РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЕ ДДЮТ 2023

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Дворец детского (юношеского) творчества»
СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом

Директор МАУ ДО ДДЮТ

Протокол №1

___________ Л.А. Малахова

«29» августа 2023

«29» августа 2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
МАУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества»

«ТВОРЧЕСТВО
НАМ ДАРИТ
СЧАСТЬЕ»
Составители:
Методист Мошева Е.Ю.
Заместитель директора Шарипова О.А.
Педагог-организатор Антипина Ю.В

Березники, 2023

Содержание
Раздел программы

Стр.

1

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

3

2

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДВОРЦА ТВОРЧЕСТВА

4

3

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ

6

4

ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
МОДЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ДВОРЦА
ТВОРЧЕСТВА
Модуль «ВОСПИТАНИЕ НА УЧЕБНОМ ЗАНЯТИ»

8

10

Модуль «ВОСПИТАНИЕ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ»

12

Модуль «НАСТАВНИЧЕСТВО И ТЬЮТОРСТВО»

14

Модуль «МЫ ВМЕСТЕ» (Взаимодействие с родителями)

16

Модуль «КЛЮЧЕВЫЕ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ»

17

Модуль «ВЕКТОР РАЗВИТИЯ» (Творческое, личностное
развитие и профессиональное самоопределение)

20

Модуль «СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ»
Гражданско-патриотическое, экологическое воспитание и
деятельность в рамках РДДМ, реализация социальных проектов;

5

24

Модуль «ПРЕДМЕТНО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ
И ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА УЧРЕЖДЕНИЯ»

27

Организация воспитательной работы МАУ ДО ДДЮТ
в летний - каникулярный период

29

ШАБЛОН «Воспитательный компонент дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы»

29

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТОВ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

32

2

1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА
Программа разработана с учетом следующих нормативных документов:
1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г. №
273-ФЗ.
2. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» по вопросам воспитания обучающихся»: Федеральный закон от
31.07.2020 г. № 304-ФЗ.
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015
г. № 996-р.
4. План мероприятий по реализации в 2021–2025 годах стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 г. № 2945-р.
5. Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» (2021–2024 годы) Национального проекта «Образование». Утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16.
6. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» Национального проекта «Образование». Утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому
развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16.
7. Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания»: Приказ Минтруда России от 10.01.2017 № 10н.
8. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»: Приказ Минтруда России от 05.05.2018 № 298н.
9. Методические рекомендации о механизмах привлечения организаций дополнительного образования детей к профилактике правонарушений несовершеннолетних: Письмо Минобрнауки России от 03.04.2017 № вк-1068/09.
10.Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам: Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196.
11.Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей: Приказ Минпросвещения России от 3.09.2019 г. № 467.
12.О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий: Письмо Минпросвещения России от
7.05.2020 года № вб-976/04.
13.О внесении изменений в некоторые ФГОС общего образования по вопросам воспитания обучающихся: Приказ Минпросвещения России от 11.12.2020 г. № 712.
3

2. ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ВОСПИТАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА ДВОРЦА ТВОРЧЕСТВА
Дворец творчества - один из ведущих субъектов культурно-образовательного
пространства города Березники. На протяжении многих лет слоган нашего учреждения - «Творчество нам дарит счастье». Сегодня в коллективах Дворца творчества занимаются более 3000 детей. Дворец творчества предлагает обучающимся с 4 до 18
лет широкий спектр образовательных услуг художественной, физкультурноспортивной, социально-гуманитарной, технической и естественно-научной направленности. За свою почти полувековую историю учреждение сформировало свои
традиции, имеет сложившиеся особенности образовательного и воспитательного
процесса.
Большая часть дополнительных общеобразовательных программ Дворца творчества имеет художественную направленность. Таким образом, на протяжении многих десятилетий сложился приоритет художественного образования. Художественное образование обеспечивает детям удовлетворение познавательных интересов, развитие эстетического вкуса, совершенствование художественных способностей и формирование общечеловеческих ценностей.
Имеющиеся кадровые и материально-технические ресурсы (оснащенный зрительный зал и фойе) позволяют учреждению быть площадкой для проведения массовых, концертных, художественных программ, конкурсно-развлекательных мероприятий, программ социального партнерства. Посещение и участие в художественных тематических программах всегда подпитывает детей и познавательно, и
эмоционально, дает пищу для ума, подталкивает к размышлениям.
На базе учреждения проходит большое количество конкурсных мероприятий
городского и краевого масштаба. Любой конкурс - это пространство для творчества и конкуренции. Конкурсы позволяют детям, не просто демонстрировать свои
достижения, но и наблюдать за творчеством других коллективов. Условия конкурса
учат быть конкурентно-способными, критичными к себе и толерантными к другим,
учиться видеть новое и учиться у лучших.
Исторически так сложилось, что здание дворца было построено в год 50-летия
пионерской организации в 1972 году, и много лет Пионерия была философией и
воспитательной доктриной Дворца и образовательной системы страны в целом.
Дворец стал родным домом Всероссийской пионерской организации, а сейчас Дворец - активный участник движения РДДМ, в учреждении размещается городская
штаб-квартира РДДМ, где проходят заседания городского штаба РДДМ, организуется и проводится большое количество городских мероприятий, акций, проектов
РДДМ, социально-значимых инициатив. Участники акций и флешмобов всегда получают прилив энергии, осознание важности и масштабности проблемы, повода, даты, собравшей их, и ощущение сопричастности общему делу.
4

Дворец творчества имеет обширную сеть партнеров.

Особенности расположения зданий Дворец творчества. На данный момент,
после реорганизации МАУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества» путем
присоединения к нему МАУ ДО «Дом детского творчества» г. Усолье, образовательная деятельность ведется в городах Березники, Усолье, в поселках Орел, Железнодорожный, селах Пыскор и Березовка. Таким образом, Дворец ведет образовательную деятельность в двух отдельно стоящих зданиях (г.Березники, ул. Ломоносова 89а), (г. Усолье ул. Красноармейская д. 85), в ряде школ города Березники, а
также и в здании 22 школы г. Усолье, и в школах вышеперечисленных населенных
пунктов в качестве коллективов-«спутников». Данное обстоятельство обуславливает
некоторую обособленность и разобщенность коллективов, занимающихся на разных базах, а возникающие сегодня ситуации, связанные с неблагополучной эпидемиологической обстановкой, не позволяют проводить совместные мероприятия, Тем
не менее, необходимость реализации воспитательной программы с единой системой
ценностей и едиными целевыми ориентирами имеется.
5

3. ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ
3.1. Традиционные духовные ценности программы воспитания.
Воспитательная деятельность в МАУ ДО ДДЮТ реализуется в соответствии с
приоритетами государственной политики в сфере воспитания, зафиксированными в
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является
развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные
духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному
созиданию и защите Родины.
Программа предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической
группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
 Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания.
 Ценности человека, дружбы, семьи, сотрудничества лежат в основе духовнонравственного и социального направлений воспитания.
 Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.
 Ценность здоровья лежит в основе направления физического воспитания.
 Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.
 Ценности культуры и красоты лежат в основе эстетического направления воспитания.
3.2. «Ключевые смыслы» системы воспитания
«Ключевые смыслы» системы воспитания, с учетом которых должна реализовываться программа:
 «Люблю Родину». Формирование у детей чувства патриотизма и готовности к
защите интересов Отечества, осознание ими своей гражданской идентичности
через чувства гордости за свою Родину и ответственности за будущее России,
знание истории, недопустимость фальсификации исторических событий и искажения исторической правды, на основе развития программ воспитания детей, в
том числе военно-патриотического воспитания, развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской
Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества.
 «Мы – одна команда». Особое внимание в формировании личности ребенка, основ его поведения и жизненных установок отводится социальному окружению,
важной частью которого является детский коллектив. Детский коллектив предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации, позволяет
сформировать
6

