ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МАУ ДО ДДЮТ 2020-2022

1

СОДЕРЖАНИЕ
1.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
2.
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ
МАТЕРИАЛ
2.1. Информационная справка об учреждении по состоянию на январь
2020г.
2.2. Проблемно-ориентированный анализ внешней и внутренней среды
Дворца по состоянию на январь 2020 года
2.3. Выводы и структурирование проблем
3.
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ
4.
СТРАТЕГИЯ И ПРАКТИКА ПЕРЕХОДА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В НОВОЕ СОСТОЯНИЕ
4.1. План деятельности по реализации Программы
5.
СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
6.ПЛАНИРУЕМЫЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
7.ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

2

3
6
6
8
25
28
29
29
36
36
39

6. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Наименование
Программы
Основания для
разработки
Программы

Программа развития МАУ ДО «Дворец детского (юношеского)
творчества»
Документы Федерального уровня:
- Федеральный закон РФ 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012;
- Указ президента Российской Федерации от 07.05.2018 №204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
- Указ президента Российской Федерации от 29.05.2017 №240
«Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»;
- Государственная программа «Развитие образования» на 20182025 гг., ред. Постановлений правительства Российской Федерации от 22.02.2018 №187, от 30.03.2018 №354, от 26.04.2018
№507, от 11.09.2018 №1083;
- Национальный проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018
№16));
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (приложение к
протоколу заседания проектного комитета по национальному
проекту «Образование» от 07.12.2018 г. №3);
- Федеральная целевая программа развития образования на 20162020 годы, утвержденная постановлением правительства Российской Федерации от 23.05.2015 №497;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением правительства
Российской Федерации от 29.05.2015 №996-р;
- Стратегическая инициатива «Новая модель системы дополнительного образования», одобренная президентом Российской
Федерации 27.05.2015;
- Стратегия инновационного развития Российской Федерации на
период до 2020 года, утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 2227-р;
- Концепция общенациональной системы выявления и развития
молодых талантов на 2015-2020 годы (утверждена президентом
Российской Федерации 3.04.2012 №Пр-827) и комплекс мер по ее
реализации (утвержден правительством Российской Федерации
27.05.2015 №3274п-П8);
- Концепция развития дополнительного образования детей,
утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации от 04.09.2014 №1726-р;
- Распоряжение правительства Российской Федерации от
06.07.2018 №1375 об утверждении Плана основных мероприятий
до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09. 11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
3

Заказчик Программы
Разработчик
Программы
Исполнители
Программы
Цель Программы
Задачи Программы

Этапы и сроки
реализации
Программы

Федерации от 5.05.2018 №298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Письмо Министерства просвещения российской федерации от
20.02.2019 №тс-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью».
Документы регионального уровня:
- Государственная программа Пермского края «Образование и
молодежная политика» в редакции от 26.09.2019 №677-п;
- Закон Пермского края от 12.03.2014 №308-ПК «Об образовании
в Пермском крае».
Документы муниципального уровня:
- Постановление администрации города Березники «Об утверждении Положения о порядке формирования муниципального
задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в
отношении муниципальных учреждений города Березники и финансовом обеспечении выполнения муниципального задания» от
31.12.2019 №1361;
- Муниципальная программа «Развитие системы образования г.
Березники». Постановление администрации города Березники от
18.10.2018 №2416.
Документы уровня учреждения:
- Устав МАУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества»,
утвержденный приказом управления образования администрации
г.Березники от 13.12.2019 №1208.
Управление образования администрации города Березники
Администрация и педагогический коллектив МАУ ДО «Дворец
детского (юношеского) творчества»
Участники образовательного процесса МАУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества»
Обновление компонентов образовательной среды Дворца детского (юношеского) творчества для самоопределения, саморазвития
и самореализации современного обучающегося.
- обновление содержания дополнительного образования через расширение спектра дополнительных образовательных программ и
технологий;
- развитие воспитательной системы учреждения через деятельность
первичной отделения Российского движения школьников (далее –
РДШ);
- повышение эффективности методического сопровождения образовательной деятельности;
- обновление и совершенствование внутренней системы оценки качества образования;
- привлечение внебюджетных средств и расширения спектра платных услуг.
Первый этап. Подготовительный (январь-август 2020г.):
Создание условий (нормативных, методических материальных и
других) для реализации программы.
Второй этап. Внедренческий (сентябрь 2020г. – декабрь
2022г.):
Переход учреждения в новое инновационное состояние:
- реализация проектов программы;
4

Перечень проектов
(направлений) и основных мероприятий

Объемы и источники
финансирования
Программы
Ожидаемые конечные
результаты и индикаторы реализации программы (на момент
окончания реализации
программы)

Управление и контроль за ходом реализации программы (система организации
контроля реализации
программы, периодичность отчета исполнителей, срок предоставления отчетных материалов)

- мониторинг процессов развития.
Третий этап. Аналитический (сентябрь-декабрь 2022г.):
Анализ результатов реализации программы и разработка концепции и направлений новой программы развития.
1. Обновление содержания дополнительного образования.
2. Развитие деятельности первичного отделения (далее – ПО)
РДШ в воспитательном пространстве учреждения.
3. Совершенствование внутренней системы оценки качества
образования.
4. Эффективность методического сопровождения дополнительного образования.
5. Привлечение внебюджетных средств.
Субсидии на выполнение муниципального задания; целевые субсидии (иные цели); внебюджетные поступления.
- обновление содержания дополнительного образования через
расширение спектра дополнительных образовательных программ
и технологий;
- наличие условий для развития Российского движения школьников на уровне учреждения и города;
- функционирование обновленной внутренней системы оценки
качества образования;
- повышение эффективности методического сопровождения образовательной деятельности;
- улучшение материально-технического обеспечения образовательного процесса за счет привлечения внебюджетных средств и
расширения спектра платных услуг.
Текущее управление программой осуществляется кураторами
проектов из числа администрации учреждения (периодичность –
в зависимости от показателя от одного раза в квартал до одного
раза в год). Корректировки программы утверждаются педагогическим советом учреждения ежегодно, на заседании в декабре
текущего календарного года.

5

2. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
2.1. Информационная справка об учреждении
по состоянию на январь 2020г.
Наименование
учреждения, адрес
Основано и действует

Миссия

Количественные
характеристики
Образовательный
уровень
Имеют знаки отличия

Имеют
квалификационную
категорию
Педагогический стаж
работы

Контингент в
количестве
Принимаются
обучающиеся
Количество
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
Направленности


Портрет учреждения
Муниципальное автономное учреждение дополнительного
образования «Дворец детского (юношеского) творчества»
618416, Пермский край, г. Березники, ул. Ломоносова, 89а
Функционирует 47 лет (с 28.12.1972 г.)
Имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности
№ 4221 от 12.08.2015 г.
Действует на основании Устава МАУ ДО «Дворец детского
(юношеского) творчества», утвержденного приказом управления
образования администрации г.Березники от 13.12.2019 №1208
Содействие самореализации каждого участника образовательных
отношений в условиях поливариантной культурно-развивающей,
образовательной среды, отражающей изменения в жизни общества,
системе образования.
Портрет педагогического коллектива
51 педагогический работник, из них 42 – основные работники и
9 педагогов-совместителей.
С высшим образованием – 29 человек,
со средним профессиональным – 22 человека.
- почетный работник общего образования – 8 человек;
- отличник народного образования – 2 человека;
- грамота Министерства образования Пермского края – 8 человек;
- грамота Министерства образования Российской Федерации – 1 человек;
- нагрудный знак «Учитель. Общественное признание» –
2 человека;
- благодарственное письмо президента РФ «За трудовые успехи» –
1 человек;
- занесены на городскую Доску почета – 2 человека.
Высшую и первую – 22 человека (43%).
1-5 лет – 4 человека (7,8%),
5-20 лет – 20 человек (39,2%),
свыше 20 лет – 27 человек (53%).
Сведения об обучающихся
2186 обучающихся.
С 3 до 18 лет на добровольной основе по заявлению родителей.
Характеристика образовательного процесса
Образовательный процесс строится на основе 62 дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ

Художественная – 37 (59%);
6

деятельности и
количество
коллективов






Здание,
сооружение

Помещения

Оборудование

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Физкультурно-спортивная – 6 (10%);
Техническая – 9 (15%);
Социально-педагогическая – 8 (13%);
Естественнонаучная – 2 (3%) .
С 09.01.2020г. в результате реорганизации путем присоединения
муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» г.Усолье учреждение имеет два
здания:
Березники: 3/5-этажное типовое кирпичное здание, расположенное
по адресу ул. Ломоносова, 89а
(площадь здания 3320,5 кв. м.).
Спортивная площадка 1500 кв.м.
Усолье: 2-этажное типовое кирпичное здание, расположенное по
адресу ул. Красноармейская, 85 (площадь здания 635 кв. м).
Учебные кабинеты – 25;
Хореографические классы – 5;
Спортивный зал;
Тренажерный зал;
Информационный зал;
Зрительный зал, сцена;
Гримерка;
Фойе;
Административные кабинеты – 5;
Бар «Фиеста»;
Кислородный бар.
Теле-, аудио-, видеотехника – 130 ед.;
Компьютерная и множительная техника – 84 ед.;
Технологическое оборудование – 20 ед.;
Музыкальные инструменты – 27 ед.;
Звукозаписывающая аппаратура – 5 ед.;
Игровой и цирковой реквизит;
Спортивный инвентарь;
Библиотечный фонд 5500 экземпляров, медиатека – 190 СD
дисков.

