Управление образования администрации МО «г. Березники» Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества» СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Педагогическим советом Директор МАУ ДО ДДЮТ Протокол № 2 ________ Л.А. Малахова «25» сентября 2023 г. «25» сентября 2023 г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Живая журналистика» Коллектива «Живая журналистика» Направленность: социально-педагогическая Предметная область: журналистика Уровень освоения: общекультурный (базовый) Возраст учащихся: 13-15 лет Срок реализации: 2 года Составитель: педагог дополнительного образования Журкина Зоя Юрьевна Березники, 2023 г. 1 СОДЕРЖАНИЕ 1 Раздел РАЗДЕЛ № 1 КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ стр. 3 1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3 1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ 4 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1.3.1 Учебный план 1.3.2 Содержание 1 год 2 год 1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 5 6 6 11 15 16 2.1 РАЗДЕЛ № 2 КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 16 2.3 ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОБУЧАЮЩИМИСЯ 17 2.4 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Принципы построения и реализации программы Методы обучения Перечень методических материалов Особенности организации образовательного процесса в период карантина и дистанционного режима. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19 2 2.5. 2 16 20 20 РАЗДЕЛ № 1 КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Нормативно-правовая база Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Живая журналистика» создана для организации образовательного процесса в МАУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества» для обучения детей творческому мышлению через знакомство с видами культурной журналистики. В процессе создания программы учтены положения следующих нормативных документов: Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273 от 29.12.2012 г.; Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р); Приказ Министерства Просвещения России от 09.11.2018 №196 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"; СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи; Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242); Устав МАУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества». Введение. Направленность программы: социально-педагогическая. Уровень освоения: общекультурный (базовый). Актуальность программы связано с изменениями в социально экономической сфере общества и модернизацией образования в России, что обуславливает подготовку обучающихся к самостоятельной трудовой и творческой деятельности, сохранение и приумножение культурных традиций. Программа «Живая журналистика» предоставляет подростку разнообразие видов творческой деятельности в культурной журналистике, позволяет ему познакомиться с видами и жанрами культурной журналистики и в дальнейшем выбрать путь освоения того вида деятельности, который будет наиболее интересен подростку. Особенность Программа ставит в основу образовательного процесса практическую 3 направленность. В рамках программы предусмотрено знакомство обучающихся с разными видами культурной журналистики, получение подростком знаний, умений и навыков и воплощение этих знаний в реальном культурном продукте (газета, альманах рассказов, фотоколлаж, фильм). Целевая группа: подростки 13-15 лет. Особенности состава учащихся. Программа предназначена для обучения всех желающих. Данная программа педагогически целесообразна. Занятия помогут подростку социализироваться, творчески выразить себя, благоприятно влияют на становление личности подростка в целом. Срок обучения: 2 года Программа может быть реализована в течение двух лет. Этой подготовки достаточно для освоения подростком навыков работы в культурной журналистике. Программа служит средством общего развития подростка, развития сферы чувств, эстетического вкуса, интеллектуальных и творческих способностей, навыков работы с видами и