 в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства.
 «Россия – страна возможностей». Ребенка воспитывает все, что его окружает.
Окружающая среда формирует его взгляды, убеждения, привычки. Важно создавать воспитательную среду, доступную, интересную для ребенка. Создание благоприятной и разнообразной воспитательной среды возможно через вовлечение
детей в конкурсы, мероприятия и проекты детских общественных объединений,
заинтересованных организаций (АНО «Россия – страна возможностей», АНО
«Большая Перемена», Российское движение школьников, Российское общество
«Знание», Российское историческое общество), где каждый ребенок может найти
то, что ему по душе. Необходимо популяризировать все возможности и социально значимые проекты организаций.
 Принимая участие в мероприятиях движений и организаций, школьники получают возможность активно участвовать в общественной жизни страны, формировать гражданскую позицию, основываясь на идеалах добра и справедливости, в
том числе через систему личностного и социального роста.
3.3 Цели и задачи рабочей программы воспитания
Цель программы: формирование и развитие у обучающихся системы нравственных, морально-волевых и мировоззренческих установок, способствующих их
личностному, гармоничному развитию и социализации в современном обществе.
Задачи:
 формирование у обучающихся навыков безопасного и ответственного поведения
и здорового образа жизни;
 воспитание стремления к саморазвитию и самообразованию, удовлетворение познавательных потребностей личности;
 повышение нравственной и правовой культуры обучающихся, формирование активной жизненной позиции;
 повышение воспитательного потенциала семьи, организация позитивного взаимодействия всех участников образовательного процесса;
 организация полезной каникулярной занятости обучающихся;
 развитие морально-нравственных и волевых качеств обучающихся;
 воспитание чувства ответственности, чувства долга перед коллективом, сопричастности к общему делу;
 формирование позитивного имиджа, эффективной информационной среды учреждения.
3.4 Основные направления воспитания.
 гражданское воспитание, формирование российской гражданской идентичности,
принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России
7














как источнику власти в российском государстве и субъекту тысячелетней Российской государственности, знание и уважение прав, свобод и обязанностей
гражданина Российской Федерации;
воспитание патриотизма, любви к своему народу и уважения к другим народам
России, формирование общероссийской культурной идентичности;
духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на основе духовнонравственной культуры народов России, традиционных религий народов России,
формирование традиционных российских семейных ценностей;
эстетическое воспитание: формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам
отечественного и мирового искусства;
экологическое воспитание: формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских
традиционных духовных ценностей;
трудовое воспитание: воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам
труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение
профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном
труде в российском обществе, на достижение выдающихся результатов в труде,
профессиональной деятельности;
физическое воспитание и воспитание культуры здорового образа жизни и безопасности: развитие физических способностей с учетом возможностей и состояния здоровья, формирование культуры здорового образа жизни, личной и общественной безопасности;
познавательное направление воспитания: стремление к познанию себя и других
людей, природы и общества, к знаниям, образованию.

4. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
МОДЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ДВОРЦА ТВОРЧЕСТВА
«Развитие идёт по спирали». Этот философский тезис известен давно. Представление о спиралевидном развитии прочно укоренилось не только в различных
философских школах, но широко распространилось и среди простых обывателей.
Вся наша жизнь – это развитие по спирали. Развитие протекает по спиральной траектории, витки спирали представляет собою последовательный ряд уровней. И это
не просто проходящие фазы, ведь попадая на следующий виток - уровень, человек
не отбрасываем все полученное на предыдущих уровнях, а поглощает, вбирает в себя и применяет накопленный опыт в последующих уровнях.
Воспитательная система Дворца содержит следующие уровни:
 Уровень «ИНДИВИДУАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»
8

 Уровень «УЧЕБНАЯ ГРУППА» (проведение мероприятий внутри учебной группы, взаимодействие педагога и учащихся одной учебной группы),
 Уровень «ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ» (Участие, организация и проведение мероприятий, дел, объединяющих творческий коллектив, взаимодействие с другими
педагогами, общение с детьми из других учебных групп, детей разных возрастов
и разных уровней обучения.),
 Уровень «ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА» (Участие, организация и проведение мероприятий, дел, объединяющих всё учреждение, взаимодействие с другими педагогами Дворца, общение с детьми из других коллективов, разных направлений);
 Уровень «ГОРОД, КРАЙ, РОССИЯ» (Участие, организация и проведение мероприятий, дел, проектов городского, краевого масштаба, взаимодействие с представителями других учреждений города, края.).
Содержательные (тематические) модули программы реализуются на нескольких
уровнях. И ребенок попадая в учреждение, погружается в разнообразную деятельность, отвечающую содержанию того или иного модуля программы, сначала на
уровне учебной группы, затем детского коллектива, затем учреждения. Далеко не
каждый ребенок сможет реализовать себя на уровне города, края или России, но
каждый имеет такую возможность.

9

Исходя из специфики нашего учреждения программа состоит из следующих содержательных (тематических) модулей:
 Модуль «ВОСПИТАНИЕ НА УЧЕБНОМ ЗАНЯТИИ»;
 Модуль «ВОСПИТАНИЕ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ»;
 Модуль «НАСТАВНИЧЕСТВО И ТЬЮТОРСТВО»;
 Модуль «МЫ ВМЕСТЕ» - взаимодействие с родителями;
 Модуль «КЛЮЧЕВЫЕ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ»;
 Модуль «ВЕКТОР РАЗВИТИЯ» - личностное творческое развитие, профессиональное самоопределение;
 Модуль «СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ» - гражданско-патриотическое, экологическое воспитание и деятельность в рамках РДДМ, реализация социальных
проектов;
 Модуль «ПРЕДМЕТНО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ И ЦИФРОВАЯ СРЕДА УЧРЕЖДЕНИЯ»;
Модули реализуются параллельно и содержание деятельности модулей взаимосвязано и дополняет друг друга, каждый коллектив использует свои соответствующие
профилю коллектива формы, приемы, события, мероприятия.
Модуль «ВОСПИТАНИЕ НА УЧЕБНОМ ЗАНЯТИИ»
(Воспитательный компонент занятий с детьми по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам (ДООП)
Учебное занятие в системе дополнительного образования направлено на развитие личностно-смысловой сферы ребенка (отношение к действительности, переживание, осознание ценностных ориентиров и т.п.). Главное в образовательном процессе дополнительного образования – успешность ребенка как результат
педагогической деятельности, а мера этой успешности определяется только относительно личностного роста каждого ребенка. При описании преимущественных
форм и видов деятельности обучающихся на учебном занятии, обязательным требованием является учет направленности программ. Соотношение содержания и
целевых ориентиров занятий в рамках ДООП в контексте воспитания представлено
в таблице:
Целевые ориентиры
Содержательные компоненты учебных занятий
На индивидуальном
уровне и уровне учебной
группы:

Включение обучающихся в интересную и
полезную для них деятельность, в ходе кото-

Учебные занятия художественной направленности направлены на раскрытие творческого потенциала
ребенка, получение опыта познания себя и преображения окружающего мира по законам красоты, повышают общекультурный уровень детей. Воспитывающее воздействие оказывает музыкальный и танцевальный репертуар, изучаемые шедевры мировой культуры.
10

рой дети приобретают
социально значимые знания;
 - Получение
опыта
участия в социально значимых делах, формирование социально значимых
отношений;

Формирование
важных для личностного
развития социально значимых форм и моделей
поведения;
 - Формирование и развитие творческих способностей;

Создание ситуации
успеха и поощрение детских инициатив и детского самоуправления.

