведения итогов: анкетирование, беседа.
Будут знать: как презентовать работу детского исторического театра.
Будут уметь: делать презентацию работы коллектива.
2. История театра. Театр как вид искусства - 42 часа
2.1. Страницы истории театра: средневековый площадной театр.
Теория:. Актер средневекового театра, его религиозный смысл. Актер
средневекового театра, синтетический характер искусства «профессиональных
развлекателей». Символика и условность оформления средневекового
спектакля. Связь театра со средневековой литературой и изобразительным
искусством. Трансформации традиций средневекового театра в современных
театрализованных празднествах (карнавалах, маскарадах, шествиях).
Практическая работа: Знакомство с искусством средневековой Европы по
иллюстрациям и слайдам, по описаниям театральных представлений.
Разыгрывание сценок, импровизации в духе средневековых театральных
жанров. Просмотр видеофильмов с карнавалами, маскарадами.
Формы проведения занятий: групповые занятия по усвоению новых
знаний.
Приёмы и методы: эвристический, метод импровизации.
Дидактический материал: литература по теме, видеофильмы.
Форма подведения итогов: разыгрывание спектакля.
Будут знать: особенности средневекового театра.
Будут уметь: разыгрывать средневековый спектакль.
2.2. Страницы истории театра: Театры, где играют дети.
Теория: Судьба школьного театра в России. Первый русский просветитель –
Симеон Полоцкий. «Потешная палата», «Комедиальная храмина». Школьный
театр Славяно-греко-латинской академии. Детское театральное движение 80-х
гг. XX в. Современные школьные театры.
Практическая работа: Знакомство по иллюстрациям и фотографиям с
устройством зрительного зала и оформлением сценической площадки
русских театров. Заочная экскурсия по современным театрам.
Формы проведения занятий: групповые занятия по усвоению новых
знаний.
Приёмы и методы: метод игрового содержания, наглядный, объяснительноиллюстративный,
Дидактический материал: литература, фотографии, DVD, CD – диски.
Форма подведения итогов: блиц-опрос.
Будут знать: о становлении школьного театрального творчества.
Будут уметь: проводить заочную экскурсию по театральному залу для
младших участников коллектива.
2.3. Гении русской сцены.
Теория: Знакомство с жизнью и творчеством М.Щепкина, П.Мочалова,
В.Каратыгина.
Практическая работа: самостоятельная подготовка воспитанниками
рефератов на тему.
Формы проведения занятий: устный журнал.
Приёмы и методы: поисковый, эвристический, метод взаимообучения,
объяснительно-иллюстративный.
Дидактический материал: литература по теме, фотографии, DVD, CD –
диски.
Форма подведения итогов: создание папки-накопителя «Гении русской
сцены».
Будут знать: о жизни и деятельности М.Щепкина, П.Мочалова,
В.Каратыгина
Будут уметь: подготовить выступление с презентацией.
2.4. Великие русские драматурги.
Теория: Знакомство с жизнью и творчеством Н. Островского и других
драматургов.
Практическая работа: самостоятельная подготовка воспитанниками
рефератов на тему.
Формы проведения занятий: устный журнал.
Приёмы и методы: поисковый, эвристический, метод взаимообучения,
объяснительно-иллюстративный.
Дидактический материал: литература по теме, фотографии, DVD, CD –
диски.
Форма подведения итогов: создание папки-накопителя «Гении русской
сцены».
Будут знать: о жизни и творчестве Н.Островского, алгоритм написания
реферата, подготовки устного сообщения.
Будут уметь: писать реферат, делать устный доклад на заданную тему.
3. Актерская грамота - 64 часа
(10-теория, 38-практика, 16-индивидуальнаая работа)
3.1. Средства актёрского искусства.
Теория: Проявление индивидуальности человека в особенностях общения.
Знакомство с логикой межличностного общения
Практическая работа:. Упражнения на перевоплощение путем изменения
логики взаимодействия с партнером. Просмотр и прослушивание музыки и
видеоклипов. Работа над ролью . Упражнения на коллективную
согласованность действий (одновременно, друг за другом, вовремя).
