ДООП Чудесные фигуры. Шахматы (pdf.io)

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Чудесные фигуры»
(Обучение игре в шахматы)
Направленность: физкультурно-спортивная
Возраст детей: 5-14 лет
Срок реализации: 3 года

Разработчик:
Питиримов Сергей Юрьевич,
педагог дополнительного образования
г. Усолье, 2023 г.

Содержание
1.
1.1.

1.2.
1.3.

1.4.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.

3.
3.1.

Раздел № 1
Стр.
Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
3
Нормативно-правовая база
Направленность программы
Уровень освоения
Актуальность
Отличительная особенность.
Целевая группа, особенности состава учащихся
Срок обучения:
Формы организации образовательного процесса:
Особенности
организации
образовательного
процесса.
Цель и задачи программы
Содержание программы
Учебный план
Содержание
Модуль 1 год обучения
Модуль 2 год обучения
Модуль 3 год обучения
Планируемые результаты
Раздел № 2
Комплекс
организационно-педагогических
условий
Календарный учебный график
Условия реализации программы
Оценка качества освоения программы обучающимися
Методическое обеспечение
Принципы построения и реализации программы
Методы обучения
Перечень методических материалов
Особенности организации образовательного процесса
в период карантина и дистанционного режима.
Приложения
Приложение 1. Программа «Воспитание».
Календарный график воспитательной работы
Список литературы и других источников
информации

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.

Пояснительная записка

Программа реализуется в физкультурно-спортивной направленности.
Ориентирована на интеллектуальное развитие детей
среднего и старшего дошкольного
возраста путем обучения детей шахматной игре.
Способствует совершенствованию
психических процессов, становление которых особенно активно в дошкольном возрасте.
Программа составлена в соответствии с действующим законодательством в области
дополнительного образования: Федеральным законом «Об образовании в Российской
Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2019, Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Минпросвещения
РФ № 196 от 09.11.2019), Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (письмо МОиН РФ № 09-3242 от 18.11.2019), Концепция развития
дополнительного образования детей (утв. Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014
№1726-р), СанПиН2.4.4.3172-14 (Постановление главного государственного санитарного врача
РФ № 41 от 04.07.2014), отвечает запросам детей и родителей на дополнительные
образовательные услуги.
Программа составлена в соответствии с нормативно-законодательными документами: закон
РФ «Об образовании в Российской Федерации»
№ 273 –ФЗ от 29.12.2012 г. (по
структуре соответствует требованиям).
Шахматы – игра
помогает подготовить дошкольника к
успешному усвоению
общеобразовательных школьных дисциплин, в первую очередь математики. Занятия
шахматами укрепляют память, учат мыслить логически, сравнивать и предвидеть результат,
планировать свою деятельность, развивают воображение и аналитические способности.
Отличительные особенности программы: программа составлена на основе программы
"Шахматы, первый год" И.Г.Сухина, который опирается на ряд нетрадиционных авторских
наработок. В их числе основные положения обучения:
- использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски;
- применение нестандартных дидактических заданий и игр;
- детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;
- выявление стержневой игры первого этапа обучения "Игры на уничтожение":
фигура
против фигуры.
В предлагаемой программе реализуется связь с общим образованием, выраженная в
более эффективном и успешном освоении учащимися общеобразовательной программы
благодаря развитию личности способной к логическому и аналитическому мышлению, а также
настойчивости в достижении цели.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система
дидактических принципов:
принцип психологической комфортности - создание
образовательной среды,
обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса
принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим
темпом;
принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его
взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им
систематически предоставляется возможность выбора;
принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного
опыта творческой деятельности;
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах
организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и
личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого
интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий,
развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении
цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
Процесс обучения необходимо сделать максимально наглядным, доступным,
предметным, эмоционально-насыщенным, интересным и желанным. Ведь дошкольник

обучается по нашей программе лишь в той мере, в какой она становится его собственной
программой. А это значит, что занятия должны увлекать ребенка, строиться на свойственных
детям-дошколятам потребностях и интересах, на использовании “дошкольных” видов
деятельности. Именно действие – способ познания ребенком окружающего мира. И если мы
хотим, чтобы ребенок что-то всерьез усвоил, мы должны воплотить это в деятельность самого
ребенка. И, что также важно для наших целей, что ведущей деятельностью дошкольников
является игра.
Основные задачи, которые решает этот курс:
- познакомить с элементарными понятиями шахматной игры;
- помочь овладеть приёмами тактики и стратегии шахматной игры;
- обучить решать комбинации на разные темы;
- обучить учащихся самостоятельно анализировать позицию, через формирование умения
решать комбинации на различные темы;
- научить детей видеть в позиции разные варианты.
- развивать фантазию, логическое и аналитическое мышление, память, внимательность,
усидчивость;
- развивать способность анализировать и делать выводы;
- способствовать развитию творческой активности;
- развивать волевые качества личности.
- воспитывать уважения к партнёру, самодисциплину, умение владеть собой и добиваться цели;
- сформировать правильное поведение во время игры;
Программа предусматривает три основные формы занятий: теоретическое занятие,
практическое занятие, игра на турнире.
Изучение истории шахмат и шахматной теории проводится по группам, по подгруппам и
индивидуально.
Групповые занятия: лекция: теоретические вопросы объясняет педагог; семинар: один или
несколько учащихся готовят для выступления доклад на определенную теоретическую тему;
группа и преподаватель выступают в роли слушателей и оппонентов; диалог: совершенно
обоснованным. Учащиеся заранее получают материал к занятию и готовятся к
полемике."столкновение" двух противоположных точек зрения. Пример: обсуждение дебюта,
который, с точки зрения теории Стейница, является неправильным и некорректным, а с точки
зрения гипермодернистов
Занятия по подгруппам. Проводится разбор только что сыгранной партии. При этом
остальные учащиеся еще продолжают игру.
Индивидуальная работа:работа с заданиями по тактике, работа с литературой во время
занятия (с помощью педагога или самостоятельно);тренировочные партии с
преподавателем;разбор сыгранной партии.
Игра на турнире. Обычные турнирные партии с контролем времени, соответствующие
разрядным нормам турнира.Тематические сеансы одновременной игры против тренера или
других более сильных шахматистов. Тренировочные партии или турниры с укороченным
контролем времени: 30 мин., 15 мин., 10 мин. или 5 мин. на всю партию.
Товарищеские матчи и матч-турниры, командные и личные соревнования с другими
коллективами.Конкурс решения задач или комбинаций сочетает в себе два элемента
соревновательный и обучающий, являясь следующим звеном между обычным теоретическим
занятием и турнирной шахматной партией.
Шахматные партии с консультацией: одна группа учащихся играет против другой, имея право
совещаться по поводу выбора хода. Сеансы одновременной игры. Проводят более сильные
шахматисты против своих менее опытных противников.
Контингент обучаемых. Программа разработана для детей 5-12 лет. К занятиям допускаются
дети, не имеющие медицинских противопоказаний. Группы формируются численностью 15
человек.
Сроки реализации. Данная программа рассчитана на три года обучения, 432 часа (по 4 часа в
неделю на каждом году обучения, 35 недель в году на реализацию Программы),
Ожидаемые результаты изучения данной программы.
По итогам обучения по программе «Чудесные фигуры», обучающиеся

