ЖИВАЯ ЖУРНАЛИСТИКА ДООП Живая журналистика

Управление образования администрации МО «г. Березники»
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества»
СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом

Директор МАУ ДО ДДЮТ

Протокол № 2

________ Л.А. Малахова

«25» сентября 2023 г.

«25» сентября 2023 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Живая журналистика»
Коллектива «Живая журналистика»

Направленность: социально-педагогическая
Предметная область: журналистика
Уровень освоения: общекультурный (базовый)
Возраст учащихся: 13-15 лет
Срок реализации: 2 года

Составитель:
педагог дополнительного образования
Журкина Зоя Юрьевна

Березники, 2023 г.
1

СОДЕРЖАНИЕ

1

Раздел
РАЗДЕЛ № 1
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

стр.
3

1.1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3

1.2

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

4

1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.3.1 Учебный план
1.3.2 Содержание
1 год
2 год
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

5
6
6
11
15
16

2.1

РАЗДЕЛ № 2
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

2.2.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

16

2.3

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ОБУЧАЮЩИМИСЯ

17

2.4

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Принципы построения и реализации программы
Методы обучения
Перечень методических материалов
Особенности организации образовательного процесса в период
карантина и дистанционного режима.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

19

2

2.5.

2

16

20
20

РАЗДЕЛ № 1
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовая база
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Живая
журналистика» создана для организации образовательного процесса в МАУ ДО
«Дворец детского (юношеского) творчества» для обучения детей творческому
мышлению через знакомство с видами культурной журналистики.
В процессе создания программы учтены положения следующих нормативных
документов:
 Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273 от 29.12.2012 г.;
 Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р);
 Приказ Министерства Просвещения России от 09.11.2018 №196 "Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
 СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
 Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242);
 Устав МАУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества».
Введение.
Направленность программы: социально-педагогическая.
Уровень освоения: общекультурный (базовый).
Актуальность программы связано с изменениями в социально экономической
сфере общества и модернизацией образования в России, что обуславливает
подготовку обучающихся к самостоятельной трудовой и творческой деятельности,
сохранение
и приумножение культурных традиций. Программа «Живая
журналистика» предоставляет подростку разнообразие видов творческой
деятельности в культурной журналистике, позволяет ему познакомиться с видами и
жанрами культурной журналистики и в дальнейшем выбрать путь освоения того
вида деятельности, который будет наиболее интересен подростку.
Особенность
Программа ставит в основу образовательного процесса практическую
3

направленность. В рамках программы предусмотрено знакомство обучающихся с
разными видами культурной журналистики, получение подростком знаний, умений
и навыков и воплощение этих знаний в реальном культурном продукте (газета,
альманах рассказов, фотоколлаж, фильм).
Целевая группа: подростки 13-15 лет.
Особенности состава учащихся. Программа предназначена для обучения всех
желающих.
Данная программа педагогически целесообразна. Занятия помогут подростку
социализироваться, творчески выразить себя, благоприятно влияют на становление
личности подростка в целом.
Срок обучения: 2 года
Программа может быть реализована в течение двух лет. Этой подготовки
достаточно для освоения подростком навыков работы в культурной журналистике.
Программа служит средством общего развития подростка, развития сферы чувств,
эстетического вкуса, интеллектуальных и творческих способностей, навыков
работы с видами и жанрами культурной журналистики.
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательного процесса
В течение учебного года ребята будут поочерёдно реализовывать творческие
продукты: создавать газету, альманах рассказов, фотоколлаж, фильм. Данная
программа
является для подростков промежуточной, помогает им выбрать
творческую направленность для своего дальнейшего обучения и развития.
Для профилактики и предотвращения распространения гриппа, ОРВИ, новой
коронавирусной инфекции в условиях карантина или режима самоизоляции
реализация программы проводится в дистанционном режиме с использованием
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: создание условий для разностороннего развития личности и последующего
самоопределения подростка в выборе направлений своей деятельности. Получение и
развитие навыков творческого труда.
Задачи:
Обучающие:
1. Познакомить учащихся с видами журналистской деятельности и жанрами
культурной журналистики;
2. Познакомить учащихся с основными принципами и правилами культурной
журналистики;
4

3. Научить применять принципы и правила культурной журналистики в
творческих работах;
4. Научить практическим навыкам работы в культурной журналистике.
Развивающие:
1. Развитие вдумчивого, аналитического и ассоциативного мышления в
процессе создания творческого продукта, формирование навыков
самостоятельного творчества;
2. Развитие наблюдательности за происходщим событием;
3. Формирование творческой активности.
Воспитывающие:
1. Формирование художественного вкуса в процессе создания нового;
2. Формирование бережного отношения к традициям в искусстве.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.3.1 УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1 год
всего
часов

2 год

теория

практик
а

всего
часов

теория

практика

1 «Живая
2
журналистика»:
цели, задачи курса.