Учебные занятия физкультурно-спортивной
направленности направлены на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни и обеспечивают развитие у детей физических способностей;
таких качеств, как воля, благородство, уверенность в
себе, жизнестойкость,
патриотизм;
приобретение
навыков самообороны, самодисциплины, осознанный
выбор жизненного пути.
Формирование социально адаптированной личности обучающихся на учебных занятиях программ
социально-гуманитарной направленности связано с
социальной адаптацией обучающихся, формированием
их духовно-гражданской позиции, национального самосознания.
Формы проведения занятий: занятиеделовая игра, образовательное путешествие, познавательная экскурсия, постановка эксперимента, творческая
мастерская, организация исследования, лабораторный
практикум, занятие-выставка, защита проекта, кинотренинг и др. Данные виды деятельности обучающихся обеспечивают влияние на профессиональный
выбор в будущем,
Учебные занятия технической и естественнонаучной направленности направлены на повышение технологической грамотности в области инженерных и
технических профессий, они проходят с использованием учебно-лабораторного оборудования, что находит отражение в формах и видах учебной деятельности обучающихся, способствуют целенаправленному
формированию у детей научной и целостной (интегративной) картины мира, освоению методов познания окружающей среды, совершенствованию навыков
по математике, физике, биологии, химии, географии,
экологии. Ключевое значение имеет обучение на занятиях навыкам экспериментальной работы, исследовательской деятельности, моделированию с использованием новейших технологий и оборудования, а
также программного обеспечения, позволяющего обрабатывать результаты практической работы, способствуют приобретению навыка самостоятельного решения теоретических проблем.

Образовательные технологии, формы и методы организации учебной деятельности обучающихся, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся, учебное сотрудничество, в том числе разновозрастное, а также форми11

рующих функциональную грамотность детей и подростков, которые используются на учебных занятиях во Дворце творчества:
 образовательные технологии, ориентированные на зону ближайшего развития
обучающихся и укрепление их субъектной позиции по отношению к тем или
иным учебным ситуациям;
 технологии внедрения альтернативных форм оценивания, развивающей обратной связи, демонстрация персонального внимания к обучающимся с разными образовательными потребностями и возможностями;
 технологии сотрудничества и сотворчества, работа в команде, обмена мнениями, получения поддержки и признания;
 технологии проектирования, учебно-исследовательской деятельности, формирующие у обучающихся критическое мышление, креативность, коммуникацию и кооперацию.
Модуль «ВОСПИТАНИЕ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ»
В дополнительном образовании воспитание основывается на искреннем согласии детей и подростков сотрудничать с педагогом. Дополнительное образование обеспечивает ребенку возможность максимально реализовать себя, личностно
и профессионально самоопределиться. Результаты обучения в дополнительном образовании доступны, привлекательны, реальны, что позитивно сказывается на
развитии личности ребенка, стимулирует его творчество и усиливает воспитательный эффект.
До Дворце детского (юношеского) творчества более 30 детских творческих
коллективов, возрастной состав от 7 до 18 лет. При организации воспитательного
процесса в творческом объединении педагог дополнительного образования реализует индивидуальную работу с обучающимися объединения, организует работу
и мероприятия между группами одного возраста, разных возрастов, мероприятия
коллектива в целом, работу с родителями (законными представителями) обучающихся.
Целевые ориентиры
Содержательные компоненты
Индивидуальный уровень,  Наблюдение за поведением, отношением к
уровень учебной группы:
выбранному виду деятельности, взаимодействием и коммуникацией с другими обуча Изучение особенностей
ющимися в специально создаваемых педаголичностного развития
гических ситуациях;
 Беседы по тем или иным нравственноэтическим темам или событиям, участником
которых стал ребенок.

Оказание поддержки  Создание ситуаций успеха,
ребенку в решении важ-  Индивидуальный подход
ных для него жизненных  Личная беседа, консультация и т.д.
проблем (личный и социальный опыт в конкретных видах и направлени12

ях деятельности, в том
числе в рамках программного содержания)

Оказание помощи в
налаживании взаимоотношений с другими детьми в
группе и коллективе.

Коррекция
поведения ребенка;









Уровень детского коллек- 
тива


Выработка с обуча- 
ющимися детского объединения норм и правил
совместной жизнедеятельности;

Организация в творческом объединении интересных и полезных для
личностного
развития
обучающихся совместных
воспитательных событий,
коллективных творческих
дел,
способствующих
укреплению традиций;

Формирование
и
развитие коллектива, в
том числе разновозрастного, а также способствующих самореализации детей и подростков и получение ими социального
опыта, формирование поведенческих стереотипов,
одобряемых в обществе;

Создание
условий
для проявления инициатив по самоуправлению

Игры, тренинги;
Работа в парах;
Работа в мини-группах;
Коллективные задания, дела, поручения.
Индивидуальные беседы, с родителями (законными представителями);
Беседы с другими членами детского объединения;
Привлечение узких специалистов для решения выявленных проблем.
Знакомство с правилами и нормами подведения;
Соблюдение единых для всех требований.
Формирование единых негласных правил, ритуалов, церемоний, традиций, традиционных
этапов занятия, в соответствии с направленностью коллектива.


Традиционные мероприятия по введению
новых учеников в состав коллектива (Посвящение
в художники, танцоры, юные шахматисты, циркачи, музыканты и др.). В мероприятиях участвуют
не только «новенькие» дети, но и «старшие» товарищи, которые являются примером, образцом для
подражания не только в плане освоения программы, но и в личностном плане;

Мероприятия к календарным праздникам
(День Знаний, День пожилого человека, День Матери, День отца, Хелоуин, 8 марта, 23 февраля, 1
апреля, День Победы и др.);

Проведение традиционных мероприятий,
согласующихся с содержанием ДООП, по которой
занимается коллектив к Международным и другим праздникам (День музыки, День танцора,
День рукоделия, День шахмат, День физической
культуры и др.);

Проведение традиционных открытых итоговых мероприятий и занятий по итогам полугодия и учебного года с приглашением родителей.
Подведение промежуточных итогов, демонстра13

жизнедеятельностью
ского объединения.

дет- ция своих достижений в детском и родительском
сообществе является важным стимулом для дальнейшего продвижения детей в освоении программы и важным воспитательным элементом. Формы
проведения занятий разнообразные в соответствии с направленностью программы, возрастом
учащихся, образовательными и воспитательными
задачами. Это игровые сюжетные занятия, интегрированные, квизы, квесты, просмотры, экзамены, прослушивания, класс-концерты,.