7

2.2. Проблемно-ориентированный анализ внутренней и внешней среды
по состоянию на январь 2020 года
2.2.1. Характеристика учреждения
В образовательной среде муниципального образования «Город Березники»
муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Дворец
детского (юношеского) творчества» – одно из наиболее крупных учреждений
дополнительного образования. Это большое сообщество единомышленников
несет в повседневную жизнь каждого из его членов и всех окружающих заинтересованных людей идею «Творчество нам дарит счастье».
Концепция деятельности Дворца основывается на представлении об образовательной среде как о совокупности возможностей для обучения, проявления
и развития способностей и личностного потенциала всех участников образовательных отношений. Главной характеристикой образовательной среды является
поливариантность её компонентов, позволяющая, в частности, каждому обучающемуся осуществить выбор индивидуального образовательного маршрута
развития и удовлетворить свои образовательные потребности. Таким образом,
целью деятельности учреждения является создание условий, обеспечивающих
личностную ориентацию образовательного процесса, способствующих выявлению и развитию обучающихся с дифференцированными способностями, интересами и потребностями.
Сегодня в коллективах Дворца творчества занимаются 2186 детей. Учреждение в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации:
• реализует дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы (ДООП);
• осуществляет педагогическое и информационное сопровождение для
комфортного и качественного освоения ДООП;
• осуществляет деятельность по воспитанию и развитию детей;
• организует и проводит художественные программы, развивающие и развлекательные массовые мероприятия;
• участвует в проектной деятельности, в социально-значимых акциях;
• обеспечивает каникулярную занятость учащихся коллективов.
Информация о деятельности учреждения, расписание занятий, перечень
программ, положения и результаты конкурсов, соревнований и другие материалы своевременно публикуются и доступны на сайте учреждения
www.ddyut1972.narod.ru, в социальных сетях.
2.2.2. Характеристика обучающихся и структура контингента
Дворец творчества обеспечивает прием граждан в возрасте от 3 до 18 лет.
Прием в объединения учреждения осуществляется на основе свободного выбора детьми и их родителями (законными представителями) коллектива или объединения при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья для отдельных видов деятельности.
8

В учреждении занимаются дети всех ступеней образования, одаренные дети, дети с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся коррекционных учреждений, дети-сироты, дети из многодетных и малообеспеченных семей, дети из социально неблагополучных категорий (таблица 1).
№
п/п

1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
1.7.

1.8.
1.9.
1.10.
1.11.
1.12.
1.13.
1.14.

1.15.
1.16.
1.17.
1.18.

Показатель
на
01.09.2017г.
(чел.)

Показатель
на
01.09.2018г.
(чел.)

Таблица 1
Показатель
на
01.01.2020г.
(чел.)

Всего обучающихся,
из них:
Детей дошкольного возраста
(4-6 лет)
Детей младшего школьного возраста
(7-10 лет)
Детей среднего школьного возраста
(11-14 лет)
Детей старшего школьного возраста
(15-18 лет)
Студентов ссузов, вузов, НПО, СПО
Девочек
Обучающихся по программам по
договорам об оказании платных
образовательных услуг
Обучающихся группы «риска»
Детей, находящихся в социальноопасном положении (СОП)
Детей из многодетных семей
Детей из малообеспеченных семей
Детей-сирот, опекаемых детей
Детей из приемных семей
Детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов

2304

2050

2186

361

344

435

861

861

973

698

605

718

195

205

165

11
1519
178

35
1283
274

43
1619
250

26
1

23
1

33
1

121
95
30
1
14

125
114
34
8
14

Детей из семей повторного брака
Детей из неполных семей
Детей из семей беженцев
Детей с ослабленным здоровьем

23
402
2
86

12
300
2
69

124
110
30
8
25
детиинвалиды –
14
12
340
2
70

Категория контингента

В связи с реорганизацией учреждения в форме присоединения МАУ ДО
«Дом детского творчества» г. Усолье (далее – ДДТ) с 09 января 2020 года количество обучающихся ДДЮТ выросло на 364 человека, в два раза увеличилась
доля детей группы «риска», детей с ОВЗ и детей-инвалидов, возросло количество студентов ссузов, СПО, НПО на 19%.
В структуру учреждения включены коллективы-«спутники», занимающиеся в зданиях МАОУ СОШ №3 с УИОП, №11, гимназии №9, лицея №1, с
09.01.2020 г. – МАОУ СОШ №22. Количество обучающихся в них составляет
175 человек, 8% от общего количества учащихся.
9

По сравнению с 2018 годом снизилось количество обучающихся, получающих платные дополнительные услуги, что объясняется текучестью кадров.
2.2.3. Материально-техническое и финансовое обеспечение
Коллективы Дворца занимаются в двух типовых кирпичных зданиях, по
адресам: г. Березники ул. Ломоносова, 89а и г. Усолье ул. Красноармейская д.
85.
В пользовании участников образовательных отношений имеются:
• Учебные кабинеты – 26;
• Хореографические классы – 5;
• Спортивный зал – 1;
• Информационный зал – 2;
• Зрительный зал – 1, сцена – 1;
• Гримерка – 1;
• Фойе – 1;
• Административные кабинеты – 3;
• Бар «Фиеста» – 1;
• Кислородный бар – 1;
• Хоккейная коробка площадью 1500 кв.м.
В учреждении создана необходимая материально-техническая база для
удовлетворения потребностей ребёнка в получении дополнительного образования и формировании общей культуры обучающихся:
• Теле-, аудио-, видеотехника – 130 ед.;
• Компьютерная и множительная техника – 70 ед.;
• Технологическое оборудование – 20 ед.;
• Музыкальные инструменты – 25 ед.;
• Звукозаписывающая аппаратура – 5 ед.;
• Игровой и цирковой реквизит;
• Спортивный инвентарь;
• Библиотечный фонд 5500 экземпляров, медиатека – 190 СD диск.
Источниками финансовых средств учреждения являются:
бюджетные поступления в виде субсидий; внебюджетные – доходы от
приносящей доход деятельности; добровольные пожертвования и целевые
взносы физических и (или) юридических лиц.
Бюджетное финансирование является целевым и расходуется для выплат
заработной платы сотрудникам и расходов на содержание зданий. Объемы поступающих внебюджетных средств за период 2017-2019 гг. характеризуются
стабильностью.
Учреждение поддерживает имеющуюся материально-техническую базу и
способствует её развитию. С целью соответствия современным требованиям
пополняется информационно-коммуникативный компонент среды учреждения:
приобретается аппаратура, оргтехника, обновляется костюмный фонд.
10

Материально-техническая база пополняется в основном за счет внебюджетных средств. Так как в присоединившемся усольском ДДТ полностью отсутствуют платные образовательные услуги, для учреждения особо актуально
их продвижение и развитие.
2.2.4. Характеристика образовательного процесса.
Реализация дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ
Дворец творчества реализует дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы по следующим направленностям: техническая,
физкультурно-спортивная, художественная, социально-педагогическая, естественнонаучная.
Содержание образования регламентируется дополнительными общеобразовательными общеразвивающими программами (таблица 2).
Основными формами образовательной деятельности являются: групповые
теоретические и учебные занятия, исследовательская работа, проектная деятельность, работа по индивидуальным планам, участие в соревнованиях, выставках, конкурсах. Обучение и воспитание ведутся на русском языке.
Показатель
Художественная

Перечень направленностей
ФизкульСоциально- Технитурнопедагогическая
спортивная ческая

1.Количество программ, в т.ч. платные образовательные услуги
Количество (%)
37 (59%)
6 (10%)
8 (13%)
9 (15%)
1.1. Из общего числа платные
Количество (%)
2 (3%)
2 (3%)
2.Характеристика по типу:
2.1.Авторские
1
1
Количество (%)
(1,5%)
(1,5%)
2.2. Модифициро22
4
4
2
ванные
(36%)
(6%)
(6%)
(3%)
Количество (%)
3.По организации образовательного процесса
3.1.Комплексные
8 (13%)
1 (1,5%)
2 (3%)
3.2.Интегрированные
3.3. Мононаправленные

4
(6%)
11
(14,5%)

1
(1,5%)
3
(5%)

1
(1,5%)
1
(1,5%)

2
(3%)

Таблица 2
ВСЕГО
Естественнонаучная
2(3%)

62 (100%)
4 (6%)
2
(3%)
32
(51%)

11
(14,5%)
8
(13%)
15
(21%)