2

2 Первая газета

64

8

56

64

8

56

3 Альманах
рассказов
«Моменты. Миги»
4 Фотоколлаж
«Ассоциации»
5 Наш фильм

10

2

8

10

2

8

24

4

20

24

4

20

30

3

27

30

3

27

6 Итоговая
аттестация
обучающихся
7 ИТОГО

16

3

13

16

3

13

144

2

22

122

144

2

22

122

Всего на курс обучения в расчёте на одного ребенка по программе необходимо:
теория - 44, практика – 244, итого - 288 часов.
5

1.3.2 СОДЕРЖАНИЕ
В программу входит создание силами обучающихся четырёх общих творческих
продуктов:
- газеты,
- альманаха рассказов,
- фотоколлажа
- и фильма.
Индивидуальные творческие работы будут готовиться ребятами в процессе
создания общего продукта, а также во время итоговой аттестации.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (15 минут перерыв, 45 минут).
К программе прилагаются тематические планы.
Тематическое планирование.
Первый год обучения.
Количество часов: в год - 144 ч., в неделю - 4 ч.
N
п/п
1
I
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
II
1

РАЗДЕЛ, ТЕМА
«Живая журналистика»: цели, задачи
курса.
Первая газета
Разработка модели электронной газеты.
Дизайн номера.
Макет первой полосы.
Планирование содержания номера.
Поиск и написание новостей.
Опрос.
Интервью.
Репортаж.
Отзыв.
Эссе.
Сбор текстов и фотографий для газеты.
Художественная
вёрстка
газеты
в
программе Microsoft Office Publisher.
Презентация газеты. Выпуск.
Альманах рассказов «Моменты. Миги»
Примеры дизайна. Разработка макета.
6

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
теория
практик всего
а
2
2
8
1

56
1

64
2

1
1
1
1
1
1
1

4
4
3
9
9
9
9
1
2
3

4
4
4
10
10
10
10
2
2
4

2
1

2
8
1

2
10
2

2
3
4
5
III
1
2

3
4

5
6
7

8
9
10

11
12
IV
1
2
3
4
5
6
7
8

Устный монолог-рассказ. Расшифровка
записи. Написание текста.
Создание рисунка к рассказу. Оцифровка
рисунка.
Сбор материала в программе PowerPoint.
Презентация альманаха. Выпуск.
Фотоколлаж «Ассоциации»
Поиск и определение темы фотоколлажа.
Портрет. Подготовка к проведению
интервью
с
гостем:
составление
вопросника, обсуждение хода фотосъёмки.
Проведение интервью и фотосъёмки.
Расшифровка аудиозаписи. Работа с
текстом. Отбор и обработка фотографий в
редакторе.
Выпуск
интервью
с
фотографиями.
Пейзаж. Планирование и обсуждение хода
фотосъёмки объектов.
Фотосъёмка городских пейзажей.
Отбор и обработка фотографий в
редакторе. Обсуждение и анализ. Выпуск
готовых работ в жанре «пейзаж».
Фоторепортаж. Планирование события и
обсуждение хода фотосъёмки.
Фотосъёмка события.
Отбор и обработка фотографий в
редакторе. Написание текстов-пояснений к
снимкам. Выпуск фоторепортажа.
Отбор готовых фотографий для коллажа.
Сбор коллажа.
Написание новости для поста. Выпуск
коллажа «Ассоциации».
Наш фильм
Поиск идеи и формы фильма.
Планирование содержания фильма.
Написание сценария.
Планирование съёмок.
Проведение съёмок.
Монтаж фильма.
Презентация фильма.
Выпуск фильма.
7

1
4
1
1

1

1

3
1
1

1

2

2

2

2

1
2
20
1
1

2
2
24
2
2

2
2

2
2

1

2

2
2

2
2

1

2

2
2

2
2

2

2

2

2

25
3
4
3
4
4
3
2
2

28
4
4
4
4
4
4
2
2

V
1
2
3

Итоговая аттестация обучающихся
Выбор темы и формы творческой работы.
Выполнение творческой работы.
Оценивание и выпуск готовой работы.