Будут знать:
- Историю шахмат и выдающихся шахматистов;
- Правила игры в шахматы;
- Простейшие схемы достижения матовых ситуаций;
- Тактику и стратегию ведения шахматного поединка;
- Технику расчета;
- Комбинации в шахматах;
- Правильно располагать фигуры, без слабостей в позиции;
- Три фазы шахматной партии.
Будут уметь:
- играть в шахматы;
- участвовать в соревнованиях различных уровней.
Метапредметным результатом данной программы является:
- развитие логического мышления: умение выявлять и формулировать причинно-следственные
связи;
- развитие творческих способностей, умения быстро и точно считать варианты действий;
- формирование позиционных и тактических приёмов и навыков игры в шахматы
Личностные результаты:
- Развитие умений критически подходить к решению не только шахматных, но и жизненных
важных проблем;
- воспитание гармонично развитого шахматиста, умеющего достойно вести себя в случае
проигрыша.
Программа состоит из модулей (по годам обучения). Дети, в зависимости от умений
играть в шахматы могут быть приняты сразу на 2 модуль.
1.2.
Цель и задачи программы.
Цель: Развитие интеллектуальных способностей и творчества детей через обучение игре в
шахматы и участие в шахматных турнирах
Модуль 1. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Чудесные фигуры» (шахматы) 1 года обучения







Цель: Развитие логического мышления в процессе обучения основам шахматной игры.
Задачи:
способствовать
освоению
детьми
основных
шахматных
позиций
- формировать первичные умения игры в шахматы
- развивать интеллектуально-познавательную активность посредством обучения игре в
шахматы
развивать
логическое
мышление,
память,
внимание,
наблюдательность.
Планируемые результаты:
К концу первого года обучения дети:
- приобретут теоретические знания и практические навыки шахматной игры.
- будут знать: основные шахматные термины: белое и черное поле,
горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, ход, взятие, стоять под боем, длинная
и короткая рокировка, мат.шах.
- будут знать: названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, король; пешка, правила
хода и взятия каждой фигуры.
- ожидается развитие мышления, памяти, внимания, наблюдательности.
дети будут уметь:
ориентироваться на шахматной доске;
согласованность действий пешек с пешками, пешек с каждой фигурой, каждой фигуры друг с
другом;
правильно помещать шахматную доску между партнерами;
правильно расставлять фигуры в начальном положении;
различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

Конечным результатом обучения будет умение сыграть по правилам шахматную партию от
начала до конца
Модуль программы 1 года рассчитан на детей в возрасте 5-7 лет дошкольного возраста.
Объем программы
1 год обучения, 35 учебных недель, 2 год
режим занятий -2 раза в неделю по 2 часа. Итого 140 часа.
Формы обучения и виды занятий
Форма обучения очная, традиционная. Основные формы и средства обучения:
Теоретические занятия
Практическая игра.
Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
Дидактические игры и задания, игровые упражнения.
Методы обучения
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов
На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они
применяется:
1. При знакомстве с шахматными фигурами.
2. При изучении шахматной доски.
3. При обучении правилам игры;

1.3. Содержание программы
Учебный план
Количество часов
в том числе
практических

1.
2.
3.
4.

рокировать;
объявлять шах;
-решать шахматные элементарные задачи. –
- сформируются первичные умения игры в шахматы:

теоретических




1

1

-

6

2

-

Тема 2.1 Ладья

12

4

8

Тема 2.2 Слон

12

4

8

Тема 2.3 Ферзь

12

4

8

Тема 2.4 Конь

12

4

8

Тема 2.5 Пешка

12

4

8

Тема 2.6 Король

12

4

8

Тема 3.1. Шах

12

4

8

Тема 3.2. Мат

12

4

8

Тема 3. 3. Рокировка

12

4

8

Наименование разделов
и тем

Тема: Введение в образовательную программу. Цели и задачи,
возникновение и история развития шахмат.
Раздел 1 Шахматная доска

Всего

Раздел 2 Шахматные фигуры

Раздел 3.Элементы шахматной игры

Тема 3.4.Пат

12

4

8

Тема 3.5. Мат в 1 ход

12

4

8

Тема 3.6. Учебные партии

5

5

ИТОГО
140
52
88
4. При реализации материального перевеса.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной
партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на
доске свой замысел, ребёнок овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего
формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход.
Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ
позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.
При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее
эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть
работы ребенок проделывает самостоятельно.
На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для
совершенствования тактического мастерства детей (самостоятельное составление позиций,
предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и
т.д.).
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их
осмысление помогает ребенку выработать свой
собственный подход к игре.
Содержание модуля 1. (1 год обучения)
Учебный план 1 года обучения
Краткое описание содержания учебного плана 1 года обучения
Тема: Введение в образовательную программу.
Теория: Цели и задачи, возникновение и история развития шахмат. Легенды про рождение
шахмат.
тема 1 Шахматная доска
Теория: Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и
черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные.
Практическое занятие по теме «Шахматная доска».Элементы шахматной доски
Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей и
горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Чередование белых
и черных полей в горизонтали и вертикали. Диагональ. Отличие диагонали от вертикали.
Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие
диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре.
Тест: «Шахматная эстафета».
тема 2. Шахматные фигуры
Тема 2.1 Ладья
Теория: Знакомство с ладьей. Место ладьи в начальном положении. Ход и взятие ладьи.
Диаграмма и ее решение. Шахматные позиции.
Практика: Дидактическая игра «Тайны шахматной доски», «Загадки шахматной шкатулки».
«Конкурс смекалистых».
Практическое занятие по теме «Ладья».
Тема 2.2 Слон
Теория: Знакомство со слоном. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие.
Белопольные и чернопольные слоны. Легкая и тяжелая фигура.
Практика: Ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две
ладьи против двух слонов.
Дидактическая игра «Игра на уничтожение».
Тема 2.3 Ферзь
Теория: Знакомство с ферзем. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие.
Ферзь – тяжелая фигура. Ферзь против ферзя

Практика: Дидактическая игра «Игра на уничтожение».
Тема 2.4 Конь
Теория: Знакомство с конем. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие.
Практика: Конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня
против двух. Конь против ферзя, ладьи, слона, сложные положения.Дидактическая игра «Игра
на уничтожение».
Тема 2.5 Пешка
Теория: Знакомство с пешкой. Место пешки в начальном положении. Особенности
пешки. Пешечные заповеди.
Практика: Пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две
пешки против двух, многопешечные положения.
Дидактические игры «Пешечная эстафета», «Знатоки шахмат», «Игра на уничтожение».
Тема 2.6 Король
Теория: Знакомство с королем. Место короля в начальном положении.
Практика: Ход короля, взятие. Король против ферзя, король против ладьи, король против
слона, король против коня, король против пешки.
тема 3. Элементы шахматной игры
Тема 3.1. Шах
Теория: Нападение различными фигурами на короля. Шах ферзем, ладьей, слоном,
конем, пешкой. Защита от шаха.
Практика: Решение позиций.
Тема 3.2. Мат
Теория: Понятие «МАТ». Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от мата.
Практика: Решение позиций.
Тема 3.3. Рокировка
Теория: Понятие «Рокировка». Длинная и короткая рокировка. Три правила рокировки.
Практика: Решение позиций.
Тема 3.4. Пат
Теория: Понятие «ПАТ».
Практика:Решение позиций.
Тема 3.5. Мат в 1 ход.
Практика:Решение задач
Тема 3.6.Учебные партии.
Практика: Рассмотрение и анализ сыгранных партий начинающими шахматистами. Турнир.
Аттестация проводится в форме: Тест, «Шахматная эстафета», Турнир.
№
1
2