Инициирование и

Оказание необходимой помощи детям в
поддержка участия детих подготовке, проведении/участии и анализе.
ского коллектива в ключевых культурнообразовательных событиях
образовательной организации
Модуль «НАСТАВНИЧЕСТВО И ТЬЮТОРСТВО»
Главные качества дополнительного образования – это открытость и доступность. Содержание образования в учреждении определяется образовательной программой, учебным планом и, что самое важное, разработанными педагогами дополнительными общеобразовательными общеразвивающими программами, которые имеют, гибкий и вариативный характер. В одном творческом объединении могут быть обучающиеся с разным уровнем образовательных возможностей и потребностей, а также обучающиеся с ОВЗ и обучающиеся с высокой мотивацией к освоению материала программы. Одним из эффективных
механизмов, обеспечивающих достижение обучающимися индивидуальных образовательных результатов, становится наставничество и тьюторство.
Организуя тьюторское сопровождения обучающихся, педагог дополнительного образования разумно использует интеллектуальный и творческий потенциал ребенка, его познавательную инициативу, диагностирует интеллектуальный потенциал, выявляет психологические компоненты его способностей. В сотрудничестве с родителями определяет направление и содержание индивидуального образовательного маршрута, исходя из особых образовательных потребностей и
запроса.
Главное назначение наставничества и тьюторства – способствовать формированию значимых для обучающегося способов учебной работы, развитию творческих способностей, опыта личных побед и навыка достижения успеха, достижение цели индивидуального образовательного маршрута, получение нового социального опыта, возможность профессионального самоопределения.
Целевые ориентиры
Содержательный компонент.
На индивидуальном уровне
 Наблюдение за ребенком, за его отношением к
 изучение
особенностей
выбранному виду деятельности, выявление его
личностного
развития
особенностей, интересов и потребностей в до14

обучающихся объединестижении необходимого образовательного рения и построение индивизультата, уровнем освоения программы, выявледуального маршрута на
ние «слабых» и «сильных» сторон.
основе данных наблюде-  Индивидуальное собеседование, консультирований
ние родителей с целью координации воспитательных усилий педагогических работников образовательной организации.
 Ведение диагностики освоения образовательных
программ обучающимися, учет их достижений и
динамики продвижения к образовательным результатам
 Организация индивидуальных занятий для разных
категорий обучающихся (одаренные, при наличии
результатов деятельности, обучающиеся с ОВЗ и
инвалидностью, при наличии медицинских показателей к индивидуальному обучению)
 Простаивание индивидуального подхода, индивидуального образовательного маршрута в зависимости от направленности коллектива и образовательных особенностей ребенка. (индивидуальные задания, особые поручения, новые образовательные роли)
На уровне учебной группы и  Организация учебной деятельности по принцидетского коллектива
пам дифференциации, позволяющим учитывать
 Реализация дифференциво время занятий образовательные особенности
рованного подхода, с учедетей
том направленности дея-  Организации учебной деятельности с разнообтельности.
разными формами взаимодействия на занятии
 Организация тьюторства
(взаимодействие в парах постоянного и перемени наставничества со стоного состава, взаимодействие микро и малыми
роны педагога
группами)
 Организация тьторства и  Построение системы взаимодействия обучаюнаставничества со сторощихся в коллективе, объединении вне занятий,
ны обучающихся.
которая подразумевает помощь, поддержку, руководство наставничество старших обучающихся
над младшими (при проведении концертов, турниров, поездок, экскурсий, конкурсов, выступлений и др.)
 Сопровождение обучающихся ГР и СОП (Контроль, дифференцированный подход, составление
и сопровождение ИОМ)
На уровне учреждения
 Организация и функционирование элементов
 организация
доступной
доступной среды учреждения и обеспечение
среды для всех детей жевозможности для обучения и воспитания детей с
15

лающих посещать учреОВЗ и инвалидностью.
ждение
 организация и функционирование деятельности
инклюзивных групп в коллективах и объединениях Дворца.
 Функционирование инклюзивной школы «Радуга возможностей». В состав школы входят, как
дети с ОВЗ и инвалидностью, так и дети норма.
Тьюторство и наставничество является основой
обучения и воспитания в коллективе
 Организацией каникулярного времени (очнозаочные школы, каникулярные сборы, профильные смены, мастер-классы, творческие лаборатории)
 Сопровождение обучающихся ГР и СОП (Контроль, дифференцированный подход, составление
и сопровождение ИОМ, взаимодействие с ОУ)
Модуль «МЫ ВМЕСТЕ» (ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ)
Роль родителей в системе дополнительного образования несколько другая,
чем в школе. Они выступают заказчиками, основываясь на собственных предпочтениях и потребностях, выбирают для ребенка направленность, объединение и
педагога. Важно дать понять и почувствовать родителям, что дополнительное образование – комфортная и уютная среда развития ребенка. Ребенок здесь не
только обучается какой-либо деятельности, но учится дружить, ценить, общаться,
творить. Выстраивание партнерских отношений с родителями заключается в формулировании взаимных интересов, достижении и реализации договоренностей. В
этих рамках нужно осуществлять просвещение родителей – объяснять смыслы и
цели дополнительного образования, его возможности в процессе саморазвития и
самореализации, социализации и воспитании ребенка.
Механизмы взаимодействия с родителями через соотношение целей и видов
и форм взаимодействия на индивидуальном, групповом и уровне учреждения
представлены в таблице:
Целевые установки
Виды и формы
На индивидуальном уровне

Индивидуальное консультирование с це обеспечение комфортного лью координации воспитательных усилий педагопребывания ребенка во гических работников образовательной организации и
Дворце и информирование родителей.
родителя (законного представителя) о ходе образовательного процесса.
На групповом уровне,  Решение острых конфликтных ситуаций;
уровне детского объединения  Проведение мастер-классов;
учреждения
 Родительские дни, во время которых родите осуществление родительли могут посещать учебные занятия для полу16

ского образования, организация деятельности по
сплочению
коллектива
родителей для решения
общих педагогических задач.
На уровне учреждения
 вовлечение родителей в
образовательный и воспитательный процесс.

чения представления о ходе образовательного
процесса по дополнительной общеобразовательной программе.


Организация в начале года общего собрания
для родителей всех вновь прибывших детей с целью
информирования об образовательных услугах учреждения, о требованиях, условиях и возможностях
учреждения;

Встречи, круглые столы со специалистами,
экспертами в определенных сферах по запросу родителей;

Родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей обучающихся;

Функционирование и обновление информации для родителей на официальном сайте учреждения;

Организация деятельности различных форм
государственно-общественного управления образовательной организации для решения вопросов
воспитания и социализации детей и подростков;

Родительские форумы на сайте учреждения,
на которых может осуществляться виртуальное
консультирование специалистами, обсуждение интересующих родителей вопросов, разбор педагогических ситуаций с практическими рекомендациями
родителям и др.