3
1

13
3
10

2

Итого: 22

122

16
4
10
2
144

1. «Живая журналистика». Цели, задачи курса, введение в работу на
год.
I. Первая газета.
Ребята знакомятся с газетным делом, придумывают модель газеты: макет
(полосность, рубрикация), дизайн, макет первой полосы (название, логотип, тип
издания). Планируют содержание, ходят на мероприятия, пишут тексты, делают
фотографии, готовят литературные тексты и рисунки для приложения к газете
«Литературная гостинная». В процессе работы над газетой получают знания по
жанрам печатной журналистики* и фотоделу.
*Жанры:
- новость: цели, задачи жанра, как пишутся новости (ответы на пять
вопросов), структура текста: заголовок, лид; жёсткая и мягкая новость;
- уличный опрос: цели, задачи информационного жанра, структура
текста и оформление на полосе;
- интервью: цели, задачи жанра, виды интервью (с экспертом, интервьюпортрет), составление вопросника, ведение беседы, оформление текста, работа
с текстом, придумывание заголовка, согласование с источником);
- репортаж: цели, задачи жанра, роль яркой образной картинки, или как
достичь эффекта присутствия читателя на событии: присутствие в тексте
действия, участников события, деталей происходящего, динамики развития
событий, чувств автора, атмосферы рассказываемого события);
- отзыв: цели и задачи жанра, виды;
- эссе: цели и задачи жанра, роль авторского «Я» в создании текстаразмышлении.
После сбора материала ребята верстают газету в программе Microsoft Office
Publisher, придумывают и реализуют идею презентации газеты и выпускают продукт
в группе объединения, на сайте и в группе ДДЮТ.
Участвуя в создании газеты, ребята получат теоретические и практические
знания, разовьют любовь к литературному слову и поднимут уровень своего
мастерства, продемонстрируют свой литературный опыт, получат знания и навыки в
8

редакторской и журналистской деятельности (планирование, поиск и работа с
источником информации, работа с текстом, придумывание заголовков и подписей к
снимкам, согласование).
II.Альманах рассказов «Моменты. Миги».
Второй продукт: художественный альманах публицистических рассказов.
Ребята знакомятся с примерами дизайна литературных сборников, разрабатывают
дизайн и макет своего издания, описывают в устной форме яркий момент из своей
жизни, расшифровывают диктофонную запись своего рассказа, редактируют текст
на уровне языка, стилистики и логики, создают рисунок к рассказу и оцифровывают
его. Готовый материал собирают в программе PowerPoint. Придумывают и
реализовывают идею презентации альманаха и выпускают продукт в группе
объединения, на сайте и в группе ДДЮТ, а также в печатном виде (по одному
экземпляру каждому участнику на память).
Создание альманаха даст ребятам знания и навыки в литературном (яркий,
образный, художественный стиль) и публицистическом мышлении журналиста
(создание яркой картинки с учётом требований жанра «репортаж»). Ребята разовьют
и обогатят свою устную и письменную речь. Получат знания и опыт работы
редактора и художника-оформителя.
III.Фотоколлаж «Ассоциации».
Создание коллективного фотоколлажа на выбранную тему. Работа будет
состоять из фотографий, сделанных ребятами в процессе обучения фотоделу
(жанры: портрет, пейзаж и репортаж; планы; ракурсы; влияние погодных условий на
фотографию; обработка снимков в редакторе).
Занятия включают в себе теорию и выполнение практических заданий (съёмка
человека в процессе и после интервью, фотографирование городских пейзажей,
фотохроника события).
Готовые работы обучающиеся отберут для коллажа, проведут их доработку,
напишут небольшие тексты-пояснения об объектах на снимках и соберут коллаж в
редакторе. Затем придумают и реализуют идею презентации продукта и выпустят
коллаж в группе объединения, на сайте и в группе ДДЮТ.
Участие в создании коллажа разовьёт в ребятах наблюдательность и зоркость,
образное мышление, художественный вкус, даст опыт работы в создании
индивидуальной и коллективной творческой работы.
IV.Наш фильм.
Ребята придумывают идею (о чём?) и форму общего видео-продукта
(художественный или документальный фильм, выпуск новостей, ролик, опрос).
Планируют содержание, пишут сценарий, проводят съёмки, монтируют и
9