жанрами культурной журналистики. Форма обучения: очная. Особенности организации образовательного процесса В течение учебного года ребята будут поочерёдно реализовывать творческие продукты: создавать газету, альманах рассказов, фотоколлаж, фильм. Данная программа является для подростков промежуточной, помогает им выбрать творческую направленность для своего дальнейшего обучения и развития. Для профилактики и предотвращения распространения гриппа, ОРВИ, новой коронавирусной инфекции в условиях карантина или режима самоизоляции реализация программы проводится в дистанционном режиме с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. 1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цель: создание условий для разностороннего развития личности и последующего самоопределения подростка в выборе направлений своей деятельности. Получение и развитие навыков творческого труда. Задачи: Обучающие: 1. Познакомить учащихся с видами журналистской деятельности и жанрами культурной журналистики; 2. Познакомить учащихся с основными принципами и правилами культурной журналистики; 4 3. Научить применять принципы и правила культурной журналистики в творческих работах; 4. Научить практическим навыкам работы в культурной журналистике. Развивающие: 1. Развитие вдумчивого, аналитического и ассоциативного мышления в процессе создания творческого продукта, формирование навыков самостоятельного творчества; 2. Развитие наблюдательности за происходщим событием; 3. Формирование творческой активности. Воспитывающие: 1. Формирование художественного вкуса в процессе создания нового; 2. Формирование бережного отношения к традициям в искусстве. 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1.3.1 УЧЕБНЫЙ ПЛАН 1 год всего часов 2 год теория практик а всего часов теория практика 1 «Живая 2 журналистика»: цели, задачи курса. 2 2 Первая газета 64 8 56 64 8 56 3 Альманах рассказов «Моменты. Миги» 4 Фотоколлаж «Ассоциации» 5 Наш фильм 10 2 8 10 2 8 24 4 20 24 4 20 30 3 27 30 3 27 6 Итоговая аттестация обучающихся 7 ИТОГО 16 3 13 16 3 13 144 2 22 122 144 2 22 122 Всего на курс обучения в расчёте на одного ребенка по программе необходимо: теория - 44, практика – 244, итого - 288 часов. 5 1.3.2 СОДЕРЖАНИЕ В программу входит создание силами обучающихся четырёх общих творческих продуктов: - газеты, - альманаха рассказов, - фотоколлажа - и фильма. Индивидуальные творческие работы будут готовиться ребятами в процессе создания общего продукта, а также во время итоговой аттестации. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (15 минут перерыв, 45 минут). К программе прилагаются тематические планы. Тематическое планирование. Первый год обучения. Количество часов: в год - 144 ч., в неделю - 4 ч. N п/п 1 I 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 II 1 РАЗДЕЛ, ТЕМА «Живая журналистика»: цели, задачи курса. Первая газета Разработка модели электронной газеты. Дизайн номера. Макет первой полосы. Планирование содержания номера. Поиск и написание новостей. Опрос. Интервью. Репортаж. Отзыв. Эссе. Сбор текстов и фотографий для газеты. Художественная вёрстка газеты в программе Microsoft Office Publisher. Презентация газеты. Выпуск. Альманах рассказов «Моменты. Миги» Примеры дизайна. Разработка макета. 6 КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ теория практик всего а 2 2 8 1 56 1 64 2 1 1 1 1 1 1 1 4 4 3 9 9 9 9 1 2 3 4 4 4 10 10 10 10 2 2 4 2 1 2 8 1 2 10 2 2 3 4 5 III 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 IV 1 2 3 4 5 6 7 8 Устный монолог-рассказ. Расшифровка записи. Написание текста. Создание рисунка к рассказу. Оцифровка рисунка. Сбор материала в программе PowerPoint. Презентация альманаха. Выпуск. Фотоколлаж «Ассоциации» Поиск и определение темы фотоколлажа. Портрет. Подготовка к проведению интервью с гостем: составление вопросника, обсуждение хода фотосъёмки. Проведение интервью и фотосъёмки. Расшифровка аудиозаписи. Работа с текстом. Отбор и обработка фотографий в редакторе. Выпуск интервью с фотографиями. Пейзаж. Планирование и обсуждение