3
4
5

Календарный учебный график 1 год обучения
тема
число
месяц
Введение в образовательную программу, история
возникновения и развития шахмат.
4.09
Шахматная доска
6.09
Белые и черные поля.
Расположение
доски
между
партнерами.
Горизонтальная линия. Количество полей и горизонталей
на доске.
Вертикальная линия. Большая белая и большая черная
11.09
диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра.
Количество полей в центре.
Знакомство с ладьей. Место ладьи в начальном 13.09
положении. Ход и взятие ладьи. Диаграмма и ее решение.
Шахматные позиции.
Дидактическая игра «Тайны шахматной доски», «Загадки 18.09
шахматной шкатулки».
Практическое занятие по теме «Ладья».

Количество
часов
1
2

2
2
2

6

Дидактическая игра «Тайны шахматной доски», «Загадки
шахматной шкатулки».
Практическое занятие по теме «Ладья».
Знакомство со слоном. Место слона в начальном
положении. Ход слона, взятие. Белопольные и
чернопольные слоны. Легкая и тяжелая фигура.
Ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против
двух слонов, две ладьи против двух слонов.
Дидактическая игра «Игра на уничтожение».
Ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против
двух слонов, две ладьи против двух слонов.
Дидактическая игра «Игра на уничтожение».
Знакомство с ферзем. Место ферзя в начальном
положении. Ход ферзя, взятие.
Ферзь – тяжелая фигура. Ферзь против ферзя
Дидактическая игра «Игра на уничтожение».
Ферзь – тяжелая фигура. Ферзь против ферзя
Дидактическая игра «Игра на уничтожение».
Знакомство с конем. Место коня в начальном
положении. Ход коня, взятие.
Конь против коня, два коня против одного, один
конь против двух, два коня против двух. Конь против
ферзя, ладьи, слона, сложные положения. Дидактическая
игра «Игра на уничтожение».
Конь против коня, два коня против одного, один конь
против двух, два коня против двух. Конь против ферзя,
ладьи, слона, сложные положения. Дидактическая игра
«Игра на уничтожение».
Знакомство с пешкой. Место пешки в начальном
положении. Особенности пешки. Пешечные заповеди.
Пешка против пешки, две пешки против одной,
одна пешка против двух, две пешки против двух,
многопешечные положения.
Дидактические игры «Пешечная эстафета», «Знатоки
шахмат», «Игра на уничтожение».
Знакомство с королем. Место короля в начальном
положении.
Ход короля, взятие. Король против ферзя, король против
ладьи
король против слона, король против коня, король против
пешки.
Шах. Нападение различными фигурами на короля.
Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой

20.09

2

25.09

2

27.09

2

02.10

2

04.10

2

09.10

2

11.10

2

16.10

2

18.10

2

23.10

2

25.10

2

30.10

2

1.11

2

6.11

2

8.11

2

13.11

2

15.11
20.11

2
2

22.11

2

27.11
29.11

2
2

27
28

Защита от шаха.
Практика: Решение позиций.
Понятие «МАТ».
Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от
мата.
Практика: Решение позиций.
Понятие «Рокировка».

4.12
6.12

2
2

29

Длинная и короткая рокировка. Три правила рокировки.

11.12

2

30

Практика: Решение позиций

13.12

2

7
8
9
10
11
12
13
14

15

16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

31
32

Понятие «ПАТ».
Практика: Решение позиций.

18.12
20.12

2
2

33

Практика: Решение позиций.

25.12

2

Источники информации
1.
Костров, В. В. Шахматный учебник для детей и родителей [текст] / В. В. Костров, Д. А.
Давлетов. — СПб.: Литера, 2005;
2.
Петрушина, Н. М. Шахматный учебник для детей [текст] / Н. М. Петрушина – Ростов
н/Д Феникс, 2006;
3.
Сухин, И. Г. Волшебный шахматный мешочек [текст] / И. Г. Сухин. — Испания:
Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992;
4.
Сухин, И. Г. Приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин. — М.: Педагогика,
1991;
5.
Сухин, И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин. —
Ростов н/Д: Феникс, 2004;
6.
Сухин, И. Г. Шахматы для самых маленьких [текст] / И. Г. Сухин. — М.: Астрель; АСТ,
2000;
7.
Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны
[текст]: учебник для 1 класса четырехлетней и трехлетней начальной школы / И. Г. Сухин –
Обнинск Духовное возрождение, 1998;
8.
Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу [текст]: пособие для учителя / И. Г.
Сухин. — Обнинск: Духовное возрождение, 1999;
9.
Хенкин, В.Л. Шахматы для начинаючих [текст] / Виктор Хенкин. — М.: Астрель: АСТ,
2008;
10.
Шахматы, — школе [текст] / сост. Б. С. Гершунский, А. Н. Костьев. — М.: Педагогика,
1991.
Интернет-ресурсы
1.
Обучающий курс для начинающих шахматистов и игра в шахматы онлайн: [сайт]
URL:http://www.chess-master.net/articles/3.html;
2.
Шахматы: [сайт] URL: http://www.shahmatik.ru/;
Шахматная библиотека: [сайт] URL: http://webchess.ru/ebook/
Модуль 2. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Чудесные фигуры» (шахматы) 2 года обучения
Цель: создание условий для личностного и интеллектуального развития обучающихся,
формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения
игре в шахматы.
Задачи:
- создание условий для формирования и развития ключевых компетенций обучающихся
(коммуникативных, интеллектуальных, социальных).
- формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно-логического
мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические
операции).



К концу второго года обучения дети должны знать:
обозначение горизонталей, вертикалей полей, шахматных фигур;
ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.










5.
6.
7.
8.