озвучивают фильм. Придумывают и реализуют идею его презентации и выпускают
фильм в группе объединения, на сайте и в группе ДДЮТ.
В процессе создания видео-продукта обучающиеся обогатят образное и
творческое мышление, получат знания и навыки в киноделе (идея, форма, сценарий,
съёмка, монтаж, озвучивание, реклама, распространение продукта) и
документальной культурной журналистике.
IV.Итоговая аттестация обучающихся.
Тему и форму творческой работы (текст, фотография, видео) обучающиеся
выбирают самостоятельно. Работы выполняются инидивидуально или в группах.
Готовые работы оцениваются по критерям: соответствие журналистскому жанру,
оригинальность, раскрытие заявленной темы.
Творческие работы обучающихся предлагаются для публикации в городские
средства массовой информации.
Тематическое планирование.
Второй год обучения.
Количество часов: в год - 144 ч., в неделю - 4 ч.
N
п/п
1
I
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
II
1

РАЗДЕЛ, ТЕМА
«Живая журналистика»: цели, задачи курса.
Первая газета
Разработка модели электронной газеты.
Дизайн номера.
Макет первой полосы.
Планирование содержания номера.
Поиск и написание новостей.
Опрос.
Интервью.
Репортаж.
Отзыв.
Эссе.
Сбор текстов и фотографий для газеты.
Художественная вёрстка газеты в программе
Microsoft Office Publisher.
Презентация газеты. Выпуск.
Альманах рассказов «Моменты. Миги»
Примеры дизайна. Разработка макета.
10

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
теори практи всего
я
ка
2
2
8
56
64
1
1
2

1

4
4
3
9
9
9
9
1
2
3

4
4
4
10
10
10
10
2
2
4

2
1

2
8
1

2
10
2

1
1
1
1
1
1

2
3
4
5
III
1
2

3
4

5
6
7

8
9
10

11
12
IV
1
2
3
4
5
6
7
8
V

Устный монолог-рассказ. Расшифровка
записи. Написание текста.
Создание рисунка к рассказу. Оцифровка
рисунка.
Сбор материала в программе PowerPoint.
Презентация альманаха. Выпуск.
Фотоколлаж «Ассоциации»
Поиск и определение темы фотоколлажа.
Портрет.
Подготовка
к
проведению
интервью с гостем: составление вопросника,
обсуждение хода фотосъёмки.
Проведение интервью и фотосъёмки.
Расшифровка аудиозаписи. Работа с текстом.
Отбор и обработка фотографий в редакторе.
Выпуск интервью с фотографиями.
Пейзаж. Планирование и обсуждение хода
фотосъёмки объектов.
Фотосъёмка городских пейзажей.
Отбор и обработка фотографий в редакторе.
Обсуждение и анализ. Выпуск готовых работ
в жанре «пейзаж».
Фоторепортаж. Планирование события и
обсуждение хода фотосъёмки.
Фотосъёмка события.
Отбор и обработка фотографий в редакторе.
Написание текстов-пояснений к снимкам.
Выпуск фоторепортажа.
Отбор готовых фотографий для коллажа.
Сбор коллажа.
Написание новости для поста. Выпуск
коллажа «Ассоциации».
Наш фильм
Поиск идеи и формы фильма.
Планирование содержания фильма.
Написание сценария.
Планирование съёмок.
Проведение съёмок.
Монтаж фильма.
Презентация фильма.
Выпуск фильма.
Итоговая аттестация обучающихся
11

1
4
1
1

1

1

3
1
1

1

3

2

2

2

2

1
2
20
1
1

2
2
24
2
2

2
2

2
2

1

2

2
2

2
2

1

2

2
2

2
2

2

2

2

2

25
3
4
3
4
4
3
2
2
13

28
4
4
4
4
4
4
2
2
16

1
2
3

Выбор темы и формы творческой работы.
Выполнение творческой работы.
Оценивание и выпуск готовой работы.