хода фотосъёмки объектов. Фотосъёмка городских пейзажей. Отбор и обработка фотографий в редакторе. Обсуждение и анализ. Выпуск готовых работ в жанре «пейзаж». Фоторепортаж. Планирование события и обсуждение хода фотосъёмки. Фотосъёмка события. Отбор и обработка фотографий в редакторе. Написание текстов-пояснений к снимкам. Выпуск фоторепортажа. Отбор готовых фотографий для коллажа. Сбор коллажа. Написание новости для поста. Выпуск коллажа «Ассоциации». Наш фильм Поиск идеи и формы фильма. Планирование содержания фильма. Написание сценария. Планирование съёмок. Проведение съёмок. Монтаж фильма. Презентация фильма. Выпуск фильма. 7 1 4 1 1 1 1 3 1 1 1 2 2 2 2 1 2 20 1 1 2 2 24 2 2 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 25 3 4 3 4 4 3 2 2 28 4 4 4 4 4 4 2 2 V 1 2 3 Итоговая аттестация обучающихся Выбор темы и формы творческой работы. Выполнение творческой работы. Оценивание и выпуск готовой работы. 3 1 13 3 10 2 Итого: 22 122 16 4 10 2 144 1. «Живая журналистика». Цели, задачи курса, введение в работу на год. I. Первая газета. Ребята знакомятся с газетным делом, придумывают модель газеты: макет (полосность, рубрикация), дизайн, макет первой полосы (название, логотип, тип издания). Планируют содержание, ходят на мероприятия, пишут тексты, делают фотографии, готовят литературные тексты и рисунки для приложения к газете «Литературная гостинная». В процессе работы над газетой получают знания по жанрам печатной журналистики* и фотоделу. *Жанры: - новость: цели, задачи жанра, как пишутся новости (ответы на пять вопросов), структура текста: заголовок, лид; жёсткая и мягкая новость; - уличный опрос: цели, задачи информационного жанра, структура текста и оформление на полосе; - интервью: цели, задачи жанра, виды интервью (с экспертом, интервьюпортрет), составление вопросника, ведение беседы, оформление текста, работа с текстом, придумывание заголовка, согласование с источником); - репортаж: цели, задачи жанра, роль яркой образной картинки, или как достичь эффекта присутствия читателя на событии: присутствие в тексте действия, участников события, деталей происходящего, динамики развития событий, чувств автора, атмосферы рассказываемого события); - отзыв: цели и задачи жанра, виды; - эссе: цели и задачи жанра, роль авторского «Я» в создании текстаразмышлении. После сбора материала ребята верстают газету в программе Microsoft Office Publisher, придумывают и реализуют идею презентации газеты и выпускают продукт в группе объединения, на сайте и в группе ДДЮТ. Участвуя в создании газеты, ребята получат теоретические и практические знания, разовьют любовь к литературному слову и поднимут уровень своего мастерства, продемонстрируют свой литературный опыт, получат знания и навыки в 8 редакторской и журналистской деятельности (планирование, поиск и работа с источником информации, работа с текстом, придумывание заголовков и подписей к снимкам, согласование). II.Альманах рассказов «Моменты. Миги». Второй продукт: художественный альманах публицистических рассказов. Ребята знакомятся с примерами дизайна литературных сборников, разрабатывают дизайн и макет своего издания, описывают в устной форме яркий момент из своей жизни, расшифровывают диктофонную запись своего рассказа, редактируют текст на уровне языка, стилистики и логики, создают рисунок к рассказу и оцифровывают его. Готовый материал собирают в программе PowerPoint. Придумывают и реализовывают идею презентации альманаха и выпускают продукт в группе объединения, на сайте и в группе ДДЮТ, а также в печатном виде (по одному экземпляру каждому участнику на память). Создание альманаха даст ребятам знания и навыки в литературном (яркий, образный, художественный стиль) и публицистическом мышлении журналиста (создание яркой картинки с учётом требований жанра «репортаж»). Ребята разовьют и обогатят свою устную и письменную речь. Получат знания и опыт работы редактора и художника-оформителя. III.