записывать шахматную партию;
матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и
ладьей;
проводить элементарные комбинации.
Основной формой учета результатов внеурочной деятельности обучающихся является
портфолио.
дети будут уметь:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в образовательном учреждении и
следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предложенная программа составлена на основе программы "Шахматы, второй год" И.Г.Сухина,
который опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок. В их числе основные
положения обучения:
- использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски;
- применение нестандартных дидактических заданий и игр;
- детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;
Программа рассчитана на детей в возрасте 7-8 летшкольного возраста.
Объем модуля 2. программы
Программа рассчитана - 1 год обучения, 36 недель.
режим занятий -2 раза в неделю по 2 часа. Итого 144 часа.
Формы обучения и виды занятий
Форма обучения очная, традиционная. Основные формы и средства обучения:
Теоретические занятия
Практическая игра.
Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
Дидактические игры и задания, игровые упражнения.
Методы обучения
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов
На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они
применяются:
1. При оценке шахматных фигур.
2. При решении тактических приемов.
3. При обучении правилам игры;
4. При реализации материального перевеса.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной
партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на
доске свой замысел, ребёнок овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего
формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход.
Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ
позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.
При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый.
Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую
часть работы ребенок проделывает самостоятельно.
На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для
совершенствования тактического мастерства детей (самостоятельное составление позиций,
предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и
т.д.).
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их
осмысление помогает ребенку выработать свой
собственный подход к игре.

Раздел 2. Содержание модуля 2. Программы. 2 год обучения
Учебный план
Количество часов
в том числе

Всего

теоретических

практических

Наименование разделов
и тем

Тема 1: Шахматная нотация
Обозначение горизонталей, вертикалей, полей

2

2

-

Тема 2: Ценность шахматных фигур

2

2

-

10

3

7

Тема 4: Две ладьи против короля

10

3

7

Тема 5:

Ферзь и ладья против короля

10

3

7

Тема 6: Ладья и король против короля

10

3

7

Тема 7: Ферзь и король против короля

10

3

7

Тема 8: Учебные положения на мат в два хода в
эндшпиле

10

3

7

Тема 9: Учебные положения на мат в два хода в
дебюте

10

3

7

Тема 3:
Защита.

Достижение материального перевеса.

Тема 10: Учебные положения на мат в два хода в
миттельшпиле

10

Тема 11: Тактический прием: Связка

10

Тема 12: Тактический прием: Двойной удар.
Вилка.

10

Тема 13: Тактический прием. Вскрытый удар,
вскрытый шах

10

3

7

3

7

3

7

3

7

Тема 14: Тактический прием. Завлечение

10

3

7

Тема 15: Тактический прием. Блокировка

10

3

7

Тема 16: Тактический прием. Разрушения
королевского прикрытия

10

3

7

10

3

7

Участие в турнирах

26

-

26

7

ИТОГО

180

49

131

7

Тема 17:Тактический прием. Освобождения
пространства. Уничтожения защиты. “Рентген”

Краткое описание содержания учебного плана 2 год обучения
Тема 1 Шахматная нотация
Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая и
полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Игровая практика (с записью шахматной
партии или фрагмента шахматной партии). Умение быстро ориентироваться на шахматной
доске по адресам шахматных полей
Тема 2 Ценность шахматных фигур
Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Дидактические задания “Кто сильнее”, “Обе армии
равны”. Достижение материального перевеса
Дидактическое задание “Выигрыш материала” (выигрыш ферзя, ладьи, слона, коня, пешки).
Игровая практика
Дидактическое задание “Защита” (уничтожение атакующей фигуры, уход из-под боя). Игровая
практика
Уметь выигрывать фигуры
Знание силы и ценности каждой шахматной фигуры
Тема 3 Достижение материального перевеса.
Защита.Способы достижения материального перевеса, способы защиты.
Дидактические задания “Шах или мат”, “Мат или пат”, “Мат в один ход”, “На крайнюю
линию”, “В угол”, “Ограниченный король”, “Мат в два хода”. Игровая практика. Уметь
правильно защищаться
Тема 4Две ладьи против короля
Техника матования одинокого короля
Дидактические задания “Шах или мат”, “Мат или пат”, “Мат в один ход”, “На крайнюю
линию”, “В угол”, “Ограниченный король”, “Мат в два хода”. Игровая практика. Овладение
техникой матования одинокого короля
Тема 5 Ферзь и ладья против короля
Техника матования одинокого короля
Дидактические задания “Шах или мат”, “Мат или пат”, “Мат в один ход”, “На крайнюю
линию”, “В угол”, “Ограниченный король”, “Мат в два хода”. Игровая практика. Умение
ставить мат ферзем и ладьей
Тема 6 Ладья и король против короля
Техника матования одинокого короля
Дидактические задания “Шах или мат”, “Мат или пат”, “Мат в один ход”, “На крайнюю
линию”, “В угол”, “Ограниченный король”, “Мат в два хода”. Игровая практика. Умение
ставить мат одинокому королю
Тема 7 Ферзь и король против короля. Техника матования одинокого короля

Дидактическое задание “Объяви мат в два хода”. Защита от мата. Дидактическое задание
“Защитись от мата”. Игровая практика
Овладение техникой матования одинокого короля
Тема 8 Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле
Достижение мата без жертвы материала
Дидактическое задание “Объяви мат в два хода”. Защита от мата. Дидактическое задание
“Защитись от мата”. Игровая практика
Научиться ставить мат в два хода
Тема 9 Учебные положения на мат в два хода в дебюте
Достижение мата без жертвы материала
Дидактическое задание “Объяви мат в два хода”. Защита от мата. Дидактическое задание
“Защитись от мата”. Игровая практика
Умение поставить мат без жертвы фигур
Тема 10 Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле
Матовые комбинации. Темы комбинаций. Дидактическое задание “Объяви мат в два хода”.
Игровая практика
Тема 11Тактический прием: Связка
Шахматная комбинация
Дидактическое задание “Объяви мат в два хода”. Игровая практика
Умение связывать фигуры противника для получения решающего преимущества
Тема 12: Тактический прием: Двойной удар, вилка.
Дидактическое задание “Объяви мат в два хода”. Игровая практика
Умение ставить вилку, двойной удар для получения решающего преимущества
Тема 13: Тактический прием: Вскрытый удар, вскрытый шах
Дидактическое задание “Объяви мат в два хода”. Игровая практика
Умение применять вскрытый шах, вскрытый удар для получения решающего преимущества.
Тема 14: Тактический прием: Завлечение
Шахматная комбинация
Дидактическое задание “Объяви мат в два хода”. Игровая практика
Умение завлекать фигуры противника для получения решающего преимущества
Тема 15: Тактический прием: Блокировка.
Шахматная комбинация
Дидактическое задание “Объяви мат в два хода”. Игровая практика
Умение блокировать короля для матовой комбинации
Тема 16: Тактический прием: Разрушения королевского прикрытия
Шахматная комбинация
Дидактическое задание “Объяви мат в два хода”. Игровая практика
Умение разрушения прикрытия короля
Тема 17: Тактический прием: Освобождения пространства, уничтожения защиты, «рентген».
Шахматная комбинация
Дидактическое задание “Объяви мат в два хода”. Игровая практика
Уметь разрушать защиту противника
Календарный учебный график
№
тема
число Количество
месяц
часов
Шахматная нотация
1
Обозначение горизонталей, вертикалей, полей
4.09
2
Запись шахматных партий
2
Ценность фигур. Сравнительная сила фигур.
6.09
2
Дидактические задания “Кто сильнее”, “Обе армии равны”.
Достижение материального перевеса
Дидактическое задание “Выигрыш материала”
(выигрыш ферзя, ладьи, слона, коня, пешки). Игровая
практика
Дидактическое задание “Защита” (уничтожение