Формы проведения занятий: беседы, игровые формы.
Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания,
Дидактический материал: карточки с упражнениями и этюдами..
Форма подведения итогов: анализ практической деятельности.
Будут знать: согласовывать свои действия с действиями товарищей.
Будут уметь: проводить анализ практической деятельности
3.2. Актер и его роли.
Теория: Проявление основных характерологических особенностей человека в
особенностях логики построения взаимодействий с партнером (параметры
общения). Значение постоянной работы над совершенствованием техники в
творчестве актера.
Практическая работа: упражнения на коллективную согласованность
действий (одновременно, друг за другом, вовремя); Этюды на выразительность
подачи образа.
Формы проведения занятий: игровые, практические.
Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания,
метод импровизации.
Дидактический материал: карточки с заданиями.
Форма подведения итогов: Анализ работы своей и товарищей.
Будут знать: как построить взаимодействие с партнером на сцене.
Будут уметь:
выстраивать взаимодействие персонажей, анализировать
выступления.
3.3. Импровизация.
Теория: Роль импровизации, взаимосвязь импровизации с техническими
навыками в репетиционной работе. Мизансцены спектакля. Импровизация и
точность выполнения установленных мизансцен.
Практическая работа: Выполнение этюдов, упражнений- тренингов. Анализ
работы своей и товарищей. Этюды на пословицы, крылатые выражения,
поговорки, сюжетные стихи, картины – одиночные, парные, групповые, без
слов и с минимальным использованием текста.
Формы проведения занятий: беседы, игровые формы, занятия-зачёт.
Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания,
метод импровизации.
Дидактический материал: карточки с заданиями.
Форма подведения итогов: анализ работы своей и товарищей.
Будут знать: роль импровизации в выступлении.
Будут уметь: импровизировать.
4. Художественное чтение – 22 часа.
(6 часов - теория, 12 – практика, 4 –индивидуальные занятия)
4.1. Индивидуальные формы выступления
Теория: Многообразие индивидуальных форм выступления. Чтецкий номер в
концерте. Мелодекламация. Литературная композиция и монтаж. «Театр
одного актера».
Практическая работа: Отработка навыка правильного дыхания при чтении и
сознательного управления речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса, его
силой и подвижностьюПонятие о фразе. Естественное построение фразы.
Формы проведения занятий: групповые
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод
игрового содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по
теме.
Форма подведения итогов: Исполнение текста
Будут знать: как выразительно прочитать текст.
Будут уметь: выразительно читать текст.
4.2. Разнообразие художественных приемов литературы.
Теория: Многообразие групповых форм выступления. «Поэтический театр»,
«Синяя блуза», «Агитбригада», капустник.
Практическая работа: Создание композиции путем сокращения текста с
сохранением основной темы, идеи, главных героев. Соединение различных по
содержанию, форме, стилю, ритму фрагментов литературных произведений.
Формы проведения занятий: групповые, игровые, занятие – зачёт.
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод
игрового содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по
теме.
Форма подведения итогов: капустник ко Дню театра.
Будут знать: Многообразие групповых форм выступления.
Будут уметь: участвовать в подготовке и проведении капустника.
5.
Сценическое движение – 27 часов
(3 часа - теория, 12 – практика, 12 –индивидуальные занятия)
Обучение танцу и искусству танцевальной импровизации.
Теория: Контрастная музыка: быстрая, медленная, веселая грустная. Сюжеты
некоторых танцев. Особенности их движений. Элементы современного танца.
Обучение танцу и искусству танцевальной импровизации.
Практическая работа: Универсальная разминка. Тренировка суставномышечного аппарата, разучивание основных движений под музыку.
Упражнения на вокально-двигательную координацию. Элементы разных по
стилю танцевальных форм. Основы европейского бального танца «Медленный
вальс».Танцевальные композиции для «Ансамбля церемониальной культуры»
Формы проведения занятий: групповые.