1

3
10

4
10
2

122

144

2

Итого: 22

1. «Живая журналистика». Цели, задачи курса, введение в работу на
год.
I. Первая газета.
Ребята знакомятся с газетным делом, придумывают модель газеты: макет
(полосность, рубрикация), дизайн, макет первой полосы (название, логотип, тип
издания). Планируют содержание, ходят на мероприятия, пишут тексты, делают
фотографии, готовят литературные тексты и рисунки для приложения к газете
«Литературная гостинная». В процессе работы над газетой получают знания по
жанрам печатной журналистики* и фотоделу.
*Жанры:
- новость: цели, задачи жанра, как пишутся новости (ответы на пять
вопросов), структура текста: заголовок, лид; жёсткая и мягкая новость;
- уличный опрос: цели, задачи информационного жанра, структура
текста и оформление на полосе;
- интервью: цели, задачи жанра, виды интервью (с экспертом, интервьюпортрет), составление вопросника, ведение беседы, оформление текста, работа
с текстом, придумывание заголовка, согласование с источником);
- репортаж: цели, задачи жанра, роль яркой образной картинки, или как
достичь эффекта присутствия читателя на событии: присутствие в тексте
действия, участников события, деталей происходящего, динамики развития
событий, чувств автора, атмосферы рассказываемого события);
- отзыв: цели и задачи жанра, виды;
- эссе: цели и задачи жанра, роль авторского «Я» в создании текстаразмышлении.
После сбора материала ребята верстают газету в программе Microsoft Office
Publisher, придумывают и реализуют идею презентации газеты и выпускают продукт
в группе объединения, на сайте и в группе ДДЮТ.
Участвуя в создании газеты, ребята получат теоретические и практические
знания, разовьют любовь к литературному слову и поднимут уровень своего
мастерста, продемонстрируют свой литературный опыт, получат знания и навыки в
редакторской и журналистской деятельности (планирование, поиск и работа с
12

источником информации, работа с текстом, придумывание заголовков и подписей к
снимкам, согласование).
II.Альманах рассказов «Моменты. Миги».
Второй продукт: художественный альманах публицистических рассказов.
Ребята знакомятся с примерами дизайна литературных сборников, разрабатывают
дизайн и макет своего издания, описывают в устной форме яркий момент из своей
жизни, расшифровывают диктофонную запись своего рассказа, редактируют текст
на уровне языка, стилистики и логики, создают рисунок к рассказу и оцифровывают
его. Готовый материал собирают в программе PowerPoint. Придумывают и
реализовывают идею презентации альманаха и выпускают продукт в группе
объединения, на сайте и в группе ДДЮТ, а также в печатном виде (по одному
экземпляру каждому участнику на память).
Создание альманаха даст ребятам знания и навыки в литературном (яркий,
образный, художественный стиль) и публицистическом мышлении журналиста
(создание яркой картинки с учётом требований жанра «репортаж»). Ребята разовьют
и обогатят свою устную и письменную речь. Получат знания и опыт работы
редактора и художника-оформителя.
III.Фотоколлаж «Ассоциации».
Создание коллективного фотоколлажа на выбранную тему. Работа будет
состоять из фотографий, сделанных ребятами в процессе обучения фотоделу
(жанры: портрет, пейзаж и репортаж; планы; ракурсы; влияние погодных условий на
фотографию; обработка снимков в редакторе).
Занятия включают в себе теорию и выполнение практических заданий (съёмка
человека в процессе и после интервью, фотографирование городских пейзажей,
фотохроника события).
Готовые работы обучающиеся отберут для коллажа, проведут их доработку,
напишут небольшие тексты-пояснения об объектах на снимках и соберут коллаж в
редакторе. Затем придумают и реализуют идею презентации продукта и выпустят
коллаж в группе объединения, на сайте и в группе ДДЮТ.
Участие в создании коллажа разовьёт в ребятах наблюдательность и зоркость,
образное мышление, художественный вкус, даст опыт работы в создании
индивидуальной и коллективной творческой работы.
IV.Наш фильм.
Ребята придумывают идею (о чём?) и форму общего видео-продукта
(художественный или документальный фильм, выпуск новостей, ролик, опрос).
Планируют содержание, пишут сценарий, проводят съёмки, монтируют и
13