3

4
5

6
7

8
9

10
11

12
13

14
15

16
17
18
19

атакующей фигуры, уход из-под боя). Игровая практика
Уметь выигрывать фигуры
Знание силы и ценности каждой шахматной фигуры
Достижение материального перевеса.
Защита. Способы достижения материального перевеса,
способы защиты.
Дидактические задания “Шах или мат”, “Мат или пат”,
“Мат в один ход”, “На крайнюю линию”, “В угол”,
“Ограниченный король”,
“Мат в два хода”. Игровая практика.
Уметь правильно защищаться
Две ладьи против короля
Техника матования одинокого короля
Дидактические задания “Шах или мат”, “Мат или пат”,
“Мат в один ход”, “На крайнюю линию”, “В угол”,
“Ограниченный король”, “Мат в два хода”.
Игровая практика
Овладение техникой матования одинокого короля
Ферзь и ладья против короля
Техника матования одинокого короля
Дидактические задания “Шах или мат”, “Мат или пат”,
“Мат в один ход”, “На крайнюю линию”, “В угол”,
“Ограниченный король”,
“Мат в два хода”. Игровая практика
Умение ставить мат ферзем и ладьей
Ладья и король против короля
Техника матования одинокого короля
Дидактические задания “Шах или мат”, “Мат или пат”,
“Мат в один ход”, “На крайнюю линию”, “В угол”,
“Ограниченный король”,
“Мат в два хода”. Игровая практика
Умение ставить мат одинокому королю
Ферзь и король против короля
Техника матования одинокого короля
Дидактическое задание “Объяви мат в два хода”. Защита от
мата. Дидактическое задание “Защитись от мата”.
Игровая практика
Овладение техникой матования одинокого короля
Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле
Достижение мата без жертвы материала
Дидактическое задание “Объяви мат в два хода”. Защита от
мата.
Дидактическое задание “Защитись от мата”. Игровая
практика
Научиться ставить мат в два хода
Учебные положения на мат в два хода в дебюте
Достижение мата без жертвы материала
Дидактическое задание “Объяви мат в два хода”. Защита от
мата. Дидактическое задание “Защитись от мата
Игровая практика
Умение поставить мат без жертвы фигур
Учебные положения на мат в два хода в
миттельшпиле
Матовые комбинации. Темы комбинаций. Дидактическое
задание “Объяви мат в два хода”. Игровая практика
Тактический прием: Связка

11.09

2

13.09

2

18.09

2

20.09

2

25.09

2

27.09

2

02.10

2

04.10

2

09.10

2

11.10

2

16.10

2

18.10

2

23.10

2

25.10

2

30.10
1.11

2
2

6.11

2

20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33









Шахматная комбинация
Дидактическое задание “Объяви мат в два хода
Игровая практика
Умение связывать фигуры противника для получения
решающего преимущества
Тактический прием: Двойной удар, вилка.
Дидактическое задание “Объяви мат в два хода”.
Игровая практика
Умение ставить вилку, двойной удар для получения
решающего преимущества
Тактический прием: Вскрытый удар, вскрытый шах
Дидактическое задание “Объяви мат в два хода
”. Игровая практика
Умение применять вскрытый шах, вскрытый удар для
получения решающего преимущества.
Тактический прием: Завлечение
Шахматная комбинация
Дидактическое задание “Объяви мат в два хода”.
Игровая практика
Умение завлекать фигуры противника для получения
решающего преимущества
Тактический прием: Блокировка.
Шахматная комбинация
Дидактическое задание “Объяви мат в два хода”.
Игровая практика
Умение блокировать короля для матовой комбинации
Тактический прием: Разрушения королевского прикрытия
Шахматная комбинация
Дидактическое задание “Объяви мат в два хода”.
Игровая практика
Умение разрушения прикрытия короля
Тактический прием: Разрушения королевского прикрытия
Шахматная комбинация
Дидактическое задание “Объяви мат в два хода”.
Игровая практика
Умение разрушения прикрытия короля
Тактический прием: Освобождения пространства,
уничтожения защиты, «рентген».
Шахматная комбинация
Дидактическое задание “Объяви мат в два хода”. Игровая
практика
Уметь разрушать защиту противника

8.11

2

13.11

2

15.11

2

20.11

2

22.11

2

27.11

2

29.11

2

4.12

2

6.12

2

11.12

2

13.12

2

18.12

2

20.12

2

25.12

2

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
Обеспечение программы ресурсами
Материально-техническая база:
Кабинет:
настольные шахматы
демонстрационная настенная магнитная доска с комплектом шахматных фигур;
шахматные часы;
Компьютер;
Мультимедиа проектор.
Учебно-методическая база:
книжно-печатная шахматная продукция для детей (учебники, рабочие тетради и д.п.)
комплект методической литературы.

 дидактические игры для обучения игре в шахматы;
 наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы,
иллюстрации, фотографии, плакаты);
 электронные образовательные ресурсы (обучающие видеокурсы, презентации, обучающие и
игровые шахматные программы);
Требования к педагогу: образование педагогическое;шахматная квалификация (разряд,
звание);опыт работы.
Источники информации
11.
Костров, В. В. Шахматный учебник для детей и родителей [текст] / В. В. Костров, Д. А.
Давлетов. — СПб.: Литера, 2005;
12.
Петрушина, Н. М. Шахматный учебник для детей [текст] / Н. М. Петрушина – Ростов
н/Д Феникс, 2006;
13.
Сухин, И. Г. Волшебный шахматный мешочек [текст] / И. Г. Сухин. — Испания:
Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992;
14.
Сухин, И. Г. Приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин. — М.: Педагогика,
1991;
15.
Сухин, И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин. —
Ростов н/Д: Феникс, 2004;
16.
Хенкин, В.Л. Шахматы для начинаючих [текст] / Виктор Хенкин. — М.: Астрель: АСТ,
2008;
17.
Шахматы, — школе [текст] / сост. Б. С. Гершунский, А. Н. Костьев. — М.: Педагогика,
1991.
Интернет-ресурсы
3.
Обучающий курс для начинающих шахматистов и игра в шахматы онлайн: [сайт]
URL:http://www.chess-master.net/articles/3.html;
4.
Шахматы: [сайт] URL: http://www.shahmatik.ru/;
Шахматная библиотека: [сайт] URL: http://webchess.ru/ebook/
Модуль 3. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Чудесные фигуры» (шахматы) 3 года обучения







Цель: создание условий для личностного и интеллектуального развития обучающихся,
формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения
игре в шахматы.
Задачи:
- создание условий для формирования и развития ключевых компетенций обучающихся
(коммуникативных, интеллектуальных, социальных).
- формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно-логического
мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические
операции).
Планируемые результаты: К концу третьего года обучения дети должны знать:
пешечные конфигурации;
роль центра в шахматной партии;
типовые позиции миттельшпиля;
типовые позиции эндшпиля;
современную литературу по шахматам;
дети будут уметь:
-применять на практике тактические приёмы;
-владеть техникой расчёта ходов;
-решать задачи (тесты и этюды).