Фотоколлаж «Ассоциации». Создание коллективного фотоколлажа на выбранную тему. Работа будет состоять из фотографий, сделанных ребятами в процессе обучения фотоделу (жанры: портрет, пейзаж и репортаж; планы; ракурсы; влияние погодных условий на фотографию; обработка снимков в редакторе). Занятия включают в себе теорию и выполнение практических заданий (съёмка человека в процессе и после интервью, фотографирование городских пейзажей, фотохроника события). Готовые работы обучающиеся отберут для коллажа, проведут их доработку, напишут небольшие тексты-пояснения об объектах на снимках и соберут коллаж в редакторе. Затем придумают и реализуют идею презентации продукта и выпустят коллаж в группе объединения, на сайте и в группе ДДЮТ. Участие в создании коллажа разовьёт в ребятах наблюдательность и зоркость, образное мышление, художественный вкус, даст опыт работы в создании индивидуальной и коллективной творческой работы. IV.Наш фильм. Ребята придумывают идею (о чём?) и форму общего видео-продукта (художественный или документальный фильм, выпуск новостей, ролик, опрос). Планируют содержание, пишут сценарий, проводят съёмки, монтируют и 9 озвучивают фильм. Придумывают и реализуют идею его презентации и выпускают фильм в группе объединения, на сайте и в группе ДДЮТ. В процессе создания видео-продукта обучающиеся обогатят образное и творческое мышление, получат знания и навыки в киноделе (идея, форма, сценарий, съёмка, монтаж, озвучивание, реклама, распространение продукта) и документальной культурной журналистике. IV.Итоговая аттестация обучающихся. Тему и форму творческой работы (текст, фотография, видео) обучающиеся выбирают самостоятельно. Работы выполняются инидивидуально или в группах. Готовые работы оцениваются по критерям: соответствие журналистскому жанру, оригинальность, раскрытие заявленной темы. Творческие работы обучающихся предлагаются для публикации в городские средства массовой информации. Тематическое планирование. Второй год обучения. Количество часов: в год - 144 ч., в неделю - 4 ч. N п/п 1 I 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 II 1 РАЗДЕЛ, ТЕМА «Живая журналистика»: цели, задачи курса. Первая газета Разработка модели электронной газеты. Дизайн номера. Макет первой полосы. Планирование содержания номера. Поиск и написание новостей. Опрос. Интервью. Репортаж. Отзыв. Эссе. Сбор текстов и фотографий для газеты. Художественная вёрстка газеты в программе Microsoft Office Publisher. Презентация газеты. Выпуск. Альманах рассказов «Моменты. Миги» Примеры дизайна. Разработка макета. 10 КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ теори практи всего я ка 2 2 8 56 64 1 1 2 1 4 4 3 9 9 9 9 1 2 3 4 4 4 10 10 10 10 2 2 4 2 1 2 8 1 2 10 2 1 1 1 1 1 1 2 3 4 5 III 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 IV 1 2 3 4 5 6 7 8 V Устный монолог-рассказ. Расшифровка записи. Написание текста. Создание рисунка к рассказу. Оцифровка рисунка. Сбор материала в программе PowerPoint. Презентация альманаха. Выпуск. Фотоколлаж «Ассоциации» Поиск и определение темы фотоколлажа. Портрет. Подготовка к проведению интервью с гостем: составление вопросника, обсуждение хода фотосъёмки. Проведение интервью и фотосъёмки. Расшифровка аудиозаписи. Работа с текстом. Отбор и обработка фотографий в редакторе. Выпуск интервью с фотографиями. Пейзаж. Планирование и обсуждение хода фотосъёмки объектов. Фотосъёмка городских пейзажей. Отбор и обработка фотографий в редакторе. Обсуждение и анализ. Выпуск готовых работ в жанре «пейзаж». Фоторепортаж. Планирование события и обсуждение хода фотосъёмки. Фотосъёмка события. Отбор и обработка фотографий в редакторе. Написание текстов-пояснений к снимкам. Выпуск фоторепортажа. Отбор готовых фотографий для коллажа. Сбор коллажа. Написание новости для поста. Выпуск коллажа «Ассоциации». Наш фильм Поиск идеи и формы фильма. Планирование содержания фильма. Написание сценария. Планирование съёмок. Проведение съёмок. Монтаж фильма. Презентация фильма. Выпуск фильма. Итоговая аттестация обучающихся 11 1 4 1 1 1 1 3 1 1 1 3 2 2 2 2 1 2 20 1 1 2 2 24 2 2 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 25 3 4 3 4 4 3 2 2 13 28 4 4 4 4 4 4 2 2 16 1 2 3 Выбор темы и формы творческой работы. Выполнение творческой работы. Оценивание и выпуск готовой работы. 