Наблюдается явный перевес программ художественной направленности по
сравнению с программами естественнонаучной, физкультурно-спортивной, социально-педагогической, технической направленностей, отсутствие программ
туристско-краеведческой направленности. Положение дел объясняется дефицитом педагогических кадров, работающих по технической направленности, по
11

туристско-краеведческой – наличием в муниципальном образовании профильного учреждения с конкурентными преимуществами по кадровому обеспечению и инфраструктуре.
В связи с реорганизацией учреждения расширился спектр программ для
детей с ОВЗ и детей-инвалидов, в Усольском здании ДДЮТ работает инклюзивная школа для данной категории детей от 8 до 18 лет.
Увеличилось количество программ, реализуемых как платные образовательные услуги.
2.2.5. Показатели качества образовательного результата
Показателями качества образовательного результата за период реализации
программы развития, с 2017 по 2019 гг., являются:
- сохранность контингента в среднем за учебный год 98,5%;
- выполнение дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ ежегодно составляет 97%, остаток реализуется за счет насыщенной
концертной и соревновательной деятельности.
- количество участников фестивалей, конкурсов, соревнований различного
уровня стабильно высокое: 65% от общего количества обучающихся;
- высокий уровень результативности участия в конкурсах: доля призеров
составила 82% от общего количества участников;
- стабильное количество коллективов, имеющих звание «Образцовый детский коллектив» (хореографический ансамбль «Антре», цирковая студия
«Непоседы», шоу-группа «ДоМиНика», школа-студия «Хит», танцевальноспортивный клуб «Адель»).
По достигнутым результатам, разработанной учебно-методической базе,
кадровым ресурсам потенциальными для присвоения звания «Образцовый детский коллектив» являются изостудия «Эскиз», театр костюма и пластики «Забава».
2.2.6. Информационное сопровождение
Информационно-образовательная
среда
–
программнотелекоммуникационная, основанная на использовании компьютерной техники.
Информационное обеспечение в учреждении осуществляется за счет
наглядно-информационных материалов, сайта, информации в социальных сетях, деятельности информационного зала
Структура информационного зала:
- читальный зал с библиотечным фондом в 5500 ед. хранения (методической, художественной и справочной литературы). Периодические издания составляют 6 наименований, из них 3 издания в электронном виде. Анализ показывает тенденцию к постепенной смене подписных изданий с бумажных носителей на электронный вариант подписки.
- медиацентр, включающий 2 компьютера и 2 ноутбука, телевизор, цветной принтер, сканер и ксерокс. В медиацентре имеется: 190 CD-дисков цифровых образовательных ресурсов (из них 143 – диски методические, 47 – элек12

тронные приложения к методическим журналам). За анализируемый период
фонд цифровых электронных ресурсов увеличился на 10%.
Информационный зал обеспечен выходом в Интернет. Среднемесячное количество пользователей ресурсами информационного зала, учащихся, родителей, педагогов составляет около 300-350 человек в месяц. По сравнению с периодом 2014-2016 гг. охват пользователей значительно уменьшился по причине
распространения высокотехнологичных мобильных источников информации.
Основной целью деятельности информационного зала является создание
условий для информационного обеспечения образовательной деятельности во
Дворце творчества. Для достижения поставленной цели решаются следующие
задачи:
- формирование информационной культуры участников образовательных
отношений;
- организация обучающих мероприятий с педагогическими кадрами.
Содержание работы информационного зала строится с учетом учебновоспитательного процесса и внеурочной деятельности коллективов Дворца и
включает как индивидуальную, так и массовую работу по расширению кругозора участников образовательной деятельности.
В массовых мероприятиях, проводимых педагогами дополнительного образования, педагогом-организатором в информационном зале, в среднем ежегодно участвует более 1700 учащихся, что составляет порядка 80% от общего
количества учащихся.
Большое внимание в организации просвещения участников образовательных отношений в различных вопросах уделяется разработке и распространению
наглядно-информационных материалов. Тираж информационных продуктов по
сравнению с периодом 2014-2016 гг. снизился 40% и составляет в среднем ежегодно порядка 1000-1200 экземпляров.
Постоянные информационные уголки в вестибюле учреждения посвящены: анонсам и результатам проведения мероприятий, достижениям учреждения,
педагогов и обучающихся; безопасности, профилактике различного рода зависимостей, психологической грамотности. Также посетители учреждения имеют
возможность знакомиться с документами, регулирующими деятельность учреждения по различным направлениям, в том числе по платным дополнительным
образовательным услугам.
Функционирует и информационный ресурс сайта учреждения. Информация сайта постоянно обновляется, доступна и понятна широкой аудитории, что
способствует информационной открытости и повышению имиджа учреждения.
Кроме того, для непосредственного общения участников образовательного
процесса педагогами учреждения созданы группы в социальных сетях.
Достигнутые, благодаря распространению умных гаджетов, доступность и
скорость получения информации участниками образовательных отношений
объясняют снижение спроса на услуги информационного зала учреждения. Однако актуальной задачей становится формирование информационной культуры,
13

включающей в себя безопасность, достоверность и корректность интерпретации получаемой информации.
Наряду с этим остро стоит вопрос о снижении интереса у учащихся к чтению.
2.2.7. Деятельность по воспитанию и развитию детей
Система воспитательной работы в учреждении нацелена на создание условий для всестороннего развития потенциала личности ребенка, его самоопределения и социализации через совместную деятельность всех участников образовательно-воспитательного процесса. Решаются задачи создания единого воспитательного пространства и условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных
культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества, содействия овладению общечеловеческими нравственными ценностями, нормами
поведения и гуманистическим опытом человечества.
Мощным средством достижения личностных результатов является содержание дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых в учреждении. Их воспитывающая направленность преемственна с ФГОС всех уровней
общего образования.
Воспитательная работа Дворца строится по 6 основным модулям:
1) Интеллектуально-познавательный модуль: полноценное использование
воспитательного потенциала основных и дополнительных общеразвивающих
программ.
2) Модуль гражданско-правового, нравственного и патриотического воспитания: воспитание у учащихся патриотического чувства, любви к своей Родине, гордости за принадлежность к России.
3) Модуль семейного воспитания: пропаганда, укрепление и сохранение
лучших семейных традиций, активизация воспитательного потенциала семьи.
4) Модуль эстетического воспитания, социальной активности: утверждение в сознании и поведении обучающихся общечеловеческих ценностей: чести,
совести, порядочности, чуткости, взаимопомощи, формирование представлений
об эстетических идеалах, ценностного отношения к прекрасному.
5) Модуль экологического воспитания: воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов и разумное взаимодействие с ними.
6) Модуль здоровья и безопасности: организация и ведение воспитательной работы по профилактике правонарушений, формированию здорового образа жизни и ответственного поведения.
Охват участников воспитательных мероприятий из числа обучающихся и
родителей за период 2017-2019 гг. представлен в гистограмме 3.

14

Гистограмма 3

Управление системой воспитания учреждения осуществляется высококвалифицированными педагогами. Сегодня деятельностная парадигма государственной политики в сфере образования требует усиления детского самоуправления, создания советов обучающихся, детских общественных организаций. С
2020 года Дворец творчества является опорной площадкой Российского движения школьников в МО «Город Березники».
Задачей учреждения в данном контексте является гармоничная интеграция
содержания воспитательной работы и деятельности РДШ, стимулирование детской инициативы, развитие лидерских качеств, сохранение лучших традиций
детских общественных организаций.
2.2.8. Культурно-досуговый компонент содержания
дополнительного образования учреждения
Учреждение обладает разнообразным опытом проведения массовых программ, которые дифференцируются по охвату, тематике и формам проведения
мероприятий, по целевой группе и возрасту. Содержательный спектр концертных и художественных программ охватывает исторические и культурные события нашей страны, праздничные даты, подтверждение освоения ДООП в форме
итоговых и выпускных программ коллективов.
В среднем ежегодно участниками художественных программ являются от
900 до 2000 учащихся и от 13000 до 15000 зрителей. На снижение показателей в
2017 году повлиял проходивший в зрительном зале и фойе учреждения капитальный ремонт (гистограмма 4).
Имеющиеся материально-технические и кадровые ресурсы позволяют
учреждению быть площадкой для проведения разнообразных конкурсных мероприятий. За 2017-2019 годы в учреждении прошло более 30 данных мероприятий, участниками которых стали почти 3000 учащихся, а зрителями – более
8000 человек.
15