Модуль «КЛЮЧЕВЫЕ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ»
Ключевые дела – это главные традиционные культурно-образовательные
события, значимые для образования и формирования социального опыта детей,
которые организуются для обучающихся всех творческих объединений образовательной организации. Это комплекс коллективных творческих дел, интересных
образовательных событий, которые готовятся, проводятся и анализируются педагогами совместно с обучающимися и родителями.
Событийное воспитание основывается на общепедагогических идеях о
том, что, создавая определенные условия взаимодействия человека с образовательной средой, можно повысить вероятность получения им тех или иных образовательных результатов, эффектов, получение которых планируется и гарантируется отобранными формами и видами деятельности участников события. Культурнообразовательное событие становится способом создания условий, которые макси17

мальное повышают вероятность появления новых знаний, нового опыта, нового
способа деятельности, а также эмоциональный отклик.
Подготовка культурно-образовательного события требует более
длительного времени, предполагает активное включение в его подготовку
самих обучающихся.
Преемственность целей и содержания в контексте решения задач Программы
представлено в таблице:
Целевые установки
На
индивидуальном
уровне и уровне учебной группы:
 Вовлечение,
по
возможности,
каждого ребенка
творческого объединения в ключевые дела учреждения;
 Адресная помощь
ребенку;
 Наблюдение за поведением, реакцией и отношением
ребенка;
 Коррекция поведения ребенка при
необходимости.
На уровне детских
объединений:
 Участие
объединения в реализации
культурнообразовательных
событий;
 Выбор и делегирование представителей объединения в состав инициативной группы
по
подготовке
культурно-

Содержательный компонент/формы

Сквозной проект «Огонь, вода и медные трубы» направлен на образование детей в области ЗОЖ,
профилактику заболеваний, социально опасных явлений (курение, алкоголь, наркомания, спид и др.) и
личной безопасности (безопасность на дорогах, пожарная безопасность, антитеррор, профилактика
травматизма и др.) для всех возрастных категорий
учащихся. Формы - игры-путешествия, квизы, интерактивные беседы и информационные материалы.
Межведомственное взаимодействие (ГИБДД, ОДН,
МЧС, ГО и ЧС и др). создание и распространение информационных материалов по безопасности и ЗОЖ
на бумажных носителях и в социальных сетях.
- «Новогодняя компания». Организация и проведение шоу-программ к Новому году для всех возрастных
категорий учащихся и жителей города. Для всех учащихся Дворца, жителей города новогодние шоу являются заключительным праздничным аккордом в череде итоговых мероприятий и занятий за первое полугодие, проводимых в учебных группах и творческих
объединениях.

Внутренние педагогические проекты. В течение многих лет во Дворце творчества реализуются
внутренние проекты, тематика которых приурочена к
знаменательным датам и событиям, и каждый год меняется. Внутренний проект, как правило, реализуется
на протяжении всего учебного года силами всех коллективов дворца в соответствии с направленностью
коллектива и включает в себя множество разноплановых мероприятий по охвату и форме проведения.
 концертные и художественные программы,
 конкурсные мероприятия (конкурс рисунков, вокальные и танцевальные конкурсы, фотовыставки),
 интеллектуальные игры интерактивные беседы,
 выездные благотворительные концерты
18

образовательных
событий на уровне
учреждения;
 Организация
в
рамках объединения
итогового
анализа
детьми
культурнообразовательных
событий на уровне
учреждения.
На уровне учреждения и города:
 Проведение мероприятий на город с
приглашением городской
общественности, создание условий для
трансляции достижений детей.

 акции, социальные инициативы, изготовление сувенирной продукции,
 трудовые десанты, субботники
Мероприятия объединены общей тематикой, к примеру: юбилей Победы, юбилей города, юбилей Дворца,
Год космонавтики и др. Данные мероприятия нередко
выходят на городской уровень. Внутренние дворцовские проекты обогащают нашу жизнь не только новым
содержанием, дают возможность попробовать себя в
иной деятельности, узнать педагогов других коллективов. Проекты организуют взаимодействие между
коллективами в рамках единой цели, дают возможность каждому ребенку почувствовать себя частью
большого дела и большой семьи под именем Дворец.
И мы ценим вклад каждого в это общее дело.
Мероприятия проектов, художественные программы,
которые всегда затрагивают важные для жителей города темы: Великая отечественная война, юбилей
родного города, посещение такой программы, как и
участие в ней, всегда подпитывает детей и познавательно и эмоционально, дает пищу для ума, подталкивает детей к переосмыслению и, главное, затрагивает
тонкие струны души.

«Конец - делу венец» - мероприятия по итогам
учебного года коллективов Дворца. Это яркие, запоминающиеся события:
 итоговые концертные программы,
 выпускные концерты,
 турниры, конкурсы,
 праздники.
Данные мероприятия являются финальным аккордом
промежуточной аттестации учащихся за учебный год,
проводимых в учебных группах и творческих объединениях, используя разные формы, в соответствии с
возрастом:
 сюжетные игровые занятия,
 выставки и просмотры готовых работ,
 экзамены,
 класс-концерты.
Это важная часть образовательного и воспитательного процесса даёт возможность продемонстрировать
достижения детей другим детям, родителям, партнерам, поблагодарить активных детей и родителей. Так
как в итоговых мероприятиях, участвуют все учащие19

ся коллектива, или нескольких творческих коллективов, то у родителей и у самого ребенка появляется
возможность увидеть перспективу дальнейшего развития и роста ребенка в избранном направлении.
Особенностью образовательной системы Дворца
является тот факт, что шоу-программы, новогодние
спектакли и итоговые мероприятия создаются и проводятся не только для учащихся Дворца, но и для жителей города, для детей работников градообразующих
предприятий. Участники постановок, спектаклей, концертов выступают в роли профессиональных артистов,
для них это сценическая практика и профессиональные пробы.
МОДУЛЬ «ВЕКТОР РАЗВИТИЯ»
ТВОРЧЕСКОЕ, ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
Существенное отличие современного понимания профориентационной работы
заключается в ее нацеленности не на выбор конкретной профессии обучающимися, а на формирование у них универсальных качеств, которые обеспечат эффективную деятельность обучающегося в будущем.
Дворец творчества предоставляет широкий спектр образовательных услуг.
Ребенок, выбирая коллектив для занятий, руководствуется своими пристрастиями,
предпочтениями, интересами и выбирает сферу деятельности, которая лежит в зоне
его интересов. Обучение по программам - это не только интересное времяпрепровождение, это дополнительное образование, позволяющее погрузиться в избранную
сферу деятельности достаточно глубоко и приобрести фундаментальные знания и
добиться высоких достижений. Большинство коллективов Дворца творчества носит
художественную направленность и связано со сценической деятельностью, именно в
этой сфере и в этой плоскости развивается самоопределение и профориентация.
Профессиональное самоопределение подростка это формирование внутренней
потребности и готовности к сознательному и самостоятельному жизненному выбору, в том числе и профессиональному, формирование чувства ответственности
за свой выбор, социальной мобильности. Совместная деятельность педагогов и
обучающихся по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение, организация профессиональных проб обучающихся.
Целевые установки
На
индивидуальном
уровне, и уровне учебной группы
- формирование универсальных навыков и
качеств

Содержательный компонент/формы
Формирование универсальных навыков
Учебные занятия танцевальной, музыкальной и физкультурно-спортивной направленности (ОХА «Антре», ансамбль «Мозаика», ТСК «Адель» ЦС «Непоседы», Клуб чирлидинга «FireFox», Шоу-группа
«ДоМиНика», АНИ «Карамель»), помимо специфи20