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод плотных
нагрузок, метод взаимообучения.
Форма подведения итогов: выступление с танцевальной композицией с
выученными элементами.
Будут
знать:
технику
исполнения
танцевальных
элементов,их
последовательность в танце.
Будут уметь: исполнять танец, шествие, марш, современный танец.
6. Работа над пьесой –103 часа
(12 часов - теория, 57 – практика, 34 –индивидуальные занятия)
6.1. Пьеса – основа спектакля
Теория: Особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция,
завязка, кульминация и развязка. Время в пьесе. Персонажи - действующие
лица спектакля.
Практическая работа: работа над выбранной пьесой, осмысление сюжета,
выделение основных событий, являющихся поворотными моментами в
развитии действия. Определение главной темы пьесы и идеи автора,
раскрывающиеся через основной конфликт. Определение жанра спектакля.
Чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи. Общий разговор о замысле
спектакля.
Формы проведения занятий: практические
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод
игрового содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по
теме.
Форма подведения итогов: анализ пьесы
Будут знать: особенности композиционного построения пьесы.
Будут уметь: анализировать драматургическое произведение.
6.2. Текст-основа постановки.
Теория: Повествовательный и драматический текст. Речевая характеристика
персонажа. Речевое и внеречевое поведение. Монолог и диалог.
Практическая работа: выразительное чтение по ролям, расстановка ударение
в тексте, упражнения на коллективную согласованность действий, отработка
логического соединения текста и движения. Основная этюдно-постановочная
работа по ролям
Формы проведения занятий: практические
Приёмы и методы: эвристический, проблемный
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по
теме.
Форма подведения итогов: рефлеския.
Будут знать: различия между исполнением монолога и диалога.
Будут уметь: читать монолог и диалог.
6.3. Театральный грим.
Теория: Отражение сценического образа при помощи грима. Грим как один
из способов достижения выразительности: обычный, эстрадный,
характерный, абстрактный. Способы накладывания грима.
Практическая работа: Приемы накладывания грима. Создание эскизов грима
для героев выбранной пьесы. Накладывание грима воспитанниками друг
другу.
Формы проведения занятий: творческие лаборатории
Приёмы и методы: эвристический, объяснительно-иллюстративный
Дидактический материал:
гримировальный набор, жирный крем,
тональный крем, помада, гуммоз, пудра, различные кисти, ватные тампоны,
бумажные салфетки, альбомы, краски, карандаши.
Форма подведения итогов: создание эскизов более сложного грима.
Будут знать: способы наложения грима.
Будут уметь: накладывать
простейший грим, создавать эскизы более
сложного.
6.4. Театральный костюм.
Теория: Костюм – один из основных элементов, влияющих на представление
об образе и характере. Костюм «конкретизированный» и «универсальный».
Цвет, фактура.
Практическая работа: создание эскизов костюмов для выбранной пьесы.
Формы проведения занятий: творческие лаборатории
Приёмы и методы: эвристический, объяснительно-иллюстративный
Дидактический материал: иллюстрации из книг, фотографии, альбомы,
краски, карандаши.
Форма подведения итогов: коллективный реферат-презентация на тему:
«Эпохи в зеркале моды».
Будут знать: особенности создания и использования театрального костюма.
Будут уметь: создавать и защищать коллективный реферат-презентацию.
6.5. Репетиционный период.
Практическая работа: Соединение сцен, эпизодов; репетиции в декорациях, с
реквизитом и бутафорией, репетиции в костюмах, репетиции с музыкальным и
световым оформлением, сводные репетиции, репетиции с объединением всех
выразительных средств. Генеральная репетиция.
Формы проведения занятий: репетиции
Приёмы и методы: метод импровизации, метод полных нагрузок.
Форма подведения итогов: премьера (первый показ спектакля на зрителя).
Обсуждение премьерного спектакля (участвуют все актеры, все службы).
Будут знать: как вписать свою роль в общую постановку, как
проанализировать выступление.
Будут уметь: выступать и анализировать выступление.