Гистограмма 4

Всё вышеперечисленное содействует популяризации деятельности как
коллективов Дворца, так и в целом системы дополнительного образования в городе.
Однако произошедшее объединение учреждений расширяет границы потенциальной зрительской аудитории, и перспективой для учреждения выступает работа по эффективной организации концертной деятельности на площадках
Усолья и микрорайона Усольский, налаживанию партнерских взаимосвязей с
новыми потребителями культурно-досуговых услуг.
2.2.9. Реализация социально-значимых инициатив
Характер взаимодействий учреждения имеет разностороннюю направленность и осуществляется на уровнях городского и краевого социума.
Реализуя программы социального партнерства, учреждение выполняет
роль культурообразующего субъекта территории. Качество услуг и их соответствие современным запросам, ответственное отношение и индивидуальный
подход к потребителям способствуют формированию стабильных отношений с
партнерами. В среднем ежегодно в учреждении проводится около 20 программ,
их зрительская аудитория составляет около 6000 человек.
Социальное проектирование – еще одна важная составляющая деятельности коллектива. Учреждение является постоянным участником конкурсов социально-культурных проектов:
ежегодно: городской экологический флэшмоб «Дыши вместе с планетой»
(охват 1000 человек);
2017г.: социально-культурный проект «МультиЛЭНД», победитель краевого конкурса проектов по дополнительному образованию среди образовательных организаций (г. Пермь) (охват 800 человек);
16

2019г.: городской конкурс экологических проектов «Город-сад. Наследие»,
посвященный 110-летию со дня рождения В.Миндовского (охват 200 человек).
За период 2017-2019 гг. в учреждение привлечено порядка 280 тыс. рублей.
Кроме того, в комиссии корпоративных конкурсов с 2017 по 2019 год
учреждение ежегодно представляет свои проекты:
- «На старте – лидеры, трибуны в черлидеры», направленный на оздоровление населения через проведение флэшмоба, посвящённого открытию фестиваля черлидинга;
- «Команда нашего двора», направленный на развитие дворового спорта;
- «Территория творчества», направленный на проведение творческих фестивалей для населения отдаленных сел и поселков (Железнодорожный,
Пыскор, Берёзовка, Орёл и др.) с включением в содержание концертных программ и мастер-классов.
Дворец творчества оказывает стабильное развивающее воздействие на
культурно-образовательную среду города и территории, способствует повышению качества жизни березниковцев.
Задачей учреждения является на данном этапе вооружить знаниями и
навыками разработки и реализации проектов влившихся в состав коллектива
педагогов Усольского ДДТ.
2.2.10. Организация отдыха и оздоровления обучающихся
в каникулярное время
Организация каникулярной занятости учащихся – одно из направлений деятельности учреждения учреждения. Одной из таких форм является лагерь с
дневным пребыванием (ЛДП) «Формула творчества». Ежегодно более 300 человек находятся в зоне дополнительного педагогического внимания. Детиучастники ЛДП имеют различный социальный статус, материальное положение, разный возраст (7-16 лет). Отряды формируются с учетом профиля их коллектива дополнительного образования (танцевальные, коллективы изобразительного и декоративно-прикладного искусства, музыкальные, спортивные),
возрастных психолого-педагогических и физиологических особенностей, а
также содержания деятельности.
Еще одной традиционной формой летней занятости обучающихся является
деятельность трудовых отрядов. Ежегодно летом в трудовых отрядах трудятся
40 подростков.
За период с 2017 по 2019 гг. другими формами летней занятости: экскурсиями, участием в концертах, воспитательных мероприятиях, реализации социально-значимых инициатив, выездами в профильные и оздоровительные центры за пределы Пермского края – было охвачено более 1500 детей.
Пользуется популярностью среди учащихся такая форма занятости, как лагерь досуга и отдыха. В течение отчетного периода на базе Дворца творчества
функционировало два лагеря («Девятая вертикаль», «МультиЛЭНД»), в которых смогли отдохнуть 100 обучающихся шахматного клуба «Девятая вертикаль», изостудии «Эскиз», мультстудии «Кадр». В рамках деятельности про17

фильного лагеря за счет обучающих и экскурсионных программ обучающиеся
получили возможность совершенствовать свои практические навыки и расширить кругозор (таблица 5).
ЛДП
(чел.)
Лето 2017
Лето 2018
Лето 2019

323
300
300

Трудовые
формирования
(чел.)
40
40
100

ЛДО (чел.)

РВО (чел.)

20
40
40

40

Таблица 5
Другие формы
занятости
(чел.)
1807
1457
1690

В период летней оздоровительной кампании 2019 года была дана высокая
оценка со стороны экспертов общественной организации «Всероссийский
народный фронт» программно-методическому сопровождению, организации и
деятельности учреждения по предоставлению услуг оздоровления и занятости
детей.
Учреждение стало призером регионального этапа всероссийского конкурса
программ и методических разработок «Лучшая программа организации отдыха
и оздоровления» 2019 года в номинации «Программы лагерей, организованных
образовательными организациями, осуществляющими организацию отдыха и
оздоровления обучающихся в каникулярное время / лагеря с дневным пребыванием».
Суммарно различными формами полезной занятости в каникулярные периоды анализируемого периода было охвачено более 5000 человек.
Таким образом, во Дворце созданы качественные условия для организации
отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время.
2.2.11. Система управления организацией
Внутришкольное управление, по мнению В.А. Сластенина, представляет
собой «целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного
педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата».
В МАУ ДО ДДЮТ создана функциональная модель управления. Сложившаяся структура управления соответствует целям деятельности учреждения,
оптимально обеспечивает качественное выполнение основной функции – дополнительное образование детей и подростков на уровне учреждения и города.
Наряду со стабильно сохраняющейся линейностью, наглядно показывающей субъектов и объекты управления, для организации отдельных мероприятий и дел формируются также рабочие и творческие группы.
В учреждении функционируют разные формы коллегиальных структур:
общее собрание работников учреждения, педагогический совет, наблюдательный совет, совет родителей, совет обучающихся (схема 6).

18

Схема 6
Наблюдательный
совет

ДИРЕКТОР

Общее
собрание
работников
учреждения

Совет
родителей

Педагогический
совет

Совет обучающихся

Сроки полномочий, компетенции, права, организация и документирование
деятельности данных органов осуществляются в соответствии с Уставом.
Система работы с кадрами в учреждении строится на деятельности следующих подсистем: кадровый учет, разработка распорядительно-управленческой
документации, обучение, система оценки, формирование мотивации, корпоративная культура.
Управленческие решения регламентируются локальными нормативными
актами ДДЮТ: уставом, инструкциями, положениями, правилами, приказами,
размещенными на официальном сайте ОУ.
Управление образовательной системой – это управление качеством образования (качеством условий, процесса и результатов). Главным инструментом
управления является внутренняя система оценки качества образования (далее
по тексту ВСОКО). ВСОКО ДДЮТ находится в стадии формирования нового
ее состояния. На период 2017 года имевшая место модель была сориентирована
на развитую по количеству специалистов методическую службу, однако, прошедшие в 2018 году сокращения методистов, продиктованные оптимизацией,
наложили отпечаток на состояние качества и глубины проведения экспертных
оценок, осуществляемых самими педагогами. Сейчас обновляется нормативная
база. В настоящее время важно правильно организовать ее, сделать действенным мобильным инструментом управления всеми элементами системы образования.
2.2.12. Качество кадрового обеспечения
Педагогические работники являются главным условием качества дополнительного образования.
Анализ кадрового обеспечения показывает, что педагогический коллектив
Дворца творчества имеет стабильный показатель по категорийности педагогов,
наблюдается перевес педагогов, имеющих высшее образование. Около одной
трети коллектива (29,4%) имеют стаж работы от 10 до 20 лет, являющийся показателем самого плодотворного в педагогической практике. Однако наблюдается тенденция «старения» коллектива (54,9% имеют стаж работы более 20
лет). На сегодняшний день около 8% педагогического коллектива составляют
молодые специалисты (таблица 7).
19

Таблица 7
Квалификационная
категория

Образование
Не имеют
категории

Среднее
проф.

Высшая

Первая

14

7

21

19

33,3%

16,7%

50%

45,2%

1
11,1%

-

8
88,9%

15
29,4%

7
13,8%

29
56,8%

Стаж педагогической работы

Высшее Менее
проф 2 лет

2-5 лет

Основные работники
23
1
2
54,8%

2,4%

4,7%

Внешние совместители
3
6
1
33,3%
66,7%
11,1%
ИТОГО
22
29
1
3
43,1%
56,9%
2%
5,9%

Более
20 лет

5-10 лет

10-20 лет

1

12

26

2,4%

28,6%

61,9%

3
3
2
33,3% 33,3%22,2%
4
7,8%

15
29,4%

28
54,9%

ИТОГО

42

9

51

Из общего числа работников 24 человека (47%) имеют звания и награды:
- почетный работник общего образования – 8 человек;
- отличник народного образования – 2 человека;
- грамота Министерства образования Пермского края – 8 человек;
- грамота Министерства образования РФ – 1 человек;
- нагрудный знак «Учитель. Общественное признание» –
2 человека;
- благодарственное письмо президента РФ «За трудовые успехи» –
1 человек;
- занесены портреты на городскую Доску почета – 2 человека.
Учреждение обладает кадровым ресурсом для обеспечения процессов развития системы образования, которое, в том числе, обеспечивается и сбалансированным соотношением опытных и молодых педагогических кадров. Опытные
педагоги поддерживают традиции, обеспечивают устойчивость образования в
современных условиях системных изменений в обществе. Молодые специалисты являются носителями современных инновационных идей, легко входят в
различные общественные инициативы, внедряют современные образовательные технологии. Увеличение количества молодых педагогов – перспективное
направление кадровой политики учреждения
Находясь в образовательном пространстве города, края и страны в целом,
учреждение реализует в своей деятельности приоритеты образовательной политики всех уровней. Стандартизация, как мера определения качества, отразилась
во введении профессионального стандарта педагога дополнительного образования, что в свою очередь налагает на учреждение ответственность по приведению в соответствие имеющихся кадров заданной планке.
2.2.13. Методическое обеспечение образовательного процесса
Методическая работа Дворца творчества – важное многофункциональное
направление, обеспечивающее деятельность, связанную с решением задач повышения квалификации педагогических работников выявления, обобщения и
20