- включение обучающихся в значимые проблемные
ситуации,
получение опыта совместного их решения;
- создание условий для
формирования сознательного выбора

ческих навыков, формируют у обучающихся следующие универсальные навыки и качества:
 здоровый образа жизни;
 физические способности, такие качества, как
воля, уверенность в себе, жизнестойкость, самодисциплины, осознанный выбор жизненного
пути.
 навыки и умения работать в команде, ответственное отношение к совместному делу, мобильность, навыки эффективного взаимодействия.
 Занятия повышают общекультурный уровень
детей и развивают художественное восприятие
мира.
Учебные занятия в сфере изобразительного и декоративно-прикладного искусства (Изостудия «Эскиз», Школа-студия «Хит», студия декора «Антураж», Театр-костюма и пластики «Забава», «Мягкая игрушка», «Фруктовое чудо» и др.) помимо специальных навыков позволяют формировать такие
универсальные навыки и качества:
 усидчивость, скрупулёзность, концентрация на
проработке деталей,
 умение работать с обобщенными схемами, создавать эскизы и проекты;
 образное мышление и креативность.
 Занятия направлены на раскрытие творческого
потенциала ребенка, получение опыта познания
себя и преображения окружающего мира по
законам красоты, повышают общекультурный
уровень детей.
Учебные занятия в шахматном клубе «Девятая
вертикаль», в коллективах технической и естественнонаучной направленности помимо специальных навыков позволяют формировать такие универсальные навыки и качества:
 логическое мышление, подчинение правилам, занятия способствуют приобретению навыка самостоятельного решения теоретических проблем.
 технологическая грамотность в области инженерных и технических профессий,
 формирование у детей научной и целостной
(интегративной) картины мира, освоение мето21

дов познания окружающей среды.
Учебные
занятия в коллективах социальногуманитарной направленности позволяют формировать такие универсальные навыки и качества:
 навыки социальной адаптации;
 формирование духовно-гражданской позиции,
национального самосознания.
 коммуникативные навыки, навыки работы с малой и большой аудиторией.
На уровне коллектива
- организация условий
для профессионального
просвещения
- формирование у детей
осведомленности о современных профессиях,
- формирование у обучающихся позитивного
взгляда на трудовую
деятельность, понимание уникальности индивидуальной
профессиональной карьеры, круга общения
на основе общих интересов и
духовных ценностей

На уровне учреждения,
города, края
- Объективная оценка
успешности продвижения обучающегося в
избранной сфере человеческой деятельности

Изучение отдельной сферы человеческой деятельности соответствующей направленности программ.
На протяжении всего периода обучения по ДООП с
целью изучения сферы деятельности соответствующей направленности программы, в коллективах организуются и проводятся экскурсии, поездки, творческие встречи.
 в учреждения культуры (в музеи на выставки и
экскурсии, в картинные галереи, в драматические
театры на спектакли, в театры балета, на концерты с участием музыкантов и вокалистов, в цирк и
др.)
 в учебные учреждения по профилю ДООП (Березниковский музыкальный колледж, Пермское
хореографическое училище, Пермский институт
культуры, Екатеринбургский колледж искусств,
Академия архитектуры г. Екатеринбург и др.)
 в развлекательные центры по профилю ДООП
(техно-центр, техно-парк, кванториум и др.)
Данные экскурсии и встречи дают обучающимся
представления о многообразии профессий в сфере
искусства, их особенностях, возможностях, социальном значении и имидже профессии в современном
обществе
Участие в конкурсах и фестивалях, турнирах.
Важным этапом реализации ДООП является оценка
освоения учащимися программы. Промежуточная и
итоговая аттестация дает нам внутреннюю экспертизу, внешнюю экспертизу дает участие в конкурсах,
фестивалях и турнирах, где участники конкурсов получают оценку компетентного жюри.
22

соответствующей
направленности ДООП

На уровне учреждения,
города
- расширение знаний о
профессиях в сфере искусства,
- формирование готовности подростков к
осознанному
выбору
сферы
человеческой
деятельности
при
освоении ДООП,
- актуализация
их
профессионального
самоопределения;
- поддержка инициа-

На базе учреждения проходит большое количество
конкурсных мероприятий соответствующих направленностям ДООП Дворца творчества городского и
краевого масштаба.
 Верхнекамский конкурс хореографических коллективов «Поклонники Терпсихоры»;
 Хоккейные и шахматные турниры;
 Конкурсы вокального творчества «Как прекрасен
этот мир», «Мы дети Галактики»;
 Конкурсы изобразительного искусства «Малая
родина великой России», «Космос: вчера, сегодня, завтра»;
 Муниципальные этапы конкурсов и фестивалей
«Наш Пермский край» в номинациях: «декоративно-прикладное искусство», «Мода», «Цирковое искусство», «Современный танец»; конкурс
для детей с ОВЗ и детей-инвалидов «Поверь в
мечту».
Любой конкурс - это пространство для творчества и
конкуренции. Мы с желанием занимаемся их организацией, и с не меньшим удовольствием участвуем в
фестивальном движении, столь богато представленном в нашем Пермском крае и за его пределами.
Конкурсы позволяют детям демонстрировать свои
достижения и получить экспертную оценку. Но
наблюдать за творчеством других коллективов,
учиться видеть новое и учиться у лучших. Условия
конкурса учат быть конкурентно-способными, быть
критичными к себе, и толерантными к другим
Профессиональные пробы.
Реализация авторских индивидуальных проектов
Итоговая аттестация по программам по желанию
обучающихся может проходить как реализация индивидуального авторского проекта. Разработка дизайна коллекции одежды, аксессуаров, разработка
дизайна помещений, создание арт-объектов и др.
Демонстрация таких авторских проектов, проходит
как правило не только в рамках коллектива, но на
уровне учреждения, или города. Такие формы работы практикуются в коллективах изобразительного
и декоративно-прикладного искусства (Изостудия
«Эскиз», Школа-студия «Хит», студия декора «Антураж», Театр-костюма и пластики «Забава»,
«Мягкая игрушка», «Фруктовое чудо» и др.)
23

тивности обучающихся
через разработку и реализацию индивидуальных и групповых планов и программ
успешной самореализации.

Сценическая практика.
Учреждение обладает разнообразным опытом проведения массовых программ. Свое творчество наши
юные артисты с удовольствием дарят зрителям на
концертных программах, посвященных важным календарным датам. Зрителями наших концертных и
художественных программ являются и юные и
взрослые жители нашего города, добрые партнёрские отношения уже давно установились с Общественной организацией ветеранов (пенсионеров)
войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов г.Березники. По заказу профсоюзов
предприятий города Дворец творчества организует
«Дни первоклассников», «День матери», «Масленицы» и конечно Новогодние шоу. Учреждение давно
зарекомендовало себя как качественный поставщик
таких услуг.
Такая сценическая практика позволяет детям, посещающим творческие коллективы демонстрировать
свои достижения, дарить свое творчество, познакомиться с деятельностью профессиональных артистов.
А так же сценическая практика имеет сильное воспитательное воздействие, сцена учит быть собранными, уметь мобилизовать свои силы и способности
и держать под контролем психические процессы,
нести ответственность за общее дело. Такие формы
работы практикуются в коллективах танцевальной,
музыкальной и физкультурно-спортивной направленности (ХА «Антре», ансамбль «Мозаика», ТСК
«Адель» ЦС «Непоседы», Клуб чирлидинга
«FireFox», Шоу-группа «ДоМиНика», АНИ «Карамель»),