7. 7. Мероприятия и психологические практикумы-18 часов.
(12 – практика, 6 –индивидуальные занятия)
Теория: Знакомство с методикой проведения и организации досуговых
мероприятий. Тематическое планирование, разработка сценариев.
Практическая работа. Участие в подготовке досуговых мероприятий внутри
учреждения. Выявление ошибок Оформление стенда «Детский исторический
театр «Ожившая история»».
Форма проведения занятия: вечера, праздники, конкурсы.
Приёмы и методы: эвристический, метод полных нагрузок
Дидактический материал : сценарии.
Формы подведения итогов: Совместное обсуждение и оценка сделанного.
Будут знать: как разработать и провести досуговое мероприятие для
ровесников и младших школьников.
Будут уметь: разработать и провести досуговое мероприятие для ровесников
и младших школьников.
Экскурсии –12 часов.
Теория: Знакомство с экспозициями краеведческих музеев. Посещение храма
посёлка. Экскурсии в природу. Составление творческих отчётов о
проведенных экскурсиях. Правила ПДД, ТБ.
Форма проведения занятий: Экскурсия.
Приёмы и методы: наглядный.
Будут знать: достопримечательности Усольского района, Пермского края, п.
Орел. Особенности построения обычных, виртуальных и ролевых экскурсий
и их проведения.
Будут уметь: проводить экскурсии для взрослых и детей в форме
театрализованных представлений.
8 Итоговое занятие - 3 часа
Итоговое занятие является своеобразным экзаменом, на котором, в форме
«круглого стола», подводятся результаты деятельности каждого выпускника за
3 года занятий в творческом коллективе.
Раздел 3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа «Театр, где играют дети» строится на следующих
концептуальных принципах:
Принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо
сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и
признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.
Принцип динамики. Предоставить ребенку возможность активного поиска
и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности,
заниматься тем, что нравится.
Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний
конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной
деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.
Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом
возрастных и индивидуальных
возможностей подростков, без
интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.
Принцип наглядности. В учебной деятельности используются
разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.
Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и
последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в
самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее
время добиться больших результатов.
Используемые технологии:
При реализации программы «Театр, где играют дети» используются как
традиционные методы обучения, так и инновационные технологии:
репродуктивный метод (педагог сам объясняет материал); объяснительноиллюстративный метод (иллюстрации, демонстрации, в том числе показ
видеофильмов); проблемный (педагог помогает в решении проблемы);
поисковый (воспитанники сами решают проблему, а педагог делает вывод);
эвристический (изложение педагога + творческий поиск обучаемых), методы
развивающего обучения, метод взаимообучения, метод временных
ограничений, метод полных нагрузок (превращает тренинг в цепь
целесообразных, вытекающих одно из другого упражнений), метод
ступенчатого повышения нагрузок (предполагает постепенное увеличение
нагрузок по мере освоения технологии голосоведения и сценической речи),
метод игрового содержания, метод импровизации.
Технические средства для реализации программы: Телевизор,
видеомагнитофон, DVD , компьютер, диски с записью сказок и постановок,
музыкальный центр, видеокамера, фотоаппарат, микрофон, веб-камера.
Распределение форм и методов по годам и темам программы:
Раздел
История театра.
Актерская грамота
Формы проведения
Групповые занятия по
усвоению
новых
знаний,
игровые
групповые
занятия,
практические занятия,
творческая
лаборатория, заочная
экскурсия,
беседы,
игровые
формы, занятие-зачёт
Приёмы и методы
Метод
игрового
содержания,
наглядный,
объяснительноиллюстративный,
метод
импровизации,
репродуктивный,
Метод
полных нагрузок,
метод игрового содержания,
Художественное
чтение
Групповые, игровые,
занятие-зачёт.
Сценическое
движение
Групповые
Работа над пьесой
Практические,
творческие
лаборатории,
репетиции.
Мероприятия
и
психологические
практикумы
Вечера, праздники,
конкурсы, практикумы.
метод импровизации.