Конечным результатом обучения будет умение сыграть по правилам шахматную партию от
начала до конца. Основной формой учета результатов внеурочной деятельности обучающихся
является портфолио.
Адресат программы
Программарассчитана на детей в возрасте 8-10 лет школьного возраста.
Объем программы
3 год обучения, 36 недель.
режим занятий -2 раза в неделю по 5 часов. Итого 180 часа.
Формы обучения и виды занятий
Форма обучения очная, традиционная. Основные формы и средства обучения:
9. Теоретические занятия
10. Практическая игра.
11. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
12. Дидактические игры и задания, игровые упражнения.
Методы обучения
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов
На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они
применяются:
1. При оценке шахматных фигур.
2. При решении тактических приемов.
3. При обучении правилам игры;
4. При реализации материального перевеса.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной
партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на
доске свой замысел, ребёнок овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего
формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход.
Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ
позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.
При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый.
Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую
часть работы ребенок проделывает самостоятельно.
На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для
совершенствования тактического мастерства детей (самостоятельное составление позиций,
предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и
т.д.).
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их
осмысление помогает ребенку выработать свой
собственный подход к игре.
Содержание модуля 3 программы третьего года обучения
Учебный план
Количество часов

Тема 1: Тактический прием. «Приемы заграждений»

Всего

5

практических

Наименование разделов
и тем

теоретических

в том числе

2

3

Тема 2: Тактический прием. «Приемы отрезания полей»

5

2

3

2

3

5

2

3

5

2

3

Тема 6: Изучение техники пешечного эндшпиля. Оппозиция.

5

2

3

Тема 7: Изучение техники пешечного эндшпиля. Поля
соответствия.

5

2

3

Тема 8: Изучение техники пешечного эндшпиля. Правило
квадрата.

5

2

3

Тема 9: Изучение техники пешечного эндшпиля. Отдаленная
проходная пешка.

5

2

3

Тема 10: Изучение техники пешечного эндшпиля. Игра на поле.

5

Тема 11: Изучение техники пешечного эндшпиля. Отталкивание
«плечом».

5

Тема 12: Изучение техники пешечного эндшпиля. Прорыв

5

2

3

Тема 13: Изучение техники пешечного эндшпиля. Пространство.

5

2

3

Тема 14: Изучение техники пешечного эндшпиля.Ферзь против
пешки.

5

2

3

Тема 3: Тактический прием. Приемы стеснения положения.
Тема 4: Тактический прием.
Приемы перегрузки по защите пунктов.
Тема 5: Приемы выигрыша темпа (по времени)

5

2
2

3
3

Тема 15: Изучение техники пешечного эндшпиля. Ладья и пешка
против ладьи

5

Тема 16: Изучение дебютов. Итальянская партия

5

2

3

Тема 17:Изучение дебютов Защита двух коней, дебют слона.

5

2

3

Тема 18: Изучение дебютов, дебют четырех коней, латышский
гамбит

5

2

3

Тема 19:Изучение дебютов.
Венская партия, центральный дебют

5

2

3

Тема 20:Изучение дебютов.
Королевский гамбит, русская партия

5

2

3

Тема 21:Изучение дебютов.
Испанская партия

5

2

3

Тема 22:Изучение основ стратегии. Пешечные слабости.

5

2

3

Тема 23:Изучение основ стратегии. Сдвоенные пешки.

5

2

3

Тема 24:Изучение основ стратегии. Отсталаяпещка на
полуоткрытой линии.

5

2

3

Тема 25:Изучение основ стратегии. Проходная пешка.

5

2

3

Тема 26:Изучение основ стратегии. Слабые поля в лагере
противника.

5

2

3

Тема 27:Изучение основ стратегии. Использование открытых и
полуоткрытых линий.

5

2

3

Тема 28:Изучение основ стратегии. Борьба за открытую линию.
Атака на короля.

5

2

3

Участие в турнирах.

40

2

3

40

ИТОГО

180

56

124

Содержание программы 3 год обучения.
1.Формирование навыков игры
Теоретический компонент:
Приёмы заграждений. Приёмы отрезания полей. Приёмы стеснения положения.
Практический компонент:
Приёмы перегрузки по защите пунктов. Приёмы связки. Приёмы выигрыша темпа.
2.Формирование комбинационных навыков
Практический компонент:
Ладья. Слон. Ферзь. Конь Пешка. Король.
3.Изучение техники пешечного эндшпиля
Теоретический компонент:
Оппозиция. Поля соответствия. Правило квадрата. Отдалённая проходная пешка.
Практический компонент:
Игра на поле. Отталкивание «плечом». Прорыв. Пространство. Ферзь потив пешки.
Ладья и пешка против ладьи.
4.Изучение дебютов
Теоретический компонент:
Открытые начала. Полуоткрытые начала.
Практический компонент:
Закрытые дебюты.
5.Изучение основ стратегии
Теоретический компонент:
Пешечные слабости. Сдвоенные пешки. Отсталая пешка на полуоткрытой линии.
Проходная пешка.
Практический компонент:
Использование открытых и полуоткрытых линий. Борьба за открытую линию. Форпост
на открытой и полуоткрытой линии. Атака на короля.
6.Турниры. Подведение итогов обучения
Практический компонент:
Турниры по круговой системе с записью партий. Подведение итогов обучения.







Комплекс организационно-педагогических условий
Обеспечение программы ресурсами
Материально-техническая база:
Кабинет:
настольные шахматы
демонстрационная настенная магнитная доска с комплектом шахматных фигур;
шахматные часы;
Компьютер;
Мультимедиа проектор.

Учебно-методическая база:
книжно-печатная шахматная продукция для детей (учебники, рабочие тетради и д.п.)
комплект методической литературы.
дидактические игры для обучения игре в шахматы;
наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы,
иллюстрации, фотографии, плакаты);
 электронные образовательные ресурсы (обучающие видеокурсы, презентации, обучающие и
игровые шахматные программы);
Требования к педагогу:
- образование педагогическое;
- шахматная квалификация (разряд, звание);





Календарный учебный график 3 год обучения
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