Модуль «СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ»
Гражданско-патриотическое, экологическое воспитание и деятельность в рамках РДДМ, реализация социальных проектов;
Социальная активность - высшая форма активности. Социальная активность
проявляется как особое качество, как способность действовать сознательно, как способность не только приспосабливаться к внешней действительности, но и изменять
ее, то есть приспособлять среду к своим интересам, причем в этом взаимодействии
со средой личность изменяет и саму себя. Социальная активность направлена на создание условий для развития и поддержки добровольчества (волонтерства) как ключевого элемента социальной ответственности развитого гражданского общества.
24

Особой формой социальной активности можно считать детские общественные организации или объединения – это объединение добровольное. Ребята
пришли сами, добровольно, по собственному желанию и инициативе.
Детское общественное объединение – это объединение самоуправляемое. Это
значит, что никто не руководит ими сверху, ребята сами решают, что, как и когда им
делать. Но «сами» – это не значит, что совсем без взрослых, но все же и не по их
указке. Решают вместе, советуясь и обсуждая варианты. Детское общественное объединение – это объединение некоммерческое. Особенностью большинства детских общественных объединений является их разновозрастность, т.е. наличие в
объединении ребят разного возраста, объединенных в рамках общей, совместной, социально значимой деятельности.
Учитывая возрастные и психологические особенности ребят, можно подобрать сообразные их возрасту роли в рамках деятельности (организаторские – для
ребят-старшеклассников, исполнительские – для ребят-новичков). Практика показывает, что в данной ситуации при умелом педагогическом руководстве возникает особенный тип отношений внутри коллектива между ребятами разного возраста – отношения заботы, товарищества и поддержки, формируется особый тип
воспитания в разновозрастном коллективе – т.н. воспитание детей детьми. Это
очень важная и ценная в детских общественных объединениях ситуация, которую
педагог может и должен формировать и поддерживать.
Педагогическая позиция руководителя детского общественного объединения
принципиально отличается от позиции учителя – педагога, социального педагога,
заместителя директора по воспитательной работе, и именно это чаще всего становится источником трудностей, возникающих при работе таких людей с детским
общественным объединением. Необходимость занимать совещательную, компромиссную позицию зачастую оказывается трудной задачей для взрослых школы,
а применение директивных, авторитарных методов при работе с детским общественным объединением неминуемо ведет к его распаду.
Исторически так сложилось, что здание дворца стало подарком березниковским школьникам в 1972 году в год 50-летия пионерской организации, много лет
пионерия была философией и воспитательной доктриной дворца, как и образовательной системы страны, в целом. Так сложилась судьба нашего учреждения, что
много лет мы именовались Дворцом пионеров, являлись родным домом Всероссийской пионерской организации и сейчас спустя 45-50 лет быть вне новой Всероссийской организации, теперь уже РДДМ, наверное уже и не можем, и не имеем права.
Дворец активный участник движения РДДМ здесь создано первичное отделение
РДДМ, городская штаб-квартира РДДМ, здесь теперь проходят заседания городского штаба РДДМ и организуется и проводится большое количество городских мероприятий, акций, проектов РДДМ, а сейчас создается городской ресурсный центр
РДДМ и ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ города Березники. И если воспитательная работы Дворца на уровне учреждения в данном направлении ведется, и имеет свои наработки и традиционные мероприятия, то на уровне города еще только
предстоит создать систему взаимоотношений с общественными организациями образовательных учреждений города.
25

Целевые установки
На уровне учебной
группы, коллектива
- Создание условий для
проявления социальной
активности учащихся
- выявление лидеров,
детей с активной позицией

Содержательный компонент/формы
 Создание и функционирование элементов самоуправления в коллективе. Выявление социально активных
детей, и поддержка их начинаний в решении повседневных проблем и дел коллектива и учебной группы.
 Организация и проведение социальных акций коллектива в соответствии с направленностью ДООП.
 Участие в акциях, проектах, мероприятиях РДДМ
продвигаемых активистами первичного отделения
РДДМ.
На уровне учреждения  Создание и функционирование первичного отделения
РДДМ. Привлечение новых членов организации,
 Формирование плана деятельности первичного отделения РДДМ, согласно Всероссийской циклограммы
деятельности РДДМ,
 Подготовка и проведение мероприятий РДДМ для
обучающихся творческих коллективов Дворца творчества
 Реализация проектов, проектных инициатив.
На уровне города, края  Составление совместного плана действий с Председателем муниципального отделения РДДМ города
Березники (Кравец Е.А.) Координатором муниципального ресурсного центра РДДМ г. Березники
(Шарипова О.А.)
 Организация деятельности муниципального совета
кураторов первичных отделений РДДМ города Березники
 Организация деятельности Большой городской детский совет РДДМ.
 Организация и проведение городских мероприятий
РДДМ (StartUp (создай событие), городской слет детских общественных организаций OpenAir (мероприятия на открытом воздухе); городской форум РДДМ,
онлайн-акции, гаджет-кроссы), организаторами и исполнителями которых являются активисты первичного отделения РДДМ во Дворце творчества.
 Участие активистов первичного отделения РДДМ во
Дворце творчества в выездных краевых сессиях и мероприятиях РДДМ, организуемых и проводимых краевым центром РДДМ.
Модуль «ПРЕДМЕТНО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ
И ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА УЧРЕЖДЕНИЯ»
26

Общеизвестно, что воспитывающее влияние на детей оказывают не только содержание и формы взаимодействия педагога с ребенком, но и характерные особенности среды, в которой это взаимодействие происходит. В этом случае говорят, что
и «стены тоже воспитывают». Обустройство учебных кабинетов, оформление рекреационных зон и иных общих помещений, территории вокруг учреждения, общая
символика, специфические педагогические артефакты – все это может иметь воспитывающее значение, все может быть педагогически целесообразным, формируя тем
самым ее неповторимое лицо.
Основными характеристиками такой среды должны стать содержательная
насыщенность и вариативность, транспортируемость и полифункциональность, активность и безопасность.
В организации среды важна активная роль обучающихся. Объясняется это довольно просто: то, что сделано собственным трудом, обычно ценится человеком
больше, к этому он больше привязывается, это он считает подлинно своим. И если
педагоги вместе с детьми будут создавать вокруг себя среду, в которой будут господствовать гармония, стиль, вкус, то есть большая вероятность, что эти эстетические категории станут своеобразной призмой, сквозь которую ребенок в будущем
станет смотреть на мир вокруг себя.
Огромное воспитательное воздействие имеет информационная среда учреждения: информационные стенды, информационные уголки, информационные материалы, элементы цифровой информационной среды (официальный сайт, официальная
группа Дворца творчества в VK, официальные группы коллективов в VK, и др.)
Целевые ориентиры
Содержательные компоненты.
Уровень учебной группы, кол- Поддержание порядка и уюта учебного кабинета.
лектива
Учебный кабинет – важнейший элемент не только
- Создание в каждом коллек- образовательной, но и воспитательной среды учретиве предметно-эстетической ждения. Учебный кабинет в УДО призван решать
воспитывающей среды,
специфические образовательные задачи и важным
- формирование у учащихся воспитательным аспектом является формирование у
элементарной культуры бы- обучающихся знаний и навыков по поддержанию
та, чувства вкуса и стиля, необходимого порядка в кабинетах во время учебночувство прекрасного
го занятия и после него. Это дисциплинирует детей,
- Создание положительного приучает к порядку. Опосредованное воздействие
имиджа коллектива
привычной обстановки формирует в сознании детей
отношение к себе и окружающим: уважение или неуважение, заботу или ее отсутствие, чувство собственного достоинства или ощущение унижения и
неприязни
Благоустройство
кабинета
содержательносмысловое наполнение. Учебный кабинет становится центром жизни ребят, поэтому приятно, когда
там не только удобно, функционально, чисто, но и,
красиво, стильно, интересно. Благоустройство кабинета – процесс длительный, соответственно это еще
27