1 3 10 4 10 2 122 144 2 Итого: 22 1. «Живая журналистика». Цели, задачи курса, введение в работу на год. I. Первая газета. Ребята знакомятся с газетным делом, придумывают модель газеты: макет (полосность, рубрикация), дизайн, макет первой полосы (название, логотип, тип издания). Планируют содержание, ходят на мероприятия, пишут тексты, делают фотографии, готовят литературные тексты и рисунки для приложения к газете «Литературная гостинная». В процессе работы над газетой получают знания по жанрам печатной журналистики* и фотоделу. *Жанры: - новость: цели, задачи жанра, как пишутся новости (ответы на пять вопросов), структура текста: заголовок, лид; жёсткая и мягкая новость; - уличный опрос: цели, задачи информационного жанра, структура текста и оформление на полосе; - интервью: цели, задачи жанра, виды интервью (с экспертом, интервьюпортрет), составление вопросника, ведение беседы, оформление текста, работа с текстом, придумывание заголовка, согласование с источником); - репортаж: цели, задачи жанра, роль яркой образной картинки, или как достичь эффекта присутствия читателя на событии: присутствие в тексте действия, участников события, деталей происходящего, динамики развития событий, чувств автора, атмосферы рассказываемого события); - отзыв: цели и задачи жанра, виды; - эссе: цели и задачи жанра, роль авторского «Я» в создании текстаразмышлении. После сбора материала ребята верстают газету в программе Microsoft Office Publisher, придумывают и реализуют идею презентации газеты и выпускают продукт в группе объединения, на сайте и в группе ДДЮТ. Участвуя в создании газеты, ребята получат теоретические и практические знания, разовьют любовь к литературному слову и поднимут уровень своего мастерста, продемонстрируют свой литературный опыт, получат знания и навыки в редакторской и журналистской деятельности (планирование, поиск и работа с 12 источником информации, работа с текстом, придумывание заголовков и подписей к снимкам, согласование). II.Альманах рассказов «Моменты. Миги». Второй продукт: художественный альманах публицистических рассказов. Ребята знакомятся с примерами дизайна литературных сборников, разрабатывают дизайн и макет своего издания, описывают в устной форме яркий момент из своей жизни, расшифровывают диктофонную запись своего рассказа, редактируют текст на уровне языка, стилистики и логики, создают рисунок к рассказу и оцифровывают его. Готовый материал собирают в программе PowerPoint. Придумывают и реализовывают идею презентации альманаха и выпускают продукт в группе объединения, на сайте и в группе ДДЮТ, а также в печатном виде (по одному экземпляру каждому участнику на память). Создание альманаха даст ребятам знания и навыки в литературном (яркий, образный, художественный стиль) и публицистическом мышлении журналиста (создание яркой картинки с учётом требований жанра «репортаж»). Ребята разовьют и обогатят свою устную и письменную речь. Получат знания и опыт работы редактора и художника-оформителя. III.Фотоколлаж «Ассоциации». Создание коллективного фотоколлажа на выбранную тему. Работа будет состоять из фотографий, сделанных ребятами в процессе обучения фотоделу (жанры: портрет, пейзаж и репортаж; планы; ракурсы; влияние погодных условий на фотографию; обработка снимков в редакторе). Занятия включают в себе теорию и выполнение практических заданий (съёмка человека в процессе и после интервью, фотографирование городских пейзажей, фотохроника события). Готовые работы обучающиеся отберут для коллажа, проведут их доработку, напишут небольшие тексты-пояснения об объектах на снимках и соберут коллаж в редакторе. Затем придумают и реализуют идею презентации продукта и выпустят коллаж в группе объединения, на сайте и в группе ДДЮТ. Участие в создании коллажа разовьёт в ребятах наблюдательность и зоркость, образное мышление, художественный вкус, даст опыт работы в создании индивидуальной и коллективной творческой работы. IV.