тема
Тактический прием. «Приемы заграждений.»
Дидактическое задание: “найди выигрыш материала»
Тактический прием.
«Приемы отрезания полей.»
Дидактическое задание: “найди выигрыш материала»
Тактический прием. «Приемы стеснения
положения.Дидактическое задание: “найди выигрыш
материала»
Тактический прием. «Приемы перегрузки по защите
пунктов». Дидактическое задание: “найди выигрыш
материала»
Приемы выигрыша темпа (по времени)Дидактическое
задание: найти выигрыш времени (темпа) в дебюте.
Изучение техники пешечного эндшпиля. Оппозиция.
Дидактическое задание: «разыграть эндшпильную позицию
с пешкой».
Изучение техники пешечного эндшпиля. Поля соответствия.
Дидактическое задание: «разыграть эндшпильную позицию
с пешкой».
Изучение техники пешечного эндшпиля. Правило квадрата.
Дидактическое задание: «разыграть эндшпильную позицию
с пешкой».
Изучение техники пешечного эндшпиля..Отдаленная
проходная пешка. Дидактическое задание: «разыграть
эндшпильную позицию с пешкой».
Изучение техники пешечного эндшпиля. Игра на поле.
Дидактическое задание: «разыграть эндшпильную позицию
с пешкой».
Изучение техники пешечного эндшпиля. Отталкивание
«плечом».Дидактическое задание: «разыграть эндшпильную
позицию с пешкой».
Изучение техники пешечного эндшпиля.
Прорыв.
Дидактическое задание: «разыграть эндшпильную позицию
с пешкой».
Изучение техники пешечного эндшпиля. Пространство.
Дидактическое задание: «разыграть эндшпильную позицию
с пешкой».
Изучение техники пешечного эндшпиля. Ферзь против
пешки. Дидактическое задание: «разыграть эндшпильную
позицию с пешкой и ферзем».
Изучение техники пешечного эндшпиля..Ладья и пешка
против ладьи. Дидактическое задание: «разыграть
эндшпильную позицию с пешкой и ладьей».
Изучение дебютов. Итальянская партия. Рассмотрение
партии.
Изучение дебютов. Защита двух коней, Рассмотрение
партии.
Изучение дебютов. Дебют слона. Рассмотрение партии.
Изучение дебютов.Дебют четырех коней. Рассмотрение
партии.
Изучение дебютов.Латышский гамбит. Рассмотрение
партии.

число
месяц

Количество
часов

4.09
6.09

2
2

11.09

2

13.09

2

18.09

2

20.09

2

25.09

2

27.09

2

02.10

2

04.10

2

09.10

2

11.10

2

16.10

2

18.10

2

23.10

2

25.10

2

30.10

2

1.11
6.11

2
2

8.11

2

21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

Изучение дебютовКоролевский гамбит. Рассмотрение
партии.
Изучение дебютов.Русская партия. Рассмотрение партии.
Изучение дебютов.
Центральный дебют. Рассмотрение партии.
Изучение дебютов. Венская партия.Рассмотрение партии.
Изучение дебютов. Испанская партия. Рассмотрение партии.
Изучение основ стратегии. Пешечные слабости.
Анализ позиций.
Изучение основ стратегии. Сдвоенные пешки. Анализ
позиций.
Изучение основ стратегии. Отсталаяпещка на полуоткрытой
линии. Анализ позиций.
Изучение основ стратегии. Проходная пешка. Анализ
позиций.
Изучение основ стратегии. Слабые поля в лагерепротивника.
Анализ позиций.
Изучение основ стратегии. Пешечные слабости. Анализ
позиций.
Изучение основ стратегии. Использование открытых и
полуоткрытых линий. Анализ позиций.
Изучение основ стратегии. Борьба за открытую линию.
Атака на короля. Анализ позиций.

13.11

2

15.11
20.11

2
2

22.11
27.11
29.11

2
2
2

4.12

2

6.12

2

11.12

2

13.12

2

18.12

2

20.12

2

25.12

2

Раздел № 2
Комплекс организационно-педагогических условий












Обеспечение программы ресурсами
Материально-техническая база:
Кабинет:
настольные шахматы
демонстрационная настенная магнитная доска с комплектом шахматных фигур;
шахматные часы;
Компьютер;
Мультимедиа проектор.
Учебно-методическая база:
книжно-печатная шахматная продукция для детей (учебники, рабочие тетради и д.п.)
комплект методической литературы.
дидактические игры для обучения игре в шахматы;
наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы,
иллюстрации, фотографии, плакаты);
электронные образовательные ресурсы (обучающие видеокурсы, презентации, обучающие и
игровые шахматные программы);
Требования к педагогу:
- образование педагогическое;
- шахматная квалификация (разряд, звание);
Источники информации
1.
Костров, В. В. Шахматный учебник для детей и родителей [текст] / В. В. Костров, Д. А.
Давлетов. — СПб.: Литера, 2005;
2.
Петрушина, Н. М. Шахматный учебник для детей [текст] / Н. М. Петрушина – Ростов
н/Д Феникс, 2006;
3.
Сухин, И. Г. Волшебный шахматный мешочек [текст] / И. Г. Сухин. — Испания:
Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992;
4.
Сухин, И. Г. Приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин. — М.: Педагогика,
1991;

5.
Сухин, И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин. —
Ростов н/Д: Феникс, 2004;
6.
Хенкин, В.Л. Шахматы для начинаючих [текст] / Виктор Хенкин. — М.: Астрель: АСТ,
2008;
7.
Шахматы, — школе [текст] / сост. Б. С. Гершунский, А. Н. Костьев. — М.: Педагогика,
1991.
Интернет-ресурсы
1.
Обучающий курс для начинающих шахматистов и игра в шахматы онлайн: [сайт]
URL:http://www.chess-master.net/articles/3.html;
2.
Шахматы: [сайт] URL: http://www.shahmatik.ru/;
Шахматная библиотека: [сайт] URL: http://webchess.ru/ebook/

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
программы.
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы











Материально-техническая база:
Кабинет:
настольные шахматы
демонстрационная настенная магнитная доска с комплектом шахматных фигур;
шахматные часы;
Компьютер;
Мультимедиа проектор.
Учебно-методическая база:
книжно-печатная шахматная продукция для детей (учебники, рабочие тетради и д.п.)
комплект методической литературы.
дидактические игры для обучения игре в шахматы;
наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы,
иллюстрации, фотографии, плакаты);
электронные образовательные ресурсы (обучающие видеокурсы, презентации, обучающие и
игровые шахматные программы);
Требования к педагогу:
- образование педагогическое;
- шахматная квалификация (разряд, звание);
2.3. Оценка качества освоения программы обучающимися
2.4. Методическое обеспечение:

Принципы построения и реализации программы
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:

принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития
личности каждого участника и всего коллектива в целом;

принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не
пассивное
созерцание со стороны;

принцип доступности, последовательности и системности изложения
программного материала.

принцип психологической комфортности - создание образовательной среды,
обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;


принцип mini-max – обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка
своим темпом;

принцип целостного представления о мире - при введении нового знания
раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный
выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми
собственного опыта творческой деятельности;

Методы обучения
Категория шахматного мышления согласуется с теорией П. Я. Гальперина о поэтапном
формировании умственных действий. Проведенное им исследование внимания и "языкового
сознания" было направлено на изучение проблем соотношения обучения, умственного развития
и формирования творческого мышления. Концепция поэтапного формирования умственных
действий - это учение о сложных многоплановых изменениях, связанных с образованием у
человека новых действий, образов и понятий.
При исключении речевого процесса из сознания, что характерно для игры в шахматы, в
котором остается только конечный результат - предметное содержание действия, происходит
интериоризация- формирование внутренних структур человеческой психики благодаря
усвоению структур внешней социальной деятельности. На каждом этапе действие сначала
выполняется развернуто, а затем постепенно сокращается, "свертывается". Таким образом,
мышление в плане познавательной деятельности развертывается как процесс решения задачи, в
которой выделялись условия и требования.
Преимуществом поэтапного формирования умственных действий является создание
условий для совершенствования ученика в индивидуальном темпе, т. е. применение на практике
методов личностно ориентированного обучения

На начальном этапе обучения преобладают игровой, наглядный и
репродуктивный методы. Они применяются при: знакомстве с шахматными
фигурами. изучении шахматной доски, обучении правилам игры, реализации
материального перевеса.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах
шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того
чтобы реализовать на доске свой замысел, школьник овладевает тактическим
арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм
мышления: анализ позиции – мотив – идея – расчёт – ход. Продуктивный метод
играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ
позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и
эндшпиля.
При изучении дебютной теории основным методом является частичнопоисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в
том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.
На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для
совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное
составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат
в определенное количество ходов и т.д.).
Метод проблемного обучения используется при разборе партий мастеров
разных направлений, их творческом осмыслении.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение
самостоятельности школьников в поисках решения самых разнообразных задач.
Основными формами и средствами обучения являются:
1.

Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

2.
Дидактические игры и задания, игровые упражнения.
3.
Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
4.
Практическая игра из начальной или промежуточной позиции (в том числе, онлайн игра с компьютером или удаленным партнером).
5.
Участие в турнирах и соревнованиях.

Особое внимание уделяю развитию теоретического мышления школьников,
чему способствуют следующие методические приемы и методики:
 широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной
доски;
 применение нестандартных дидактических заданий и игр;
 детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;
 преимущественное использование в учебном процессе игровых положений
с ограниченным количеством фигур;
 выявление стержневой игры первого этапа обучения "Игры на
уничтожение": фигура против фигуры;
 разработка конкретных блоков игровых положений для каждой
дидактической игры;
 неспешный подвод к краеугольному шахматному термину "мат".
Использование Интернет технологий позволяет расширить и разнообразить
учебную деятельность, привлечь обучающихся, применяя те инструменты,
которые они активно используют в своей повседневной жизни.
Перечень методических материалов
Достижение цели программы невозможно без включения в образовательный
процесс заданий и упражнений на развитие логики и мышления. Так, например,
на ресурсе http://psyline.retter.ru/raven/start.php, расположены возможности для
онлайн тестирования школьников по методике «Прогрессивных матриц Равена»
для измерения фактора общего интеллекта (фактора g по Спирмену).
Ресурс http://psyline.retter.ru/child/index.php содержит материалы для оценки
уровня интеллекта и ресурс http://psyline.retter.ru/iqauz/start.php - материалы для
оценки интеллектуальных способностей.
2.5. Особенности организации образовательного процесса в период карантина и
дистанционного режима.
3. Приложения.
Приложение 1.
Программа «Воспитание».
Пояснительная записка:

Главные идеи:
Сегодня шахматы прочно вошли в жизнь и как вид спорта, и как вид
искусства. При игре в шахматы необходимо решать сложные интеллектуальные
задачи, что требует от мышления определённой методичности и
последовательности.
В книге «Шахматы как модель жизни» тринадцатый чемпион мира по
шахматам Гарри Каспаров пишет: «Шахматы - это уникальное познавательное
поле, та сфера, где наука и искусство соединяются в человеческом представлении,
а затем оттачиваются и совершенствуются по мере накопления опыта».

Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой, к тому же игра
в шахматы является соревнованием, то есть носит спортивную направленность.
Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее
спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд социально значимых
качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к
концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать
решения в меняющейся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе также
элементы науки и искусства, могут вырабатывать у школьников эти черты более
эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается,
безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него
уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя
определенных свойств характера.
А.Алехин писал: «Шахматы не только знание и логика, но и глубокая
фантазия. Посредством шахмат я воспитал свой характер. Шахматы не просто
модель жизни, но и модель творчества. Шахматы, прежде всего, учат быть
объективными. В шахматах можно сделаться большим мастером, лишь осознав
свои ошибки и недостатки. Совершенно также как и в жизни»
Целенаправленный процесс обучения школьников игре в шахматы
позволяет реализовать многие актуальные проблемы современного образования –
сделать обучение радостным, лишенным принуждения, поддерживающим
устойчивый интерес к знаниям, использующим многообразные формы обучения.
Стержневым моментом обучения шахматной игре становится деятельность самих
школьников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют,
делают выводы, выясняют закономерности, прогнозируют, моделируют...
Важное место при изучении шахматного курса имеет специально
организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания
учебных заданий, создания игровых ситуаций. Для этого применяю на занятиях
приемы и методы театральной педагогики. В начале любого действия по
Станиславскому начинается с ясного образа: что я хочу? Это осознанное желание
представление порождает задачу, которая реализуется в шахматной партии.
Поэтому характер шахматной игры и результат зависит от потребности,
внимания, воображения, эмоционального отношения к цели игры. Одно из
главных понятий системы К.С. Станиславского – это «сверхзадача». Развитие
мотивации младших школьников к овладению искусством игры в шахматы
обеспечивается целенаправленным поведением и, согласно системе
Станиславского, определяется понятиями «сверхзадача» и «сквозное действие».
Вышеперечисленные понятия необходимы и в процессе формирования навыков, и
мастерства у школьников в процессе обучения игре в шахматы.
В игровой форме на занятиях дети погружаются в мир шахмат, знакомятся с
историей развития шахмат. В простой и доходчивой форме я рассказываю о
шахматных фигурах, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски,
об элементарных правилах игры и некоторых ее принципах, знакомлю детей со
своеобразным миром шахмат, прививаю им любовь к древней и мудрой игре.

Цель: Формирование
Содержание программы:
Модуль «Воспитание на учебном занятии»
(текст)
Календарный график воспитательной работы
Сроки

Мероприятия

Ответс
твенный

Модуль «Воспитание в детском коллективе»
сентябрь День открытых дверей
Рук-ль
ДТО
22-27.12. Новогодние встречи «У Елки» Рук-ль
ДТО
Праздничная
программа
«Широкая масленица»
Модуль «Наставничество и тьюторство»
В
Дистант: Индивидуальные и Рук-ль
течении
групповые консультации для ДТО
года
обучающихся на платформах:

Уровень
реализации

Охват
Участнико
в

ДДЮТ

60

ДДЮТ

30

ДТО

10-60

Охват
зрител
ей

(детское
творческое
объединение)

Модуль «Ключевые культурно-образовательные события»
Модуль «Вектор развития» (Творческое, личностное развитие и профессиональное
самоопределение)
В
Открытый шахматный турнир Рук-ль
ДТО
50-80
(детское
течении
на кубок г. Усолье (7 туров- ДТО
творческое
года
этапов в последнюю субботу
объединение)
месяцф)
Модуль «Мы вместе» (Взаимодействие с родителями)
сентябрь Родительское
собрание Рук-ль
«Организация работы детского ДТО
творческого
объединения
«Шахматы»
АпрельРодительское собрание «Итоги
май
работы объединения за год»

ДТО

10-60

(детское
творческое
объединение)

Модуль «Социальная активность»
Гражданско-патриотическое, экологическое воспитание и деятельность в рамках
РДДМ, реализация социальных проектов
Модуль «Предметно-эстетическая и информационная среда учреждения»

4. Список литературы, других источников информации


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».