распространения лучшего педагогического опыта, сопровождение инновационных процессов.
В нашем учреждении главным и существенным в методической работе является оказание реальной, действенной помощи педагогам. Развитие методической работы связано с повышением эффективности работы профессиональных
объединений педагогов, ориентированных на решение профессиональных задач
и проблем, а также на возможность трансляции педагогического опыта.
Основные направления методической работы:
1. Методическое сопровождение педагогической деятельности:
- разработка новых дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ с учетом социального заказа;
- обновление реализуемых дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ с учетом изменений условий реализации;
- разработка и подбор методических материалов;
- создание банка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ дополнительного образования;
- изучение и обобщение педагогического опыта;
- оказание помощи в подготовке к участию в конкурсах профессионального мастерства;
- работа по самообразованию педагога;
- оказание помощи в подготовке к аттестации.
2. Сопровождение инновационной деятельности:
- разработка проектных педагогических замыслов;
- экспертиза и сопровождение педагогических инициатив;
- организация и сопровождение работы творческих педагогических сообществ.
Одной из форм методической службы являются методические объединения педагогов дополнительного образования. Три педагога Дворца творчества
являются руководителями городских методических объединений (ГМО) педагогов дополнительного образования:
ГМО секция «Музыкальные коллективы» (руководитель – педагог дополнительного образования Пашихина Т.Б.), охват – 24 человека.
ГМО секция «Танцевальные коллективы» (руководитель – педагог дополнительного образования Аксенова Е.Ю.), охват – 18 педагогов.
ГМО педагогов, реализующих обучение игре в шахматы (руководитель –
педагог дополнительного образования Ершова С.В.), охват – 12 педагогов.
Обобщение и распространение передового педагогического опыта во
Дворце творчества осуществляется путем участия в конкурсах профессионального мастерства, выступлений на конференциях, публикации в профессиональной печати (таблица 8).

21

Городской конкурс методических и
дидактических средств обучения
Муниципальный этап всероссийского конкурса «Учитель года»
Городской конкурс «Образцовый
кабинет»
Участники краевых, городских конкурсов, конференций
Краевая олимпиада по истории, теории и практике дополнительного образования
Краевой конкурс дидактических и
методических пособий, используемых в работе с детьми с ОВЗ «Играем, развиваем, обучаем»
Публикации в профессиональной
печати

Таблица 8
2018-2019
Конкурс
отменен
1 участник

2016-2017
1 участник
1 призёр
1 участник

2017-2018
-

3

2

21

24

Конкурс
отменен
27

-

6 призёров

5 призёров

-

3 участника

-

1

7

3

Традиционно Дворец творчества является организатором и проводит совместно с управлением образования и МАУ «Центр сопровождения, обеспечения и развития образования» ставшие уже традиционными конференции:
 IV открытая практическая конференция «Первые шаги в искусстве. Художественное развитие дошкольников: психолого-педагогические условия, инновационные подходы, современные технологии»;
 III Верхнекамская практическая конференция «Cовременное дополнительное образование: пути развития и перспективы»;
 III Верхнекамская практическая конференция педагогов-хореографов
«Хореографическое искусство: традиции и инновации».
Методическое сопровождение педагогической деятельности обеспечивают
методисты – учителя педагогов, опытные высокопрофессиональные специалисты, владеющие техниками анализа, экспертизы, владеющие частными и общими методиками обучения, постоянно занимающиеся саморазвитием, владеющие знаниями нормативных правовых документов в области образования. В
условиях развития ОУ системное методическое сопровождение особенно актуально.
Методическая работа в ДДЮТ в стадии возрождения, только в 2019 году в
штатное расписание ДДЮТ снова введена должность методиста. В перспективе
– создание эффективной системы работы методической службы ДДЮТ.
2.2.14. Внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО)
Функционирование ВСОКО осуществляется в следующей логике: изучение запросов заказчиков и потребителей; постановка целей и задач оценки;
определение субъектов и объектов оценки; выбор процедур; определение показателей и индикаторов; проведение оценки; интерпретация полученных резуль22

татов для принятия управленческих решений, направленных на повышение качества образования.
Система оценки качества деятельности учреждения, нацеленная на формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования, осуществляется по следующим 3 направлениям:
Условия:
 безопасность;
 материально-техническая база;
 кадровое обеспечение;
 качество дополнительных общеобразовательных программ.
Качество образовательного процесса:
 статистический анализ контингента (мониторинг посещаемости, социального состава, сохранности контингента);
 качество преподавания;
 качество учебно-методического комплекса;
 методическая активность педагога;
 воспитательная работа (в т.ч. эффективное взаимодействие с родителями
обучающихся, оздоровление и полезная занятость);
 психологическая комфортность и удовлетворенность детей и родителей
процессом и результатом.
Качество освоения дополнительных общеобразовательных программ:
 диагностика освоения дополнительных общеобразовательных программ;
 результативность обучающихся в конкурсах и соревнованиях.
В организационную структуру системы оценки качества включены все
участники образовательных отношений: администрация, методическая служба,
педагогические работники, обучающиеся и их родители.
Механизм действия внутренней системы оценки качества включает в себя
направления, объект оценки, периодичность, формы проведения оценки, формы
предоставления результатов. Результаты оценки качества образования ежегодно находят отражение в материалах самообследования на официальном сайте
учреждения. Данные, полученные в ходе процедур в рамках ВСОКО, используются для выработки оперативных решений и лежат в основе управления качеством дополнительного образования. Результаты деятельности ВСОКО – содержание отчетов самообследования, публичных докладов и других открытых
данных осуществляется на официальном сайте учреждения.
У ВСОКО существует несколько целей.
Первой целью является формирование единой системы оценки состояния
образования, а также своевременное выявление изменений, которые влияют на
качество образования.
Вторая цель заключается в получении объективной информации о функционировании и развитии системы образования, о тенденциях его изменения и
о тех причинах, которые влияют на его уровень.

23

Третья цель ВСОКО – предоставление общественности и непосредственным участникам образовательных отношений достоверной информации о качестве образования.
Четвертую цель можно определить как принятие своевременных и четко
обоснованных управленческих решений, которые связаны с образовательным
совершенствованием.
Также целью ВСОКО является прогнозирование развития образовательной
системы.
ВСОКО ДДЮТ находится в стадии трансформации и перехода с затратных
по времени форм и методов проведения к упрощенным, более мобильным, оптимизированным. Для оценки качество ДО необходимо выработать конкретные
критерии и показатели (однозначно воспринимаемые, понятные для всех участников образовательных отношений) качества условий, процесса и результатов
образования; мониторинг качества.
2.2.15. Внешняя система оценки качества,
социальный заказ и вызовы окружения
Дворец творчества как открытая система находится во взаимодействии с
внешней средой и естественно реагирует на её запросы и вызовы. К субъектам
внешней среды относятся социальные заказчики: дети и их родители, население, организации различных форм собственности города и края, учредитель –
управление образования администрации г.Березники.
Внешняя система оценки качества складывается из:
- объективной оценки потребителей услуг, выражающейся в количественных показателях, касающихся спроса на образовательные и досуговые услуги;
- нормативно закрепленных критериев и показателей, которые отражаются
в материалах самообследования учреждения (ежегодно), отчетах по эффективности работы руководителя учреждения и учреждения в целом (ежеквартально); требований контрольно-надзорных органов.
Востребованность образовательных услуг в социуме подтверждается стабильностью контингента обучающихся (статистика приведена в анализе выше).
В аспекте предоставления досуговых услуг массовые художественные программы ДДЮТ остаются стабильно востребованными. Их заказчиками является
сложившийся круг партнеров. Поэтому имеющееся качество данной услуги уже
позволяет существенно влиять на расширение круга партнеров, что подразумевает активизацию деятельности по продвижению услуг на рынке.
Проведенные МАУ ДО ДДЮТ маркетинговые исследования показывают
следующие актуальные тенденции социального заказа, касающиеся принципа
доступности и равных возможностей:
- предоставление образовательных услуг детям с ОВЗ;
- спрос на использование дистанционных и электронных форм обучения;
- наличие спроса на услуги дополнительного образования для взрослых.
Целевые ориентиры содержания деятельности учреждения отражаются в
концептуальных документах, определяющих развитие системы дополнительно24