Наш фильм. Ребята придумывают идею (о чём?) и форму общего видео-продукта (художественный или документальный фильм, выпуск новостей, ролик, опрос). Планируют содержание, пишут сценарий, проводят съёмки, монтируют и 13 озвучивают фильм. Придумывают и реализуют идею его презентации и выпускают фильм в группе объединения, на сайте и в группе ДДЮТ. В процессе создания видео-продукта обучающиеся обогатят образное и творческое мышление, получат знания и навыки в киноделе (идея, форма, сценарий, съёмка, монтаж, озвучивание, реклама, распространение продукта) и документальной культурной журналистике. IV.Итоговая аттестация обучающихся. Тему и форму творческой работы (текст, фотография, видео) обучающиеся выбирают самостоятельно. Работы выполняются инидивидуально или в группах. Готовые работы оцениваются по критерям: соответствие журналистскому жанру, оригинальность, раскрытие заявленной темы. Творческие работы обучающихся предлагаются для публикации в городские средства массовой информации. 1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Обучающиеся приобретают: Предметные компетенции: - самостоятельный поиск информации, её обработка; - владение жанрами культурной журналистики и видами журналистской деятельности (редакторская - самостоятельное планирование творческого продукта, журналистская - написание текстов, фотографирование, проведение видеосъёмки); - владение литературным, художественным словом; - самоконтроль за качеством выполняемой работы. Метапредметные компетенции: - умение наблюдать события внешнего мира, анализировать поступающую информацию извне и свои чувства, строить разговор с человеком; - работать индивидуально и в группе. Личностные компетенции: - освоение социальных и нравственных норм, правил поведения; - формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Формы организации занятий: коллективная. 14 2. РАЗДЕЛ № 2 КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Год обуч ения Целевая группа Возраст Количес тво часов по програм ме в год Недельн ая нагрузка Режим занятий Количество групп и ФИО педагога, реализующего программу с данной группой Сроки реализации (колво недель в год, каникулы, сроки) 1 13-15 144 8 1 группа Журкина З.Ю. 2 13-15 144 8 два раза в неделю по 2 часа два раза в неделю по 2 часа 36 уч. с 01.05.2024 недель по начало уч/г 25.05.2024 01.09.2023 каникулы с 28.12.2023 по 10.01.2024 окончание уч/г 25.05.2024 1 группа Журкина З.Ю. Сроки проведения аттестации 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования Журкина Зоя Юрьевна. Адрес реализации ДООП: МАУ ДО ДДЮТ – г. Березники, Ломоносова 89а. Материально-техническое обеспечение Помещение: учебный класс оборудован партами, есть демонстрационная доска. Оборудование: ПК, инструменты для работы. 2.3 ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОБУЧАЮЩИМИСЯ Формы аттестации: практические задания; самостоятельная индивидуальная творческая работа; публикация материалов в СМИ; по окончании обучения выдаётся сертификат соответствующего образца. 15 Форма фиксации образовательных обучающихся (Приложение 1). результатов: карта личного роста Форма предъявления и демонстрации образовательных результатов: публикация материалов в учебной группе, на сайте и в группе «ВКонтакте» МАУ ДО ДДЮТ, в СМИ. ДИАГНОСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. Формы, методы. Ответственные 1 Наблюдение. 2 Беседа. педагог педагог 3 Практические задания. педагог 4 Промежуточная аттестация: контроль процесса подготовки педагог самостоятельной индивидуальной творческой работы для создания коллективного продукта. 5 Итоговая аттестация: контроль процесса подготовки педагог индивидуальных творческих работ соответствию требований к публикации в СМИ. Карта личностного роста обучающихся у/год. 2023-2024 Приложение 1 Название коллектива: «Живая журналистика» Руководитель: Журкина З.