Метод
ступенчатого
повышения нагрузок, метод
игрового содержания, метод
импровизации
Метод
ступенчатого
повышения нагрузок, метод
плотных нагрузок, метод
взаимообучения
Метод
ступенчатого
повышения нагрузок, метод
игрового содержания,метод
импровизации,
объяснительноиллюстративный,
метод
импровизации,
метод
полных нагрузок.
Эвристический,
метод
полных нагрузок
Формы занятий: групповые занятия, индивидуальные, теоретические,
практические, игровые, семинары, творческие лаборатории, соревнования,
конкурсы, устный журнал, экскурсии, занятие-путешествие, занятия зачёты,
экзаменационные показы.
Зависимость форм работы от ожидаемых результатов :
В учебно-воспитательный процесс включаются: экскурсии в
краеведческие музеи, вечера-встречи с деятелями театрального искусства,
воспитательные мероприятия, психологические тренинги, посещение
спектаклей профессионального и любительских театров, что позволит
накопить и расширить зрительский опыт воспитанников,
Список литературы для педагогов
1. Театр, где играют дети: Учеб.-метод.пособие для руководителей детских
театральных коллективов/ Под ред. А.Б.Никитиной.–М.: Гуманит.изд.центр
ВЛАДОС, 2001. – 288 с.: ил..
2. Щуркова Н.Е. Классное руководство: Формирование жизненного опыта
у учащихся. -М.: Педагогическое общество России, 2002. -160с.
3. Аджиева Е.М. 50 сценариев классных часов / Е.М.Аджиева, Л.А.
Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина, Н.А. Жокина, Н.В. Мартишина. –
М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. – 160 с.
4. Бабанский Ю. К. Педагогика / Ю.К. Бабанский - М., 1988. - 626 с.
5. Безымянная О. Школьный театр. Москва «Айрис Пресс» Рольф, 2001 г.-
270 с.
6. Корниенко Н.А. Эмоционально-нравственные основы личности:
Автореф.дис.на соиск.уч.ст.докт.психол.наук / Н.А.Корниенко – Новосибирск,
1992. – 55 с.
7. Методическое пособие. В помощь начинающим руководителям
театральной студии, Белгород, 2003 г.
8. Особенности воспитания в условиях дополнительного образования. М.:
ГОУ ЦРСДОД, 2004. – 64 с. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и
детей»).
9. Организация воспитательной работы в школе: для заместителей
директоров
по
воспитанию,
классных
руководителей
и
воспитателей/Библиотека администрации школы. Образовательный центр
“Педагогический поиск”/под ред. Гуткиной Л.Д., - М., 1996. - 79с.
10. Панфилов А.Ю., Букатов В.М.. Программы. «Театр 1-11 классы».
Министерство образования Российской Федерации, М.: «Просвещение», 1995г.
Литература для обучающихся и родителей
1. Воронова Е.А. «Сценарии праздников, КВНов, викторин. Звонок первый –
звонок последний. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004 г.-220 с.
2. Давыдова М., Агапова И. Праздник в школе. Третье издание, Москва
«Айрис Пресс», 2004 г.-333 с.
3. Журнал «Театр круглый год», приложение к журналу «Читаем, учимся,
играем» 2004, 2005 г.г.
4. Каришев-Лубоцкий, Театрализованные представления для детей школьного
возраста. М., 2005 3.Выпуски журнала «Педсовет»
5. Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению
дикции. – М., 2003.
6. Любовь моя, театр (Программно-методические материалы) – М.: ГОУ
ЦРСДОД, 2004. – 64 с. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и
детей»).
7. Савкова З. Как сделать голос сценическим. Теория, методика и практика
развития речевого голоса. М.: «Искусство», 1975 г. – 175 с.
8. У. Шекспир «Собрание сочинений»
9. Школьный театр. Классные шоу-программы»/ серия «Здравствуй школа» Ростов н/Д:Феникс, 2005. – 320 с.
10. «Школьные вечера и мероприятия» (сборник сценариев)- Волгоград.
Учитель , 2004г