озвучивают фильм. Придумывают и реализуют идею его презентации и выпускают
фильм в группе объединения, на сайте и в группе ДДЮТ.
В процессе создания видео-продукта обучающиеся обогатят образное и
творческое мышление, получат знания и навыки в киноделе (идея, форма, сценарий,
съёмка, монтаж, озвучивание, реклама, распространение продукта) и
документальной культурной журналистике.
IV.Итоговая аттестация обучающихся.
Тему и форму творческой работы (текст, фотография, видео) обучающиеся
выбирают самостоятельно. Работы выполняются инидивидуально или в группах.
Готовые работы оцениваются по критерям: соответствие журналистскому жанру,
оригинальность, раскрытие заявленной темы.
Творческие работы обучающихся предлагаются для публикации в городские
средства массовой информации.
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающиеся приобретают:
Предметные компетенции:
- самостоятельный поиск информации, её обработка;
- владение жанрами культурной журналистики и видами журналистской
деятельности (редакторская - самостоятельное планирование творческого продукта,
журналистская - написание текстов, фотографирование, проведение видеосъёмки);
- владение литературным, художественным словом;
- самоконтроль за качеством выполняемой работы.
Метапредметные компетенции:
- умение наблюдать события внешнего мира, анализировать поступающую
информацию извне и свои чувства, строить разговор с человеком;
- работать индивидуально и в группе.
Личностные компетенции:
- освоение социальных и нравственных норм, правил поведения;
- формирование осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам.
Формы организации занятий:
 коллективная.

14

2.

РАЗДЕЛ № 2
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Год
обуч
ения

Целевая
группа
Возраст

Количес
тво
часов по
програм
ме в год

Недельн
ая
нагрузка

Режим
занятий

Количество
групп и ФИО
педагога,
реализующего
программу
с
данной группой

Сроки
реализации (колво недель в год,
каникулы,
сроки)

1

13-15

144

8

1 группа
Журкина
З.Ю.

2

13-15

144

8

два раза
в
неделю
по
2
часа
два раза
в
неделю
по
2
часа

36
уч. с 01.05.2024
недель
по
начало уч/г 25.05.2024
01.09.2023
каникулы
с 28.12.2023
по
10.01.2024 окончание
уч/г
25.05.2024

1 группа
Журкина
З.Ю.

Сроки проведения
аттестации

2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования Журкина Зоя
Юрьевна.
Адрес реализации ДООП: МАУ ДО ДДЮТ – г. Березники, Ломоносова 89а.
Материально-техническое обеспечение
Помещение: учебный класс оборудован партами, есть демонстрационная доска.
Оборудование: ПК, инструменты для работы.
2.3 ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
Формы аттестации:
 практические задания;
 самостоятельная индивидуальная творческая работа;
 публикация материалов в СМИ;
 по окончании обучения выдаётся сертификат соответствующего образца.
15

Форма фиксации образовательных
обучающихся (Приложение 1).

результатов:

карта

личного

роста

Форма предъявления и демонстрации образовательных результатов:
публикация материалов в учебной группе, на сайте и в группе «ВКонтакте» МАУ
ДО ДДЮТ, в СМИ.
ДИАГНОСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Формы, методы.

Ответственные

1 Наблюдение.
2 Беседа.

педагог
педагог

3 Практические задания.

педагог

4 Промежуточная аттестация: контроль процесса подготовки педагог
самостоятельной индивидуальной творческой работы для
создания коллективного продукта.
5 Итоговая аттестация: контроль процесса подготовки педагог
индивидуальных
творческих
работ
соответствию
требований к публикации в СМИ.

Карта личностного роста обучающихся

у/год.

2023-2024

Приложение 1

Название коллектива: «Живая журналистика»
Руководитель: Журкина З.Ю.