Ю. Образец Год обучения: _второй_________, группа №_1_____________ Результаты года: В - % , С - % , Н – % N Фамил ия Имя Возра ст 1 полугодие Порядковый номер, Сбор и Владеет жанр, название анализ жанром работы, выход. информа ВСН ции ВСН 16 Язык и стиль ВСН Раскр ыл тему ВСН Самос тоятельно сть ВСН N Фамил ия Имя Возра ст N Фамил ия Имя Возра ст 2 полугодие Порядковый номер, Сбор и Владеет жанр, название анализ жанром работы, выход. информа ВСН ции ВСН Язык и стиль ВСН Раскр ыл тему ВСН Самос тоятельно сть ВСН Годовые аттестационные работы обучающихся Порядковый номер, Сбор и Владеет Язык жанр, название анализ жанром и работы, выход. информа ВСН стиль ции ВСН ВСН Раскр ыл тему ВСН Самос тоятельно сть ВСН 2.4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Принципы построения и реализации программы Методы обучения 1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные: рассказ, беседа; наглядно-иллюстративные: демонстрация, показ, объяснения; репродуктивные: активное восприятие, запоминание и воспроизведение; проблемно-поисковые: задания по журналистской и редакторской деятельности на развитие творческого мышления, логики и воображения (поиск идей, тем, информации, работа с источником информация, обработка информации (текста, фотографии, видео), показ готовой работы); практические: ролевые игры, задания по журналистской и редакторской деятельности, различные по уровню сложности. 2. Методы самостоятельной работы: по заданию педагога, 17 по собственной инициативе обучающихся. 3. Методы стимулирования и мотивации обучения: ситуация новизны, неожиданности; ситуация успеха; значимость обучения и результата. 4. Методы контроля и самоконтроля для корректировки: анализ результатов деятельности обучающихся; самоанализ и самоотчёт. Методы и формы организации обучения. Методические материалы Методическое обеспечение программы - информационные тексты теоретического характера, - раздаточный материал (газеты, тексты, фотографии, видеосюжеты). Особенности организации образовательного процесса в период самоизоляции и дистанционного режима. В условиях карантина профилактики и предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции, профилактики и предотвращения распространения гриппа и ОРВИ, в условиях карантина или режима самоизоляции реализация программы проводится с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Обратную связь удобно осуществлять через группу и мессенджер творческого объединения «Живая журналистика» в ВК https://vk.com/club219310141. Официальная группа Дворца творчества в ВК https://vk.com/club157184428 . 2.5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Нормативные документы, регламентирующие образовательную деятельность. 1.1 Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273 от 29.12.2012 г.; 1.2 Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р); 1.3 Приказ Министерства Просвещения России от 09.11.2018 №196 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"; 18 1.4 СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи; 1.5 Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242); 1.6 Устав МАУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества». 2. Нормативные документы, регламентирующие образовательную деятельность педагога. 2.1. Должностная инструкция педагога. 2.2. Тематическое планирование по предмету: основы журналистики. 3. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса. 3.1 Юный журналист. Рабочая программа курса социально-педагогической направленности педагога дополнительного образования Ореховой М.Н..– М.: 2018. 3.2. Учимся писать тексты. Простые объяснения и нескучные задания: Учебное пособие. – М.:2000. 3.3. Журналистика: дополнительная общеобразовательная программа для детей 1117 лет педагога дополнительного образования Каменской И.В. – Сп-б.: 2020. 4. Литература для педагога. 4.1 Колесниченко А.В. Практическая журналистика // М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008. 4.2. Корконосенко С.Г. Основы творческой деятельности журналиста // СПб. и Лен. обл.: Общество «Знание», 2000. 4.3 Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики // М.: Аспект Пресс, 2011. 4.4 Тертычный А.А. Жанры периодической печати // М.: Аспект Пресс, 2000. 