и возможность для организации длительного общения, это хорошая возможность для ребят проявить
себя и получить от этого удовлетворение и эмоциональное наслаждение. Например, для коллективов
изобразительного и декоративно-прикладного творчества это оформление сменных экспозиций: выставок работ учащихся, это может быть сувенирная,
продукция, фотографии, буклеты.
Создание положительного имиджа коллектива
по средствам элементов информационной среды
- Освещение жизни коллектива, важных событий,
фото-коллажи с концертов и выступлений, отражаются на информационных стендах, в кабинетах, в
рекреациях, коридорах и др. помещениях.
- создание элементов цифровой информационной
среды, группы коллектива в социальных сетях и постоянное поддержание новостных материалов.
- создание имиджевой продукции коллектива: логотип коллектива, брендбук, дизайнерские элементы
одежды и аксессуары для педагогов и обучающихся
(одинаковая повседневная рабочая форма, галстуки,
платки, жилеты, значки, фирменные ручки, блокноты и т.п.).
Уровень учреждения, города Формирование фирменного дизайна помещения
Создание
предметно- учреждения и поддержание порядка и эстетики.
эстетической
воспитываю- Создание и поддержание информационной содерщей среды учреждения,
жательно-смысловой среды учреждения.
- Создание положительного - Создание и постоянное обновление информационимиджа учреждения
ных стендов в вестибюле дворца, дающее представление об образовательной деятельности учреждения
о творческих коллективах и объединениях.
Создание имиджевой продукции учреждения
Разработка и популяризация среди обучающихся ребят особой символики учреждения. Это может быть
флаг Дворца, гимн, эмблема, логотип учреждения.
Такого рода символика может использоваться как в
повседневности, так и в торжественные моменты
жизни образовательной организации – во время
праздников, торжественных церемоний, ключевых
дел и иных происходящих в жизни учреждения, знаковых событий. А работа над ней будет способствовать формированию особой, дворцовской, идентичности ребенка.
Создание положительного имиджа учреждения по
средствам элементов информационной среды
28

- функционирование официального сайта учреждения,
- создание элементов цифровой информационной
среды
- освещение жизни коллектива, важных событий в
социальных сетях и постоянное поддержание новостных материалов.

Организация воспитательной работы МАУ ДО ДДЮТ
в летний - каникулярный период
В летний - каникулярный период МАУ ДО ДДЮТ участвует в реализации
летней оздоровительной компании. Комплексная организация отдыха и оздоровления детей в период каникул имеет множество преимуществ в реализации воспитательного потенциала учреждения. Формы, методы и содержание воспитательной
работы в летний период отражает ПРОГРАММА ЛЕТНЕГО ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ «ФОРМУЛА ТВОРЧЕСТВА», являющаяся подпрограммой
данной РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ МАУ ДО ДДЮТ «ТВОРЧЕСТВО НАМ ДАРИТ СЧАСТЬЕ» и составленная в соответствии с её идеями и содержанием.

ШАБЛОН «Воспитательный компонент
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
Для эффективной реализации программы педагоги дополнительного образования составляют приложения к своим дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам приложения «Воспитательный компонент ДООП» в
соответствии с разделами и содержанием данной Рабочей программы воспитания,
которые утверждаются ежегодно вместе с программой. Так же педагоги сдают отчетность, о реализации воспитательных мероприятий указанных в приложениях
«Воспитательный компонент ДООП» каждый квартал в комиссию по стимулированию.
ШАБЛОН «Воспитательный компонент
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Дворец детского (юношеского) творчества»
29

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МАУ ДО ДДЮТ
Протокол № 2
«25» сентября 2023

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАУ ДО ДДЮТ
__________Л.А. Малахова
«25» сентября 2023

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«………………….»
ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

«………………….»
Возраст учащихся: 9-18 лет
Срок реализации: 2023-2024 учебный год

Составитель:
педагог дополнительного образования
……………………………
Березники, 2021 г.

30

Воспитательная деятельность в детском
коллективе
осуществляется в соответствии с РАБОЧЕЙ ПРОГРАММОЙ
ВОСПИТАНИЯ МАУ ДО ДДЮТ «ТВОРЧЕСТВО НАМ ДАРИТ
СЧАСТЬЕ»
Модуль «ВОСПИТАНИЕ НА УЧЕБНОМ ЗАНЯТИ»
……………………………..
Сроки

Мероприятия

Ответственный

Уровень реализации
уч. группа,
коллектив,
учреждение,
город,
край

Охват
участников

Охват зрителей

Модуль «ВОСПИТАНИЕ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ»

Модуль «НАСТАВНИЧЕСТВО И ТЬЮТОРСТВО»

Модуль «КЛЮЧЕВЫЕ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬ-НЫЕ
СОБЫТИЯ»

Модуль «ВЕКТОР РАЗВИТИЯ» (Творческое, личностное развитие и
профессиональное самоопределение)

Модуль «МЫ ВМЕСТЕ» (Взаимодействие с родителями)

Модуль «СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ»
Гражданско-патриотическое, экологическое воспитание и деятельность в
31

рамках РДДМ, реализация социальных проектов

Модуль «ПРЕДМЕТНО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ
СРЕДА УЧРЕЖДЕНИЯ»

5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТОВ
ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Самоанализ организуемой в образовательной организации воспитательной работы проводится с целью выявления основных проблем воспитания и
последующего их решения. Самоанализ осуществляется ежегодно силами
учреждения с привлечением (при необходимости) внешних экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы, являются:
 принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение, как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
 принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер
общения и отношений между обучающимися и педагогами;
 принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими
цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной
работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной
с обучающимися деятельности;
 принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития обучающихся, ориентирующий экспертов на понимание того, что
личностное развитие – это результат как социального воспитания (в котором образовательная организация участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития
обучающихся.

32

Главным направлением анализа воспитательного процесса являются состояние организуемой совместной деятельности детей и взрослых. Критерием,
на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в образовательной организации интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
Способами получения информации о состоянии организуемой в центре
совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы с обучающихся
и их родителями (законных представителей), педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их анкетирование.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
 качеством проводимых ключевых культурно-образовательных событий;
 качеством совместной деятельности педагогов и обучающихся;
 качеством реализации личностно развивающего потенциала учебных
 занятий;
 качеством взаимодействия семьи и образовательной организации.
Итогом самоанализа организуемой воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческих решений.

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».