Образец

Год обучения: _второй_________, группа №_1_____________
Результаты года: В - % , С - % , Н – %

N Фамил
ия Имя

Возра
ст

1 полугодие
Порядковый номер,
Сбор
и Владеет
жанр, название
анализ
жанром
работы, выход.
информа ВСН
ции
ВСН

16

Язык
и
стиль
ВСН

Раскр
ыл
тему
ВСН

Самос
тоятельно
сть
ВСН

N Фамил
ия Имя

Возра
ст

N Фамил
ия Имя

Возра
ст

2 полугодие
Порядковый номер,
Сбор
и Владеет
жанр, название
анализ
жанром
работы, выход.
информа ВСН
ции
ВСН

Язык
и
стиль
ВСН

Раскр
ыл
тему
ВСН

Самос
тоятельно
сть
ВСН

Годовые аттестационные работы обучающихся
Порядковый номер,
Сбор
и Владеет Язык
жанр, название
анализ
жанром и
работы, выход.
информа ВСН
стиль
ции
ВСН
ВСН

Раскр
ыл
тему
ВСН

Самос
тоятельно
сть
ВСН

2.4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Принципы построения и реализации программы
Методы обучения
1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
 словесные: рассказ, беседа;
 наглядно-иллюстративные: демонстрация, показ, объяснения;
 репродуктивные: активное восприятие, запоминание и воспроизведение;
 проблемно-поисковые: задания по журналистской и редакторской
деятельности на развитие творческого мышления, логики и воображения
(поиск идей, тем, информации, работа с источником информация, обработка
информации (текста, фотографии, видео), показ готовой работы);
 практические: ролевые игры, задания по журналистской и редакторской
деятельности, различные по уровню сложности.
2. Методы самостоятельной работы:
 по заданию педагога,
17

 по собственной инициативе обучающихся.
3. Методы стимулирования и мотивации обучения:
 ситуация новизны, неожиданности;
 ситуация успеха;
 значимость обучения и результата.
4. Методы контроля и самоконтроля для корректировки:
 анализ результатов деятельности обучающихся;
 самоанализ и самоотчёт.
Методы и формы организации обучения.
Методические материалы
Методическое обеспечение программы
- информационные тексты теоретического характера,
- раздаточный материал (газеты, тексты, фотографии, видеосюжеты).
Особенности организации образовательного процесса в период
самоизоляции и дистанционного режима.
В условиях карантина профилактики и предотвращения распространения
новой
коронавирусной
инфекции,
профилактики
и
предотвращения
распространения гриппа и ОРВИ, в условиях карантина или режима самоизоляции
реализация программы проводится с использованием электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий.
Обратную связь удобно осуществлять через группу и мессенджер
творческого
объединения
«Живая
журналистика»
в
ВК
https://vk.com/club219310141.
Официальная группа Дворца творчества в ВК https://vk.com/club157184428 .

2.5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Нормативные документы, регламентирующие образовательную
деятельность.
1.1 Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273 от 29.12.2012 г.;
1.2 Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р);
1.3 Приказ Министерства Просвещения России от 09.11.2018 №196 "Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам";
18

1.4 СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
1.5
Методические
рекомендации по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242);
1.6 Устав МАУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества».
2. Нормативные документы, регламентирующие образовательную деятельность педагога.
2.1. Должностная инструкция педагога.
2.2. Тематическое планирование по предмету: основы журналистики.
3. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса.
3.1 Юный журналист. Рабочая программа курса социально-педагогической
направленности педагога дополнительного образования Ореховой М.Н..– М.: 2018.
3.2. Учимся писать тексты. Простые объяснения и нескучные задания: Учебное
пособие. – М.:2000.
3.3. Журналистика: дополнительная общеобразовательная программа для детей 1117 лет педагога дополнительного образования Каменской И.В. – Сп-б.: 2020.
4. Литература для педагога.
4.1 Колесниченко А.В. Практическая журналистика // М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008.
4.2. Корконосенко С.Г. Основы творческой деятельности журналиста // СПб. и Лен.
обл.: Общество «Знание», 2000.
4.3 Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики // М.: Аспект Пресс, 2011.
4.4
Тертычный А.А. Жанры периодической печати // М.: Аспект Пресс, 2000.
4.5
Шостак М. И. Журналист и его произведение // М.: ТОО «Гендальф», 1998.
4.6
Портал
«Культура
Екатеринбурга»
https://xn--80atdujec4e.xn-80acgfbsl1azdqr.xn--p1ai/
4.7
Детская журналистика. Блогинг. Медиа https://detskayajournalistika.ru/
5. Литература для учащихся.
5.1
Колесниченко А.В. Практическая журналистика // М.: Изд-во Моск. ун-та,
2008.
5.2
Корконосенко С.Г. Основы творческой деятельности журналиста // СПб. и
Лен. обл.: Общество "Знание" ,2000.
5.3
Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики // М.: Аспект Пресс, 2011.
5.4
Тертычный А.А. Жанры периодической печати // М.: Аспект Пресс, 2000.
5.5
Шостак М. И. Журналист и его произведение // М.: ТОО «Гендальф», 1998.
5.6
Портал
«Культура
Екатеринбурга»
https://xn--80atdujec4e.xn-80acgfbsl1azdqr.xn--p1ai/
5.7
Детская журналистика. Блогинг. Медиа https://detskayajournalistika.ru/