го образования, воспитания в Российской Федерации, крае и территории. Дворец творчества, как муниципальное учреждение, работает согласно муниципальному заданию, в котором определяются показатели, характеризующие качество и объемы муниципальной услуги. Среди прочих требований предпосылками для обновления является:
- увеличение охвата участников массовых мероприятий здоровьесберегающей направленности;
- увеличение доли обучающихся, вовлеченных в полезную занятость (в т.ч.
оздоровление) силами учреждения в каникулярное время;
- увеличение доли детей «группы риска» и СОП, занятых в коллективах на
базе учреждения систематически.
Расширение круга потенциальных социальных заказчиков произошло за
счет присоединения Усольского ДДТ. Учреждение стоит перед решением задач
по формированию своей аудитории партнеров на правом берегу в микрорайоне
Усольский и на территории старого Усолья за счет рекламы и продвижения
услуг.
Учитывая то, что перечисленные выше мероприятия должны осуществляться параллельно с занятиями, за исключением каникулярных периодов, возрастает нагрузка на кадры, материально-технический базис, что выливается в
анализ и коррекцию перспективного планирования деятельности, поиск новых,
рентабельных форм и технологий, оптимизацию и мобильность управления.
2.3. Выводы. Структурирование проблем
Таким образом, подводя итог вышеприведённому анализу, можно выделить компоненты, имеющие стабильное качество и не нуждающиеся в серьезных изменениях. А именно:
 Дворец творчества имеет стабильный и устойчивый контингент и завоевал
свою нишу на рынке дополнительных образовательных услуг муниципального образования «Город Березники».
 Содержание и качество подготовки обучающихся Дворца творчества соответствуют приоритетам российского дополнительного образования, согласуются с векторами государственной и муниципальной политики в области образования, востребованы социумом.
 Методическая поддержка педагогических работников оказывается участникам конкурсов профессионального мастерства, обеспечивает стабильность присвоения категорий при защите профессионального портфолио,
отражается в качестве разработки и корректировок ДООП.
 Воспитательная система Дворца творчества охватывает мероприятиями
всех участников образовательных отношений, их количество является оптимальным.
 Учреждение, как бывший Дворец пионеров, имеет исторически сложившуюся предпосылку для развития детской общественной организации.
25

 Качество предоставления услуг каникулярной занятости учащихся соответствует государственной и муниципальной политике, имеющийся опыт
обобщен на краевом уровне.
 Учреждение обладает большим и разнообразным опытом проведения массовых, художественных и выпускных программ коллективов Дворца. Качество проведения данных мероприятий стабильно хорошее.
 Учреждение по количеству и качеству поддержанных социальных инициатив можно отнести к категории социально-ответственного субъекта территории муниципального образования «Березники».
Деятельность по данным направлениям планируется проводить в режиме
обычного функционирования учреждения.
Однако другая группа компонентов деятельности Дворца творчества нуждается в изменениях и внедрении инноваций:
 В сфере реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ желательным является:
- увеличение количества ДООП, актуальных по содержанию в подростково-молодежной среде, направленных на развитие IT-компетенций, инженерного
мышления, лидерских качеств учащихся;
- расширение сферы образовательных услуг и увеличение доли детей с
ОВЗ в контингенте учащихся;
- деятельность по поддержке и развитию коллективов, работающих с
мальчиками;
- увеличение доли детей «группы риска», СОП, старшеклассников;
- внедрение дистанционных и электронных форм обучения;
- развитие сферы платных образовательных услуг, в том числе для взрослых.
 Информационное сопровождение во внутреннем образовательном пространстве Дворца творчества можно оценить как достаточное, однако имеет место необходимость возрождения интереса к чтению, формирования у
участников образовательных отношений информационной культуры,
включающей в себя безопасность, достоверность и корректность.
Выход учреждения в культурно-образовательное пространство правобережья диктует активизацию продвижения образовательных и культурнодосуговых услуг.
 В воспитательной системе требуют расширения содержания модули здоровьесбережения, гражданско-правового, нравственного и военнопатриотического воспитания, что предполагается развивать через деятельность ПО РДШ, развитие сети взаимодействия не только на уровне города, но и края.
 Для развития кадровой политики необходимы следующие действия:
- привлечение «молодых» кадров;
- осуществление мер по стабилизации кадров, оказывающих платные дополнительные услуги;
26

- приведение в соответствие с профессиональным стандартом необходимых знаний, умений и трудовых действий педагогических работников;
- увеличение количества педагогов с первой и высшей квалификационной
категорией, работающих на территории Усолья;
- в связи с произошедшим присоединением Усольского ДДТ сглаживание
границ двух разных корпоративных культур, профилактика профессиональных
и личностных конфликтов;
- совершенствование элементов корпоративной культуры Дворца, касающихся профилактики «синдрома эмоционального выгорания» и повышения роли учителя в общественной среде.
 В целях совершенствования внутренней системы оценки качества назрела
необходимость проведения оптимизирующих мероприятий по внедрению
мобильных, малозатратных форм оценивания и диагностики, распределению зон ответственности экспертов и педагогических работников.
 Совершенствование методической работы в учреждении нуждается в адресности, разработке и внедрению персональных карт методического роста
педагогов, систематизации работы над методическими темами.
 Материально-техническая база здания присоединенного Усольского ДДТ
не отвечает современным требованиям и требует финансовых вложений,
что влечет за собой увеличение объемов привлеченных внебюджетных
средств.

27

3.КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ
Концепция программы развития направлена на воплощение миссии учреждения: содействие самореализации каждого участника образовательных отношений в условиях поливариантной среды, отражающей изменения в жизни
общества, системе образования.
В центре образовательного процесса Дворца детского (юношеского)
творчества стоит личность ребенка – высшая цель и смысл педагогической заботы. Именно его интересы и индивидуальные склонности, своеобразие характера, личное достоинство, становление творческой индивидуальности подлежат
изучению и развитию.
Дополнительное образование – это среда объективного объединения воспитания, обучения и развития. Главный принцип дополнительного образования
– это свободный выбор ребёнка. Главный критерий выбора – интерес ребёнка.
А интерес ребёнка рождается, если рядом с ним грамотный, творчески работающий педагог-профессионал.
Государственная образовательная политика в сфере дополнительного образования регламентирует переход от знаниевой к компетентностной парадигме, что требует построения особой образовательной среды. Образовательная
среда – это насыщенная событиями, отношениями, культурными ценностями
пространства, в которой формируется личность обучающегося. По мнению
С.Д.Дерябко, образовательная среда – совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности ребенка, его самоопределения, саморазвития и самореализации.
Основная концептуальная идея программы развития – обновление образовательной среды учреждения для формирования личности, готовой к жизни в
современном цифровом обществе.
Главными компонентами образовательной среды учреждения является содержание (дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы), образовательные технологии, условия (МТБ, педагогические работники,
отношения между участниками образовательной деятельности). Программа
направлена на обновление главных компонентов образовательной среды. Для
воплощения концептуальной идеи разработаны проекты обновления основных
компонентов.
Цели и задачи Программы
Цель: обновление компонентов образовательной среды Дворца детского
(юношеского) творчества для самоопределения, саморазвития и самореализации современного обучающегося.
Задачи:
- обновление содержания дополнительного образования через расширение
спектра дополнительных образовательных программ и технологий;
- развитие воспитательной системы учреждения через деятельность первичной отделения Российского движения школьников;
- обновление и совершенствование внутренней системы оценки качества
образования;
28

- повышение эффективности методического сопровождения образовательной деятельности;
- улучшение материально-технического обеспечения образовательного
процесса за счет привлечения внебюджетных средств и расширения спектра
платных услуг.
4.СТРАТЕГИЯ И ПРАКТИКА ПЕРЕХОДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ В НОВОЕ СОСТОЯНИЕ
Основные этапы и мероприятия Программы развития:
Таблица 9
Этап реализации Программы Основные виды деятельности
развития
Первый этап. ПодготовительСоздание условий (нормативных, методических материный (январь-август 2020г.)
альных и других) для реализации программы.
Второй этап. Внедренческий
(сентябрь 2020г. – декабрь
2022г.)

Переход учреждения в новое инновационное состояние:
- реализация проектов Программы;
- мониторинг процессов развития.

Третий этап. Аналитический
(сентябрь-декабрь 2022г.)

Анализ результатов реализации программы и разработка
концепции и направлений новой программы развития.

Переход учреждения в новое состояние будет осуществлен путем реализации проектов, раскрывающих основные направления Программы:
 Обновление содержания дополнительного образования.
 Деятельность ПО РДШ в воспитательном пространстве учреждения.
 Совершенствование ВСОКО.
 Эффективность методического сопровождения ДО.
 Привлечение внебюджетных средств.
4.1.План мероприятий по реализации программы
Проект 1. «Обновление содержания дополнительного образования»
Цель: обновление содержания дополнительного образования через расширение спектра дополнительных образовательных программ и технологий.
Задачи:
- обновление и расширение спектра дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (ДООП);
- интеграция направлений деятельности РДШ в содержание воспитательной работы;
- внедрение новых современных образовательных технологий, методов,
техник;
- создание эффективной системы управления инновациями.
29

План реализации проекта
№
пп
1
1.1

Таблица 10
Ответственные

Наименование мероприятия

Первый этап. Подготовительный (январь-август 2020г.):
Знакомство с лучшими образовательными практиками УДО края,
России.
1.2. Диагностика уровня владения педагогами современными образовательными технологиями.
1.3 Обучение педагогов современным образовательным методам,
техникам, технологиям, через КПК, семинары, конференции.
1.4 Разработка и экспертиза новых ДООП, отвечающих вызовам современного общества.
2
Второй этап. Внедренческий (сентябрь 2020г. – декабрь 2022г.):
2.1 Апробация и внедрение новых ДООП.