4.5 Шостак М. И. Журналист и его произведение // М.: ТОО «Гендальф», 1998. 4.6 Портал «Культура Екатеринбурга» https://xn--80atdujec4e.xn-80acgfbsl1azdqr.xn--p1ai/ 4.7 Детская журналистика. Блогинг. Медиа https://detskayajournalistika.ru/ 5. Литература для учащихся. 5.1 Колесниченко А.В. Практическая журналистика // М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008. 5.2 Корконосенко С.Г. Основы творческой деятельности журналиста // СПб. и Лен. обл.: Общество "Знание" ,2000. 5.3 Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики // М.: Аспект Пресс, 2011. 5.4 Тертычный А.А. Жанры периодической печати // М.: Аспект Пресс, 2000. 5.5 Шостак М. И. Журналист и его произведение // М.: ТОО «Гендальф», 1998. 5.6 Портал «Культура Екатеринбурга» https://xn--80atdujec4e.xn-80acgfbsl1azdqr.xn--p1ai/ 5.7 Детская журналистика. Блогинг. Медиа https://detskayajournalistika.ru/ 19 Управление образования администрации МО «г. Березники» Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества» СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Педагогическим советом Директор МАУ ДО ДДЮТ Протокол № ________ Л.А. Малахова «25» сентября 2023 г. «25» сентября 2023 г. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Живая журналистика» «Слышим друг друга» ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «Живая журналистика» Возраст учащихся: 13-15 лет Срок реализации: 2023-2024 учебный год Составители: педагог дополнительного образования Журкина Зоя Юрьевна Березники, 2023 г. 20 Воспитательная деятельность в творческом объединении осуществляется в соответствии с РАБОЧЕЙ ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ МАУ ДО ДДЮТ «ТВОРЧЕСТВО НАМ ДАРИТ СЧАСТЬЕ». Содержательные (тематические) модули программы реализуются на нескольких уровнях. И подросток, приходя в объединение, погружается в разнообразную творческую деятельность, отвечающую содержанию модулям программы. Модуль «ВОСПИТАНИЕ НА УЧЕБНОМ ЗАНЯТИИ» Учебные занятия в сфере культурной журналистики и литературного творчества объединения, помимо предпрофессиональных навыков, позволяют формировать следующие универсальные навыки: умение слушать и слышать друг друга, умение свободно говорить о том, что хочется сказать, усидчивость, внимание на проработке деталей в создании творческого продукта, аналитическое и ассоциативное мышление, умение фантазировать. Занятия направлены на раскрытие творческого потенциала подростка, получение опыта познания себя и связей с людьми и событиями окружающего мира, повышают общекультурный уровень обучающихся. Сроки Мероприятия Ответственный Уровень Охват реализации участников уч. группа, коллектив, учреждение, город, край Модуль «ВОСПИТАНИЕ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ» 26.09.20 Разговорная практика. 23 Устный тренинг «Репортаж в пустой комнате». Журкина З.Ю. ДДЮТ Модуль «НАСТАВНИЧЕСТВО И ТЬЮТОРСТВО» В течении 20232024 уч.года Мастер-классы ребят по Журкина З.Ю. различным видам своей творческой деятельности для своих же одногрупников «Я умею, и тебя научу». 21 ДДЮТ Охват зрителей Модуль «КЛЮЧЕВЫЕ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ» Май 2024 Итоговая встреча за год с обсуждением итоговых творческих работ и награждением за труд. Журкина З.Ю. ДДЮТ Модуль «ВЕКТОР РАЗВИТИЯ» (Творческое, личностное развитие и профессиональное самоопределение) В течении 20232024 уч.года Публикация творческих работ обучающихся в объединении в городских СМИ. Журкина З.Ю. городско й Модуль «СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ» Гражданско-патриотическое, экологическое воспитание и деятельность в рамках РДДМ, реализация социальных проектов В течении 20232024 уч.года Встреча родителей обучающихся в объединении со своими детьми «Мы вместе». Журкина З.Ю. ДДЮТ Модуль «ПРЕДМЕТНО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА УЧРЕЖДЕНИЯ» В течении 20232024 уч.года Публикация новостных Журкина З.Ю. постов в группе объединения «ВКонтакте», рассказывающих о событиях в жизни объединения и реализации творческих продуктов. 22 ДДЮТ