19

Управление образования администрации МО «г. Березники»
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества»
СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом

Директор МАУ ДО ДДЮТ

Протокол №

________ Л.А. Малахова

«25» сентября 2023 г.

«25» сентября 2023 г.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ
Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Живая журналистика»
«Слышим друг друга»
ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

«Живая журналистика»
Возраст учащихся: 13-15 лет
Срок реализации: 2023-2024 учебный год

Составители:
педагог дополнительного образования
Журкина Зоя Юрьевна

Березники, 2023 г.
20

Воспитательная деятельность в творческом объединении осуществляется в
соответствии с РАБОЧЕЙ ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ МАУ ДО ДДЮТ
«ТВОРЧЕСТВО НАМ ДАРИТ СЧАСТЬЕ».
Содержательные (тематические) модули программы реализуются на
нескольких уровнях. И подросток, приходя в объединение, погружается в
разнообразную творческую деятельность, отвечающую содержанию модулям
программы.
Модуль «ВОСПИТАНИЕ НА УЧЕБНОМ ЗАНЯТИИ»
Учебные занятия в сфере культурной журналистики и литературного творчества
объединения, помимо предпрофессиональных навыков, позволяют формировать
следующие универсальные навыки:





умение слушать и слышать друг друга,
умение свободно говорить о том, что хочется сказать,
усидчивость, внимание на проработке деталей в создании творческого продукта,
аналитическое и ассоциативное мышление, умение фантазировать.
Занятия направлены на раскрытие творческого потенциала подростка,
получение опыта познания себя и связей с людьми и событиями окружающего
мира, повышают общекультурный уровень обучающихся.

Сроки

Мероприятия

Ответственный

Уровень
Охват
реализации
участников
уч. группа,
коллектив,
учреждение,
город,
край

Модуль «ВОСПИТАНИЕ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ»
26.09.20 Разговорная практика.
23
Устный тренинг
«Репортаж в пустой
комнате».

Журкина З.Ю.

ДДЮТ

Модуль «НАСТАВНИЧЕСТВО И ТЬЮТОРСТВО»
В
течении
20232024
уч.года

Мастер-классы ребят по
Журкина З.Ю.
различным видам своей
творческой деятельности
для своих же
одногрупников «Я умею, и
тебя научу».
21

ДДЮТ

Охват
зрителей

Модуль «КЛЮЧЕВЫЕ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
СОБЫТИЯ»
Май
2024

Итоговая встреча за год с
обсуждением итоговых
творческих работ и
награждением за труд.

Журкина З.Ю.

ДДЮТ

Модуль «ВЕКТОР РАЗВИТИЯ» (Творческое, личностное развитие и
профессиональное самоопределение)
В
течении
20232024
уч.года

Публикация творческих
работ обучающихся в
объединении в городских
СМИ.

Журкина З.Ю.

городско
й

Модуль «СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ»
Гражданско-патриотическое, экологическое воспитание и деятельность в
рамках РДДМ, реализация социальных проектов
В
течении
20232024
уч.года

Встреча родителей
обучающихся в
объединении со своими
детьми «Мы вместе».

Журкина З.Ю.

ДДЮТ

Модуль «ПРЕДМЕТНО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ
СРЕДА УЧРЕЖДЕНИЯ»
В
течении
20232024
уч.года

Публикация новостных
Журкина З.Ю.
постов в группе
объединения
«ВКонтакте»,
рассказывающих о
событиях в жизни
объединения и реализации
творческих продуктов.

22

ДДЮТ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».