2.5

Создание и организация работы творческих групп для апробации
и внедрения современных образовательных технологий (СОТ),
методов, техник.
Проведение мастер-классов по применению современных образовательных методов, техник, технологий.
Мониторинг эффективности инновационной деятельности.

3
3.1

Третий этап. Аналитический (сентябрь-декабрь 2022г.):
Публикация опыта инновационной деятельности.

3.2

Отчеты творческих групп по результатам внедрения СОТ.

3.3

Отчет по реализации проекта.

3.4

Оценка эффективности реализации проекта (Педагогический совет – далее ПС)

2.2

2.3

Заместитель
директора
Методисты
Методисты
Методисты
Проектная
группа
Проектная
группа
Методисты
Проектная
группа,
методисты
Администрация,
методисты
Заместитель
директора
Заместитель
директора
Заместитель
директора

Ожидаемые результаты:
1. Наличие новых дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
2. Содержание воспитательной работы обновлено и согласуется с направлениями РДШ.
3. Использование новых современных образовательных технологий, методов, техник педагогами дополнительного образования.
4. Создана система управления инновациями в содержании образования.

30

Проект 2. «Деятельность ПО РДШ в воспитательном пространстве
учреждения»
Цель: развитие воспитательной системы учреждения через деятельность
первичной организации Российского движения школьников.
Задачи:
- организация и сопровождение работы первичных организаций РДШ МО
«Город Березники»;
- подготовка и проведение городских мероприятий в рамках РДШ;
- развитие форм детского лидерства через деятельность ученического самоуправления;
- организация взаимодействия с местными отделениями РДШ Пермского
края на предмет обучения и обмена опытом;
- методическое сопровождение интеграции направлений РДШ с содержанием воспитательной работы учреждения.
План реализации проекта
№
пп
1
1.1

Таблица 11
Ответственные

Наименование мероприятия
Первый этап. Подготовительный (январь-август 2020г.)
Организация работы городского штаба РДШ.

Проектная
группа
Куратор

Создание единого медиапространства через группу ВК
«РДШ г. Березники».
2
Второй этап. Внедренческий (сентябрь 2020г. – декабрь 2022г.):
2.1 Реализация плана мероприятий ПО РДШ по направлениям.
Проектная
группа
2.2 Разработка и реализация проектов РДШ: национального проекта
Проектная
«Образование» и платформы «Россия страна возможностей»,
группа
«Проектирование: от идеи до результата».
2.3 Координация работы ПО РДШ.
Куратор
2.4 Организация детского самоуправления.
Куратор
2.5 Создание и организация работы пресс-центра.
Проектная
группа
3
Третий этап. Аналитический (сентябрь-декабрь 2022г.):
3.1 Отчеты ПО РДШ.
Куратор
3.2. Отчет о деятельности органа детского самоуправления.
Куратор
3.3 Отчет о работе пресс-центра.
Куратор
3.4 Оценка эффективности реализации проекта (ПС).
Куратор
1.2

Ожидаемые результаты:
1. Создано и функционирует первичное отделение РДШ.
2. Проведено 10 городских мероприятий по всем направлениям РДШ.
3. Освещает деятельность МО РДШ группа ВК «РДШ г. Березники».
4. Работает ученическое самоуправление.
5. Функционирует пресс-центр МО РДШ.

31

Проект 3. «Совершенствование ВСОКО»
Цель: совершенствование, повышение эффективности внутренней системы оценки качества образования.
Задачи:
- обновление, апробация и внедрение оптимизированной системы оценивания качества образования Дворца творчества (критерии, процедуры, контрольно-измерительные материалы);
- вовлечение всех участников образовательных отношений во ВСОКО;
- выявление факторов, влияющих на повышение качества дополнительного
образования;
- повышение квалификации административных и педагогических работников по вопросам оценки качества образования;
- создание информационных баз данных качества дополнительного образования;
- внедрение информационных технологий для хранения и обработки информации ВСОКО.
План реализации проекта
№
пп
1
1.1
1.2
1.3

1.4
2
2.1

Таблица 12
Ответственные

Наименование мероприятия
Первый этап. Подготовительный (январь-август 2020г.):
Разработка, обсуждение, принятие критериев оценки качества образования Дворца творчества.
Обновление локальных нормативных актов по ВСОКО.
Создание информационных баз данных качества дополнительного образования (обучающиеся, педагоги, родители, ДООП, технологии, МТБ, УМК и др.).
Презентация участникам образовательных отношений критериев
оценки качества образования Дворца творчества.
Второй этап. Внедренческий (сентябрь 2020г. – декабрь 2022г.):
Обучение членов проектной группы по вопросам ВСОКО.

2.2. Апробация и внедрение оптимизированной системы оценивания
качества образования Дворца творчества.
2.3. Создание творческих групп для апробации ВСОКО.
2.4 Презентация участникам образовательных отношений итогов
апробации системы оценки качества образования Дворца творчества.
2.5 Мониторинг качества образования.
2.6
3
3.1
3.2

Внедрение информационных технологий для обеспечения мониторинга
Третий этап. Аналитический (сентябрь-декабрь 2022г.):
Презентация результатов реализации проекта «Совершенствование ВСОКО».
Отчет по результатам самообследования.
32

Проектная
группа
Администрация
Проектная
группа
Проектная
группа
Заместитель
директора
Заместитель
директора
Методисты
Куратор проекта
Заместитель
директора
Методисты
Проектная
группа
Проектная
группа

3.3

Публикация опыта реализации проекта.

3.4

Оценка эффективности реализации проекта (ПС…).

Проектная
группа
Заместитель
директора

Ожидаемые результаты
1. Обновлены локальные нормативные акты по ВСОКО.
2. Наличие обученных специалистов по вопросам ВСОКО.
3. Создана единая система оценки качества образования.
4. Повышена эффективность ВСОКО.
Проект 4. «Эффективность методического сопровождения ДО»
Цель: повышение эффективности методического сопровождения образовательной деятельности.
Задачи:
- разработать, апробировать и внедрить обновленную модель методической службы Дворца творчества;
- организовать работу творческих педагогических сообществ по итогам диагностики педагогической деятельности;
- разработать диагностику педагогической деятельности по трудовым
функциям и действиям профстандарта «Педагог дополнительного образования»;
- внедрить профстандарт «Педагог дополнительного образования»;
- организовать работу педагогов по методической теме;
- увеличить количество участников конкурсов профессионального мастерства различного уровня;
- увеличить долю педагогов первой и высшей квалификационной категории.
План реализации проекта
№ Наименование мероприятия
пп
1
Первый этап. Подготовительный (январь-август 2020г.):
1.1. Разработка современной модели методической службы Дворца
творчества.
1.2. Разработка и проведение диагностики педагогической деятельности по трудовым функциям и действиям профстандарта «Педагог
дополнительного образования».
1.3. Организация работы по методической теме педагогов.
1.4. Проведение установочного совещания для педагогических работников учреждения по теме: «Национальная система учительского
роста: перспективы и проблемы».
2
Второй этап. Внедренческий (сентябрь 2020г. - декабрь 2022г.):
2.1. Апробация и внедрение современной модели методической
службы Дворца творчества.
33

Таблица 13
Ответственные
Проектная
группа
Проектная
группа
Методисты
Методисты

Методисты

2.2. Обучение администрации и специалистов по вопросам внедрения
профессионального стандарта педагога дополнительного образования.
2.3. Организация работы проблемных групп по выявленным в ходе
диагностики затруднениям педагогов.
2.4. Организация работы педагогических сообществ:
(«IT-компетенции педагогов», «Работа с детьми с ОВЗ», «Здоровьесбережение», «Портфолио педагога» и т.д.).
2.5. Организация и проведение конкурсов профессионального мастерства в учреждении.
2.6. Ежегодный анализ реализации проекта.
3
Третий этап. Аналитический (сентябрь-декабрь 2022г.):
3.1 Организация ежегодной конференции по итогам методической и
инновационной деятельности педагогов.
3.2. Ежегодные отчеты педагогов по реализации планов по самообразованию.
3.3 Ежегодные отчеты работы педагогических сообществ.
3.4 Отчет о реализации проекта.

Методисты
Методисты
Методисты
Методисты

Методисты
Методисты
Методисты
Проектная группа

Ожидаемые результаты:
1. Создана современная модель методической службы Дворца творчества.
2. Организована работа по внедрению профстандарта «Педагог дополнительного образования».
3. Созданы условия для внедрения национальной системы учительского
роста (НСУР).
4. Увеличена доля педагогов первой и высшей квалификационной категории.
5. Увеличено количество участников конкурсов профессионального мастерства различного уровня.
6. Представлен лучший опыт работы учреждения на мероприятиях разных
уровней.
7. Создана система работы педагогов по методической теме.
Проект 5. «Внебюджетные средства»
Цель: Увеличение объемов средств от приносящей доход деятельности для
повышения эффективности и качества образовательного процесса, укрепления
учебно-материальной базы учреждения.
Задачи:
1.Содействие удовлетворению запросов населения в сфере дополнительного образования на основе расширения спектра платных образовательных
услуг для детей и взрослых.
2. Продвижение и развитие содержания платных образовательных услуг,
адресованных детям с различными образовательными потребностями (в т.ч.
одаренным, детям с ОВЗ)
3. Укрепление материально-технической базы учреждения.
34

4. Привлечение для оказания платных образовательных услуг высококвалифицированных специалистов по современным образовательным направлениям, востребованным потребителями.
5. Организация профессионального роста педагогических кадров, оказывающих платные образовательные услуги.
План реализации проекта
№
пп
1
1.1

Таблица 14
Ответственные

Наименование мероприятия

Первый этап. Подготовительный (январь-август 2020г.):
Провести опрос населения и проанализировать спрос потребителей на платные образовательные услуги.
1.2. Обновление дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ социально-педагогической, разработка программ технической и спортивной направленности, наиболее востребованных
у населения города.
1.3. Совещание коллектива на тему «Развитие платных образовательных
услуг в учреждении»
2
2.1

2.2
2.3
2.4
2.5

Второй этап. Внедренческий (сентябрь 2020г. - декабрь 2022г.):
Внедрение обновленных дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ, наиболее востребованных у населения
города на платной основе.
Организация и проведение массовых, концертноразвлекательных, художественных программ и т.д.
Повышение профессионального уровня педагогов
Укрепление материально-технической базы учреждения
Ежегодный анализ реализации проекта

3
Третий этап. Аналитический (сентябрь-декабрь 2022г.):
3.1 Отчет по результатам самообследования.
3.2. Мониторинг по выполнению плана по внебюджету на год
(ежемесячно).
3.3. Отчет о реализации проекта.

Проектная
группа
Методисты

Заместитель
директора,
методисты
Проектная
группа
Проектная
группа
Методисты
Администрация
Проектная
группа
Проектная
группа

Ожидаемые результаты:
Расширен спектр платных образовательных услуг предлагаемых взрослому
населению.
Увеличен перечень массовых программ различной тематики.
Увеличено количество потребителей платных образовательных услуг.
Увеличена доля педагогов оказывающих платные образовательные услуги.
Укреплена материально-техническая база учреждения.

35

5. СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Мероприятия по организации контроля
за реализацией программы
Включение направлений и мероприятий Программы
в план деятельности учреждения
Мониторинг выполнения проектов Программы

Таблица 15
Ответственный

Сроки

ежегодно
(август)
в течение
реализации
Программы
Отчеты кураторов проектов Программы на педагоги- ежегодно
ческих советах учреждения
(январь)

заместители директора, директор
заместители
директора,
кураторы проектов
кураторы проектов

Ежегодный отчет перед Наблюдательным советом ежеквартально
учреждения по реализации проекта «Внебюджетные
средства»
Публикация самообследования на сайте учреждения ежегодно

куратор проекта,
директор
заместитель директора,
рабочая группа

6.ПЛАНИРУЕМЫЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
Таблица 16
Показатели
(с нарастающим итогом)

Индикатор

2020г.

2021г.

2022г.

Проект 1. «Обновление содержания дополнительного образования»
Количество новых ДООП (в том числе краткосрочных,
каникулярной занятости)

4

6

8

8%
3 пр.

10%
4 пр.

12%
5 пр.

1

2

3

Доля педагогов, владеющих современными информационными технологиями (% от общего количества)

19%
10 чел.

23%
12 чел.

27%
14 чел.

Количество локальных нормативных актов учреждения по инновационной деятельности

2

3

4

Доля ДООП для детей с ОВЗ от общего количества
программ (% от общего количества/количество программ)
Количество ДООП с дистанционной, электронной
формой обучения

Проект 2. «Деятельность ПО РДШ в воспитательном пространстве
учреждения»
Доля обучающихся, вступивших в РДШ (% от общего
числа учащихся учреждения)
Количество социальных партнеров краевого и федерального уровня, вовлеченных во взаимодействие с
36

3%

5%

7%

2

4

7

учреждением по развитию направлений РДШ
Количество мероприятий РДШ разных уровней

4

7

10

Количество участников мероприятий РДШ

560 чел.

1000 чел.

1400 чел.

Количество участников воспитательных мероприятий

3200 чел.

4300
чел.

6500
чел.

800
чел.

1000
чел.

1600
чел.

Количество родителей-участников воспитательных
мероприятий

Проект 3. «Совершенствование ВСОКО»
Сохранность контингента учащихся /количество обучающихся

2168
чел.

2213
чел.

2258
чел.

Доля учащихся-участников городских массовых
мероприятий (из плана управления образования)

80%

85%

90%

Доля обучающихся, ставших победителями
и призерами мероприятий от краевого уровня и выше
от общего количества участников

50%

55%

60%

Доля обучающихся, ставших победителями
и призерами мероприятий городского уровня от общего количества участников

65%

70%

75%

Количество педагогов, ставших победителями
и призерами рейтинговых мероприятий разного уровня от общего количества участников (город и выше)

2
чел.

3
чел.

4
чел.

Количество ДООП

62

65

67

Количество ДООП, реализуемых на платной основе

4

6

7

Доля участников образовательных отношений,
удовлетворенных качеством образовательных услуг:
- дети;
- родители (законные представители).

90%
80%

93%
83%

95%
85%

Количество публикаций в профессиональных СМИ

3

6

10

Количество коллективов и педагогов, имеющих
сайты и/или группы в социальных сетях

11

13

15

Объем финансовых средств на развитие МТБ, в том
числе учебно-методической базы

589110,00
руб.

733110,00
руб.

877110,00
руб.

Объем финансовых средств, направленных на повышение профессионального уровня педагогов

45000,00
руб.

55000,00
руб.

65000,00
руб.

3823806,06
руб.

3967806,06
руб.

4111806,06
руб.

7000,00
руб.

10000,00
руб.

13000,00
руб.

Объем финансовых средств, привлеченных от внебюджетной деятельности
Объем финансовых средств, направленных на обеспечение доступности образовательных услуг для маломобильных групп населения
37

Проект 4. «Эффективность методического сопровождения ДО»
Количество педагогических работников, прошедших
курсовую подготовку по работе с детьми с ОВЗ
(чел./% от общего количества педагогов)

8
15,7%

12
23,5%

16
31,4%

Количество педагогических работников, прошедших
курсовую подготовку
(чел./% от общего количества педагогов)

32
76%

37
88%

42
100%

12
23,5%

14
27,4%

16
31%

42%

44%

46%

2

3

4

28%
12 чел.

33%
14 чел.

35%
15 чел.

3823806,06
руб.

3967806,06
руб.

4111806,0
6 руб.

73750,73
руб.

73750,73
руб.

73750,73
руб.

3 808 800,00
руб.

3 952
800,00 руб.

4 096
800,00 руб.

- организация и проведение массовых, концертноразвлекательных, художественных программ

7452 чел.

7500 чел.

7550 чел.

Количество заказчиков платных образовательных
услуг

280

295

310

12392
Усл.

12407
Усл.

12422
Усл.

Количество педагогов, вовлеченных в инновационную
деятельность (новые программы, формы обучения,
технологии, техники)
Доля педагогов, имеющих 1 и высшую
квалификационные категории (% от общего количества)
Количество участников конкурсов профессионального
мастерства
Доля педагогов, вовлеченных в деятельность
педагогических сообществ на уровне учреждения

Проект 5. «Внебюджетные средства»
Объем финансовых средств от приносящей доход
деятельности:
- сдача в аренду с согласия учредителя имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного
управления
- оказание платных образовательных услуг

Количество услуг от приносящей доход деятельности
в целом

38

7. ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
РАЗВИТИЯ
- Инертность доли педагогических работников по внедрению инноваций;
- Превышение количества мероприятий, оттягивающих на себя ресурсы
(кадровые, материальные и пр.) от количества запланированных муниципальным заданием;
- Территориальная удаленность мест реализации образовательных программ, возникшая в результате присоединения здания в г.Усолье;
- Техногенный фактор, ведущий за собой миграцию потенциальных потребителей услуг;
- Необходимость проведения капитального ремонта здания в г. Усолье,
потребующий в перспективе размещения учащихся на базах образовательных
организаций;
- Оптимизация сети учреждений дополнительного образования, влекущая
за собой кадровые перестановки, слияние нескольких корпоративных культур,
социальную напряженность, текучесть кадров.

39


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».